Пясецкий ПА-97 Гелистат
PA-97 Вы звоните | |
---|---|
![]() | |
Роль | Экспериментальный тяжелоатлет |
Производитель | Пясецкий Самолет |
Первый полет | 26 апреля 1986 г. |
Ушедший на пенсию | Разрушен в результате крушения 1 июля 1986 г. |
Количество построенных | 1 |
Разработано на основе | Дирижабль класса N Сикорский H-34 |
Piasecki PA-97 Helistat — американский экспериментальный тяжелый самолет, построенный Пясецки путем крепления четырех вертолетов H-34J к каркасу под гелием надутым корпусом дирижабля . [1] Единственный прототип был потерян во время испытательного полета, в результате чего в ходе одного инцидента погиб летчик-испытатель и были ранены еще четверо. [2]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Концепция дизайна Хелистата
[ редактировать ]Концепция Helistat заключалась в том, чтобы дополнить динамическую подъемную силу вертолетов статической подъемной силой оболочки воздушной плавучести. Это обеспечит большую максимальную грузоподъемность при работе с тяжелыми грузами. При небольшом весе (т. е. при движении на площадку без полезной нагрузки) это также высвободит тягу несущего винта вертолета для прямой тяги, что потребует меньшей динамической подъемной силы и меньшего расхода топлива. [1]
Чтобы обеспечить совпадение динамической и статической подъемной силы (в противном случае оболочка будет раскачиваться при увеличении мощности вертолета), непрактично использовать один винт вертолета, поэтому несколько несущих винтов расположены вокруг центра плавучести оболочки.
Дифференциальные изменения общего шага (т.е. тяги) несущих винтов создают мощные управляющие силы. Движение и торможение достигаются за счет циклического наклона несущих винтов, как у обычного вертолета. Рыскающие моменты создаются дифференциальным циклическим наклоном несущих винтов (т.е. в одну сторону вперед, в другую назад). При полете вперед рули направления в хвостовой части дирижабля также добавляют моменты управления по тангажу и рысканию.
Прототип ПА-97
[ редактировать ]PA-97 был построен по контракту ВМС США 1980 года для Лесной службы с целью демонстрации тяжелого вертикального авиалайнера для заготовки древесины в труднодоступной местности. Одиночный демонстратор использовал снятый с вооружения дирижабль ZPG-2W ВМС и четыре Sikorsky H-34 вертолета J. Сочетание большого дирижабля с подъемной силой сделало вертолет длиной 343 фута (104,57 м) самым большим самолетом с динамической подъемной силой в мире. [1]
Используемые вертолеты представляли собой устаревшие образцы давно зарекомендовавшей себя конструкции. Их рулевые винты были сняты, фюзеляжи укорочены, и они были прикреплены к грубому трубчатому алюминиевому каркасу под заполненной гелием оболочкой. Четыре свободно вращающиеся двухколесные тележки под рамой служили ходовой частью. Была высказана критика в адрес структурных качеств и стресс-анализа этой структуры. [3]
Испытательные полеты проводились с военно-морской авиационной инженерной станции Лейкхерст в Нью-Джерси с использованием давно существующих ангаров для обслуживания больших дирижаблей. Первый полет состоялся 26 апреля 1986 года. [4]
1 июля 1986 года ПА-97 разбился сразу после старта во время испытательного полета, в результате чего погиб один из пилотов. [3] [5] Порыв ветра из задней части самолета вызвал движение по трапу. Ходовая часть на это отреагировала плохо, тележки неконтролируемо покачивались. [3] Вибрация в конструкции затем сочетается с явлением вертолета, известным как резонанс земли . [3] Вибрации было достаточно, чтобы вызвать разрушение конструкции, поскольку задний вертолет правого борта оторвался от крепления, его несущие винты врезались в газовый баллон. [3] Неуравновешенная подъемная сила усилила вибрацию, и оставшиеся три вертолета вырвались на свободу. [3] [2]
Технические характеристики
[ редактировать ]![]() |
В этой статье о самолете отсутствуют некоторые (или все) его характеристики . Если у вас есть источники, вы можете помочь Википедии, добавив их . |
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 8 мест, включая пилота.
- Длина: 343 фута 0 дюймов (104,57 м)
- Диаметр: 76 футов 0 дюймов (23,17 м)
- Объемы: 1 011 000 куб футов (28 628,33 м ). 3 )
- Полная масса: 111 917 фунтов (50 765 кг)
- Силовая установка: 4 поршневых двигателя Wright R-1820 -84C мощностью по 380 л.с. (280 кВт) каждая.
Производительность
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «ПА-97 Гелистат» . Авиационная корпорация Пясецкого. Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 г. Проверено 24 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Сводка NTSB NYC86FHD01» . НТСБ . Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Катастрофа Гелистата» . Архивировано из оригинала (видео) 21 мая 2008 года.
- ^ Обзор авиации Джейн: 1986–1987 гг . Джейн. 1987. с. 63. ИСБН 0-7106-0446-7 .
- ^ «Дирижабль потерпел крушение на базе в Джерси» . Нью-Йорк Таймс . 2 июля 1986 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]