Эйр Берлин
![]() | |||||||
| |||||||
Основан | 1978 (как Air Berlin USA ) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало деятельности |
| ||||||
Прекращенная деятельность | 27 октября 2017 г. | ||||||
Хабы | |||||||
Фокусные города | Пальма де Майорка | ||||||
Программа для часто летающих пассажиров | топбонус | ||||||
Альянс | Единый мир (2012–2017) | ||||||
Дочерние компании |
| ||||||
Материнская компания | Air Berlin plc & Co. Luftverkehrs KG | ||||||
Штаб-квартира | Центр бюро аэропорта, Шарлоттенбург-Вильмерсдорф , Берлин , Германия | ||||||
Ключевые люди | Томас Винкельманн ( генеральный директор ) |
Air Berlin plc & Co. Luftverkehrs KG ( FWB : AB1 ), известная как airberlin или airberlin.com, была крупной немецкой авиакомпанией . На пике своего развития это была вторая по величине авиакомпания Германии после Lufthansa , а также десятая авиакомпания Европы по количеству перевезенных пассажиров. [ 1 ] Ее штаб-квартира находилась в Берлине. [ 2 ] и имел хабы в аэропорту Берлин-Тегель и аэропорту Дюссельдорфа . На момент неплатежеспособности она была членом Oneworld авиационного альянса , вступив в него в 2012 году.
Первоначально авиакомпания была основана в интересах Америки в 1978 году для обеспечения авиаперевозок Западного Берлина , территории, которую по закону не могли обслуживать западногерманские авиакомпании, такие как Lufthansa, из-за политических ограничений на воздушное пространство Восточной Германии . В 1991 году, вскоре после воссоединения Германии , Air Berlin стала немецкой компанией и изменила свой основной бизнес, чтобы более напрямую конкурировать с Lufthansa, в конечном итоге став одной из крупнейших авиакомпаний Германии. Однако после нескольких лет убытков Air Berlin подала заявление о банкротстве. в августе 2017 года [ 3 ] и прекратил свою деятельность два месяца спустя. [ 4 ]
История
[ редактировать ]1978–1990: американская чартерная авиакомпания в Западном Берлине.
[ редактировать ]
Первоначально зарегистрированная как Air Berlin USA , [ 6 ] Компания была основана в 1978 году как дочерняя компания Lelco, американского сельскохозяйственного предприятия со штаб-квартирой в Орегоне . [ 6 ] выполнять чартерные рейсы от имени немецких туроператоров из аэропорта Берлин-Тегель , в основном на средиземноморские курорты. [ 6 ] [ 7 ]
Соучредителями Air Berlin USA были:
- берлинской Ким Лундгрен, бывший бортинженер авиакомпании Pan American World Airways ;
- Джон Макдональд, бывший менеджер станции дополнительного телевидения США. [ номер 1 ] и чартерная авиакомпания Saturn Airways в аэропорту Берлин-Темпельхоф в 1960-х годах, а затем генеральный менеджер по Европе и вице-президент базы в аэропорту Берлин-Тегель бывшего дополнительного перевозчика и чартерной авиакомпании США Modern Air с 1968 по 1974 год;
- Modern Air Морт Бейер, исполнительный вице-президент авиакомпании с 1967 по 1971 год, а также президент и вице-президент Национальной ассоциации авиаперевозчиков. [ номер 2 ] в 1971 году и основатель американской авиационной консалтинговой компании Avmark. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Lelco была сельскохозяйственным бизнесом семьи Кима Лундгрена в США. [ 8 ]
Как авиакомпания США, Air Berlin получила доступ к рынку авиакомпаний Западного Берлина . Во время холодной войны особый политический статус Берлина означал, что воздушные коридоры в аэропорт Тегель и из него могли использоваться только авиакомпаниями, зарегистрированными во Франции , Великобритании или США . Первоначально штаб-квартира авиакомпании находилась в аэропорту Тегель. Леонард Лундгрен был первым председателем. [ 6 ]
После того, как компания получила лицензию авиакомпании и приобрела два реактивных авиалайнера Boeing 707 , ранее принадлежавшие Trans World Airlines , Air Berlin USA 28 апреля 1979 года начала коммерческие услуги с рейса из Берлина-Тегеля в Пальма-де-Майорка . [ 12 ] [ 13 ] Планировалось начать дальнемагистральные рейсы по Западный Берлин- Брюссель - Флорида . маршрутам [ 12 ] [ 14 ] в сотрудничестве с Air Florida (соглашение об этом было подписано в феврале 1979 г.). [ 15 ]
В 1980 году два Боинга 737-200 . у Air Florida были арендованы [ 16 ] В 1981 году компания Air Berlin USA продолжила еженедельные регулярные рейсы Боинга 707 по аэропорт Берлин-Тегель — Брюссель — Орландо ; маршруту [ 17 ] однако к 1982 году производство самолетов 707 было прекращено, и на протяжении большей части 1980-х годов Air Berlin USA эксплуатировала только один самолет 737-200. [ 18 ] или (с 1986 года) 737-300 . [ 16 ] [ 19 ] В 1990 и 1991 годах два Боинга 737-400 . также были приняты на вооружение [ 7 ] [ 16 ] [ 20 ]
1990–2000: Новые инвесторы и расширение.
[ редактировать ]Воссоединение Германии привело к значительным изменениям на европейском авиационном рынке, и в частности в Берлине: теперь немецкие авиакомпании получили доступ в город. В 1991 году Air Berlin (в которой на тот момент работало 90 сотрудников) [ 21 ] была реструктурирована в Air Berlin GmbH & Co. Luftverkehrs KG , зарегистрированную в Германии компанию, при этом несколько немецких инвесторов присоединились к Киму Лундгрену, первоначальному основателю, тем самым приведя форму собственности в соответствие с требованиями немецкого иностранного контроля. [ 22 ] Йоахим Хунольд ( де ), бывший директор по продажам и маркетингу LTU International , теперь возглавил компанию.
После заказа десяти самолетов Boeing 737-800 компания Air Berlin выросла, и к 1999 году парк самолетов увеличился до двенадцати самолетов. [ 23 ] В 2001 году Air Berlin и Hapag-Lloyd Flug стали первыми авиакомпаниями в мире, которые оснастили свои самолеты Boeing 737-800 смешанными винглетами — устройствами на законцовках крыла, предназначенными для повышения топливной эффективности . [ 24 ]
Air Berlin ввела регулярные рейсы (которые можно было забронировать непосредственно у авиакомпании, а не через туроператора) в 1997 году, первоначально связав ряд второстепенных аэропортов Германии с Майоркой. [ 13 ] К 2002 году 35 процентов билетов Air Berlin были проданы напрямую. [ 25 ] В том же году авиакомпания вышла за рамки направлений для отдыха, запустив недорогие рейсы под названием «City Shuttle» в Лондон , Барселону , Милан и Вену . [ 13 ] [ 25 ] Помимо Берлин-Тегель, эти маршруты были открыты в шести аэропортах Германии ( Дортмунд , Дюссельдорф , Гамбург , Мюнстер/Оснабрюк , Нюрнберг и Падерборн/Липпштадт ). [ 26 ] до этого момента его не обслуживал ни один из развивающихся европейских бюджетных перевозчиков. [ 25 ] В рамках того, что позже стало визитной карточкой Air Berlin как «полу-бюджетного перевозчика», авиакомпания предлагала бесплатное питание и бронирование мест. [ 26 ] в отличие от своих конкурентов Buzz , Hapag-Lloyd Express , Ryanair и Virgin Express .
2000–2006: Стать второй по величине авиакомпанией Германии.
[ редактировать ]В ноябре 2001 года поставка самолета Боинг 737-800, оснащенного винглетами, установила рекорд: самолет с регистрационным кодом D-ABBC пролетел без пересадок 8345 километров из Сиэтла ( Боинг Филд ), США, в Берлин (TXL), Германия. через 9 часов 10 минут. [ нужна ссылка ]
В январе 2004 года Air Berlin объявила о сотрудничестве с Niki . венской авиакомпанией [ 13 ] В рамках сделки Air Berlin получила 24% акций Niki. [ нужна ссылка ]

В 2005 году Air Berlin подписала соглашение о партнерстве с Germania . В рамках сделки Air Berlin арендовала часть самолетов и экипаж Germania, и Germania стала почти исключительно чартерной авиакомпанией. Планировалось объединить Германию с Air Berlin по контракту на управление. Однако контракт не был подписан. [ нужна ссылка ] В начале марта 2008 года совладельцы Germania не смогли достичь соглашения о поглощении Air Berlin, поэтому Germania осталась независимой авиакомпанией. В 2005 году было предложено создать совместную дочернюю компанию Air Berlin и Germany под названием Air Zürich , которая планировалась базироваться в аэропорту Цюриха , но так и не была реализована. [ нужна ссылка ]
В 2005 году Группа реорганизовала свою корпоративную структуру. Она учредила компанию Air Berlin plc (зарегистрированную в Англии), в которую была преобразована компания Air Berlin GmbH & Co. Luftverkehrs KG и ее дочерние компании. [ 27 ] Было высказано предположение, что причина создания группой PLC в Великобритании вместо AG в Германии заключалась в том, чтобы избежать необходимости иметь наблюдательный совет и представительство сотрудников, как того требует немецкий закон о Mitbestimmung или совместном определении . [ 28 ]
В 2006 году Air Berlin стала публичной на Франкфуртской фондовой бирже . Первоначально запланированное на 5 мая 2006 г., IPO было перенесено на 11 мая 2006 г. Компания заявила, что задержка произошла из-за роста цен на топливо и других рыночных факторов, ограничивающих спрос инвесторов. Он снизил первоначальный диапазон цен акций с 15,0–17,5 евро до 11,5–14,5 евро. Акции открылись по цене 12,0 евро, всего было продано 42,5 миллиона акций. Из них 19,6 миллиона были новыми акциями, увеличивающими капитал компании, а остальные были направлены на погашение кредитов, предоставленных первоначальными акционерами и вложенных в компанию ранее в 2006 году. После IPO компания заявила, что имеет более 400 миллионов евро наличными для финансировать дальнейшее расширение, включая закупку самолетов. [ 29 ]
В августе 2006 года Air Berlin приобрела немецкую внутреннюю авиакомпанию dba . [ 30 ] Полеты dba продолжались как дочерняя компания Air Berlin до 14 ноября 2008 года, когда бренд dba был прекращен из-за забастовок сотрудников (сотрудникам dba впоследствии были предложены должности в Air Berlin).
28 ноября 2006 г. компания Air Berlin заказала 60 Boeing 737-800 . самолетов [ 31 ] и 15 самолетов Boeing 737-700 меньшего размера . Стоимость 75 самолетов составляла 5,1 миллиарда долларов (по прейскурантным ценам на тот момент). Поставка самолетов началась в 2007 году. Все эти самолеты были оснащены смешанными законцовками крыла для повышения топливной эффективности.
2007–2012: поглощения, расширение и новые альянсы.
[ редактировать ]

В марте 2007 года Air Berlin поглотила немецкую туристическую авиакомпанию LTU , получив доступ на рынок дальнемагистральных перевозок и став четвертой по величине группой авиакомпаний в Европе по объему пассажиропотока. Эта сделка привела к появлению самолетов Airbus A321 и Airbus A330 в парке Air Berlin. 1 мая 2009 года выпуск бренда LTU был прекращен.
7 июля 2007 года Air Berlin объявила о заказе 25 Boeing 787-8 Dreamliner с дополнительными опциями и правами на покупку. дальнемагистральных самолетов [ 32 ] Еще три самолета этого типа должны были быть арендованы у ILFC .
21 августа 2007 года Air Berlin приобрела 49 процентов акций швейцарской чартерной авиакомпании Belair , остальная часть принадлежала туроператору Hotelplan. [ 33 ] После сделки дальнемагистральный бизнес Belair был прекращен, а парк был заменен самолетами семейства Airbus A320, выполняющими регулярные рейсы от имени Air Berlin, а также чартерные рейсы для Hotelplan.
20 сентября 2007 года Air Berlin объявила о намерении купить своего конкурента Condor в рамках сделки, которая предусматривала, что владелец Condor, Thomas Cook Group , получит 30% акций Air Berlin. [ 34 ] Однако быстро растущие цены на авиационное топливо и другие соображения привели к отказу от сделки в июле 2008 года.
В январе 2008 года Air Berlin представила новый логотип и фирменный дизайн. Логотип представляет собой белый овал на красном фоне (напоминающий окно самолета), где буква «а» представляет собой белый круг и два стилизованных белых крыла. Текст «Air Berlin» был написан строчными буквами и написан одним словом. Иногда слоган «Ваша авиакомпания» использовался как часть логотипа. [ 35 ]
В июне 2008 года генеральный директор Йоахим Хунольд оскорбил носителей каталонского языка , заявив, что [ 36 ] в статье, включенной в бортовой журнал Air Berlin , говорится, что правительство Балеарских островов пытается навязать использование каталонского языка на рейсах Air Berlin с Майорки и на Майорку . Он утверждал, что Air Berlin является международной авиакомпанией и не обязана использовать каталонский язык. Хунольд раскритиковал языковую политику в Каталонии и на Балеарских островах, заявив, что в то время многие дети не могли говорить по- испански . [ 37 ] Президент Балеарских островов Франческ Антич объяснил, что его правительство просто направило письмо, призывающее авиакомпании, работающие на Балеарских островах, включить каталанский язык в число языков, используемых для бортовых объявлений. [ 38 ]
18 июня того же года Air Berlin объявила, что сократит свои дальнемагистральные перевозки на 13 процентов, а внутренние перевозки - на 10 процентов, чтобы повысить прибыльность. [ 39 ]
В сентябре 2008 года Air Berlin подтвердила переговоры о слиянии с конкурентом TUIfly , но добавила, что ведет переговоры со всеми сторонами. До 2007 года Air Berlin выполняла множество код-шеринговых рейсов TUI. В конце марта 2009 года Air Berlin PLC и TUI Travel PLC подписали соглашение, согласно которому их немецкие авиаперевозчики должны были создать долгосрочный стратегический альянс. Первоначально каждая компания должна была получить 19,9% акций другой, и властям немецкого картеля было подано ходатайство об одобрении. После того, как Bundeskartellamt выразил обеспокоенность, план совместного владения не был реализован. Вместо этого TUI Travel PLC приобрела 9,9% акций Air Berlin PLC, воспользовавшись для этого увеличением капитала дочерней компании. [ 40 ]
В конце марта 2009 года было подписано соглашение о стратегическом партнерстве с TUI Travel , по которому Air Berlin и ее конкурент TUIfly приобрели 19,9 процента акций другой компании. [ 41 ] После сделки Air Berlin взяла на себя все внутренние маршруты TUIfly в Германии, а также маршруты в Италию , Хорватию и Австрию . Tuifly Кроме того, все самолеты Boeing 737-700 были добавлены в парк Air Berlin. TUIfly должна была отказаться от всех регулярных рейсов и полагаться исключительно на чартерный бизнес. [ 42 ]
В марте 2009 года турецкая компания ESAS Holding AS приобрела около 15 процентов голосующих акций Air Berlin. [ 43 ]
Также в 2009 году Air Berlin включила Хартмута Медорна в совет директоров после его выхода на пенсию из Deutsche Bahn . [ 44 ]
Компания | Интерес |
---|---|
Airberlin technik GmbH | 100 % |
Airberlin Холидейс ГмбХ | 49 % |
Белэр | 100 % |
Niki | 100 % |
В апреле 2010 года Air Berlin расширила соглашение о код-шеринге с российской S7 Airlines . Air Berlin и S7 Airlines сотрудничают с октября 2008 года. Среди новых услуг — совместные рейсы через Москву в Иркутск , Пермь и Ростов . [ 45 ]
В июле 2010 года Air Berlin объявила об увеличении своей доли в австрийской авиакомпании Niki . Air Berlin косвенно приобрела 25,9% акций Niki у Privatstiftung Lauda (частный фонд Lauda) и при этом увеличила свою долю в Niki с 24% до 49,9%. В связи с увеличением своего пакета акций Air Berlin должна была предоставить частному фонду Lauda кредит в размере 40,5 миллионов евро. У частного фонда была возможность погасить кредит через три года наличными или путем передачи оставшихся 50,1% акций Ники. [ 46 ]


В июле 2010 года было также объявлено, что Air Berlin присоединится к Oneworld , глобальному альянсу авиакомпаний . [ 47 ] Готовясь к вступлению в альянс, Air Berlin заключила соглашения о код-шеринге с Finnair и American Airlines, начиная с зимнего расписания 2010/2011 года. [ 48 ]
Air Berlin основала Follow Me Entertainment GmbH в сентябре 2010 года как совместное предприятие с Kick-Media Ag. Это совместное предприятие продает имиджевые и звуковые средства массовой информации, книги, игры, а также мероприятия, концерты, турниры и спонсорство. [ 49 ]
1 апреля 2011 года Air Berlin завершила интеграцию LTU. Все технические службы Air Berlin Group были объединены в новую компанию под названием airberlin technik GmbH. [ 50 ] Также были добавлены новые маршруты, более частые рейсы и дополнительные дальнемагистральные рейсы из Дюссельдорфа. [ 51 ]
15 июня 2011 года Air Berlin и British Airways заключили соглашение о код-шеринге, охватывающее некоторые рейсы внутри Европы, начиная с 5 июля 2011 года. Соглашение распространялось на рейсы по более чем 40 европейским направлениям, обслуживаемые двумя авиакомпаниями. [ 52 ]
Генеральный директор Йоахим Хунольд ушел со своей должности 1 сентября 2011 года, и его сменил бывший генеральный директор Deutsche Bahn AG Хартмут Медорн, который временно руководил компанией до января 2013 года. [ 53 ]
В ноябре 2011 года Air Berlin и Pegasus Airlines (крупнейшая частная авиакомпания Турции) запустили Air Berlin Turkey , нацеленную на чартерный рынок между Германией и Турцией. Pegasus Airlines на 16,5% принадлежит ESAS Holding AS. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] Новая авиакомпания была присоединена к Pegasus Airlines 31 марта 2013 года. [ 57 ]
В третьем квартале 2011 года оборот компании составил 1,4 миллиарда евро, увеличившись на 11%. Однако операционная прибыль снизилась почти на 50% и составила около 97 миллионов евро. В результате были выпущены новые облигации для привлечения дополнительного капитала. [ 58 ]
В ноябре 2011 года Air Berlin приобрела оставшиеся 50,1% акций NIKI в счет погашения кредита и стала ее единственным владельцем. Название бренда было сохранено, а Ники Лауда получил должность в совете директоров Air Berlin. [ 59 ]
19 декабря 2011 года Air Berlin объявила, что авиакомпания Абу-Даби Etihad Airways увеличила свою долю в Air Berlin с 2,99% до 29,1% на сумму 73 миллиона евро, что сделало Etihad крупнейшим акционером компании. [ 60 ] Сделка принесла Air Berlin больше денег и предоставила Etihad доступ к европейской сети Air Berlin. [ 60 ]
2012–2015: Реструктуризация на фоне продолжающихся убытков
[ редактировать ]
О сотрудничестве программ для часто летающих пассажиров topbonus и Etihad Guest было объявлено в марте 2012 года. [ 61 ] В июне 2012 года сотрудничество завершилось запуском бонусных программ airberlin Business Points и Etihad Airways Business Connect для малого и среднего бизнеса . [ 62 ]
20 марта 2012 года вступление в Oneworld было официально завершено. [ 63 ] Сеть Oneworld предлагала более 800 направлений в 150 странах. [ 64 ] Одновременно авиакомпания ввела платиновый статус по программе Topbonus для часто летающих пассажиров. [ 65 ] В мае 2012 года Air Berlin представила новую структуру тарифов «Ваш тариф», включающую «Just Fly», «Fly Classic» и «FlyFlex» для рейсов с 1 июля 2012 года. [ 66 ] 11 мая 2012 года Air Berlin открыла в летнем расписании свой беспосадочный рейс, совершаемый раз в три недели, из Берлина в Лос-Анджелес, пункт назначения, который до этого обслуживался только из Дюссельдорфа. [ 67 ] 18 декабря 2012 года Air Berlin объявила, что ее программа для часто летающих пассажиров topbonus будет продана Etihad Airways; сохранится только 30-процентная доля меньшинства. [ 68 ] Air Berlin также объявила о расширении существующего соглашения о совместном использовании кодов с Etihad Airways 20 декабря 2012 года. [ 69 ]
В январе 2013 года был представлен первый Airbus A330-200 в новом бизнес-классе, который впервые позволил полностью горизонтально разместить самолет. [ 70 ] 7 января 2013 года Air Berlin назначила австрийца Вольфганга Прок-Шауэра, бывшего директора по стратегии и планированию, генеральным директором компании, заменив Хартмута Медорна. [ 71 ]
Air Berlin начала полеты между Берлином и Чикаго 23 марта 2013 года. Она отменила сезонные прямые рейсы в Лас-Вегас, Сан-Франциско и Ванкувер. [ 72 ] В марте 2013 года Air Berlin объявила о закрытии своего сезонного узла для отдыха в аэропорту Нюрнберга . Осталось всего десять круглогодичных прямых маршрутов. [ 73 ]
24 сентября 2014 года Air Berlin отменила оставшиеся 15 заказов на свои Boeing 787 , а также 18 оставшихся заказов на Boeing 737-800 в рамках своей программы реструктуризации. [ 74 ] В октябре 2014 года Luftfahrt-Bundesamt отказал Air Berlin в разрешении эксплуатировать 34 маршрута в качестве совместного использования с совладельцем Etihad из зимнего расписания 2014/2015 года, поскольку они нарушали бы двусторонние права на перевозки между Германией и ОАЭ. [ 75 ] Также в октябре 2014 года Air Berlin объявила о прекращении полетов в Пальму-де-Майорку из аэропорта Бремена и аэропорта Дортмунда , тем самым полностью отказавшись от этих двух немецких аэропортов. [ 76 ]
Air Berlin объявила о чистом убытке за 2014 год в размере 376 млн евро (убыток в 316 млн евро в 2013 году). Доходы авиакомпании в 2014 году остались на уровне 4,16 млрд евро. [ 77 ] [ 78 ]
В сентябре 2015 года Air Berlin отказалась от последних самолетов Boeing 737-700, принадлежащих компании. Остальные самолеты этого типа будут эксплуатироваться на условиях аренды с обслуживанием у TUIfly до 2019 года. Все самолеты Boeing 737-800 должны были быть сняты с производства к 2016 году, поскольку Air Berlin планирует сосредоточить свой ближне- и среднемагистральный парк на семействе Airbus A320 для сократить расходы. [ 79 ] В ноябре 2015 года Air Berlin объявила о закрытии своего хаба в аэропорту Пальма-де-Майорка , прекратив к 3 апреля 2016 года все семь внутренних маршрутов хаба в Испании. [ 80 ] [ 81 ] Несколькими днями ранее авиакомпания объявила о планах открыть к весне 2016 года рейсы из Дюссельдорфа в Бостон, Даллас/Форт-Уэрт, Сан-Франциско и Гавану. [ 82 ] Однако запланированный маршрут в Даллас/Форт-Уэрт был отменен через несколько недель из-за низкого спроса. [ 83 ] 30 декабря 2015 года административный суд Брауншвейга вынес решение в пользу Управления гражданской авиации Германии ( Luftfahrt-Bundesamt ) и против Air Berlin в отношении некоторых совместных рейсов с Etihad Airways . Совместная продажа и реклама 31 из 83 маршрутов, которые продавались обеими компаниями, были объявлены незаконными и прекращены к 15 января 2016 года, поскольку они не подпадали под действие двустороннего соглашения о воздушном сообщении между Германией и ОАЭ. Luftfahrt-Bundesamt разрешал эти полеты до тех пор, пока не было принято определенное юридическое решение. [ 84 ]
2016–2017: Реструктуризация.
[ редактировать ]В апреле 2016 года Air Berlin объявила о рекордных убытках в размере 446 миллионов евро за 2015 год; доходы авиакомпании снизились до 4,08 миллиарда евро. [ 85 ] Среди причин плохих показателей Air Berlin рассматривались: огромный долг в размере более 800 миллионов евро; неясные и быстрые изменения стратегии по маршрутам и рекламе; несколько генеральных директоров за последние годы; пятилетняя задержка строительства нового узлового аэропорта Берлин-Бранденбург ; провалились переговоры с целью получения прибыли от снижения цен на топливо и общей жесткой конкуренции в авиационной отрасли. [ 86 ] В июле 2016 года Air Berlin подтвердила, что она больше не владеет ни одним из самолетов, которыми она управляет, продав и сдав в аренду последний самолет, которым она ранее владела. [ 87 ] Несколько недель спустя стало известно, что Air Berlin и Etihad Airways вели переговоры с Lufthansa относительно приобретения последней некоторых маршрутов Air Berlin за пределами узловых аэропортов Берлина и Дюссельдорфа, а также аренды некоторого персонала и самолетов. [ 88 ] Также в июле 2016 года Air Berlin объявила об увеличении количества прямых рейсов в США с 55 до 78 в неделю в 2017 году. Помимо некоторого увеличения частоты, Лос-Анджелес и Сан-Франциско должны были обслуживаться из Берлина, а также существовавшего тогда аэропорта Дюссельдорфа. маршруты. новый маршрут Дюссельдорф- Орландо . И был объявлен [ 89 ] Через несколько дней авиакомпания объявила о введении бизнес-класса на своих ближне- и среднемагистральных рейсах. [ 90 ]
В декабре 2016 года Air Berlin объявила об уходе Стефана Пихлера бывшим главой Germanwings . Томасом Винкельманном после двух лет работы на посту генерального директора и о его замене 1 февраля [ 91 ]
Проект «Новый Air Berlin»
[ редактировать ]28 сентября 2016 года Air Berlin объявила о проекте реструктуризации нового airberlin , включающем сокращение числа направлений со 140 до 70, сосредоточение внимания на хабах в Берлине и Дюссельдорфе, а также на небольших базах в Штутгарте и Мюнхене, закрытие шести других аэропортов. баз, нацеленность на деловых путешественников, сосредоточение внимания на внутренних рейсах Германии и на рейсах в Италию, Скандинавию и Восточную Европу, расширение сети дальних рейсов и потерю до 1200 рабочих мест. [ 92 ]
Air Berlin, включая ее дочерние компании Belair и Niki , планировала сократить 40 из своего парка из 118 узкофюзеляжных самолетов, оставив Air Berlin с собственным парком из 75 самолетов. Новый парк будет состоять из 17 самолетов Airbus A330-200 для дальнемагистральных перевозок, 40 самолетов семейства Airbus A320 и 18 самолетов Bombardier Q400 для европейских маршрутов. [ 92 ] [ 93 ] Должно было быть сформировано отдельное подразделение, ориентированное на туристические направления, с 35 самолетами, возможно, работающее с партнером ( TUIfly , поскольку они уже эксплуатируют несколько самолетов для Air Berlin). предполагаемым партнером была [ 94 ] – или вообще продать. [ 92 ] Планы по аренде с обслуживанием оставшихся самолетов были реализованы после объявления в декабре 2016 года о том, что 38 самолетов Airbus A319/A320 будут сданы в аренду с обслуживанием компаниям Eurowings (33 самолета) и Austrian Airlines (пять) Lufthansa Group, начиная с февраля 2017 года, сроком на шесть лет. [ 95 ]
В октябре 2016 года Air Berlin объявила о планах закрыть четыре из семи центров технического обслуживания airberlin Technik и уволить 500 сотрудников. [ 96 ] 5 декабря 2016 года Air Berlin объявила о планах продать всю свою 49-процентную долю в своей австрийской дочерней компании Niki своему миноритарному владельцу Etihad Airways . [ 97 ] [ 98 ] Также было объявлено, что Ники возьмет на себя управление несколькими маршрутами в южноевропейские, североафриканские и турецкие направления отдыха у Air Berlin в рамках нового совместного предприятия. [ 98 ] Также в декабре 2016 года Air Berlin объявила о передаче всего своего парка из 21 самолета A321-200 компании Niki, а компания Niki о передаче всех своих 5 самолетов A319-100 и 13 самолетов A320-200 компании Air Berlin. [ 99 ] Air Berlin прекратит аренду самолетов с обслуживанием у TUIfly. [ 99 ]
В январе 2017 года Air Berlin объявила, что летом 2017 года большинство развлекательных маршрутов будут либо переведены в Ники , либо полностью отменены, а некоторые внутренние и европейские городские маршруты будут отменены, в результате чего останется немного больше, чем узловые аэропорты Берлин-Тегель и Дюссельдорф. . [ 100 ] 28 апреля 2017 года был объявлен убыток в размере -781,9 миллиона евро за 2016 год при выручке в 3,79 миллиарда евро . [ 101 ] Также в конце апреля 2017 года Air Berlin подтвердила создание Air Berlin Aeronautics GmbH , новой дочерней компании, которая должна была иметь собственную операционную лицензию (AOC), чтобы взять на себя операции по аренде с обслуживанием, выполняемые Air Berlin от имени Eurowings и Austrian Airlines . Таким образом, «настоящий» Air Berlin сосредоточится на работе под собственной торговой маркой. [ 102 ] В мае 2017 года Air Berlin объявила, что полностью купит Luftfahrtgesellschaft Walter , контрольный пакет акций которого у нее был с 2009 года. [ 103 ]
Банкротство
[ редактировать ]После того, как Etihad прекратила финансовую поддержку, 15 августа 2017 года Air Berlin начала процедуру банкротства. [ 104 ] 9 октября 2017 года Air Berlin сообщила своим сотрудникам, что прекратит все оставшиеся операции под собственными номерами рейсов AB из-за негативных финансовых прогнозов и процедуры банкротства. [ 105 ] 12 октября 2017 года Lufthansa согласилась купить 81 самолет и нанять 3000 сотрудников Air Berlin за 210 миллионов евро, взяв под свой контроль дочерние компании Niki и Luftfahrtgesellschaft Walter с общим штатом 1700 сотрудников. 24 октября 2017 года компания Berliner Zeitfracht Group подтвердила, что приобретет компанию Leisure Cargo Düsseldorf и ее 60 сотрудников. Комитет кредиторов утвердил соответствующее представление. Leisure Cargo перевозит грузовые места на пассажирских рейсах. [ 106 ] 27 октября 2017 года было объявлено, что «консорциум» услуг по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации поставщика Nayak Aircraft Services GmbH & Co. KG и Berliner Zeitfracht Group приобретет airberlin Technik, сохранив при этом более 300 сотрудников. [ 107 ]
Последний дальнемагистральный рейс из Майами в Дюссельдорф был выполнен 15 октября 2017 года. [ 108 ] 27 октября 2017 года последний рейс Air Berlin выполнил Airbus A320 D-ABNW. Он вылетел из Мюнхена в 21:36 и приземлился в Берлин-Тегеле в 22:45. [ 109 ] 28 октября 2017 года было объявлено, что EasyJet наймет 1000 сотрудников и арендует 25 самолетов Airbus A320 для рейсов из Берлина-Тегеля за 40 миллионов евро. [ 110 ]
Спустя чуть более шести лет после подачи заявления о банкротстве и прекращения всех полетов права на товарный знак Air Berlin были проданы Маркосу Росселло, отметив, что он не планирует смешивать Air Berlin с новым брендом для своего существующего Sundair . [ 111 ] [ 112 ] [ 113 ] [ 114 ]
Корпоративные дела
[ редактировать ]
Штаб-квартира авиакомпании располагалась в Центре бюро аэропорта в Шарлоттенбург-Вильмерсдорфе , Берлин . [ 115 ]
Право собственности
[ редактировать ]Акции Air Berlin PLC публично торговались на Xetra и на Франкфуртской фондовой бирже на регулируемом рынке. Торги на регулируемом неофициальном рынке происходили на биржах Берлина, Дюссельдорфа, Гамбурга, Мюнхена и Штутгарта. [ 116 ] С декабря 2011 года Etihad Airways была крупнейшим акционером Air Berlin. По состоянию на декабрь 2015 года основными акционерами (более 5%) были: [ 85 ]
Имя | Интерес |
---|---|
ПАО «Этихад Эйруэйз» | 29.21% |
ESAS Holding AS (владельцы Pegasus Airlines ) | 12.02% |
Другие акционеры | 58.77% |
Общий | 100.00 % |
Тенденции бизнеса
[ редактировать ]
Air Berlin несколько лет была убыточной. Ключевые цифры для всей группы Air Berlin (включая Niki ) за все годы работы, предшествовавшие ее закрытию, были (по состоянию на год, закончившийся 31 декабря):
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Оборот (млн евро) | 1,575 | 2,537 | 3,401 | 3,240 | 3,850 | 4,227 | 4,312 | 4,147 | 4,160 | 4,081 | 3,785 |
Чистая прибыль (млн евро) | 40.1 | 21.0 | −75.0 | −9.5 | −106.3 | −420.4 | 6.8 | −315.5 | −376.7 | −446.6 | −781.9 |
Количество сотрудников | 4,108 | 8,360 | 8,311 | 8,278 | 8,900 | 9,113 | 9,284 | 8,905 | 8,440 | 8,869 | 8,481 |
Количество пассажиров (м) | 19.7 | 27.9 | 28.6 | 27.9 | 34.9 | 35.3 | 33.3 | 31.5 | 31.7 | 30.2 | 28.9 |
Коэффициент пассажирской загрузки (%) | 75.3 | 77.3 | 78.4 | 77.5 | 76.8 | 84.5 | 83.6 | 84.9 | 83.5 | 84.2 | 84.3 |
Количество самолетов (на конец года) | 117 | 124 | 125 | 152 | 169 | 170 | 155 | 140 | 149 | 153 | 144 |
Примечания/источники | [ 117 ] | [ 118 ] | [ 119 ] | [ 120 ] | [ 121 ] | [ 122 ] | [ 123 ] | [ 124 ] | [ 77 ] | [ 85 ] | [ 125 ] |
Летная школа
[ редактировать ]Air Berlin готовит собственных пилотов с 2007 года на совместном предприятии с летной школой TFC Käufer. Обучение коммерческих пилотов длилось около 24 месяцев. Летная школа Air Berlin стала первой летной школой в Германии, получившей в феврале 2009 года лицензию на обучение от Министерства авиации Германии по новой концепции лицензии многочленного пилота. [ 126 ]
Технические услуги
[ редактировать ]У Air Berlin было собственное подразделение по техническому обслуживанию и капитальному ремонту airberlin technik с предприятиями в Берлине, Дюссельдорфе, Мюнхене, Штутгарте, Франкфурте, Гамбурге и Нюрнберге, в котором по состоянию на октябрь 2016 года работало 1300 сотрудников. [ 96 ] Технический отдел представлял собой сертифицированную организацию по техническому обслуживанию EASA Part-145, в которой работало около 1200 сотрудников, предоставляющих услуги как самолетам группы Air Berlin, так и клиентам по всей Европе. airberlin technik был признан и одобрен различными национальными органами летной годности, такими как FAA-145 США, CAA-145 Канады, EASA-145 Арубы, Федеральное управление гражданской авиации России, GCAA, Объединенные Арабские Эмираты. [ 127 ] В октябре 2016 года Air Berlin объявила, что закроет технические базы в Штутгарте, Франкфурте, Гамбурге и Нюрнберге, а также уволит 500 сотрудников из-за мер по реструктуризации. [ 96 ]
Направления
[ редактировать ]До закрытия Air Berlin летала по регулярным круглогодичным и сезонным направлениям в Европе. [ 128 ]
Соглашения о совместном использовании кодов
[ редактировать ]Air Berlin имеет совместный код со следующими авиакомпаниями: [ 129 ]
- Эйр Сербия
- Эйр Сейшелы
- airBaltic
- Алиталия
- Американские авиалинии
- Австрийские авиалинии
- Бангкокские авиалинии
- Британские авиалинии
- Болгария Эйр
- Чешские авиалинии
- Дарвин Эйрлайн
- Этихад Эйрвэйз
- Евровингс
- Финнэйр
- Флайбе
- Хайнаньские авиалинии
- Иберия
- Японские авиалинии
- Джет Эйрвэйз
- Люфтганза
- Меридиан
- Niki
- Пегасус Эйрлайнз
- Королевский иорданский
- S7 Airlines
- Шриланкийские авиалинии
- Швейцарские международные авиалинии
- Девственная Австралия
Флот
[ редактировать ]Флот при закрытии
[ редактировать ]


До закрытия парк Air Berlin состоял из следующих самолетов: [ нужна ссылка ]
Самолет | В эксплуатации | Пассажиры | Примечания | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
С | В | Да+ | И | Общий | |||
Аэробус А319-100 | 11 | 4 | — | — | 146 | 150 | Сдан в аренду компании Eurowings . |
Аэробус А320-200 | 64 | — | — | — | 165 | 165 | 21 сдан в аренду Eurowings . |
4 | — | — | 176 | 180 | |||
Аэробус А330-200 | 17 | 19 | — | — | 271 | 290 | |
Бомбардье Дэш 8 Q400 | 20 | 3 | — | — | 70 | 73 | Управляется LGW . |
Общий | 112 |
Исторический флот
[ редактировать ]За 40 лет своей работы Air Berlin эксплуатировала следующие типы самолетов: [ 130 ]
Самолет | Общий | Представлено | Ушедший на пенсию | Примечания |
---|---|---|---|---|
Аэробус А319-100 | 21 | 2006 | 2017 | Эксплуатировался в компании Eurowings . |
Аэробус А320-200 | 117 | 2005 | 2017 | 10 приобретено у LTU . 17 работали в Eurowings . 4 выполнялись авиакомпанией Austrian Airlines . 27 куплено Lufthansa . 25 перешли в easyJet . |
Аэробус А321-200 | 23 | 2008 | 2017 | 4 приобретено у LTU . |
Аэробус А330-200 | 17 | 2008 | 2017 | 8 приобретен у LTU . 6 арендовано авиакомпанией Malaysia Airlines . 10 продано другим авиакомпаниям. 1 хранится в LDE. |
Аэробус А330-300 | 3 | 2008 | 2013 | Приобретено в ЛТУ . |
Британский аэрокосмический самолет BAe 146-200 | 3 | 2003 | 2004 | |
Боинг 707-123 | 1 | 1980 | 1980 | Обслуживается авиакомпанией Air Berlin USA. |
Боинг 707-321 | 1 | 1981 | 1981 | |
Боинг 707-331 | 3 | 1979 | 1981 | |
Боинг 737-200 | 5 | 1980 | 1986 | Обслуживается авиакомпанией Air Berlin USA. |
Боинг 737-300 | 1 | 1986 | 1990 | Обслуживается авиакомпанией Air Berlin USA. |
10 | 2007 | 2010 | Управляется Германией . | |
Боинг 737-400 | 13 | 1990 | 2007 | |
Боинг 737-700 | 32 | 2003 | 2017 | Выполняется авиакомпанией TUI Fly Deutschland . |
Боинг 737-800 | 100 | 1998 | 2017 | Последний оставшийся действующий флот принадлежал авиакомпании TUI Fly Deutschland . |
Бомбардье Дэш 8 Q400 | 20 | 2008 | 2017 | Управляется LGW . |
Эмбраер 190 | 3 | 2013 | 2013 | Переведенные из Ники и впоследствии возвращенные, эксплуатировались LGW . |
Фоккер 100 | 18 | 2004 | 2010 | |
Общий | 391 |
Услуги
[ редактировать ]Кабины самолетов
[ редактировать ]

Дальнемагистральные рейсы
[ редактировать ]В дальнемагистральных самолетах Air Berlin были секции бизнес- и эконом-класса. В начале 2012 года Air Berlin приступила к обновлению своего дальнемагистрального салона, оснастив как эконом-, так и бизнес-класс новыми креслами и новой бортовой развлекательной системой. В бизнес-классе были предусмотрены полностью автоматические сиденья с возможностью наклона до 170 градусов, а также версия с защитой от тромбоза и регулируемым подголовником, а в эконом-классе было больше места для ног и более узкая спинка. Все места оснащены 8,9-дюймовым монитором с сенсорным экраном и предлагают фильмы, сериалы, музыку, аудиокниги и игры. [ 131 ] В январе 2013 года авиакомпания вновь представила новый бизнес-класс, пришедший на смену введенному годом ранее. В новом бизнес-классе были одноместные сиденья, что предлагало путешественникам еще большую конфиденциальность. Новые сиденья имели функцию полного горизонтального положения, функцию массажа и 15-дюймовый монитор. [ 70 ]
Ближне- и среднемагистральные рейсы
[ редактировать ]Бизнес-класс не предлагался на ближне- и среднемагистральных рейсах до тех пор, пока Air Berlin не объявила о его введении в августе 2016 года. Все ближне- и среднемагистральные самолеты начали использовать бизнес-класс в первом ряду с расширенными услугами, включая пустое среднее сиденье. [ 90 ]
Пассажирские перевозки
[ редактировать ]В отличие от европейских бюджетных перевозчиков, Air Berlin до сентября 2016 года предлагала бесплатные закуски и напитки в полете. [ 132 ] Газеты и журналы были доступны на внутренних рейсах Германии. [ 133 ] Полноценное горячее питание было бесплатным на дальнемагистральных рейсах. На всех маршрутах Air Berlin с продолжительностью полета 60 минут и более предлагались изысканные блюда, которые, по утверждению авиакомпании, были созданы поварами «Сансибара», известного ресторана на острове Зильт . Авиакомпания также предлагала развлечения в полете, выделенные места и гарантированные стыковки рейсов. [ 134 ] Базовые тарифы Air Berlin были невозвратными и не подлежащими изменению, поэтому неиспользованные рейсы были полной потерей для покупателя.
Программа для часто летающих пассажиров
[ редактировать ]Air Berlin Программа для часто летающих пассажиров называлась topbonus . Баллы, известные как мили, можно накапливать за рейсы, выполняемые Air Berlin, Niki, авиакомпаниями-партнерами Oneworld и некоторыми другими авиакомпаниями. Накопленные мили можно обменять на премиальные полеты или на повышение класса обслуживания до бизнес-класса. Помимо карты начального уровня «topbonus Card Classic», существовали карты со статусом Silver, Gold и Platinum, соответствующие статусам Oneworld Ruby, Sapphire и Emerald. Также были доступны сервисная карта и кредитная карта, за которую взималась плата.
Etihad приобрела 70% акций topbonus за 184 миллиона евро в 2012 году. После банкротства Air Berlin 25 августа 2017 года topbonus также подала заявление о неплатежеспособности. [ 135 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- Примечания
Цитаты
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стратегия и бизнес-модель Air Berlin . Air Berlin, получено 19 января 2011 года. Архивировано 13 августа 2012 года на Wayback Machine.
- ^ « Карта подхода. Архивировано 18 октября 2014 года в Wayback Machine ». Эйр Берлин. Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ «Air Berlin объявляет о банкротстве – Федеральное правительство предоставляет кредит – WELT» . МИР (на немецком языке). 15 августа 2017 г. Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ Welle (www.dw.com), Deutsche. «Последний рейс Air Berlin из Мюнхена в Берлин растопил сердца | DW | 27.10.2017» . DW.COM . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ «Эйр Берлин США B737-200» .
- ^ Jump up to: а б с д «Мировой каталог авиакомпаний: Air Berlin USA» . Международный рейс : 272. 26 июля 1980 г. Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Всемирный справочник авиакомпаний: Air Berlin» . Flight International : 49. 27 марта 1991 г. Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Когда Air Berlin была стартапом» . Der Tagesspiegel (на немецком языке): 24. 30 октября 2016 г. Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ Airways (мешок для почты, Мортен С. Бейер, 1922–2010 ), Vol. 17, № 12, с. 61, Airways International Inc., Сэндпойнт, февраль 2011 г.
- ^ Бейер, Мортен С. Летя выше: The Rosen Boys / Reorganizing Modern Air , 2009, стр. 180–182.
- ^ «Современный президент авиации» . Международный рейс : 80. 21 января 1971 года . Проверено 18 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Всемирный справочник авиакомпаний: Air Berlin» . Международный рейс : 1332. 28 апреля 1979 года . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «В мир из Берлина: история airberlin в двух словах» . Эйр Берлин. Архивировано из оригинала 30 мая 2013 года . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ «Расписание авиакомпании Air Berlin USA на 1981 год» . Эйр Берлин США . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ «Мировой каталог авиакомпаний: Air Berlin USA» . Международный рейс : 1395. 16 мая 1981 года . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Подробности и история флота Air Berlin USA» . planespotters.net. Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ «Изображения расписания авиакомпаний» . www.timetableimages.com .
- ^ «Всемирный справочник авиакомпаний: Air Berlin» . Международный рейс : 813. 31 марта 1984 года . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ «Всемирный справочник авиакомпаний: Air Berlin» . Международный рейс : 44. 1 апреля 1989 г. Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ «Всемирный справочник авиакомпаний: Air Berlin» . Международный рейс : 49–50. 14 марта 1990 года . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ «Всемирный справочник авиакомпаний: Air Berlin» . Международный рейс : 38. 25 марта 1992 г. Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ «Air Berlin рассматривает возможность приобретения дополнительных самолетов 737» . Международный рейс : 10. 20 мая 1992 года . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ «Всемирный справочник авиакомпаний: Air Berlin» . Flight International : 42. 24 марта 1999 г. Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ Шпет, Андреас (22 мая 2001 г.). «Винглеты: новые советы по экономии топлива» . Зеркало онлайн . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Air Berlin сохраняет 737-е для расширения направления низких тарифов» . Международный рейс : 10. 22 октября 2002 г. Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Сектор дешевых тарифов в Германии расширяется» . Международный рейс : 11. 17 сентября 2002 г. Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ [1] Архивировано 21 мая 2014 г. в финансовых отчетах Wayback Machine за 2003–2005 гг. - см. Стр. 10.
- ^ [2] Немецкие компании бегут в Великобританию.
- ^ Кьетланд, Рагнхильд (5 мая 2006 г.). «Air Berlin снижает ценовой диапазон IPO до 11,50–14,50 евро/шр против 15,00–17,50» . Форбс . Архивировано из оригинала 4 августа 2011 года.
- ^ «Air Berlin разрешено взять на себя управление DBA» . Журнал Manager ( de ) (на немецком языке). 6 сентября 2009 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ «Курс роста: Air Berlin заказывает 60 самолетов Boeing» . Spiegel Online (на немецком языке). 28 ноября 2011 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ «Boeing и Air Berlin объявляют о заказе 25 787 Dreamliners» . Боинг. 7 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2012 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Дэвид Камински-Морроу (3 апреля 2007 г.). «Переезд Air Berlin LTU обусловлен доступом к Дюссельдорфу» . Рейс Интернешнл . п. 9.
- ^ «Поглощения: Air Berlin захватывает Condor» . Spiegel Online (на немецком языке). 20 сентября 2007 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ Airways (Кубейн, Р., Два лица Air Berlin), Vol. 17, № 9, стр. 35, Airways International Inc., Сэндпойнт, ноябрь 2010 г.
- ↑ Журнал Air Berlin. Архивировано 21 октября 2020 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ↑ Vilaweb, 5 июня 2008 г. Архивировано 7 июня 2008 г. в Wayback Machine (на каталанском языке).
- ↑ Vilaweb, 6 июня 2008 г. Архивировано 8 июня 2008 г. в Wayback Machine (на каталонском языке).
- ^ Новости делового финансирования – новости валютного рынка – онлайн-валютные рынки Великобритании – финансовые новости – Interactive Investor , Iii.co.uk, дата обращения 15 декабря 2010 г.
- ^ «ЭйрБерлин» . Архивировано из оригинала 10 января 2014 года . Проверено 19 марта 2013 г. . Пресс-релиз Air-Berlin, 7 октября 2009 г.
- ^ «TUI Travel PLC и Air Berlin заключают стратегический альянс для своего немецкого авиационного бизнеса» (на немецком языке). Airberlin.com. 18 августа 2013 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ «Информация Air Berlin о переходе на маршруты TUIfly. Получено 31 октября 2009 г.» . Airberlin.com. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ «ESAS Holding AS приобретает 15 процентов акций Air Berlin PLC» . Airberlin.com. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ↑ Дуэт Infernale, 2 июля 2009 г.
- ^ «Air Berlin расширяет сотрудничество с S7 Airlines по код-шерингу» . Airberlin.com. 31 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 г. Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Air Berlin PLC / Завершено увеличение доли участия в Niki с 24% до 49,9%.
- ^ «Air Berlin присоединяется к альянсу oneworld» . Сиэтлский пост-разведчик . 26 июля 2010 г. Проверено 26 июля 2010 г.
- ^ «Air Berlin заключает соглашения о код-шеринге с American Airlines и Finnair после присоединения к oneworld» . Airberlin.com. 27 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ «Следуй за мной, развлечение: совместный взлет airberlin и кик-медиа» (на немецком языке). Airberlin.com. 9 сентября 2010 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ «Успешная интеграция LTU» . Эйр Берлин. 31 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 10 января 2014 г. Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ «Airberlin все больше внимания уделяет Дюссельдорфу» . Эйр Берлин. 13 апреля 2011 года . Проверено 18 августа 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Airberlin и British Airways: соглашение о совместном использовании кодов с июля» . Эйр Берлин. 15 июня 2011 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ «Медорн уходит с поста главы Air Berlin» . Зеркало (на немецком языке). 7 января 2013 г.
- ^ Профиль компании Cortal на cortalconsors.de .
- ↑ Air Berlin и Pegasus с новым продуктом. Архивировано 21 сентября 2011 г. в Wayback Machine на сайте авиалайнеров.de 25 августа 2011 г.
- ^ «Турецкий холдинг ESAS планирует нового чартерного провайдера» (на немецком языке). aero.de. 26 августа 2011 г.
- ^ «Подробности и история флота Air Berlin в Турции» . www.planespotters.net . Архивировано из оригинала 30 октября 2011 года.
- ^ «Air Berlin weiter im Sinkflug» (на немецком языке). airliners.de. 26 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 30 января 2012 года . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ «Air Berlin полностью берет на себя управление Ники» . airliners.de. 8 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 23 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Die Folgen des Etihad-Berlin-Deals» (на немецком языке). ftd.de. 19 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 7 января 2012 г.
- ↑ Пресс-релиз Air-Berlin , 16 января 2012 г.
- ^ «airberlin Press – Etihad Airways и airberlin объединяются для поощрения малого и среднего бизнеса» . www.airberlingroup.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ «Air Berlin tritt Oneworld bei» (на немецком языке). airliners.de. 20 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 г. . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ «airberlin press – airberlin является членом альянса oneworld» . www.airberlingroup.com .
- ^ «airberlin press – airberlin расширяет программу для часто летающих пассажиров» . www.airberlingroup.com .
- ^ «airberlin press – airberlin: Новая структура тарифов «YourFare»» . www.airberlingroup.com .
- ^ «airberlin press – Летайте в Голливуд с airberlin: Берлин – Лос-Анджелес три раза в неделю» . www.airberlingroup.com .
- ^ «airberlin press – программа topbonus, предлагающая новые возможности для клиентов и бизнеса, одновременно улучшая финансовые результаты 2012 года» . www.airberlingroup.com . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ «airberlin press – airberlin и Etihad Airways расширяют код-шеринг» . www.airberlingroup.com . Архивировано из оригинала 31 января 2013 года . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «airberlin press – новый бизнес-класс airberlin» . www.airberlingroup.com .
- ^ «Пресс-служба airberlin: Вольфганг Прок-Шауэр станет новым генеральным директором airberlin» . www.airberlingroup.com . Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ «airberlin press – обратный отсчет airberlin: первый рейс Берлин-Чикаго вылетит через 111 дней» . www.airberlingroup.com . Архивировано из оригинала 16 августа 2017 года . Проверено 27 марта 2013 г.
- ^ «Air Berlin закрывает туристический центр в Нюрнберге» . airliners.de. 28 марта 2013 года . Проверено 30 июня 2013 г.
- ^ «Air Berlin отменяет заказы на Boeing» . Проверено 22 августа 2016 г.
- ^ «Air Berlin подаст в суд на LBA из-за отказа в совместном использовании кодов Etihad» .
- ^ «Air Berlin: уход из Дортмунда» . Евро Бизнес Коммуникация Верлаг ГмбХ. 7 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Годовой отчет 2014» . Апрель 2014. Архивировано из оригинала 26 апреля 2015 года . Проверено 16 мая 2015 г.
- ^ ГмбХ, ФВВ Медиен. «Air Berlin: впереди реструктуризация после рекордного убытка» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2015 года.
- ^ aero.de - «Air Berlin отказывается от последнего собственного самолета 737-700» (немецкий) 28 сентября 2015 г.
- ^ mallorcazeitung.es - Air Berlin отказывается от узла на Майорке («Air Berlin отказывается от узла на Майорке») (немецкий язык), 16 ноября 2015 г.
- ^ авиалайнеры.de - «Air Berlin закрывает хаб на Майорке» (немецкий) 18 ноября 2015 г.
- ^ aero.de - Пихлер: Air Berlin находится на пути к тому, чтобы стать сетевой авиакомпанией («Пихлер: Air Berlin становится сетевой авиакомпанией») (немецкий) 11 ноября 2015 г.
- ^ aero.de - «Air Berlin отменяет маршрут в Даллас» (немецкий) 28 января 2016 г.
- ^ aero.de - Суд продолжает запрещать совместные полеты Air Berlin («суд запрещает совместные полеты Air Berlin») (немецкий) 30 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Годовой отчет 2015» . Апрель 2015. Архивировано из оригинала 1 июля 2016 года . Проверено 4 мая 2016 г.
- ^ spiegel.de - «В Air Berlin кончился воздух» (немецкий), 11 мая 2016 г.
- ^ «Air Berlin обслуживает только арендованные самолеты» (на немецком языке). aero.de. 10 июля 2016 г.
- ^ «Etihad видит хорошие шансы на частичную продажу Air Berlin авиакомпании Lufthansa» (на немецком языке). aero.de. 20 июля 2016 г.
- ^ aero.de - «Air Berlin летом 2017 г. значительно увеличит количество рейсов в США» (немецкий) 2 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б airliners.de – «Air Berlin вводит бизнес-класс на ближне- и среднемагистральных рейсах» (немецкий) 5 августа 2016 г.
- ^ «Air Berlin назначает нового генерального директора после реструктуризации» . Рейтер . 18 декабря 2016 года . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Новый airberlin; презентация аналитика» (PDF) . Эйрберлин. Архивировано из оригинала (PDF) 1 октября 2016 года . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ «Air Berlin подтверждает планы Lufthansa Group по лизингу; сокращение рабочих мест» .
- ^ «Air Berlin до разделения на Lufthansa и Tuifly» . 26 сентября 2016 г.
- ^ Хофманн, Курт (16 декабря 2016 г.). «Lufthansa и Etihad завершили совместную аренду 38 самолетов Airberlin с обслуживанием» . Мир воздушного транспорта . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б с rbb-online.de – «Air Berlin хочет уволить почти 500 сотрудников по всей стране» (немецкий) 14 октября 2016 г.
- ^ aero.de - «Air Berlin разделяет флот Ники и A321» (немецкий) 5 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б austrianaviation.net – «Завершено: Air Berlin продает Ники Etihad» (немецкий) 5 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Air Berlin продаст долю Ники компании Etihad (5 декабря 2016 г.)» . ч-авиация . Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ «Новая маршрутная сеть airberlin – airberlin.com» . Flights.airberlin.com . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 26 февраля 2017 г.
- ^ «Информация airberlin IR о результатах за 2016 финансовый год и первый квартал 2017 года» . ir.airberlin.com. 28 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2017 года . Проверено 28 апреля 2017 г.
- ^ austrianaviation.net - «Air Berlin Aeronautics берет на себя аренду EW / OS» (немецкий) 30 апреля 2017 г.
- ^ austrianaviation.net - «Air Berlin приобретает Flugzeuggesellschaft Walter» (немецкий) 25 мая 2017 г.
- ^ «Air Berlin подает заявление о банкротстве, поскольку Etihad прекращает финансирование» . Блумберг . 15 августа 2017 года . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ aero.de - «Air Berlin начинает снижение» (немецкий), 9 октября 2017 г.
- ^ [3] Последняя попытка спасательной компании в Air Berlin, 24 октября 2017 г.
- ^ «Немецкий консорциум приобретает airberlin Technik» . 27 октября 2017 г.
- ^ «Пилот Air Berlin расследуется по факту жужжания диспетчерской вышки в знак прощания с обанкротившейся авиакомпанией» . Глобальные новости . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Маккалеб, Дэвид (27 октября 2017 г.). «Пилот последнего рейса Air Berlin: «Круга почета не будет» » . БЗ Берлин (на немецком языке) . Проверено 6 ноября 2017 г.
- ^ «easyJet приобретает части Air Berlin для расширения своей деятельности в Германии» . 27 октября 2017 г.
- ^ Орбан, Андре (16 августа 2023 г.). «Торговая марка Air Berlin была продана владельцу Sundair» . Aviation24.be . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ Эде, Эндрю (17 августа 2023 г.). «Возвращение авиакомпании номер один в Пальме?» . Ежедневный бюллетень Майорки . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ «Продажа бренда: основатель Sundair покупает права на Air Berlin» . www.fvw.de. Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ Эйзелин, Стефан (15 августа 2023 г.). «У бренда Air Berlin новый владелец» . аэроТЕЛЕГРАФ (на швейцарско-верхненемецком языке) . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ « Карта подхода. Архивировано 18 октября 2014 года в Wayback Machine » ( Архив ). Эйр Берлин. Проверено 5 мая 2010 года. На изображении изображено название «Центр бюро аэропорта».
- ^ «Годовой отчет Air Berlin за 2013 год» (PDF) . 31 августа 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 мая 2014 г. . Проверено 30 сентября 2014 г.
- ^ «Годовой отчет 2006» . Январь 2007 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2013 г. Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «Годовой отчет 2007» . Январь 2008 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2013 г. Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «Годовой отчет 2008» . Январь 2009 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2013 г. Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «Годовой отчет 2009» . Январь 2010 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2013 г. Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «Годовой отчет 2010» . Январь 2011. Архивировано из оригинала 15 марта 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «Годовой отчет 2011» . Январь 2012. Архивировано из оригинала 15 марта 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «Годовой отчет 2012» . Январь 2013. Архивировано из оригинала 14 марта 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «Годовой отчет 2013» (PDF) . Апрель 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 мая 2014 г. . Проверено 20 мая 2014 г.
- ^ «Пресс-релиз: В целом стабильное развитие коэффициента загрузки в 2016 году» . 5 января 2017 года. Архивировано из оригинала 24 апреля 2017 года . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ Летная школа airberlin .
- ^ техник airberlin . Архивировано 19 января 2012 года в Wayback Machine.
- ^ airberlin.com - План полета. Архивировано 25 марта 2017 г. на Wayback Machine , получено 24 марта 2017 г.
- ^ «Профиль на airberlin» . КАПА . Центр авиации. Архивировано из оригинала 1 ноября 2016 года . Проверено 1 ноября 2016 г.
- ^ «Исторический список флота Air Berlin на сайте airfleets.net. Проверено 18 апреля 2011 г.» . Airfleets.net . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ «airberlin Press – В центре внимания пассажиров: инициатива airberlin по обеспечению комфорта на дальнемагистральных рейсах» . www.airberlingroup.com .
- ^ mbH, издательство СТАНДАРТ. «Air Berlin отменяет бесплатные закуски и напитки» .
- ^ «Эконом-класс на ближне- и среднемагистральных рейсах — airberlin.com» . www.airberlin.com . Архивировано из оригинала 5 января 2017 года . Проверено 4 января 2017 г.
- ^ «Сервис Air Berlin на борту» . Эйр Берлин. Архивировано из оригинала 28 августа 2012 года . Проверено 19 января 2011 г.
- ^ Брайан, Виктория (25 августа 2017 г.). «Файлы программы для часто летающих пассажиров Air Berlin о неплатежеспособности» . Рейтер . Проверено 3 сентября 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Компания аэропорта Берлина - буклет с ежемесячным расписанием аэропортов Берлин-Темпельхоф и Берлин-Тегель, несколько выпусков (только издание на немецком языке), 1968–1992 гг . Западный Берлин, Германия: Компания аэропорта Берлина.
- «Флайт Интернешнл». Flight International — Маркетинговые истории . Саттон, Великобритания: Reed Business Information. ISSN 0015-3710 . (различные выпуски задним числом, касающиеся Air Berlin, 1979–2007 гг.)
- «Airways — глобальный обзор коммерческих рейсов (Два лица Air Berlin), стр. 30–35». Airways: глобальный обзор коммерческих рейсов . 17, 9. Сандпойнт, Айдахо, США: Airways International Inc., ноябрь 2010 г. ISSN 1074-4320 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Air Berlin, на Викискладе?
- Официальный сайт
- Официальная информация Air Berlin о своем банкротстве (на немецком и английском языках)
- Эйр Берлин
- Американские компании, основанные в 1978 году.
- Американские компании прекратили свое существование в 1990 году.
- Немецкие компании, основанные в 1991 году.
- Немецкие компании, ликвидированные в 2017 году
- Несуществующие авиакомпании США
- Несуществующие авиакомпании Германии
- Авиакомпании, основанные в 1978 году.
- Авиакомпании прекратили свое существование в 1990 году.
- Авиакомпании созданы в 1991 году.
- Авиакомпании ликвидированы в 2017 году.
- 1978 заведений в США
- 1978 г. заведения в Западной Германии
- Закрытие 1990 года в США
- 1991 г. заведения в Германии
- Прекращение деятельности в 2017 году в Германии
- Компании, базирующиеся в Берлине
- Немецкие бренды
- Авиация в Берлине
- Европейская ассоциация авиакомпаний с низкими тарифами
- Бывшие участники Oneworld
- Партнеры Etihad Airways