Jump to content

Мартин Мариетта X-24

(Перенаправлено с Мартина Мариетты X-24A )

Х-24
Х-24Б в полете
Роль Подъемный кузов
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Мартин Мариетта
Первый полет
  • 17 апреля 1969 г. (Х-24А)
  • 1 августа 1973 г. (X-24B)
Ушедший на пенсию 26 ноября 1975 г.
Основные пользователи ВВС США
НАСА
Количество построенных 1 (Х-24А, переоборудован в Х-24Б)
Разработано на основе Х-23 ПРАЙМ

Martin Marietta X-24 — американский экспериментальный самолет, разработанный в рамках совместной ВВС США и НАСА программы под названием «ПИЛОТ» (1963–1975). Он был спроектирован и построен для проверки концепции несущего тела , экспериментов с концепцией входа в атмосферу и приземления без двигателя, которая позже использовалась в космическом шаттле . [1] Первоначально построенный как X-24A , позже самолет был переоборудован в X-24B .

X-24 был запущен с модифицированного B-52 Stratofortress на большой высоте перед запуском ракетного двигателя; израсходовав ракетное топливо, пилот направлял Х-24 на посадку без двигателя. [2] [3]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Мартин Х-24А

X-24 входил в группу несущих тел, которыми управлял Центр летных исследований НАСА (ныне Центр летных исследований Армстронга ) в рамках совместной программы с ВВС США на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии с 1963 по 1975 год. использовались для демонстрации способности пилотов маневрировать и безопасно приземлять бескрылые аппараты, предназначенные для возвращения на Землю из космоса и приземления, как самолет, в заранее определенном месте.

Аэродинамическая подъемная сила несущих тел, необходимая для полета в атмосфере, получалась за счет их формы. Добавление килей и рулей позволило пилотам стабилизировать и контролировать машины, а также регулировать траекторию их полета.

X-24 (модель SV-5P) был построен Мартином Мариеттой и летал с авиабазы ​​Эдвардс в Калифорнии. X-24A был четвертым самолетом несущего кузова, совершившим полет; он последовал за NASA M2-F1 в 1964 году, Northrop HL-10 в (1966 году), Northrop M2-F2 в 1966 году и предшествовал Northrop M2-F3 (1970).

X-24A имел толстую короткую каплевидную форму с вертикальными стабилизаторами для управления. Свой первый планирующий полет без двигателя он совершил 17 апреля 1969 года под управлением майора ВВС Джерольда Р. Джентри . Джентри также совершил свой первый полет с двигателем 19 марта 1970 года. Корабль был поднят на высоту около 45 000 футов (13,7 км) с помощью модифицированного B-52 , а затем запущен в сброс, а затем либо планировал вниз, либо использовал свой ракетный двигатель для подъема на большую высоту. прежде чем скользить вниз. X-24A совершил 28 полетов на скорости до 1036 миль в час (1667 км/ч) и на высоте до 71 400 футов (21,8 км).

Конструкция X-24B возникла на основе семейства потенциальных форм входа в атмосферу, каждая из которых имеет более высокое аэродинамическое качество , предложенных Лабораторией динамики полета ВВС. Чтобы снизить затраты на строительство исследовательского автомобиля, ВВС вернули X-24A корпорации Martin Marietta (которой стала компания Martin Aircraft после слияния) для модификаций, которые превратили его выпуклую форму в форму, напоминающую «летающий утюг» - закругленную. верх, плоский низ и двойная дельта в плане, заканчивающаяся заостренным носом.

Джон Манке был первым, кто совершил планирующий полет на X-24B 1 августа 1973 года. Он также был пилотом первого полета с двигателем 15 ноября 1973 года.

В период с 1972 по 1978 год выдвигалось множество предложений по проекту X-24C. Пожалуй, самым примечательным был проект Lockheed Skunk Works , L-301 , который должен был использовать ГПВРД для достижения максимальной скорости 8 Маха. [4]

Узнав о замечании Чака Йегера о том, что он хотел бы иметь несколько подъемных тел с реактивным двигателем для учебных целей, Мартин по собственной инициативе спроектировал и построил два экземпляра SV-5J. [1]

SV-5J представлял собой реактивную версию X-24A с ракетным двигателем. SV-5J имел такие же размеры, как X-24A, но был оснащен одним реактивным двигателем Pratt & Whitney J60-PW-1 тягой 1360 кгс вместо ракеты XLR-11-RM-13 от X-24A. двигатель. Мартин также изготовил полномасштабный нелетный макет SV-5J. (Путаница с количеством построенных изделий может быть связана с тем, что макет был включен в производственный список.) [ нужна ссылка ]

Мартину не удалось убедить Милта Томпсона полететь на SV-5J, даже после того, как он предложил бонус в размере 20 000 долларов. Оба экземпляра так и не взлетели.

Поскольку первоначальный X-24A был преобразован в X-24B, один из SV-5J в конечном итоге был преобразован в X-24A для демонстрации в ВВС США Национальном музее на авиабазе Райт-Паттерсон , штат Огайо , рядом с оригинальный Х-24Б.

Операционная история

[ редактировать ]

X-24A совершил 28 полетов в рамках программы, которая, как и HL-10, подтвердила концепцию, согласно которой космический корабль-шаттл может приземляться без двигателя. Максимальная скорость, достигнутая X-24A, составила 1036 миль в час (1667 км/ч или 1,6 Маха ). Его максимальная высота составляла 71 400 футов (21,8 км). Он был оснащен ракетным двигателем XLR-11 с максимальной теоретической вакуумной тягой 8480 фунтов силы (37,7 кН ).

В 1972 году X -24A был модифицирован в более стабильный X-24B совершенно другой формы. Луковицеобразная форма X-24A была преобразована в форму «летающего утюга» с закругленным верхом, плоским низом и формой в плане в виде двойного треугольника. это закончилось острым носом. Он стал основой для Martin SV-5J. Форма X-24A позже была позаимствована для демонстратора технологий X-38 Crew Return Vehicle (CRV) для Международной космической станции.

Пилоты Х-24А

  • Джерольд Р. Джентри - 13 полетов
  • Джон А. Манке - 12 полетов
  • Сесил В. Пауэлл - 3 полета
X-24B в музее ВВС США

X-24B продемонстрировал, что точная посадка боеголовки без двигателя осуществима с оперативной точки зрения. Максимальная скорость, достигнутая X-24B, составила 1164 миль в час (1873 км/ч), а максимальная высота, которую он достиг, составила 74 130 футов (22,59 км). Пилотом последнего полета X-24B с двигателем был Билл Дана , который также совершил последний полет X-15 примерно семь лет назад.

Среди последних полетов X-24B были две точные посадки на главную бетонную взлетно-посадочную полосу в Эдвардсе. Эти полеты выполняли Манке и майор ВВС Майк Лав и представляли собой последнюю веху в программе, которая помогла написать план полета для программы «Спейс Шаттл».

X-24B был последним самолетом, участвовавшим в программе Lifting Body Драйдена. X-24B совершил 36 полетов.

X-24B выставлен на всеобщее обозрение в Национальном музее ВВС США , авиабаза Райт-Паттерсон , штат Огайо.

Пилоты Х-24Б

Серийный номер

[ редактировать ]
  • 66-13551
    • Х-24А, 28 свободных полетов; 10 без питания, 18 с питанием
    • Х-24В, 36 свободных полетов; 12 без питания, 24 с питанием

Технические характеристики (Х-24Б)

[ редактировать ]
Схема Х-24А
Схема Х-24Б

Данные Jane's All the World's Aircraft, 65-е изд. (1974–75) [5]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 868 узлов (999 миль в час, 1608 км/ч) на высоте 60 000 футов (18 288 м)
  • Максимальная скорость: 1,52 Маха.
  • Диапазон: 39 миль (45 миль, 72 км) [ нужна ссылка ]
  • Практический потолок: 74 130 футов (22 590 м)
  • Нагрузка на крыло: 42 фунта/кв. футов (210 кг/м). 2 ) [ нужна ссылка ]
  • Тяга/вес : 0,71 [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Рид, Р. Дейл; Дарлин Листер (2002). Бескрылый полет: история несущего тела . Университетское издательство Кентукки. ISBN  0-8131-9026-6 . также доступен в виде PDF-файла .
  2. ^ «МАРТИН Х-24Б» . Национальный музей ВВС США. 26 августа 2009. Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 года . Проверено 15 июля 2017 г.
  3. ^ «Запуск X-24B – десантирование с базового корабля» . Центр летных исследований Драйдена. Архивировано из оригинала 6 октября 1999 года . Проверено 25 марта 2013 г.
  4. ^ Дженкинс, Деннис Р. (2001). Спейс шаттл: История национальной космической транспортной системы (3-е изд.). Вояджер Пресс. ISBN  0-9633974-5-1 .
  5. ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1974). Jane's All the World's Aircraft 1974–75 (65-е ежегодное издание). Нью-Йорк: Franklin Watts Inc., с. 382. ИСБН  978-0354005029 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Миллер, Джей. X-Planes: от X-1 до X-45. Хинкли, Великобритания: Мидленд, 2001.
  • Рид, Р. Дейл с Дарлин Листер. Бескрылый полет: история несущего тела . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки, 2002. ISBN   0-8131-9026-6 .
  • Роуз, Билл, 2008. Секретные проекты: военно-космические технологии. Хинкли, Англия: Midland Publishing.
  • Винчестер, Джим. «Мартин-Мариетта Х-24». X-самолеты и прототипы». Лондон: Amber Books Ltd., 2005. ISBN   1-904687-40-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3f893260f2746d45f239824afb798db__1709031300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/db/c3f893260f2746d45f239824afb798db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Martin Marietta X-24 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)