Мартин Мариетта X-24
Х-24 | |
---|---|
Х-24Б в полете | |
Роль | Подъемный кузов |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Мартин Мариетта |
Первый полет |
|
Ушедший на пенсию | 26 ноября 1975 г. |
Основные пользователи | ВВС США НАСА |
Количество построенных | 1 (Х-24А, переоборудован в Х-24Б) |
Разработано на основе | Х-23 ПРАЙМ |
Martin Marietta X-24 — американский экспериментальный самолет, разработанный в рамках совместной ВВС США и НАСА программы под названием «ПИЛОТ» (1963–1975). Он был спроектирован и построен для проверки концепции несущего тела , экспериментов с концепцией входа в атмосферу и приземления без двигателя, которая позже использовалась в космическом шаттле . [1] Первоначально построенный как X-24A , позже самолет был переоборудован в X-24B .
X-24 был запущен с модифицированного B-52 Stratofortress на большой высоте перед запуском ракетного двигателя; израсходовав ракетное топливо, пилот направлял Х-24 на посадку без двигателя. [2] [3]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]X-24 входил в группу несущих тел, которыми управлял Центр летных исследований НАСА (ныне Центр летных исследований Армстронга ) в рамках совместной программы с ВВС США на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии с 1963 по 1975 год. использовались для демонстрации способности пилотов маневрировать и безопасно приземлять бескрылые аппараты, предназначенные для возвращения на Землю из космоса и приземления, как самолет, в заранее определенном месте.
Аэродинамическая подъемная сила несущих тел, необходимая для полета в атмосфере, получалась за счет их формы. Добавление килей и рулей позволило пилотам стабилизировать и контролировать машины, а также регулировать траекторию их полета.
X-24 (модель SV-5P) был построен Мартином Мариеттой и летал с авиабазы Эдвардс в Калифорнии. X-24A был четвертым самолетом несущего кузова, совершившим полет; он последовал за NASA M2-F1 в 1964 году, Northrop HL-10 в (1966 году), Northrop M2-F2 в 1966 году и предшествовал Northrop M2-F3 (1970).
X-24A имел толстую короткую каплевидную форму с вертикальными стабилизаторами для управления. Свой первый планирующий полет без двигателя он совершил 17 апреля 1969 года под управлением майора ВВС Джерольда Р. Джентри . Джентри также совершил свой первый полет с двигателем 19 марта 1970 года. Корабль был поднят на высоту около 45 000 футов (13,7 км) с помощью модифицированного B-52 , а затем запущен в сброс, а затем либо планировал вниз, либо использовал свой ракетный двигатель для подъема на большую высоту. прежде чем скользить вниз. X-24A совершил 28 полетов на скорости до 1036 миль в час (1667 км/ч) и на высоте до 71 400 футов (21,8 км).
Х-24Б
[ редактировать ]Конструкция X-24B возникла на основе семейства потенциальных форм входа в атмосферу, каждая из которых имеет более высокое аэродинамическое качество , предложенных Лабораторией динамики полета ВВС. Чтобы снизить затраты на строительство исследовательского автомобиля, ВВС вернули X-24A корпорации Martin Marietta (которой стала компания Martin Aircraft после слияния) для модификаций, которые превратили его выпуклую форму в форму, напоминающую «летающий утюг» - закругленную. верх, плоский низ и двойная дельта в плане, заканчивающаяся заостренным носом.
Джон Манке был первым, кто совершил планирующий полет на X-24B 1 августа 1973 года. Он также был пилотом первого полета с двигателем 15 ноября 1973 года.
Х-24С
[ редактировать ]В период с 1972 по 1978 год выдвигалось множество предложений по проекту X-24C. Пожалуй, самым примечательным был проект Lockheed Skunk Works , L-301 , который должен был использовать ГПВРД для достижения максимальной скорости 8 Маха. [4]
СВ-5Д
[ редактировать ]Узнав о замечании Чака Йегера о том, что он хотел бы иметь несколько подъемных тел с реактивным двигателем для учебных целей, Мартин по собственной инициативе спроектировал и построил два экземпляра SV-5J. [1]
SV-5J представлял собой реактивную версию X-24A с ракетным двигателем. SV-5J имел такие же размеры, как X-24A, но был оснащен одним реактивным двигателем Pratt & Whitney J60-PW-1 тягой 1360 кгс вместо ракеты XLR-11-RM-13 от X-24A. двигатель. Мартин также изготовил полномасштабный нелетный макет SV-5J. (Путаница с количеством построенных изделий может быть связана с тем, что макет был включен в производственный список.) [ нужна ссылка ]
Мартину не удалось убедить Милта Томпсона полететь на SV-5J, даже после того, как он предложил бонус в размере 20 000 долларов. Оба экземпляра так и не взлетели.
Поскольку первоначальный X-24A был преобразован в X-24B, один из SV-5J в конечном итоге был преобразован в X-24A для демонстрации в ВВС США Национальном музее на авиабазе Райт-Паттерсон , штат Огайо , рядом с оригинальный Х-24Б.
Операционная история
[ редактировать ]X-24A совершил 28 полетов в рамках программы, которая, как и HL-10, подтвердила концепцию, согласно которой космический корабль-шаттл может приземляться без двигателя. Максимальная скорость, достигнутая X-24A, составила 1036 миль в час (1667 км/ч или 1,6 Маха ). Его максимальная высота составляла 71 400 футов (21,8 км). Он был оснащен ракетным двигателем XLR-11 с максимальной теоретической вакуумной тягой 8480 фунтов силы (37,7 кН ).
В 1972 году X -24A был модифицирован в более стабильный X-24B совершенно другой формы. Луковицеобразная форма X-24A была преобразована в форму «летающего утюга» с закругленным верхом, плоским низом и формой в плане в виде двойного треугольника. это закончилось острым носом. Он стал основой для Martin SV-5J. Форма X-24A позже была позаимствована для демонстратора технологий X-38 Crew Return Vehicle (CRV) для Международной космической станции.
Пилоты Х-24А
- Джерольд Р. Джентри - 13 полетов
- Джон А. Манке - 12 полетов
- Сесил В. Пауэлл - 3 полета
Х-24Б
[ редактировать ]X-24B продемонстрировал, что точная посадка боеголовки без двигателя осуществима с оперативной точки зрения. Максимальная скорость, достигнутая X-24B, составила 1164 миль в час (1873 км/ч), а максимальная высота, которую он достиг, составила 74 130 футов (22,59 км). Пилотом последнего полета X-24B с двигателем был Билл Дана , который также совершил последний полет X-15 примерно семь лет назад.
Среди последних полетов X-24B были две точные посадки на главную бетонную взлетно-посадочную полосу в Эдвардсе. Эти полеты выполняли Манке и майор ВВС Майк Лав и представляли собой последнюю веху в программе, которая помогла написать план полета для программы «Спейс Шаттл».
X-24B был последним самолетом, участвовавшим в программе Lifting Body Драйдена. X-24B совершил 36 полетов.
X-24B выставлен на всеобщее обозрение в Национальном музее ВВС США , авиабаза Райт-Паттерсон , штат Огайо.
Пилоты Х-24Б
- Джон А. Манке - 16 полетов
- Майкл В. Лав - 12 полетов
- Уильям Х. Дана - 2 полета
- Эйнар К. Эневолдсон – 2 полета
- Томас К. Макмертри - 2 полета
- Фрэнсис Скоби - 2 полета
Серийный номер
[ редактировать ]- 66-13551
- Х-24А, 28 свободных полетов; 10 без питания, 18 с питанием
- Х-24В, 36 свободных полетов; 12 без питания, 24 с питанием
Технические характеристики (Х-24Б)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 65-е изд. (1974–75) [5]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 37 футов 6 дюймов (11,43 м)
- Размах крыльев: 19 футов 2 дюйма (5,84 м)
- Высота: 10 футов 4 дюйма (3,15 м)
- Площадь крыла: 330 кв. футов (31 м 2 )
- Вес пустого: 7800 фунтов (3538 кг) без пороха.
- Максимальный взлетный вес: 13 800 фунтов (6 260 кг) [ нужна ссылка ]
- Запас топлива: общий вес топлива 4500 фунтов (2041 кг) (топливо этиловый спирт/вода и окислитель LOX)
- Силовая установка: 1 Reaction Motors XLR-11-RM-13 (Тиокол), тяга 8000 фунтов силы (36 кН). 4-камерный жидкостный ракетный двигатель
- Силовая установка: 2 Bell LLRV с тягой 400–500 фунтов силы (1,8–2,2 кН) каждый (опция). твердотопливных ракетных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 868 узлов (999 миль в час, 1608 км/ч) на высоте 60 000 футов (18 288 м)
- Максимальная скорость: 1,52 Маха.
- Диапазон: 39 миль (45 миль, 72 км) [ нужна ссылка ]
- Практический потолок: 74 130 футов (22 590 м)
- Нагрузка на крыло: 42 фунта/кв. футов (210 кг/м). 2 ) [ нужна ссылка ]
- Тяга/вес : 0,71 [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Мартин X-23 ПРАЙМ
- Локхид L-301 (X-24C)
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рид, Р. Дейл; Дарлин Листер (2002). Бескрылый полет: история несущего тела . Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-9026-6 . также доступен в виде PDF-файла .
- ^ «МАРТИН Х-24Б» . Национальный музей ВВС США. 26 августа 2009. Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 года . Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ «Запуск X-24B – десантирование с базового корабля» . Центр летных исследований Драйдена. Архивировано из оригинала 6 октября 1999 года . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ Дженкинс, Деннис Р. (2001). Спейс шаттл: История национальной космической транспортной системы (3-е изд.). Вояджер Пресс. ISBN 0-9633974-5-1 .
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1974). Jane's All the World's Aircraft 1974–75 (65-е ежегодное издание). Нью-Йорк: Franklin Watts Inc., с. 382. ИСБН 978-0354005029 .
Библиография
[ редактировать ]- Миллер, Джей. X-Planes: от X-1 до X-45. Хинкли, Великобритания: Мидленд, 2001.
- Рид, Р. Дейл с Дарлин Листер. Бескрылый полет: история несущего тела . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки, 2002. ISBN 0-8131-9026-6 .
- Роуз, Билл, 2008. Секретные проекты: военно-космические технологии. Хинкли, Англия: Midland Publishing.
- Винчестер, Джим. «Мартин-Мариетта Х-24». X-самолеты и прототипы». Лондон: Amber Books Ltd., 2005. ISBN 1-904687-40-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция фотографий NASA Dryden X-24
- X-24A и X-24B в Энциклопедии Астронавтики