Китай Клипер
Китай Клипер | |
---|---|
![]() | |
Martin M-130 NC14716 Китай Машинка для стрижки | |
Тип | Мартин М-130 |
Производитель | Компания Гленна Л. Мартина |
Регистрация | NC14716 |
Первый полет | декабрь 1934 г. |
Владельцы и операторы | Пан Американ Эйрвэйз |
Последний рейс | 8 января 1945 г. |
Судьба | Разбился при заходе на посадку из-за чрезмерной скорости и скорости снижения ( CFIT ). |
China Clipper (NC14716) была первой из трех Martin M-130, четырехмоторных летающих лодок построенных для Pan American Airways , и использовалась для открытия первой коммерческой транстихоокеанской авиапочтовой службы из Сан-Франциско в Манилу 22 ноября 1935 года. [1] Построенный за 417 000 долларов компанией Glenn L. Martin в Балтиморе , штат Мэриленд , он был доставлен Pan Am 9 октября 1935 года. [2] Это был один из крупнейших самолетов своего времени.
22 ноября 1935 года он вылетел из Аламеды, штат Калифорния, чтобы доставить первый авиапочтовый груз через Тихий океан. [3] Хотя первый план полета предусматривал, что China Clipper пролетит над мостом Сан-Франциско-Окленд через залив (в то время все еще строившимся), пилот после взлета понял, что самолет не преодолеет конструкцию, и был вынужден лететь узко. вместо этого под [ нужна ссылка ] . 29 ноября самолет достиг пункта назначения, Манилы, пройдя через Гонолулу , остров Мидуэй , остров Уэйк и Сумай, Гуам , и доставил более 110 000 почтовых отправлений . В состав экипажа этого полета входили Эдвин К. Мюзик в качестве пилота и Фред Нунан в качестве штурмана. [4] Открытие океанской авиапочты и коммерческих авиаперелетов через Тихий океан стало значительным событием как для Калифорнии , так и для всего мира. Его отправной точкой является историческая достопримечательность Калифорнии № 968 , которую можно найти на авиабазе ВМС Аламеда . [5]
Самолет
[ редактировать ]
Хотя каждому клиперу, вступавшему в состав Панамериканского флота для работы на транстихоокеанских маршрутах, было присвоено индивидуальное имя, в совокупности они были известны как China Clippers .
Хотя Sikorsky S-42 в первых испытательных полетах использовалась летающая лодка , ее дальность полета была недостаточной для перевозки пассажиров по маршруту. В результате пассажирские перевозки были начаты на летающих лодках Martin M-130: [6]
- China Clipper (NC-14716), октябрь 1935 г.
- Филиппинский клипер (NC-14715), ноябрь 1935 г.
- Гавайский клипер (NC-14714), март 1936 г.
более крупные летающие лодки Boeing 314 Clipper : Позже на маршрут были выделены [ нужна ссылка ]
- Гонолулу Клипер (NC-18601), январь 1939 г.
- Калифорния Клипер (NC-18602), январь 1939 г.
- Pacific Clipper (NC-18609(A)) Май 1941 г.
Дополнительные клиперы были назначены на трансатлантические и южноамериканские маршруты, обслуживаемые Pan-American.
Размах крыльев China Clipper составлял 130 футов, а вес - 52 000 фунтов. Он был оснащен четырьмя 14-цилиндровыми радиальными двигателями Pratt & Whitney Twin Wasp и мог развивать максимальную скорость 180 миль в час. Самолет имел максимальную дальность полета 3200 миль, крейсерский потолок 17 000 футов и мог перевозить 18 пассажиров в ночных рейсах или 46 пассажиров в однодневных поездках. [7]
По сути, клиперы представляли собой роскошные летающие отели со спальными местами, столовыми и удобствами для отдыха в дополнение к обычным местам для сидения в самолете. На первых рейсах экипаж превосходил пассажиров по численности. В результате цена обратного авиабилета из Сан-Франциско в Гонолулу составила $1700. [8] (эквивалент 36 000 долларов США в 2023 году) [9] . Для сравнения: в конце 1930-х годов новенький автомобиль «Плимут» стоил около 600 долларов.
Служба авиапочты
[ редактировать ]
Значительные усилия были приложены к подготовке к открытию первого транстихоокеанского авиапочтового рейса. В Сан-Франциско празднование первого транстихоокеанского авиапочтового рейса включало фейерверк, а оркестр играл марш Соузы . За одиннадцать дней до этого Мьюзик прилетел на China Clipper с завода Гленна Л. Мартина в Мидл-Ривер, штат Мэриленд, в Калифорнию на первое мероприятие. Корабли пришвартовались в бухте, чтобы наблюдать за историческим событием, в знак уважения подавая свистки и сирены. Было подсчитано, что до ста тысяч человек наблюдали за этим с разных берегов залива Сан-Франциско . Было произнесено несколько выступлений различных общественных деятелей, после чего состоялась торжественная погрузка многочисленных почтовых мешков. Приказ Мьюзика об отплытии был публично передан его боссом Хуаном Триппе, а все мероприятие транслировалось по радио CBS и NBC, а также транслировалось по семи зарубежным сетям. [10]
Относительно небольшая дальность полета самолета означала, что на промежуточных остановках по маршруту, особенно на практически необитаемых островах Уэйк и Мидуэй, приходилось размещать гостиницы, предприятия общественного питания, причалы, ремонтные, дорожные и радиотехнические средства. По маршруту было пройдено почти полмиллиона миль, прежде чем были перевезены платные пассажиры. [11]

China Clipper был первым коммерческим самолетом, наладившим регулярный маршрут авиапочты из США через Тихий океан. Свой первый рейс авиапочты China Clipper вылетел из Аламеды, штат Калифорния, 22 ноября 1935 года и в течение одной недели проследовал в Манилу через Гонолулу, остров Мидуэй, остров Уэйк и Гуам. Все остановки были выбраны на основе того, что они были связаны с маршрутом «всеамериканского» флага, то есть стран, дружественных Соединенным Штатам. [7]

На борту первого рейса авиапочты не было пассажиров, только члены экипажа. Полезная нагрузка состояла из 111 000 конвертов общим весом около 2 000 фунтов, что сделало это крупнейшее почтовое отправление, когда-либо перевозившееся на борт самолета. Перед отлетом клипера почтовое отделение, которое рассчитывало только на треть окончательного общего объема, продолжало привозить все больше авиапочты со всей страны. В Сан-Франциско около 100 почтовых служащих были заняты подготовкой десятков тысяч писем для их доставки на борт «Клипера». Полезная нагрузка почты почти полностью была филателистической и состояла из конвертов, подготовленных коллекционерами, которые хотели получить образец почты, доставленной «первым рейсом». Чтобы разместить неожиданный объем почты, мебель на борту, предназначенная для пассажиров, была снята, чтобы освободить место для многих десятков почтовых мешков. [7]

China Clipper прибыл в Манилу 29 ноября 1935 года, в восьми тысячах миль от Сан-Франциско, сделав предварительные остановки в Гонолулу , на острове Мидуэй , на острове Уэйк и на Гуаме . Не считая времени ожидания в нескольких портах по маршруту, фактический налет самолета составил 59 часов 48 минут. Такое же путешествие на самом быстроходном пароходе того времени заняло бы более двух недель. [7]
После первого полета над Тихим океаном родственные корабли China Clipper, Philippine Clipper и Hawaii Clipper , также той же модели, перевозили почту и грузы туда и обратно через Тихий океан. К октябрю 1936 года точки маршрута были наконец готовы к обслуживанию пассажиров. [12]
22 января 2024 года Эммануэль Калайро, председатель Национальной исторической комиссии , в присутствии МэриКей Карлсон , посла США на Филиппинах и коммодора Марко Тронкеда, открыл исторический памятник в яхт-клубе Манилы в честь прибытия China Clipper в Филиппины в 1935 году (в присутствии МэриКей Карлсон , посла США на Филиппинах и коммодора Марко Тронкеда). [13] [14]
Вторая мировая война
[ редактировать ]China Clipper был окрашен в оливково-серый цвет, а под кабиной был нарисован большой американский флаг. [15] China Clipper называли «Sweet Sixteen». [16] [17] «Шестнадцать» — это отсылка к регистрационному номеру самолета NC14716.
Крушение
[ редактировать ]
China Clipper оставался на вооружении Pan Am до 8 января 1945 года, когда он был уничтожен в результате крушения в Порт-оф-Спейне , Тринидад и Тобаго . Рейс 161 стартовал из Майами и направлялся в Леопольдвиль в Бельгийском Конго , сделав первую остановку для дозаправки в Пуэрто-Рико, а затем вылетел в Порт-оф-Спейн. После одного промаха при втором заходе на посадку он опустился слишком низко, на высокой скорости ударился о воду и опустился на милю с четвертью ниже намеченной площадки приземления. В результате удара корпус разломился на две части, которые быстро затопило и затонуло. Двадцать три пассажира и экипаж погибли; В живых осталось семь человек, включая капитана К.А. Гойетта, командира полета, и капитана Л.В. Крамера, первого помощника капитана, который управлял самолетом с левого сиденья, когда он разбился. [18]
24 апреля 1946 года Совет гражданской авиации опубликовал отчет о расследовании происшествия со следующими выводами «на основе всех имеющихся доказательств»:
- Авианосец, самолеты и пилоты имели соответствующие сертификаты.
- Капитан Крамер, имевший очень ограниченное время полета на самолете, находился за штурвалом, а капитан Гойетт выполнял функции наблюдателя.
- Условия погоды и водной поверхности в районе Порт-оф-Спейна были удовлетворительными для безопасного захода на посадку и посадки.
- Самолет впервые коснулся воды на более высокой, чем обычно, посадочной скорости и с опущенной носовой частью.
- Крушение произошло в полутора милях от предполагаемой площадки приземления.
- Силы, создаваемые скоростью самолета при контакте с водой и чрезмерным наклоном носа вниз, привели к разрушению днища корпуса и его конструкции, что привело к быстрому погружению самолета.
- Посадка самолета в указанном положении при существовавших на тот момент условиях водной поверхности и погоды произошла из-за того, что Крамер неправильно оценил свою истинную высоту и не смог скорректировать свое положение для нормальной посадки.
- В момент катастрофы капитан Крамер не носил очков, как того требует его свидетельство пилота.
- Капитан Гойетт, командовавший самолетом и полностью осведомленный об ограниченном опыте Крамера на Мартине М-130, не смог обеспечить должный контроль за приземлением.
- Возможная причина: На основании вышеизложенных выводов комиссия установила, что вероятной причиной этой аварии было: (1) неспособность первого помощника капитана Крамера осознать свою близость к воде и скорректировать свое положение для нормального приземления и, (2 ) отсутствие надлежащего контроля со стороны капитана во время приземления, что привело к непреднамеренному полету в воду со скоростью, превышающей нормальную посадочную скорость, и к положению носа вниз. [19]
Наследие
[ редактировать ]
И Соединенные Штаты, и Филиппинские острова выпустили марки для авиапочты, отправленной на первых рейсах в каждом направлении транстихоокеанского рейса PAA China Clipper между Сан-Франциско и Манилой (22 ноября - 6 декабря 1935 г.).

В 1936 году компания First National Pictures выпустила фильм «Китайский клипер» . В нем рассказывалась слегка замаскированная биография из жизни Хуана Триппе во время основания PanAm. В фильме было использовано множество документальных кадров реального самолета, а также аэрофотоснимки, созданные специально для производства. Это также была одна из Хамфри Богарта . первых ролей [20] [21]
Кадры, где China Clipper и/или, возможно, другие М-130 загружаются и взлетают с Аламеды, включены в комедийный фильм 1937 года « Улетающий ребенок» и приключенческий фильм 1939 года «Воздушная секретная служба» . [ нужна ссылка ]
China Clipper также является важным персонажем современного радиосериала «Спид Гибсон» о Международной тайной полиции (1937–1939). [ нужна ссылка ] Совсем недавно об этом упоминалось в песне Monkees "Zilch" из их альбома 1967 года Headquarters . В этом треке можно услышать, как Дэви Джонс повторяет «Чайна Клиппер вызывает Аламеду».
Летающие лодки и Остров сокровищ в Сан-Франциско были показаны Хьюэллом Хаузером в 906-м эпизоде «Золота Калифорнии» . [22]
Китай Клипер II
[ редактировать ]В 1985 году компания Pan Am возродила название самолета China Clipper на своем новом зарегистрированном Boeing 747-212B N723PA, который получил название China Clipper II в ознаменование 50-летия полета China Clipper. 22 ноября 1985 года China Clipper II начал свой полет через Тихий океан, повторяя первоначальный маршрут первого полета China Clipper. [23] [24] Рейс вылетел из Сан-Франциско 22 ноября 1985 года и совершил несколько рейсов с остановками по первоначальному маршруту полета China Clipper, например, через Гонолулу , остров Уэйк , Гуам и вплоть до Манилы с конечным пунктом назначения на Бали , который был новым городом. Маршрут, который не был включен в первоначальный маршрут. Pan Am также сделала несколько рекламных и телевизионных рекламных роликов для продвижения нового самолета China Clipper II, на котором изображен оригинальный самолет China Clipper Martin M-130, а также новый самолет China Clipper II Boeing 747-212B, который транслировался в нескольких странах в рамках Pan Am. Я продвигаюсь по службе в честь 50-летия полета China Clipper. [24] [23]
См. также
[ редактировать ]- Hawaii Clipper исчез в 1938 году.
- Рейс 1104 авиакомпании Pan Am , крушение филиппинского клипера в 1943 году.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Видео: Калифорния, 1959/04/30 (1959) . Универсальная кинохроника . 1959 год . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ↑ Волни, Питер Чайна, памятный полет в честь 75-летия клипера. Архивировано 7 июля 2011 г. в Wayback Machine The Airport Journal, апрель 2008 г.
- ^ "Первый полет China Clipper из Сан-Франциско в Манилу" San Francisco Examiner , 26 ноября 1935 г.
- ^ вместе с первым офицером РОДом Салливаном, К. Д. Райтом, Виктором Райтом, Джорджем Кингом и Уильямом Джарбо. Мьюзик был известным пилотом того времени. Фред Нунан продолжил работать с Амелией Эрхарт и исчез вместе с ней над западной частью Тихого океана в 1937 году.
- ^ Flyingclippers.com M130
- ^ clipperflyingboats.com китайский клипер
- ^ Jump up to: а б с д Смитсоновский национальный музей почты , эссе
- ^ «Pan American Airways выигрывает Collier Trophy за услуги Pacific Airways» Life . 23 августа 1937. стр. 35–41.
- ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Гандт, 1991 , стр. 2.
- ^ "Летающие китайские клиперы" . Популярная механика . Апрель 1938 г., стр. 500–503.
- ^ Романовский, 2014, Национальный музей авиации и космонавтики , Очерк
- ^ Ли, Иззи (23 января 2024 г.). «Маркер в честь прибытия Pan Am China Clipper открыт в яхт-клубе Манилы» . Новости ABS-CBN и текущие события .
- ^ Родригес, Фелисиано (12 января 2024 г.). «Крылья истории: в честь знаменательного прибытия Pan Am China Clipper на Филиппины» . Манильский бюллетень .
- ^ Говард Уолдорф (март 1944 г.). «Китайский клипер». Полет : 25.
- ^ Гандт, 1991 , стр. 38-39
- ^ Тейлор, Барри: Pan American's Ocean Clippers , стр. 112. Aero, отпечаток Tab Books, McGraw-Hill, Inc., 1991.
- ↑ Сеть авиационной безопасности. Запись с описанием происшествия для Pan American Airways "China Clipper" NC14716, 8 января 1945 г., Фонд авиационной безопасности.
- ^ Отчет о расследовании происшествия CAB (рейс 161 компании Pan American), протокол № SA-99, файл № 98-45, принят 19 апреля 1945 г., выпущен 24 апреля 1945 г. (PDF) (отчет). Совет гражданской авиации. 24 апреля 1946 г. Проверено 15 июля 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Китайский клипер
- ^ "Китайский клипер" (1936), кадры из фильма
- ^ «Китайский клипер - золото Калифорнии (906) - Архив Хьюэлла Хаузера в Университете Чепмена» .
- ^ Jump up to: а б «AirHistory.net — «Чайна Клипер II» назвал фотографии самолетов» . www.airhistory.net . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Болдуин, Джеймс Патрик (2021). Pan American World Airways - Образы великой авиакомпании, второе издание (2-е изд.). Английский: Опубликовано независимо. ISBN 979-8752615184 .
Библиография
- Папа, Нэнси (2014). «Китайский клипер» . Смитсоновский национальный почтовый музей . Проверено 5 ноября 2023 г.
- Гандт, Роберт Л. (1991). China Clipper: эпоха великих летающих лодок . Издательство Военно-морского института: Аннаполис, Мэриленд, ISBN 978-0-87021-2093 .
- Романовский, Дэвид (2014). «Первый транстихоокеанский пассажирский рейс» . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 6 ноября 2023 г.
- «Аламеда» . Исторические достопримечательности Калифорнии . Управление по сохранению исторического наследия . Проверено 25 августа 2005 г.
- Коэн, Стэн «Крылья на Восток», «Самолеты Pan-Am Clipper», 1935–1945 гг . Иллюстрированные истории.
- «Транстихоокеанское» время , 2 декабря 1935 года.
- Описание происшествия в Air Safety Network
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Китайский клипер – Мартин 130
- Клипперс Pan American Airways 1931–1936 гг.
- Посещение бывшей базы China Clipper на острове Сокровищ в Сан-Франциско.
- «Китайский клипер — гигант Тихоокеанского воздушного флота», журнал «Популярная механика» , январь 1936 г.
- Окончательный отчет о катастрофе на Тринидаде от Совета по гражданской авиации ( PDF )
10 ° 35'43 "N 061 ° 20'14" W / 10,59528 ° N 61,33722 ° W
- Пан Американ
- Аварии и инциденты Pan Am
- Индивидуальный самолет
- Мартин самолет
- Аламеда, Калифорния
- Авиационные происшествия и инциденты в Тринидаде и Тобаго
- Авиационные происшествия и происшествия в 1945 году
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с столкновением управляемого полета с землей
- 1945 год в Тринидаде и Тобаго.
- События января 1945 года в Северной Америке