Jump to content

Верховенство закона

Мозаика, представляющая как судебные, так и законодательные аспекты права. Женщина на троне держит меч, чтобы наказать виновных, и пальмовую ветвь , чтобы вознаградить достойных. Слава окружает ее голову, а означает доспехи эгида Минервы праведности и мудрости. [1]

Верховенство закона — это политический идеал , согласно которому все граждане и институты внутри страны, штата или сообщества несут ответственность перед одними и теми же законами , включая законодателей и лидеров. [2] [3] Иногда говорят просто: «Никто не может быть выше закона». [4] Термин «верховенство права» тесно связан с конституционализмом , а также с Rechtsstaat . Это относится к политической ситуации, а не к какой-либо конкретной правовой норме. [5] [6] [7] Верховенство закона определяется в Британской энциклопедии как «механизм, процесс, институт, практика или норма, которые поддерживают равенство всех граждан перед законом, обеспечивают непроизвольную форму правления и, в более общем плане, предотвращают произвольное использование власти». ." [8]

Использование этой фразы восходит к Британии 16 века. В следующем столетии шотландский богослов Сэмюэл Рутерфорд использовал его в аргументации против божественного права королей . [9] Джон Локк писал, что свобода в обществе означает подчинение только законам, написанным законодательным органом и применимым ко всем, при этом человек в остальном свободен как от государственных, так и от частных ограничений своей свободы. «Верховенство закона» было далее популяризировано в 19 веке британским юристом А.В. Дайси . Однако принцип, если не сама фраза, признавался древними мыслителями. Аристотель писал: «Правильнее, чтобы закон управлял, чем кто-либо из граждан: по тому же принципу, если выгодно передать верховную власть некоторым отдельным лицам, их следует назначать только опекунами, а слугами законов». [10]

Верховенство права подразумевает, что каждый человек подчиняется закону, включая законодателей, сотрудников правоохранительных органов и судей. [11] Особым является правление человека , когда один человек или группа лиц правят произвольно. [12]

История [ править ]

до 15 века ) Ранняя история (

Некоторые ученые проследили концепцию верховенства закона до Афин IV века до нашей эры , рассматривая ее либо как доминирующую ценность афинской демократии, либо как доминирующую ценность афинской демократии, либо как доминирующую ценность афинской демократии , либо как доминирующую ценность афинской демократии . [13] или как тот, который проводится в сочетании с концепцией народного суверенитета . [14] Однако эти аргументы были оспорены, и нынешний консенсус состоит в том, что поддержка абстрактной концепции верховенства закона не была «преобладающим соображением» афинской правовой системы. [15]

Альфред Великий , англосаксонский король IX века, реформировал законодательство своего королевства и собрал свод законов (« Книгу Судьбы» ), основанную на библейских заповедях. Он считал, что один и тот же закон должен применяться ко всем людям, будь то богатые или бедные, друзья или враги. Вероятно, это было вдохновлено Левитом 19:15: «Не делайте беззакония на суде. Не благоволите бедному и не уступайте богатому. По правде судите ближнего своего». [16] [ нужен лучший источник ]

В 1215 году архиепископ Стивен Лэнгтон собрал баронов в Англии и заставил короля Джона , а также будущих государей и судей вернуться под власть закона, сохранив древние свободы Великой хартии вольностей в обмен на взимание налогов. [17] [18] Влияние Великой хартии вольностей ослабевает на протяжении веков. Ослабление королевской власти, которое оно продемонстрировало, было основано больше на нестабильности, вызванной оспариваемыми притязаниями, чем на продуманной приверженности конституционным принципам. До 1534 года церковь отлучала людей от церкви за нарушения, но через некоторое время Великая хартия вольностей была просто заменена другими статутами, которые считались обязательными для короля действовать в соответствии с «процессом закона». Считается, что влияние Великой хартии вольностей значительно уменьшилось во время правления Генриха VI после Войны роз . [19] Многие считают, что идеи, содержащиеся в Великой хартии вольностей, повлияли на Конституцию Соединенных Штатов .

В 1481 году, во время правления Фердинанда II Арагонского , Constitució de l’Observança была одобрена Генеральным судом Каталонии , устанавливавшая подчинение королевской власти (включая её офицеров) законам Княжества Каталония . [20]

Первое известное использование этой английской фразы произошло около 1500 года. [21] Другой ранний пример фразы «верховенство закона» можно найти в петиции Джеймсу I Англии в 1610 году Палаты общин :

Среди многих других моментов счастья и свободы, которыми наслаждались подданные вашего величества в этом королевстве при ваших королевских прародителях, королях и королевах этого королевства, нет ничего, что они считали более дорогим и драгоценным, чем это, которым руководил и управлял определенное правило закона , которое дает как главе, так и членам то, что им принадлежит по праву, а не посредством какой-либо неопределенной или произвольной формы правления... [22]

период (1500 г. н.э. – настоящее Современный время )

В 1607 году главный судья Англии сэр Эдвард Кок заявил в деле о запретах (согласно его собственному отчету), что «закон был золотой палочкой и мерой для рассмотрения дел подданных; и который защищал Его Величество в безопасности и мир: на что король сильно обиделся и сказал, что тогда он будет под законом, что было бы изменой утверждать, как он сказал, на что я сказал, что Брэктон говорит: quod Rex non debet esse sub homine, sed; sub Deo et lege (Что король не должен подчиняться никому, кроме Бога и закона)».

Среди первых современных авторов, использовавших этот термин и давших принципиальные теоретические основы, был Сэмюэл Резерфорд в книге «Lex, Rex » (1644 г.). [9] Название, на латыни означающее «закон — король», подрывает традиционную формулировку rex lex («король — это закон»). [23] Джеймс Харрингтон писал в «Океане Аристотеля » (1656 г.), опираясь главным образом на «Политику» , что среди форм правления «Империя законов, а не людей» предпочтительнее «Империи людей, а не законов». [24]

Джон Локк также обсуждал этот вопрос в своем Втором трактате о правительстве (1690 г.):

Естественная свобода человека состоит в том, чтобы быть свободным от любой высшей власти на земле и не подчиняться воле или законодательной власти человека, а иметь своим правлением только закон природы. Свобода человека в обществе не должна подчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, которая устанавливается по согласию в государстве; ни под властью какой-либо воли, ни под ограничениями какого-либо закона, кроме того, что этот законодательный орган должен принять в соответствии с доверием, оказанным ему. Таким образом, свобода — это не то, что говорит нам сэр Роберт Филмер (Наблюдения, А. 55). Это свобода каждого делать то, что он хочет, жить так, как ему заблагорассудится, и не быть связанным никакими законами: но свобода людей под управлением правительства — это иметь постоянное правило жизни, общее для каждого члена этого общества и установленное законодательной властью, установленной в нем; свободу следовать своей воле во всем, где правила не предписывают; и не подчиняться непостоянной, неопределенной, неизвестной, произвольной воле другого человека: как и свобода природы, не находиться ни под каким другим ограничением, кроме закона природы. [25]

Этот принцип также обсуждался Монтескье в «Духе закона» (1748). [26] Фраза «верховенство закона» появляется в Сэмюэля Джонсона ( словаре 1755 г.). [27]

В 1776 году во время основания Соединенных Штатов была популярна идея о том, что никто не стоит выше закона. Например, Томас Пейн писал в своей брошюре « Здравый смысл» , что «в Америке закон — король . Ибо как при абсолютном правительстве король — это закон, так и в свободных странах закон должен быть королем; и другого быть не должно». " [28] В 1780 году Джон Адамс закрепил этот принцип в статье VI Декларации прав Конституции штата Массачусетс :

Ни один человек, ни корпорация, ни ассоциация людей не имеют никакого другого права на получение преимуществ или особых и исключительных привилегий, отличных от привилегий общества, кроме тех, которые вытекают из рассмотрения услуг, оказанных обществу; и поскольку этот титул по своей природе не передается по наследству и не передается детям, потомкам или кровным родственникам, идея человека, рожденного магистратом, законодателем или судьей, абсурдна и неестественна. [29]

Влияние Великобритании, Франции и США способствовало распространению принципа верховенства закона на другие страны мира. [30] [31]

влияния Философские

Хотя заслуга в популяризации выражения «верховенство закона» в наше время обычно отдается А.В. Дайси , [32] [33] Развитие правовой концепции можно проследить в истории многих древних цивилизаций, включая Древнюю Грецию , Месопотамию , Индию и Рим . [34]

Идею верховенства закона часто рассматривают как современную версию идей древнегреческих философов, которые утверждали, что лучшей формой правления является правление лучших людей. [35] Платон выступал за великодушную монархию, управляемую идеализированным королем-философом , стоящим над законом. [35] Платон, тем не менее, надеялся, что лучшие люди будут хорошо уважать установленные законы, объясняя это: «Там, где закон подчиняется какой-то другой власти и не имеет своей собственной, крах государства, на мой взгляд, не за горами; если закон является господином правительства, а правительство — его рабом, тогда ситуация полна надежд, и люди наслаждаются всеми благами, которые боги изливают на государство». [36] В большей степени, чем пытался сделать Платон, Аристотель категорически возражал против того, чтобы позволить высшим чиновникам обладать властью, выходящей за рамки охраны и исполнения законов. [35] Другими словами, Аристотель выступал за верховенство закона:

Правильнее, чтобы закон управлял, а не кто-либо из граждан: по тому же принципу, если выгодно передать верховную власть некоторым отдельным лицам, их следует назначить только блюстителями и слугами законов. [10]

Римского государственного деятеля Цицерона часто цитируют примерно так: «Мы все являемся слугами закона, чтобы быть свободными». [37] Во времена Римской республики спорные судьи могли предстать перед судом по истечении срока их полномочий. Во времена Римской империи суверен пользовался личной неприкосновенностью ( legibus solutus ), но те, у кого были претензии, могли подать в суд на казначейство. [32]

В Китае члены школы законничества в III веке до нашей эры выступали за использование закона как инструмента управления, но они продвигали «правление закона », а не «верховенство закона », то есть они ставили аристократов и императора выше других. закон. [38] Напротив, Хуан-Лао школа даосизма отвергла юридический позитивизм в пользу естественного закона , которому подчинялся бы даже правитель. [39]

Значение и категоризация толкований [ править ]

Оксфордский словарь английского языка дает определение верховенства права : следующее [40]

Авторитет и влияние закона в обществе, особенно. когда рассматривается как ограничение индивидуального и институционального поведения; (следовательно) принцип, согласно которому все члены общества (включая членов правительства) считаются в равной степени подчиненными публично обнародованным правовым кодексам и процессам.

Верховенство закона подразумевает, что каждый гражданин подчиняется закону. Это противоречит идее, что правитель стоит над законом, например, по божественному праву .

Несмотря на широкое использование политиками, судьями и учеными, верховенство закона описывается как «чрезвычайно неуловимое понятие». [41] Среди современных теоретиков права можно обнаружить, что можно выделить по крайней мере две основные концепции верховенства права: формалистическое или «тонкое» определение и содержательное или « толстое » определение; время от времени встречается третья «функциональная» концепция. [42] Формалистские определения верховенства права не выносят суждения о «справедливости» самого закона, но определяют конкретные процедурные атрибуты, которыми должна обладать правовая база, чтобы соответствовать верховенству права. Материальные концепции верховенства права выходят за рамки этого и включают определенные материальные права, которые, как утверждается, основаны на верховенстве права или вытекают из него. [43]

Большинство теоретиков права считают, что верховенство права имеет чисто формальные характеристики. Например, такие теоретики утверждают, что закон требует общности (общие правила, применимые к классам людей и поведению, а не к отдельным лицам), гласности (отсутствия секретных законов), перспективного применения (незначительное количество законов, имеющих обратную силу или отсутствие их вообще), последовательности (отсутствие противоречивых законов). , [44] равенство (применяется одинаково во всем обществе) и определенность (определенность применения к данной ситуации), но формалисты утверждают, что не существует никаких требований в отношении содержания закона. Другие, в том числе несколько теоретиков права, полагают, что верховенство закона обязательно влечет за собой защиту прав личности. В рамках теории права эти два подхода к верховенству права рассматриваются как две основные альтернативы, называемые соответственно формальным и содержательным подходами. Однако есть и другие точки зрения. Некоторые считают, что демократия является частью верховенства закона. [45]

«Формальная» интерпретация более распространена, чем «содержательная». Формалисты считают, что закон должен быть перспективным, общеизвестным и обладать характеристиками всеобщности, равенства и определенности. В остальном формальная точка зрения не содержит никаких требований к содержанию закона. [42] Этот формальный подход допускает законы, защищающие демократию и права личности, но признает существование «верховенства закона» в странах, которые не обязательно имеют такие законы, защищающие демократию или права личности. Наиболее известные аргументы в пользу формальной интерпретации были выдвинуты А.В. Дайси, Ф.А.Хайеком, Джозефом Разом и Джозефом Унгером.

Субстантивная интерпретация, которую предпочитают Дворкин, Лоуз и Аллан, утверждает, что верховенство закона по своей сути защищает некоторые или все права личности.

Функциональная интерпретация термина «верховенство права», соответствующая традиционному английскому значению, противопоставляет верховенство закона правлению человека . [45] Согласно функциональному взгляду, общество, в котором правительственные чиновники обладают большой свободой действий, имеет низкую степень «верховенства закона», тогда как общество, в котором правительственные чиновники имеют мало свободы действий, имеет высокую степень «верховенства закона». [45] Поддержание верховенства закона иногда может потребовать наказания тех, кто совершает правонарушения, оправданные естественным , но не статутным правом. [46] Таким образом, верховенство права в некоторой степени противоречит гибкости, даже если гибкость может быть предпочтительнее. [45]

По мнению профессора политологии Ли Шугуана, древнюю концепцию верховенства закона можно отличить от верховенства закона : «Разница… в том, что при верховенстве закона закон имеет преимущественную силу и может служить сдерживающим фактором против злоупотребление властью. При правлении закона закон является всего лишь инструментом правительства, которое осуществляет подавление законным способом». [47]

в различных юрисдикциях Статус

Страны по степени приверженности верховенству права согласно World Justice Project за 2017–2018 гг. отчету

Верховенство закона считается одним из ключевых аспектов, определяющих качество и хорошее управление страной. [48] Исследования, такие как Worldwide Governance Indicators , определяют верховенство закона как «степень, в которой агенты доверяют и соблюдают правила общества, и в частности качество исполнения контрактов, полиции и судов, а также вероятность преступления или насилия». [48] На основе этого определения проект «Всемирные показатели управления» разработал совокупные показатели верховенства закона в более чем 200 странах, как показано на карте справа. [49] Другие оценки, такие как World Justice Project. Индекс верховенства закона [50] показывают, что в 2022 году соблюдение верховенства закона снизилось в 61% стран. В глобальном масштабе это означает, что 4,4 миллиарда человек живут в странах, где верховенство закона ухудшилось в 2021 году. [51]

Европа [ править ]

В преамбуле Европейской конвенции о верховенстве права по защите прав человека и основных свобод говорится, что «правительства европейских стран являются единомышленниками и имеют общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства закона».

Во Франции и Германии концепции верховенства закона ( Etat de droit и Rechtsstaat соответственно) аналогичны принципам конституционного верховенства и защиты основных прав со стороны органов государственной власти (см. публичное право ), особенно законодательной власти . [52] [53] Франция была одним из первых пионеров идей верховенства закона. [54] Немецкая интерпретация более «жесткая», но похожа на интерпретацию Франции и Великобритании. [55] [56]

Финляндии Конституция прямо требует верховенства закона, устанавливая, что «осуществление государственных полномочий должно основываться на законе. Во всей общественной деятельности закон должен строго соблюдаться».

Соединенное Королевство [ править ]

В Соединенном Королевстве верховенство закона является давним принципом управления страной, восходящим к Великой хартии вольностей 1215 года и Биллю о правах 1689 года . [23] [57] [58] В классической работе XIX века «Введение в изучение права конституции» (1885 г.) А.В. Дайси , ученый-конституционист и юрист, писал о двух столпах британской конституции : верховенстве закона и парламентском суверенитете . [59]

Америка [ править ]

США [ править ]

Все правительственные чиновники Соединенных Штатов, включая президента , судей Верховного суда , судей и законодателей штатов, а также всех членов Конгресса , обязуются в первую очередь соблюдать Конституцию . Эти клятвы подтверждают, что верховенство закона превосходит правление любого человеческого лидера. [60] В то же время федеральное правительство обладает значительной свободой действий: законодательная власть свободна решать, какие законы она будет писать, при условии, что она остается в пределах своих перечисленных полномочий и уважает защищенные конституцией права личности . Аналогичным образом, судебная власть обладает определенной степенью судебного усмотрения . [61] исполнительная власть также обладает различными дискреционными полномочиями, включая полномочия прокурора . Согласно заключениям, опубликованным Управлением юрисконсультов Министерства юстиции в 1973 и 2000 годах, действующий президент не может быть обвинен или привлечен к ответственности . [62] [63] однако конституционно предъявлять обвинения и судить бывшего президента за те же преступления, за которые президент был привлечен к ответственности Палатой представителей и оправдан Сенатом в соответствии с пунктом об импичменте, предусмотренном статьей I, раздел III . [64] [65] [66] Вопрос о том, может ли президент быть привлечен к уголовной ответственности только в том случае, если он впервые пережил импичмент, в настоящее время находится на рассмотрении Окружного апелляционного суда округа Колумбия для принятия решения по делу Соединенных Штатов Америки против Дональда Дж. Трампа (дело № 23- 3228).

Ученые продолжают спорить о том, приняла ли Конституция США ту или иную интерпретацию «верховенства закона», и если да, то какую. Например, Джон Харрисон утверждает, что слово «закон» в Конституции просто определяется как то, что имеет обязательную юридическую силу, а не «определяется формальными или материальными критериями», и поэтому судьи не имеют права по своему усмотрению решать, что законы не соответствуют действительности. удовлетворять таким неписаным и расплывчатым критериям. [67] Профессор права Фредерик Марк Гедикс не согласен, написав, что Цицерон , Августин , Фома Аквинский и создатели Конституции США считали, что несправедливый закон вообще не является законом. [68]

Некоторые современные ученые утверждают, что верховенство права было подорвано в течение прошлого столетия инструментальным взглядом на право, продвигаемым такими реалистами-юристами, как Оливер Венделл Холмс и Роско Паунд . Например, Брайан Таманаха утверждает: «Верховенство закона – это многовековой идеал, но представление о том, что закон – это средство достижения цели, укоренилось только в течение девятнадцатого и двадцатого веков». [69]

Другие утверждают, что верховенство закона сохранилось, но было преобразовано, чтобы позволить администраторам проявлять свободу действий. На протяжении большей части американской истории доминирующим понятием верховенства закона в этих условиях была некоторая версия идеи А.В. Дайси: «Ни один человек не подлежит наказанию и не может быть законно принужден к страданию тела или имущества, за исключением явного нарушения закона». учрежденных в обычном правовом порядке в обычных судах страны». То есть физические лица должны иметь возможность оспорить административный приказ, подав иск в суд общей юрисдикции. По мере роста числа дел в комиссиях по компенсациям работникам, комиссиях по коммунальным предприятиям и других агентствах вскоре стало очевидно, что предоставление судьям возможности самим решать все факты спора (например, степень травмы в деле о компенсации работнику) ошеломит суды. и уничтожить преимущества специализации, которые в первую очередь привели к созданию административных учреждений. Даже Чарльз Эванс Хьюз, главный судья Соединенных Штатов, считал, что «у вас должна быть администрация, и администрация должна осуществляться со стороны административных чиновников». К 1941 году компромисс был достигнут. Если администраторы принимали процедуры, которые более или менее соответствовали «обычной правовой форме» судов, дальнейшее рассмотрение фактов «обычными судами страны» было ненужным. То есть, если у вас был «день в комиссии», верховенство закона не требовало еще одного «дня в суде». Таким образом, верховенство закона Дайси было преобразовано в чисто процедурную форму. [70]

Джеймс Уилсон сказал во время Филадельфийского съезда в 1787 году, что «Законы могут быть несправедливыми, могут быть неразумными, могут быть опасными, могут быть разрушительными; и все же не быть настолько неконституционными, чтобы оправдывать отказ судей привести их в исполнение». Джордж Мейсон согласился с тем, что судьи «могут объявить неконституционный закон недействительным. ." [71] Главный судья Джон Маршалл (к которому присоединился судья Джозеф Стори ) занял аналогичную позицию в 1827 году: «Когда его существование как закона отрицается, это существование не может быть доказано путем демонстрации качеств закона». [72]

и цель верховенства закона определение Соединенные Штаты ,

В Соединенных Штатах известны различные и бесчисленные способы определения верховенства закона, которые могут зависеть от цели одной организации, в том числе на территориях с угрозой безопасности: [73]

Во-первых, верховенство закона должно защитить от анархии и гоббсовской войны всех против всех. Во-вторых, верховенство закона должно позволять людям планировать свои дела с разумной уверенностью в том, что они могут заранее знать юридические последствия тех или иных действий. В-третьих, верховенство закона должно гарантировать, по крайней мере, некоторые виды официального произвола.

Ричард Х. Фэллон-младший , Верховенство права как концепция в международном дискурсе, 97 COLUM. Л. РЕВ. 1, 7–8 (1997) [73]

Целью права служат пять «элементов» верховенства права:

(1) Первым элементом является способность правовых норм, стандартов или принципов направлять людей в ведении своих дел. Люди должны уметь понимать закон и соблюдать его.
(2) Вторым элементом верховенства закона является эффективность. На самом деле закон должен направлять людей, по крайней мере, по большей части. По словам Джозефа Раза, «люди должны управляться законом и подчиняться ему».
(3) Третий элемент – стабильность. Закон должен быть достаточно стабильным, чтобы облегчить планирование и скоординированные действия с течением времени.
(4) Четвертым элементом верховенства права является верховенство юридической власти. Закон должен управлять должностными лицами, в том числе судьями, а также обычными гражданами.

(5) Последний элемент включает в себя инструменты беспристрастного правосудия. Суды должны быть доступны для обеспечения соблюдения закона и должны применять справедливые процедуры.

Фэллон

концепция с точки зрения пяти (различных) «целей» верховенства права:

  • заставить государство соблюдать закон
  • обеспечение равенства перед законом
  • обеспечение правопорядка
  • обеспечение эффективного и беспристрастного правосудия, а также
  • защита прав человека
    — Рэйчел Кляйнфельд [73]

межведомственное соглашение правительства Доктрина армии США и США

Доктрина армии США и межведомственное соглашение правительства США (USG) могут рассматривать верховенство закона как принцип управления. [73]

Верховенство права — это принцип управления, при котором все лица, учреждения и организации, государственные и частные, включая само государство, подотчетны законам, которые публично обнародуются, одинаково исполняются и независимо выносятся решениями и которые соответствуют международным правам человека. принципы.

Этот принцип можно разбить на семь эффектов:

  • Государство монополизирует применение силы при разрешении споров.
  • Граждане защищены своей личностью и имуществом
  • Государство само подчиняется закону и не действует произвольно.
  • Закон можно легко определить, и он достаточно стабилен, чтобы позволить людям планировать свои дела.
  • Лица имеют значимый доступ к эффективной и беспристрастной правовой системе.
  • Государство защищает основные права человека и основные свободы.
  • В своей повседневной жизни люди полагаются на существование институтов правосудия и содержание закона.

Полная реализация этих эффектов представляет собой идеал.

Канада [ править ]

В Канаде верховенство закона ассоциируется с А.В. Дайси : (1) правительство должно следовать закону, который оно издает; (2) никто не освобожден от действия закона – он одинаково применим ко всем; и (3) что общие права возникают из конкретных дел, решаемых судами. [74] Об этом говорится в преамбуле Конституционного акта 1982 года . Конституция Канады «в принципе похожа» на британскую конституцию и включает неписаные конституционные принципы демократии, независимости судебной власти, федерализма, конституционализма и верховенства закона, а также защиты меньшинств. [75]

В 1959 году в деле «Ронкарелли против Дюплесси » Верховный суд Канады назвал верховенство закона «фундаментальным постулатом» канадской конституции . Согласно справочнику Re Secession of Quebec , оно включает в себя «чувство порядка, подчинения известным правовым правилам и ответственности исполнительной власти перед юридической властью». В канадском законодательстве это означает, что отношения между государством и человеком должны регулироваться законом и что Конституция является обязательной для всех правительств, как федеральных, так и провинциальных , включая исполнительную . С принятием Канадской Хартии прав и свобод канадская система правления в значительной степени трансформировалась из системы парламентского верховенства в систему конституционного верховенства. Принципу верховенства закона и конституционализма способствует признание того, что конституция выходит за рамки простого правления большинства . [76] Однако это положение обеспечивает ограниченное «законодательное превосходство» над некоторыми фундаментальными свободами, содержащимися в Хартии, и в разное время на него ссылались законодательные органы провинций.

В канадском административном праве «все проявления государственной власти должны иметь источник в законе. Все полномочия по принятию решений имеют юридические ограничения, вытекающие из самого уполномочивающего закона, общего или гражданского права или Конституции. Судебный контроль является средством, с помощью которого Суды контролируют тех, кто осуществляет установленные законом полномочия, чтобы гарантировать, что они не превышают свои законные полномочия, поэтому функция судебного контроля заключается в обеспечении законности, разумности и справедливости административного процесса и его результатов». [77] Лица, принимающие административные решения, должны принять культуру оправдания и продемонстрировать, что осуществление ими делегированной государственной власти может быть «оправдано перед гражданами с точки зрения рациональности и справедливости». [78]

Азия [ править ]

Культуры Восточной Азии находятся под влиянием двух школ мысли: конфуцианства , которое выступало за хорошее управление, как правило, со стороны доброжелательных и добродетельных лидеров, и легализма , который выступал за строгое соблюдение закона. Влияние одной школы мысли на другую менялось на протяжении веков. Одно исследование показывает, что во всей Восточной Азии только в Южной Корее, Сингапуре, Японии, Тайване и Гонконге есть общества, которые твердо привержены правовому государству. [79] По словам Авзара Тхи, члена Азиатской комиссии по правам человека , верховенство закона в Камбодже и большей части Азии слабое или вообще отсутствует:

За исключением ряда штатов и территорий, по всему континенту существует огромная пропасть между риторикой о верховенстве закона и реальностью. В Таиланде полиция пользуется благосклонностью к богатым и коррумпированным. В Камбодже судьи являются доверенными лицами правящей политической партии... То, что судья может питать политические предубеждения или применять закон неравномерно, - это наименьшее беспокойство для обычного обвиняемого по уголовным делам в Азии. Более вероятные из них: будет ли полиция сфабриковать доказательства? Будет ли прокурор приходить? Судья уснет? Меня отравят в тюрьме? Будет ли мое дело завершено в течение десяти лет? [80]

В таких странах, как Китай и Вьетнам, переход к рыночной экономике стал основным фактором движения к верховенству закона, поскольку верховенство закона важно для иностранных инвесторов и для экономического развития. Остается неясным, будет ли верховенство закона в таких странах, как Китай и Вьетнам, ограничиваться коммерческими вопросами или распространиться и на другие области, и если да, то улучшит ли это распространение перспективы соответствующих ценностей, таких как демократия и права человека. [81] Верховенство закона в Китае широко обсуждается и обсуждается как учеными-юристами, так и политиками Китая.

В Китае, хотя верховенство закона относят к западным политическим ценностям, Коммунистическая партия Китая (КПК) попыталась дать ему новое определение для своей страны. КПК Несмотря на то, что в Документе 9 утверждается, что западные ценности исказили понимание многими людьми верховенства закона, КПК одновременно поддерживает управление страной в соответствии с верховенством закона. [82] Эти факторы, вероятно, позволяют предположить, что КПК создает верховенство закона с китайской спецификой, что может просто повлечь за собой модификацию западного понятия верховенства закона, чтобы оно лучше соответствовало уникальным политическим, социальным и историческим условиям Китая. Как предполагает Документ 9, КПК не считает, что независимость судебной власти, разделение властей или конституционные формы правления, определенные западным обществом, соответствуют уникальной форме правления Китая. [83] [84] Эта уникальная версия верховенства закона с китайской спецификой привела к различным попыткам определить китайский метод управления страной на основе верховенства закона внутри страны и на международном уровне. [85] [84]

В Таиланде, королевстве, которое имеет конституцию с момента первой попытки свергнуть систему абсолютной монархии в 1932 году, верховенство закона было скорее принципом, чем реальной практикой. [ нужна ссылка ] Древние предрассудки и политические предубеждения присутствовали в трех ветвях власти с момента их основания, а правосудие формально осуществлялось в соответствии с законом, но на самом деле более тесно соответствовало роялистским принципам, которые все еще отстаиваются в 21 веке. [ нужна ссылка ] В ноябре 2013 года Таиланд столкнулся с новыми угрозами верховенству закона, когда исполнительная власть отклонила решение Верховного суда о том, как выбирать сенаторов. [ нужна ссылка ]

В Индии самый длинный конституционный текст в мировой истории управлял этой страной с 1950 года. Конституция Индии призвана ограничить возможность правительственного усмотрения, а судебная система использует судебный контроль для соблюдения Конституции, особенно основных прав . [86] Хотя некоторые люди критикуют индийскую судебную систему за ее судебную активность , [87] другие считают, что такие действия необходимы для защиты верховенства закона, основанного на Конституции, а также для сохранения независимости судебной власти , важной части доктрины базовой структуры . [88]

До Второй мировой войны в Японии существовали многовековые традиции , во время которых существовали законы, но они не обеспечивали центрального организационного принципа общества и не ограничивали полномочия правительства (Boadi, 2001). В начале 21-го века процент людей, которые были юристами и судьями в Японии, оставался очень низким по сравнению с Западной Европой и Соединенными Штатами, а законодательство в Японии имело тенденцию быть кратким и общим, оставляя большую свободу действий в руках бюрократов. [89] [90]

Организации [ править ]

Различные организации участвуют в обеспечении верховенства закона.

Комиссия ЕС [ править ]

Верховенство права закреплено в статье 2 Договора о Европейском Союзе как одна из общих ценностей для всех государств-членов. В условиях верховенства закона все государственные органы всегда действуют в рамках ограничений, установленных законом, в соответствии с ценностями демократии и основных прав и под контролем независимых и беспристрастных судов. Верховенство права включает в себя такие принципы, как законность, подразумевающую прозрачный, подотчетный, демократический и плюралистический процесс принятия законов; правовая определенность; запрещение произвольного осуществления исполнительной власти; эффективная судебная защита со стороны независимых и беспристрастных судов, эффективный судебный контроль, включая уважение основных прав; разделение властей; и равенство перед законом. Эти принципы были признаны Европейским судом и Европейским судом по правам человека. Кроме того, Совет Европы разработал стандарты и опубликовал заключения и рекомендации, которые обеспечивают четкое руководство по продвижению и поддержанию верховенства закона. [91]

Совет Европы [ править ]

Устав Совета Европы характеризует верховенство права как один из основных принципов, на которых основывалось создание организации. В пункте 3 преамбулы Статута Совета Европы говорится: «Подтверждая свою преданность духовным и моральным ценностям, которые являются общим наследием их народов и истинным источником свободы личности, политической свободы и верховенства закона, принципы, которые составляют основу всякой подлинной демократии». В Статуте соблюдение принципов верховенства права является условием того, чтобы европейские государства были полноправными членами организации. [92]

юристов Международная комиссия

состоялось мероприятие В 1959 году в Нью-Дели , на котором Международная комиссия юристов выступила с декларацией об основополагающем принципе верховенства права. В мероприятии приняли участие более 185 судей, юристов и профессоров права из 53 стран. Позже это стало известно как Делийская декларация . В декларации они заявили, что подразумевает верховенство закона. Они включали определенные права и свободы, независимую судебную систему и социальные, экономические и культурные условия, способствующие уважению человеческого достоинства. Единственным аспектом, не включенным в Делийскую декларацию, было верховенство закона, требующее, чтобы законодательная власть подлежала судебному контролю . [93]

Организация Объединенных Наций [ править ]

Генеральный секретарь ООН определяет верховенство права как: [94]

принцип управления, при котором все лица, учреждения и организации, государственные и частные, включая само государство, подотчетны законам, которые публично обнародуются, одинаково исполняются и принимаются независимыми решениями и которые соответствуют международным нормам и стандартам в области прав человека. Требуются также меры по обеспечению соблюдения принципов верховенства закона, равенства перед законом, подотчетности перед законом, справедливости в применении закона, разделения властей, участия в принятии решений, правовой определенности, избежания произвола и процессуальной и правовой прозрачности.

Генеральная Ассамблея рассматривает верховенство права в качестве пункта повестки дня с 1992 года, с возобновлением интереса с 2006 года и приняла резолюции на своих последних трех сессиях. [95] Совет Безопасности провел ряд тематических дебатов по вопросам верховенства права. [96] и принял резолюции, подчеркивающие важность этих вопросов в контексте женщин, мира и безопасности, [97] дети в вооруженном конфликте, [98] и защита гражданского населения в вооруженном конфликте. [99] Комиссия по миростроительству также регулярно рассматривала вопросы верховенства права в отношении стран, включенных в ее повестку дня. [100] Венская декларация и Программа действий также требуют, чтобы верховенство закона было включено в образование в области прав человека . [101] Кроме того, Цель устойчивого развития 16 , являющаяся компонентом Повестки дня на период до 2030 года, направлена ​​на содействие верховенству закона на национальном и международном уровнях. [102]

В нашей общей повестке дня [103] Организации Объединенных Наций Генеральный секретарь написал в пункте 23: «В поддержку усилий по тому, чтобы поставить людей в центр систем правосудия, я буду продвигать новое видение верховенства закона, основанное на Цели устойчивого развития 16 и Декларации Высокого уровня 2012 года. Заседание Генеральной Ассамблеи по вопросам верховенства права на национальном и международном уровнях (см. резолюцию 67/1)».

Международная ассоциация юристов [ править ]

В 2009 году Совет Международной ассоциации юристов принял резолюцию, одобряющую материальное или «расширенное» определение верховенства права: [104]

Независимая, беспристрастная судебная система; презумпция невиновности; право на справедливое и публичное судебное разбирательство без неоправданной задержки; рациональный и соразмерный подход к наказанию; сильная и независимая юридическая профессия; строгая защита конфиденциального общения между адвокатом и клиентом; равенство всех перед законом; все это фундаментальные принципы верховенства закона. Соответственно, произвольные аресты; тайные испытания; бессрочное содержание под стражей без суда; жестокое или унижающее достоинство обращение или наказание; запугивание или коррупция в избирательном процессе неприемлемы. Верховенство закона является основой цивилизованного общества. Он устанавливает прозрачный процесс, доступный и равный для всех. Это гарантирует соблюдение принципов, которые одновременно освобождают и защищают. IBA призывает все страны уважать эти фундаментальные принципы. Он также призывает своих членов высказываться в поддержку верховенства закона в своих сообществах.

Всемирный проект справедливости

Всемирный проект справедливости (WJP) [105] — это международная организация, которая проводит независимые исследования и данные с целью повышения осведомленности и стимулирования действий по продвижению верховенства закона. [106]

Проект «Всемирная справедливость» определяет верховенство закона как прочную систему законов, институтов, норм и обязательств страны, которая поддерживает четыре универсальных принципа: [107]

  1. Подотчетность: правительство, его должностные лица и агенты несут ответственность в соответствии с законом.
  2. Справедливый закон: закон ясен, опубликован, стабилен и применяется равномерно. Он обеспечивает права человека, а также собственно договорные и процессуальные права.
  3. Открытое правительство: применяемые процессы доступны, справедливы и эффективны.
  4. Доступное и беспристрастное правосудие: правосудие осуществляется своевременно компетентными, этичными и независимыми представителями и нейтральными лицами, которые доступны, имеют достаточные ресурсы и отражают структуру сообществ, которым они служат.

Их флагманский индекс верховенства закона WJP, [108] измеряет степень, в которой 140 стран и юрисдикций [109] придерживаться верховенства закона в восьми измерениях: [110] Ограничения полномочий правительства , отсутствие коррупции , открытое правительство , основные права , порядок и безопасность , соблюдение нормативных требований , гражданское правосудие и уголовное правосудие .

Международная организация по праву развития

Международная организация по праву развития (IDLO) – это межправительственная организация, деятельность которой направлена ​​на содействие верховенству закона и развитию. Он помогает людям и сообществам отстаивать свои права и предоставляет правительствам ноу-хау для их реализации. [111] Он поддерживает развивающиеся экономики и страны со средним уровнем дохода в укреплении их правового потенциала и верховенства закона для устойчивого развития и экономических возможностей. [112] Это единственная межправительственная организация с эксклюзивным мандатом по обеспечению верховенства закона, имеющая опыт работы более чем в 90 странах мира. [113]

Международная организация по праву развития имеет целостное определение верховенства права:

Верховенство закона – это не просто вопрос надлежащей правовой процедуры, оно является фактором обеспечения справедливости и развития. Эти три понятия взаимозависимы; когда они реализованы, они взаимно усиливают друг друга. Для IDLO верховенство закона является не только вопросом законов и процедур, но и культурой и повседневной практикой. Оно неотделимо от равенства, от доступа к правосудию и образованию, от доступа к здравоохранению и защите наиболее уязвимых слоев населения. Это имеет решающее значение для жизнеспособности сообществ и наций, а также для окружающей среды, которая их поддерживает. [114]

IDLO имеет штаб-квартиру в Риме, филиал в Гааге и статус постоянного наблюдателя при Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

продвижению верховенства закона сеть по Международная

Международная сеть по продвижению верховенства права (ИНПРОЛ) — это сеть, объединяющая более 3000 юристов-практиков из 120 стран и 300 организаций, работающих над вопросами верховенства права в постконфликтных и развивающихся странах с точки зрения политики, практики и исследований. INPROL базируется на базе Института мира США (USIP) в партнерстве с Бюро по международной борьбе с наркотиками и правоохранительной деятельности Государственного департамента США, Подразделением по стратегическим вопросам полиции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Центром передового опыта полиции. Отдел стабильности и Юридическая школа Уильяма и Мэри в США. [115] В число дочерних организаций входят Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Академия Фольке Бернадота, Международная ассоциация адвокатов, Международная ассоциация начальников полиции, Международная ассоциация женщин-полицейских, Международная ассоциация исправительных учреждений и тюрем, Международная ассоциация судебной администрации, Международная консультативная служба сектора безопасности. Команда Женевского центра демократического контроля над вооруженными силами, Всемирной ассоциации женщин-криминалистов (WAWFE) и Международного института права и прав человека.

INPROL предоставляет онлайн-форум для обмена информацией о передовом опыте. Члены могут задавать вопросы и ожидать ответов от своих коллег-практиков в области верховенства права со всего мира об их опыте решения проблем верховенства права.

По отношению к экономике [ править ]

Одним из важных аспектов инициатив по верховенству права является изучение и анализ влияния верховенства права на экономическое развитие . Движение за верховенство закона не может быть полностью успешным в странах с переходной экономикой и развивающихся странах без ответа на вопрос: имеет ли верховенство права значение для экономического развития или нет? [116] Конституционная экономика — это исследование совместимости экономических и финансовых решений в рамках существующих конституционных правовых норм, и такая основа включает государственные расходы на судебную систему , которая во многих переходных и развивающихся странах полностью контролируется исполнительной властью. Полезно различать два метода коррупции судебной власти: коррупцию исполнительной власти в отличие от коррупции частных лиц.

Стандарты конституционной экономики можно использовать в ходе ежегодного бюджетного процесса , и если планирование бюджета будет прозрачным, тогда верховенство закона может выиграть. Наличие эффективной судебной системы, которая может быть использована гражданским обществом в ситуациях несправедливых государственных расходов и конфискации ранее санкционированных ассигнований исполнительной властью, является ключевым элементом успеха усилий по обеспечению верховенства закона. [117]

Верховенство закона особенно важно как влияние на экономическое развитие в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. На сегодняшний день термин «верховенство права» используется преимущественно в англоязычных странах и до конца не выяснен даже в отношении таких устоявшихся демократий, как, например, Швеция, Дания, Франция, Германия, или Япония. Общий язык между юристами стран общего и гражданского права, а также между юридическими сообществами развитых и развивающихся стран критически важен для исследования связей между верховенством права и реальной экономикой. [118]

Экономист Ф.А. Хайек проанализировал, какую пользу верховенство закона может принести свободному рынку. Хайек предположил, что в соответствии с верховенством закона люди смогут делать разумные инвестиции и планы на будущее с некоторой уверенностью в успешной окупаемости инвестиций, когда он заявил: «В соответствии с верховенством закона правительство не может сводить на нет индивидуальные усилия с помощью специальных мер». В рамках известных правил игры человек свободен преследовать свои личные цели и желания, будучи уверенным, что полномочия правительства не будут использоваться намеренно, чтобы сорвать его усилия». [119]

Исследования показали, что слабое верховенство закона (например, дискреционное регулирование) препятствует инвестициям. Экономисты обнаружили, например, что усиление дискреционного регулирования заставило американские фирмы отказаться от международных инвестиций. [120]

По отношению к культуре [ править ]

Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников или Пакт Рериха — межамериканский договор . Важнейшей идеей Пакта Рериха является юридическое признание того, что защита объектов культуры важнее использования или уничтожения этой культуры в военных целях , а защита культуры всегда имеет приоритет над любой военной необходимостью . [121] Пакт Рериха, подписанный 15 апреля 1935 года представителями 21 американского штата в Овальном кабинете Белого дома (Вашингтон, округ Колумбия). Это был первый международный договор, подписанный в Овальном кабинете. [122] Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта — первый международный договор , посвященный защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Он был подписан в Гааге , Нидерланды , 14 мая 1954 года и вступил в силу 7 августа 1956 года. По состоянию на июнь 2017 года его ратифицировали 128 государств. [123]

Верховенство закона может быть затруднено, когда существует разрыв между правовым и общественным консенсусом. Примером является интеллектуальная собственность . Под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности в большинстве стран мира были приняты номинально строгие законы об авторском праве; но поскольку отношение большей части населения не соответствует этим законам, бунт против прав собственности проявился в безудержном пиратстве , включая рост однорангового обмена файлами . [124] Аналогичным образом, в России уклонение от уплаты налогов является обычным явлением, и человек, признающий, что он не платит налоги, не подвергается осуждению и критике со стороны своих коллег и друзей, поскольку налоговая система рассматривается как неразумная. [125] Взяточничество также имеет разные нормативные последствия в разных культурах. [126]

Что касается образования [ править ]

Образование играет важную роль в продвижении верховенства закона (ПЗ) и культуры законности. По сути, он выполняет важную защитную функцию, укрепляя способности учащихся противостоять трудным жизненным ситуациям и преодолевать их. Молодые люди могут внести важный вклад в формирование культуры законности, а правительства могут обеспечить образовательную поддержку, которая воспитает позитивные ценности и отношения в будущих поколениях. [127]

посредством образования Ожидается, что учащиеся приобретут и разовьют когнитивный , социально-эмоциональный и поведенческий опыт и навыки, необходимые им для того, чтобы стать конструктивными и ответственными участниками общества . Образование также играет ключевую роль в передаче и поддержании социокультурных норм и обеспечении их дальнейшего развития. [128] Посредством формального образования дети и молодежь приучаются к принятию определенных ценностей, моделей поведения, взглядов и ролей, которые формируют их личную и социальную идентичность и направляют их в их повседневном выборе. [127]

По мере своего развития дети и молодежь также развивают способность критически размышлять над нормами и формировать новые нормы, отражающие современные условия. Таким образом, образование в области правосудия продвигает и поддерживает принцип Правил права путем: [127]

  • Поощрение учащихся ценить и применять принципы Правил обучения в своей повседневной жизни;
  • Предоставление учащимся соответствующих знаний, ценностей, взглядов и моделей поведения, которые им необходимы, чтобы способствовать их постоянному совершенствованию и возрождению в обществе в более широком смысле. Это может быть отражено, например, в том, как учащиеся требуют большей прозрачности или подотчетности государственных учреждений, а также в повседневных решениях, которые учащиеся принимают как этически ответственные и заинтересованные граждане, члены семьи, работники, работодатели, друзья, и потребители и т. д. [127]

Образование глобальной гражданственности (GCE) построено на основе обучения на протяжении всей жизни. Это не только для детей и молодежи, но и для взрослых. Оно может проводиться в формальной, неформальной и неофициальной обстановке. По этой причине GCE является неотъемлемой частью цели 4 устойчивого развития в области образования (ЦУР 4, задача 4.7). Структура компетенций, основанная на концепции обучения, охватывает три области для создания всестороннего опыта обучения: когнитивную, социально-эмоциональную и поведенческую. [127]

Образовательная политика и программы могут поддержать личные и общественные преобразования, необходимые для продвижения и поддержания Правил обучения, путем:

  • Обеспечение развития и приобретения ключевых знаний, ценностей, отношений и моделей поведения.
  • Решение реальных образовательных потребностей и дилемм молодых людей.
  • Поддержка позитивного поведения.
  • Обеспечение применения принципов Правил обучения всеми учебными заведениями и во всех учебных средах. [127]

См. также [ править ]

По юрисдикции [ править ]

Ученые-юристы [ править ]

Источники [ править ]

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC BY-SA ( лицензионное заявление/разрешение ). Текст взят из книги «Укрепление верховенства закона посредством образования: Руководство для политиков» , 63, ЮНЕСКО.

Примечания и ссылки [ править ]

  1. ^ Коул, Джон и др. (1997). Библиотека Конгресса США , WW Norton & Company. п. 113
  2. ^ Семпилл, Джулиан (2020). «Верховенство закона и власть людей: история, наследие, безвестность». Гаагский журнал о верховенстве права . 12 (3): 511–540. doi : 10.1007/s40803-020-00149-9 (неактивен 3 мая 2024 г.). S2CID   256425870 . {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на май 2024 г. ( ссылка )
  3. ^ «Верховенство закона» . Национальное географическое общество. 15 марта 2019 года . Проверено 29 января 2022 г.
  4. ^ «Почему мы говорим: «Нет человека выше закона?» .
  5. ^ Тен, C. l (2017), «Конституционализм и верховенство закона», «Спутник современной политической философии» , John Wiley & Sons, Ltd, стр. 493–502, doi : 10.1002/9781405177245.ch22 , ISBN  978-1405177245
  6. ^ Рейнольдс, Ноэль Б. (1986). «Конституционализм и верховенство закона» . Все публикации факультета (Архив ученых BYU) . Архивировано из оригинала 07.11.2019 . Проверено 21 февраля 2020 г.
  7. ^ «Конституционализм, верховенство закона, PS201H-2B3» . www.proconservative.net . Архивировано из оригинала 15 марта 2018 года . Проверено 12 ноября 2019 г. .
  8. ^ «Верховенство закона | Определение, последствия, значение и факты | Британника» . Британская энциклопедия . Проверено 29 января 2022 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Резерфорд, Сэмюэл. Lex, rex: закон и принц, спор о справедливых прерогативах короля и народа, содержащий причины и причины оборонительных войн королевства Шотландия, а также их экспедиции на помощь и помощь своих братьев Англии. , с. 237 (1644): «Принц остается, даже будучи принцем, социальным существом, человеком, а также королем; тем, кто должен покупать, продавать, обещать, заключать контракты, распоряжаться: следовательно, он не является regula regulans, но в рамках закона..."
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аристотель, Политика 3.16
  11. ^ Хобсон, Чарльз. Великий главный судья: Джон Маршалл и верховенство закона , с. 57 (University Press of Kansas, 1996): по словам Джона Маршалла , «создатели Конституции рассматривали этот инструмент как правило для управления судами, а также законодательными органами».
  12. ^ Пол. «Сопротивление господству мужчин». . Louis ULJ 62 (2017): 333. «Я скажу, что у нас есть «правление людей» или «личное правление», когда те, кто обладает государственной властью, не обязаны объяснять причины тем, над кем эта власть находится. которыми владеют — с точки зрения управляемых, правители могут просто действовать согласно своим грубым желаниям».
  13. ^ Оствальд, Мартин (1986). От народного суверенитета к суверенитету закона: закон, общество и политика в Афинах пятого века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 412–496. ISBN  9780520067981 .
  14. ^ Обер, Иосия (1989). Масса и элита в демократических Афинах: риторика, идеология и власть народа . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 144–7, 299–300. ISBN  9780691028644 .
  15. ^ Лиддел, Питер П. (2007). Гражданский долг и свобода личности в древних Афинах . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 130–131. ISBN  978-0-19-922658-0 .
  16. ^ Альтер, Роберт (2004). Пять книг Моисея: перевод с комментариями . WW Нортон и компания. п. 627 . ISBN  978-0-393-01955-1 .
  17. ^ Перевод Великой хартии вольностей (1215 г.), Британская библиотека
  18. ^ Великая хартия вольностей (1297 г.) Национальный архив США . Архивировано 7 октября 2016 г. в Wayback Machine .
  19. ^ Тернер, Ральф (2016). Великая хартия вольностей . Рутледж.
  20. ^ Ферро, Виктор: Каталонское публичное право. Учреждения в Каталонии до принятия Указа о новом заводе ; Редакционная статья «Эумо»; ISBN   84-7602-203-4 [ нужна страница ]
  21. Оксфордский словарь английского языка (OED), « Верховенство закона, n. », по состоянию на 27 апреля 2013 г. Согласно OED, это предложение примерно 1500 года было написано Джоном Блаунтом : «Законы и конституции должны быть установлены из-за неприятного аппетита человек может оставаться под властью закона благодаря тому, что человечество прекрасно образовано, чтобы жить честно». И это предложение 1559 года приписывается Уильяму Баванду : «Мировой судья должен… продолжать учитывать все человеческие поступки и быть осторожным, чтобы они, по крайней мере, презирая верховенство закона, не дорастали до своевольства».
  22. ^ Халлам, Генри . Конституционная история Англии , том. 1, с. 441 (1827).
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Верховенство закона» . Конституционное общество. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 3 октября 2014 г.
  24. ^ Харрингтон, Джеймс (1747). Толанд, Джон (ред.). Океана и другие произведения (3-е изд.). Лондон: Миллар. п. 37 (Интернет-архив: копия принадлежит Джону Адамсу ).
  25. ^ Локк, Джон. Второй трактат о гражданском правительстве , гл. IV, сек. 22 (1690 г.).
  26. ^ Таманаха, Брайан. О верховенстве закона , с. 47 (Издательство Кембриджского университета, 2004).
  27. ^ Пикок, Энтони Артур, Свобода и верховенство закона , с. 24. 2010.
  28. ^ Либерман, Джетро. Практическое дополнение к Конституции , с. 436 (Калифорнийский университет Press, 2005).
  29. ^ Конституция Содружества Массачусетс (1780 г.) , Часть первая, Ст. VI.
  30. ^ Подмигивает, Робин В. (1993). Мировая цивилизация: краткая история (2-е изд.). Сан-Диего, Калифорния: Университетская пресса. п. 406. ИСБН  978-0-939693-28-3 .
  31. ^ Биллиас, Джордж Атан (2011). Американский конституционализм слышал во всем мире, 1776–1989: глобальная перспектива . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 53–56. ISBN  978-0-8147-2517-7 .
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вормут, Фрэнсис. Истоки современного конституционализма , с. 28 (1949).
  33. ^ Бингэм, Томас . Верховенство закона , с. 3 (Пингвин, 2010).
  34. ^ Блэк, Энтони. Всемирная история древней политической мысли (Oxford University Press, 2009). ISBN   0-19-928169-6 [ нужна страница ]
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвид Кларк, « Множество значений верховенства закона. Архивировано 8 апреля 2016 г. в Wayback Machine » в издании Канишка Джаясурия, «Право, капитализм и власть в Азии» (Нью-Йорк: Routledge, 1998).
  36. ^ Купер, Джон и др. Полное собрание сочинений Платона , с. 1402 (Издательство Хакетт, 1997).
  37. Полностью: «Магистраты, которые вершат закон, судьи, выступающие в качестве его представителей, все остальные из нас, живущие как его слуги, выражают ему свою преданность как гарантию нашей свободы». — Цицерон (1975). Суды по убийствам . Пингвинская классика. Перевод Майкла Гранта. Хармондсворт: Пингвин. п. 217 Оригинальная латынь: «Служители закона — это магистраты, толкователи закона — судьи, и, наконец, мы все — рабы закона, чтобы быть свободными». «Про Клюэнцио» . Латинская библиотека . 53:146 . Проверено 5 марта 2018 г.
  38. ^ Сянмин, Чжан. О двух древних китайских административных идеях: правило добродетели и правление закона. Архивировано 17 июня 2017 года в Wayback Machine , «Культурная мандала: бюллетень Центра культурных и экономических исследований Востока и Запада» (2002): «Хотя Хань Фэй рекомендовал Правительство должно управлять посредством закона, что кажется беспристрастным. Он выступал за то, чтобы закон принимался исключительно лордами. Лорды ставят себя выше закона. Таким образом, закон является монархическим средством контроля над людьми, а не средством народа сдерживать лордов. . Лорды ни в коем случае не находятся в равном положении с народом. Следовательно, мы не можем упоминать правление закона, предложенное Хань Фэем, в одном ряду с демократией и верховенством закона, пропагандируемыми сегодня».
    Бевир, Марк. Энциклопедия политической теории , стр. 161–162.
    Манро, Дональд. Представление о человеке в раннем Китае . п. 4.
    Го, Сюэчжи. Идеальный китайский политический лидер: историческая и культурная перспектива . п. 152.
  39. ^ Пиренбум, Рэндалл (1993). Закон и мораль в древнем Китае: шелковые рукописи Хуан-Лао . СУНИ Пресс. п. 171. ИСБН  978-0-7914-1237-4 .
  40. ^ Оксфордский онлайн-словарь английского языка (по состоянию на 13 сентября 2018 г.; правописание американизировано). Фраза «верховенство закона» иногда используется и в других значениях. См. Гарнер, Брайан А. (главный редактор). Юридический словарь Блэка , 9-е издание, с. 1448. (Томсон Рейтер, 2009). ISBN   978-0-314-26578-4 . Блэк предлагает пять определений «верховенства закона»: главное определение — «Основной правовой принцип»; второй - «превосходство регулярной власти над произволом».
  41. ^ Таманаха, Брайан З. (2004). О верховенстве закона . Издательство Кембриджского университета . п. 3.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Таманаха, Брайан. «Верховенство закона для всех?» , Современные правовые проблемы , вып. 55, через SSRN (2002).
  43. ^ Крейг, Пол П. (1997). «Формальные и существенные концепции верховенства права: аналитическая основа». Публичное право : 467.
  44. ^ Донельсон, Рафф (2019). «Юридические противоречия». Обзор закона Талсы . 55 (1): 15–44. ССНН   3365259 .
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стивенсон, Мэтью. «Верховенство закона как цель политики развития» , Исследование Всемирного банка (2008).
  46. ^ Хайди М. Херд (август 1992 г.). «Заслуженное наказание оправданных» . Обзор законодательства штата Мичиган . 90 (8): 2203–2324. дои : 10.2307/1289573 . JSTOR   1289573 .
  47. ^ Таманаха, Брайан (2004). О верховенстве закона . Издательство Кембриджского университета. п. 3
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кауфман, Дэниел и др. «Вопросы управления VI: показатели управления на 1996–2006 гг., Рабочий документ Всемирного банка по исследованию политики № 4280» (июль 2007 г.).
  49. ^ «Вопросы управления 2008». Архивировано 28 марта 2009 года в Wayback Machine , Всемирный банк .
  50. ^ «Индекс верховенства закона WJP» . worldjusticeproject.org . Проверено 8 февраля 2023 г.
  51. ^ «Анализ индекса верховенства закона WJP» . worldjusticeproject.org . Проверено 8 февраля 2023 г.
  52. ^ Пеш, Лоран (10 сентября 2006 г.). «Верховенство закона во Франции». Университет Миддлсекса – юридический факультет . ССНР   929099 .
  53. ^ Летурнер, М.; Драго, Р. (1958). «Верховенство закона, как оно понимается во Франции». Американский журнал сравнительного права . 7 (2): 147–177. дои : 10.2307/837562 . JSTOR   837562 .
  54. ^ Пиренбум, Рэндалл (2004). «Верховенство закона во Франции» . Азиатские дискурсы верховенства права: теории и реализация верховенства права в двенадцати азиатских странах, Франции и США (Цифровая печать. Под ред.). Рутледж Керзон. п. 81. ИСБН  978-0-415-32612-4 .
  55. ^ Верховенство права в Китае: сравнительный подход . Спрингер. 2014. стр. 77–78. ISBN  978-3-662-44622-5 .
  56. ^ Цурн, Майкл; Ноллкемпер, Андре; Пиренбум, Рэнди, ред. (2012). Динамика верховенства права: в эпоху международного и транснационального управления . Издательство Кембриджского университета. стр. 116–117. ISBN  978-1-139-51097-4 .
  57. ^ «Верховенство закона» . Британская библиотека . Проверено 3 октября 2014 г.
  58. ^ См. также «Верховенство закона и прокурор» . Генеральная прокуратура. 9 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 24 июля 2019 года . Проверено 20 ноября 2014 г.
  59. ^ Хостеттлер, Джон (2011). Защитники верховенства закона . Уотерсайд Пресс. п. 23. ISBN  978-1-904380-68-9 .
  60. ^ Вайл, Джош (2006). Компаньон Конституции США и поправок к ней . Издательская группа Гринвуд. п. 80
  61. Osborn v. Bank of the United States , 22 US 738 (1824): «Когда говорят, что [суды] осуществляют усмотрение, это просто юридическое усмотрение, усмотрение, которое следует применять при определении курса, предписанного законом; и Когда это установлено, суд обязан следовать этому».
  62. ^ «Может ли действующий президент США быть привлечен к уголовной ответственности?» . Рейтер . 26 февраля 2019 г. Проверено 8 января 2022 г.
  63. ^ Подверженность действующего президента предъявлению обвинений и уголовному преследованию (PDF) (Отчет). Том. 24, Мнения. Офис юрисконсульта. 16 октября 2000 г., стр. 222–260 . Проверено 4 января 2024 г.
  64. ^ Может ли бывший президент быть обвинен и предан суду за те же преступления, за которые он был привлечен к ответственности Палатой представителей и оправдан Сенатом (PDF) (Отчет). Том. 24, Мнения. Офис юрисконсульта. 18 августа 2000 г., стр. 110–155 . Проверено 3 января 2024 г.
  65. ^ Росситер, Клинтон , изд. (2003) [1961]. Документы федералиста . Печатка Классика . п. 544. ИСБН  978-0-451-52881-0 .
  66. ^ Коул, Джаред П.; Гарви, Тодд (6 декабря 2023 г.). Импичмент и Конституция (Доклад). Исследовательская служба Конгресса . стр. 14–15 . Проверено 29 декабря 2023 г.
  67. ^ Харрисон, Джон. «Основная надлежащая правовая процедура и конституционный текст», Virginia Law Review , vol. 83, с. 493 (1997).
  68. ^ Гедикс, Фредерик . «Оригинальная защита материальной надлежащей правовой процедуры: Великая хартия вольностей, конституционализм высшего права и Пятая поправка» , Emory Law Journal , vol. 58, стр. 585–673 (2009). См. также Эдлин, Дуглас, « Судебный контроль без конституции », Polity , vol. 38, стр. 345–368 (2006).
  69. ^ Таманаха, Брайан. Как инструментальный взгляд на право подрывает верховенство закона , двенадцатый ежегодный Клиффордский симпозиум по деликтному праву и социальной политике.
  70. ^ Эрнст, Дэниел Р. (2014). Кошмар Токвиля: Возникновение административного государства в Америке, 1900–1940 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-992086-0 [ нужна страница ]
  71. ^ Сноуисс, Сильвия. Судебный надзор и конституционный закон , стр. 41–42 (Yale University Press, 1990).
  72. ^ Огден против Сондерса , 25 US 213, 347 (1827). Это было единственное несогласие Маршалла в конституционном деле. Анархист -индивидуалист Лизандер Спунер позже осудил Маршалла за эту часть его несогласия с Огденом . Видеть Спунер, Лизандер (2008). Давайте упраздним правительство . Институт Людвига фон Мизеса. п. 87. Эти же вопросы также обсуждались в более раннем деле Верховного суда США «Колдер против Булла» , 3 U.S. 386 (1798), где судьи Джеймс Иределл и Сэмюэл Чейз заняли противоположные позиции. См. Прессер, Стивен. «Симпозиум: Сэмюэл Чейз: В защиту верховенства закона и против джефферсонианцев», Vanderbilt Law Review , vol. 62, с. 349 (март 2009 г.).
  73. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Верховенство закона, справочник, «Практическое руководство для судей-адвокатов», 2010 г., Юридический центр и школа генерального судьи-адвоката, армия США.Центр права и военных операций, Шарлоттсвилл, Вирджиния, 22903
  74. ^ Альберт Венн Дайси, Введение в изучение конституционного права, 5-е изд (Лондон: Macmillan and Co, 1897) на 175-84, цитируется в «Верховенстве закона» , Центр конституционных исследований, 4 июля 2019 г.
  75. ^ Ссылка на отделение Квебека , 1998 CanLII 793 (SCC), [1998] 2 SCR 217, пункты 44–49, см. также Торонто (город) против Онтарио (Генеральный прокурор) , 2021 SCC 34, пункт 49.
  76. ^ Ссылка Re Secession of Quebec , [1998] 2 SCR 217, пункты 70-78.
  77. Дансмюр против Нью-Брансуика , 2008 SCC 9 (CanLII), [2008] 1 SCR 190, п. 28
  78. ^ Канада (министр гражданства и иммиграции) против Вавилова , 2019 SCC 65, п. 14, со ссылкой на Rt. Достопочтенный. Б. Маклахлин, «Роль административных трибуналов и судов в поддержании верховенства закона» (1998), 12 CJALP 171, стр. 174
  79. ^ Чу, Юн-Хан и др. Как жители Восточной Азии смотрят на демократию , стр. 31–32.
  80. ^ Ти, Аузар. «Азии нужны новые дебаты о верховенстве закона». Архивировано 7 мая 2013 г. в Wayback Machine , United Press International , UPIAsia.com (14 августа 2008 г.).
  81. ^ Пиренбум, Рэндалл в азиатских дискурсах о верховенстве закона , стр. 39 (Рутледж, 2004).
  82. ^ Ван, Чжэнсюй (2016). «Си Цзиньпин: переломный момент в политике китайской элиты?» . Тейлор и Фрэнсис Онлайн . 22 (4): 469–486. дои : 10.1080/13569775.2016.1175098 . S2CID   156316938 . Проверено 24 сентября 2023 г.
  83. ^ Кримерс, Роджер. «Коммюнике о современном состоянии идеологической сферы (Документ № 9)» . ДигиКитай . Стэнфордский университет . Проверено 24 сентября 2023 г.
  84. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рудольф, Мориц (2021). «Мысли Си Цзиньпина о верховенстве закона» . Комментарий СВП . Stiftung Wissenschaft und Politik. дои : 10.18449/2021C28 . S2CID   235350466 . Проверено 24 сентября 2023 г.
  85. ^ Чен, Ван. «Мысли Си Цзиньпина о верховенстве права – это новое развитие и новый скачок…» Интерпретация CSIS: Китай . ЦСИС . Проверено 24 сентября 2023 г.
  86. ^ Бакси, Упендра в азиатских дискурсах о верховенстве закона , стр. 336–337 (Routledge 2004).
  87. ^ Робинсон, Саймон. «Для судей-активистов попробуйте Индию» , журнал Time (8 ноября 2006 г.).
  88. ^ Штатный автор (2 сентября 2011 г.). «Нужен ли нам судебный активизм?» . Проверено 15 января 2022 г.
  89. ^ Грин, Карл. «Япония: пересмотр «верховенства закона без юристов»». Архивировано 23 июня 2008 г. в Wayback Machine , Выступление перед Азиатским обществом (14 марта 2001 г.).
  90. ^ См. также Гудман, Карл Ф. (2008). Верховенство закона в Японии: сравнительный анализ (2-е изд.). Уолтерс Клювер Право и бизнес. ISBN  978-90-411-2750-1 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  91. ^ «Сообщение Комиссии Европейскому парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов. Отчет о верховенстве права за 2020 год. Ситуация с верховенством права в Европейском Союзе» . ЭУР-Лекс . Проверено 3 августа 2022 г. Текст был скопирован из этого источника, который доступен по международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Архивировано 16 октября 2017 г. на Wayback Machine .
  92. ^ «Устав Совета Европы» . Совет Европы. Архивировано из оригинала 30 декабря 2019 г. Проверено 7 декабря 2017 г.
  93. ^ Голдсуорси, Джеффри. «Законодательный суверенитет и верховенство закона» Тома Кэмпбелла, Кейта Д. Юинга и Адама Томкинса (редакторы), «Скептические эссе о правах человека» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), стр. 69.
  94. ^ Что такое верховенство закона? Архивировано 24 сентября 2019 года в Wayback Machine , Верховенство закона Организации Объединенных Наций.
  95. ^ См. резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/61/39, A/RES/62/70, A/RES/63/128.
  96. ^ См. дебаты Совета Безопасности Организации Объединенных Наций S/PRST/2003/15, S/PRST/2004/2, S/PRST/2004/32, S/PRST/2005/30, S/PRST/2006/28.
  97. ^ См. резолюции 1325 и 1820 Совета Безопасности ООН.
  98. ^ Например, см. Резолюцию 1612 Совета Безопасности ООН.
  99. ^ Например, см. Резолюцию 1674 Совета Безопасности ООН.
  100. ^ Организация Объединенных Наций и верховенство закона .
  101. ^ Венская декларация и Программа действий , Часть II, пункт 79.
  102. ^ Досс, Эрик. «Цель устойчивого развития 16» . Организация Объединенных Наций и верховенство закона . Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 года . Проверено 25 сентября 2020 г.
  103. ^ «Доклад Генерального секретаря «Наша общая повестка дня» » . www.un.org .
  104. Резолюция Совета Международной ассоциации юристов от 8 октября 2009 г. о комментариях к резолюции о верховенстве права (2005 г.). Архивировано 24 февраля 2021 г. в Wayback Machine .
  105. ^ «Проект Мировой Справедливости | Продвижение верховенства закона во всем мире» . Всемирный проект справедливости . Проверено 8 февраля 2023 г.
  106. ^ «WJP | Наша работа» . Всемирный проект справедливости . Проверено 8 февраля 2023 г.
  107. ^ «WJP | Что такое верховенство закона?» . Всемирный проект справедливости . Проверено 8 февраля 2023 г.
  108. ^ «WJP | Изучите методологию, идеи, наборы данных и интерактивные данные» . worldjusticeproject.org . Проверено 8 февраля 2023 г.
  109. ^ «WJP | Скачать полный отчет» . worldjusticeproject.org . Проверено 8 февраля 2023 г.
  110. ^ «Факторы индекса верховенства закона WJP» . worldjusticeproject.org . Проверено 8 февраля 2023 г.
  111. ^ «ИДЛО – Что мы делаем» . idlo.int . 24 февраля 2014 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
  112. ^ «Стратегический план ИДЛО» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2015 года.
  113. ^ «Об ИДЛО» . IDLO – Международная организация по праву развития . 26 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2019 г. . Проверено 30 марта 2022 г.
  114. ^ «Верховенство закона» . IDLO – Международная организация по праву развития . 24 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2019 года . Проверено 15 февраля 2022 г.
  115. ^ «ИНПРОЛ | Главная» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 9 февраля 2017 г.
  116. ^ Луис Флорес Баллестерос. «Коррупция и развитие. Неужели фактор «верховенства закона» значит больше, чем мы думаем?» 54 песо май. 2008:54 песо, 15 ноября 2008 г. [1]
  117. ^ Питер Баренбойм, «Определение правил», The European Lawyer , выпуск 90, октябрь 2009 г.
  118. ^ Питер Баренбойм, Наталья Меркулова. «25-летие конституционной экономики: российская модель и правовая реформа в России, в мировом движении за верховенство права и российская правовая реформа». Архивировано 24 февраля 2021 г. в Wayback Machine под редакцией Фрэнсиса Нита и Холли Нильсен, Justitsinform, Москва (2007).
  119. ^ Хайек, ФА (1994). Дорога к крепостному праву . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 81. ИСБН  978-0-226-32061-8 .
  120. ^ Грэм, Брэд; Строуп, Калеб (2016). «Сдерживает ли борьба со взяточничеством иностранные инвестиции?» (PDF) . Письма по прикладной экономике . 23 : 63–67. дои : 10.1080/13504851.2015.1049333 . S2CID   218640318 – через Тейлора и Фрэнсиса.
  121. ^ Питер Баренбойм, Наим Сидики, Брюгге, Мост между цивилизациями: 75-летие Пакта Рериха , Grid Belgium, 2010. Архивировано 12 июня 2021 г. в Wayback Machine . ISBN   978-5-98856-114-9 [ нужна страница ]
  122. ^ Элизабет Стуматова, Неоконченный портрет Рузвельта: мемуары , University of Pittsburgh Press, 1990, ISBN   0-8229-3659-3 [ нужна страница ]
  123. ^ «Конвенции» .
  124. ^ Бика-Хуйу, Алина, Белая книга: Формирование культуры уважения к верховенству закона , Американская ассоциация адвокатов
  125. ^ Поуп, Рональд Р. «Верховенство закона и российская культура – ​​совместимы ли они?» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 сентября 2016 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
  126. ^ Лихт, Амир Н. (декабрь 2007 г.). «Правила культуры: основы верховенства закона и другие нормы управления» (PDF) . Журнал сравнительной экономики . 35 (4): 659–688. дои : 10.1016/j.jce.2007.09.001 . hdl : 2027.42/39991 .
  127. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж ЮНЕСКО и УНП ООН (2019 г.). «Укрепление верховенства закона посредством образования: руководство для политиков» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2020 г. Проверено 22 мая 2019 г.
  128. ^ Дюркгейм, Э. (1956). Образование и социология . Нью-Йорк: Свободная пресса.

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 855c11fccd2284f54343c423417d669c__1718743620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/9c/855c11fccd2284f54343c423417d669c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rule of law - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)