Федерация Боснии и Герцеговины
Федерация Боснии и Герцеговины Федерация Боснии и Герцеговины Федерация Боснии и Герцеговины | |
---|---|
Страна | Босния и Герцеговина |
Вашингтонское соглашение | 18 марта 1994 г. |
Признан как часть Боснии и Герцеговина | 14 декабря 1995 г. |
Капитал и крупнейший город | Сараево 43 ° 51'30 "N 18 ° 24'50" E / 43,85833 ° N 18,41389 ° E |
Официальный языки [1] | |
Этнические группы (2013) | |
Правительство | Федеративное государство |
Лидия Брадар | |
Нермин Никшич | |
Законодательная власть | Парламент |
Дом народов | |
Палата представителей | |
Область | |
• Общий | 26 110,5 км 2 (10 081,3 квадратных миль) |
Население | |
• перепись 2013 года | 2,219,220 [2] |
• Плотность | 91/км 2 (235,7/кв. миль) |
ВВП (номинальный) | оценка на 2023 год |
• Общий | 17,602 миллиарда долларов [3] |
• На душу населения | $8,187 |
Валюта | Конвертируемая марка б ( БАМ ) |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Код вызова | +387 |
Код ISO 3166 | БА-БИХ |
а Формально район Брчко находится в кондоминиуме обеих частей Боснии и Герцеговины (а именно, Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской ). Однако де-факто это третье образование, поскольку оно имеет те же полномочия, что и Федерация и Республика Сербская, и находится под прямым суверенитетом БиГ. [4] б Латинская версия |
Федерация Боснии и Герцеговины [а] является одним из двух образований, составляющих Боснию и Герцеговину , вторым является Республика Сербская . Федерация Боснии и Герцеговины состоит из десяти автономных кантонов со своими правительствами и законодательными органами.
Федерация была создана в соответствии с Вашингтонским соглашением 1994 года , положившим конец хорватско-боснийской войне в рамках Боснийской войны , и учредила учредительное собрание , которое продолжало свою работу до октября 1996 года.
Федерация имеет столицу , правительство , президента, парламент, таможню и полицию, а также две почтовые системы. Оно занимает около половины территории Боснии и Герцеговины. С 1996 по 2005 год имела собственную армию — Армию Федерации Боснии и Герцеговины , позже вошедшую в состав Вооружённых сил Боснии и Герцеговины . Столица и крупнейший город — Сараево с населением 275 524 человека. [5]
История
[ редактировать ]Основу создания Федерации Боснии и Герцеговины заложило Вашингтонское соглашение от марта 1994 года. [6] Согласно соглашению, объединенная территория, удерживаемая Армией Республики Боснии и Герцеговины и силами Совета обороны Хорватии, должна была быть разделена на десять автономных кантонов в соответствии с планом Вэнса-Оуэна . Кантональная система была выбрана для предотвращения доминирования одной этнической группы над другой. Однако большая часть территории, которую хорваты и боснийцы претендовали на принадлежность к своей Федерации, на тот момент все еще контролировалась боснийскими сербами.
Вашингтонское соглашение было реализовано весной 1994 года путем созыва Конституционной ассамблеи, которая 24 июня приняла и провозгласила Конституцию Федерации Боснии и Герцеговины. [7]
В 1995 году боснийские силы и силы боснийских хорватов Федерации Боснии и Герцеговины разгромили силы Автономной провинции Западная Босния , и эта территория была присоединена к федерации ( кантон Уна-Сана ).
Послевоенный
[ редактировать ]По Дейтонскому соглашению 1995 года, положившему конец четырехлетней войне, Федерация Боснии и Герцеговины была определена как одно из двух образований Боснии и Герцеговины , занимающее 51% территории страны, наряду с Республикой Сербской . Кантоны и федеральная структура после войны строились довольно медленно. Сепаратистские хорватские институты Герцег-Боснии существовали и функционировали параллельно с институтами Федерации вплоть до 1996–97 годов, когда они были ликвидированы. 8 марта 2000 года район Брчко был образован как автономный округ в составе Боснии и Герцеговины и образован из части территории обоих боснийских образований. Район Брчко теперь представляет собой кондоминиум, принадлежащий обоим образованиям.
В 2001–2002 годах Управление Высокого представителя (OHR) внесло поправки в Конституцию Федерации и ее избирательный закон в соответствии с решениями Конституционного суда Боснии и Герцеговины о политическом равенстве трех составляющих народов (У- 5/98). [8] Это вызвало недовольство боснийских хорватов , которые утверждали, что были лишены права на представительство, поскольку боснийцы также стали контролировать большинство в верхней палате. [9] Недовольные хорватские политики создали отдельную Национальную ассамблею Хорватии , провели референдум параллельно с выборами и провозгласили свое самоуправление в районах Федерации с хорватским большинством. Их попытки закончились вскоре после подавления со стороны СПС и судебного разбирательства.
Недовольные представительством хорватов в Федерации, хорватские политические партии настаивают на создании федеральной единицы с хорватским большинством вместо нескольких кантонов. ПДД и другие боснийские партии решительно выступают против этого. В сентябре 2010 года Международная кризисная группа предупредила, что «споры между боснийскими и хорватскими лидерами и неблагополучная административная система парализовали процесс принятия решений, поставили организацию на грань банкротства и спровоцировали социальные волнения». [10] [ мертвая ссылка ] В январе 2017 года Национальное собрание Хорватии заявило, что «если Босния и Герцеговина хочет стать самодостаточной, то необходимо провести административно-территориальную реорганизацию, которая включала бы федеральную единицу с хорватским большинством. Это остается постоянным стремлением хорватский народ Боснии и Герцеговины». [11]
В 2010–2014 годах правительство Федерации было сформировано СДП . без согласия основных хорватских политических партий, что привело к политическому кризису
Параллельно с переговорами при содействии ЕС по проблеме Сейдича-Финчи на государственном уровне, в феврале 2013 года посольство США поддержало экспертную рабочую группу, которая представила свои 188 рекомендаций Палате представителей ФБИХ в 2013 году. [12] стремясь решить проблему дорогостоящих и сложных структур управления с дублированием полномочий между Федерацией, кантонами и муниципалитетами, как это в настоящее время предусмотрено Конституцией Федерации. [13] Инициатива в конечном итоге не была принята парламентом.
После апелляции ХДС БиГ Божо Любича в декабре 2016 года Конституционный суд Боснии и Герцеговины отменил избирательную формулу для непрямых выборов в Палату народа Федерации, заявив, что она не гарантирует законное представительство составляющих ее народов. [14] Примечательно, что решение не совпало с мнением amicus curiae Венецианской комиссии по тому же вопросу. Не имея законодательных поправок для пересмотра Закона о выборах, летом 2018 года Центральная избирательная комиссия Боснии и Герцеговины временно приняла новую формулу состава Народной палаты, основанную на формуле минимального представительства (по одному депутату от каждого члена Палаты представителей в каждом кантоне). ) и по переписи 2013 года .
В 2022 году Верховный представитель внес поправки в федеральную конституцию и закон о выборах, реализуя приговор Любича. Изменения также восстановили первоначальный баланс сил между хорватами и боснийцами в Федерации, как это предусмотрено Вашингтонским соглашением.
В 2023 году Верховный представитель приостановил действие федеральной конституции на один день, чтобы навязать новое правительство. Это вызвало огромный скандал и политический кризис. [15] Некоторые считают это актом «измены». [16]
Географическая граница
[ редактировать ]Линия границы между образованиями (IEBL), которая разделяет два образования Боснии и Герцеговины, проходит вдоль линий фронта в том виде, в котором они существовали в конце боснийской войны , с корректировками (наиболее важными в западной части страны и вокруг Сараево), как это определено по Дейтонскому соглашению. Общая длина IEBL составляет около 1080 км. IEBL представляет собой административную демаркационную границу, не контролируемую военными или полицией, и через нее существует свободное передвижение. [17]
Пять кантонов (Уна-Сана, Тузла, Зеница-Добой, боснийский Подринье и Сараево) являются кантонами с боснийским большинством, три (Посавина, Западная Герцеговина и кантон 10) являются кантонами с хорватским большинством, а два (Центральная Босния и Герцеговина) Неретва) «этнически смешаны», то есть существуют специальные законодательные процедуры для защиты составляющих их народов. [18]
Значительная часть района Брчко также входила в состав Федерации; однако, когда округ был создан, он стал общей территорией обоих образований, но не находился под контролем ни одного из них и, следовательно, находился под прямой юрисдикцией Боснии и Герцеговины. [19] В настоящее время в состав Федерации Боснии и Герцеговины входят 79 муниципалитетов. [17]
Политика
[ редактировать ]В правительстве и политике Федерации доминируют три крупные партии: Боснийская партия демократического действия (СДА), многоэтническая социал-демократическая партия (СДП БиГ) и Хорватский демократический союз (ХДС БиГ). [10]
Учреждения на уровне субъектов включают в себя:
- Федеральный президент с двумя вице-президентами ( список президентов ФБиГ )
- Федеральное правительство с гарантированным этническим представительством ( список премьер-министров ФБиГ )
- Двухпалатный парламент :
- Палата представителей как нижняя палата и
- Палата народов как верхняя палата, защищающая интересы трёх составляющих народов;
- Федеральный конституционный суд .
Поскольку боснийцы составляют примерно 70,4% населения Федерации, хорваты - 22,4%, а сербы - всего около 2%, Палата народов парламента (с равным представительством всех трех национальностей) должна обеспечивать соблюдение интересов хорватов, сербов и национальных меньшинств. справедливо представлены при создании правительства и в законодательном процессе.
Федерация также разделена на десять весьма автономных кантонов. У каждой из них есть свои правительства, собрания , а также исключительные и общие полномочия. В 2010 году Конституционный суд Федерации постановил, что два министерства Федерации – Министерство образования и науки и Министерство культуры и спорта – являются неконституционными, поскольку образование и культура являются исключительной компетенцией кантонов. [20]
Политические разногласия
[ редактировать ]Федерация Боснии и Герцеговины состоит из десяти кантонов ( боснийский : kantoni , хорватский : županije ):
Нет. | Кантон | Центр | Нет. | Кантон | Центр | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Один-Здоровый | Бихач | 6 | Центральная Босния | Травник | ||
2 | Оболочка | Орех | 7 | Герцеговина-Неретва | Мостар | ||
3 | Тузла | Тузла | 8 | Западная Герцеговина | Широки Бриег | ||
4 | Зеница-Добой | Ученик | 9 | Сараево | Сараево | ||
5 | Босния-Подринье | Горажде | 10 | Кантон 10 | Литейный завод |
Демография
[ редактировать ]Федерация Боснии и Герцеговины занимает 51% территории Боснии и Герцеговины и является домом для 62,85% общей численности населения страны.
Этнический группа | перепись 1991 года | перепись 2013 года | ||
---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | |
боснийцы | 1,423,593 | 52.34% | 1,562,372 | 70.40% |
хорваты | 594,362 | 21.85% | 497,883 | 22.44% |
сербы | 478,122 | 17.58% | 56,550 | 2.55% |
Югославы | 161,938 | 5.95% | ||
Другие | 62,059 | 2.28% | 102,415 | 4.61% |
Общий | 2,720,074 | 2,219,220 |
Классифицировать | Кантон | Поп. | Классифицировать | Кантон | Поп. | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сараево Тузла | 1 | Сараево | Сараевский кантон | 275,524 | 11 | Трикстер | Тузла кантон | 44,520 | Ученик Мостар |
2 | Тузла | Тузла кантон | 110,979 | 12 | Тешань | Зеница-Добойский кантон | 43,063 | ||
3 | Ученик | Зеница-Добойский кантон | 110,663 | 13 | Градачац | Тузла кантон | 41,836 | ||
4 | Мостар | Герцеговино-Неретванский кантон | 105,797 | 14 | Санский Мост | Уна-Сана Кантон | 41,475 | ||
5 | Илиджа | Сараевский кантон | 71,892 | 15 | Высокий | Зеница-Добойский кантон | 41,352 | ||
6 | Казин | Уна-Сана Кантон | 66,149 | 16 | Велика Кладуша | Уна-Сана Кантон | 40,419 | ||
7 | Домашний скот | Тузла кантон | 57,765 | 17 | Завидовичи | Зеница-Добойский кантон | 40,272 | ||
8 | Бихач | Уна-Сана Кантон | 56,261 | 18 | Сребреник | Тузла кантон | 39,678 | ||
9 | Травник | Центральный боснийский кантон | 53,482 | 19 | Какать | Зеница-Добойский кантон | 38,937 | ||
10 | Грачаница | Тузла кантон | 48,395 | 20 | Литейный завод | Кантон 10 | 37,487 |
См. также
[ редактировать ]- Политическое разделение Боснии и Герцеговины
- История Боснии и Герцеговины
- Предлагаемое хорватское федеральное образование в Боснии и Герцеговине
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сербско-хорватский : Федерация Боснии и Герцеговины ( FBiH ) / Федерация Боснии и Герцеговины (FBiH), произносится [федереция боснеː и xěrtseɡoʋineː] .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Конституция Федерации Боснии и Герцеговины. Архивировано 5 марта 2021 года в Wayback Machine . Официальный вестник Федерации Боснии и Герцеговины.
- ^ Перейти обратно: а б «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Боснии и Герцеговине, окончательные результаты 2013 г.» (PDF) . Сараево, июнь 2016 г.: BHAS. Архивировано из оригинала (PDF) 24 декабря 2017 года . Проверено 30 июня 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ «База данных экономических показателей РС» . www.irbrs.net . Архивировано из оригинала 18 декабря 2021 года . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ «Диаграмма Брчко» . 30 августа 2002 года. Архивировано из оригинала 30 августа 2002 года . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ «Предварительные результаты переписи населения, домохозяйств и жилищ в Боснии и Герцеговине 2013 года» (PDF) . Бхасба . Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2013 года . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ «Вашингтонское соглашение (1994 г.)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ «КОНСТИТУЦИЯ ФЕДЕРАЦИИ БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ» . 1 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2002 г.
- ^ «Решение о внесении изменений в Конституцию Федерации» . 13 мая 2002 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2002 г.
- ^ Бозе, Сумантра: «Босния после Дейтона: националистический раздел и международное вмешательство» , Oxford University Press, 2002; п. 82
- ^ Перейти обратно: а б «Федерация Боснии и Герцеговины – параллельный кризис» . Международная кризисная группа . 28 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2010 г. [ сомнительно – обсудить ]
- ↑ Роуз, Элеонора: «Боснийцы отвергают призывы к организации боснийских хорватов». Архивировано 30 сентября 2018 г. в Wayback Machine , Balkan Insight, 30 января 2017 г.
- ^ ustavnareformafbih.blogspot.com Конституционная реформа ФБИГ
- ^ «Отчет ЕС о ходе работы за 2013 г., стр. 6–7» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июня 2021 года . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ↑ Роуз, Элеонора: «Постановление боснийского суда придает вес хорватской агитации». Архивировано 30 сентября 2018 г. в Wayback Machine , Balkan Insight, 15 декабря 16 г.
- ^ Служба, Радио Свобода, Балкан. «Международный посланник вносит поправки в конституцию Боснии, чтобы ускорить формирование правительства и усилить выборы» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Архивировано из оригинала 1 августа 2023 года . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Сито-сучич, Дарья (28 апреля 2023 г.). «Региональное правительство Боснии сформировано, когда протестующие скандируют «измена» » . Рейтер . Архивировано из оригинала 1 августа 2023 года . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кокс, Маркус (2003). «Построение демократии извне: Дейтонское соглашение в Боснии и Герцеговине» . В Бастиане Сунил; Лакхэм, Робин (ред.). Можно ли спроектировать демократию? : Политика институционального выбора в раздираемых конфликтами обществах . Лондон: Zed Books Ltd., стр. 253–276 [259]. ISBN 1-84277-150-7 . Архивировано из оригинала 19 июля 2023 года . Проверено 21 апреля 2018 г.
От них требовалось уйти на свои территории, и была создана демилитаризованная зона разделения, простирающаяся на два километра по обе стороны от ЛЭБН и тщательно патрулируемая международными силами.
- ^ Ричард Дж. Джонсон (25 февраля 1999 г.). «Переговоры по Дейтонским мирным соглашениям с помощью цифровых карт» . Американский институт мира . Архивировано из оригинала 10 января 2007 года . Проверено 23 января 2007 г.
К концу 1995 года цифровые технологии стали достаточно развитыми, и Дейтон стал первым значительным появлением «цифровых карт» на дипломатических переговорах.
- ^ Конституционный суд Боснии и Герцеговины , U-5/98 (Частичное решение, часть 1), стр. 18, Сараево , 29 и 30 января 2000 г.
- ^ «Одлука USBiH, Брой: U-29/09, 28 сентября 2010 г.» . Ustavnisudfbih.ba . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ «Перепись 2013 года в Боснии и Герцеговине — Федерация Боснии и Герцеговины» . Архивировано из оригинала 19 июля 2023 года . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Боснии и Герцеговине, 2013 г.» (PDF) . Федеральное бюро статистики. Архивировано из оригинала (PDF) 5 декабря 2013 года . Проверено 3 апреля 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Хьюман Райтс Вотч (1999). Военные преступления в Боснии и Герцеговине . Хьюман Райтс Вотч. ISBN 1-56432-083-9 .
- Рудман, Джордж (1996). «Отказ к переформулировке: создание Боснийской федерации». Международные переговоры . 1 (3): 525–545. дои : 10.1163/157180696X00205 .
- Плов, Аида; и др. (2007). «Факторы сердечно-сосудистого риска в Федерации Боснии и Герцеговины» . Европейский журнал общественного здравоохранения . 17 (1): 75–79. дои : 10.1093/eurpub/ckl066 . ПМИД 16698884 .
- Любич, Бозо; Грабац, Борис (1998). «Расстановка приоритетов и ограниченность ресурсов: пример Федерации Боснии и Герцеговины». Хорват. Мед. Дж . 39 (3): 7–12. ПМИД 9740639 .
- МакМахон, Патрис К.; Вестерн, Джон (2009). «Смерть Дейтона: как не дать Боснии развалиться». Иностранные дела : 69–83.
- Иванкович, Анте; и др. (2010). «Состояние здоровья населения Федерации Боснии и Герцеговины за 15 лет переходного периода». Коллегиум Антропологикум . 34 (1): 325–333. ПМИД 20402343 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт правительства Федерации. Архивировано 24 февраля 2011 г. на Wayback Machine.
- Парламент Федерации
- Конституция Федерации Боснии и Герцеговины
- Сайт для лиц, пропавших без вести в связи с конфликтом на территории Боснии и Герцеговины , Международный Комитет Красного Креста.
- BalkanInsight – Будущее Боснии и Герцеговины
- Федерация Боснии и Герцеговины
- Политическое разделение Боснии и Герцеговины
- Административное деление Боснии и Герцеговины
- Страны и территории, где боснийский язык является официальным языком
- Страны и территории, где хорватский язык является официальным языком
- Страны и территории, где сербский язык является официальным языком
- 1994 г. заведения в Боснии и Герцеговине.
- Штаты и территории, созданные в 1994 г.
- Регионы Европы с несколькими официальными языками