Конституционный суд Боснии и Герцеговины
Конституционный суд Боснии и Герцеговины Конституционный суд Боснии и Герцеговины Конституционный суд Боснии и Герцеговины | |
---|---|
![]() Здание президента Боснии и Герцеговины , резиденция Конституционного суда Боснии и Герцеговины | |
![]() | |
43 ° 51'28 "N 18 ° 24'51" E / 43,8578 ° N 18,41412 ° E | |
Расположение | Сараево |
Координаты | 43 ° 51'28 "N 18 ° 24'51" E / 43,8578 ° N 18,41412 ° E |
Авторизовано | Конституция Боснии и Герцеговины |
Срок полномочий судьи | Пять лет в первый срок, пожизненный срок полномочий после продления с обязательным выходом на пенсию в возрасте 70 лет. |
Веб-сайт | ustavnisud.ba |
Президент | |
В настоящее время | Сеада Палаврич |
С | 1 июня 2024 г. |
![]() |
---|
![]() |
Конституционный суд Боснии является Герцеговины толкователем и . и и хранителем Конституции Боснии Герцеговины [1] Он обладает апелляционной юрисдикцией по вопросам, возникающим из решений любого другого суда страны, включая конституционные суды двух образований и Суд Боснии и Герцеговины .
История
[ редактировать ]Босния и Герцеговина представляет собой редкий пример страны, находящейся на этапе перехода от социалистической системы, которая, тем не менее, имеет историю существования конституционного суда, поскольку бывшая Югославия была единственной страной, которая имела систему конституционных судов уже при социалистическом режиме. Первый Конституционный суд в бывшей Югославии был создан еще в 1963 году. Эта дата совпала с отправной точкой истории конституционного суда в Боснии и Герцеговине. В соответствии с федеральной структурой бывшей СФРЮ Конституционный суд существовал не только на федеральном уровне, но до распада бывшей Югославии шесть республик и даже две автономные провинции – Косово и Воеводина – также имели свои собственные Конституционные суды.
Конституционный суд Боснии и Герцеговины был впервые создан 15 февраля 1964 года в соответствии с Конституцией 1963 года. Его существование было подтверждено в Конституции 1974 года. Юрисдикция этого Конституционного суда заключалась в основном в абстрактном нормативном контроле. Таким образом, он будет принимать решения о соответствии законов (республики) Конституции, а также о конституционности и законности других постановлений, а также общих законов и законов о самоуправлении. Он также будет призван разрешать споры между Республикой и другими политико-территориальными единицами, в частности, конфликты юрисдикции между судами и другими органами политико-территориальных единиц. «Закон о Конституционном суде» регулировал вопросы, касающиеся организации, юрисдикции и процедур Конституционного суда.
Роль и юрисдикция Конституционного суда были переопределены в Дейтонском мирном соглашении (Приложение IV – Конституция Боснии и Герцеговины, статья VI).
Юрисдикция
[ редактировать ]В целом юрисдикция Конституционного суда определяется статьями VI.3 и статьей IV.3 Конституции. В рамках своей основной обязанности «поддерживать» Конституцию Боснии и Герцеговины он состоит из пяти типов юрисдикции. Порядок проведения разбирательства и тип выносимого решения будут зависеть от типа соответствующего дела и характера дела.
По сути, различие между этими различными типами юрисдикции основано на том, в какой степени Конституционный Суд, помимо классической задачи по поддержанию конституционности, также имеет в определенных типах споров более прямую связь с судебной или законодательной властью. обеспокоенный.
Споры, возникающие из коллизии юрисдикций, и абстрактный обзор конституционности
[ редактировать ]Споры, возникающие из коллизии юрисдикций Конституционный суд обладает исключительной юрисдикцией по разрешению любого спора, который возникает в соответствии с Конституцией между Образованиями или между Боснией и Герцеговиной и Образованием или Образованиями, или между институтами Боснии и Герцеговины. По сути, Суд должен принимать решения по положительным или отрицательным конфликтам юрисдикции или любым другим спорам, которые могут возникнуть в отношениях между государством и властями образований и/или институтами Боснии и Герцеговины.
Проверка конституционности законов Конституционный суд обладает юрисдикцией по вопросам того, совместимо ли какое-либо положение конституции Образования или закона Образования с Конституцией Боснии и Герцеговины.
Хотя Конституция Боснии и Герцеговины прямо фокусируется только на «положениях закона Образования», это также подразумевает проверку конституционности законов Боснии и Герцеговины в соответствии с общей задачей Суда поддерживать Конституцию Боснии и Герцеговины. .
В особых случаях Суд также обладает юрисдикцией проверять, соответствует ли решение Образования установить особые параллельные отношения с соседним государством Конституции, включая положения, касающиеся суверенитета и территориальной целостности Боснии и Герцеговины.
Передача споров В обоих представленных случаях, согласно Конституции, споры могут передаваться только следующими уполномоченными сторонами: членом Президиума, Председателем Совета Министров, Председателем или заместителем председателя любой палаты Парламентской Ассамблеи, одним- четверть членов любой палаты Парламентской ассамблеи или одна четверть любой палаты законодательного органа Образования.
Апелляционная юрисдикция
[ редактировать ]Апелляционная юрисдикция Конституционного суда установлена конституционным положением, согласно которому Конституционный суд «обладает апелляционной юрисдикцией по вопросам, предусмотренным настоящей Конституцией, вытекающим из решения любого другого суда в Боснии и Герцеговине».
Это означает, что Конституционный суд является высшим судебным органом страны. Это подтверждает его роль как особой институциональной гарантии защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции.
Это положение реализуется через Регламент Конституционного Суда, поэтому Суд, если он находит апелляцию обоснованной, может действовать одним из двух способов: Суд может действовать как суд полной юрисдикции и может принимать решения по существу или он может отменить обжалованное решение и вернуть дело в суд, принявший решение, для возобновления производства. Суд, решение которого было отменено, обязан принять новое решение в порядке целесообразного производства и при этом обязан руководствоваться юридическим заключением Конституционного суда относительно нарушения прав заявителя и основных свобод, гарантированных Конституцией.
Апеллянты, которые считают, что решение или другое решение какого-либо суда нарушает их права, имеют право подать апелляцию после того, как все средства правовой защиты были исчерпаны, при этом Суд также рассмотрит эффективность возможных средств правовой защиты.
Передача дела в другие суды
[ редактировать ]Конституционный суд обладает юрисдикцией в отношении вопросов, переданных любым судом Боснии и Герцеговины относительно того, совместим ли закон, от действительности которого зависит его решение, с настоящей Конституцией, Европейской конвенцией о правах человека и протоколами к ней или законами Боснии. и Герцеговина; или относительно существования или сферы применения общей нормы международного публичного права.
Как правило, Конституционный суд может поддержать закон, имеющий отношение к решению суда низшей инстанции, или объявить его недействительным. Последний обязан действовать согласно решению Конституционного Суда.
Разблокирование Парламентской Ассамблеи
[ редактировать ]Юрисдикция Конституционного суда в случае «блокирования» работы Палаты народов Парламентской ассамблеи Боснии и Герцеговины по вопросу, наносящему ущерб жизненным интересам составляющих ее народов, во многих отношениях представляет собой типичную область деятельность конституционного суда, поскольку он представляет собой тесный «интерфейс» между «судебной» и «законодательной» властью.
Здесь Конституционный суд разрешает спор, в котором предлагаемое решение Парламентской ассамблеи, по мнению большинства делегатов, представляющих любой из трех народов, составляющих Палату народов, считается разрушительным для жизненно важных национальных интересов. При этом все «парламентские средства» для решения этого вопроса в Палате народов исчерпаны.
Состав Суда
[ редактировать ]Конституционный суд состоит из девяти судей , из которых четверо избираются Палатой представителей Федерации Боснии и Герцеговины , двое избираются Национальной ассамблеей Республики Сербской , а остальные три члена избираются Президентом Республики Сербской. Европейский суд по правам человека после консультации с Президентом Боснии и Герцеговины (статья VI.1.a).
В Конституции также говорится (статья VI.1.b), что судьи должны быть «выдающимися юристами с высоким моральным авторитетом» и что любой правомочный избиратель, обладающий такой квалификацией, может выступать в качестве судьи Конституционного суда. Судьи, выбранные Председателем Европейского суда по правам человека, не могут быть гражданами Боснии и Герцеговины или какого-либо соседнего государства.
Срок полномочий первоначально назначенных судей составлял пять лет и не имел права на повторное назначение. Судьи, назначенные впоследствии, могли занимать свои должности до достижения 70-летнего возраста, если только они не ушли в отставку или не были отстранены от должности по консенсусу других судей. Конституция также гласит, что для назначений, произведенных более чем через пять лет после первоначального назначения судей, Парламентская ассамблея может предусмотреть законом другой метод отбора трех судей, выбранных Председателем Европейского суда по правам человека, однако это до сих пор этого не изменил.
Конституция не требует пропорциональности «составных народов» в Суде, однако разработан конституционный обычай, согласно которому Конституционный суд должен иметь двух судей от каждого из составляющих народов ( боснийцев , сербов и хорватов ), помимо трех иностранных судей. .
Текущий состав Суда : [2]
- Сеада Палаврич (2005 г., президент 2008–2009 гг., президент 2024 г. – настоящее время)
- Валерия Галич (2002 г., президент 2012–2015 гг., вице-президент 2015–2022 гг., президент 2022–2024 гг., вице-президент 2024 г. – настоящее время) [3]
- Мирсад Чеман (2008 г., президент 2015–2018 гг., вице-президент 2018–2024 гг.)
- Марин Вукоя (2024)
- Анжелика Нуссбергер (англ.
Германия , 2020 г., вице-президент с 2024 г. по настоящее время)
- Хелен Келлер (англ.
Швейцария , 2020 г., вице-президент 2022–2024 гг.)
- Ledi Bianku (
Албания , 2022)
- Две вакансии
Бывшие судьи :
- Златко М. Кнежевич (2011–2024 гг., вице-президент 2015–2018 гг., президент 2018–2021 гг.)
- Миодраг Симович (2003–2022 гг., президент 2009–2012 гг., вице-президент 2021–2022 гг.)
- Мато Тадич (2002–2022 гг., президент 2003–2006 гг., вице-президент 2015–2021 гг., президент 2021–2022 гг.)
- Хатиджа Хаджиосманович (2002–2008 гг., вице-президент 2005–2006 гг., президент 2006–2008 гг.)
- Тудор Пантиру (англ.
Румыния /
Молдова , 2002–2022 гг.)
- Маргарита Кака-Николовская (англ.
Северная Македония , 2011–2020 гг., вице-президент 2015–2020 гг.)
- Джованни Грассо (англ.
Италия , 2016–2020 гг.)
- Констанс Греве (англ.
Германия , 2004–2016 гг.)
- Дэвид Фельдман (англ.
Великобритания , 2002–2011 гг.)
- Джозеф Марко (англ.
Австрия , 1997–2002 гг.)
- Луи Фаворе (англ.
Франция , 1997–2002 гг.)
Способ отбора судей на протяжении многих лет вызывал споры. Поскольку не существует других критериев или формальных указаний, кроме критериев, согласно которым судьи должны быть «выдающимися юристами с высоким моральным авторитетом», это привело к тому, что стать судьей национального конституционного суда легче, чем судьей нижестоящего суда. суд, поскольку эта должность имеет больше требований и особый процесс проверки. Кроме того, политическое влияние играет большую роль при назначении судей, поэтому парламенты образований выбирали людей с очень активной политической карьерой, таких как нынешние судьи Сеада Палаврич и Мирсад Чеман (бывшие давние члены партии ПДД ) или Крстан Симич. (член партии СНСД до своего избрания). [4] Судья Крстан Симич был впоследствии уволен из суда по единогласному мнению других судей из-за его противоречивой переписки с бывшим лидером партии. [5]
Примечательные решения
[ редактировать ]Решение о народном избирательном округе является знаковым делом Конституционного суда Боснии и Герцеговины, возбужденного для оценки соответствия Конституции Республики Сербской и Конституции Федерации Боснии и Герцеговины Конституции Боснии и Герцеговины. . В 2000 году были приняты четыре частичных решения, согласно которым многие статьи конституций образований были признаны неконституционными, что оказало большое влияние на политику Боснии и Герцеговины, поскольку возникла необходимость скорректировать нынешнее состояние в Боснии и Герцеговине. страны по решению суда. Небольшое большинство (5-4) высказалось в пользу заявителя. [6]
Официальное название этого пункта — U-5/98 , но он широко известен как «Решение об избирательном округе народов» ( сербско-хорватский : Odluka o konstitutivnosti naroda ), что относится к интерпретации Судом значения фразы. «Составные народы» используются в преамбуле Конституции Боснии и Герцеговины. Это решение также послужило основой для других примечательных дел, которые были переданы в суд.
См. также
[ редактировать ]- Конституция
- Конституционализм
- Конституционная экономика
- Юриспруденция
- судебная власть
- Верховенство закона
- Правило в соответствии с высшим законом
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Статья VI, параграф 3 Дейтонских мирных соглашений , озаглавленный «Конституция» («Конституционный суд поддерживает настоящую Конституцию»).
- ^ «Конституционный суд Боснии и Герцеговины | Состав» .
- ^ "Дом" . ustavnisud.ba .
- ^ «Вмешательство в политику при выборе судей». Архивировано 6 июля 2011 года в Wayback Machine , Центр журналистских расследований (23 июня 2008 г.). Проверено 2 августа 2008 г.
- ^ Конституционный суд Боснии и Герцеговины. Решение об увольнении судьи Крстана Симича . Сараево, 8 мая 2010 г. Проверено 8 августа 2010 г.
- ^ Конституционный суд Боснии и Герцеговины, U-5/98 (частичное решение, часть 3), стр. 36, Сараево , 1 июля 2000 г.