Столкновение в воздухе в Загребе, 1976 г.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
![]() Цифровое произведение искусства, изображающее столкновение в воздухе | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 10 сентября 1976 г. |
Краткое содержание | Столкновение в воздухе |
Сайт | Рядом с Загребом , Хорватия , СФР Югославия. 45°53′33″ с.ш. 16°18′38″ в.д. / 45,89250° с.ш. 16,31056° в.д. |
Всего погибших | 176 |
Всего выживших | 0 (изначально 2) |
Первый самолет | |
![]() G-AWZT, Hawker Siddeley Trident 3B, попавший в столкновение | |
Тип | Хоукер Сиддели Трайдент 3B |
Оператор | Британские авиалинии |
Номер рейса ИАТА. | ВА476 |
Номер рейса ИКАО. | БЕА476 |
Позывной | БИЛАЙН 476 |
Регистрация | G-AWZT [ 1 ] |
Начало рейса | Аэропорт Хитроу Лондон , Великобритания |
Место назначения | Международный аэропорт Йешилкёй Стамбул , Турция |
Оккупанты | 63 |
Пассажиры | 54 |
Экипаж | 9 |
Погибшие | 63 |
Выжившие | 0 |
Второй самолет | |
![]() YU-AJR, McDonnell Douglas DC-9-32, попавший в аварию. | |
Тип | Макдоннелл Дуглас DC-9-32 |
Оператор | Инекс-Адриа Авиопромет |
Номер рейса ИАТА. | JP550 |
Номер рейса ИКАО. | АДР550 |
Позывной | АДРИА 550 |
Регистрация | Ю-АЖР |
Начало рейса | Аэропорт Сплит Сплит , СР Хорватия , Югославия |
Место назначения | Кёльн Бонн аэропорт Кёльн , Западная Германия |
Оккупанты | 113 |
Пассажиры | 108 |
Экипаж | 5 |
Погибшие | 113 |
Выжившие | 0 |

произошло Столкновение в воздухе в Загребе в 1976 году 10 сентября 1976 года, когда British Airways рейс 476 , самолет Hawker Siddeley Trident, следовавший из Лондона в Стамбул , столкнулся в воздухе с авиакомпании Inex-Adria Aviopromet рейсом 550 , самолетом McDonnell Douglas DC-9 . маршрут из Сплита , СФР Югославия , в Кёльн , Западная Германия , недалеко от Загреба в современной Хорватии. Столкновение стало результатом процедурной ошибки со стороны авиадиспетчеров Загреба.
Все 176 человек, находившиеся на борту двух самолетов, погибли. [ 2 ] : 8 [ 3 ] : 5–6 [ 4 ] [ 5 ] что сделало это самым смертоносным столкновением в воздухе в мире на тот момент. [ 6 ] Это остается самой смертоносной авиакатастрофой в истории Югославии и Хорватии. [ 7 ] [ 8 ] Это также единственная авария British Airways, в которой погибли люди.
Рейсы
[ редактировать ]British Airways Рейс 476 вылетел из лондонского аэропорта Хитроу в стамбульский аэропорт Ататюрк в 08:32 UTC под номером BA476 с пятьдесят четырьмя пассажирами на борту и экипажем из девяти человек. [ 3 ] : 1 За штурвалом Hawker Siddeley Trident находился опытный капитан Деннис Танн (1932 г.р.), налет которого к моменту катастрофы составил 10 781 час . Ему помогали первый помощник Брайан Хелм и бортинженер Мартин Флинт. [ 3 ] : 6–8
Inex-Adria Рейс 550 вылетел из аэропорта Сплита в 09:48 UTC и направился в аэропорт Кельн-Бонн рейсом JP550. На борту находились 108 пассажиров, в основном немецкие отдыхающие, возвращавшиеся домой после отпуска на побережье Далмации , а также экипаж из пяти человек. [ 3 ] : 2 За штурвалом сидели капитан Йоже Крумпак (1925 г.р.), опытный пилот с налетом 10 157 часов, и первый помощник Душан Ивануш. [ 7 ] [ 3 ] : 10–11 Inex-Adria — чартерная авиакомпания, базирующаяся в Социалистической Республике Словении , самой северной из республик, входящих в состав СФР Югославии . [ нужна ссылка ]
Оба полета прошли без происшествий, пока не приблизились к загребскому VOR . [ нужна ссылка ]
Управление воздушным движением
[ редактировать ]В середине 1970-х годов загребский регион управления воздушным движением был одним из самых загруженных в Европе, несмотря на серьезную нехватку персонала и плохое оснащение. [ 9 ] : 26 Загребский VOR был отправной точкой для ряда перегруженных авиалиний между Северной Европой и Юго-Восточной Европой, Ближним Востоком и за ее пределами. [ 10 ] Воздушное пространство было разделено на три сектора по высоте: нижний сектор ниже 25 000 футов (7600 м), средний сектор от 25 000 до 31 000 футов (7 600–9 400 м) и верхний сектор выше 31 000 футов (9 400 м). [ 3 ] : 27–29
Несчастный случай
[ редактировать ]![]() | этого раздела Тон или стиль могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Май 2024 г. ) |
Войдя в воздушное пространство Югославии из Австрии, BA476 установил радиосвязь с диспетчером верхнего сектора РДЦ Загреба Градимиром Тасичем в 10:04:12 UTC, сообщив ему, что они находятся на эшелоне полета 330 (33 000 футов; 10 050 м) и ожидают достижения Загреб ВОР в 10:14. Диспетчер ответил, проинструктировав их выбрать код транспондера 2312 и снова позвонить при достижении VOR: [ 3 ] : 1
10:04:12 | ВА476 | Загреб, Билайн 476, доброе утро. |
Загреб | Билайн 476, доброе утро, продолжайте. | |
10:04:19 | ВА476 | Эр, 476, находится в Клагенфурте на 02,330 и оценивает Загреб на четверть. |
10:04:27 | Загреб | Билайн 476, Роджер, позвони мне, пролетаю Загреб, эшелон полета 330, Сквок Альфа 2312. |
10:04:40 | ВА476 | Наступает 2312. |
Это была последняя связь с самолетом «Трайдент» перед катастрофой. [ 3 ] : 1
Примерно в то же время JP550 связался с диспетчером среднего сектора Бояном Эрьявецом и попросил повысить эшелон полета ; самолет находился на эшелоне полета 260 (приблизительно 26 000 футов (7 900 м)). Эшелоны FL280 (28 000 футов (8 500 м)) и FL310 (31 000 футов (9 400 м)) были недоступны, поэтому Эрьявец проинформировал JP550 о ситуации и предложил эшелон полета 350 (приблизительно 35 000 футов (11 000 м)), который пилоты приняли. Чтобы получить разрешение на более высокий уровень, необходимо было получить разрешение контролера верхнего сектора. Эрьявец махнул рукой, чтобы привлечь внимание Тасича, но Тасич (который работал в верхнем секторе самостоятельно, поскольку его коллега Младен Хохбергер отправился на поиски Ненада Тепеша, замены Тасича, который опаздывал) был слишком занят, чтобы его можно было отвлекать. . Затем диспетчеру среднего сектора Градимиру Пелину было поручено скоординировать подъем DC-9 с Тасичем. [ нужна ссылка ]
JP550 По словам Пелина, он подошел к консоли верхнего сектора, на которой была полоса хода полета . Он спросил Тасича, сможет ли DC-9 подняться на эшелон FL350. Тасич взял полосу у Пелина и посмотрел на нее, затем спросил, где сейчас находится самолет. Затем Пелин указал на точку на экране, приближающуюся к Костайнице . Тасич ответил: «Да, он может подняться». Затем Пелин заметил на экране самолет, летевший со стороны Метлики , и спросил об этом Тасича, который сказал: «Подожди, пока они пересекутся». Пелин обратился к экрану среднего сектора, чтобы убедиться, что он правильно опознал DC-9 на экране верхнего сектора. Затем он вернулся к Тасичу, и они оба наблюдали, как цели пролетают мимо друг друга, после чего Тасич разрешил JP550 подняться. Затем Пелин позвал Эрьявека и сказал: «Да, поднимитесь на него». Получив одобрение от Пелина, Эрьявец приказал DC-9 подняться на эшелон FL350. Это было в 10:07:40. [ нужна ссылка ]
В 10:12:03 JP550 позвонил диспетчеру среднего сектора Загреба, чтобы сообщить им, что самолет вышел за пределы эшелона полета 310. Последние инструкции, данные Эрьявецом JP550, заключались в том, чтобы позвонить диспетчеру верхнего сектора на частоте 134,45 МГц и остановиться. прокричать назначенный код крика . Дав команду JP550 перейти в режим ожидания, Эрьявек просто выпустил код, выделенный для среднего сектора. Тег данных DC-9 теперь исчезнет с его экрана, и самолет станет просто точкой среди многих других. Если бы все в этой передаче прошло нормально, DC-9 получил бы новый код при первом контакте с диспетчером верхнего сектора и был бы точно идентифицирован на экране верхнего сектора с указанием номера рейса и показания высоты. Но это не была нормальная передача из-за плохой координации набора высоты. Кроме того, Тасич был занят другим трафиком, и JP550 не сразу связался с диспетчером верхнего сектора. Это могло произойти из-за того, что частота была занята, но пилоты также могли задержать вызов по какой-то неизвестной причине. [ нужна ссылка ]
К тому времени, когда JP550 связался с диспетчером верхнего сектора в 10:14:04, он достиг VOR Загреба и уже преодолевал эшелон полета 325 (приблизительно 32 500 футов (9 900 м)). Диспетчер тут же запросил подтверждение эшелона самолета: [ 3 ] : 4
10:14:04 | JP550 | Добрый день ["Добрый день"] Загреб, Адрия 550. |
10:14:07 | Загреб | Adria 550, Загреб, добрый день , вперед. |
10:14:10 | JP550 | 325 пересекает Загреб в час четыре. |
10:14:14 | Загреб | Каков ваш нынешний уровень? |
10:14:17 | JP550 | 327. |
Осознав неминуемую опасность столкновения, Тасич приказал JP550 прекратить набор высоты. При этом он вернулся к своему родному сербско-хорватскому языку вопреки правилам. [ 3 ] : 30 Это означало, что у самолета British Airways, даже если бы они подслушали этот разговор, было бы очень мало шансов осознать собственную неминуемую опасность. [ нужна ссылка ] Последняя отчаянная попытка диспетчера предотвратить катастрофу превратила то, что было бы почти промахом, в столкновение, которое он пытался предотвратить. [ нужна ссылка ] К тому времени, когда JP550 выровнялся, он находился на эшелоне полета 330 (приблизительно 33 000 футов (10 000 м)), точно на том же уровне, что и BA476: [ 3 ] : 4
10:14:22 | Загреб | [заикается] ... э-э... удерживайте текущую высоту и доложите о прохождении Загреба ["э-э... удерживайте текущую высоту и доложите о прохождении Загреба"]. |
10:14:27 | JP550 | На какой высоте? ["На какой высоте?"] |
10:14:29 | Загреб | На койой сте сада у пенжанджу ер... э... имате авион пред вама на... [не связно] 335 са лев на десно. ["Высота, на которую вы поднимаетесь, потому что... э-э... перед вами самолет на... [неразборчиво] 335 слева направо."] |
10:14:38 | JP550 | ОК, остаёмся точно 330 . ["Хорошо, мы останемся ровно на 330".] |
Столкновение в воздухе произошло в 10:14:41 . [ 3 ] : 1 Полминуты спустя Тасич попытался позвонить в BA476 и поручить ему сообщить о прохождении следующей путевой точки в Нашице , но ему ответил другой рейс: [ нужна ссылка ]
10:15:06 | Загреб | Билайн 476, Загреб... сообщите о прохождении Насице. |
10:15:12 | BE778 | Beatours 778, вы звонили...? |
10:15:14 | Загреб | Отрицательный. |
Тасич продолжал звонить на BA476 и JP550, игнорируя звонки других самолетов, но безуспешно: [ нужна ссылка ]
10:15:50 | Загреб | Адриа 550, Загреб... |
10:16:00 | Загреб | Адриа 550, Загреб... |
10:16:14 | Загреб | Адриа 550, Загреб... |
10:16:32 | Загреб | Адриа 550, Загреб... |
10:16:42 | Загреб | Адриа 550, Загреб... |
10:16:50 | Загреб | Билайн 476, Загреб... |
10:16:58 | Загреб | Билайн 476, Загреб... |
Тем временем Lufthansa Боинг 737 летел на восток на UB5 на эшелоне полета 290 (примерно 29 000 футов (8 800 м)) в сторону Загреба, всего в 15 милях (13 морских миль; 24 км) от Трайдента. Второй пилот увидел столкновение как вспышку молнии, а затем из клубка дыма два самолета упали на землю. Капитан Lufthansa Йозеф Крёзе сообщил о наблюдении Эрьявецу, диспетчеру среднего сектора. [ 11 ]
10:15:40 | Капитан Крёзе R/T | ....е Загреб! Вполне возможно, что мы видим столкновение в воздухе. У нас два самолета падают, ну, сейчас почти под нашей позицией. |
Это было сказано таким взволнованным голосом, что Эрьявец не мог понять, о чем идет речь. [ 3 ] : 5 [ необходимы дополнительные ссылки ] (Позже, услышав запись этого разговора, капитан Крёзе с трудом понимал свои слова. [ нужна ссылка ] ) Капитану Люфтганзы пришлось несколько раз повторить свое сообщение. [ 3 ] : 5
10:18:12 | Капитан Крёзе R/T | Вполне возможно, что другой самолет впереди нас столкнулся в воздухе... э-э... прямо над Загребом. У нас было два самолета, которые падали с высокой скоростью снижения... а также валил дым. |
Когда до Эрьявека дошла суть сказанного, он взглянул на диспетчера верхнего сектора. На своем посту сидел ошеломленный Тасич, побледневший от шока. Медленно он снял гарнитуру с ушей и положил ее на консоль перед собой. [ нужна ссылка ]
Два самолета столкнулись над городом Врбовец , к северо-востоку от Загреба. Последние пять метров левого крыла DC-9 прорезали кабину и передний пассажирский отсек «Трайдента». [ 3 ] : 2, 34
Пилоты «Трайдента» погибли в момент столкновения. В результате взрывной декомпрессии передняя часть фюзеляжа «Трайдента» распалась; Трезубец упал, приземлился на хвост и проскользнул на небольшое расстояние, прежде чем его останки остановились возле деревни Гадж . [ 3 ] : 5
DC-9, у которого теперь не было более трети левого крыла, сразу же пикировал и врезался в землю первым правым крылом возле деревни Дворишче через 25 секунд после столкновения. [ 3 ] : 5 CVR снова активировался в момент столкновения, прекратив запись 20 минутами ранее. [ 3 ] : 22
В итоге все, кто находился на борту обоих рейсов, погибли. [ 12 ]
Первые выжившие
[ редактировать ]Офицер полиции, прибывший на место одним из первых, сообщил, что лежащий на земле ребенок «все еще подавал слабые признаки жизни возле [британского] самолета, но даже если бы машины скорой помощи приехали раньше меня, это было бы слишком поздно, чтобы спасти его». [ 6 ] Местные жители сообщили, что нашли мальчика, который лежал на дороге возле поля и подавал признаки жизни в течение 15 минут после столкновения, но в конце концов скончался. [ 13 ]
Пробный
[ редактировать ]
К полудню того же дня все контролеры были задержаны для допроса. Позже всех отпустили, кроме Тасича, который оставался под стражей до суда. [ нужна ссылка ]
Судебный процесс начался 11 апреля 1977 года в окружном суде Загреба. Всем контролерам было предъявлено обвинение по статьям 271–72 Уголовного кодекса Югославии как «лицам, которые, создавая угрозу железнодорожному, морскому или воздушному движению, угрожают жизни людей или имуществу». [ нужна ссылка ]
Тасич был единственным, кого признали виновным; его приговорили к семи годам лишения свободы. [ 10 ] После петиции авиадиспетчеров было установлено, что Ташича использовали в качестве козла отпущения , и он был освобожден 29 ноября 1978 года. Он отсидел в тюрьме почти два года и три месяца. [ нужна ссылка ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Театрализованная реконструкция событий, приведших к аварии, с Энтони Шером в главной роли и под названием «Курс столкновений » была сделана телеканалом Granada Television в 1979 году. [ 14 ] [ нужна ссылка ]
События катастрофы также задокументированы в эпизоде первого сезона сериала « Секреты авиакатастроф» под названием «Столкновения», который впервые был показан на канале Discovery в 2011 году. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Столкновение в воздухе в Нанте, 1973 год.
- Инцидент в воздухе Japan Airlines, 2001 г. - инцидент, близкий к промаху из-за ошибки диспетчера УВД.
- Столкновение в воздухе в Юберлингене, 2002 г. - еще одно столкновение в воздухе также связано с ошибкой диспетчера УВД.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «База данных G-INFO» . Управление гражданской авиации .
- ^ «British Airways Trident G-AWZT, Inex-Adria DC-9 YU-AJR: Отчет о столкновении в районе Загреба, Югославия, 10 сентября 1976 г. (Перепечатка отчета, подготовленного Югославским федеральным комитетом транспорта и связи - второй Комиссия по расследованию с дополнением о Соединенном Королевстве)» (PDF) . Отчет об авиационном происшествии (9/82). Югославский федеральный комитет транспорта и связи. 1983. ISBN 0-11-513511-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 2 июня 2012 года . Проверено 27 июля 2011 г. - через Отдел расследования авиационных происшествий.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «British Airways Trident G-AWZT, Inex-Adria DC-9 YU-AJR: Отчет о столкновении в районе Загреба, Югославия, 10 сентября 1976 года (перепечатка отчета, подготовленного Комиссией по расследованию авиационных происшествий Федерального управления гражданской авиации Югославии) )» (PDF) . Отчет об авиационном происшествии (5/77). Комиссия по расследованию авиационных происшествий Федерального управления гражданской авиации Югославии. 25 декабря 1976 г. ISBN. 0-11-511809-8 . Архивировано (PDF) из оригинала 2 июня 2012 года – через Отдел расследования авиационных происшествий .
- ^ Рантер, Харро. «Авиация самолета ASN Hawker Siddeley HS-121 Trident 3B G-AWZT Vrbovec» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа самолета ASN McDonnell Douglas DC-9-32 YU-AJR Vrbovec» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «КАТАСТРОФЫ: Посмотрите в ужасе вверх» . ВРЕМЯ . 20 сентября 1976 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2008 года . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Тайна лета JP550» [Секретный полет JP550]. Список Ютарни (на хорватском языке). 9 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 7 сентября 2012 г. Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Рантер, Харро. «Профиль воздушной безопасности Хорватии» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Уэстон, Ричард; Херст, Рональд (1982). Zagreb One Four: разрешено столкновение? . ХарперКоллинз . ISBN 0-246-11185-2 .
- ^ Jump up to: а б «Специальный репортаж: рейс 476 British Airways» . Airdisaster.com . Архивировано из оригинала 13 апреля 2015 года . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Стюарт, Стэнли (1994). Воздушные катастрофы . Эндерби: Компания по рекламному переизданию. п. 142. ИСБН 1-85648-182-4 .
- ^ «Мне все еще снятся чемоданы, падающие с неба» [Мне все еще снятся чемоданы, падающие с неба]. Список Ютарни (на хорватском языке). 30 августа 2008 года . Проверено 4 мая 2017 г.
- ^ "Jutarnji list - Мне до сих пор снятся чемоданы, падающие с неба" . www.jutarnji.hr (на хорватском языке). 30 августа 2008 года . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ «Курс на столкновение (1979)» . bfi.org.uk. Британский институт кино . Архивировано из оригинала 7 августа 2019 года . Проверено 28 октября 2019 г.
Цитируемые тексты
- «British Airways Trident G-AWZT, Inex-Adria DC-9 YU-AJR: Отчет о столкновении в районе Загреба, Югославия, 10 сентября 1976 года (перепечатка отчета, подготовленного Комиссией по расследованию авиационных происшествий Федерального управления гражданской авиации Югославии) )" . Отчет об авиационном происшествии (5/77). Комиссия по расследованию авиационных происшествий Федерального управления гражданской авиации Югославии. 25 декабря 1976 г. ISBN. 0-11-511809-8 – через Отдел по расследованию авиационных происшествий .
- «British Airways Trident G-AWZT, Inex-Adria DC-9 YU-AJR: Отчет о столкновении в районе Загреба, Югославия, 10 сентября 1976 г. (Перепечатка отчета, подготовленного Югославским федеральным комитетом транспорта и связи - второй Комиссия по расследованию с добавлением Соединенного Королевства)» . Отчет об авиационном происшествии (9/82). Югославский федеральный комитет транспорта и связи . Проверено 27 июля 2011 г. - через Отдел расследования авиапроисшествий.
- Уэстон, Ричард; Херст, Рональд (1982). Zagreb One Four: разрешено столкновение? . ХарперКоллинз . ISBN 0-246-11185-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Окончательный отчет об аварии 9/82 ( Архив ) - Федерального комитета транспорта и связи Югославии Вторая комиссия по расследованию , опубликовано Отделением по расследованию происшествий . Министерства торговли
- Приложения ( Архив )
- Отчет об авиационном происшествии 5/77 ( Архив ) Комиссия по расследованию авиационных происшествий Федерального управления гражданской авиации Югославии . Издано Отделом по расследованию несчастных случаев.
- Приложения ( Архив )
- Отчет AirDisaster.com о столкновении в Загребе [узурпировал] ( Архив [узурпировал] )
- Фотографии Trident G-AWZT перед столкновением взяты с сайта Airliners.net.
- Фотография DC-9 YU-AJR перед столкновением взята с сайта Airliners.net.
- Место крушения столкновения в воздухе на YouTube из Associated Press. архива
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные ошибкой авиадиспетчера
- Авиационные происшествия и происшествия в 1976 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Хорватии
- Авиационные происшествия и происшествия в Югославии
- Авиакатастрофы и инциденты Adria Airways
- Аварии и инциденты с участием McDonnell Douglas DC-9
- Аварии и инциденты с участием Hawker Siddeley Trident
- 1970-е в Загребе
- 1976 год в Хорватии
- Столкновения в воздухе с участием авиалайнеров
- Столкновения в воздухе
- Авиакатастрофы и инциденты British Airways
- События сентября 1976 года в Европе