Мартин М-130
М-130 | |
---|---|
![]() | |
Чайна Клипер в 1935 году | |
Роль | Летающая лодка |
Производитель | Компания Гленна Л. Мартина |
Первый полет | 30 декабря 1934 г. |
Введение | 22 ноября 1935 г. |
Статус | Разрушен |
Основной пользователь | Пан Американ Эйрвэйз |
Количество построенных | 3 |

Martin M-130 — коммерческая летающая лодка, спроектированная и построенная в 1935 году компанией Glenn L. Martin в Балтиморе, штат Мэриленд , для авиакомпании Pan American Airways . Всего было построено три: China Clipper , Philippine Clipper и Hawaii Clipper . Все три разбились к 1945 году. Похожая конструкция летающей лодки под названием « Мартин 156 » и названная «Русский клипер » была построена для Советского Союза ; у него было крыло большего размера (что давало ему большую дальность полета) и два вертикальных стабилизатора .
Мартин назвал их Martin Ocean Transports, но для публики это были «Китайские клиперы», название, которое стало общим термином для больших летающих лодок Pan Am, включая, задним числом, меньший Sikorsky S-42 (первый полет которого состоялся в 1931 году). и более крупный Боинг 314 (первый полет состоялся в 1938 году). [1]
Все трое в конечном итоге были потеряны; первый в 1938 году пропал при полете над Тихим океаном, затем в 1943 году один в плохую погоду улетел на склон калифорнийской горы и, наконец, в 1945 году последний разбился при приземлении в Тринидаде и Тобаго. В свое время они прокладывали одни из самых протяженных авиалиний, а также служили транспортными средствами во время Второй мировой войны. Один из них помог эвакуировать около 40 мирных жителей со злополучного острова Уэйк в начале Второй мировой войны, который вскоре был захвачен Японской империей.
Операционная история
[ редактировать ]


Разработанный для удовлетворения Pan American World Airways желания президента Хуана Триппе создать самолет для транстихоокеанских перевозок. [2] М-130 представляла собой цельнометаллическую летающую лодку с обтекаемой аэродинамикой и двигателями, достаточно мощными, чтобы соответствовать заданной Pan Am дальности полета и полезной нагрузке. Они были проданы за 417 000 долларов США. Первый полет состоялся 30 декабря 1934 года. [3] 22 ноября 1935 года « Чайна Клиппер» , пилотируемый капитаном Эдвином К. Мьюзиком и первым офицером РОДом Салливаном, совершил первый транстихоокеанский маршрут авиапочты. [1] Почтовая марка «Каталог Скотта C-20» была напечатана для использования в транстихоокеанских перевозках. Позже с расширенным сроком службы были выпущены еще два номинала. Все три имеют одинаковый дизайн, на котором изображен М-130 в полете.
Еженедельные пассажирские рейсы через Тихий океан начались в октябре 1936 года, когда компания Hawaii Clipper покинула Сан-Франциско и направилась в Манилу , остановившись на ночь в Гонолулу , на острове Мидуэй , на острове Уэйк и на Гуаме . S-42 начал летать по маршруту Манила — Гонконг в 1937 году, а «Мартины» заменили его в 1938 году. [1]
В июле 1938 года «Гавайский клипер» исчез между Гуамом и Манилой, потеряв девять членов экипажа и шесть пассажиров. Причина не установлена. [4]
Их дальность полета и мощность сделали их ценными для трансокеанских военных полетов во время Второй мировой войны . Начиная с 1942 года два оставшихся самолета использовались в качестве транспортных средств ВМС США .
Филиппинский «Клипер» выполнял гражданский рейс, когда он столкнулся – и выжил – с внезапным нападением японцев на остров Уэйк в декабре 1941 года, последовавшим за нападением на Перл-Харбор . [5] [6] Он разбился в январе 1943 года между Юкайей и Бунвиллем , Калифорния, во время рейса из Гонолулу. ComSubPac Адмирал Роберт Х. Инглиш и еще 18 человек были убиты. [7]
В январе 1945 года самолет China Clipper вылетел из Майами первым регулярным рейсом Pan Am в район нынешней Киншасы в Демократической Республике Конго . Маршрут пролегал через Бразилию, а затем пересек Южную часть Атлантического океана , но последний уцелевший М-130 не завершил полет. Он разбился и затонул во время приземления в Порт-оф-Спейне , на Вест-Индских островах британской колонии Тринидад и Тобаго , 8 января, в результате чего погибли 23 человека, находившихся на борту. [8]
Имя | Изображение | Регистрация | Доставленный | Потерянный |
---|---|---|---|---|
Гавайи Клипер | ![]() | NC14714 | 3 марта 1936 г. | 28 июля 1938 г. [10] [11] |
Филиппинский клипер | ![]() | NC14715 | 14 ноября 1935 г. | 21 января 1943 г. |
Китай Клипер | ![]() | NC14716 | 9 октября 1935 г. | 8 января 1945 г. [12] |
Технические характеристики (Мартин М-130)
[ редактировать ]Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: шесть-девять (капитан, первый помощник, младший летный офицер, технический офицер, помощник инженера, радист, штурман, а также бортпроводники)
- Вместимость: 36 дневных, 18 ночных пассажиров.
- Длина: 90 футов 10,5 дюймов (27,7 м)
- Размах крыльев: 130 футов 0 дюймов (39,7 м)
- Высота: 24 фута 7 дюймов (7,5 м)
- Максимальный взлетный вес: 52 252 фунта (23 701 кг)
- Силовая установка: 4 14-цилиндровых радиальных двигателя Pratt & Whitney R-1830- S2A5G Twin Wasp мощностью 830 л.с. (708 кВт) каждый, позже по 950 л.с. с гидроматическими гребными винтами.
Производительность
- Максимальная скорость: 180 миль в час (290 км/ч, 160 узлов)
- Крейсерская скорость: 130 миль в час (209 км/ч, 110 узлов)
- Диапазон: 3200 миль (5150 км, 2800 миль)
- Практический потолок: 10 000 футов (3048 м)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Flying Clippers. Архивировано 6 апреля 2010 г. в Wayback Machine без даты, URL-адрес получен 19 августа 2007 г.
- ↑ В погоне за солнцем на PBS.com без даты, URL получен 20 августа 2007 г.
- ↑ Золотой век авиации без даты, URL получен 20 августа 2007 г.
- ^ Сеть авиационной безопасности , 10 октября 2006 г., URL-адрес получен 19 августа 2007 г.
- ↑ Flying Clippers at War. Архивировано 11 сентября 2010 г. в Wayback Machine , без даты, URL-адрес получен 20 августа 2007 г.
- ^ «Японцы атаковали остров Мидуэй» . Мадера Трибьюн . 11 декабря 1941 года . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Сеть авиационной безопасности без даты, URL-адрес получен 20 августа 2007 г.
- ↑ Отчет об авиационном происшествии в Aviation Safety Network, 23 октября 2006 г., URL-адрес получен 20 августа 2007 г.
- ^ «Мартин М-130» . Летающие лодки Pan Am Clipper . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ «Манильский клипер затерян в море» . Мадера Трибьюн . 29 июля 1938 года . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Реберн, Пол (11 августа 1980 г.). «Найдена ли «летающая лодка»?» . Солнце пустыни . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ «23 человека погибли в результате крушения клипера на Тринидаде» . Санта-Крус-Сентинел-Новости . ВВЕРХ. 10 января 1945 года . Проверено 23 марта 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дэвис, Эд (май – июнь 2000 г.). «Клипер в Китай: самолеты Martin 130 компании Pan Am в Тихом океане, часть вторая». Любитель воздуха . № 87. С. 2–8. ISSN 0143-5450 .
- «Характеристики американских самолетов» . Авиация . Том. 36, нет. 4. Апрель 1937 г., стр. 66–71.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотогалерея Мартина М-130 в библиотеке Университета Майами
- «Китайский клипер — гигант Тихоокеанского воздушного флота», журнал «Популярная механика» , январь 1936 г.