Рейс 347 системы Скандинавских авиалиний
![]() Сигюн Викинг , McDonnell Douglas MD-82, вид в 2013 году, через 19 лет после угона. | |
Угон | |
---|---|
Дата | 3 ноября 1994 г. |
Краткое содержание | Угон |
Сайт | Аэропорт Осло, Гардермуэн |
Самолет | |
Тип самолета | Макдоннелл Дуглас MD-82 |
Название самолета | Сигюн Викинг |
Оператор | Система скандинавских авиалиний |
Регистрация | СЕ-САИД |
Начало рейса | Аэропорт Бардуфосс |
Остановка в пути | Будё аэропорт |
Место назначения | Аэропорт Осло, Форнебу |
Жители | 128 |
Пассажиры | 122 |
Экипаж | 6 |
Погибшие | 0 |
Травмы | 0 |
Выжившие | 128 |
Рейс 347 компании Scandian Airlines System был регулярным внутренним рейсом, который 3 ноября 1994 года был угнан вскоре после взлета. Рейс из аэропорта Бардуфосс через аэропорт Будё в аэропорт Осло, Форнебу в Норвегии , выполнялся самолетом McDonnell Douglas MD-82, принадлежащим компании Scandian Airlines System (SAS). Угонщиком был Харис Кеч, боснийец, живущий в Норвегии, который потребовал, чтобы норвежские власти помогли остановить гуманитарные страдания в его родной стране, вызванные Боснийской войной . В результате инцидента никто не пострадал.
Кеч захватил самолет со 122 пассажирами и экипажем из шести человек, находившийся в воздухе после того, как покинул Бардуфосс. Самолет приземлился, как и было запланировано, в Будё, откуда были высажены все женщины, дети и пожилые люди, а также двое членов экипажа . Затем самолет вылетел из Будё с 77 пассажирами и экипажем из четырех человек. Его перенаправили в Гардермуэн, где Кеч предъявил свои требования. Он сдался около 21:00, через семь часов после вылета из Бардуфосса, после того как некоторые его требования были выполнены. За угон его приговорили к четырем годам тюремного заключения.
Угон
[ редактировать ]Рейс 347 SAS был регулярным внутренним рейсом из аэропорта Бардуфосс через аэропорт Будё в аэропорт Осло, Форнебу. Регистрация и посадка прошли в обычном режиме, без каких-либо проверок безопасности. В Бардуфоссе на борт самолета поднялись 122 человека, включая большую группу солдат, находившихся в отпуске и направлявшихся домой в Южную Норвегию. Представители наземных служб заявили, что никто из пассажиров не вел себя подозрительно. [ 1 ]
Во время первого этапа полета, около 15:00, Кеч в зимнем пальто поднялся со своего места и подошел к передней части самолета. Стюардесса остановила его. После недолгого разговора и появления еще одного бортпроводника его пропустили в кабину. Никакой информации об угоне пассажирам не было предоставлено до тех пор, пока самолет не приземлился в Будё. [ 2 ] Аэропорт Будё был эвакуирован [ 3 ] и самолет, припаркованный на главном авиабазе Будё , в военной части. После приземления по приказу угонщика пассажирам сообщили, что все женщины, дети до 18 лет и люди старше 60 лет должны покинуть самолет. После этого на борту осталось 77 пассажиров и четыре члена экипажа. [ 2 ] Самолет вылетел из Будё около 16:00 и направился в аэропорт Осло Гардермуэн, который был закрыт для всего остального движения. [ 3 ]
После того, как самолет приземлился в Гардермуэне в 17:20, [ 4 ] Был установлен контакт между Кечем и полицейским переговорщиком Мортеном, который также был главным переговорщиком во время рейса 137 Аэрофлота , угона, который также произошел в аэропорту. Кеч преимущественно говорил по-английски и настаивал на том, чтобы его называли просто «боснийцем». Он сразу сообщил, что не причинил вреда никому из экипажа и пассажиров и ни с кем не связан. Его непосредственным требованием было, чтобы официальные представители рассказали миру, что необходимо сделать для разрешения конфликта в Боснии. Затем он представил ситуацию и сообщил, что его единственным намерением было помочь своим соотечественникам. В течение нескольких минут обращение касалось отсутствия помощи, которую, по мнению Кеча, оказывали его родной стране. [ 5 ]
В конце концов Мортен потребовал, чтобы рядом с самолетом переместили вертолет с медикаментами, на что Кеч дал разрешение. Контакт между парой был потерян, и Мортену пришлось шесть раз звонить Кечу, прежде чем он получил ответ. Через 15 минут Кеч снова возобновил общение. Он потребовал, чтобы он поговорил с кем-нибудь из Министерства иностранных дел Норвегии , и сказал, что хочет, чтобы инцидент освещался в СМИ. "Мне самому не нужна реклама", - сказал он. «Мне нужно только организовать пресс-конференцию для всего мирового сообщества и средств массовой информации, и чтобы кто-то из норвежского правительства пообещал мне и мировому сообществу, что они обеспечат, чтобы Организация Объединенных Наций (ООН) в Нью-Йорке попыталась открыть все коридоры в Боснии, чтобы накормить жителей Боснии, чтобы они могли пережить зиму». Кеч отметил, что если это ни к чему не приведет, он сам пойдет в ООН и что его поддержат друзья. Он дал властям один час на удовлетворение его требований, прежде чем вылететь в другой пункт назначения. [ 5 ]

В 19:02 Кеч потребовал 10 тонн (9,8 длинных тонн; 11 коротких тонн) авиационного топлива и продуктов питания на два-три дня для 80 человек. Три минуты спустя Мортен сообщил Кечу, что начальник полиции провел пресс-конференцию, на которой были представлены требования и цели Кеча, и что за ней следили все основные норвежские газеты и телеканалы. Кеч ответил, что ему нужен не начальник полиции, а кто-то из Министерства иностранных дел, например, премьер-министр Гру Харлем Брундтланд , министр иностранных дел Бьёрн Торе Годал или посол Норвегии в Организации Объединенных Наций. Мортен заявил, что всего за пять минут премьер-министра невозможно доставить в аэропорт. Кеч ответил, что если этого не произойдет в разумные сроки, он улетит в другую страну. [ 5 ]
В 20:04 Кеч заявил, что не верит Торвальду Столтенбергу , министру иностранных дел, премьер-министру или какому-либо послу ООН. Шесть минут спустя он потребовал 25 тонн (25 длинных тонн; 28 коротких тонн) лекарств для Боснии. После положительного ответа Мортена Кеч заявил, что ему необходимо осветить ситуацию в Боснии в средствах массовой информации. Затем он потребовал, чтобы Годал выступил с речью в Европейском парламенте . Позже было подтверждено, что запрошенные лекарства будут отправлены самолетом в Боснию на следующий день. [ 5 ]
Затем Мортен заявил, что они не считают, что Кеч поступает правильно. Если бы он решил полететь в новый аэропорт, переговоры пришлось бы начинать заново, возможно, на другом языке. Мортен призвал Кеча успокоиться и сказал, что они хотят разрешить ситуацию так же, как и он. Кеч в ответ обратился с просьбой о помощи Боснии. В 20:50 Кеч заявил: «Я хочу освободить всех и себя. И боснийцы, и норвежцы это поймут». Подтвердив, что его сдача произойдет в 21:00, Кеч заявил, что он «хладнокровен и спокоен» и намерен сдаться без каких-либо проблем. Руководствуясь переговорами, Кеч подошел к двери, открыл ее и был арестован. [ 5 ]
По данным полиции, пассажиры вели себя очень спокойно, учитывая обстоятельства. Кеч разрешил нескольким пассажирам пользоваться мобильными телефонами, что позволило одному из них связаться с полицией и держать шерифа Яна Бергена в курсе ситуации. На место происшествия была вызвана антитеррористическая полиция, и в случае обострения ситуации планировалось штурмовать самолет. После инцидента полиция отказалась сообщить, стали бы они штурмовать самолет, если бы Кеч выполнил свои угрозы и отправился в другой аэропорт. На заключительном этапе инцидента рядом с MD-82 был припаркован еще один самолет, который, как подтвердила полиция, сыграл свою роль в завершении угона. Все сообщения центральному правительству передавались Министерству юстиции Норвегии , и ни с премьер-министром, ни с министром иностранных дел так и не связались. [ 6 ] Никакого оружия ни на самолете, ни у угонщика обнаружено не было. [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]Харису Кечу на момент происшествия было 25 лет. Родившийся в Сараево , затем в Югославии , а теперь в Боснии и Герцеговине , он был студентом и журналистом, живя в своей родной стране. Он переехал в Норвегию 11 июля 1993 года после получения вида на жительство. Прожив в центре приема беженцев в Альстахауге , он переехал в собственный дом. Он был журналистом-волонтером в Landsforeningen Босния и Герцеговина и написал несколько статей. До инцидента у него не было судимостей. Люди, знавшие его, описывали его как «сочувствующего» и «находчивого» и сомневались, что он намеревался причинить кому-либо вред. Муниципальный консультант-иммигрант заявил, что он был «инициативным человеком», который стремился познакомиться с норвежцами и найти работу. [ 8 ]
Кечу было предъявлено обвинение в трех уголовных преступлениях: угоне самолета, а также мошенничестве и подделке документов, связанных с попыткой вывести 50 000 норвежских крон с банковского счета друга. Он признался в совершении преступления, и несколько свидетелей могли подтвердить, что он совершил преступление. Этот инцидент стал вторым судебным делом в Норвегии, касающимся угона самолета, после того, как рейс 139 Braathens SAFE был захвачен пьяным в 1985 году. Закон предусматривал наказание от 2 до 21 года тюремного заключения. [ 9 ] приговорил Кеча к четырем годам тюремного заключения 16 июня 1995 года Апелляционный суд Эйдзивации . После получения приговора он заявил прессе: «Я сожалею об угоне самолета. Я извинился перед жертвами. Угон самолета был совершенно неправильным способом привлечь внимание к ситуации в Боснии». [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Все было нормально, когда самолет-угонщик покинул Бардуфосс» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . 3 ноября 1994 г.
- ^ Перейти обратно: а б Андреассен, Тор Арне (4 ноября 1994 г.). «Угон – пассажиры – не знали, что самолет был угнан». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 4.
- ^ Перейти обратно: а б «Угонщик: получил сообщение — сдался» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . 4 ноября 1994 г.
- ^ «SK 347 приземлился в Гардермуэне» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . 3 ноября 1994 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хаавик, Свейн Арне; Сёнстли, Эрик Х. (4 ноября 1994 г.). «…Зовите меня просто боснийец». Путь мира (на норвежском языке). стр. 18–19.
- ^ «Счастливый конец драмы об угоне самолета» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . 3 ноября 1994 г.
- ^ «В самолете оружия не обнаружено». Афтенпостен (на норвежском языке). 4 ноября 1994 г. стр. 1.
- ^ Андреассен, Тор Арне (4 ноября 1994 г.). «Угон – предыстория: «находчивый» угонщик». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 3.
- ^ Летвик, Хокон (14 июня 1995 г.). «Угнанный самолет SAS – сегодня признан виновным» . Афтенпостен Афтен (на норвежском языке). п. 4.
- ^ «Угонщик получил четыре года тюрьмы» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . 16 июня 1995 г.
- Угоны самолетов в Норвегии
- Аварии и инциденты с участием McDonnell Douglas MD-82
- Авиационные происшествия и происшествия в 1994 г.
- Авиакатастрофы и инциденты Скандинавских авиалиний
- 1994 г. в Норвегии.
- Боснийская война
- Аэропорт Осло, Гардермуэн
- События ноября 1994 года в Европе
- 1990-е в Осло
- Преступления 1994 года в Норвегии
- Террористические инциденты в Норвегии в 1990-е годы