Jump to content

Федерация Боснии и Герцеговины

Федерация Боснии и Герцеговины
Федерация Боснии и Герцеговины
Федерация Боснии и Герцеговины
Расположение Федерации Боснии и Герцеговины (синий) на территории Боснии и Герцеговины. Район Брчко светло-голубой. а
Расположение Федерации Боснии и
Герцеговина (синий) в составе Боснии и Герцеговины . Район Брчко светло-голубой. а
Страна Босния и Герцеговина
Вашингтонское соглашение 18 марта 1994 г.
Признан как
часть Боснии
и Герцеговина
14 декабря 1995 г.
Капитал
и крупнейший город
Сараево
43 ° 51'30 "N 18 ° 24'50" E  /  43,85833 ° N 18,41389 ° E  / 43,85833; 18.41389
Официальный
языки
[1]
Этнические группы
(2013)
Правительство Федеративное государство
Лидия Брадар
Нермин Никшич
Законодательная власть Парламент
Дом народов
Палата представителей
Область
• Общий
26 110,5 км 2 (10 081,3 квадратных миль)
Население
• перепись 2013 года
2,219,220 [2]
• Плотность
91/км 2 (235,7/кв. миль)
ВВП  (номинальный) оценка на 2023 год
• Общий
17,602 миллиарда долларов [3]
• На душу населения
$8,187
Валюта Конвертируемая марка б ( БАМ )
Часовой пояс UTC+1 ( центральноевропейское время )
• Лето ( летнее время )
UTC+2 ( центральноевропейское время )
Код вызова +387
Код ISO 3166 БА-БИХ
а Формально район Брчко находится в кондоминиуме обеих частей Боснии и Герцеговины (а именно, Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской ). Однако де-факто это третье образование, поскольку оно имеет те же полномочия, что и Федерация и Республика Сербская, и находится под прямым суверенитетом БиГ. [4]
б Латинская версия

Федерация Боснии и Герцеговины [а] является одним из двух образований, составляющих Боснию и Герцеговину , вторым является Республика Сербская . Федерация Боснии и Герцеговины состоит из десяти автономных кантонов со своими правительствами и законодательными органами.

Федерация была создана в соответствии с Вашингтонским соглашением 1994 года , положившим конец хорватско-боснийской войне в рамках Боснийской войны , и учредила учредительное собрание , которое продолжало свою работу до октября 1996 года.

Федерация имеет столицу , правительство , президента, парламент, таможню и полицию, а также две почтовые системы. Оно занимает около половины территории Боснии и Герцеговины. С 1996 по 2005 год имела собственную армию — Армию Федерации Боснии и Герцеговины , позже вошедшую в состав Вооружённых сил Боснии и Герцеговины . Столица и крупнейший город — Сараево с населением 275 524 человека. [5]

Босния и Герцеговина в 1997 году.
  Территории, контролируемые боснийцами
Флаг Федерации с 1996 по 2007 год.
Герб Федерации с 1996 по 2007 год.

Основу создания Федерации Боснии и Герцеговины заложило Вашингтонское соглашение от марта 1994 года. [6] Согласно соглашению, объединенная территория, удерживаемая Армией Республики Боснии и Герцеговины и силами Совета обороны Хорватии, должна была быть разделена на десять автономных кантонов в соответствии с планом Вэнса-Оуэна . Кантональная система была выбрана для предотвращения доминирования одной этнической группы над другой. Однако большая часть территории, которую хорваты и боснийцы претендовали на принадлежность к своей Федерации, на тот момент все еще контролировалась боснийскими сербами.

Вашингтонское соглашение было реализовано весной 1994 года путем созыва Конституционной ассамблеи, которая 24 июня приняла и провозгласила Конституцию Федерации Боснии и Герцеговины. [7]

В 1995 году боснийские силы и силы боснийских хорватов Федерации Боснии и Герцеговины разгромили силы Автономной провинции Западная Босния , и эта территория была присоединена к федерации ( кантон Уна-Сана ).

Послевоенный

[ редактировать ]

По Дейтонскому соглашению 1995 года, положившему конец четырехлетней войне, Федерация Боснии и Герцеговины была определена как одно из двух образований Боснии и Герцеговины , занимающее 51% территории страны, наряду с Республикой Сербской . Кантоны и федеральная структура после войны строились довольно медленно. Сепаратистские хорватские институты Герцег-Боснии существовали и функционировали параллельно с институтами Федерации вплоть до 1996–97 годов, когда они были ликвидированы. 8 марта 2000 года район Брчко был образован как автономный округ в составе Боснии и Герцеговины и образован из части территории обоих боснийских образований. Район Брчко теперь представляет собой кондоминиум, принадлежащий обоим образованиям.

В 2001–2002 годах Управление Высокого представителя (OHR) внесло поправки в Конституцию Федерации и ее избирательный закон в соответствии с решениями Конституционного суда Боснии и Герцеговины о политическом равенстве трех составляющих народов (У- 5/98). [8] Это вызвало недовольство боснийских хорватов , которые утверждали, что были лишены права на представительство, поскольку боснийцы также стали контролировать большинство в верхней палате. [9] Недовольные хорватские политики создали отдельную Национальную ассамблею Хорватии , провели референдум параллельно с выборами и провозгласили свое самоуправление в районах Федерации с хорватским большинством. Их попытки закончились вскоре после подавления со стороны СПС и судебного разбирательства.

Недовольные представительством хорватов в Федерации, хорватские политические партии настаивают на создании федеральной единицы с хорватским большинством вместо нескольких кантонов. ПДД и другие боснийские партии решительно выступают против этого. В сентябре 2010 года Международная кризисная группа предупредила, что «споры между боснийскими и хорватскими лидерами и неблагополучная административная система парализовали процесс принятия решений, поставили организацию на грань банкротства и спровоцировали социальные волнения». [10] [ мертвая ссылка ] В январе 2017 года Национальное собрание Хорватии заявило, что «если Босния и Герцеговина хочет стать самодостаточной, то необходимо провести административно-территориальную реорганизацию, которая включала бы федеральную единицу с хорватским большинством. Это остается постоянным стремлением хорватский народ Боснии и Герцеговины». [11]

В 2010–2014 годах правительство Федерации было сформировано СДП . без согласия основных хорватских политических партий, что привело к политическому кризису

Параллельно с переговорами при содействии ЕС по проблеме Сейдича-Финчи на государственном уровне, в феврале 2013 года посольство США поддержало экспертную рабочую группу, которая представила свои 188 рекомендаций Палате представителей ФБИХ в 2013 году. [12] стремясь решить проблему дорогостоящих и сложных структур управления с дублированием полномочий между Федерацией, кантонами и муниципалитетами, как это в настоящее время предусмотрено Конституцией Федерации. [13] Инициатива в конечном итоге не была принята парламентом.

После апелляции ХДС БиГ Божо Любича в декабре 2016 года Конституционный суд Боснии и Герцеговины отменил избирательную формулу для непрямых выборов в Палату народа Федерации, заявив, что она не гарантирует законное представительство составляющих ее народов. [14] Примечательно, что решение не совпало с мнением amicus curiae Венецианской комиссии по тому же вопросу. Не имея законодательных поправок для пересмотра Закона о выборах, летом 2018 года Центральная избирательная комиссия Боснии и Герцеговины временно приняла новую формулу состава Народной палаты, основанную на формуле минимального представительства (по одному депутату от каждого члена Палаты представителей в каждом кантоне). ) и по переписи 2013 года .

В 2022 году Верховный представитель внес поправки в федеральную конституцию и закон о выборах, реализуя приговор Любича. Изменения также восстановили первоначальный баланс сил между хорватами и боснийцами в Федерации, как это предусмотрено Вашингтонским соглашением.

В 2023 году Верховный представитель приостановил действие федеральной конституции на один день, чтобы навязать новое правительство. Это вызвало огромный скандал и политический кризис. [15] Некоторые считают это актом «измены». [16]

Географическая граница

[ редактировать ]

Линия границы между образованиями (IEBL), которая разделяет два образования Боснии и Герцеговины, проходит вдоль линий фронта в том виде, в котором они существовали в конце боснийской войны , с корректировками (наиболее важными в западной части страны и вокруг Сараево), как это определено по Дейтонскому соглашению. Общая длина IEBL составляет около 1080 км. IEBL представляет собой административную демаркационную границу, не контролируемую военными или полицией, и через нее существует свободное передвижение. [17]

Пять кантонов (Уна-Сана, Тузла, Зеница-Добой, боснийский Подринье и Сараево) являются кантонами с боснийским большинством, три (Посавина, Западная Герцеговина и кантон 10) являются кантонами с хорватским большинством, а два (Центральная Босния и Герцеговина) Неретва) «этнически смешаны», то есть существуют специальные законодательные процедуры для защиты составляющих их народов. [18]

Значительная часть района Брчко также входила в состав Федерации; однако, когда округ был создан, он стал общей территорией обоих образований, но не находился под контролем ни одного из них и, следовательно, находился под прямой юрисдикцией Боснии и Герцеговины. [19] В настоящее время в состав Федерации Боснии и Герцеговины входят 79 муниципалитетов. [17]

Политика

[ редактировать ]

В правительстве и политике Федерации доминируют три крупные партии: Боснийская партия демократического действия (СДА), многоэтническая социал-демократическая партия (СДП БиГ) и Хорватский демократический союз (ХДС БиГ). [10]

Учреждения на уровне субъектов включают в себя:

Поскольку боснийцы составляют примерно 70,4% населения Федерации, хорваты - 22,4%, а сербы - всего около 2%, Палата народов парламента (с равным представительством всех трех национальностей) должна обеспечивать соблюдение интересов хорватов, сербов и национальных меньшинств. справедливо представлены при создании правительства и в законодательном процессе.

Федерация также разделена на десять весьма автономных кантонов. У каждой из них есть свои правительства, собрания , а также исключительные и общие полномочия. В 2010 году Конституционный суд Федерации постановил, что два министерства Федерации – Министерство образования и науки и Министерство культуры и спорта – являются неконституционными, поскольку образование и культура являются исключительной компетенцией кантонов. [20]

Политические разногласия

[ редактировать ]

Федерация Боснии и Герцеговины состоит из десяти кантонов ( боснийский : kantoni , хорватский : županije ):

Нет. Кантон Центр Нет. Кантон Центр
1 Один-Здоровый Бихач 6 Центральная Босния Травник
2 Оболочка Орех 7 Герцеговина-Неретва Мостар
3 Тузла Тузла 8 Западная Герцеговина Широки Бриег
4 Зеница-Добой Ученик 9 Сараево Сараево
5 Босния-Подринье Горажде 10 Кантон 10 Литейный завод

Демография

[ редактировать ]

Федерация Боснии и Герцеговины занимает 51% территории Боснии и Герцеговины и является домом для 62,85% общей численности населения страны.

Этнический состав в 1991 г. (довоенный)
Этнический состав в 2013 г.
Население Федерации Боснии и Герцеговины по этническим группам в 1991–2013 гг. [21]
Этнический

группа

перепись 1991 года перепись 2013 года
Число % Число %
боснийцы 1,423,593 52.34% 1,562,372 70.40%
хорваты 594,362 21.85% 497,883 22.44%
сербы 478,122 17.58% 56,550 2.55%
Югославы 161,938 5.95%
Другие 62,059 2.28% 102,415 4.61%
Общий 2,720,074 2,219,220
 
 
Крупнейшие города Федерации Боснии и Герцеговины
Перепись 2013 г. [22]
Классифицировать Кантон Поп. Классифицировать Кантон Поп.
Сараево
Сараево
Тузла
Тузла
1 Сараево Сараевский кантон 275,524 11 Трикстер Тузла кантон 44,520 Ученик
Ученик
Мостар
Мостар
2 Тузла Тузла кантон 110,979 12 Тешань Зеница-Добойский кантон 43,063
3 Ученик Зеница-Добойский кантон 110,663 13 Градачац Тузла кантон 41,836
4 Мостар Герцеговино-Неретванский кантон 105,797 14 Санский Мост Уна-Сана Кантон 41,475
5 Илиджа Сараевский кантон 71,892 15 Высокий Зеница-Добойский кантон 41,352
6 Казин Уна-Сана Кантон 66,149 16 Велика Кладуша Уна-Сана Кантон 40,419
7 Домашний скот Тузла кантон 57,765 17 Завидовичи Зеница-Добойский кантон 40,272
8 Бихач Уна-Сана Кантон 56,261 18 Сребреник Тузла кантон 39,678
9 Травник Центральный боснийский кантон 53,482 19 Какать Зеница-Добойский кантон 38,937
10 Грачаница Тузла кантон 48,395 20 Литейный завод Кантон 10 37,487

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сербско-хорватский : Федерация Боснии и Герцеговины ( FBiH ) / Федерация Боснии и Герцеговины (FBiH), произносится [федереция боснеː и xěrtseɡoʋineː] .
  1. Конституция Федерации Боснии и Герцеговины. Архивировано 5 марта 2021 года в Wayback Machine . Официальный вестник Федерации Боснии и Герцеговины.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Боснии и Герцеговине, окончательные результаты 2013 г.» (PDF) . Сараево, июнь 2016 г.: BHAS. Архивировано из оригинала (PDF) 24 декабря 2017 года . Проверено 30 июня 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  3. ^ «База данных экономических показателей РС» . www.irbrs.net . Архивировано из оригинала 18 декабря 2021 года . Проверено 26 марта 2023 г.
  4. ^ «Диаграмма Брчко» . 30 августа 2002 года. Архивировано из оригинала 30 августа 2002 года . Проверено 4 января 2018 г.
  5. ^ «Предварительные результаты переписи населения, домохозяйств и жилищ в Боснии и Герцеговине 2013 года» (PDF) . Бхасба . Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2013 года . Проверено 4 января 2018 г.
  6. ^ «Вашингтонское соглашение (1994 г.)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 28 декабря 2018 г.
  7. ^ «КОНСТИТУЦИЯ ФЕДЕРАЦИИ БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ» . 1 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2002 г.
  8. ^ «Решение о внесении изменений в Конституцию Федерации» . 13 мая 2002 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2002 г.
  9. ^ Бозе, Сумантра: «Босния после Дейтона: националистический раздел и международное вмешательство» , Oxford University Press, 2002; п. 82
  10. ^ Перейти обратно: а б «Федерация Боснии и Герцеговины – параллельный кризис» . Международная кризисная группа . 28 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2010 г. [ сомнительно обсудить ]
  11. Роуз, Элеонора: «Боснийцы отвергают призывы к организации боснийских хорватов». Архивировано 30 сентября 2018 г. в Wayback Machine , Balkan Insight, 30 января 2017 г.
  12. ^ ustavnareformafbih.blogspot.com Конституционная реформа ФБИГ
  13. ^ «Отчет ЕС о ходе работы за 2013 г., стр. 6–7» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июня 2021 года . Проверено 24 декабря 2020 г.
  14. Роуз, Элеонора: «Постановление боснийского суда придает вес хорватской агитации». Архивировано 30 сентября 2018 г. в Wayback Machine , Balkan Insight, 15 декабря 16 г.
  15. ^ Служба, Радио Свобода, Балкан. «Международный посланник вносит поправки в конституцию Боснии, чтобы ускорить формирование правительства и усилить выборы» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Архивировано из оригинала 1 августа 2023 года . Проверено 1 августа 2023 г.
  16. ^ Сито-сучич, Дарья (28 апреля 2023 г.). «Региональное правительство Боснии сформировано, когда протестующие скандируют «измена» » . Рейтер . Архивировано из оригинала 1 августа 2023 года . Проверено 1 августа 2023 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Кокс, Маркус (2003). «Построение демократии извне: Дейтонское соглашение в Боснии и Герцеговине» . В Бастиане Сунил; Лакхэм, Робин (ред.). Можно ли спроектировать демократию? : Политика институционального выбора в раздираемых конфликтами обществах . Лондон: Zed Books Ltd., стр. 253–276 [259]. ISBN  1-84277-150-7 . Архивировано из оригинала 19 июля 2023 года . Проверено 21 апреля 2018 г. От них требовалось уйти на свои территории, и была создана демилитаризованная зона разделения, простирающаяся на два километра по обе стороны от ЛЭБН и тщательно патрулируемая международными силами.
  18. ^ Ричард Дж. Джонсон (25 февраля 1999 г.). «Переговоры по Дейтонским мирным соглашениям с помощью цифровых карт» . Американский институт мира . Архивировано из оригинала 10 января 2007 года . Проверено 23 января 2007 г. К концу 1995 года цифровые технологии стали достаточно развитыми, и Дейтон стал первым значительным появлением «цифровых карт» на дипломатических переговорах.
  19. ^ Конституционный суд Боснии и Герцеговины , U-5/98 (Частичное решение, часть 1), стр. 18, Сараево , 29 и 30 января 2000 г.
  20. ^ «Одлука USBiH, Брой: U-29/09, 28 сентября 2010 г.» . Ustavnisudfbih.ba . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 4 января 2018 г.
  21. ^ «Перепись 2013 года в Боснии и Герцеговине — Федерация Боснии и Герцеговины» . Архивировано из оригинала 19 июля 2023 года . Проверено 26 сентября 2020 г.
  22. ^ «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Боснии и Герцеговине, 2013 г.» (PDF) . Федеральное бюро статистики. Архивировано из оригинала (PDF) 5 декабря 2013 года . Проверено 3 апреля 2015 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Хьюман Райтс Вотч (1999). Военные преступления в Боснии и Герцеговине . Хьюман Райтс Вотч. ISBN  1-56432-083-9 .
  • Рудман, Джордж (1996). «Отказ к переформулировке: создание Боснийской федерации». Международные переговоры . 1 (3): 525–545. дои : 10.1163/157180696X00205 .
  • Плов, Аида; и др. (2007). «Факторы сердечно-сосудистого риска в Федерации Боснии и Герцеговины» . Европейский журнал общественного здравоохранения . 17 (1): 75–79. дои : 10.1093/eurpub/ckl066 . ПМИД   16698884 .
  • Любич, Бозо; Грабац, Борис (1998). «Расстановка приоритетов и ограниченность ресурсов: пример Федерации Боснии и Герцеговины». Хорват. Мед. Дж . 39 (3): 7–12. ПМИД   9740639 .
  • МакМахон, Патрис К.; Вестерн, Джон (2009). «Смерть Дейтона: как не дать Боснии развалиться». Иностранные дела : 69–83.
  • Иванкович, Анте; и др. (2010). «Состояние здоровья населения Федерации Боснии и Герцеговины за 15 лет переходного периода». Коллегиум Антропологикум . 34 (1): 325–333. ПМИД   20402343 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ffac2698ccefb093776b3e11bc1697c__1721822160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/7c/1ffac2698ccefb093776b3e11bc1697c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Federation of Bosnia and Herzegovina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)