Реактивное топливо
![]() | |
Идентификаторы | |
---|---|
| |
Chemspider |
|
НЕКОТОРЫЙ | |
Comptox Dashboard ( EPA )
|
|
Характеристики | |
Появление | Соломенная жидкость |
Плотность | 775-840 г/л |
Точка плавления | −47 ° C (-53 ° F; 226 K) |
Точка кипения | 176 ° C (349 ° F; 449 K) |
Опасности | |
NFPA 704 (Огненная бриллиант) | |
точка возгорания | 38 ° C (100 ° F; 311 K) |
210 ° C (410 ° F; 483 K) | |
Лист данных безопасности (SDS) | [1] [2] |
За исключением случаев, когда отмечены, данные приведены для материалов в их стандартном состоянии (при 25 ° C [77 ° F], 100 кПа).
|
Железное топливо или авиационное турбинное топливо ( ATF , также сокращено Avtur )-это тип авиационного топлива, предназначенного для использования в самолетах, работающих на газо-турбинных двигателях . Он бесцветный для соломенного цвета по внешнему виду. Наиболее часто используемыми видами топлива для коммерческой авиации являются Jet A и Jet A-1, которые производятся в стандартизированной международной спецификации. Единственным другим реактивным топливом, обычно используемым в авиации гражданского турбин-двигателя, является Jet B, которая используется для ее повышенной производительности холодной погоды.
Самолетное топливо представляет собой смесь различных углеводородов . Поскольку точный состав реактивного топлива широко варьируется в зависимости от источника нефти, невозможно определить реактивное топливо как отношение конкретных углеводородов. Следовательно, реактивное топливо определяется как спецификация производительности, а не химическое соединение. [ 1 ] Кроме того, диапазон молекулярной массы между углеводородами (или различными числами углерода) определяется требованиями для продукта, такими как точка замерзания или точка дыма. Керосиновое реактивное топливо (включая Jet A и Jet A-1, JP-5 и JP-8) имеет распределение углерода между примерно 8 и 16 (атомы углерода на молекулу); Широкоочищенное или нафтха -тип реактивного топлива (включая Jet B и JP-4), от 5 до 15. [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Топливо для мощностей с поршневым двигателем (обычно высокого октанового бензина, известного как AVGAS ), имеет высокую волатильность для улучшения его карбюрационных характеристик и высокой температуры автогнеза для предотвращения предварительного добычи в двигателях с высоким сжатием самолетов. Турбинные двигатели (как и в случае с дизельными двигателями ) могут работать с широким диапазоном топлива, потому что топливо впрыскивается в камеру горячего сгорания. Самолетные двигатели реактивной и газовой турбины ( турбовинтовое , вертолетное ) двигатели обычно используют топливо с более низкими затратами с более высокими точками вспышки , которые менее легко воспламеняются и, следовательно, безопаснее для транспортировки и управления.
Первый осевой компрессор реактивный двигатель в широко распространенном производстве и боевой службе, Junkers Jumo 004, использованный на борде Messerschmitt ME 262A и Arado AR 234B Jet Recon-Bomber, сожгли либо специальное синтетическое «J2» топлива, либо дизельное топливо. Бензин был третьим вариантом, но непривлекательным из -за высокого расхода топлива. [ 4 ] Другими используемыми топливами были керосиновые или керосиновые и бензиновые смеси.
Стандарты
[ редактировать ]Большинство реактивных топлива используется с конца Второй мировой войны, основаны на керосине. Как британские, так и американские стандарты для реактивного топлива были впервые установлены в конце Второй мировой войны. Британские стандарты, полученные в результате стандартов использования керосина для ламп, известных как парафин в Великобритании, - американские стандарты, полученные в результате практики авиационного бензина. В течение последующих лет были скорректированы детали спецификаций, такие как минимальная точка замораживания, сбалансировать требования к производительности и доступность топлива. Очень низкие температурные точки замораживания снижают доступность топлива. Более высокая точка флэш -точки, необходимые для использования на авианосцах, более дороги для производства. [ 3 ] В Соединенных Штатах ASTM International производит стандарты для гражданских типов топлива, а Министерство обороны США создает стандарты для военного использования. Британское министерство обороны устанавливает стандарты как для гражданского, так и для военного реактивного топлива. [ 3 ] По соображениям междействий военные стандарты британских и США и в некоторой степени гармонизированы. В России и членах СНГ оценки реактивного топлива покрываются государственным стандартом ( GOST ) или техническим номером состояния, причем основной оценкой является TS-1.
Типы
[ редактировать ]Jet A/A-1
[ редактировать ]

С 1950 -х годов топливо спецификации использовалось в Соединенных Штатах и обычно не доступно за пределами Соединенных Штатов [ 5 ] и несколько канадских аэропортов, таких как Торонто , Монреаль и Ванкувер , [ 6 ] Принимая во внимание, что Jet A-1 является стандартным топливом спецификации, используемого в большинстве остальных людей, [ А ] Основными исключениями являются Россия и члены СНГ , где тип топлива TS-1 является наиболее распространенным стандартом. Как струя A, так и Jet A-1 имеют флэш-точку выше 38 ° C (100 ° F), с температурой аутогенции 210 ° C (410 ° F). [ 9 ]
Различия между Jet A и Jet A-1
[ редактировать ]Различия между Jet A и Jet A-1 являются двойными. Основная разница заключается в более низкой точке замерзания топлива Jet A-1: [ 5 ]
- Jet A составляет -40 ° C (-40 ° F)
- Jet A-1 составляет -47 ° C (-53 ° F)
Другим отличием является обязательное добавление антистатической добавки к топливу реактивного A-1.
Jet A и Jet A-1 Топливные грузовики и резервуары для хранения, а также сантехника, которая их несет, помечены «Jet A» или «Jet A-1» в белом курсивом тексту в черном прямоугольном фоне, примыкающих к одному или двум Диагональные черные полосы. [ Цитация необходима ]
Типичные физические свойства для Jet A и Jet A-1
[ редактировать ]Житель Jet A-1 должен встретиться:
- Def Stan 91-91 (Jet A-1),
- Спецификация ASTM D1655 (Jet A-1) и
- Руководство IATA (тип керосина), код НАТО F-35.
Jet A Fuel должна достичь спецификации ASTM D1655 (Jet A). [ 10 ]
Jet A-1 | Jet a | |
---|---|---|
точка возгорания | 38 ° C (100 ° F) | |
Температура автонегвания | 210 ° C (410 ° F) [ 9 ] | |
Точка замерзания | −47 ° C (-53 ° F) | −40 ° C (-40 ° F) |
Максимальная ожога температура | 2230 ° C (4050 ° F) Температура сжигания на открытом воздухе: 1 030 ° C (1890 ° F) [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] | |
Плотность при 15 ° С (59 ° F) | 0,804 кг/л (6,71 фунт/галлон США) | 0,820 кг/л (6,84 фунта/галлона США) |
Конкретная энергия | 43,15 мж./кг (11,99 кВтч/кг) | 43,02 мж./кг (11,95 кВтч/кг) |
Плотность энергии | 34,7 мж/л (9,6 кВтч/л) [ 15 ] | 35,3 мж/л (9,8 кВтч/л) |
Струя б
[ редактировать ]Jet B-это топливо для нафтха-керозена, которое используется для повышения производительности холодной погоды. Тем не менее, более легкая композиция Jet B делает его более опасной для обработки. [ 10 ] По этой причине это редко используется, за исключением очень холодного климата. Смесь приблизительно 30% керосина и 70% бензина, она известна как широко нарезанное топливо. Он имеет очень низкую точку замерзания -60 ° C (-76 ° F), а низкая точка вспышки также . Он в основном используется в Северной Канаде и Аляске , где крайняя простуда делает его низкую точку замерзания необходимой, и которая помогает смягчить опасность его более низкой точки вспышки.
TS-1
[ редактировать ]TS-1-это реактивное топливо, изготовленное для российского стандарта GOST 10227 для повышения производительности холодной погоды. Он имеет несколько более высокую волатильность, чем Jet A-1 (точка вспышки 28 ° C (82 ° F) минимум). Он имеет очень низкую точку замерзания ниже -50 ° C (-58 ° F). [ 16 ]
Добавки
[ редактировать ]Спецификации DEF Stan 91-091 (Великобритания) и ASTM D1655 (международный) позволяют добавлять определенные добавки в реактивное топливо, включая: [ 17 ] [ 18 ]
- Антиоксиданты для предотвращения пояса, обычно на основе алкилированных фенолов , например, AO-30, AO-31 или AO-37;
- Антистатические агенты , рассеивать статическое электричество и предотвратить появление; Stadis 450 , с динонилнафтилсульфоновой кислотой (Dinnsa) в качестве компонента, является примером
- Ингибиторы коррозии , например, DCI-4A, используемый для гражданского и военного топлива, и DCI-6A, используемый для военного топлива;
- Агенты обледенения топливной системы (FSII), например, 2- (2-метокситокси) этанол (Di-Egme); FSII часто смешивается в пункте продажи, так что пользователи с топливными линиями с подогревом не должны платить дополнительные расходы.
- Биоциды предназначены для восстановления микробного (т.е., бактериального и грибкового) роста, присутствующего в авиационных топливных системах. Два биоцида были ранее одобрены для использования большинством производителей оригинального оборудования самолетов и турбинного двигателя (OEMS); Kathon FP1.5 Микробиоцид и биобор JF. [ 19 ] Biobor JF в настоящее время является единственным биоцидом, доступным для использования авиации. Катон был прекращен производителем из -за нескольких инцидентов с летной годности. Катон сейчас запрещено использовать в авиационном топливе. [ 20 ]
- Металлический деактиватор может быть добавлен, чтобы уменьшить негативное влияние следовых металлов на тепловую стабильность топлива. Единственной допустимой добавкой является хелатирующий агент Salpn ( N, N ' -BIS (салицилиден) -1,2-пропандиамин).
Поскольку требования реактивного керосина в авиационной промышленности увеличились до более чем 5% всех изысканных продуктов, полученных из нефти, Для нефтеперерабатывающего завода было необходимо оптимизировать урожайность реактивного керосина, продукта по высокой стоимости, благодаря различным методам процесса.
Новые процессы позволили гибкости при выборе грубов, использование угольных плановых песков в качестве источника молекул и Производство синтетических смесей запасов. Из -за количества и серьезности используемых процессов это часто необходимо и Иногда обязательно использовать добавки. Эти добавки могут, например, предотвратить образование вредных химических видов или улучшить свойство топлива для предотвращения дальнейшего износа двигателя.
Вода в реактивном топливе
[ редактировать ]Очень важно, чтобы реактивное топливо было свободным от загрязнения воды . Во время полета температура топлива в резервуарах уменьшается из -за низких температур в верхней атмосфере . Это вызывает осадка растворенной воды из топлива. Затем отделенная вода падает на дно резервуара, потому что она плотнее, чем топливо. Поскольку вода больше не находится в растворе, она может образовывать капли, которые могут переоценить до 0 ° C (32 ° F). Если эти переохлажденные капли сталкиваются с поверхностью, они могут заморозить и могут привести к заблокированным впускным трубам топлива. [ 21 ] Это было причиной аварии British Airways After 38 . Удаление всей воды из топлива нецелесообразно; Следовательно, топливные нагреватели обычно используются на коммерческих самолетах, чтобы предотвратить замораживание воды в топливе.
Есть несколько методов обнаружения воды в реактивном топливе. Визуальная проверка может обнаружить высокие концентрации суспендированной воды, так как это приведет к тому, что топливо станет туманным внешним видом. В отраслевом стандартном химическом испытании для обнаружения свободной воды в реактивном топливе используется чувствительная к воде фильтрующую подушку, которая становится зеленой, если топливо превышает предел спецификации 30 ч / млн (детали на миллион) свободной воды. [ 22 ] Критическим испытанием для оценки способности реактивного топлива высвобождать эмульгированную воду при прохождении через коалесцирующие фильтры является стандартным методом испытаний ASTM ASTM для определения характеристик отделения воды авиационного турбинного топлива с помощью портативного сетометра.
Военное реактивное топливо
[ редактировать ]
Военные организации по всему миру используют другую систему классификации (для «реактивного топлива») чисел. Некоторые практически идентичны своим гражданским коллегам и различаются только по количеству нескольких добавок; Jet A-1 похож на JP-8 , Jet B похож на JP-4 . [ 23 ] Другие военные виды топлива являются высокоспециализированными продуктами и разработаны для очень специфических применений.
- JP-1
- было ранним реактивным топливом [ 24 ] указано в 1944 году правительством Соединенных Штатов (AN-F-32). Это было чистое керосиновое топливо с высокой точкой вспышки (относительно авиационного бензина) и точкой замерзания -60 ° C (-76 ° F). Требования с низкой точкой замораживания ограничена доступность топлива, и вскоре оно было заменено другими «широкими» реактивными топливами, которые были керосино-нафта или керосино-газолиновыми смесями. Это было также известно как Автур .
- JP-2
- устаревший тип, разработанный во время Второй мировой войны. JP-2 предназначался для производства, чем JP-1, поскольку у него была более высокая точка замерзания, но никогда не использовался широко. [ 25 ]
- JP-3
- была попытка улучшить доступность топлива по сравнению с JP-1 путем расширения сокращения и ослабления допусков на примеси для обеспечения готового поставки. В его книге зажигание! Неформальная история жидких ракетных пропеллентов , Джон Д. Кларк, описал спецификацию как «удивительно либеральный, с широким разрешением (диапазон температур дистилляции) и с такими допустимыми ограничениями на олефины и ароматике, что любой нефтеперерабатывающий Горник R все еще может преобразовать как минимум половину любой сырой в реактивное топливо ». [ 26 ] Это было даже более нестабильно, чем JP-2, и имел высокие потери испарения в эксплуатации. [ 25 ]
- JP-4
- была 50-50 керосино-газолиновой смесью. У него была более низкая точка вспышки , чем JP-1, но был предпочтительным из-за его большей доступности. Это было основное реактивное топливо ВВС США в период между 1951 и 1995 годами. Его НАТО код - F-40 . Это также известно как Avtag .
- JP-5
- является желтым реактивным топливом на основе керосина, разработанным в 1952 году для использования в самолетах, расположенных на борту авианосцев , где риск от пожара особенно велик. JP-5 представляет собой сложную смесь углеводородов, содержащих алканы , нафтена и ароматические углеводороды , которые весят 6,8 фунта на галлон США (0,81 кг/л) и имеют высокую точку вспышки (мин. 60 ° C или 140 ° F). [ 27 ] Поскольку некоторые военно-морские станции США , воздушные станции морской пехоты и воздушные станции береговой охраны проводят как морские, так и сухопутные самолеты, эти установки также обычно подпитывают их самолеты на берегу JP-5, что исключает необходимость поддерживать отдельные топливные сооружения для топлива JP-5 и не JP-5. Китайцы также назвали их военно-морской топливо RP-5. [ 28 ] Его точка замерзания составляет -46 ° C (-51 ° F). Он не содержит антистатических агентов. JP-5 также известен как NCI-C54784. Код НАТО JP-5- F-44 . Он также называется Avcat Fuel для AVIAIA IAIA CARIER TOUP TRBINE . [ 29 ]
- JP-4 и JP-5 топливы, охватываемые MIL-DTL-5624 и встречи с британской спецификацией DEF STAN 91-86 AVCAT/ FSII (ранее DERD 2452), [ 30 ] предназначены для использования в двигателях авиационных турбин . Эти виды топлива требуют уникальных добавок, которые необходимы для военных самолетов и моторных топливных систем.
- JP-6
- был разработан для двигателей General Electric YJ93 After-Burning Turbojet , используемых в североамериканской Valkyrie для устойчивого полета в Маха 3. Это было похоже на JP-5, но с более низкой точкой замерзания и улучшенной тепловой окислительной стабильностью. Когда программа XB-70 была отменена, спецификация JP-6, MIL-J-25656, также была отменена. [ 31 ]
- JP-7
- Был разработан для Pratt & Whitney J58 Afturebling Turbojet двигателей, используемых в Blackbird Blackbird Lockheed SR-71 для устойчивого полета в Mach 3+. У него была высокая точка вспышки, необходимую для предотвращения варена, вызванного аэродинамическим нагревом. Его тепловая стабильность была достаточно высокой, чтобы предотвратить отложения кокса и лака при использовании в качестве теплового пинка для кондиционирования воздушного воздуха и гидравлических систем и аксессуаров двигателя. [ 32 ]
- JP-8
- является реактивным топливом, указанным и широко используемым американскими военными . Это указано MIL-DTL-83133 и Британским стандартом обороны 91-87. JP-8-это топливо на основе керосина, которое, по прогнозам, остается в использовании, по крайней мере, до 2025 года. Военные Соединенных Штатов используют JP-8 в качестве «универсального топлива» как в самолетах, так и в наземных транспортных средствах с дизельным питанием. Впервые он был представлен на базах НАТО в 1978 году. Его код НАТО- F-34 .
- JP-9
- является газовым турбинным топливом для ракет, в частности, круизной ракету Tomahawk , содержащей TH-димер (тетрагидродиметидициклопентадиен), продуцируемый каталитическим гидрированием димера метилпентадиена.
- JP-10
- является газовым турбинным топливом для ракет, в частности, AGM-86 Cruise ракета ALCM. [ 33 ] Он содержит смесь (в уменьшении порядка) эндотетрагидродициклопентадиен , экзо-тетрагидродициклопентадиен ( синтетическое топливо ) и адамантант . Он продуцируется гидрированием дициклопентадиена . каталитическим Он заменил топливо JP-9, достигнув более низкого низкотемпературного предела обслуживания -65 ° F (-54 ° C). [ 33 ] Он также используется дозвуковой крылатой ракетой с самолетом Tomahawk. [ 34 ]
- Jpts
- была комбинация более легкой жидкости LF-1 и добавки для улучшения тепловой окислительной стабильности, официально известной как «термически стабильное реактивное топливо». Он был разработан в 1956 году для двигателя Pratt & Whitney J57 , который питал Lockheed U-2 . шпион [ 35 ]
- Zip Toume
- Определяет серию экспериментальных борсодержащих «высоких энергетических топлива», предназначенных для самолетов на дальние расстояния. Токсичность и нежелательные остатки топлива затрудняли использование. Разработка баллистической ракеты удалила основное применение Zip Fuel.
- Синтролей
- Работал с ВВС США по разработке смеси синтетического реактивного топлива, которая поможет им уменьшить свою зависимость от импортной нефти. ВВС США, который является крупнейшим пользователем топлива в военном военных, начал изучать альтернативные источники топлива в 1999 году. 15 декабря 2006 года B-52 вылетел с базы ВВС Эдвардс впервые, снабженным исключительно 50–50 Смесь JP-8 и FT Fuel's Syntroleum. Семьчасовой летный тест считался успешным. Целью программы летных испытаний состояла в том, чтобы квалифицировать топливную смесь для использования флота на B-52 Сервиса, а затем летные испытания и квалификацию на других самолетах.
Использование поршневого двигателя
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может быть запутанным или неясным для читателей . ( Июль 2014 ) |
Самолетное топливо очень похоже на дизельное топливо , а в некоторых случаях может использоваться в дизельных двигателях . Возможность законодательства окружающей среды, запрещающего использование свинцовых авгаса (топливо в заигнутированном заигнутом двигателе внутреннего сгорания, который обычно содержит Tetraethyllead (TEL), токсичное вещество, добавленное для предотвращения стука двигателя ), и отсутствие замены топлива с аналогичной производительностью, производительность, производительность, производительность, производительность, производительность, производительность, производительность,, как оставил дизайнеры самолетов и организации пилотов, которые искали альтернативные двигатели для использования в небольших самолетах. [ 36 ] В результате несколько производителей авиационных двигателей, в частности Thielert и Austro Engine , начали предлагать дизельные двигатели самолетов , которые работают на реактивном топливе, которые могут упростить логистику аэропорта, уменьшая количество необходимых типов топлива. Jet Fuel доступна в большинстве мест в мире, тогда как Avgas широко доступен только в нескольких странах, которые имеют большое количество самолетов общей авиации . Дизельный двигатель может быть более экономичным, чем двигатель Avgas. Тем не менее, очень мало дизельных авиационных двигателей были сертифицированы авиационными властями. дизельные дизельные силовые установки, такие как семейство Junkers Jumo 205 Дизельные авиационные двигатели сегодня редки, несмотря на то, что во время Второй мировой войны использовались .
Самолетное топливо часто используется в автомобилях с дизельным питанием в аэропортах. Тем не менее, реактивное топливо имеет тенденцию обладать плохой смазывающей способностью по сравнению с дизельным током, что увеличивает износ в оборудовании для впрыска топлива. [ Цитация необходима ] может потребоваться добавка Для восстановления его смазки . Самолетное топливо стоит дороже, чем дизельное топливо, но логистические преимущества использования одного топлива могут компенсировать дополнительные расходы его использования при определенных обстоятельствах.
Jet Fuel содержит больше серы, до 1000 ppm, что, следовательно, означает, что оно имеет лучшую смазочную способность и в настоящее время не требует добавки смазки, поскольку требуется все трубопроводные дизельные топливы. [ Цитация необходима ] Введение ультра низкого дизельного топлива или ULSD ультра низкого серы принесло с собой необходимость в модификаторах смазки. Дизели трубопроводов перед ULSD были в состоянии содержать до 500 ч / млн серы и назывались дизель или ЛСД с низким содержанием серы. В Соединенных Штатах LSD теперь доступен только для бездорожья, локомотив и морских рынков. По мере того, как введено больше правил EPA, больше нефтеперерабатывающих заводов гидроизируют их производство реактивного топлива, что ограничивает смазочные способности реактивного топлива, как определено стандартным D445 ASTM.
JP-8 , который похож на Jet A-1, используется в дизельных транспортных средствах НАТО в рамках политики с одним топливом. [ 37 ]
Синтетическое реактивное топливо
[ редактировать ](SPK) Fischer -Tropsch (FT) Синтетическое топливо в парафиновом керосине сертифицировано для использования в Соединенных Штатах и международном авиационном флоте со скоростью до 50% в смеси с обычным реактивным топливом. [ 38 ] По состоянию на конец 2017 года четыре других путей к SPK сертифицированы, с их обозначениями и максимальным процентом смешивания в скобках: гидрообразных сложных эфиров и жирных кислот (HEFA SPK, 50%); синтезированные ISO-параффины из гидропрокативных ферментированных сахаров (SIP, 10%); синтезированный парафиновый керосин плюс ароматический (SPK/A, 50%); Алкоголь-джает SPK (ATJ-SPK, 30%). Спики FT и HEFA, смешанные с JP-8, указаны в MIL-DTL-83133H.
Некоторые синтетические реактивные топливы показывают снижение загрязняющих веществ, таких как Sox, NOx, твердые частицы, а иногда и выбросы углерода. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Предполагается, что использование синтетического реактивного топлива увеличит качество воздуха в аэропортах, что будет особенно выгодно в аэропортах Внутреннего города. [ 44 ]
Qatar Airways стала первой авиакомпанией, которая проработала коммерческий рейс на смеси 50:50 синтетического газа с жидким (GTL) реактивным топливом и обычным реактивным топливом. Синтетический керосин, полученный природным газом для шестичасового полета из Лондона в Доха, пришел с завода GTL Shell в Бинтулу , Малайзия . [ 45 ] Первый в мире полет пассажирских самолетов на использовании только синтетического реактивного топлива был от международного аэропорта Лансерии до международного аэропорта Кейптауна был разработан топливом 22 сентября 2010 года. Сазол . [ 46 ]
Химик Хизер Уиллауэр возглавляет группу исследователей военно -морской исследовательской лаборатории США , которые разрабатывают процесс изготовления реактивного топлива из морской воды. Технология требует ввода электрической энергии для отделения кислорода (O 2 ) и водорода (H 2 ) газа из морской воды с использованием катализатора на основе железа, за которым следует стадия олигомеризации , где угарный окись (CO) и водород рекомбируются в длинную цепь углеводороды, используя цеолит в качестве катализатора. Ожидается, что технология будет развернута в 2020-х годах военно-морскими кораблями ВМС США, особенно авианосцами с ядерным питанием. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]
8 февраля 2021 года первый в мире пассажирский рейс пролетел с некоторым синтетическим керосином из источника неислетнего топлива. 500 литров синтетического керосина были смешаны с обычным реактивным топливом. Синтетический керосин был произведен Shell, а полет эксплуатировался KLM. [ 53 ]
Синтетические испытания синтетического топлива ВВС
[ редактировать ]8 августа 2007 года секретарь ВВС Майкл Уинн подтвердил B-52H как полностью одобренный для использования FT Blend, отметив официальный вывод программы испытаний. Эта программа является частью инициативы Министерства обороны, которая старается разработать безопасные внутренние источники для военных потребностей в энергии. Пентагон надеется уменьшить использование сырой нефти от иностранных производителей и получить около половины своего авиационного топлива из альтернативных источников к 2016 году. С учетом B-52 теперь одобрена для использования смеси FT, ВВС США будут использовать протоколы тестирования, разработанные во время Программа для сертификации Boeing C-17 Globemaster III , а затем Rockwell B-1B Lancer для использования топлива. Чтобы проверить эти два самолета, ВВС США заказали 281 000 американских девушек (1 060 000 л) FT Fuel. ВВС США намерены проверить и сертифицировать каждый планер в своем инвентаре, чтобы использовать топливо к 2011 году. Они также поставит более 9 000 американских девушек (34 000 л; 7500 IMP GAL) НАСА для тестирования на различных самолетах и двигателях. [ нуждается в обновлении ]
ВВС США сертифицировали B-1B, B-52H, C-17, Lockheed Martin C-130J Super Hercules , McDonnell Douglas F-4 Phantom (как QF-4 Target Drones ), McDonnell Douglas F-15 Eagle , Lockheed Martin F -22 Raptor и Northrop T-38 Talon для использования смеси синтетического топлива. [ 54 ]
и F-15 в США, C-17 Globemaster III, F-16 сертифицированы для использования гидрорезомируемых возобновляемых реактивных топлива. [ 55 ] [ 56 ] ВВС США планируют сертифицировать более 40 моделей для топлива, полученного из отработанных масел и заводов к 2013 году. [ 56 ] Армия США считается одним из немногих клиентов биотоплива, достаточно больших, чтобы потенциально привести биотопливо до объема, необходимого для снижения затрат. [ 56 ] также Военно-морской флот США пролетел Super Hornet Boeing F/A-18E/F, названный «зеленый шершень» в 1,7 раза выше скорости звука, используя смесь биотоплива. [ 56 ] Агентство Advanced Research Projects (DARPA) профинансировало проект в размере 6,7 млн. Долл. США с Honeywell UOP для разработки технологий для создания реактивного топлива из BiOFEEDSTOCKS для использования Соединенными Штатами и НАТО. [ 57 ]
В апреле 2011 года четыре Орлам ВВС ФАРИТА ФИЛИЗ ФИЛАДЕЛЬФИИ ФИЛАДЕЛЬФИЯ Филлис , используя смесь традиционного реактивного топлива и синтетического биотоплива. Эта эстакада вошла в историю, так как это была первая эстакада, которая использовала биотопливо в Министерстве обороны . [ 58 ]
JET BIOFUELS
[ редактировать ]Воздушная промышленность отвечает за 2–3 процента излученного искусственным углекислым газом . [ 59 ] По оценкам Boeing связанных с полетом, , биотопливо может снизить выбросы парниковых газов, на 60-80 процентов. Одним из возможных решений, которое получило больше освещения в СМИ, чем другие, будет смешивание синтетического топлива, полученного из водорослей с существующим реактивным топливом: [ 60 ]
- Green Flight International стала первой авиакомпанией, которая летала самолеты на 100% биотоплива. Полет из аэропорта Рено Стед в Стеджедон, штат Невада, находился в аэро-L-29 Delfín, пилотируемом Кэрол Сахарс и Дуглас Роденте. [ 61 ]
- Boeing и Air New Zealand сотрудничают с Tecbio [ 62 ] Aquaflow Boionomic и другие разработчики биотоплива Jet по всему миру.
- Virgin Atlantic успешно проверил биотопливную смесь, состоящую из 20 процентов орехов Бабассу и кокосового ореха и 80 -процентного обычного реактивного топлива, которое подавалось на один двигатель на рейсе 747 от лондонского Хитроу в Амстердам Шипгол . [ 63 ]
- Консорциум, состоящий из Boeing, исследовательского центра NASA , MTU Aero Engines (Германия) и исследовательской лаборатории ВВС США , работает над разработкой смесей реактивного топлива, содержащих значительный процент биотоплива. [ 64 ]
- British Airways и Velocys вступили в партнерство в Великобритании, чтобы разработать серию заводов, которые превращают бытовые отходы в реактивное топливо. [ 65 ]
- 24 коммерческие и военные рейсы биотопливы произошли с использованием Honeywell «зеленого реактивного топлива», в том числе флота F/A-18 Hornet. [ 66 ]
- В 2011 году United Continental Holdings стала первой авиакомпанией США, которая летала пассажирами на коммерческом полете, используя смесь устойчивого, передового биотоплива и традиционного реактивного топлива из нефти. Солазим разработал масло водорослей, которое было утончено с использованием технологии процесса UOP Honeywell, в реактивное топливо для питания коммерческого полета. [ 67 ]
Солазим произвел первое в мире 100-процентное реактивное топливо, полученное из водорослей, Solajet, как для коммерческих, так и для военных применений. [ 68 ]

Цены на нефть увеличились примерно в пять раз с 2003 по 2008 год, повышая опасения, что мировое производство нефти становится неспособным не отставать от спроса . Тот факт, что есть несколько альтернатив нефти для авиационного топлива, добавляет срочности поиску альтернатив . Двадцать пять авиакомпаний были обанкрощены или остановили операции в первые шесть месяцев 2008 года, в основном из-за затрат на топливо. [ 69 ]
В 2015 году ASTM одобрила модификацию в спецификации D1655 Стандартная спецификация для авиационного турбинного топлива для обеспечения до 50 ч/млн (50 мг/кг) славы ( метиловый эфир жирных кислот ), чтобы обеспечить более высокое перекрестное загрязнение от выработки биотоплива. [ 70 ]
Потребление реактивного топлива по всему миру
[ редактировать ]Всемирный спрос на реактивное топливо неуклонно растет с 1980 года. Потребление более чем в три раза за 30 лет с 1837 000 баррелей в день в 1980 году до 5 220 000 в 2010 году. [ 71 ] Около 30% всемирного потребления реактивного топлива находится в США (1398130 баррелей в день в 2012 году).
Налогообложение
[ редактировать ]Статья 24 Чикагской конвенции по международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года утверждает, что при полете из одного договора с государством в другое, керосин, который уже находится на борту самолетов, не может облагаться налогом штатом, где самолеты приземляются, ни штат через чье воздушное пространство летало самолет. Это для предотвращения двойного налогообложения. Иногда предполагается, что Чикагская конвенция исключает налогообложение авиационного топлива. Однако это не правильно. Чикагская конвенция не исключает налога на керосин на внутренних рейсах или на заправке перед международными рейсами. [ 72 ] : 22
Статья 15 Чикагской конвенции также иногда заявляет, что запрещает налоги на топливо. Статья 15 гласит: «Никакие сборы, взносы или другие обвинения не должны быть наложены каким -либо договорным государством в отношении исключительно права на транзит или въезд или вход с ее территории любого воздушного судна договора о состоянии или лицах или имуществе». Тем не менее, Икао различает сборы и налоги, а статья 15 не запрещает взимание налогов без услуги предоставил. [ 72 ] : 23
В Европейском союзе топливо коммерческого авиации освобождается от налогообложения , согласно Директиве 2003 года налогообложения . [ 73 ] Государства -члены ЕС могут налогообложения реактивного топлива через двусторонние соглашения, однако таких соглашений не существует. [ 72 ]
В Соединенных Штатах большинство штатов налогового реактивного топлива .
Последствия для здоровья
[ редактировать ]Общие опасности для здоровья, связанные с воздействием реактивного топлива, варьируются в зависимости от его компонентов, продолжительность воздействия (острой по сравнению с долгосрочным), путь введения (дермальный против дыхания против устного) и этап воздействия (пара против аэрозоля против сыра. топливо). [ 74 ] [ 75 ] Углеродное топливо на основе керосина представляют собой сложные смеси, которые могут содержать до 260+ алифатических и ароматических углеводородных соединений, включая токсиканты, такие как бензол, N-гексан, толуол, ксилены, триметилпентан, метоксиэтанол, нафталины. [ 75 ] В то время как средние воздействия на углеводородное топливо, взвешенное по времени, часто могут быть ниже рекомендуемых лимитов воздействия, может произойти пиковое воздействие, а влияние на профессиональные воздействия на здоровье не до конца понятно. Свидетельство о воздействии на здоровье реактивного топлива поступает из сообщений как о временном, так и на постоянном биологическом, из острого, субхронического или хронического воздействия на людей или животных на углеводородное топливо на основе керосина, или составляющие химические вещества этих видов топлива, или в продукты сжигания топлива. Изученные эффекты включают в себя: рак , кожные заболевания , респираторные расстройства , [ 76 ] иммунные и гематологические расстройства , [ 77 ] неврологические эффекты , [ 78 ] визуальные и слуховые расстройства , [ 79 ] [ 80 ] Почечные и печеночные заболевания , сердечно -сосудистые состояния, желудочно -кишечные расстройства, генотоксические и метаболические эффекты. [ 75 ] [ 81 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стандарты обороны. «Стандарт Министерства обороны 91-91: турбинное топливо, тип керозина, Jet A-1» (PDF) . п. 1. Архивировано из оригинала (PDF) на 2022-03-07 . Получено 2019-01-27 .
- ^ Chevron Product Corporation. «Авиационное топливо техническое обзор» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2015-09-07 . Получено 2014-05-06 .
- ^ Jump up to: а беременный в Дж. Рэнд (ред.) Сальваторе , ISBN 978-1-61583-673-4 Page 88
- ^ «Резюме о разведке немецкого пилота Ганса Фей» (PDF) . Zenos 'Warbird Video Drive-In.
- ^ Jump up to: а беременный «Авиационные смазки» . www.shell.com.au .
- ^ Канада полета . Эффективен 0901 Z 16 июля 2020 года по 0901Z 10 сентября 2020 года.
- № 3 реактивное топливо
- ^ "№ 3 Jet Fuel" .
- ^ Jump up to: а беременный ExxonMobil Aviation (9 апреля 2016 г.). «Технические характеристики World Jet Fuel с Avgas Adcome: 2005 Edition» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2016-04-09.
- ^ Jump up to: а беременный «Авиационное топливо - информация о реактивном топливе» . Csgnetwork.com. 2004-01-05 . Получено 2010-11-28 .
- ^ «Справочник по продуктам» (PDF) . Воздух б.п. С. 11–13. Архивировано из оригинала (PDF) 2011-06-08.
- ^ (Данные о топливе для сжигания Wayh Air " Мартинес проф. Это). 2014 the original (PDF). 2014-05-0
- ^ Soloiu, Валентин; Ковингтон, апрель; Льюис, Джефф; Дагган, Марвин; Лобу, Джеймс; Янсонс, Марсис (январь 2012 г.). «Производительность Unified Fuel JP-8 в небольшом отверстии непрямого дизельного двигателя для применений APU» . SAE Технические бумаги серии . Тол. 1. SAE International. doi : 10.4271/2012-01-1199 . Получено 2014-05-09 .
- ^ «Руководство по ресурсам по борьбе и спасению самолетов» . Авиационная консультативная группа Arizona, Inc. 2014. Архивировано из оригинала 2014-05-12 . Получено 2014-05-09 .
- ^ Характеристики нефтяных продуктов, хранящихся и добытых (PDF) , подразделение нефтепродуктов - GN, P. 132, архивировано из оригинала (PDF) 16 января 2017 года , получено 15 января 2017 года.
- ^ «Авиационное реактивное топливо» . Всемирные нефтяные торговцы . Архивировано из оригинала 21 августа 2019 года . Получено 21 августа 2019 года .
- ^ Турбинное топливо, авиационный тип керозина, Jet A-1 Код НАТО: F-35 Объединенное обслуживание Обозначение: Avtur (PDF) (25 августа 2008 г. изд.), 8 апреля 2008 г., Министерства обороны Стандарт 91-91, архивировано из оригинала ( PDF) на 2010-08-14
- ^ Стандартная спецификация для авиационного турбинного топлива , ASTM D1655-09A (2010). ASTM International , West Conshohocken, Пенсильвания , США.
- ^ Ломбардо, Дэвид А. (июль 2005 г.), «Оценка качества топлива требует пилотной бдительности» , Aviation International News , архивируя оригинал 2011-04-30
- ^ Jetstar Airways Pty Ltd. (25 июня 2020 г.). Отчет о расследовании серьезных инцидентов самолетов (PDF) (отчет). Японская совет по безопасности транспорта.
- ^ Мюррей, BJ; и др. (2011). «Переухлаждение капель воды в реактивном авиационном топливе». Топливо . 90 : 433–435. doi : 10.1016/j.fuel.2010.08.018 .
- ^ «Детектор воды из оболочки» . Архивировано из оригинала 19 февраля 2012 года.
- ^ «Оболочная авиационная топлива» (PDF) . Shell.com . Shell Oil Company. п. 4. Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2014 года . Получено 27 ноября 2014 года .
- ^ Aviation Fuel Archived 2012-04-20 в The Wayback Machine -Centennial of Flight Commission, полученная 3 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а беременный Ларри Рейтмайер , Mach 1 и BEADY: Иллюстрированное руководство по высокоскоростному полету (McGraw-Hill Professional, 1994), ISBN 0070520216 , стр. 104
- ^ Кларк, Джон Д. (1972). Зажигание! Неформальная история жидких ракетных пропеллентов . Нью -Брансуик, Нью -Джерси: издательство Университета Рутгерса. п. 33. ISBN 0-8135-0725-1 .
- ^ Характеристики топлива архивировали 2007-01-26 в The Wayback Machine Marice Corps Schools Отряд-Ft. Леонард Вуд
- ^ 5 керосина на испытательный полетет авиационных устройств и топливных . - 3 и RP систем » Влияние «RP - 01.014 .
- ^ Великобритания MOD DEF STAN 23-8 Выпуск 2 Архивированный 2005-05-17 на машине Wayback
- ^ «Оболочка питает технический лист данных - F -44» (PDF) .
- ^ История реактивного топлива архивирована 18 октября 2012 года на Wayback Machine Air BP
- ^ «SR-71 Online-SR-71 Руководство по полету: Раздел 1, стр. 1-4» . www.sr-71.org .
- ^ Jump up to: а беременный Свойства авиационного топлива (PDF) . Координационный исследовательский совет. 1983. с. 3. Отчет CRC № 530. Архивировал (PDF) из оригинала 22 июля 2012 года.
- ^ Coggeshall, Katharine. «Революционизация томагавского топлива» . Лос -Аламос Национальная лаборатория . Получено 20 мая 2020 года .
- ^ DTIC ADA186752: Военное реактивное топливо, 1944-1987 , Центр технической информации обороны, с. 5
- ^ Планины сталкиваются с тем, чтобы найти неэтилированный вариант топлива - Wichita Eagle Archied 6 июня 2009 г., на машине Wayback
- ^ «Глава 15: Топливо, масла, смазочные материалы и оборудование для обработки нефти: военное топливо и единственная концепция топлива» . Получено 19 мая 2023 года .
- ^ «ASTM D7566 - 20A Стандартная спецификация для авиационного турбинного топлива, содержащего синтезированные углеводороды» . www.astm.org .
- ^ «Собственность топлива, тест на выбросы и эксплуатационность результатов от парка транспортных средств 6 класса 6, работающих на газовом топливе, и катализируемых фильтров дизельных частиц» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 мая 2009 года.
- ^ Лобо, Прем; Хаген, Дональд Э.; Уайтфилд, Филипп Д. (2011). «Сравнение выбросов PM из коммерческого реактивного двигателя сжигает обычное, биомассы и топлива Fischer -Tropsch» . Экологическая наука и технология . 45 (24): 10744–10749. Bibcode : 2011enst ... 4510744L . doi : 10.1021/es201902e . PMID 22043875 .
- ^ «Аргронн приветствует публикация: анализ жизненного цикла альтернативного авиационного топлива в приветствии» . Greet.es.anl.gov . Архивировано из оригинала 2022-01-19 . Получено 2018-01-05 .
- ^ «Corporan, E et al. (2010 ) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 февраля 2017 года.
- ^ Андерсон, будь; и др. (Февраль 2011 г.). «Эксперимент по альтернативному авиационному топливу (AAFEX)» (PDF) . Исследовательский центр НАСА Лэнгли.
- ^ «Лучший синтезатор реактивного топлива» (PDF) .
- ^ «Qatar Airways становится первым, чтобы управлять коммерческим рейсом на смеси GTL реактивного топлива» . Зеленый автомобильный конгресс. 2009-10-12.
- ^ «Сасол выходит на небо с первым в мире полностью синтетическим реактивным топливом» . Сасол. 2010-09-22. Архивировано из оригинала 2011-05-15.
- ^ Парри, Даниэль (24 сентября 2012 г.). «Поправляя флот, военно -морской флот смотрит на моря» . Новости военно -морских исследований . Архивировано из оригинала 3 февраля 2018 года . Получено 18 июня 2014 года .
- ^ Палмер, Роксана (17 декабря 2013 г.). «Как военно -морской флот может вращать морскую воду в реактивное топливо» . Международное деловое время .
- ^ Тозер, Джессика Л. (11 апреля 2014 г.). «Энергетическая независимость: создание топлива из морской воды» . Вооружен наукой . Министерство обороны США.
- ^ Корен, Марина (13 декабря 2013 г.). «Угадай, что может подпитывать линки будущего?» Полем Национальный журнал .
- ^ Такер, Патрик (10 апреля 2014 г.). «Военно -морской флот только что превратил морскую воду в реактивное топливо» . Защита один .
- ^ Эрнст, Дуглас (10 апреля 2014 г.). «Военно -морской флот США, чтобы превратить морскую воду в реактивное топливо» . Вашингтон Таймс .
- ^ «Первый мир - синтетический керосин выходит в воздух» . Получено 2022-03-31 .
- ^ Сирак, Майкл (2010-01-27). «B-2 идет синтетическим» . Журнал Air & Space Force . Получено 2023-01-15 .
- ^ Доуделл, Ришель (10 февраля 2011 г.). «Чиновники подтверждают первый самолет для использования биотоплива» . Официальный сайт ВВС США. Архивировано с оригинала 12 декабря 2012 года . Получено 7 марта 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Моралес, Алекс; Луиза Даунинг (18 октября 2011 г.). «Жир заменяет нефть для F-16 как биотопливо, отправляясь в войну: товары» . Businessweek . Архивировано из оригинала 26 февраля 2012 года . Получено 7 марта 2012 года .
- ^ «UOP для разработки технологий для производства BIO JP-8 для военных самолетов» . Зеленый автомобильный конгресс. 28 июня 2007 г. Получено 7 марта 2012 года .
- ^ «Самолеты ВВС выступают в первую очередь с помощью альтернативного топлива» . Военно -воздушные силы . 31 марта 2011 года . Получено 2022-03-27 .
- ^ «Руководство для начинающих по авиационным биотопливам» (PDF) . Air Transport Action Group. Май 2009 г. Получено 2009-09-20 . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Перспективная нефтяная альтернатива: энергия водорослей» . The Washington Post . 2008-01-06 . Получено 2010-05-06 .
- ^ "GFI дома" . Greenflightinternational.com. Архивировано из оригинала 2011-01-25 . Получено 2010-11-28 .
- ^ "Tecbio" . Tecbio. Архивировано из оригинала 2011-01-23 . Получено 2010-11-28 .
- ^ «Разберите это: Virgin взлетает с ореховым топливом - 26 февраля 2008 года - NZ Herald: новозеландский бизнес, рынки, валютные и личные финансы» . NZ Herald. 2008-02-26 . Получено 2010-11-28 .
- ^ «Отчет об окружающей среде 2008» . Boeing . Получено 2010-11-28 .
- ^ «Пресс-релиз Velocys», сформированное партнерство, направленное на заводы от отходов к джонскому топливу в Великобритании » . 18 сентября 2017 года. Архивировано с оригинала 5 января 2018 года . Получено 5 января 2018 года .
- ^ Кох, Венди (7 ноября 2011 г.). «United Firt Passengers, использующие топливо из водорослей» . USA сегодня . Получено 16 декабря 2011 года .
- ^ «United Airlines летает первым американским коммерческим продвинутым биотопливным рейсом» . United Continental Holdings, Inc. Архивирована из оригинала 12 апреля 2013 года . Получено 7 ноября 2011 года .
- ^ Цена, Тоби (10 ноября 2011 г.). «Солазим завершает первый коммерческий рейс на биотопливе» . Журнал возобновляемой энергии . Получено 13 февраля 2013 года .
- ^ «Больше авиакомпаний складывается, когда цены на топливо взлетают: IATA» . News.asiaOne.com. Архивировано из оригинала 2011-07-03 . Получено 2010-11-28 .
- ^ «Пересмотренный стандарт ASTM расширяет ограничение на загрязнение биотоплива в реактивном топливе | www.astm.org» . www.astm.org . Архивировано из оригинала 2020-03-08 . Получено 2020-09-14 .
- ^ «Потребление реактивного топлива на индексе mundi» . Получено 19 ноября 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Джаспер Фабер и Аойф О'Лири (ноябрь 2018 г.). «Налогообложение авиации топлива в ЕС» (PDF) . CE DELFT . Транспорт и окружающая среда . п. 16 Получено 20 июня 2020 года .
Чикагская конвенция не предоставляет препятствия на налоге на внутреннее или внутри-ЕС авиационное топливо. Конвенция запрещает партиям вводить налоги на топливо, уже на борту самолета, когда она приземляется в другой стране, но не содержит запрета на налогообложение топлива, продаваемого самолетом в стране. Кроме того, Чикагская конвенция не применима к внутренней авиации. Часто предполагается, что Чикагская конвенция освобождает авиационное топливо от налогообложения. Тем не менее, Чикагская конвенция только освобождает топливо уже в бортовых самолетах при приземлении, и сохраняется на борту при уходе, от налогообложения. Статья 24 гласит: «Топливо ... на борту самолета штата контракта, по прибытии на территорию другого контрактного штата и сохранившись на борту по выходу на территорию этого штата, освобождается от таможенной обязанности, инспекционных сборов или аналогичного национального или местные обязанности и обвинения ». Следовательно, статья 24 не запрещает налогообложение топлива, взятого на борту в определенной стране, а скорее запрещает налогообложение топлива, которое уже находилось на борту самолета, когда он приземлился, то есть государства -члены не могут налогообложения авиационного топлива, приобретенного в другой стране, которая прибывает на сесть на самолет. Цель этой статьи - предотвратить двойное налогообложение.
- ^ «Директива Совета 2003/96/ЕС от 27 октября 2003 года, реструктуризация сообщества для налогообложения энергетических продуктов и электроэнергии» . Официальный журнал Европейского Союза . Eur-Lex. 27 октября 2002 г. Получено 20 июня 2020 года .
Государства-члены освобождают следующее от налогообложения ... энергетические продукты, поставляемые для использования в качестве топлива для целей аэродинамической навигации, кроме частного летания.
- ^ Мэтти, Дэвид Р.; Стернер, Тереза Р. (2011-07-15). «Прошлое, настоящее и появляющиеся проблемы с токсичностью для реактивного топлива». Токсикология и прикладная фармакология . 254 (2): 127–132. doi : 10.1016/j.taap.2010.04.022 . ISSN 1096-0333 . PMID 21296101 .
- ^ Jump up to: а беременный в Ричи, Гленн; Тем не менее, Кеннет; Росси III, Джон; Беккедал, Марни; Бобб, Эндрю; Арфстен, Дэррил (2003-01-01). «Биологическое и здоровье воздействие воздействия реактивного топлива на основе керосина и добавок производительности». Журнал токсикологии и здоровья окружающей среды, часть B. 6 (4): 357–451. Bibcode : 2003jtehb ... 6..357r . doi : 10.1080/10937400306473 . ISSN 1093-7404 . PMID 12775519 . S2CID 30595016 .
- ^ Robledo, RF; Парикмахер, DS; Виттен, М.Л. (1999). «Модуляция функции бронхиального эпителиального клеточного барьера с помощью реактивного двигателя in vitro 8 воздействие» . Токсикологические науки . 51 (1): 119–125. doi : 10.1093/toxsci/51.1.119 . ISSN 1096-6080 . PMID 10496683 .
- ^ Харрис, DT; Sakiestewa, D.; Титон, Д.; Robledo, RF; Молодой, рупий; Виттен, М. (2000). «Иммунотоксичность, вызванная реактивным топливом» . Токсикология и промышленное здоровье . 16 (7–8): 261–265. Bibcode : 2000toxih..16..261h . doi : 10.1177/074823370001600702 . ISSN 0748-2337 . PMID 11693943 . S2CID 42673565 .
- ^ Мошенник, б.; Перссон, он; Голдберг, JM; Вестерхольм, П. (1976). «Долгосрочное воздействие на реактивное топливо: расследование по профессии работников с особой ссылкой на нервную систему» . Скандинавский журнал работы, окружающей среды и здоровья . 2 (3): 152–164. doi : 10.5271/sjweh.2809 . ISSN 0355-3140 . PMID 973128 .
- ^ Morata, Thais C.; Ханджерфорд, Мишель; Конрад-Мартин, рассвет (2021-08-18). «Потенциальные риски для слуха функций военнослужащих от воздействия реактивного топлива» . Американский журнал аудиологии . 30 (3S): 922–927. doi : 10.1044/2021_aja-20-00226 . ISSN 1059-0889 . PMID 34407375 .
- ^ Кауфман, Лора Р.; Lemasters, Грейс К.; Олсен, Донна М.; Succop, Paul (2005). «Влияние одновременного шума и воздействия реактивного топлива на потерю слуха» . Журнал профессиональной и экологической медицины . 47 (3): 212–218. doi : 10.1097/01.jom.0000155710.28289.0e . ISSN 1076-2752 . PMID 15761316 . S2CID 1195860 .
- ^ Бендтсен, Катя М.; Бенгтсен, Элизабет; САБЕР, Энн Т.; Фогель, Улла (2021-02-06). «Обзор воздействия на здоровье, связанный с воздействием выбросов реактивного двигателя в аэропортах и его окрестностях» . Здоровье окружающей среды: глобальный источник науки доступа . 20 (1): 10. Bibcode : 2021envhe..20 ... 10b . doi : 10.1186/s12940-020-00690-y . ISSN 1476-069X . PMC 7866671 . PMID 33549096 .