Jump to content

Иберия (авиакомпания)

Иберия
СМОТРИТЕ ИКАО Позывной
ИБ ГОРЬКИЙ ИБЕРИЯ
Основан 28 июня 1927 г .; 97 лет назад ( 1927-06-28 )
Начало деятельности 14 декабря 1927 г .; 96 лет назад ( 1927-12-14 )
Номер сертификата соответствия ES.AOC.001 [1]
Хабы Адольфо Суарес Мадрид – аэропорт Барахас
Программа для часто летающих пассажиров Иберия Плюс
(часть программы лояльности Avios )
Альянс Один мир
Дочерние компании
Размер флота 90
Направления 130 [2]
Материнская компания Группа международных авиалиний
ISIN ES0147200036
Штаб-квартира Сьюдад-Линеаль, Мадрид , Испания [3]
Ключевые люди
Доход Увеличивать 4,6 миллиарда евро (2016 г.) [5]
Чистая прибыль Увеличивать 271 миллион евро (2016) [5]
Веб-сайт www .иберия

Иберия ( Испанское произношение: [iˈβeɾja] ), юридически зарегистрированная как Iberia Líneas Aéreas de España, SA Operadora, Sociedad Unipersonal является флагманским авиаперевозчиком Испании , . [6] Основанная в 1927 году и базирующаяся в Мадриде , она управляет международной сетью услуг из своей главной базы — аэропорта Мадрид-Барахас . [7] Iberia вместе с Iberia Regional (обслуживается независимым перевозчиком Air Nostrum ) и Iberia Express входит в состав International Airlines Group . Помимо перевозки пассажиров и грузов, Iberia Group осуществляет сопутствующую деятельность, такую ​​как техническое обслуживание самолетов, обслуживание в аэропортах, ИТ-системы и бортовое питание. Авиакомпании группы Iberia выполняют рейсы по более чем 109 направлениям в 39 странах и еще по 90 направлениям в рамках соглашений о код-шеринге с другими авиакомпаниями. [7]

8 апреля 2010 года было подтверждено, что British Airways и Iberia подписали соглашение о слиянии. [8] что сделало объединенную операцию третьей по величине коммерческой авиакомпанией в мире по выручке. [9] Акционеры обоих перевозчиков одобрили сделку 29 ноября 2010 года. [10] Недавно объединенная компания, известная как International Airlines Group (IAG), была создана в январе 2011 года, хотя обе авиакомпании продолжают работать под своими брендами. [11]

Король Испании Альфонсо XIII высаживается с самолета Rohrbach Ro VIII Roland, который использовался для первого рейса Iberia из Мадрида в Барселону в 1927 году.
авиакомпании Король Альфонсо XIII осматривает один из самолетов Junkers G 24 .
Экипаж первого рейса Iberia в Буэнос-Айрес в 1946 году на самолете Douglas DC-4, использовавшемся для полета.
Iberia Douglas DC-8-52 в Стокгольме в 1969 году.
Iberia Sud Aviation Caravelle в Лондоне – Гатвике в 1973 году.
Боинг 727–200 на заходе на посадку в аэропорту Лондон – Хитроу, 1978 год.
Боинг 747–300 собирается приземлиться в Майами в 2005 году.
Боинг 747-412 в аэропорту Люксембурга , июнь 2005 года.

Ранние годы

[ редактировать ]

Iberia, Compañía Aérea de Transportes, была зарегистрирована 28 июня 1927 года с капитальными вложениями в размере 1,1 миллиона песет финансистом Орасио Эчеварриетой и Deutsche Luft Hansa . Полеты начались 14 декабря 1927 года. [12] Правительство Испании заключило с компанией контракт на обеспечение почтовых перевозок между Мадридом и Барселоной. Во время диктатуры Мигеля Примо де Риверы испанские авиационные компании были объединены и с начала 1928 года стали контролироваться государством как коммунальное предприятие общего пользования. [13] Следовательно, Iberia была объединена с CLASSA (Compañía de Líneas Aéreas Subvencionadas SA ), прекратив независимую деятельность 29 мая 1929 года. [14] Хотя у авиакомпании не было ни флота, ни коммерческой деятельности под своим брендом, название «Иберия» осталось зарегистрированным. [13]

В 1937 году, во время гражданской войны в Испании , капитан испанского флота и генеральный директор компании Даниэль де Араос-и-Арегула. [15] получил приказ от генерала Кинделана организовать авиакомпанию для воздушного транспорта на территории, контролируемой националистами во время войны. [13] Даниэль де Араоз-и-Ареджула отправился в Германию, чтобы получить поддержку и материалы для восстановления компании как независимой авиакомпании, таким образом прибыли шесть самолетов Junkers Ju 52 от Deutsche Luft Hansa, которые были приобретены Iberia в конце конфликта, в дополнение к материал для помощи в операциях. [13] Поскольку название «Иберия» все еще было зарегистрировано, оно использовалось, когда операция началась в 1937 году. [16] к концу войны. [17] Во время конфликта Iberia была чисто внутренней авиакомпанией со штаб-квартирой в Саламанке. Авиакомпания выполняла рейсы в города на националистической стороне, в Испанскую Северную Африку , Испанскую Западную Африку и Марокко . [18] После войны, в конце 1930-х годов, авиакомпания обслуживала рейсы Севилья Лараш Кабо-Хуби Лас-Пальмас , Барселона Сарагоса Бургос Саламанка – Севилья – Тетуан и Пальма Барселона – Витория на самолетах Junkers Ju 52. [19] 1 мая 1939 года Iberia выполнила свой первый регулярный рейс по международному направлению в качестве независимой гражданской авиакомпании по маршруту Мадрид – Лиссабон . [20]

В 1940 году правительство предоставило Иберии монополию на национальный воздушный транспорт (этот факт изменился 6 лет спустя, когда правительство либерализовало национальное воздушное сообщение для частных авиакомпаний). [21] Эта привилегия помогла компании начать развиваться как важная международная авиакомпания, которой до этого не было. [22] Авиакомпания была национализирована 30 сентября 1944 года и стала частью Instituto Nacional de Industria . Политика компании заключалась в том, чтобы отделиться от немецкой орбиты, с которой она была связана в первые годы своего существования, и установить отношения с Соединенными Штатами в плане закупки самолетов и поставок авиационной техники для операции. [22] Таким образом, в том же году была завершена покупка семи самолетов DC-3 и трех DC-4 с целью расширения сети в Европе и выполнения первого трансатлантического полета компании. [22] Это было достигнуто в 1946 году. Iberia стала первой авиакомпанией, выполнявшей рейсы между Европой и Южной Америкой после Второй мировой войны , использовавшей самолет Douglas DC-4 для выполнения рейсов между Мадридом и Буэнос-Айресом . [7] Этот рейс был первым в рамках расширения рейсов между Латинской Америкой и Европой через Испанию, выполняемых компанией, с такими направлениями, как Сан-Хуан-де-Пуэрто-Рико , Каракас , Сьюдад-де-Мехико и Гавана . Плохие дипломатические отношения франкистского режима задержали открытие некоторых направлений до начала 1950-х годов. [22]

В первой половине 1950 года Iberia включила в свой парк еще четыре самолета DC-4, что позволило как укрепить существующие услуги, так и запустить новые. [23] 1953 Мадридским пактом года визовые требования были отменены для посетителей Испании, приезжающих из США. [24] Это стимулировало начало трансатлантических рейсов между Испанией и США в следующем году. В июне 1954 года авиакомпания приступила к запуску первого из трех Super Constellations. Самолет был назван Санта-Мария в честь первого путешествия Колумба. [25] и был задействован при открытии новой линии Мадрид- Нью-Йорк два месяца спустя, 3 августа 1954 года, в тот же день, когда Колумб покинул порт Палос-де-ла-Фронтера . [26] [27] Поправки к статье 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 14 июня 1954 г., внесенные в Париже 30 июня 1956 г. о нерегулярных воздушных сообщениях, сделали возможным массовый туризм с использованием чартерных самолетов, поскольку разрешили европейским государствам-членам выполнять этот тип операций с международными рейсами. между своими территориями. [28] Это было выгодно авиакомпании, поскольку на ее территории было несколько востребованных направлений, в основном на восточном и южном побережье Средиземного моря, а также на Балеарских и Канарских островах, пользующихся большим спросом среди морского туризма, который начался с этого типа операций.

В 1959 году испанская авиакомпания Aviaco стала частью Iberia, получив контроль над двумя третями ее капитала в результате увеличения капитала. [29] Авиако была создана в 1948 году. [30] после того, как в 1946 году было либерализовано национальное воздушное сообщение для испанских частных компаний. [21]

В 1961 году в парке Iberia было 9 самолетов Super Constellation , в этом же году поступил на вооружение первый DC-8-50 , четырехмоторный реактивный авиалайнер постепенно пополнялся, пока не достиг числа 8 самолетов варианта 50-й серии. [31] Iberia постепенно включала в себя самолеты малой и средней дальности, такие как Sud Aviation Caravelle и Douglas DC-9 . Super Constellations были сняты с производства и проданы в 1966 году, а два года спустя три DC-8-63 в парк были включены с большей вместимостью. К 1969 году дальний флот Iberia состоял из 11 DC-8. [31] большие реактивные самолеты Boeing 747 и Douglas DC-10. В начале 1970-х годов в связи с расширением межконтинентальных маршрутов, особенно в Центральную Америку, в компанию пришли К середине этого десятилетия авиакомпания летала практически во все столицы Латинской Америки. С расширением в Латинской Америке компания следовала политике покупки акций и заключения соглашений с несколькими латиноамериканскими авиакомпаниями, такими как Compañia Dominicana de Aviación , Aérolíneas Peruanas , PLUNA и Air Panamá Internacional . Поначалу целью этой политики могло быть создание мощной распределительной сети для пассажиров межконтинентальных маршрутов, но, поскольку авиакомпания контролировалась государством, режим Франко использовал эту инвестиционную политику, чтобы получить поддержку в Латинской Америке. Iberia оказала материальную, капитальную и логистическую поддержку этим авиакомпаниям. К 1971 году эти инвестиции привели к потере 14 миллионов долларов. [32] В 1971 году Iberia также купила трехмоторный самолет ближнего и среднего радиуса действия Boeing 727-200 , из которых у компании было 35 самолетов. [33] и использовался до 2001 года, как и другой самолет ближнего действия, купленный компанией в конце 60-х годов, Douglas DC-9. [34]

В 1987 году Iberia вместе с Lufthansa , Air France и SAS Group основала Amadeus , ИТ-компанию (также известную как Global Distribution System ), которая позволит туристическим агентствам продавать продукты основателей и других авиакомпаний из единой системы. [35] В том же году Iberia запланировала обновление парка самолетов среднего класса: McDonnell Douglas MD-87 и Airbus A320 заменят Douglas DC-9 и Boeing 727 соответственно. [36] В июне 1990 года авиаперевозчик купил 16 самолетов Boeing 757 за 1 миллиард долларов США , включая запасные части и обучение; Еще двенадцать самолетов этого типа были переданы по опциону в рамках сделки. [37]

Развитие с 1990-х годов

[ редактировать ]

В 90-х годах Iberia проводила политику покупки акций флагманских перевозчиков Латинской Америки. Она намеревалась доминировать на всем рынке Латинской Америки и стать одной из крупнейших авиакомпаний на мировой арене. [38]

Инвестиции начались в июне 1990 года с покупки 30% акций Aerolineas Argentinas . [38] В 1991 году Iberia купила 45% акций Viasa за 81 миллион долларов. [39] и 35% акций чилийской Ladeco . [40] В 1991 году авиакомпания продолжила работу над созданием первой в Европе программы для часто летающих пассажиров международных авиакомпаний , создав Iberia Plus.

В 1994 году плохие результаты Aerolineas Argentinas, которая имела положительный баланс в своей коммерческой эксплуатации, но скрывала значительный дефицит с убытками от неоперационной деятельности, вынудили Iberia увеличить свою долю собственности до 85%. [41] Благодаря этому увеличению участия аргентинское государство отказалось от своей « золотой акции », что позволило Iberia иметь полный финансовый контроль над компанией. Iberia начала сокращение размера компании, ликвидацию национальных и зарубежных офисов, а также техническую продажу всего своего парка, состоящего из 28 самолетов, в рамках операции «продажа с обратной арендой» . [41] Аргентинские источники указывают, что покупной капитал компании Aerolíneas Argentinas был отнесен на счет ее финансовых обязательств. [42] Это, вместе с вышеупомянутыми продажами, вызвало большой спор, положив начало критике правительства Аргентины за приватизацию компании. Правда заключается в том, что в период, когда Aerolíneas Argentinas принадлежала Iberia (1990–1995), испанская авиакомпания выделила аргентинскому флагманскому перевозчику более 1,200 миллионов долларов и продолжала работать, несмотря на плохие результаты. [41] Тем временем правительство Аргентины отказалось вкладывать дополнительный капитал и выразило желание избавиться от значительной части своих акций. [38] Iberia провела серьезные реформы в структуре компании, которая к тому времени уже устарела, в том числе с грабительскими затратами на персонал. [43] Некоторые из этих изменений включали разработку программы бесплатного бронирования, полную компьютеризацию системы управления, введение бизнес-класса на внутренних рейсах и создание нового хаба в международном аэропорту Эсейса для региональных рейсов дальнего следования по направлениям в Латинской Америке. . [41] В 1995 году, перед процессом приватизации Iberia, Aerolineas Argentinas была передана испанскому правительству через INI , которая позже стала SEPI . В 2001 году флагманский авиаперевозчик Аргентины был продан испанской компании Grupo Marsans . [44]

В 2008 году президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер экспроприировала компанию у Grupo Marsans за символическую цену в 1 аргентинское песо (0,57 доллара США) и ренационализировала авиакомпанию. [45] В июле 2017 года МЦУИС обязал Аргентину выплатить Grupo Marsans 320 миллионов долларов за то, что она заплатила цену ниже реальной стоимости компании. [46] 7 апреля 2010 года президент Счетной палаты Испании представил испанскому парламенту данные об инвестициях в Aerolíneas Argentinas за период с 1990 по 2001 год, которые оценивались в 2100 миллионов евро. [47]

Планы сделать группу Iberia доминирующей авиакомпанией на латиноамериканском рынке провалились и в Венесуэле. В 1997 году совет директоров Viasa , в котором Iberia составляла большинство, решил приостановить полеты компании, аргументируя это тем, что ситуация невыполнима. [48] Iberia объявила, что компания не собирается продолжать вкладывать дополнительный капитал в Viasa, если ее местный партнер, венесуэльская государственная группа FIV, не собирается делать то же самое. К тому времени Iberia инвестировала более 250 миллионов долларов в венесуэльского перевозчика, не получив при этом никакой прибыли. [48] В феврале 1997 года было объявлено о соглашении о ликвидации Viasa, накопившей долг в 200 миллионов долларов, при капитале всего в 2 миллиона долларов. Iberia и правительство Венесуэлы намеревались ликвидировать компанию, чтобы избежать банкротства . Iberia предложила списать долг Viasa перед испанским перевозчиком в размере 150 миллионов долларов в обмен на сохранение своего парка из четырех DC-10 и пяти Boeing 727. Соглашение включало компенсацию персоналу после ликвидации, стоимость которой составила 20 миллионов долларов. [49]

Что касается Ladeco , то Iberia была миноритарным акционером (35%) и не вмешивалась в ее управление. Изначально у Iberia было намерение добиться слияния Ladeco с Lan Chile , но этому помешали чилийские антимонопольные законы. [50] Позже, в 1995 году, LAN Чили совершила крупное приобретение акций Ladeco и приобрела 57,6% компании, эта операция была одобрена чилийским антимонопольным обвинением. [51] а затем начался процесс слияния, в ходе которого Iberia потеряла некоторые права, приобретенные за время ее пребывания в качестве акционера Ladeco. В 1997 году Iberia продала свои акции Ladeco. [52]

В 1996 году авиакомпания запустила свой сайт . [53]

В феврале 1998 года компания заказала у Airbus 76 самолетов , что на тот момент было крупнейшим заказом Airbus. В следующем году она купила Aviaco и унаследовала парк этой авиакомпании. [54]

К концу 90-х годов Iberia в качестве мажоритарного акционера владела испанскими авиакомпаниями Aviaco , Viva Air , Binter Canarias и Binter Mediterráneo , а также латиноамериканскими авиакомпаниями Aerolíneas Argentinas , Austral , Viasa и Ladeco . [55]

В 2001 году Iberia была приватизирована , и ее акции были зарегистрированы на фондовых биржах. К 2002 году, когда Iberia отмечала свое 75-летие, за свою историю она перевезла почти 500 миллионов человек. [56] В июле 2004 года Iberia объявила о решении перенести свой латиноамериканский центр из Майами , Флорида, в Сан-Педро-Сула , Гондурас.

5 февраля 2006 года Терминал 4 аэропорта Мадрид-Барахас был передан Iberia и другим членам альянса Oneworld . Это предоставило Iberia столь необходимые возможности расширения. На Iberia приходится около 60% трафика аэропорта. В 2005 году авиакомпания и ее региональный филиал Air Nostrum перевезли 21 619 041 пассажира через аэропорт Мадрид – Барахас.

В ноябре 2006 года Iberia запустила Clickair , дочернюю компанию-лоукостера. Clickair объединилась с Vueling в 2009 году.

12 ноября 2009 года Iberia подтвердила, что достигла предварительного соглашения о слиянии с British Airways . [57] Слияние двух перевозчиков приведет к созданию третьей по величине авиакомпании в мире по выручке. [58] 8 апреля 2010 года было подтверждено, что British Airways и Iberia договорились о слиянии, образовав группу International Airlines , хотя каждая авиакомпания продолжит работать под своим нынешним брендом. [59]

В ноябре 2012 года Iberia объявила о планах сократить количество сотрудников на 4500 человек, а парк - на пять дальнемагистральных и 20 ближнемагистральных самолетов. [60]

В 2012 году Iberia основала еще одну бюджетную авиакомпанию, Iberia Express , которая выполняет маршруты ближней и средней дальности из хаба своей материнской авиакомпании в Мадриде, обеспечивая фидерные рейсы в дальнемагистральную сеть Iberia. Авиакомпания начала свою деятельность 25 марта 2012 года и делит свой головной офис с Iberia в Чамартине , Мадрид. [61] В 2013 году штаб-квартиры обеих авиакомпаний были перенесены в новый офис в Сьюдад-Линеал в Мадриде, а корпоративные имиджи были изменены в рамках процесса обновления. [62]

Токио В 2023 году Iberia объявила о своем возвращении в международный аэропорт Нарита в октябре 2024 года после выхода из него в 2020 году во время пандемии COVID-19 . [63] Iberia впервые начала полеты в Токио в 1986 году, а беспосадочные полеты начала в 1992 году, но ранее приостанавливала полеты в период с 1998 по 2016 год. [64]

Корпоративные дела

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Ключевыми тенденциями для Iberia являются (по состоянию на финансовый год, заканчивающийся 31 декабря): [65]

Год Доход
(млрд евро) [66]
Чистая прибыль
(млн евро)
Количество
сотрудники
Количество
пассажиры
(м) [67]
Пассажир
коэффициент нагрузки
(%) [68]
Размер флота Ссылки
2011 4.4 −27 20,081 17.3 81.3 103 [69]
2012 4.6 −598 19,811 14.8 81.5 111 [70]
2013 4.1 −493 18,254 10.6 79.2 95 [71]
2014 4.1 391 16,907 10.7 78.6 96 [72]
2015 4.5 472 16,177 16.5 81.1 98 [73]
2016 4.4 153 15,809 17.8 82.0 98 [74]
2017 4.7 137 15,738 18.7 84.1 100 [75]
2018 5.4 245 16,180 20.9 85.7 107 [76]
2019 5.6 342 16,776 22.5 87.0 114 [77]
2020 2.2 −2,148 9,817 5.8 70.5 113 [78]
2021 2.7 −704 11,491 10.5 68.9 100 [79]
2022 5.5 272 15,499 84.1 111 [80]
2023 7.1 1,001 16,937 87.1 121 [81]

Головной офис

[ редактировать ]
Головной офис

Головной офис компании находится в бизнес-парке MV49 в Мадриде. [82] [83] [84] Этот объект находится недалеко от пересечения Autopista de Circunvalación M-30 и Avenida de América . В 2013 году компания переехала из бывшего Кампоса Веласкеса . [82] в районе Саламанка в Мадриде, [85] чтобы сэкономить деньги. [82]

Право собственности

[ редактировать ]
Бывший логотип Iberia; использовался с 1977 по 2013 год
Объявление о листинге Iberia на Мадридской фондовой бирже , 2001 г.

3 апреля 2001 года Iberia была приватизирована и включена в IBEX 35 фондовый индекс Мадридской фондовой биржи . Основными акционерами были: Caja Madrid – 23,45%, British Airways – 13,2%, SEPI – 5,20%, El Corte Inglés – 2,90%. [86] British Airways увеличила свою долю в Iberia, выкупив оставшиеся акции American Airlines , заплатив, как сообщается, 13 миллионов фунтов стерлингов за небольшой пакет акций. Это увеличило общую долю BA в Iberia примерно до 10% и сохранило за собой два места в совете директоров Iberia. [87]

В июле 2008 года British Airways и Iberia объявили о планах слияния, при этом каждая авиакомпания сохранит свой первоначальный бренд. [88] Соглашение было подтверждено в апреле 2010 года. [89] а в июле Европейская комиссия и Министерство транспорта США разрешили слияние, и две авиакомпании начали координировать трансатлантические маршруты с American Airlines. [90] [91] 6 октября 2010 года альянс British Airways, American Airlines и Iberia официально начал свою деятельность. На тот момент предполагалось, что альянс принесет BA около 230 миллионов фунтов стерлингов ежегодной экономии затрат в дополнение к 330 миллионам фунтов стерлингов, которые будут сэкономлены за счет слияния с Iberia. [92] Слияние было завершено 21 января 2011 года, в результате чего была создана International Airlines Group (IAG), третья по величине авиакомпания в мире по годовому доходу и вторая по величине группа авиакомпаний в Европе. [89] [93]

До слияния British Airways владела 13,5% акций Iberia и, таким образом, получила в собственность 55% объединенной группы International Airlines; Остальные акционеры Iberia получили оставшиеся 45%. [94]

Слияние вызвало споры. British Airways управляет двумя финансируемыми пенсионными схемами с установленной суммой выплат в Великобритании. British Airways признает, что одним из самых серьезных финансовых рисков, с которыми она сталкивается, является совокупный дефицит сложных пенсионных схем. Последняя актуарная оценка составила 3,7 миллиарда фунтов стерлингов, что даже превышает капитализацию IAG. [ нужна ссылка ] Кроме того, в соответствии с «Законом о пенсиях» 2004 года, в случае необходимости Пенсионный регулятор Соединенного Королевства может заставить Iberia или IAG предоставить дополнительную финансовую поддержку пенсионным схемам British Airways. В своем «Годовом отчете и финансовой отчетности за год, закончившийся 31 декабря 2011 года» BA заявил, что «отрицательные изменения стоимости пенсионных активов и финансовых доходов от этих активов могут увеличить размер пенсионного дефицита». [95]

По состоянию на декабрь 2013 г. В авиакомпании работало более 18 000 сотрудников. [96]

Из-за Брексита Iberia была вынуждена доказать, что она по-прежнему является испанской авиакомпанией, несмотря на слияние с British Airways . Последствием невыполнения этого требования является их потенциальная неспособность летать внутри Европейского Союза . [97]

Дочерние компании и альянсы

[ редактировать ]

Iberia владеет 9,49% акций бюджетной авиакомпании Vueling , базирующейся недалеко от Барселоны, а материнская компания IAG владеет остальными 90,51%. Это было сделано для того, чтобы IAG не владела 100% акций Vueling, а чтобы акции были разделены между ее подразделениями. Iberia также владеет 0,95% акций Royal Air Maroc . [7]

Iberia является союзником American Airlines , Qantas , Avianca и British Airways, а также Grupo TACA . 1 сентября 1999 года компания присоединилась к альянсу Oneworld . [98]

Iberia ранее владела авиакомпанией Aviaco , которая обслуживала большинство внутренних маршрутов. Она была основана 18 февраля 1948 года и действовала до 1 сентября 1999 года. Iberia также владела Binter Canarias , пока правительство Испании не начало приватизацию дочерней компании. Hesperia Inversiones Aéreas купила авиакомпанию у Iberia в июле 2002 года. Вторая авиакомпания, использующая название Binter, Binter Mediterraneo , была создана как дочерняя компания Iberia в 1988 году с маршрутами из Мелильи в Малагу , Альмерию , Валенсию , а в последний год своего существования - в Мадрид. . [99] Авиакомпания была приобретена Air Nostrum в 1998 году и объединена с ее деятельностью, на тот момент у авиакомпании был парк самолетов CN-235 . [100]

Iberia была партнером-учредителем компьютеризированной системы бронирования авиабилетов Amadeus с долей 18,28%. [101] Iberia также активно выступает в качестве туроператора через свою Viva Tours. [102] и единицы свободного времени, [103] а вместе с Cacesa она предоставляет услуги по доставке посылок. [104]

Кроме того, Iberia является компанией по техническому обслуживанию самолетов, обслуживающей свой флот и парк еще 48 компаний, включая некоторые ведущие европейские авиакомпании. [105] Iberia является поставщиком услуг по обслуживанию самолетов во всех аэропортах Испании и двух аэропортах Экваториальной Гвинеи ; Число ее клиентов-авиакомпаний превышает 200, а штат сотрудников составляет 7300 человек. [106]

Направления

[ редактировать ]

Совместный бизнес

[ редактировать ]

Iberia участвует в совместном бизнесе с Qatar Airways и British Airways, который включает выполнение трех ежедневных рейсов между хабом Qatar Airways в Дохе и Мадридом, а также до 10 рейсов между Дохой и Лондоном. [107]

Iberia также участвует в Oneworld трансатлантическом совместном предприятии с American Airlines , British Airways и Finnair . [108]

Соглашения о совместном использовании кодов

[ редактировать ]

По состоянию на май 2024 г. У Iberia были соглашения о код-шеринге со следующими авиакомпаниями: [109]

Текущий автопарк

[ редактировать ]
Иберия Аэробус A320neo
Иберия Аэробус А330-200
Иберия Аэробус А350-900

По состоянию на июль 2024 г. Iberia управляет парком самолетов Airbus, состоящим из следующих самолетов: [112]

Иберийский флот
Самолет В эксплуатации Заказы Пассажиры [113] Примечания
Б Е+ И Общий
Аэробус А319-100 6 141
Аэробус А320-200 13 180
Аэробус А320нео 17 186
Аэробус А321-200 11 217
Аэробус A321XLR 8 [114] [115] будет объявлено позднее Ожидается, что поставки начнутся в конце 2024 или начале 2025 года. [116]
Аэробус А330-200 14 19 269 288
Аэробус А330-300 8 29 21 242 292
Аэробус А350-900 21 2 [115] 31 24 293 348 Включает EC-NXD, 500-й построенный Airbus A350. [ нужна ссылка ]
Общий 90 10

Развитие флота

[ редактировать ]

В августе 2015 года IAG превратила восемь вариантов A350-900 и три варианта Airbus A330-200 в твердые заказы для Iberia. [117] В июне 2018 года авиакомпания получила свой первый А350. [118]

В июне 2017 года Iberia заказала 17 A320neo и 3 A321neo с поставками с 2018 года. [119] Первый A320neo был доставлен в мае 2018 года. [120] Первый A321neo получил Iberia Express в июне 2020 года. [121]

На Парижском авиасалоне 2019 года IAG согласилась приобрести 14 самолетов Airbus A321XLR , 8 для доставки в Iberia и 6 для Aer Lingus , с опционами на еще 14 самолетов. [122]

Бывший флот

[ редактировать ]
Бывший Iberia Airbus A300
Бывший Iberia McDonnell Douglas DC-9
Бывший Боинг 757–200 Iberia.

На протяжении многих лет Iberia эксплуатировала следующие типы самолетов: [123] [124]

Самолет Представлено Ушедший на пенсию
Аэробус А300 1981 2002
Аэробус А340-300 1996 [ нужна ссылка ] 2016 [125]
Аэробус А340-600 [ нужна ссылка ] 2003 2020
Боинг 727–200 1972 2001
Боинг 737–300 1988 1990
Боинг 737–400 1998 2001
Боинг 747–100 1970 1981
Боинг 747–200 1972 2005
Боинг 747–300 2000 2005
Боинг 747-400 2004 2006
Боинг 757–200 1993 2008
Боинг 767–300 1998 2002
Бристоль 170 Грузовой корабль Mk.31 1953 1963
Конвэйр 440 1957 1972
de Havilland DH.89 Dragon Rapide 1934 1953
Дорнье До Ж Валь 1935 1936
Дуглас DC-1 1938 1940
Дуглас DC-2 1935 1946
Дуглас DC-3 1944 1973
Дуглас DC-4 1946 1968
Дуглас DC-8 1961 1983
Дуглас DC-9 1967 2001
Стипендия Fokker F28 1970 1975
Форд Тримотор 1930 1946
Юнкерс Г 24 1929 1936
Юнкерс Ю 52/3м 1937 1957
Локхид L-1011 ТриСтар 1997 1998
Локхид L-1049 Супер Созвездие 1954 1966
Макдоннелл Дуглас DC-10 1973 2000
Макдоннелл Дуглас MD-87 1990 2008
Макдоннелл Дуглас MD-88 1999 2008
Рорбах Ро-VIII Роланд 1927 1929
SNCASE SE.161 Лангедок 1952 1960
Суд Авиация Каравелла 1962 1987

Кабины самолетов

[ редактировать ]
Класс Iberia Business Plus на борту Airbus A330-300
Эконом-класс Iberia на борту Airbus A319

Все самолеты парка имеют двухклассную компоновку с салонами Бизнес и Эконом. В настоящее время Iberia предлагает три различных варианта бизнес-класса в зависимости от продолжительности полета. В марте 2009 года Iberia объявила, что в период 2009–2011 годов она обновит эконом-класс на всех своих самолетах, а также разработает новый бизнес-класс для своих дальнемагистральных самолетов. [126] Iberia была одной из последних крупных авиакомпаний, оборудовавших все свои межконтинентальные маршруты персональными развлекательными экранами . По состоянию на 2016 год Парки самолетов Airbus A330-200 и −300, а также A340-600 оснащены персональными IFE . Бортовое питание обеспечивает компания Do&Co . [ нужна ссылка ]

Бизнес-класс

Бизнес-класс доступен на внутренних и междуевропейских рейсах Испании. Сиденья такие же, как в салоне эконом-класса, но средние (B и E) сиденья заблокированы. Билеты бизнес-класса также включают улучшенное наземное обслуживание (приоритетная регистрация, безопасность, посадка, обработка багажа и доступ в зал ожидания). [127]

Бизнес Плюс

Бизнес Плюс предлагается на дальнемагистральных рейсах в Америку и Южную Африку. Бизнес Плюс предлагает удобные кресла и международные удобства бизнес-класса. [128]

Экономика

Iberia в большей степени перешла на американскую модель или модель «а-ля-карт» для внутренних и европейских рейсов, предлагая в эконом-классе услугу покупки на борту еды, закусок и напитков под названием «Tu Menú». [129] Среднемагистральные рейсы в Дакар, Москву и Тель-Авив, а также дальнемагистральные межконтинентальные рейсы полностью обслуживаются в эконом-классе, за исключением алкоголя. [128] [130]

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

По состоянию на январь 2016 г. Всего с 1939 года в результате аварий и сбитий было списано в общей сложности 37 самолетов, эксплуатируемых Iberia или для нее. Несколько самолетов Iberia также были угнаны. К таким инцидентам и несчастным случаям относятся следующие: [131]

  • 19 апреля 1928 года самолет Rohrbach Ro VIII Roland I с регистрационным номером D-1219 совершил жесткую посадку возле Вентас-де-Муниеса, в 12 км к северу от Муниесы , Теруэль, в результате чего самолет был серьезно поврежден и 11 пассажиров получили ранения, один из них они тяжело пострадали и позже умерли. По словам очевидцев, в этом районе царил туман, и перед приземлением самолет несколько раз облетал это место на низкой высоте. Самолет летел из Барселоны в Мадрид . [132] [133]
  • В 1939 году Iberia потеряла два трёхмоторных Junkers Ju 52 . 16 марта из-за плохой погоды один из самолетов разбился в Кабесавеллосе на регулярном рейсе Саламанка - Севилья . [134] 18 декабря еще один Ju 52 был ошибочно сбит британской зенитной артиллерией , когда он пролетал над Гибралтаром во время полета из Тетуана в Севилью, когда его приняли за немецкий самолет (немецкие военные использовали большое количество Ju 52 в Мировой войне). Вторая война). Три члена экипажа и семь пассажиров погибли. [135]
  • 23 декабря 1948 года самолет Douglas DC-3 разбился в условиях тумана и сильного дождя, что привело к риску того, что Сьерра-де-Пандольс возле Бота погибли все 27 пассажиров. После столкновения фюзеляж распался, а самолет загорелся в результате взрыва. Самолет упал в долину Пуиг-Кабал. Самолет был найден спустя два с половиной часа. [136] [137]
  • 28 октября 1957 года в результате возгорания двигателя самолет Douglas DC-3 разбился недалеко от Хетафе, в результате чего погиб весь 21 пассажир. [138]
  • 29 апреля 1959 года самолет Douglas DC-3 врезался в Сьерра-де-Вальдемека , Куэнка, после того как его изменили направление из-за плохой погоды, в результате чего погибли все 28 пассажиров. [139]
  • 31 марта 1965 года Convair 440-62 рухнул в море на подходе к Танжеру, в результате чего погибли 50 из 53 пассажиров. Самолет заглох на малой высоте. [140]
  • 5 мая 1965 года рейс 401 авиакомпании Lockheed Constellation разбился в аэропорту Лос-Родеос на Тенерифе после столкновения со скрепером и трактором во время ухода на второй круг в условиях тумана. Из 49 пассажиров погибли 30 пассажиров и шесть членов экипажа. [141]
  • 4 ноября 1967 года рейс 062 самолета Sud Aviation Caravelle разбился в Блэкдауне, Западный Суссекс , Великобритания, в результате чего погибли все 37 пассажиров и члены экипажа на борту. [142] [143]
  • 7 января 1972 года рейс 602 врезался в холм Са Талия в Сан-Хосе на подходе к аэропорту Ибицы, в результате чего погибли все 104 человека, находившиеся на борту. [144]
  • 5 марта 1973 года 68 человек погибли в результате столкновения в воздухе над французским городом Нант с участием самолета Iberia Douglas DC-9, летевшего из Пальмы в Лондон рейсом 504; и самолет Convair 990 Coronado , действовавший под позывным Spantax Flight 400. Spantax Convair 990 смог совершить успешную аварийную посадку, в то время как Iberia DC-9 разбился, в результате чего погибли все находившиеся на борту. Авария произошла во время забастовки французских авиадиспетчеров. [145]
  • 17 декабря 1973 года рейс 933 , самолет Iberia McDonnell Douglas DC-10 , зарегистрированный как EC-CBN, столкнулся с системой ALS порога взлетно-посадочной полосы при приземлении в Бостон-Логан после полета из аэропорта Мадрида . Среди 168 человек, находившихся на борту, погибших не было; однако самолет был списан. [146]
  • 7 декабря 1983 года рейс 350 Iberia , Боинг 727 (EC-CFJ), разбился при взлете в густом тумане, когда он столкнулся с рейсом 134 Aviaco , самолетом Douglas DC-9 (EC-CGS), который по ошибке вырулил на взлетно-посадочную полосу. в аэропорту Мадрида . Все участники рейса Aviaco погибли, а 51 (50 пассажиров, 1 член экипажа) из 93 находившихся на борту рейса Iberia погиб. Среди пострадавших оказалась известная мексиканская актриса Фанни Кано . [147]
  • 19 февраля 1985 года рейс 610 компании Iberia , Боинг 727-200, разбился после удара по телевизионной антенне, установленной на вершине Монте -Оис , при посадке в Бильбао , в результате чего погибло 148 человек. [148]
  • 26 июля 1996 года рейс 6621 авиакомпании Iberia, самолет McDonnell-Douglas DC-10-30, следовавший из Мадрида в Гавану, был угнан в полете. Угонщик, гражданин Ливана по имени Ибрагим Саада, потребовал перенаправить рейс в международный аэропорт Майами . Никто не пострадал, а через несколько часов самолет приземлился в международном аэропорту Хосе Марти . Позже Саада был задержан, и ему грозило до 20 лет тюремного заключения.
  • В 2001 году рейс 1456 авиакомпании Iberia , следовавший из Барселоны в Бильбао, разбился при посадке. Погибших нет, но самолет был поврежден и не подлежал ремонту. [149]
  • 9 ноября 2007 г. рейс 6463 компании Iberia, [150] Самолет Airbus A340-600 , регистрационный EC-JOH, был серьезно поврежден в Кито, Эквадор, после того, как вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту Олд Марискаль Сукре . О травмах не сообщалось. По данным Airbus, самолет списали. [151]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Список сертификатов эксплуатанта самолетов и вертолетов (AOC)» (PDF) . Государственное агентство авиационной безопасности (AESA) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2019 года . Проверено 16 июля 2019 г.
  2. ^ «Иберия на ч-авиации» . ч-авиация . Проверено 9 ноября 2023 г.
  3. ^ «Правовая информация» . Иберия . Проверено 1 декабря 2021 г.
  4. ^ «Фернандо Кандела назначен новым президентом и генеральным директором Iberia» . www.aviacionline.com . 4 мая 2023 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Годовой отчет и результаты IAG за 2016 год» (PDF) . Международная объединенная группа авиакомпаний . Проверено 3 сентября 2017 г.
  6. ^ Линда Блакли, Линда Блакли (29 ноября 2017 г.). «Iberia модернизирует зал ожидания Т4 в аэропорту Мадрида» . Мир воздушного транспорта . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д «Справочник: Мировые авиалинии». Рейс Интернешнл . 3 апреля 2007 г., стр. 91–92.
  8. ^ «British Airways и Iberia подписывают соглашение о слиянии» . Новости Би-би-си . 8 апреля 2010 года . Проверено 8 апреля 2010 г.
  9. ^ «BA подписывает долгожданную сделку с Iberia» . Рейтер Великобритания . 8 апреля 2010 года . Проверено 8 апреля 2010 г.
  10. ^ «Слияние BA Iberia получило одобрение акционеров» . Новости Би-би-си . 29 ноября 2010 года . Проверено 1 февраля 2014 г.
  11. ^ «Акции IAG начинают торговаться, заменяя BA и Iberia» . Новости BBC онлайн . 24 января 2011 года . Проверено 2 января 2012 г.
  12. ^ «Завтра Iberia отмечает 80-летие своего существования с парком из 220 самолетов и рейсами по 104 направлениям» (на европейском испанском языке). Европа Пресс. 27 июня 2007 года . Проверено 13 ноября 2017 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Видаль Оливарес, Хавьер (2008). Крылья Испании: Iberia, Airlines (1940–2005) . Валенсия: Университет Валенсии. стр. 48–49. ISBN  978-84-370-8734-4 .
  14. ^ «Субсидированная авиакомпания SA (CLASSA)» . 9 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 9 декабря 2004 г. Проверено 16 августа 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  15. ^ Азбука. «ABC (Мадрид) – 27.02.1947, стр. 7» . hemeroteca.abc.es (на испанском языке) . Проверено 6 ноября 2017 г.
  16. ^ «Авиационные памятные вещи: Иберия (1937)» . Памятные вещи авиакомпании . 15 апреля 2011 года . Проверено 24 октября 2017 г.
  17. ^ ABC (13 июля 2008 г.). «Загадка, путь Тетуан-Севилья, 1939 | Домингос | Домингос – Abc.es» . АВС .
  18. ^ «Бизнес как обычно. Работа авиакомпаний в националистической Испании — некоторые впечатления из первых рук 1938 | 2840 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Проверено 22 октября 2017 г.
  19. ^ «Авиакомпании мира Iberia Airlines» . Полет . 1583 (XXXV): 428. 27 апреля 1939 г.
  20. ^ «Iberia LAE» www.iberia.com (на испанском языке) . Проверено 24 октября 2017 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б Министерство авиации (23 июня 1946 г.). «Официальный государственный вестник № 174, 23.06.1946» (PDF) . Официальный государственный вестник . стр. 5070–5071 (№ 174). Архивировано (PDF) из оригинала 14 ноября 2017 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Видаль Оливарес, Хавьер (2008). Крылья Испании: Iberia, Airlines (1940–2005) . Валенсия: Университет Валенсии. стр. 117–121. ISBN  978-84-370-8734-4 .
  23. ^ «Краткость» . Полет . LVIII (2184): 500. 30 ноября 1950 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2017 г.
  24. ^ «BOE номер 188, 06.08.1992» (PDF) . БОЕ . 6 августа 1992 г. с. 27479. Архивировано (PDF) из оригинала 28 марта 2018 года.
  25. ^ «Супер Конни для Испании» . Полет . 66 (2372): 59. 9 июля 1954 г.
  26. ^ «Гражданская авиация – Краткие сведения» . Полет . 66 (2380): 311. 3 сентября 1954 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2017 г.
  27. ^ www.iberia.com [пресс-центр]. «Iberia отмечает 60-летие полетов в Нью-Йорк» . Архивировано из оригинала 31 августа 2014 года.
  28. ^ «Многостороннее соглашение о коммерческих правах на нерегулярные воздушные перевозки в Европе, подписанное в Париже 30 апреля 1956 года» (PDF) . Международная организация гражданской авиации . 30 июня 1956 года. Архивировано (PDF) из оригинала 8 декабря 2012 года.
  29. ^ Видаль Оливарес, Хавьер (2008). Крылья Испании: Iberia, авиакомпании (1940–2005) . Валенсия: Университет Валенсии. п. 124. ИСБН  978-84-370-8734-4 .
  30. ^ «Всемирный каталог авиакомпаний | Архив рейсов | 1975 | 0538 |» . Рейс Интернешнл. 20 марта 1975 года . Проверено 14 ноября 2017 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б Видаль Оливарес, Хавьер (2008). Крылья Испании: Iberia, авиакомпании (1940–2005) . Валенсия: Университет Валенсии. п. 55. ИСБН  978-84-370-8734-4 .
  32. ^ Видаль Оливарес, Хавьер (2008). Крылья Испании: Iberia, Airlines (1940–2005) . Валенсия: Университет Валенсии. п. 137. ИСБН  978-84-370-8734-4 .
  33. ^ Эль Паис (20 февраля 1985 г.). «Боинг 727 — самый продаваемый самолет за последнюю четверть века» (на испанском языке) . Проверено 22 ноября 2017 г. .
  34. ^ Руис де Гуна, Клара (2 августа 2001 г.). «Последний рейс самолета DC-9 компании Iberia» . Expansión.com (на испанском языке).
  35. ^ «История Амадея | 1987 | Рождение Амадеуса!» . www.amadeus.com . Проверено 24 октября 2017 г.
  36. ^ «ABC (Мадрид) – 12.05.1987, стр. 74» . hemeroteca.abc.es (на испанском языке). АВС . Проверено 22 ноября 2017 г. .
  37. ^ «Коротко о новостях — Iberia покупает 757» . Рейс Интернешнл . 137 (4221): 9. 20–26 июня 1990 г. ISSN   0015-3710 .
  38. ^ Перейти обратно: а б с Комас, Хосе (12 апреля 1993 г.). «Между сном и кошмаром» . Страна .
  39. ^ Эль Паис (10 августа 1991 г.). «Iberia выигрывает у венесуэльской авиакомпании Viasa после ухода голландской KLM» . ЭЛЬ ПАИС (на испанском языке) . Проверено 24 октября 2017 г.
  40. ^ Эль Паис (16 апреля 1991 г.). «Иберия покупает 35% чилийской авиакомпании Ladeco» . ЭЛЬ ПАИС (на испанском языке) . Проверено 24 октября 2017 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д Кастаньо Гильен, Хулиан (2006). «Управление результатами в приватизированных компаниях. 10.7.2.- Приватизация Aerolíneas Argentinas» . Кафедра финансовой экономики и учета . Университет Эстремадуры: 200–203.
  42. ^ «Приватизация, отмеченная конфликтами и жалобами» . Нация (на испанском языке). 3 октября 2001 г.
  43. ^ Мюллер, Джон (8 апреля 2010 г.). «Una aventura fracasada» (PDF) . Эль Мундо (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 11 апреля 2010 года.
  44. ^ «SEPI передала Aerolíneas Argentinas группе Marsans» . Нация (на испанском языке). 2 октября 2001 г.
  45. ^ Ботинелли, Агустин (18 декабря 2008 г.). «Через 18 лет после приватизации Aerolíneas возвращается в собственность государства» . Нация .
  46. ^ «Аргентина приговорена к выплате Марсану 320 миллионов долларов за экспроприацию компании Aerolíneas» . ABC (на европейском испанском языке). 22 июля 2017 г.
  47. ^ Янель, Агустин (8 апреля 2010 г.). «Авиалинии потеряли 2,1 миллиарда» (PDF) . Мир (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 11 апреля 2010 года.
  48. ^ Перейти обратно: а б Себриан Эчарри, Белен; Виноградова, Людмила (24 января 1997 г.). «Iberia решает запретить полеты своей венесуэльской дочерней компании Viasa» . Эль Паис (на испанском языке).
  49. ^ Себриан Эчарри, Белен; Виноградова, Людмила (19 февраля 1997 г.). «Правительство Венесуэлы отступает и решает ликвидировать Виасу» . Эль Паис (на испанском языке).
  50. ^ Себриан Эчарри, Белен (3 февраля 1997 г.). «Виаса, последний бардак» . ЭЛЬ Паис (на испанском языке).
  51. ^ Эль Паис (25 августа 1995 г.). «Lan Чили покупает большую часть Ladeco» (на испанском языке).
  52. ^ Эль Паис (9 апреля 1997 г.). «Iberia продаст свои 38% в Ladeco» (на испанском языке).
  53. ^ «Описание предприятия – Иберия» . www.iberia.com (на испанском языке). Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 25 ноября 2017 г.
  54. ^ Тальябу, Джон (4 февраля 1998 г.). «Международный бизнес; Airbus выиграл заказ от Iberia на 4 миллиарда долларов, опередив Boeing» . Нью-Йорк Таймс .
  55. ^ Дж. Роджерс, Имонн (1999). Энциклопедия современной испанской культуры . Лондон: Рутледж. п. 261. ИСБН  0415131871 .
  56. ^ «GrupIberia: Более 75 лет полета» . Иберия . Проверено 1 февраля 2017 г.
  57. ^ Милмо, Дэн (12 ноября 2009 г.). «Согласовано слияние BA с Iberia» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 6 ноября 2017 г.
  58. ^ Осборн, Алистер (13 ноября 2009 г.). «Слияние BA-Iberia стоимостью 4,4 миллиарда фунтов стерлингов создаст третью по величине авиакомпанию Европы» . «Дейли телеграф» . ISSN   0307-1235 . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 6 ноября 2017 г.
  59. ^ Маллиган, Марк; Кларк, Пилита Кларк (8 апреля 2010 г.). «BA и Iberia подписывают соглашение о слиянии» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 6 ноября 2017 г.
  60. ^ «Iberia сократит 4500 сотрудников и сократит парк на 25 самолетов» . Flightglobal.com . Проверено 3 апреля 2013 г.
  61. ^ «Запуск новой испанской бюджетной авиакомпании Iberia Express» . Новости Би-би-си . 25 марта 2012 года . Проверено 3 сентября 2017 г.
  62. ^ Мадриддиарио. «Iberia обновляет свой корпоративный имидж» . Мадридиарио (на испанском языке) . Проверено 6 ноября 2017 г.
  63. ^ «Iberia вернется в Токио в 2024 году после 4-летнего отсутствия | Aviation Week Network» . Aviationweek.com . Проверено 28 декабря 2023 г.
  64. ^ «Iberia возвращается в Токио на А350» . Деловой путешественник . Проверено 28 декабря 2023 г.
  65. ^ «Годовые отчеты | Действующие компании» . ИАГ . Проверено 25 июля 2024 г.
  66. ^ «Испанские авиалинии: доходы Iberia 2011-2021» . Статистика . Проверено 13 ноября 2023 г.
  67. ^ «Испанские авиалинии: пассажиры, перевезенные Iberia 2011-2021» . Статистика . Проверено 13 ноября 2023 г.
  68. ^ «Испанские авиалинии: коэффициент пассажирской загрузки Iberia 2011-2021» . Статистика . Проверено 13 ноября 2023 г.
  69. ^ «Годовой финансовый и управленческий отчет Iberia за 2011 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
  70. ^ «Годовой финансовый и управленческий отчет Iberia за 2012 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
  71. ^ «Годовой финансовый и управленческий отчет Iberia за 2013 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
  72. ^ «Годовая финансовая отчетность и управленческий отчет Iberia за 2014 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
  73. ^ «Годовой финансовый и управленческий отчет Iberia за 2015 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
  74. ^ «Годовая финансовая отчетность и управленческий отчет Iberia за 2016 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
  75. ^ «Годовой финансовый и управленческий отчет Iberia за 2017 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
  76. ^ «Годовая финансовая отчетность и управленческий отчет Iberia за 2018 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
  77. ^ «Годовая финансовая отчетность и управленческий отчет Iberia за 2019 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
  78. ^ «Годовой финансовый и управленческий отчет Iberia за 2020 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
  79. ^ «Годовая финансовая отчетность и управленческий отчет Iberia за 2021 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
  80. ^ «Годовая финансовая отчетность и управленческий отчет Iberia за 2022 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 13 ноября 2023 г.
  81. ^ «Консолидированный управленческий отчет Iberia за 2023 год» (PDF) . ИАГ . Проверено 25 июля 2024 г.
  82. ^ Перейти обратно: а б с « Iberia переносит штаб-квартиру в связи с «значительной экономией средств» » ( Архив ). Предпочтительно . 8 января 2013 г. Проверено 13 августа 2014 г.
  83. ^ " [1] ". Иберия. Проверено 13 августа 2014 г.
  84. ^ «Карты Google» . Карты Гугл . Проверено 19 апреля 2016 г.
  85. ^ « Официальное уведомление. Архивировано 29 сентября 2011 г. в Wayback Machine ». Иберия. Проверено 25 февраля 2010 г. «IBERIA, Líneas Aéreas de España, SA с официальным адресом по адресу Calle Velázquez № 130, 28006 Мадрид».
  86. ^ «Иницио – Иберия» . Grupo.iberia.es. Архивировано из оригинала 25 февраля 2009 года . Проверено 3 апреля 2013 г.
  87. Airliner World, январь 2007 г.
  88. ^ Братья, Кэролайн (30 июля 2008 г.). «British Airways ведет переговоры о слиянии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 июля 2008 г.
  89. ^ Перейти обратно: а б «British Airways и Iberia подписывают соглашение о слиянии» . Новости Би-би-си . 8 апреля 2010 года . Проверено 23 октября 2011 г.
  90. ^ Роули, Эмма (15 июля 2010 г.). «ЕК одобряет альянс BA с American Airlines и Iberia» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 15 июля 2010 г.
  91. ^ Камаль Ахмед (14 февраля 2010 г.). «British Airways получила одобрение на сотрудничество с American Airlines и Iberia» . Телеграф . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 15 июля 2013 г.
  92. ^ «Авиакомпании представляют «новую сделку для трансатлантических пассажиров» » . Независимый . Лондон. 8 октября 2010 г. Проверено 8 октября 2010 г.
  93. ^ «Iberia рассчитывает завершить слияние с British Airways в январе» . Ежедневная нация . 27 октября 2010 г. Проверено 18 ноября 2010 г.
  94. ^ «BA и Iberia договорились о слиянии» . Новости Би-би-си . 12 ноября 2009 года . Проверено 23 октября 2011 г.
  95. ^ «Годовой отчет и финансовая отчетность British Airways за 2009/10 год» . www.britishairways.com . Проверено 2 сентября 2017 г.
  96. ^ Мурс, Виктория (24 июля 2014 г.). «Пилоты и наземный персонал Iberia согласны на сокращение рабочих мест» . Мир воздушного транспорта . Архивировано из оригинала 24 июля 2014 года.
  97. ^ Вальдивия, Ана Гарсия. «Влияние Брексита на авиацию: Iberia должна доказать свое испанское гражданство, чтобы продолжать летать в ЕС» . Форбс .
  98. ^ «oneworld приветствует Iberia на борту – новости oneworld» . www.oneworld.com . 16 февраля 1999 года . Проверено 2 сентября 2017 г.
  99. ^ ХОСТЕЛЬТУР. «В летнем расписании БИНТЕР предлагает около 170 рейсов в неделю | Эконом» . Hosteltur (на европейском испанском языке) . Проверено 6 ноября 2017 г.
  100. ^ «Iberia продает Binter Mediterráneo своей региональной дочерней компании Air Nostrum» . www.elmundo.es . Проверено 6 ноября 2017 г.
  101. ^ Рамон, Альберто Ортин (13 января 2005 г.). «После покупки Iberia сохранит за собой 11% капитала Amadeus» . Синко Диас (на испанском языке) . Проверено 2 сентября 2017 г.
  102. ^ ХОСТЕЛЬТУР. «Вива Турс присоединяется к программе Iberia Plus | Эконом» . Hosteltur: Вся туристическая информация (на европейском испанском языке) . Проверено 2 сентября 2017 г.
  103. ^ Министерство экономики Испании (23 июня 2003 г.). «Отчет службы защиты соревнований N-03031 Тейнвер (Марсанс) / Tiempo Libre» (PDF) . стр. 20 страниц. Архивировано (PDF) из оригинала 2 сентября 2017 года.
  104. ^ (ТРАНСмаркет), Алимаркет Транспорт. «Cacesa перезапускает свой продукт» . Alimarket.es (на европейском испанском языке) . Проверено 2 сентября 2017 г.
  105. ^ «[Алфавитный порядок] – Техническое обслуживание Iberia» . www.iberiamaintenance.com . Архивировано из оригинала 2 сентября 2017 года . Проверено 2 сентября 2017 г.
  106. ^ «Факты и цифры» . Службы аэропорта . Проверено 2 сентября 2017 г.
  107. ^ «Iberia присоединяется к совместному предприятию British Airways и Qatar Airways» . Деловой путешественник . Проверено 11 декабря 2023 г.
  108. ^ «Опыт десятилетних совместных предприятий североатлантических авиакомпаний» . CAPA — Центр авиации . Проверено 15 декабря 2023 г.
  109. ^ «Наши кодшеринговые партнеры» . Проверено 12 июля 2023 г.
  110. ^ « https://www.preferente.com/rss-2/iberia-refuerza-su-presencia-en-mexico-de-la-mano-de-volaris-337211.html ». 7 июня 2024 г. {{cite web}}: Внешняя ссылка в |title= ( помощь ) ; Отсутствует или пусто |url= ( помощь )
  111. ^ " https://www.preferente.com/noticias-de-transportes/noticias-de-aerolineas/iberia-engorda-su-cartera-de-destinos-con-una-alianza-en-noruega-337860.html ". 5 июля 2024 г. {{cite web}}: Внешняя ссылка в |title= ( помощь ) ; Отсутствует или пусто |url= ( помощь )
  112. ^ «Подробности о флоте Иберии» . airfleets.net . Проверено 23 сентября 2023 г.
  113. ^ «Детали флота Иберии» . Иберия . Проверено 19 августа 2023 г.
  114. ^ «ПАРИЖ: Iberia и Aer Lingus выбирают A321XLR» . FlightGlobal . 18 июня 2019 года . Проверено 18 июня 2019 г.
  115. ^ Перейти обратно: а б Заказы и поставки Airbus (XLS), обновляется ежемесячно, доступ осуществляется через «Заказы и поставки» . Аэробус . Эйрбас САС . Проверено 24 сентября 2023 г.
  116. ^ «Iberia видит, что самолеты A321XLR расширяют сеть в Северной Америке | Сеть Aviation Week» . Aviationweek.com . 5 июня 2023 г. Проверено 19 ноября 2023 г.
  117. ^ «BRIEF-IAG переоборудует A350-900 и варианты самолетов Airbus для твердых заказов для Iberia» . Рейтер . 6 августа 2015 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
  118. ^ «Iberia принимает свой первый А350-900» . www.airbus.com . 26 июня 2018 года . Проверено 19 ноября 2023 г.
  119. ^ «Iberia закупает 20 новых самолетов Airbus 320 для ближне- и среднемагистральных рейсов» . Дипломат в Испании . 29 июня 2017 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
  120. ^ «Iberia добавляет первый A320neo» . ч-авиация . 1 июня 2018 года . Проверено 19 ноября 2023 г.
  121. ^ Венцель, Ник (26 июня 2020 г.). «Iberia Express получила первый Airbus A321neo» . Международная сеть полетов . Проверено 19 ноября 2023 г.
  122. ^ «A321XLR украл Парижскую выставку» . Мир авиалайнеров . Август 2019: 6.
  123. ^ «Список развития флота Iberia» . Airfleets.net . Проверено 20 апреля 2013 г.
  124. ^ Сводная информация о клиентах за март 2013 г. . Боинг.com.
  125. ^ ch-aviation.com - Iberia прекращает полеты A340-300 23 ноября 2016 г.
  126. ^ «Iberia обновляет свой бизнес-класс, предлагая полностью складывающиеся сиденья» . travel.el periodico.com (на европейском испанском языке) . Проверено 2 сентября 2017 г.
  127. ^ «Бизнес-класс – Иберия» . www.iberia.com . Проверено 17 апреля 2016 г.
  128. ^ Перейти обратно: а б «Бизнес Плюс – Иберия» . www.iberia.com . Проверено 17 апреля 2016 г.
  129. ^ « Ту Мену ». Авиакомпания Иберия . По состоянию на 11 октября 2008 г.
  130. ^ " Экономика [ постоянная мертвая ссылка ] .» Иберия. Проверено 13 декабря 2011 г.
  131. ^ «Иберийские явления» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 26 января 2016 г. .
  132. ^ ABC (20 апреля 1928 г.). «ABC (Мадрид) – 20.04.1928, стр. 25» . hemeroteca.abc.es (на испанском языке) . Проверено 7 ноября 2017 г.
  133. ^ ОЭС Теруэля (19 апреля 2014 г.). «Юбиляры, что произошло в этот день года...?» . ecodeteruel.tv (на европейском испанском языке) . Проверено 7 ноября 2017 г.
  134. ^ Описание аварии самолета Junkers Ju 52/3mge, зарегистрированного M-CABD в Сети авиационной безопасности . Проверено 26 января 2016 г.
  135. ^ Описание аварии самолета Junkers Ju 52/3m, зарегистрированного M-CABA в Сети авиационной безопасности . Проверено 26 января 2016 г.
  136. ^ «Описание аварии ASN 23 декабря 1948 г. Дуглас C-47-DL (DC-3) EC-ABK – Гандеса» . Сеть авиационной безопасности .
  137. ^ ABC (24 декабря 1948 г.). «27 пассажиров самолета Мадрид-Барселона погибли после крушения Махасиена возле Гадесы» (на испанском языке).
  138. ^ «Технический отчет 1957 года» . Сеть авиационной безопасности . 1957.
  139. ^ «Технический отчет 1959 года» . Сеть авиационной безопасности . 1959.
  140. ^ Описание аварии для регистрации Convair CV-440-62 EC-ATH в Сети авиационной безопасности . Проверено 26 января 2016 г.
  141. ^ «Lockheed L-1049G Super Constellation EC-AIN Аэропорт Тенерифе-Норте Лос-Родеос (TFN)» . Сеть авиационной безопасности .
  142. ^ «Sud Aviation SE-210 Caravelle 10R EC-BDD Блэкдаун-Хилл, Хаслемир, Западный Суссекс» . Сеть авиационной безопасности .
  143. ^ «Отчет о катастрофе Каравеллы 1967 | 2154 | Архив полетов» . Рейс Интернешнл. 20 августа 1970 года.
  144. ^ «Технический отчет 1972 года» . Сеть авиационной безопасности . 1972.
  145. ^ «Столкновение в воздухе погибло 68 человек» . Новости Би-би-си . 5 марта 1973 года.
  146. ^ «Технический отчет 1973 года» . Сеть авиационной безопасности . 1973.
  147. ^ ABC (8 декабря 1983 г.). «ABC (Мадрид) – 12.08.1983, стр. 33» . hemeroteca.abc.es (на испанском языке) . Проверено 6 ноября 2017 г.
  148. ^ «Технический отчет А-009/1985» . Сеть авиационной безопасности . 1985.
  149. ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности . Проверено 4 февраля 2024 г.
  150. ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Airbus A340-642 EC-JOH в аэропорту Кито-Марискаль Сукре (UIO)» . Aviation-safety.net . Проверено 10 января 2024 г.
  151. ^ «Iberia A340-600 сильно поврежден после скатывания с взлетно-посадочной полосы Кито» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хавьер Видаль Оливарес (2003a). «Государство, рыночное регулирование и бизнес-стратегия в Латинской Америке: Иберия, Líneas Aéreas de España, в Аргентине и Уругвае, 1966–1975». Экономическая история и история бизнеса (на испанском языке). VI (1). 1219–3314, 121–150.
  • ——— (2003б). «Провал международной экспансии авиакомпании Iberia в Латинской Америке: случаи Панамы и Доминиканской Республики, 1966–1973 годы». ТСТ. Транспорт, услуги и телекоммуникации (на испанском языке). 6 . 1578–5777, 23–39.
  • ——— (2006). «От интернационализации к мультинационализации: Iberia, Spanish Airlines в Латинской Америке (1966–2000)». В М. Черутти (ред.). Компании и бизнес-группы в Латинской Америке, Испании и Португалии (1870–2000 гг.) (на испанском языке). Автономный университет Нуэво-Леона и Университет Аликанте . ISBN  970-694-224-6 .
  • ——— (2008а). «Деловые альянсы в коммерческой авиации: Иберия, LAE (1950-1978)». Стул Corona (на испанском языке). 13 (13). 1657–477X, 1–66.
  • ——— (2008б). Крылья Испании: Iberia, авиакомпании: от флагманского перевозчика к глобальному перевозчику (1940–2005) (на испанском языке). Том 13 (первое изд.). Валенсия: Публикации Университета Валенсии. ISBN  978-84-370-7084-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2429f8e7293ba01b3283204fb3366b9f__1722244680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/9f/2429f8e7293ba01b3283204fb3366b9f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iberia (airline) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)