Иберия (авиакомпания)
| |||||||
Основан | 28 июня 1927 г | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало деятельности | 14 декабря 1927 г | ||||||
Номер сертификата соответствия | ES.AOC.001 [1] | ||||||
Хабы | Адольфо Суарес Мадрид – аэропорт Барахас | ||||||
Программа для часто летающих пассажиров | Иберия Плюс (часть программы лояльности Avios ) | ||||||
Альянс | Один мир | ||||||
Дочерние компании | |||||||
Размер флота | 90 | ||||||
Направления | 130 [2] | ||||||
Материнская компания | Группа международных авиалиний | ||||||
ISIN | ES0147200036 | ||||||
Штаб-квартира | Сьюдад-Линеаль, Мадрид , Испания [3] | ||||||
Ключевые люди |
| ||||||
Доход | 4,6 миллиарда евро (2016 г.) [5] | ||||||
Чистая прибыль | 271 миллион евро (2016) [5] | ||||||
Веб-сайт | www |
Иберия ( Испанское произношение: [iˈβeɾja] ), юридически зарегистрированная как Iberia Líneas Aéreas de España, SA Operadora, Sociedad Unipersonal является флагманским авиаперевозчиком Испании , . [6] Основанная в 1927 году и базирующаяся в Мадриде , она управляет международной сетью услуг из своей главной базы — аэропорта Мадрид-Барахас . [7] Iberia вместе с Iberia Regional (обслуживается независимым перевозчиком Air Nostrum ) и Iberia Express входит в состав International Airlines Group . Помимо перевозки пассажиров и грузов, Iberia Group осуществляет сопутствующую деятельность, такую как техническое обслуживание самолетов, обслуживание в аэропортах, ИТ-системы и бортовое питание. Авиакомпании группы Iberia выполняют рейсы по более чем 109 направлениям в 39 странах и еще по 90 направлениям в рамках соглашений о код-шеринге с другими авиакомпаниями. [7]
8 апреля 2010 года было подтверждено, что British Airways и Iberia подписали соглашение о слиянии. [8] что сделало объединенную операцию третьей по величине коммерческой авиакомпанией в мире по выручке. [9] Акционеры обоих перевозчиков одобрили сделку 29 ноября 2010 года. [10] Недавно объединенная компания, известная как International Airlines Group (IAG), была создана в январе 2011 года, хотя обе авиакомпании продолжают работать под своими брендами. [11]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2017 г. ) |
Ранние годы
[ редактировать ]Iberia, Compañía Aérea de Transportes, была зарегистрирована 28 июня 1927 года с капитальными вложениями в размере 1,1 миллиона песет финансистом Орасио Эчеварриетой и Deutsche Luft Hansa . Полеты начались 14 декабря 1927 года. [12] Правительство Испании заключило с компанией контракт на обеспечение почтовых перевозок между Мадридом и Барселоной. Во время диктатуры Мигеля Примо де Риверы испанские авиационные компании были объединены и с начала 1928 года стали контролироваться государством как коммунальное предприятие общего пользования. [13] Следовательно, Iberia была объединена с CLASSA (Compañía de Líneas Aéreas Subvencionadas SA ), прекратив независимую деятельность 29 мая 1929 года. [14] Хотя у авиакомпании не было ни флота, ни коммерческой деятельности под своим брендом, название «Иберия» осталось зарегистрированным. [13]
В 1937 году, во время гражданской войны в Испании , капитан испанского флота и генеральный директор компании Даниэль де Араос-и-Арегула. [15] получил приказ от генерала Кинделана организовать авиакомпанию для воздушного транспорта на территории, контролируемой националистами во время войны. [13] Даниэль де Араоз-и-Ареджула отправился в Германию, чтобы получить поддержку и материалы для восстановления компании как независимой авиакомпании, таким образом прибыли шесть самолетов Junkers Ju 52 от Deutsche Luft Hansa, которые были приобретены Iberia в конце конфликта, в дополнение к материал для помощи в операциях. [13] Поскольку название «Иберия» все еще было зарегистрировано, оно использовалось, когда операция началась в 1937 году. [16] к концу войны. [17] Во время конфликта Iberia была чисто внутренней авиакомпанией со штаб-квартирой в Саламанке. Авиакомпания выполняла рейсы в города на националистической стороне, в Испанскую Северную Африку , Испанскую Западную Африку и Марокко . [18] После войны, в конце 1930-х годов, авиакомпания обслуживала рейсы Севилья – Лараш – Кабо-Хуби – Лас-Пальмас , Барселона – Сарагоса – Бургос – Саламанка – Севилья – Тетуан и Пальма – Барселона – Витория на самолетах Junkers Ju 52. [19] 1 мая 1939 года Iberia выполнила свой первый регулярный рейс по международному направлению в качестве независимой гражданской авиакомпании по маршруту Мадрид – Лиссабон . [20]
В 1940 году правительство предоставило Иберии монополию на национальный воздушный транспорт (этот факт изменился 6 лет спустя, когда правительство либерализовало национальное воздушное сообщение для частных авиакомпаний). [21] Эта привилегия помогла компании начать развиваться как важная международная авиакомпания, которой до этого не было. [22] Авиакомпания была национализирована 30 сентября 1944 года и стала частью Instituto Nacional de Industria . Политика компании заключалась в том, чтобы отделиться от немецкой орбиты, с которой она была связана в первые годы своего существования, и установить отношения с Соединенными Штатами в плане закупки самолетов и поставок авиационной техники для операции. [22] Таким образом, в том же году была завершена покупка семи самолетов DC-3 и трех DC-4 с целью расширения сети в Европе и выполнения первого трансатлантического полета компании. [22] Это было достигнуто в 1946 году. Iberia стала первой авиакомпанией, выполнявшей рейсы между Европой и Южной Америкой после Второй мировой войны , использовавшей самолет Douglas DC-4 для выполнения рейсов между Мадридом и Буэнос-Айресом . [7] Этот рейс был первым в рамках расширения рейсов между Латинской Америкой и Европой через Испанию, выполняемых компанией, с такими направлениями, как Сан-Хуан-де-Пуэрто-Рико , Каракас , Сьюдад-де-Мехико и Гавана . Плохие дипломатические отношения франкистского режима задержали открытие некоторых направлений до начала 1950-х годов. [22]
В первой половине 1950 года Iberia включила в свой парк еще четыре самолета DC-4, что позволило как укрепить существующие услуги, так и запустить новые. [23] 1953 Мадридским пактом года визовые требования были отменены для посетителей Испании, приезжающих из США. [24] Это стимулировало начало трансатлантических рейсов между Испанией и США в следующем году. В июне 1954 года авиакомпания приступила к запуску первого из трех Super Constellations. Самолет был назван Санта-Мария в честь первого путешествия Колумба. [25] и был задействован при открытии новой линии Мадрид- Нью-Йорк два месяца спустя, 3 августа 1954 года, в тот же день, когда Колумб покинул порт Палос-де-ла-Фронтера . [26] [27] Поправки к статье 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 14 июня 1954 г., внесенные в Париже 30 июня 1956 г. о нерегулярных воздушных сообщениях, сделали возможным массовый туризм с использованием чартерных самолетов, поскольку разрешили европейским государствам-членам выполнять этот тип операций с международными рейсами. между своими территориями. [28] Это было выгодно авиакомпании, поскольку на ее территории было несколько востребованных направлений, в основном на восточном и южном побережье Средиземного моря, а также на Балеарских и Канарских островах, пользующихся большим спросом среди морского туризма, который начался с этого типа операций.
В 1959 году испанская авиакомпания Aviaco стала частью Iberia, получив контроль над двумя третями ее капитала в результате увеличения капитала. [29] Авиако была создана в 1948 году. [30] после того, как в 1946 году было либерализовано национальное воздушное сообщение для испанских частных компаний. [21]
В 1961 году в парке Iberia было 9 самолетов Super Constellation , в этом же году поступил на вооружение первый DC-8-50 , четырехмоторный реактивный авиалайнер постепенно пополнялся, пока не достиг числа 8 самолетов варианта 50-й серии. [31] Iberia постепенно включала в себя самолеты малой и средней дальности, такие как Sud Aviation Caravelle и Douglas DC-9 . Super Constellations были сняты с производства и проданы в 1966 году, а два года спустя три DC-8-63 в парк были включены с большей вместимостью. К 1969 году дальний флот Iberia состоял из 11 DC-8. [31] большие реактивные самолеты Boeing 747 и Douglas DC-10. В начале 1970-х годов в связи с расширением межконтинентальных маршрутов, особенно в Центральную Америку, в компанию пришли К середине этого десятилетия авиакомпания летала практически во все столицы Латинской Америки. С расширением в Латинской Америке компания следовала политике покупки акций и заключения соглашений с несколькими латиноамериканскими авиакомпаниями, такими как Compañia Dominicana de Aviación , Aérolíneas Peruanas , PLUNA и Air Panamá Internacional . Поначалу целью этой политики могло быть создание мощной распределительной сети для пассажиров межконтинентальных маршрутов, но, поскольку авиакомпания контролировалась государством, режим Франко использовал эту инвестиционную политику, чтобы получить поддержку в Латинской Америке. Iberia оказала материальную, капитальную и логистическую поддержку этим авиакомпаниям. К 1971 году эти инвестиции привели к потере 14 миллионов долларов. [32] В 1971 году Iberia также купила трехмоторный самолет ближнего и среднего радиуса действия Boeing 727-200 , из которых у компании было 35 самолетов. [33] и использовался до 2001 года, как и другой самолет ближнего действия, купленный компанией в конце 60-х годов, Douglas DC-9. [34]
В 1987 году Iberia вместе с Lufthansa , Air France и SAS Group основала Amadeus , ИТ-компанию (также известную как Global Distribution System ), которая позволит туристическим агентствам продавать продукты основателей и других авиакомпаний из единой системы. [35] В том же году Iberia запланировала обновление парка самолетов среднего класса: McDonnell Douglas MD-87 и Airbus A320 заменят Douglas DC-9 и Boeing 727 соответственно. [36] В июне 1990 года авиаперевозчик купил 16 самолетов Boeing 757 за 1 миллиард долларов США , включая запасные части и обучение; Еще двенадцать самолетов этого типа были переданы по опциону в рамках сделки. [37]
Развитие с 1990-х годов
[ редактировать ]В 90-х годах Iberia проводила политику покупки акций флагманских перевозчиков Латинской Америки. Она намеревалась доминировать на всем рынке Латинской Америки и стать одной из крупнейших авиакомпаний на мировой арене. [38]
Инвестиции начались в июне 1990 года с покупки 30% акций Aerolineas Argentinas . [38] В 1991 году Iberia купила 45% акций Viasa за 81 миллион долларов. [39] и 35% акций чилийской Ladeco . [40] В 1991 году авиакомпания продолжила работу над созданием первой в Европе программы для часто летающих пассажиров международных авиакомпаний , создав Iberia Plus.
В 1994 году плохие результаты Aerolineas Argentinas, которая имела положительный баланс в своей коммерческой эксплуатации, но скрывала значительный дефицит с убытками от неоперационной деятельности, вынудили Iberia увеличить свою долю собственности до 85%. [41] Благодаря этому увеличению участия аргентинское государство отказалось от своей « золотой акции », что позволило Iberia иметь полный финансовый контроль над компанией. Iberia начала сокращение размера компании, ликвидацию национальных и зарубежных офисов, а также техническую продажу всего своего парка, состоящего из 28 самолетов, в рамках операции «продажа с обратной арендой» . [41] Аргентинские источники указывают, что покупной капитал компании Aerolíneas Argentinas был отнесен на счет ее финансовых обязательств. [42] Это, вместе с вышеупомянутыми продажами, вызвало большой спор, положив начало критике правительства Аргентины за приватизацию компании. Правда заключается в том, что в период, когда Aerolíneas Argentinas принадлежала Iberia (1990–1995), испанская авиакомпания выделила аргентинскому флагманскому перевозчику более 1,200 миллионов долларов и продолжала работать, несмотря на плохие результаты. [41] Тем временем правительство Аргентины отказалось вкладывать дополнительный капитал и выразило желание избавиться от значительной части своих акций. [38] Iberia провела серьезные реформы в структуре компании, которая к тому времени уже устарела, в том числе с грабительскими затратами на персонал. [43] Некоторые из этих изменений включали разработку программы бесплатного бронирования, полную компьютеризацию системы управления, введение бизнес-класса на внутренних рейсах и создание нового хаба в международном аэропорту Эсейса для региональных рейсов дальнего следования по направлениям в Латинской Америке. . [41] В 1995 году, перед процессом приватизации Iberia, Aerolineas Argentinas была передана испанскому правительству через INI , которая позже стала SEPI . В 2001 году флагманский авиаперевозчик Аргентины был продан испанской компании Grupo Marsans . [44]
В 2008 году президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер экспроприировала компанию у Grupo Marsans за символическую цену в 1 аргентинское песо (0,57 доллара США) и ренационализировала авиакомпанию. [45] В июле 2017 года МЦУИС обязал Аргентину выплатить Grupo Marsans 320 миллионов долларов за то, что она заплатила цену ниже реальной стоимости компании. [46] 7 апреля 2010 года президент Счетной палаты Испании представил испанскому парламенту данные об инвестициях в Aerolíneas Argentinas за период с 1990 по 2001 год, которые оценивались в 2100 миллионов евро. [47]
Планы сделать группу Iberia доминирующей авиакомпанией на латиноамериканском рынке провалились и в Венесуэле. В 1997 году совет директоров Viasa , в котором Iberia составляла большинство, решил приостановить полеты компании, аргументируя это тем, что ситуация невыполнима. [48] Iberia объявила, что компания не собирается продолжать вкладывать дополнительный капитал в Viasa, если ее местный партнер, венесуэльская государственная группа FIV, не собирается делать то же самое. К тому времени Iberia инвестировала более 250 миллионов долларов в венесуэльского перевозчика, не получив при этом никакой прибыли. [48] В феврале 1997 года было объявлено о соглашении о ликвидации Viasa, накопившей долг в 200 миллионов долларов, при капитале всего в 2 миллиона долларов. Iberia и правительство Венесуэлы намеревались ликвидировать компанию, чтобы избежать банкротства . Iberia предложила списать долг Viasa перед испанским перевозчиком в размере 150 миллионов долларов в обмен на сохранение своего парка из четырех DC-10 и пяти Boeing 727. Соглашение включало компенсацию персоналу после ликвидации, стоимость которой составила 20 миллионов долларов. [49]
Что касается Ladeco , то Iberia была миноритарным акционером (35%) и не вмешивалась в ее управление. Изначально у Iberia было намерение добиться слияния Ladeco с Lan Chile , но этому помешали чилийские антимонопольные законы. [50] Позже, в 1995 году, LAN Чили совершила крупное приобретение акций Ladeco и приобрела 57,6% компании, эта операция была одобрена чилийским антимонопольным обвинением. [51] а затем начался процесс слияния, в ходе которого Iberia потеряла некоторые права, приобретенные за время ее пребывания в качестве акционера Ladeco. В 1997 году Iberia продала свои акции Ladeco. [52]
В 1996 году авиакомпания запустила свой сайт . [53]
В феврале 1998 года компания заказала у Airbus 76 самолетов , что на тот момент было крупнейшим заказом Airbus. В следующем году она купила Aviaco и унаследовала парк этой авиакомпании. [54]
К концу 90-х годов Iberia в качестве мажоритарного акционера владела испанскими авиакомпаниями Aviaco , Viva Air , Binter Canarias и Binter Mediterráneo , а также латиноамериканскими авиакомпаниями Aerolíneas Argentinas , Austral , Viasa и Ladeco . [55]
В 2001 году Iberia была приватизирована , и ее акции были зарегистрированы на фондовых биржах. К 2002 году, когда Iberia отмечала свое 75-летие, за свою историю она перевезла почти 500 миллионов человек. [56] В июле 2004 года Iberia объявила о решении перенести свой латиноамериканский центр из Майами , Флорида, в Сан-Педро-Сула , Гондурас.
5 февраля 2006 года Терминал 4 аэропорта Мадрид-Барахас был передан Iberia и другим членам альянса Oneworld . Это предоставило Iberia столь необходимые возможности расширения. На Iberia приходится около 60% трафика аэропорта. В 2005 году авиакомпания и ее региональный филиал Air Nostrum перевезли 21 619 041 пассажира через аэропорт Мадрид – Барахас.
В ноябре 2006 года Iberia запустила Clickair , дочернюю компанию-лоукостера. Clickair объединилась с Vueling в 2009 году.
12 ноября 2009 года Iberia подтвердила, что достигла предварительного соглашения о слиянии с British Airways . [57] Слияние двух перевозчиков приведет к созданию третьей по величине авиакомпании в мире по выручке. [58] 8 апреля 2010 года было подтверждено, что British Airways и Iberia договорились о слиянии, образовав группу International Airlines , хотя каждая авиакомпания продолжит работать под своим нынешним брендом. [59]
В ноябре 2012 года Iberia объявила о планах сократить количество сотрудников на 4500 человек, а парк - на пять дальнемагистральных и 20 ближнемагистральных самолетов. [60]
В 2012 году Iberia основала еще одну бюджетную авиакомпанию, Iberia Express , которая выполняет маршруты ближней и средней дальности из хаба своей материнской авиакомпании в Мадриде, обеспечивая фидерные рейсы в дальнемагистральную сеть Iberia. Авиакомпания начала свою деятельность 25 марта 2012 года и делит свой головной офис с Iberia в Чамартине , Мадрид. [61] В 2013 году штаб-квартиры обеих авиакомпаний были перенесены в новый офис в Сьюдад-Линеал в Мадриде, а корпоративные имиджи были изменены в рамках процесса обновления. [62]
Токио В 2023 году Iberia объявила о своем возвращении в международный аэропорт Нарита в октябре 2024 года после выхода из него в 2020 году во время пандемии COVID-19 . [63] Iberia впервые начала полеты в Токио в 1986 году, а беспосадочные полеты начала в 1992 году, но ранее приостанавливала полеты в период с 1998 по 2016 год. [64]
Корпоративные дела
[ редактировать ]Тенденции бизнеса
[ редактировать ]Ключевыми тенденциями для Iberia являются (по состоянию на финансовый год, заканчивающийся 31 декабря): [65]
Год | Доход (млрд евро) [66] | Чистая прибыль (млн евро) | Количество сотрудники | Количество пассажиры (м) [67] | Пассажир коэффициент нагрузки (%) [68] | Размер флота | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2011 | 4.4 | −27 | 20,081 | 17.3 | 81.3 | 103 | [69] |
2012 | 4.6 | −598 | 19,811 | 14.8 | 81.5 | 111 | [70] |
2013 | 4.1 | −493 | 18,254 | 10.6 | 79.2 | 95 | [71] |
2014 | 4.1 | 391 | 16,907 | 10.7 | 78.6 | 96 | [72] |
2015 | 4.5 | 472 | 16,177 | 16.5 | 81.1 | 98 | [73] |
2016 | 4.4 | 153 | 15,809 | 17.8 | 82.0 | 98 | [74] |
2017 | 4.7 | 137 | 15,738 | 18.7 | 84.1 | 100 | [75] |
2018 | 5.4 | 245 | 16,180 | 20.9 | 85.7 | 107 | [76] |
2019 | 5.6 | 342 | 16,776 | 22.5 | 87.0 | 114 | [77] |
2020 | 2.2 | −2,148 | 9,817 | 5.8 | 70.5 | 113 | [78] |
2021 | 2.7 | −704 | 11,491 | 10.5 | 68.9 | 100 | [79] |
2022 | 5.5 | 272 | 15,499 | 84.1 | 111 | [80] | |
2023 | 7.1 | 1,001 | 16,937 | 87.1 | 121 | [81] |
Головной офис
[ редактировать ]Головной офис компании находится в бизнес-парке MV49 в Мадриде. [82] [83] [84] Этот объект находится недалеко от пересечения Autopista de Circunvalación M-30 и Avenida de América . В 2013 году компания переехала из бывшего Кампоса Веласкеса . [82] в районе Саламанка в Мадриде, [85] чтобы сэкономить деньги. [82]
Право собственности
[ редактировать ]3 апреля 2001 года Iberia была приватизирована и включена в IBEX 35 фондовый индекс Мадридской фондовой биржи . Основными акционерами были: Caja Madrid – 23,45%, British Airways – 13,2%, SEPI – 5,20%, El Corte Inglés – 2,90%. [86] British Airways увеличила свою долю в Iberia, выкупив оставшиеся акции American Airlines , заплатив, как сообщается, 13 миллионов фунтов стерлингов за небольшой пакет акций. Это увеличило общую долю BA в Iberia примерно до 10% и сохранило за собой два места в совете директоров Iberia. [87]
В июле 2008 года British Airways и Iberia объявили о планах слияния, при этом каждая авиакомпания сохранит свой первоначальный бренд. [88] Соглашение было подтверждено в апреле 2010 года. [89] а в июле Европейская комиссия и Министерство транспорта США разрешили слияние, и две авиакомпании начали координировать трансатлантические маршруты с American Airlines. [90] [91] 6 октября 2010 года альянс British Airways, American Airlines и Iberia официально начал свою деятельность. На тот момент предполагалось, что альянс принесет BA около 230 миллионов фунтов стерлингов ежегодной экономии затрат в дополнение к 330 миллионам фунтов стерлингов, которые будут сэкономлены за счет слияния с Iberia. [92] Слияние было завершено 21 января 2011 года, в результате чего была создана International Airlines Group (IAG), третья по величине авиакомпания в мире по годовому доходу и вторая по величине группа авиакомпаний в Европе. [89] [93]
До слияния British Airways владела 13,5% акций Iberia и, таким образом, получила в собственность 55% объединенной группы International Airlines; Остальные акционеры Iberia получили оставшиеся 45%. [94]
Слияние вызвало споры. British Airways управляет двумя финансируемыми пенсионными схемами с установленной суммой выплат в Великобритании. British Airways признает, что одним из самых серьезных финансовых рисков, с которыми она сталкивается, является совокупный дефицит сложных пенсионных схем. Последняя актуарная оценка составила 3,7 миллиарда фунтов стерлингов, что даже превышает капитализацию IAG. [ нужна ссылка ] Кроме того, в соответствии с «Законом о пенсиях» 2004 года, в случае необходимости Пенсионный регулятор Соединенного Королевства может заставить Iberia или IAG предоставить дополнительную финансовую поддержку пенсионным схемам British Airways. В своем «Годовом отчете и финансовой отчетности за год, закончившийся 31 декабря 2011 года» BA заявил, что «отрицательные изменения стоимости пенсионных активов и финансовых доходов от этих активов могут увеличить размер пенсионного дефицита». [95]
По состоянию на декабрь 2013 г. [update]В авиакомпании работало более 18 000 сотрудников. [96]
Из-за Брексита Iberia была вынуждена доказать, что она по-прежнему является испанской авиакомпанией, несмотря на слияние с British Airways . Последствием невыполнения этого требования является их потенциальная неспособность летать внутри Европейского Союза . [97]
Дочерние компании и альянсы
[ редактировать ]Iberia владеет 9,49% акций бюджетной авиакомпании Vueling , базирующейся недалеко от Барселоны, а материнская компания IAG владеет остальными 90,51%. Это было сделано для того, чтобы IAG не владела 100% акций Vueling, а чтобы акции были разделены между ее подразделениями. Iberia также владеет 0,95% акций Royal Air Maroc . [7]
Iberia является союзником American Airlines , Qantas , Avianca и British Airways, а также Grupo TACA . 1 сентября 1999 года компания присоединилась к альянсу Oneworld . [98]
Iberia ранее владела авиакомпанией Aviaco , которая обслуживала большинство внутренних маршрутов. Она была основана 18 февраля 1948 года и действовала до 1 сентября 1999 года. Iberia также владела Binter Canarias , пока правительство Испании не начало приватизацию дочерней компании. Hesperia Inversiones Aéreas купила авиакомпанию у Iberia в июле 2002 года. Вторая авиакомпания, использующая название Binter, Binter Mediterraneo , была создана как дочерняя компания Iberia в 1988 году с маршрутами из Мелильи в Малагу , Альмерию , Валенсию , а в последний год своего существования - в Мадрид. . [99] Авиакомпания была приобретена Air Nostrum в 1998 году и объединена с ее деятельностью, на тот момент у авиакомпании был парк самолетов CN-235 . [100]
Iberia была партнером-учредителем компьютеризированной системы бронирования авиабилетов Amadeus с долей 18,28%. [101] Iberia также активно выступает в качестве туроператора через свою Viva Tours. [102] и единицы свободного времени, [103] а вместе с Cacesa она предоставляет услуги по доставке посылок. [104]
Кроме того, Iberia является компанией по техническому обслуживанию самолетов, обслуживающей свой флот и парк еще 48 компаний, включая некоторые ведущие европейские авиакомпании. [105] Iberia является поставщиком услуг по обслуживанию самолетов во всех аэропортах Испании и двух аэропортах Экваториальной Гвинеи ; Число ее клиентов-авиакомпаний превышает 200, а штат сотрудников составляет 7300 человек. [106]
Направления
[ редактировать ]Совместный бизнес
[ редактировать ]Iberia участвует в совместном бизнесе с Qatar Airways и British Airways, который включает выполнение трех ежедневных рейсов между хабом Qatar Airways в Дохе и Мадридом, а также до 10 рейсов между Дохой и Лондоном. [107]
Iberia также участвует в Oneworld трансатлантическом совместном предприятии с American Airlines , British Airways и Finnair . [108]
Соглашения о совместном использовании кодов
[ редактировать ]По состоянию на май 2024 г. [update]У Iberia были соглашения о код-шеринге со следующими авиакомпаниями: [109]
- Аэр Лингус
- airBaltic
- Американские авиалинии
- Авианка
- Бинтер Канарские острова
- Британские авиалинии
- Боливийская авиация
- Болгария Эйр
- Катай Пасифик
- Копа Эйрлайнз
- Чешские авиалинии
- Эль Аль
- Эвелоп Эйрлайнз
- Финнэйр
- Японские авиалинии
- Латинская Америка Бразилия
- Латинская Америка, Чили
- Латинская Америка Эквадор
- Катарские авиалинии
- Роял Эйр Марокко
- Королевский иорданский
- Да здравствует Аэробус!
- Воларис [110]
- Вуелинг
- Видеро [111]
Флот
[ редактировать ]Текущий автопарк
[ редактировать ]По состоянию на июль 2024 г. [update]Iberia управляет парком самолетов Airbus, состоящим из следующих самолетов: [112]
Самолет | В эксплуатации | Заказы | Пассажиры [113] | Примечания | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Б | Е+ | И | Общий | ||||
Аэробус А319-100 | 6 | — | — | — | — | 141 | |
Аэробус А320-200 | 13 | — | — | — | — | 180 | |
Аэробус А320нео | 17 | — | — | — | — | 186 | |
Аэробус А321-200 | 11 | — | — | — | — | 217 | |
Аэробус A321XLR | — | 8 [114] [115] | будет объявлено позднее | Ожидается, что поставки начнутся в конце 2024 или начале 2025 года. [116] | |||
Аэробус А330-200 | 14 | — | 19 | — | 269 | 288 | |
Аэробус А330-300 | 8 | — | 29 | 21 | 242 | 292 | |
Аэробус А350-900 | 21 | 2 [115] | 31 | 24 | 293 | 348 | Включает EC-NXD, 500-й построенный Airbus A350. [ нужна ссылка ] |
Общий | 90 | 10 |
Развитие флота
[ редактировать ]В августе 2015 года IAG превратила восемь вариантов A350-900 и три варианта Airbus A330-200 в твердые заказы для Iberia. [117] В июне 2018 года авиакомпания получила свой первый А350. [118]
В июне 2017 года Iberia заказала 17 A320neo и 3 A321neo с поставками с 2018 года. [119] Первый A320neo был доставлен в мае 2018 года. [120] Первый A321neo получил Iberia Express в июне 2020 года. [121]
На Парижском авиасалоне 2019 года IAG согласилась приобрести 14 самолетов Airbus A321XLR , 8 для доставки в Iberia и 6 для Aer Lingus , с опционами на еще 14 самолетов. [122]
Бывший флот
[ редактировать ]На протяжении многих лет Iberia эксплуатировала следующие типы самолетов: [123] [124]
Кабины самолетов
[ редактировать ]Все самолеты парка имеют двухклассную компоновку с салонами Бизнес и Эконом. В настоящее время Iberia предлагает три различных варианта бизнес-класса в зависимости от продолжительности полета. В марте 2009 года Iberia объявила, что в период 2009–2011 годов она обновит эконом-класс на всех своих самолетах, а также разработает новый бизнес-класс для своих дальнемагистральных самолетов. [126] Iberia была одной из последних крупных авиакомпаний, оборудовавших все свои межконтинентальные маршруты персональными развлекательными экранами . По состоянию на 2016 год [update]Парки самолетов Airbus A330-200 и −300, а также A340-600 оснащены персональными IFE . Бортовое питание обеспечивает компания Do&Co . [ нужна ссылка ]
- Бизнес-класс
Бизнес-класс доступен на внутренних и междуевропейских рейсах Испании. Сиденья такие же, как в салоне эконом-класса, но средние (B и E) сиденья заблокированы. Билеты бизнес-класса также включают улучшенное наземное обслуживание (приоритетная регистрация, безопасность, посадка, обработка багажа и доступ в зал ожидания). [127]
- Бизнес Плюс
Бизнес Плюс предлагается на дальнемагистральных рейсах в Америку и Южную Африку. Бизнес Плюс предлагает удобные кресла и международные удобства бизнес-класса. [128]
- Экономика
Iberia в большей степени перешла на американскую модель или модель «а-ля-карт» для внутренних и европейских рейсов, предлагая в эконом-классе услугу покупки на борту еды, закусок и напитков под названием «Tu Menú». [129] Среднемагистральные рейсы в Дакар, Москву и Тель-Авив, а также дальнемагистральные межконтинентальные рейсы полностью обслуживаются в эконом-классе, за исключением алкоголя. [128] [130]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]По состоянию на январь 2016 г. [update]Всего с 1939 года в результате аварий и сбитий было списано в общей сложности 37 самолетов, эксплуатируемых Iberia или для нее. Несколько самолетов Iberia также были угнаны. К таким инцидентам и несчастным случаям относятся следующие: [131]
- 19 апреля 1928 года самолет Rohrbach Ro VIII Roland I с регистрационным номером D-1219 совершил жесткую посадку возле Вентас-де-Муниеса, в 12 км к северу от Муниесы , Теруэль, в результате чего самолет был серьезно поврежден и 11 пассажиров получили ранения, один из них они тяжело пострадали и позже умерли. По словам очевидцев, в этом районе царил туман, и перед приземлением самолет несколько раз облетал это место на низкой высоте. Самолет летел из Барселоны в Мадрид . [132] [133]
- В 1939 году Iberia потеряла два трёхмоторных Junkers Ju 52 . 16 марта из-за плохой погоды один из самолетов разбился в Кабесавеллосе на регулярном рейсе Саламанка - Севилья . [134] 18 декабря еще один Ju 52 был ошибочно сбит британской зенитной артиллерией , когда он пролетал над Гибралтаром во время полета из Тетуана в Севилью, когда его приняли за немецкий самолет (немецкие военные использовали большое количество Ju 52 в Мировой войне). Вторая война). Три члена экипажа и семь пассажиров погибли. [135]
- 23 декабря 1948 года самолет Douglas DC-3 разбился в условиях тумана и сильного дождя, что привело к риску того, что Сьерра-де-Пандольс возле Бота погибли все 27 пассажиров. После столкновения фюзеляж распался, а самолет загорелся в результате взрыва. Самолет упал в долину Пуиг-Кабал. Самолет был найден спустя два с половиной часа. [136] [137]
- 28 октября 1957 года в результате возгорания двигателя самолет Douglas DC-3 разбился недалеко от Хетафе, в результате чего погиб весь 21 пассажир. [138]
- 29 апреля 1959 года самолет Douglas DC-3 врезался в Сьерра-де-Вальдемека , Куэнка, после того как его изменили направление из-за плохой погоды, в результате чего погибли все 28 пассажиров. [139]
- 31 марта 1965 года Convair 440-62 рухнул в море на подходе к Танжеру, в результате чего погибли 50 из 53 пассажиров. Самолет заглох на малой высоте. [140]
- 5 мая 1965 года рейс 401 авиакомпании Lockheed Constellation разбился в аэропорту Лос-Родеос на Тенерифе после столкновения со скрепером и трактором во время ухода на второй круг в условиях тумана. Из 49 пассажиров погибли 30 пассажиров и шесть членов экипажа. [141]
- 4 ноября 1967 года рейс 062 самолета Sud Aviation Caravelle разбился в Блэкдауне, Западный Суссекс , Великобритания, в результате чего погибли все 37 пассажиров и члены экипажа на борту. [142] [143]
- 7 января 1972 года рейс 602 врезался в холм Са Талия в Сан-Хосе на подходе к аэропорту Ибицы, в результате чего погибли все 104 человека, находившиеся на борту. [144]
- 5 марта 1973 года 68 человек погибли в результате столкновения в воздухе над французским городом Нант с участием самолета Iberia Douglas DC-9, летевшего из Пальмы в Лондон рейсом 504; и самолет Convair 990 Coronado , действовавший под позывным Spantax Flight 400. Spantax Convair 990 смог совершить успешную аварийную посадку, в то время как Iberia DC-9 разбился, в результате чего погибли все находившиеся на борту. Авария произошла во время забастовки французских авиадиспетчеров. [145]
- 17 декабря 1973 года рейс 933 , самолет Iberia McDonnell Douglas DC-10 , зарегистрированный как EC-CBN, столкнулся с системой ALS порога взлетно-посадочной полосы при приземлении в Бостон-Логан после полета из аэропорта Мадрида . Среди 168 человек, находившихся на борту, погибших не было; однако самолет был списан. [146]
- 7 декабря 1983 года рейс 350 Iberia , Боинг 727 (EC-CFJ), разбился при взлете в густом тумане, когда он столкнулся с рейсом 134 Aviaco , самолетом Douglas DC-9 (EC-CGS), который по ошибке вырулил на взлетно-посадочную полосу. в аэропорту Мадрида . Все участники рейса Aviaco погибли, а 51 (50 пассажиров, 1 член экипажа) из 93 находившихся на борту рейса Iberia погиб. Среди пострадавших оказалась известная мексиканская актриса Фанни Кано . [147]
- 19 февраля 1985 года рейс 610 компании Iberia , Боинг 727-200, разбился после удара по телевизионной антенне, установленной на вершине Монте -Оис , при посадке в Бильбао , в результате чего погибло 148 человек. [148]
- 26 июля 1996 года рейс 6621 авиакомпании Iberia, самолет McDonnell-Douglas DC-10-30, следовавший из Мадрида в Гавану, был угнан в полете. Угонщик, гражданин Ливана по имени Ибрагим Саада, потребовал перенаправить рейс в международный аэропорт Майами . Никто не пострадал, а через несколько часов самолет приземлился в международном аэропорту Хосе Марти . Позже Саада был задержан, и ему грозило до 20 лет тюремного заключения.
- В 2001 году рейс 1456 авиакомпании Iberia , следовавший из Барселоны в Бильбао, разбился при посадке. Погибших нет, но самолет был поврежден и не подлежал ремонту. [149]
- 9 ноября 2007 г. рейс 6463 компании Iberia, [150] Самолет Airbus A340-600 , регистрационный EC-JOH, был серьезно поврежден в Кито, Эквадор, после того, как вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту Олд Марискаль Сукре . О травмах не сообщалось. По данным Airbus, самолет списали. [151]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Список сертификатов эксплуатанта самолетов и вертолетов (AOC)» (PDF) . Государственное агентство авиационной безопасности (AESA) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2019 года . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ «Иберия на ч-авиации» . ч-авиация . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «Правовая информация» . Иберия . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Фернандо Кандела назначен новым президентом и генеральным директором Iberia» . www.aviacionline.com . 4 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Годовой отчет и результаты IAG за 2016 год» (PDF) . Международная объединенная группа авиакомпаний . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ Линда Блакли, Линда Блакли (29 ноября 2017 г.). «Iberia модернизирует зал ожидания Т4 в аэропорту Мадрида» . Мир воздушного транспорта . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Справочник: Мировые авиалинии». Рейс Интернешнл . 3 апреля 2007 г., стр. 91–92.
- ^ «British Airways и Iberia подписывают соглашение о слиянии» . Новости Би-би-си . 8 апреля 2010 года . Проверено 8 апреля 2010 г.
- ^ «BA подписывает долгожданную сделку с Iberia» . Рейтер Великобритания . 8 апреля 2010 года . Проверено 8 апреля 2010 г.
- ^ «Слияние BA Iberia получило одобрение акционеров» . Новости Би-би-си . 29 ноября 2010 года . Проверено 1 февраля 2014 г.
- ^ «Акции IAG начинают торговаться, заменяя BA и Iberia» . Новости BBC онлайн . 24 января 2011 года . Проверено 2 января 2012 г.
- ^ «Завтра Iberia отмечает 80-летие своего существования с парком из 220 самолетов и рейсами по 104 направлениям» (на европейском испанском языке). Европа Пресс. 27 июня 2007 года . Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Видаль Оливарес, Хавьер (2008). Крылья Испании: Iberia, Airlines (1940–2005) . Валенсия: Университет Валенсии. стр. 48–49. ISBN 978-84-370-8734-4 .
- ^ «Субсидированная авиакомпания SA (CLASSA)» . 9 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 9 декабря 2004 г. Проверено 16 августа 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Азбука. «ABC (Мадрид) – 27.02.1947, стр. 7» . hemeroteca.abc.es (на испанском языке) . Проверено 6 ноября 2017 г.
- ^ «Авиационные памятные вещи: Иберия (1937)» . Памятные вещи авиакомпании . 15 апреля 2011 года . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ ABC (13 июля 2008 г.). «Загадка, путь Тетуан-Севилья, 1939 | Домингос | Домингос – Abc.es» . АВС .
- ^ «Бизнес как обычно. Работа авиакомпаний в националистической Испании — некоторые впечатления из первых рук 1938 | 2840 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ «Авиакомпании мира Iberia Airlines» . Полет . 1583 (XXXV): 428. 27 апреля 1939 г.
- ^ «Iberia LAE» www.iberia.com (на испанском языке) . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Министерство авиации (23 июня 1946 г.). «Официальный государственный вестник № 174, 23.06.1946» (PDF) . Официальный государственный вестник . стр. 5070–5071 (№ 174). Архивировано (PDF) из оригинала 14 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Видаль Оливарес, Хавьер (2008). Крылья Испании: Iberia, Airlines (1940–2005) . Валенсия: Университет Валенсии. стр. 117–121. ISBN 978-84-370-8734-4 .
- ^ «Краткость» . Полет . LVIII (2184): 500. 30 ноября 1950 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2017 г.
- ^ «BOE номер 188, 06.08.1992» (PDF) . БОЕ . 6 августа 1992 г. с. 27479. Архивировано (PDF) из оригинала 28 марта 2018 года.
- ^ «Супер Конни для Испании» . Полет . 66 (2372): 59. 9 июля 1954 г.
- ^ «Гражданская авиация – Краткие сведения» . Полет . 66 (2380): 311. 3 сентября 1954 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2017 г.
- ^ www.iberia.com [пресс-центр]. «Iberia отмечает 60-летие полетов в Нью-Йорк» . Архивировано из оригинала 31 августа 2014 года.
- ^ «Многостороннее соглашение о коммерческих правах на нерегулярные воздушные перевозки в Европе, подписанное в Париже 30 апреля 1956 года» (PDF) . Международная организация гражданской авиации . 30 июня 1956 года. Архивировано (PDF) из оригинала 8 декабря 2012 года.
- ^ Видаль Оливарес, Хавьер (2008). Крылья Испании: Iberia, авиакомпании (1940–2005) . Валенсия: Университет Валенсии. п. 124. ИСБН 978-84-370-8734-4 .
- ^ «Всемирный каталог авиакомпаний | Архив рейсов | 1975 | 0538 |» . Рейс Интернешнл. 20 марта 1975 года . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Видаль Оливарес, Хавьер (2008). Крылья Испании: Iberia, авиакомпании (1940–2005) . Валенсия: Университет Валенсии. п. 55. ИСБН 978-84-370-8734-4 .
- ^ Видаль Оливарес, Хавьер (2008). Крылья Испании: Iberia, Airlines (1940–2005) . Валенсия: Университет Валенсии. п. 137. ИСБН 978-84-370-8734-4 .
- ^ Эль Паис (20 февраля 1985 г.). «Боинг 727 — самый продаваемый самолет за последнюю четверть века» (на испанском языке) . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- ^ Руис де Гуна, Клара (2 августа 2001 г.). «Последний рейс самолета DC-9 компании Iberia» . Expansión.com (на испанском языке).
- ^ «История Амадея | 1987 | Рождение Амадеуса!» . www.amadeus.com . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ «ABC (Мадрид) – 12.05.1987, стр. 74» . hemeroteca.abc.es (на испанском языке). АВС . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- ^ «Коротко о новостях — Iberia покупает 757» . Рейс Интернешнл . 137 (4221): 9. 20–26 июня 1990 г. ISSN 0015-3710 .
- ^ Перейти обратно: а б с Комас, Хосе (12 апреля 1993 г.). «Между сном и кошмаром» . Страна .
- ^ Эль Паис (10 августа 1991 г.). «Iberia выигрывает у венесуэльской авиакомпании Viasa после ухода голландской KLM» . ЭЛЬ ПАИС (на испанском языке) . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ Эль Паис (16 апреля 1991 г.). «Иберия покупает 35% чилийской авиакомпании Ladeco» . ЭЛЬ ПАИС (на испанском языке) . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кастаньо Гильен, Хулиан (2006). «Управление результатами в приватизированных компаниях. 10.7.2.- Приватизация Aerolíneas Argentinas» . Кафедра финансовой экономики и учета . Университет Эстремадуры: 200–203.
- ^ «Приватизация, отмеченная конфликтами и жалобами» . Нация (на испанском языке). 3 октября 2001 г.
- ^ Мюллер, Джон (8 апреля 2010 г.). «Una aventura fracasada» (PDF) . Эль Мундо (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 11 апреля 2010 года.
- ^ «SEPI передала Aerolíneas Argentinas группе Marsans» . Нация (на испанском языке). 2 октября 2001 г.
- ^ Ботинелли, Агустин (18 декабря 2008 г.). «Через 18 лет после приватизации Aerolíneas возвращается в собственность государства» . Нация .
- ^ «Аргентина приговорена к выплате Марсану 320 миллионов долларов за экспроприацию компании Aerolíneas» . ABC (на европейском испанском языке). 22 июля 2017 г.
- ^ Янель, Агустин (8 апреля 2010 г.). «Авиалинии потеряли 2,1 миллиарда» (PDF) . Мир (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 11 апреля 2010 года.
- ^ Перейти обратно: а б Себриан Эчарри, Белен; Виноградова, Людмила (24 января 1997 г.). «Iberia решает запретить полеты своей венесуэльской дочерней компании Viasa» . Эль Паис (на испанском языке).
- ^ Себриан Эчарри, Белен; Виноградова, Людмила (19 февраля 1997 г.). «Правительство Венесуэлы отступает и решает ликвидировать Виасу» . Эль Паис (на испанском языке).
- ^ Себриан Эчарри, Белен (3 февраля 1997 г.). «Виаса, последний бардак» . ЭЛЬ Паис (на испанском языке).
- ^ Эль Паис (25 августа 1995 г.). «Lan Чили покупает большую часть Ladeco» (на испанском языке).
- ^ Эль Паис (9 апреля 1997 г.). «Iberia продаст свои 38% в Ladeco» (на испанском языке).
- ^ «Описание предприятия – Иберия» . www.iberia.com (на испанском языке). Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ Тальябу, Джон (4 февраля 1998 г.). «Международный бизнес; Airbus выиграл заказ от Iberia на 4 миллиарда долларов, опередив Boeing» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Дж. Роджерс, Имонн (1999). Энциклопедия современной испанской культуры . Лондон: Рутледж. п. 261. ИСБН 0415131871 .
- ^ «GrupIberia: Более 75 лет полета» . Иберия . Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ Милмо, Дэн (12 ноября 2009 г.). «Согласовано слияние BA с Iberia» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 6 ноября 2017 г.
- ^ Осборн, Алистер (13 ноября 2009 г.). «Слияние BA-Iberia стоимостью 4,4 миллиарда фунтов стерлингов создаст третью по величине авиакомпанию Европы» . «Дейли телеграф» . ISSN 0307-1235 . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 6 ноября 2017 г.
- ^ Маллиган, Марк; Кларк, Пилита Кларк (8 апреля 2010 г.). «BA и Iberia подписывают соглашение о слиянии» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 6 ноября 2017 г.
- ^ «Iberia сократит 4500 сотрудников и сократит парк на 25 самолетов» . Flightglobal.com . Проверено 3 апреля 2013 г.
- ^ «Запуск новой испанской бюджетной авиакомпании Iberia Express» . Новости Би-би-си . 25 марта 2012 года . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ Мадриддиарио. «Iberia обновляет свой корпоративный имидж» . Мадридиарио (на испанском языке) . Проверено 6 ноября 2017 г.
- ^ «Iberia вернется в Токио в 2024 году после 4-летнего отсутствия | Aviation Week Network» . Aviationweek.com . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Iberia возвращается в Токио на А350» . Деловой путешественник . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Годовые отчеты | Действующие компании» . ИАГ . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Испанские авиалинии: доходы Iberia 2011-2021» . Статистика . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Испанские авиалинии: пассажиры, перевезенные Iberia 2011-2021» . Статистика . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Испанские авиалинии: коэффициент пассажирской загрузки Iberia 2011-2021» . Статистика . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Годовой финансовый и управленческий отчет Iberia за 2011 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Годовой финансовый и управленческий отчет Iberia за 2012 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Годовой финансовый и управленческий отчет Iberia за 2013 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Годовая финансовая отчетность и управленческий отчет Iberia за 2014 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Годовой финансовый и управленческий отчет Iberia за 2015 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Годовая финансовая отчетность и управленческий отчет Iberia за 2016 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Годовой финансовый и управленческий отчет Iberia за 2017 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Годовая финансовая отчетность и управленческий отчет Iberia за 2018 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Годовая финансовая отчетность и управленческий отчет Iberia за 2019 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Годовой финансовый и управленческий отчет Iberia за 2020 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Годовая финансовая отчетность и управленческий отчет Iberia за 2021 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Годовая финансовая отчетность и управленческий отчет Iberia за 2022 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Консолидированный управленческий отчет Iberia за 2023 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с « Iberia переносит штаб-квартиру в связи с «значительной экономией средств» » ( Архив ). Предпочтительно . 8 января 2013 г. Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ " [1] ". Иберия. Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ «Карты Google» . Карты Гугл . Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ « Официальное уведомление. Архивировано 29 сентября 2011 г. в Wayback Machine ». Иберия. Проверено 25 февраля 2010 г. «IBERIA, Líneas Aéreas de España, SA с официальным адресом по адресу Calle Velázquez № 130, 28006 Мадрид».
- ^ «Иницио – Иберия» . Grupo.iberia.es. Архивировано из оригинала 25 февраля 2009 года . Проверено 3 апреля 2013 г.
- ↑ Airliner World, январь 2007 г.
- ^ Братья, Кэролайн (30 июля 2008 г.). «British Airways ведет переговоры о слиянии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «British Airways и Iberia подписывают соглашение о слиянии» . Новости Би-би-си . 8 апреля 2010 года . Проверено 23 октября 2011 г.
- ^ Роули, Эмма (15 июля 2010 г.). «ЕК одобряет альянс BA с American Airlines и Iberia» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ Камаль Ахмед (14 февраля 2010 г.). «British Airways получила одобрение на сотрудничество с American Airlines и Iberia» . Телеграф . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 15 июля 2013 г.
- ^ «Авиакомпании представляют «новую сделку для трансатлантических пассажиров» » . Независимый . Лондон. 8 октября 2010 г. Проверено 8 октября 2010 г.
- ^ «Iberia рассчитывает завершить слияние с British Airways в январе» . Ежедневная нация . 27 октября 2010 г. Проверено 18 ноября 2010 г.
- ^ «BA и Iberia договорились о слиянии» . Новости Би-би-си . 12 ноября 2009 года . Проверено 23 октября 2011 г.
- ^ «Годовой отчет и финансовая отчетность British Airways за 2009/10 год» . www.britishairways.com . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ Мурс, Виктория (24 июля 2014 г.). «Пилоты и наземный персонал Iberia согласны на сокращение рабочих мест» . Мир воздушного транспорта . Архивировано из оригинала 24 июля 2014 года.
- ^ Вальдивия, Ана Гарсия. «Влияние Брексита на авиацию: Iberia должна доказать свое испанское гражданство, чтобы продолжать летать в ЕС» . Форбс .
- ^ «oneworld приветствует Iberia на борту – новости oneworld» . www.oneworld.com . 16 февраля 1999 года . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ ХОСТЕЛЬТУР. «В летнем расписании БИНТЕР предлагает около 170 рейсов в неделю | Эконом» . Hosteltur (на европейском испанском языке) . Проверено 6 ноября 2017 г.
- ^ «Iberia продает Binter Mediterráneo своей региональной дочерней компании Air Nostrum» . www.elmundo.es . Проверено 6 ноября 2017 г.
- ^ Рамон, Альберто Ортин (13 января 2005 г.). «После покупки Iberia сохранит за собой 11% капитала Amadeus» . Синко Диас (на испанском языке) . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ ХОСТЕЛЬТУР. «Вива Турс присоединяется к программе Iberia Plus | Эконом» . Hosteltur: Вся туристическая информация (на европейском испанском языке) . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ Министерство экономики Испании (23 июня 2003 г.). «Отчет службы защиты соревнований N-03031 Тейнвер (Марсанс) / Tiempo Libre» (PDF) . стр. 20 страниц. Архивировано (PDF) из оригинала 2 сентября 2017 года.
- ^ (ТРАНСмаркет), Алимаркет Транспорт. «Cacesa перезапускает свой продукт» . Alimarket.es (на европейском испанском языке) . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ «[Алфавитный порядок] – Техническое обслуживание Iberia» . www.iberiamaintenance.com . Архивировано из оригинала 2 сентября 2017 года . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ «Факты и цифры» . Службы аэропорта . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ «Iberia присоединяется к совместному предприятию British Airways и Qatar Airways» . Деловой путешественник . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ «Опыт десятилетних совместных предприятий североатлантических авиакомпаний» . CAPA — Центр авиации . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ «Наши кодшеринговые партнеры» . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ « https://www.preferente.com/rss-2/iberia-refuerza-su-presencia-en-mexico-de-la-mano-de-volaris-337211.html ». 7 июня 2024 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь ) ; Отсутствует или пусто|title=
|url=
( помощь ) - ^ " https://www.preferente.com/noticias-de-transportes/noticias-de-aerolineas/iberia-engorda-su-cartera-de-destinos-con-una-alianza-en-noruega-337860.html ". 5 июля 2024 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь ) ; Отсутствует или пусто|title=
|url=
( помощь ) - ^ «Подробности о флоте Иберии» . airfleets.net . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ «Детали флота Иберии» . Иберия . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ «ПАРИЖ: Iberia и Aer Lingus выбирают A321XLR» . FlightGlobal . 18 июня 2019 года . Проверено 18 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Заказы и поставки Airbus (XLS), обновляется ежемесячно, доступ осуществляется через «Заказы и поставки» . Аэробус . Эйрбас САС . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «Iberia видит, что самолеты A321XLR расширяют сеть в Северной Америке | Сеть Aviation Week» . Aviationweek.com . 5 июня 2023 г. Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «BRIEF-IAG переоборудует A350-900 и варианты самолетов Airbus для твердых заказов для Iberia» . Рейтер . 6 августа 2015 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Iberia принимает свой первый А350-900» . www.airbus.com . 26 июня 2018 года . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «Iberia закупает 20 новых самолетов Airbus 320 для ближне- и среднемагистральных рейсов» . Дипломат в Испании . 29 июня 2017 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Iberia добавляет первый A320neo» . ч-авиация . 1 июня 2018 года . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Венцель, Ник (26 июня 2020 г.). «Iberia Express получила первый Airbus A321neo» . Международная сеть полетов . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «A321XLR украл Парижскую выставку» . Мир авиалайнеров . Август 2019: 6.
- ^ «Список развития флота Iberia» . Airfleets.net . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ Сводная информация о клиентах за март 2013 г. . Боинг.com.
- ^ ch-aviation.com - Iberia прекращает полеты A340-300 23 ноября 2016 г.
- ^ «Iberia обновляет свой бизнес-класс, предлагая полностью складывающиеся сиденья» . travel.el periodico.com (на европейском испанском языке) . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ «Бизнес-класс – Иберия» . www.iberia.com . Проверено 17 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Бизнес Плюс – Иберия» . www.iberia.com . Проверено 17 апреля 2016 г.
- ^ « Ту Мену ». Авиакомпания Иберия . По состоянию на 11 октября 2008 г.
- ^ " Экономика [ постоянная мертвая ссылка ] .» Иберия. Проверено 13 декабря 2011 г.
- ^ «Иберийские явления» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 26 января 2016 г. .
- ^ ABC (20 апреля 1928 г.). «ABC (Мадрид) – 20.04.1928, стр. 25» . hemeroteca.abc.es (на испанском языке) . Проверено 7 ноября 2017 г.
- ^ ОЭС Теруэля (19 апреля 2014 г.). «Юбиляры, что произошло в этот день года...?» . ecodeteruel.tv (на европейском испанском языке) . Проверено 7 ноября 2017 г.
- ^ Описание аварии самолета Junkers Ju 52/3mge, зарегистрированного M-CABD в Сети авиационной безопасности . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ Описание аварии самолета Junkers Ju 52/3m, зарегистрированного M-CABA в Сети авиационной безопасности . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ «Описание аварии ASN 23 декабря 1948 г. Дуглас C-47-DL (DC-3) EC-ABK – Гандеса» . Сеть авиационной безопасности .
- ^ ABC (24 декабря 1948 г.). «27 пассажиров самолета Мадрид-Барселона погибли после крушения Махасиена возле Гадесы» (на испанском языке).
- ^ «Технический отчет 1957 года» . Сеть авиационной безопасности . 1957.
- ^ «Технический отчет 1959 года» . Сеть авиационной безопасности . 1959.
- ^ Описание аварии для регистрации Convair CV-440-62 EC-ATH в Сети авиационной безопасности . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ «Lockheed L-1049G Super Constellation EC-AIN Аэропорт Тенерифе-Норте Лос-Родеос (TFN)» . Сеть авиационной безопасности .
- ^ «Sud Aviation SE-210 Caravelle 10R EC-BDD Блэкдаун-Хилл, Хаслемир, Западный Суссекс» . Сеть авиационной безопасности .
- ^ «Отчет о катастрофе Каравеллы 1967 | 2154 | Архив полетов» . Рейс Интернешнл. 20 августа 1970 года.
- ^ «Технический отчет 1972 года» . Сеть авиационной безопасности . 1972.
- ^ «Столкновение в воздухе погибло 68 человек» . Новости Би-би-си . 5 марта 1973 года.
- ^ «Технический отчет 1973 года» . Сеть авиационной безопасности . 1973.
- ^ ABC (8 декабря 1983 г.). «ABC (Мадрид) – 12.08.1983, стр. 33» . hemeroteca.abc.es (на испанском языке) . Проверено 6 ноября 2017 г.
- ^ «Технический отчет А-009/1985» . Сеть авиационной безопасности . 1985.
- ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Airbus A340-642 EC-JOH в аэропорту Кито-Марискаль Сукре (UIO)» . Aviation-safety.net . Проверено 10 января 2024 г.
- ^ «Iberia A340-600 сильно поврежден после скатывания с взлетно-посадочной полосы Кито» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хавьер Видаль Оливарес (2003a). «Государство, рыночное регулирование и бизнес-стратегия в Латинской Америке: Иберия, Líneas Aéreas de España, в Аргентине и Уругвае, 1966–1975». Экономическая история и история бизнеса (на испанском языке). VI (1). 1219–3314, 121–150.
- ——— (2003б). «Провал международной экспансии авиакомпании Iberia в Латинской Америке: случаи Панамы и Доминиканской Республики, 1966–1973 годы». ТСТ. Транспорт, услуги и телекоммуникации (на испанском языке). 6 . 1578–5777, 23–39.
- ——— (2006). «От интернационализации к мультинационализации: Iberia, Spanish Airlines в Латинской Америке (1966–2000)». В М. Черутти (ред.). Компании и бизнес-группы в Латинской Америке, Испании и Португалии (1870–2000 гг.) (на испанском языке). Автономный университет Нуэво-Леона и Университет Аликанте . ISBN 970-694-224-6 .
- ——— (2008а). «Деловые альянсы в коммерческой авиации: Иберия, LAE (1950-1978)». Стул Corona (на испанском языке). 13 (13). 1657–477X, 1–66.
- ——— (2008б). Крылья Испании: Iberia, авиакомпании: от флагманского перевозчика к глобальному перевозчику (1940–2005) (на испанском языке). Том 13 (первое изд.). Валенсия: Публикации Университета Валенсии. ISBN 978-84-370-7084-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Иберией , на Викискладе?
- Официальный сайт
- Иберия (авиакомпания)
- Авиакомпании, основанные в 1927 году.
- Авиакомпании Испании
- Компании, базирующиеся в Мадриде
- Испанские бренды
- Европейская ассоциация авиакомпаний с низкими тарифами
- Испанские компании, основанные в 1927 году.
- Линейный город
- Компании, ранее зарегистрированные на Мадридской фондовой бирже