Рейс 214 компании Pan Am
![]() Самолет Pan Am Boeing 707-121, похожий на самолет, потерпевший крушение. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 8 декабря 1963 г |
Краткое содержание | Взрыв в полете и разрушение, вызванное ударом молнии |
Сайт | Элктон, Мэриленд , США 39 ° 36'47,8 дюйма с.ш. 75 ° 47'29,7 дюйма з.д. / 39,613278 ° с.ш. 75,791583 ° з.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 707-121 |
Название самолета | Клипер Пассат |
Оператор | Панамериканские мировые авиалинии |
Номер рейса ИАТА. | ПА214 |
Номер рейса ИКАО. | ПАА214 |
Позывной | КЛИППЕР 214 |
Регистрация | N709PA |
Начало рейса | Международный аэропорт Исла-Верде |
Остановка в пути | Аэропорт Дружба |
Место назначения | Международный аэропорт Филадельфия |
Жители | 81 |
Пассажиры | 73 |
Экипаж | 8 |
Погибшие | 81 |
Выжившие | 0 |
Рейс 214 компании Pan Am — регулярный рейс авиакомпании Pan American World Airways из Сан-Хуана, Пуэрто-Рико , в Балтимор , а затем в Филадельфию в США. 8 декабря 1963 года во время перелета из Балтимора в Филадельфию Боинг 707-121 разбился недалеко от Элктона, штат Мэриленд . Все 81 пассажир и члены экипажа самолета погибли. Катастрофа стала первой катастрофой со смертельным исходом для компании Pan Am с самолетом Боинг 707, который она представила в своем парке пятью годами ранее.
Расследование, проведенное Советом гражданской авиации, пришло к выводу, что удар молнии, вероятно, привел к возгоранию паров топлива в одном из топливных баков самолета, что привело к взрыву, разрушившему левое крыло. Точный способ возгорания так и не был определен, но расследование повысило осведомленность о том, как молния может повредить самолет, что привело к принятию новых правил, которые привели к повышению безопасности. Катастрофа также вдохновила на исследования безопасности некоторых видов авиационного топлива и способов изменения конструкции топливных систем самолетов, чтобы сделать их более безопасными в случае ударов молнии.
Фон
[ редактировать ]Рейс 214 авиакомпании Pan Am выполнял регулярный рейс из международного аэропорта Исла-Верде в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико , в международный аэропорт Филадельфии с запланированной остановкой в Балтиморе в аэропорту Дружбы . [ 1 ] : 2 Рейс 214 вылетел из Сан-Хуана в 16:10 по восточному времени 8 декабря 1963 года со 140 пассажирами и восемью членами экипажа. Он прибыл в Балтимор в 19:10 . [ 1 ] : 2 [ 2 ] Экипаж не сообщил о каких-либо проблемах с техническим обслуживанием или проблемах во время полета. [ 1 ] : 2 После того, как 67 пассажиров высадились в Балтиморе, [ 2 ] Самолет вылетел в 20:24 с оставшимися 73 пассажирами на последний рейс в международный аэропорт Филадельфии. [ 1 ] : 2 [ 2 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]При подлете к Филадельфии пилоты установили радиосвязь с авиадиспетчерской службой в 20:42 . Диспетчер сообщил пилотам, что в аэропорту наблюдается полоса гроз , сильный ветер и турбулентность . Диспетчер спросил, хотят ли пилоты проследовать прямо в аэропорт или войти в зону ожидания и дождаться окончания шторма. Экипаж решил остаться на высоте 5000 футов (1500 м) в зоне ожидания вместе с пятью другими самолетами. [ 3 ] Диспетчер сообщил пилотам, что задержка составит около 30 минут. [ 1 ] : 3 В зоне ожидания шел сильный дождь, с частыми молниями и порывами ветра до 50 миль в час (43 узла; 80 км/ч). [ 4 ]
В 20:58 самолет взорвался. [ 4 ] Пилоты передали последнее сообщение: « MAYDAY MAYDAY MAYDAY . Клипер 214 вышел из-под контроля. Поехали». Через несколько секунд первый офицер рейса 16 National Airlines , пролетевшего на высоте 1000 футов (300 м) по той же схеме, сообщил по рации: «Клипер 214 тонет в огне». [ 5 ] [ 1 ] : 2 Самолет разбился на кукурузном поле в округе Сесил, штат Мэриленд , к востоку от Элктона , недалеко от Делавэрской магистрали , в результате чего залитое дождем поле загорелось. [ 1 ] : 1, 3 [ 4 ] Самолет был разрушен, все находившиеся на борту погибли. [ 1 ] : 1 Это был первый самолет Pan Am, потерпевший крушение за пять лет с тех пор, как компания представила свой парк реактивных самолетов. [ 4 ]
Последствия
[ редактировать ]
Военнослужащий штата Мэриленд, патрулировавший шоссе 213 штата Мэриленд, передал сигнал тревоги по рации, когда ехал к месту крушения. Он был первым, кто прибыл на место и позже заявил: [ 6 ]
Это был не большой пожар. Это было несколько небольших пожаров. Самой большой секцией самолета была секция фюзеляжа с 8 или 10 оконными рамами... а там было крыло и пара хвостовых крыльев, лежащих в зоне, которая представляла собой просто поле обломков... Это не Он похож на самолет. Двигатели были закопаны в землю на расстоянии от 10 до 15 футов (от 3 до 5 м) от места удара.
Пожарные и полицейские вскоре поняли, что спасательная операция бессмысленна и все, что они могут сделать, это потушить пожар и начать сбор тел. [ 4 ] Обломки горели в сильном пожаре, который длился более четырех часов. [ 7 ] сотрудники служб быстрого реагирования и полиции со всего округа, а также сотрудники Учебного центра ВМС США в Бейнбридже . В реагировании участвовали [ 8 ] Они разместили сигнальные ракеты вокруг места происшествия, чтобы определить место происшествия, и установили прожекторы, чтобы осветить его, чтобы гарантировать, что обломки и человеческие останки не будут потревожены любопытными зрителями. [ 7 ] [ 9 ]
Останки жертв были доставлены в Оружейную палату Национальной гвардии в Филадельфии, где был устроен временный морг. Родственники пришли в оружейный склад в поисках информации, но официальные лица заявили, что визуально опознать кого-либо из жертв не удастся. [ 10 ] Государственному судебно-медицинскому эксперту потребовалось девять дней, чтобы завершить опознание жертв с использованием отпечатков пальцев, стоматологических карт и личных вещей, которые были найдены поблизости. В некоторых случаях команда максимально реконструировала лица жертв, используя манекены. [ 8 ]
Основная воронка, образовавшаяся в результате удара, содержала большую часть фюзеляжа самолета, внутреннюю часть левого крыла, левое основное шасси и носовую опору. [ 1 ] : 5 Части правого крыла и фюзеляжа самолета, правое основное шасси, горизонтальное и вертикальное оперение , а также два двигателя были обнаружены в пределах 360 футов (110 м) от кратера. След обломков самолета простирался на 4 мили (6 км) от места падения. [ 1 ] : 4 Полная законцовка левого крыла была найдена почти в 2 милях (3 км) от места крушения. [ 1 ] : 5–6 Части обломков прорвали яму шириной 40 футов (12 м) на проселочной дороге, разбили окна в соседнем доме и разлили горящее авиакеросин на обширной территории. [ 4 ] [ 2 ]
Совет гражданской авиации (CAB) был уведомлен об аварии, и следователи были отправлены из Вашингтона, округ Колумбия. [ 1 ] : 14 [ 4 ] Свидетели крушения рассказали, что слышали взрыв и видели горящий самолет во время снижения. [ 4 ] Из 140 опрошенных свидетелей 99 сообщили, что видели в небе самолет или горящий объект. Семь свидетелей заявили, что видели, как в самолет ударила молния. Семьдесят два свидетеля заявили, что огненный шар произошел одновременно с ударом молнии или сразу после него. Двадцать три свидетеля сообщили, что самолет взорвался после того, как они увидели его горящим. [ 1 ] : 4 Очевидцы видели, как самолет горел при падении. [ 11 ]
Самолет
[ редактировать ]Самолет представлял собой Боинг 707-121 с бортовым номером N709PA. [ 1 ] : 1 Названный Клипер Пассат , [ 12 ] на момент крушения это был самый старый коммерческий реактивный авиалайнер в Соединенных Штатах. [ 2 ] Он был доставлен в Pan Am 27 октября 1958 года и налетал в общей сложности 14 609 часов. [ 1 ] : 14 Он был оснащен четырьмя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT3C-6 , а его оценочная стоимость составляла 3,4 миллиона долларов (что эквивалентно 33 800 000 долларов в 2023 году). [ 13 ]
В 1959 году с самолетом произошел инцидент, в результате которого правый подвесной двигатель был оторван от крыла во время тренировочного полета во Франции. самолетом Сообщается, что самолет внезапно вошел в штопор во время демонстрации минимальной скорости управления , во время которой у него оторвался двигатель. Пилот восстановил контроль над самолетом и благополучно приземлился в Лондоне, используя оставшиеся три двигателя. Оторванный двигатель упал в поле на ферме к юго-западу от Парижа , откуда и начался полет. [ 2 ] [ 14 ]
Пассажиры и экипаж
[ редактировать ]В результате крушения погибли все 73 пассажира. [ 1 ] : 1 Все они были жителями США. [ 15 ]
был Командиром самолета 45-летний Джордж Ф. Кнут из Лонг-Айленда . [ 15 ] Он летал в компании Pan Am в течение 22 лет и имел налет 17 049 часов, в том числе 2890 часов на Боинге 707. [ 8 ] В 1949 году он был капитаном рейса 100 компании Pan Am , который столкнулся в полете с самолетом Cessna 140 , в результате чего погибли двое пассажиров Cessna, но пассажиры и экипаж его самолета не пострадали. [ 16 ] [ 17 ]
Первым офицером был Джон Р. Дейл, 48 лет, тоже из Лонг-Айленда. [ 15 ] На его счету 13 963 часа налета, из них 2 681 час на Боинге 707. [ 1 ] : 14 Вторым офицером был Пол Л. Орринджер, 42 года, из Нью-Рошель, штат Нью-Йорк . [ 15 ] Наработал 10 008 часов, в том числе 2 808 на самолетах Боинг 707. [ 1 ] : 14 Бортинженером был Джон Р. Кантленер из Лонг-Айленда. [ 15 ] У него было 6066 часов, в том числе 76 часов на Боинге 707. [ 1 ] : 14
Расследование
[ редактировать ]
В течение часа после крушения CAB назначило более дюжины следователей. Группе CAB помогали следователи из компаний Boeing , Pan Am, Ассоциации линейных пилотов , Pratt & Whitney , Федерального бюро расследований и Федерального авиационного агентства (FAA). [ 2 ] Затраты на расследования CAB редко превышали 10 000 долларов, но на расследование этой катастрофы агентство потратило около 125 000 долларов (что эквивалентно 1 200 000 долларов в 2023 году), не считая денег, потраченных Boeing, FAA, Pratt & Whitney и другими поставщиками комплектующих для самолетов в ходе дальнейшего расследования. расследования. [ 18 ] : 31
Первоначальные теории предполагали, что сильная турбулентность привела к разрыву топливного бака или топливопровода, что привело к возгоранию из-за утечки топлива. [ 2 ] [ 19 ] Представитель Палаты представителей США Сэмюэл С. Страттон из Скенектади , штат Нью-Йорк, связался с ФАУ и призвал их ограничить полеты самолетов в неспокойную погоду, но ФАУ заявило, что не видит необходимости в таких ограничениях, и Боинг с ним согласился. [ 19 ] Следователи также предполагали диверсию или молнию, но к ночи первого дня не обнаружили ни того, ни другого. Представители авиакомпании опровергли предположения о том, что усталость металла в результате инцидента с самолетом в 1959 году могла быть фактором, заявив, что с момента аварии самолет подвергался капитальному ремонту четыре раза, и никаких проблем обнаружено не было. [ 2 ]
Следователи быстро обнаружили регистратор полетных данных . [ 2 ] [ 20 ] Построенный так, чтобы выдержать последствия крушения, он, тем не менее, был сильно поврежден. [ 2 ] [ 19 ] Председатель CAB Алан С. Бойд сказал: «Он был настолько сжат, что в настоящее время невозможно сказать, сможем ли мы извлечь из него какую-либо полезную информацию». [ 20 ] В конце концов следователи извлекли данные с 95 процентов ленты в диктофоне. [ 1 ] : 8
Восстановление обломков заняло 12 дней, и 16 грузовиков с обломками были доставлены на базу ВВС Боллинг в Вашингтоне, округ Колумбия, для расследования и повторной сборки. [ 8 ] Один следователь сказал, что почти наверняка произошел какой-то взрыв в полете. [ 20 ]
Через несколько дней следователи заявили, что крушение, по-видимому, было вызвано взрывом, оторвавшим одну из законцовок крыла. Законцовка левого крыла была найдена в нескольких милях от места крушения со следами ожогов и выпуклостью, похожей на внутренний взрыв. Остатки законцовки крыла длиной 9 футов (3 м) были обнаружены в нескольких точках на траектории полета, недалеко от ударного кратера. Следователи заявили, что сильная турбулентность вряд ли стала причиной крушения, поскольку экипажи других самолетов, круживших в этом районе, сообщили, что в то время воздух был относительно спокойным. Они также заявили, что самолету пришлось бы нырнуть на значительное расстояние, прежде чем он развалится и взорвется, но самолет, по-видимому, загорелся недалеко от крейсерской высоты 5000 футов (1500 м). [ 21 ]
До этого полета не было известно, что молния могла стать причиной крушения самолета, несмотря на множество случаев ударов самолетов. [ 21 ] При нормальной эксплуатации самолет обычно поражается молнией один или два раза в год, не вызывая при этом никаких проблем. [ 22 ] Эксперты и представители авиационной отрасли оспорили раннюю теорию о том, что молния могла стать причиной взрыва самолета, назвав ее маловероятной. [ 8 ] [ 22 ] Единственное подобное событие, связанное с взрывом топлива в воздухе, вызванным погодными условиями, произошло 26 июня 1959 года, когда рейс 891 компании TWA , самолет Lockheed L-1649 Starliner , разбился недалеко от Милана, Италия , в результате статического электричества, воспламенившего исходящие пары топлива. из топливных отверстий. [ 21 ] Следователи, осматривавшие рейс 214, обнаружили множественные следы ударов молнии на законцовке левого крыла и большую площадь повреждения, простирающуюся вдоль задней кромки крыла, что привело их к выводу, что причиной действительно была молния. [ 18 ] : 34 CAB запустило срочную исследовательскую программу, пытаясь определить условия, при которых пары топлива в крыльевых баках могли воспламениться от удара молнии. [ 21 ] В течение недели после крушения ФАУ издало приказ, требующий установки разрядников статического электричества примерно на 100 реактивных авиалайнерах Boeing, которые еще не были оборудованы таким образом. [ 18 ] : 22 [ 23 ] Представители авиационной промышленности раскритиковали приказ, заявив, что нет никаких доказательств того, что разрядники могли бы оказать какой-либо положительный эффект, поскольку они не предназначены для борьбы с воздействием молнии. Они заявили, что этот приказ лишь создаст ложное впечатление, будто проблема с ударами молний решена без особой пользы. [ 23 ]
CAB провел публичные слушания в Филадельфии в феврале 1964 года в рамках своего расследования. [ 1 ] : 14 Эксперты до сих пор не доказали, что молния стала причиной аварии, но они изучали способы, которыми молния могла спровоцировать взрыв. [ 24 ] ФАУ также заявило, что проведет исследование, чтобы определить относительную безопасность двух типов реактивного топлива, используемого в Соединенных Штатах, оба из которых присутствовали в топливных баках рейса 214. [ 25 ] Критика реактивного топлива JP-4 или Jet B , находившегося в некоторых баках, была связана с тем, что его пары легко воспламеняются при низких температурах, встречающихся в полете. [ 26 ] [ 25 ] Сторонники Jet B возражали, что это топливо было таким же или более безопасным, чем Jet A , другое топливо, используемое в газотурбинных двигателях, которое также присутствовало в топливных баках рейса 214. [ 25 ]
В испытательном полете, предназначенном для имитации умеренной и сильной турбулентности в полете, компания Pan Am протестировала Боинг 707, чтобы выяснить, может ли топливо вытекать из системы вентиляции бака в таких условиях. Испытание не выявило сливов топлива, но показало, что некоторое количество топлива попало в вентиляционную систему, собралось в расширительных баках и вернулось в баки. [ 1 ] : 9 Pan Am заявила, что испытает новую систему для впрыска инертного газа в воздушные пространства топливных баков самолетов, надеясь снизить риск возгорания опасных топливно-воздушных смесей в этих пространствах. [ 24 ]
3 марта 1965 года CAB опубликовало окончательный отчет об аварии. [ 27 ] Следователи пришли к выводу, что удар молнии привел к возгоранию топливно-воздушной смеси в запасном топливном баке номер один, что привело к взрывному разрушению внешней части левого крыла, приведшему к потере управления. [ 1 ] : 1 Несмотря на одну из самых интенсивных исследовательских работ в своей истории, агентство не смогло определить точную механику воспламенения топлива, придя к выводу, что молния воспламенила пары топлива еще неизвестным путем. Совет заявил: «Считается, что нынешнее состояние дел не позволяет распространять результаты испытаний на безоговорочные заключения по всем аспектам эффектов естественной молнии. Признана необходимость дополнительных исследований и запланировано дополнительное программирование». [ 27 ]
Наследие
[ редактировать ]
Катастрофа привлекла внимание к ранее неизвестным рискам для самолетов от ударов молний. Через месяц после крушения ФАУ сформировало технический комитет по молниезащите топливных систем, в который вошли эксперты по молниям, а также представители ФАУ, CAB и других правительственных учреждений. [ 22 ] Комитет согласился провести как дальние, так и ближние исследования воздействия молнии на топливные системы самолетов и потенциальных мер по борьбе с такими опасностями. [ 28 ] В 1967 году ФАУ обновило стандарты летной годности для самолетов транспортной категории, включив требования о том, что топливные системы должны быть спроектированы так, чтобы предотвратить воспламенение паров топлива внутри системы из-за ударов молнии, и опубликовало руководство, связанное с этим требованием. Дополнительные требования по защите самолета от молний были приняты в 1970 году. [ 22 ]
В результате исследований появилось множество улучшений в конструкции самолетов. Новые правила предписывали электрическое соединение между поверхностью самолета и любыми предметами, установленными на поверхности крыльев рядом с баками, такими как крышки топливных баков, сливные клапаны и панели доступа. [ 22 ] [ 27 ] с вентиляционными На самолеты были добавлены пламегасители отверстиями для обнаружения и сброса огнетушащего вещества для тушения паров топлива, которые воспламеняются в выходных отверстиях для вентиляционных отверстий. [ 18 ] : 36 [ 22 ] Пассивные пламегасители также были добавлены к внутренним вентиляционным трубам, чтобы помочь потушить любое пламя, которое проходит мимо пламегасителей первой ступени. [ 22 ] Минимальная толщина алюминиевых поверхностей крыльев самолетов была увеличена, чтобы уменьшить вероятность полного расплавления молнии через поверхность крыла во внутренние компоненты крыла и топливные баки. [ 18 ] : 36 [ 22 ]
В феврале 1964 года ФАУ обратилось к Координационному исследовательскому совету, исследовательской группе нефтяной промышленности, с просьбой провести «техническую проверку… в отношении угроз безопасности, связанных с турбинным топливом при эксплуатации гражданских самолетов». Совет сформировал Группу по безопасности авиационного топлива, состоящую из инженеров из авиационной, планерной и нефтяной промышленности с целью изучения безопасности и использования нескольких авиационных видов топлива и определения, «может ли переход на использование одного турбинного топлива в коммерческой авиации». приведет к значительному снижению вероятности несчастных случаев и/или гибели людей». После периода анализа Группа пришла к выводу, что, хотя между типами топлива существуют эксплуатационные различия, переход на один тип авиационного топлива не приведет к значительному повышению безопасности коммерческой авиации, и рекомендовала авиакомпаниям продолжать нести индивидуальную ответственность за тип топлива. выбор. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 508 LANSA – еще одна катастрофа, вызванная ударом молнии
- TWA Flight 800 - Авиационная катастрофа, вызванная возгоранием паров топлива
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В «Отчет об авиационном происшествии: Боинг 707-121, N709PA компании Pan American World Airways Inc, недалеко от Элктона, штат Мэриленд, 8 декабря 1963 года» . Совет гражданской авиации . 3 марта 1965 года . Проверено 8 мая 2019 г. - Копия в Национальной транспортной библиотеке.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Уиткин, Ричард (10 декабря 1963 г.). «Турбулентность стала причиной крушения реактивного лайнера» . Нью-Йорк Таймс . п. 48 . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ «Последние слова: '...сгораю' » . Независимый . Пасадена, Калифорния. Ассошиэйтед Пресс. 10 декабря 1963 г. с. 1 . Проверено 9 апреля 2024 г. - из NewspaperArchive.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «81 человек на самолете погиб в результате пылающей катастрофы недалеко от Элктона, штат Мэриленд» . Нью-Йорк Таймс . 9 декабря 1963 г. с. 1 . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «Экипаж самолета стал свидетелем и рассказал о крушении реактивного авиалайнера» . Айронвуд Дейли Глобус . Айронвуд, Мичиган. Ассошиэйтед Пресс. 11 декабря 1963 г. с. 1 . Проверено 9 апреля 2024 г. - из NewspaperArchive.
- ^ Диксон, Майк (23 июня 2011 г.). «Первый спасатель, прибывший на место авиакатастрофы 1963 года, напоминает трагическую ночь» . Окно в прошлое округа Сесил . 1:40 аудиозаписи. Архивировано из оригинала 15 мая 2024 года . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Корр, Джон П.; Янссен, Питер А. (9 декабря 1963 г.). «81 человек погиб в результате крушения самолета, направлявшегося в Филадельфию, во время шторма недалеко от Элктона» . Филадельфийский исследователь . п. 1 . Проверено 27 мая 2019 г. - через Newspapers.com.
- ^ Jump up to: а б с д и Макбрайд, Дара (8 декабря 2013 г.). «50 лет спустя свидетели и семьи вспоминают крушение рейса 214» . Ньюарк Пост . Архивировано из оригинала 9 апреля 2024 года . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ «82 человека погибли в результате крушения самолета возле Элктона» . Солнце . Балтимор, Мэриленд. 9 декабря 1963 года . Проверено 27 мая 2019 г. - через Newspapers.com.
- ^ Корр, Джон П.; МакАдамс, Леонард Дж. (10 декабря 1963 г.). «Ключ к загадке крушения найден в обломках самолета» . Филадельфийский исследователь . п. 1 . Проверено 27 мая 2019 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Очевидцы высказали предположение, что в авиалайнер ударила молния» . Новости Нового Замка . Нью-Касл, Пенсильвания. УПИ. 25 февраля 1964 г. с. 1 . Проверено 16 мая 2019 г. - через Newspapers.com.
- ^ Шиэн, Дэниел; Краус, Скотт (7 декабря 2013 г.). «Вспоминая души рейса 214» . Утренний звонок . Издательство Трибьюн. Архивировано из оригинала 21 мая 2024 года . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ «Лондон может покрыть страховку на самолете» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 10 декабря 1963 г. с. 48 . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ «Реактивный авиалайнер теряет двигатель во Франции» . Нью-Йорк Таймс . УПИ. 26 февраля 1959 г. с. 62 . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Список жертв аварии» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 10 декабря 1963 г. с. 48 . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ «Многие руководители стали жертвами краха» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 10 декабря 1963 г. с. 48 . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ «Двое пассажиров крошечного самолета погибли, когда он разорвал в полете клипер» . Нью-Йорк Таймс . 31 января 1949 г. с. 1 . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и МакКлемент, Фред (1969). Неважно, где вы сидите . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 0030765102 . LCCN 69016187 . Получено 8 мая 2019 г. - через archive.org.
- ^ Jump up to: а б с Уиткин, Ричард (11 декабря 1963 г.). «США не видят необходимости ограничивать полеты самолетов» . Нью-Йорк Таймс . п. 94 . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «КАБИНА исследует обломки разбившегося самолета» . Независимый . Пасадена, Калифорния. Ассошиэйтед Пресс. 10 декабря 1963 г. с. 1 . Проверено 9 апреля 2024 г. - из NewspaperArchive. вторая часть
- ^ Jump up to: а б с д Уиткин, Ричард (13 декабря 1963 г.). «Молния могла поразить самолет» . Нью-Йорк Таймс . п. 51 . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Уроки, извлеченные из происшествий в гражданской авиации: рейс 214 Pan Am в Элктоне, штат Мэриленд – обзор происшествий» . Извлеченные уроки ФАУ . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Уиткин, Ричард (18 декабря 1963 г.). «Угроза молнии волнует экспертов в области авиации» . Нью-Йорк Таймс . п. 59 . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Хадсон, Эдвард (27 февраля 1964 г.). «Pan Am проверит безопасность топлива» . Нью-Йорк Таймс . п. 63 . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Хадсон, Эдвард (26 февраля 1964 г.). «ФАУ будет изучать безопасность авиатоплива» . Нью-Йорк Таймс . п. 21 . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ «Армейский эксперт видит опасность в некоторых видах авиатоплива» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 27 января 1964 г. с. 46 . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «CAB не смогла устранить причину аварии» . Нью-Йорк Таймс . УПИ. 4 марта 1965 г. с. 63 . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Программа исследования мер молниезащиты самолетов» (PDF) . Извлеченные уроки ФАУ . Федеральное авиационное агентство. 6 января 1964 года. Архивировано из оригинала (PDF) 15 апреля 2023 года . Проверено 15 мая 2019 г.
- ^ Харрис, Д.Н. (1965). «Безопасность авиационного топлива». Серия технических документов SAE . 1 . дои : 10.4271/650269 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Аварии и инциденты с участием Боинга 707
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные ударами молний
- Аварии и происшествия с авиалайнерами в Мэриленде
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные со взрывами в полете
- Авиационные происшествия и происшествия в США в 1963 году.
- Элктон, Мэриленд
- Аварии и инциденты Pan Am
- 1963 год в Мэриленде.
- 1963 метеорология
- События декабря 1963 года в США.