Конституция
Конституция правовую — это совокупность фундаментальных принципов или установленных прецедентов , которые составляют основу государства , организации или другого типа образования и обычно определяют, как должно управляться это образование. [1]
Когда эти принципы записаны в едином документе или наборе юридических документов, можно сказать, что эти документы воплощают писаную конституцию ; если они объединены в единый всеобъемлющий документ, то говорят, что он воплощает собой кодифицированную конституцию . Конституция Соединенного Королевства является ярким примером некодифицированной конституции ; вместо этого он записан в многочисленных фундаментальных законах законодательного органа, судебных делах или договорах. [2]
Конституции касаются организаций разных уровней: от суверенных стран до компаний и некорпоративных ассоциаций . Договор , учреждающий международную организацию, также является ее конституцией, поскольку он определяет порядок создания этой организации. Внутри штатов конституция определяет принципы, на которых основано государство, процедуру принятия законов и кем. Некоторые конституции, особенно кодифицированные, также действуют как ограничители государственной власти, устанавливая границы, которые правители государства не могут пересекать, например, основные права . Изменения в конституциях часто требуют консенсуса или квалифицированного большинства . [3]
Конституция Индии является самой длинной письменной конституцией среди всех стран мира. [4] со 146 385 словами [5] в англоязычной версии, [6] в то время как Конституция Монако является самой короткой письменной конституцией, содержащей 3814 слов. [7] [5] Конституция Сан-Марино, возможно, является старейшей действующей письменной конституцией в мире, поскольку некоторые из ее основных документов действуют с 1600 года, а Конституция Соединенных Штатов является старейшей действующей кодифицированной конституцией. Историческая продолжительность жизни конституции с 1789 года составляет примерно 19 лет. [8]
Этимология
Термин «конституция» происходит от французского языка от латинского слова «constitutio» , используемого для обозначения постановлений и приказов, таких как имперские постановления ( constitutiones principis : edicta, mandata, decreta, rescripta). [9] Позже этот термин широко использовался в каноническом праве для обозначения важного определения, особенно указа, изданного Папой , который теперь называется апостольской конституцией .
Уильям Блэкстоун использовал этот термин для обозначения значительных и вопиющих нарушений общественного доверия, такого характера и степени, что нарушение оправдывало бы революционную реакцию. Этот термин, используемый Блэкстоуном, не предназначался для юридического текста, и он не намеревался включать более позднюю американскую концепцию судебного надзора : «поскольку это означало бы поставить судебную власть выше власти законодательного органа, что было бы подрывной деятельностью любого правительства». . [10]
Общие характеристики
Как правило, каждая современная писаная конституция наделяет организацию или институциональный орган определенными полномочиями, созданными при главном условии, что она соблюдает ограничения конституции. По мнению Скотта Гордона, политическая организация является конституционной в той мере, в какой она «содержит институционализированные механизмы контроля власти для защиты интересов и свобод граждан , в том числе тех, которые могут находиться в меньшинстве ». [11]
Деятельность должностных лиц внутри организации или государства, подпадающая под конституционные или установленные законом полномочия этих должностных лиц, называется «внутри власти» (или, по латыни, intra vires ); если они этого не делают, их называют «вне власти» (или, по латыни, ultra vires ). Например, студенческому союзу как организации может быть запрещено заниматься деятельностью, не касающейся студентов; если профсоюз участвует в нестуденческой деятельности, эта деятельность считается ultra vires устава профсоюза, и никто не может быть принужден уставом следовать ей. Примером конституционного права суверенных государств может быть провинциальный парламент в федеральном государстве, пытающийся издавать законы в области, которая по конституции отведена исключительно федеральному парламенту, например, ратификация договора. Действия, которые кажутся выходящими за рамки полномочий, могут быть пересмотрены в судебном порядке и, если они признаны выходящими за рамки полномочий, должны быть прекращены. Законодательство, которое будет признано недействительным, будет «недействительным» и не имеющим силы; это относится к первичному законодательству, требующему конституционного разрешения, и вторичному законодательству, обычно требующему законодательного разрешения. В этом контексте «внутри власти», «intra vires» , «разрешенный» и «действительный» имеют одно и то же значение; как и «вне власти», ultra vires , «не разрешено» и «недействительно».
В большинстве, но не во всех современных штатах конституция имеет верховенство над обычным статутным правом (см. Некодифицированную конституцию ниже); официальный акт является неконституционным, штатах , т.е. когда в таких находка. Он никогда не был «законом», хотя, если бы это был закон или нормативное положение, он мог бы быть принят в соответствии с процедурами принятия законодательства. Иногда проблема заключается не в том, что закон является неконституционным, а в том, что его применение в конкретном случае является неконституционным, и суд может решить, что, хотя существуют способы его применения, которые являются конституционными, этот случай не был разрешен или законен. В таком случае только это заявление может быть признано неконституционным. Исторически средствами защиты от таких нарушений были ходатайства о выдаче судебных приказов по общему праву , таких как quo Warrto .
Ученые спорят о том, должна ли конституция обязательно быть автохтонной , являющейся результатом «духа» нации. Гегель сказал: «Конституция... есть дело столетий; это идея, сознание рациональности, поскольку это сознание развито в конкретной нации». [12]
История и развитие
С 1789 года, наряду с Конституцией Соединенных Штатов Америки (Конституцией США), которая является старейшей и самой короткой писаной конституцией, все еще действующей, [13] около 800 конституций были приняты и впоследствии изменены независимыми государствами по всему миру. [14]
В конце 18 века Томас Джефферсон предсказал, что период в 20 лет будет оптимальным временем для того, чтобы любая конституция оставалась в силе, поскольку «земля принадлежит живым, а не мертвым». [15] Действительно, согласно последним исследованиям, [14] средний срок действия любой новой писаной конституции составляет около 19 лет. Однако большое количество конституций не действуют более 10 лет, а около 10% действуют не более одного года, как это было в случае с Конституцией Франции 1791 года . [14] Напротив, некоторые конституции, особенно конституции Соединенных Штатов, остаются в силе на протяжении нескольких столетий, часто без серьезного пересмотра в течение длительного периода времени.
Наиболее распространенными причинами этих частых изменений являются политическое стремление к немедленному результату. [ нужны разъяснения ] и короткое время, посвященное процессу разработки конституции. [16] Исследование 2009 года показало, что среднее время, необходимое для разработки конституции, составляет около 16 месяцев. [17] однако были зарегистрированы и крайние случаи. Например, Конституция Мьянмы 2008 года тайно разрабатывалась более 17 лет. [17] тогда как, с другой стороны, во время разработки Конституции Японии 1946 года бюрократы разработали все не более чем за неделю. Япония имеет самую старую неизмененную конституцию в мире. [18] Рекорд по кратчайшему общему процессу разработки, принятия и ратификации национальной конституции принадлежит конституции Румынии 1938 года, которая установила королевскую диктатуру менее чем за месяц. [19] Исследования показали, что типичными крайними случаями, когда процесс разработки конституции либо занимает слишком много времени, либо чрезвычайно короток, являются недемократии. [20]
В принципе, конституционные права не являются специфической характеристикой демократических стран. Автократические государства имеют конституции, такие как конституция Северной Кореи , которая официально предоставляет каждому гражданину, среди прочего, свободу выражения мнений . [21] Однако степень соблюдения правительствами собственных конституционных положений варьируется. В Северной Корее, например, утверждается, что Десять принципов создания монолитной идеологической системы затмили конституцию по важности как структуры государственного управления на практике. Развитие правовой и политической традиции строгого соблюдения конституционных положений считается основополагающим для верховенства закона .
Домодернистские конституции
Древний
в современном Ираке , проведенные Раскопки Эрнеста де Сарцека в 1877 году, обнаружили свидетельства самого раннего известного кодекса справедливости , изданного шумерским царем Урукагиной из Лагаша ок. 2300 г. до н.э. Возможно, это самый ранний прототип закона о правительстве, сам этот документ еще не обнаружен; однако известно, что он давал некоторые права своим гражданам. Например, известно, что оно освобождало от налогов вдов и сирот, защищало бедных от ростовщичества богатых.
После этого многие правительства управляли особыми сводами писаных законов. является Кодекс Ур-Намму Ура Самым старым подобным документом, который до сих пор существует, по-видимому , (ок. 2050 г. до н.э.). Некоторые из наиболее известных древних кодексов законов — это кодекс Липит-Иштар , Исина кодекс Хаммурапи Вавилонии и , хеттский кодекс , ассирийский кодекс закон Моисея .
В 621 г. до н.э. писец по имени Драко систематизировал устные законы города - Афины государства ; этот кодекс предписывал смертную казнь за многие правонарушения (таким образом возник современный термин «драконовский» для обозначения очень строгих правил). В 594 году до нашей эры Солон , правитель Афин, создал новую солоновскую конституцию . Он облегчил бремя рабочих и определил, что принадлежность к правящему классу должна основываться на богатстве ( плутократия ), а не на рождении ( аристократия ). Клисфен снова реформировал афинскую конституцию и поставил ее на демократическую основу в 508 г. до н.э.
Аристотель (ок. 350 г. до н.э.) был первым, кто провел формальное различие между обычным правом и конституционным правом, установив идеи конституции и конституционализма и попытавшись классифицировать различные формы конституционного правления. Самым основным определением, которое он использовал для описания конституции в общих чертах, было «расположение должностей в штате». В своих работах «Конституция Афин» , «Политика» и «Никомахова этика » он исследует различные конституции своего времени, в том числе конституции Афин, Спарты и Карфагена . Он классифицировал как хорошие, так и плохие конституции и пришел к выводу, что лучшей конституцией является смешанная система, включающая монархические, аристократические и демократические элементы. Он также различал граждан, имевших право на участие в жизни государства, и неграждан и рабов, которые этого не имели.
Римляне первоначально кодифицировали свою конституцию в 450 г. до н.э. как Двенадцать таблиц . Они действовали в соответствии с рядом законов, которые время от времени добавлялись, но римское право не было реорганизовано в единый кодекс до Кодекса Феодосиана (438 г. н.э.); позже, в Восточной империи, Codex repetitæ prælectionis (534 г.) имел большое влияние во всей Европе. За этим на востоке последовали Эклога Льва III Исавра (740 г.) и Базилика Василия I (878 г.).
Указы Ашоки в III веке до нашей эры Маурья установили конституционные принципы правления царя в Индии . О конституционных принципах, почти утраченных в древности, см. Кодекс Ману .
Раннее Средневековье
Многие германские народы, заполнившие вакуум власти, оставленный Западной Римской империей в раннем средневековье, кодифицировали свои законы. Одним из первых германских сводов законов написанных был Вестготский кодекс Эврика (471 г. н.э.). За этим последовал Lex Burgundionum , применявший отдельные кодексы для немцев и римлян; Пакт Аламаннорум ; и Салический закон франков Кодекс , написанный вскоре после 500 г. В 506 г. Бревиарум или «Lex Romana» Алариха II , короля вестготов, принял и объединил Феодосиана вместе с различными более ранними римскими законами. Системы, появившиеся несколько позже, включают Rothari лангобардов Edictum (643 г.), Lex Visigothorum (654 г.), Lex Alamannorum (730 г.) и Lex Frisionum (ок. 785 г.). Все эти континентальные кодексы были составлены на латыни, тогда как в Англии использовался англосаксонский язык , начиная с Кодекса Этельберта Кентского (602 г.). Около 893 года Альфред Великий объединил этот и два других более ранних саксонских кодекса с различными Моисеевыми и христианскими заповедями, чтобы создать Судебная книга Свод законов Англии.
Конституция Японии , состоящая из семнадцати статей , написанная в 604 году, как сообщается, принцем Сётоку , является ранним примером конституции в политической истории Азии. Созданный под влиянием буддийских учений, документ больше фокусируется на социальной морали, чем на государственных институтах, и остается заметной ранней попыткой создания государственной конституции.
Конституция Медины ( араб . صحیفة المدینه , Ṣaḥīfat al-Madīna), также известная как Хартия Медины, была разработана исламским пророком Мухаммедом после его бегства ( хиджры ) в Ясриб, где он стал политическим лидером. Это представляло собой формальное соглашение между Мухаммедом и всеми значительными племенами и семьями Ясриба (позже известного как Медина ), включая мусульман , евреев и язычников . [22] [23] Документ был составлен с явной целью положить конец ожесточенной межплеменной борьбе между кланами Аус ( Аус ) и Хазрадж в Медине. С этой целью он установил ряд прав и обязанностей для мусульманских, еврейских и языческих общин Медины, объединив их в одну общину – Умму . [24] Точная датировка Конституции Медины остается спорной, но в целом ученые сходятся во мнении, что она была написана вскоре после Хиджры (622 г.). [25]
В Уэльсе Cyfraith Hywel (Закон Хивела) был кодифицирован Хивелом Dda ок. 942–950. Он служил основным сводом законов в Уэльсе, пока его не заменили Законы Уэльса, Акты 1535 и 1542 годов .
Средневековье после 1000 года
«Правда Ярослава» , первоначально составленная Ярославом Мудрым, великим князем киевским , была пожалована Великому Новгороду около 1017 года, а в 1054 году вошла в состав « Русской правды» ; оно стало законом для всей Киевской Руси . Он сохранился только в более поздних изданиях 15 века.
В Англии Генрихом I провозглашение Хартии Свобод в 1100 году впервые связало короля в его обращении с духовенством и дворянством. Эта идея была расширена и уточнена английскими баронствами, когда они заставили Иоанна подписать Великую хартию вольностей 1215 году. в короля изгонять или убивать кого-либо по своей прихоти – в первую очередь должна быть обеспечена процедура надлежащая правовая . Эта статья, статья 39 Великой хартии вольностей, гласила:
Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен своей собственности, или объявлен вне закона, или сослан, или каким-либо образом уничтожен, и мы не можем идти против него или посылать против него иначе, как по законному решению его равных или по решению закон страны.
После этого это положение стало краеугольным камнем английской свободы. Общественный договор в первоначальном случае заключался между королем и знатью, но постепенно распространился на весь народ. Это привело к созданию системы конституционной монархии , а дальнейшие реформы сместили баланс сил от монархии и дворянства к Палате общин .
Номоканон преподобного Саввы (Serbian: Законоправило/Zakonopravilo [26] [27] [28] была первой сербской конституцией 1219 года. Номоканон Св. Саввы представлял собой сборник гражданского права , основанного на римском праве , и канонического права , основанного на Вселенских соборах . Его основной целью была организация функционирования молодого Сербского королевства и Сербской церкви . Святой Савва начал работу над Сербским Номоканоном в 1208 году, находясь на Афоне , используя Номоканон в четырнадцати титулах , Синопсис Стефана Ефесского , Номоканон Иоанна Схоластика и документы Вселенского Собора, которые он доработал каноническими комментариями Аристина. и Иоанн Зонара , собрания поместной церкви, правила Святых Отцов , закон Моисея , перевод Прохирона и « византийских императоров » Новеллы (большинство из них было взято из Юстиниана «Новелл» ). Номоканон был совершенно новым сборником гражданских и канонических правил, взятым из византийских источников, но дополненным и преобразованным Св. Саввой для правильного функционирования в Сербии. Помимо указов, организовавших жизнь церкви, существуют различные нормы, касающиеся гражданской жизни; большинство из них были взяты из Прохирона. Правовые трансплантации римско византийского - права стали основой сербского средневекового права. Сущность Законоправило основывалась на Corpus Iuris Civilis .
Стефан Душан , император сербов и греков, издал Кодекс Душана ( сербский : Душанов Законик/Душанов Законик ). [29] в Сербии , на двух государственных конгрессах: в 1349 году в Скопье и в 1354 году в Серресе . Она регулировала все социальные сферы, поэтому это была вторая сербская конституция после Номоканона Св. Саввы (Законоправило). Кодекс был основан на римско - византийском праве . Примечательна правовая трансплантация статей 171 и 172 Кодекса Душана, регулирующих юридическую независимость. Они взяты из византийского кодекса Василика (книга VII, 1, 16–17).
В 1222 году венгерский король Андрей II издал Золотую буллу 1222 года .
Между 1220 и 1230 годами саксонский администратор Эйке фон Репгоу составил «Заксеншпигель» , который стал высшим законом, использовавшимся в некоторых частях Германии еще в 1900 году.
Около 1240 года коптский египетский христианский писатель Абул Фадаиль ибн аль-Ассаль написал «Фетха Негест» на арабском языке . Ибн аль-Ассаль взял свои законы частично из апостольских писаний и законов Моисея, а частично из прежних византийских кодексов. Есть несколько исторических записей, утверждающих, что этот свод законов был переведен на геэз и поступил в Эфиопию около 1450 года, во время правления Зара Якоба . Несмотря на это, его первое зарегистрированное использование в качестве конституции (высшего закона страны) относится к Сарсе Денгелю , начиная с 1563 года. Фетха Негест в современном стиле оставался высшим законом в Эфиопии до 1931 года, когда Конституция была впервые принята Император Хайле Селассие I.
В Княжестве Каталония каталонские конституции обнародовались Судом с 1283 года (или даже за два столетия до этого, если Усатжес Барселонский считается частью сборника конституций) до 1716 года, когда Филипп V Испанский издал декреты «Новая Планта» , заканчивая историческими законами Каталонии . Эти конституции обычно создавались формально по королевской инициативе, но для их одобрения или отмены требовалось положительное голосование каталонских судов , средневекового предшественника современных парламентов. Эти законы, как и другие современные конституции, имели преимущественную силу над другими законами, и им не могли противоречить простые указы или указы короля.
Курукан Фунга — хартия Малийской империи XIII века , реконструированная на основе устной традиции в 1988 году Сириманом Куяте . [30]
Золотая булла 1356 года — указ, изданный рейхстагом в Нюрнберге во главе с императором Карлом IV , который закреплял на период более четырехсот лет важный аспект конституционного устройства Священной Римской империи .
В Китае император Хуну создал и усовершенствовал документ, который он назвал «Наследственными запретами» (впервые опубликованный в 1375 году, переработанный еще дважды перед его смертью в 1398 году). Эти правила послужили конституцией династии Мин на следующие 250 лет.
Самым старым письменным документом, который до сих пор управляет суверенным государством, является документ Сан-Марино . [31] Leges Statutae Republicae Sancti Marini был написан на латыни и состоит из шести книг. В первой книге, состоящей из 62 статей, определяются советы, суды, различные должностные лица и полномочия, возложенные на них. Остальные книги посвящены уголовному и гражданскому праву, а также судебным процедурам и средствам правовой защиты. Написанный в 1600 году, документ был основан на Статуте Комунали (Городском статуте) 1300 года, на который повлиял Кодекс Юстиниана , и он остается в силе и сегодня.
В 1392 году Carta de Logu была юридическим кодексом Джудикато Арбореи, обнародованным джудицессой Элеонорой . Она действовала на Сардинии до тех пор, пока в апреле 1827 года ее не заменил кодекс Карла Феликса. Хартия имела большое значение в Сардинии истории . Это была органичная, последовательная и систематическая работа по законодательству, охватывающему гражданское и уголовное право .
Гаянашагова , , устная конституция нации хауденосауни , также известная как Великий Закон Мира, установила систему управления еще в 1190 году нашей эры (хотя, возможно, совсем недавно, в 1451 году), в которой сахемы или вожди племен ирокезов, Страны-члены Лиги принимали решения на основе всеобщего консенсуса всех вождей после обсуждений, инициированных одной страной. Должность сахема передается по наследству от семьи и назначается старшими женщинами-главами клана, хотя до заполнения этой должности кандидатура в конечном итоге определяется демократическим путем самой общиной. [32]
Современные конституции
В 1634 году Королевство Швеция приняло Акт правления 1634 года , составленный под руководством лорда-канцлера Швеции Акселя Оксеншерна после смерти короля Густава Адольфа . Это можно рассматривать как первую писаную конституцию, принятую современным государством.
В 1639 году колония Коннектикут приняла « Основные порядки» , ставшие первой конституцией Северной Америки . С тех пор это основа каждой новой конституции Коннектикута, а также причина Коннектикута прозвища « Конституционный штат ».
эпоха гражданской войны в Англии
4 января 1649 года парламент Рампа заявил, что «народ является источником всей справедливой власти под Богом; что Палата общин Англии, избираемая и представляющая народ, обладает высшей властью в этой стране». [33]
Английский протекторат, созданный Оливером Кромвелем после гражданской войны в Англии, обнародовал первую подробную письменную конституцию, принятую современным государством; [34] его называли « Инструментом правления» . Это легло в основу правления недолговечной республики с 1653 по 1657 год, предоставив юридическое обоснование растущей власти Кромвеля после того, как парламент постоянно не мог эффективно управлять. Большинство концепций и идей, заложенных в современную конституционную теорию, особенно двухпалатность , разделение властей , писаная конституция и судебный контроль , можно проследить до экспериментов того периода. [35] составленный генерал-майором Джоном Ламбертом в 1653 году, Документ о правительстве, включал в себя элементы, заимствованные из более раннего документа « Главы предложений ». [36] [37] который был согласован Армейским советом в 1647 году как набор предложений, призванных стать основой для конституционного урегулирования после короля Карла I поражения в Первой гражданской войне в Англии . Карл отверг эти предложения, но перед началом Второй гражданской войны гранды армии новой модели представили « Главы предложений» как альтернативу более радикальному «Соглашению народа», представленному агитаторами и их гражданскими сторонниками на Дебаты Патни . Инструмент правления был принят парламентом 15 декабря 1653 года, и Оливер Кромвель был назначен лордом-протектором на следующий день . Конституция учредила совет штата, состоящий из 21 члена, а исполнительная власть была возложена на должность « лорда-протектора Содружества ». Эта должность была обозначена как ненаследственное пожизненное назначение. Инструмент раз в три года, каждый из которых должен также требовал созыва парламентов заседать не менее пяти месяцев.
Инструмент правления был заменен в мае 1657 года второй и последней кодифицированной конституцией Англии, « Смиренной петицией и советом» , предложенной сэром Кристофером Паком . [38] Петиция предлагала Оливеру Кромвелю наследственную утверждала монархию , контроль налогов парламента над введением новых , предоставляла независимый совет для консультирования короля и гарантировала «трехлетние» заседания парламента. Модифицированная версия «Смиренной петиции» с удаленным пунктом о королевской власти была ратифицирована 25 мая. В конце концов, оно пришло в упадок в связи со смертью Кромвеля и Реставрацией монархии.
Британские колонии в Северной Америке
Все британские колонии в Северной Америке, которые должны были стать 13 первоначальными Соединенными Штатами, приняли свои собственные конституции в 1776 и 1777 годах, во время Американской революции (и до более поздних Статей Конфедерации и Конституции Соединенных Штатов ), за исключением Массачусетса. , Коннектикут и Род-Айленд. Содружество Массачусетс приняло свою Конституцию в 1780 году, старейшую действующую конституцию среди всех штатов США; в то время как Коннектикут и Род-Айленд официально продолжали действовать в соответствии со своими старыми колониальными уставами, пока они не приняли свои первые конституции штатов в 1818 и 1843 годах соответственно.
Демократические конституции: 18 век.
То, что иногда называют моделью «просвещенной конституции», было разработано философами эпохи Просвещения, такими как Томас Гоббс , Жан-Жак Руссо и Джон Локк . Модель предполагала, что конституционные правительства должны быть стабильными, адаптируемыми, подотчетными, открытыми и представлять народ (т.е. поддерживать демократию ). [39]
Соглашения и конституции о законах и волях Войска Запорожского были написаны в 1710 году Орликом Филиппом гетманом Запорожского Войска . Оно было написано с целью создания свободной Запорожско-Украинской республики при поддержке шведского Карла XII . Монтескье установил демократический стандарт разделения властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти Он примечателен тем, что задолго до публикации «Духа законов» . Эта конституция также ограничивала исполнительную власть гетмана и учредила демократически избранный казачий парламент, называемый Генеральным советом. Однако проект Орлика о создании независимого украинского государства так и не был реализован, а его конституция, написанная в изгнании, так и не вступила в силу.
Корсиканские конституции 1755 и 1794 годов были вдохновлены Жан-Жаком Руссо . Последний ввел всеобщее избирательное право для владельцев собственности.
Шведская конституция 1772 года была принята при короле Густаве III была вдохновлена разделением властей Монтескье и . Король также лелеял и другие просветительские идеи (как просвещенный деспот ) и отменил пытки, освободил сельскохозяйственную торговлю, сократил применение смертной казни и установил определенную форму религиозной свободы . Конституция была одобрена Вольтером . [40] [41] [42]
Конституция Соединенных Штатов , ратифицированная 21 июня 1788 года, находилась под влиянием сочинений Полибия , Локка , Монтескье и других. Этот документ стал эталоном республиканизма и кодифицированных конституций, написанных после него. [43]
Конституция Речи Посполитой . была принята 3 мая 1791 года [44] [45] [46] Его проект был разработан ведущими умами Просвещения в Польше, такими как король Станислав Август Понятовский , Станислав Сташич , Сципионе Пьяттоли , Юлиан Урсин Немцевич , Игнаций Потоцкий и Гуго Коллонтай . [47] Она была принята Великим сеймом и считается первой конституцией такого рода в Европе и второй старейшей в мире после американской конституции. [48]
Еще одним знаковым документом стала Конституция Франции 1791 года .
Конституция Венесуэлы 1811 года была первой конституцией Венесуэлы . и Латинской Америки, обнародованной и составленной Кристобалем Мендосой [49] и Хуан Херман Росио и в Каракасе . Он установил федеральное правительство, но был отменен год спустя. [50]
19 марта 1812 года Конституция Испании 1812 года была ратифицирована парламентом , собравшимся в Кадисе , единственном испанском континентальном городе, который был в безопасности от французской оккупации . Конституция Испании послужила образцом для других либеральных конституций ряда южноевропейских и латиноамериканских стран, например, конституции Португалии 1822 года , конституций различных итальянских государств во время восстаний карбонариев (т. е. в Обеих Сицилий ), Королевстве Конституция Норвегии 1814 года , или Конституция Мексики 1824 года . [51]
В Бразилии Конституция 1824 года выразила выбор монархии как политической системы после обретения Бразилии независимости. Лидером процесса национального освобождения был португальский принц Педру I , старший сын короля Португалии. Педро был коронован в 1822 году как первый император Бразилии. Страной управляла конституционная монархия до 1889 года, когда она приняла республиканскую модель.
В Дании в результате войн абсолютная монархия уступила личное владение Норвегией Швеции наполеоновских . Швеция уже приняла Акт правительства 1809 года , который предусматривал разделение власти между риксдагом , королем и судебной властью . [52] Однако норвежцам удалось ввести радикально демократическую и либеральную конституцию в 1814 году, переняв многие аспекты американской конституции и революционной французской конституции, но сохранив наследственного монарха, ограниченного конституцией, как и испанская.
Первая федеральная конституция Швейцарии вступила в силу в сентябре 1848 года (с официальными изменениями в 1878, 1891, 1949, 1971, 1982 и 1999 годах).
Сербская революция первоначально привела к провозглашению протоконституции в 1811 году; Полноценная Конституция Сербии появилась несколько десятилетий спустя, в 1835 году. Первая сербская конституция (Сретенский устав) была принята Национальным собранием в Крагуеваце 15 февраля 1835 года.
Конституция Канады вступила в силу 1 июля 1867 года как Закон о Британской Северной Америке, акт британского парламента. Более столетия спустя Закон о BNA был передан в канадский парламент и дополнен Канадской хартией прав и свобод . [53] Помимо Конституционных актов 1867–1982 годов , конституция Канады также имеет неписаные элементы, основанные на общем праве и конвенциях. [54] [55]
Принципы конституционного устройства
После того, как племенные люди впервые начали жить в городах и создавать нации, многие из них действовали в соответствии с неписаными обычаями, в то время как у некоторых появились автократические, даже тиранические монархи, которые правили указами или просто личной прихотью. Такое правление побудило некоторых мыслителей занять позицию, согласно которой значение имел не столько дизайн правительственных учреждений и операций, сколько характер правителей. Эту точку зрения можно увидеть у Платона , который призывал к правлению «царей-философов». [56] Более поздние писатели, такие как Аристотель , Цицерон и Плутарх , исследовали проекты правления с юридической и исторической точки зрения.
Эпоха Возрождения привела к появлению ряда политических философов, которые критиковали практику монархов и стремились определить принципы конституционного устройства, которые, с их точки зрения, могли бы привести к более эффективному и справедливому управлению. Это началось с возрождения римского права народов. концепции [57] и его применение к отношениям между нациями, и они стремились установить обычные «законы войны и мира». [58] чтобы смягчить войны и сделать их менее вероятными. Это привело к размышлениям о том, какой властью обладают монархи или другие должностные лица, откуда эта власть берется, а также о средствах защиты от злоупотребления такой властью. [59]
Основополагающий момент в этой линии дискурса возник в Англии в результате Гражданской войны , Кромвельского протектората , сочинений Томаса Гоббса , Сэмюэля Резерфорда , Левеллеров , Джона Мильтона и Джеймса Харрингтона , что привело к дебатам между Робертом Филмером , выступавшим за , с другой божественное право монархов, с одной стороны, и Генри Невилла , Джеймса Тиррелла , Алджернона Сиднея и Джона Локка . Из последнего возникла концепция правительства, возведенная на фундаменте сначала естественного состояния, управляемого естественными законами, затем состояния общества, установленного общественным договором или договором, которые устанавливают основные естественные или социальные законы, прежде чем на них формально создаются правительства в качестве фондов.
Попутно несколько авторов исследовали, насколько важна структура правительства, даже если правительство возглавляет монарх. Они также классифицировали различные исторические примеры правительственных проектов, обычно на демократии, аристократии или монархии, и рассмотрели, насколько справедливым и эффективным был каждый из них и почему, и как преимущества каждого могут быть получены путем объединения элементов каждого в более сложную систему. дизайн, который уравновешивал конкурирующие тенденции. Некоторые, такие как Монтескье , также исследовали, как функции правительства, такие как законодательная, исполнительная и судебная, могут быть надлежащим образом разделены на ветви. Преобладающей темой среди этих авторов было то, что разработка конституций не является полностью произвольным или делом вкуса. Обычно они считали, что существуют основополагающие принципы проектирования, которые ограничивают все конституции для каждого государства или организации. Каждый из них основывался на идеях предыдущих авторов относительно того, какими могут быть эти принципы.
Поздние сочинения Ореста Браунсона [60] попытался бы объяснить, что пытались сделать разработчики конституции. По мнению Браунсона, в некотором смысле здесь задействованы три «конституции»: первая — конституция природы , которая включает в себя все то, что называется «естественным законом». Вторая — это конституция общества , неписаный и общепонятный набор правил для общества, сформированный общественным договором до того, как оно установит правительство, посредством которого оно устанавливает третье — конституцию правительства . Второй вариант будет включать такие элементы, как принятие решений на публичных собраниях, созванных с публичным уведомлением и проводимых в соответствии с установленными правилами процедуры . Каждая конституция должна соответствовать предыдущим и основываться на них, а также на историческом акте формирования общества или ратификации конституции. Браунсон утверждал, что государство — это общество с эффективным господством над четко определенной территорией, что согласие на хорошо продуманную конституцию правительства возникает в результате присутствия на этой территории и что положения письменной конституции правительства могут быть «неконституционны», если они несовместимы с конституциями природы или общества. Браунсон утверждал, что не только ратификация делает писаную конституцию правительства легитимной, но и что она также должна быть грамотно разработана и применена.
Другие писатели [61] утверждали, что такие соображения применимы не только ко всем национальным конституциям правительства, но и к конституциям частных организаций, что не случайно конституции, которые имеют тенденцию удовлетворять своих членов, содержат, как минимум, определенные элементы или что их положения, как правило, становятся очень похожими, поскольку в них вносятся поправки с учетом опыта их использования. Считается, что положения, которые вызывают определенные виды вопросов, требуют дополнительных положений о том, как решать эти вопросы, а положения, которые не предлагают никакого курса действий, лучше всего опустить и оставить на усмотрение политических решений. Положения, которые противоречат тому, что Браунсон и другие могут определить, являются основополагающими «конституциями» природы и общества, как правило, их трудно или невозможно выполнить, или они приводят к неразрешимым спорам.
Конституционный проект рассматривается как своего рода метаигра , в которой игра состоит из поиска наилучшего проекта и положений для письменной конституции, которая станет правилами игры в управление и которая, скорее всего, оптимизирует баланс полезностей государства. справедливость, свобода и безопасность. Примером может служить метаигра Nomic . [62]
Теория политической экономии рассматривает конституции как механизмы координации, которые помогают гражданам не допускать злоупотреблений властью со стороны правителей. Если граждане смогут координировать действия полицейских и правительственных чиновников в случае конституционной ошибки, то у правительства будут стимулы уважать права, гарантированные конституцией. [63] Альтернативная точка зрения предполагает, что конституции обеспечиваются не гражданами в целом, а скорее административными властями государства. Поскольку правители не могут сами реализовывать свою политику, им приходится полагаться на ряд организаций (армии, суды, полицейские органы, сборщики налогов) для ее реализации. В таком положении они могут напрямую применять санкции к правительству, отказываясь сотрудничать, лишая власти правителей. Таким образом, конституции могут характеризоваться самоподдерживающимся равновесием между правителями и влиятельными администраторами. [64]
Ключевые особенности
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Чаще всего термин «конституция» относится к набору правил и принципов, которые определяют характер и степень правления. Большинство конституций стремятся регулировать отношения между институтами государства, в основном отношения между исполнительной, законодательной и судебной властью, а также отношения институтов внутри этих ветвей власти. Например, исполнительную власть можно разделить на главу правительства, правительственные ведомства/министерства, исполнительные агентства и государственную службу /администрацию. Большинство конституций также пытаются определить отношения между отдельными людьми и государством и установить широкие права отдельных граждан. Таким образом, это самый основной закон территории, из которого иерархически вытекают все остальные законы и правила; на некоторых территориях его даже называют « Основным законом ».
Классификация
Классификация
Тип | Форма | Пример |
---|---|---|
Кодифицированный | В одном акте (документ) | Большая часть мира (первая: США ) |
Некодифицированный | Полностью написано (в нескольких документах) | Сан-Марино , Израиль , Саудовская Аравия |
Частично неписано (см. конституционное собрание ) | Канада , Новая Зеландия , Великобритания |
Кодификация
Фундаментальной классификацией является кодификация или отсутствие кодификации. Кодифицированная конституция — это конституция, содержащаяся в одном документе, который является единственным источником конституционного права в государстве. Некодифицированная конституция — это конституция, не содержащаяся в одном документе, состоящая из нескольких различных источников, которые могут быть писаными или неписаными; см . конституционное собрание .
Кодифицированная конституция
Большинство государств мира имеют кодифицированные конституции.
Кодифицированные конституции часто являются результатом каких-либо драматических политических изменений, таких как революция . Процесс принятия конституции в стране тесно связан с историческим и политическим контекстом, способствующим этим фундаментальным изменениям. Легитимность (а зачастую и долговечность) кодифицированных конституций часто связана с процессом их первоначального принятия, и некоторые ученые отмечают, что высокая смена конституций внутри конкретной страны сама по себе может нанести ущерб разделению властей и правлению закон.
Государства, в которых есть кодифицированные конституции, обычно придают конституции верховенство над обычным статутным правом. То есть, если существует какой-либо конфликт между юридическим законом и кодифицированной конституцией, весь или часть закона может быть объявлен ultra vires судом и отменен как неконституционный . часто требуются исключительные процедуры Кроме того, для внесения поправок в конституцию . Эти процедуры могут включать в себя: созыв специального учредительного собрания или конституционного собрания, требующего подавляющего большинства голосов законодателей, одобрение парламентом в два срока , согласие региональных законодательных собраний, процесс референдума и/или другие процедуры, которые требуют внесения поправок в конституцию. труднее, чем принять простой закон.
В конституциях также может быть предусмотрено, что их самые основные принципы никогда не могут быть отменены, даже путем внесения поправок . В случае, если формально действительная поправка к конституции нарушает эти принципы, защищенные от любых поправок, она может представлять собой так называемый неконституционный конституционный закон .
Кодифицированные конституции обычно состоят из церемониальной преамбулы , в которой излагаются цели государства и мотивация конституции, и нескольких статей, содержащих основные положения. Преамбула, которая отсутствует в некоторых конституциях, может содержать ссылку на Бога и/или на фундаментальные ценности государства, такие как свобода , демократия или права человека . В этнических национальных государствах, таких как Эстония , миссию государства можно определить как сохранение определенной нации, языка и культуры.
Некодифицированная конституция
По состоянию на 2017 год [update] только два суверенных государства, Новая Зеландия и Великобритания , имеют полностью некодифицированные конституции. Основные законы Израиля с 1950 года должны были стать основой конституции, но по состоянию на 2017 год он не был разработан. Считается, что различные законы имеют приоритет над другими законами и определяют процедуру, с помощью которой в них могут быть внесены поправки, обычно простым большинством членов Кнессета (парламента). [65]
Некодифицированные конституции являются продуктом «эволюции» законов и конвенций на протяжении веков (как, например, в Вестминстерской системе , развившейся в Великобритании). В отличие от кодифицированных конституций, некодифицированные конституции включают как письменные источники – например, конституционные законы, принятые парламентом, так и неписаные источники – конституционные конвенции , соблюдение прецедентов , королевские прерогативы , обычаи и традиции, такие как проведение всеобщих выборов по четвергам; вместе они составляют британский конституционный закон .
Смешанные конституции
Некоторые конституции в значительной степени, но не полностью, кодифицированы. Например, в Конституции Австралии большинство основополагающих политических принципов и положений, касающихся взаимоотношений между ветвями власти, а также правительства и личности, кодифицированы в одном документе — Конституции Австралийского Содружества. Однако наличие статутов, имеющих конституционное значение, а именно Вестминстерского статута , принятого Содружеством в Законе об усыновлении Вестминстерского статута 1942 года , и Акта Австралии 1986 года, означает, что конституция Австралии не содержится в одном конституционном документе. [ нужна ссылка ] Это означает, что Конституция Австралии некодифицирована. [ сомнительно ] он также содержит конституционные конвенции , поэтому частично неписан.
Конституция Канады возникла в результате принятия нескольких законов о Британской Северной Америке от 1867 года до Закона о Канаде 1982 года , закона, который формально лишил британский парламент возможности вносить поправки в канадскую конституцию. Конституция Канады включает конкретные законодательные акты, упомянутые в разделе 52 (2) Закона о Конституции 1982 года . Однако некоторые документы, не перечисленные явно в разделе 52 (2), также считаются конституционными документами в Канаде, закрепленными посредством ссылки; например, Прокламация 1763 года . Хотя конституция Канады включает в себя ряд различных законов, поправок и ссылок , некоторые конституционные правила, существующие в Канаде, взяты из неписаных источников и конституционных соглашений.
Термины «писаная конституция» и «кодифицированная конституция» часто используются как взаимозаменяемые, как и «неписаная конституция» и «некодифицированная конституция» , хотя такое использование технически неточно. Кодифицированная конституция представляет собой единый документ; Государства, в которых нет такого документа, имеют некодифицированные, но не полностью неписаные конституции, поскольку большая часть некодифицированной конституции обычно записана в таких законах, как Основные законы Израиля и Парламентские акты Соединенного Королевства. Некодифицированные конституции в основном лишены защиты от поправок со стороны правительства того времени. Например, Закон Великобритании о парламентах с фиксированным сроком полномочий 2011 года, принятый простым большинством голосов для парламентов со строго фиксированным сроком полномочий ; до тех пор правящая партия могла объявить всеобщие выборы в любое удобное время на срок до пяти лет. Это изменение потребует внесения поправки в конституцию в большинстве стран.
Поправки
Поправка к конституции – это изменение конституции государства , организации или другого типа образования . Поправки часто вплетаются в соответствующие разделы существующей конституции, напрямую изменяя текст. И наоборот, они могут быть добавлены к конституции в качестве дополнительных дополнений ( кодицилов ), изменяя тем самым структуру правления без изменения существующего текста документа.
Большинство конституций требуют, чтобы поправки не могли быть приняты, если они не прошли специальную процедуру, более строгую, чем та, которая требуется в обычном законодательстве.
Методы внесения изменений
Утверждение | сверхбольшинство Требуется | Страны |
---|---|---|
Законодательная власть (однопалатная, совместная сессия или только нижняя палата) | >50% + >50% после выборов | Исландия, Швеция |
>50% + 60% после выборов | Эстония, Греция | |
60% + >50% после выборов | Греция | |
60% | Франция, Сенегал, Словакия | |
2 ⁄ 3 | Афганистан, Ангола, Армения, Австрия, Бахрейн, Бангладеш, Болгария, Камбоджа, Джибути, Эквадор, Гондурас, Лаос, Ливия, Малави, Северная Корея, Северная Македония, Норвегия, Палестина, Португалия, Катар, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Сербия , Сингапур, Словения, Соломоновы Острова, Туркменистан, Тувалу, Объединенные Арабские Эмираты, Узбекистан, Вануату, Вьетнам, Йемен | |
2 ⁄ 3 после выборов | Украина | |
2 ⁄ 3 после выборов | Бельгия | |
3/4 | Болгария, Соломоновы Острова (в некоторых случаях) | |
4/5 | Эстония, Португалия (за пять лет после внесения последней поправки) | |
Законодательная власть + референдум | >50% + >50% | Джибути, Эквадор, Венесуэла |
>50% до и после выборов + >50% | Дания | |
3/5 + >50% | Россия, Турция | |
2/3 + >50% | Албания, Андорра, Армения (некоторые поправки), Египет, Словения, Тунис, Уганда, Йемен (некоторые поправки), Замбия. | |
2/3 + >60% | Сейшельские острова | |
3/4 + >50% | Румыния | |
3/4 + >50% избирателей, имеющих право голоса | Тайвань | |
2 ⁄ 3 + 2 ⁄ 3 | Намибия, Сьерра-Леоне | |
75% + 75% | Фиджи | |
Законодательная власть + субнациональные законодательные органы | 2 ⁄ 3 + >50% | Мексика |
2 ⁄ 3 + 2 ⁄ 3 | Эфиопия | |
Нижняя палата + верхняя палата | 2 ⁄ 3 + >50% | Польша, Босния и Герцеговина |
2 ⁄ 3 + 2 ⁄ 3 | Бахрейн, Германия, Индия, Италия, Иордания, Намибия, Нидерланды, Пакистан, Сомали, Зимбабве | |
60% + 60% | Бразилия, Чехия | |
75% + 75% | Казахстан | |
Нижняя палата + верхняя палата + совместное заседание | >50% + >50% + 2 ⁄ 3 | Габон |
Любая палата законодательного собрания + совместное заседание | 2 ⁄ 3 + 2 ⁄ 3 | Гаити |
Нижняя палата + верхняя палата + референдум | >50% + >50% + >50% | Алжир, Франция, Ирландия, Италия |
>50% + >50% + >50% (выборщики в большинстве штатов/кантонов)+ >50% (выборщики) | Австралия, Швейцария | |
2 ⁄ 3 + 2 ⁄ 3 + >50% | Япония, Румыния, Зимбабве (некоторые случаи) | |
2 ⁄ 3 | Антигуа и Барбуда | |
2 ⁄ 3 + >50% + >50% | Польша (некоторые случаи) [66] [67] | |
75% + 75% + >50% | Мадагаскар | |
Нижняя палата + верхняя палата + субнациональные законодательные органы | 12/12 | Канада (в некоторых случаях) |
>50% + >50% + 2 ⁄ 3 | Канада (в большинстве случаев) | |
2 ⁄ 3 + 2 ⁄ 3 + >50% | Индия (в некоторых случаях) | |
2 ⁄ 3 + 2 ⁄ 3 + 75% | Соединенные Штаты | |
2 ⁄ 3 + 2 ⁄ 3 + 50% | Эфиопия [68] | |
референдум | >50% | Эстония, Габон, Казахстан, Малави, Палау, Филиппины, Сенегал, Сербия (в отдельных случаях), Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан |
Субнациональные законодательные органы | 2 ⁄ 3 | Россия |
75% | Соединенные Штаты | |
Конституционное собрание | Аргентина | |
2 ⁄ 3 | Болгария (некоторые поправки) |
Некоторые страны включены в список более чем одного метода, поскольку могут использоваться альтернативные процедуры.
Укоренившиеся положения
Укоренившееся положение или закрепленное положение основного закона или конституции — это положение, которое затрудняет или делает невозможным принятие определенных поправок, что делает такие поправки недопустимыми. Для отмены укоренившегося положения может потребоваться квалифицированное большинство , референдум или согласие партии меньшинства. Например, в Конституции США есть закрепленное положение, которое запрещает отмену равного избирательного права штатов в Сенате без их согласия . Термин «оговорка о вечности» аналогичным образом используется в конституциях Чешской Республики . [69] Германия , Турция , Греция , [70] Италия , [71] Марокко , [72] Исламская Республика Иран , Бразилия и Норвегия . [71] Конституция Индии не содержит конкретных положений об устоявшихся положениях, но доктрина базовой структуры делает невозможным изменение или уничтожение некоторых основных особенностей Конституции Парламентом Индии путем внесения поправок . [73] В Конституции Колумбии также отсутствуют четкие закрепленные положения, но есть аналогичные существенные ограничения на внесение поправок в ее основополагающие принципы посредством судебных толкований. [71]
Конституционные права и обязанности
Конституции предусматривают различные права и обязанности. К ним относятся следующие:
- Обязанность платить налоги [74]
- Обязанность служить в армии [75]
- Обязанность работать [76]
- Право голоса [77]
- Свобода собраний [78]
- Свобода объединений [79]
- Свобода выражения мнений [80]
- Свобода передвижения [81]
- Свобода мысли [82]
- Свобода печати [82]
- Свобода религии [83]
- Право на достоинство [84]
- Право на гражданский брак [85]
- Право на подачу петиции [86]
- Право на академическую свободу [87]
- Право на ношение оружия [88]
- Право на отказ от военной службы по соображениям совести [89]
- Право на справедливое судебное разбирательство [90]
- Право на личное развитие [91]
- Право создать семью [92]
- Право на информацию [93]
- Право на брак [94]
- Право революции [95]
- Право на неприкосновенность частной жизни [96]
- Право на защиту своей репутации [97]
- Право на отказ от гражданства [98]
- Права детей [99]
- Права должников [100]
Разделение властей
Конституции обычно четко разделяют власть между различными ветвями власти. Стандартная модель, описанная бароном де Монтескье , предполагает три ветви власти: исполнительную , законодательную и судебную . Некоторые конституции включают дополнительные ветви, например слуховую ветвь . Конституции сильно различаются по степени разделения властей между этими ветвями власти.
Подотчетность
В президентской и полупрезидентской системах правления секретари/министры департаментов подотчетны президенту , который обладает патронажными полномочиями назначать и увольнять министров. Президент несет ответственность перед народом на выборах.
В парламентских системах министры кабинета подотчетны парламенту , но премьер-министр их назначает и увольняет . В случае Соединенного Королевства и других стран с монархией именно монарх назначает и увольняет министров по рекомендации премьер-министра. В свою очередь премьер-министр уйдет в отставку, если правительство потеряет доверие парламента (или его части). Доверие может быть потеряно, если правительство потеряет вотум недоверия или, в зависимости от страны, [101] теряет особенно важные голоса в парламенте, такие как голосование по бюджету. Когда правительство теряет доверие, оно остается у власти до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство; то, что обычно, но не обязательно, требует проведения всеобщих выборов.
Другие независимые учреждения
Другие независимые институты, предусмотренные в некоторых конституциях, включают центральный банк , [102] комиссия антикоррупционная , [103] комиссия избирательная , [104] орган судебного надзора, [105] комиссия по правам человека , [106] комиссия по СМИ, [107] омбудсмен , [108] и комиссия по установлению истины и примирению . [109]
Структура власти
Конституции также определяют, где находится суверенитет в государстве. По степени централизации власти выделяют три основных типа распределения суверенитета: унитарный, федеративный и конфедеративный. Различие не является абсолютным.
В унитарном государстве суверенитет принадлежит самому государству, и это определяется конституцией. Территория государства может быть разделена на регионы, но они не являются суверенными и подчиняются государству. В Великобритании конституционная доктрина парламентского суверенитета требует, чтобы суверенитет в конечном итоге находился в центре. Некоторые полномочия были переданы Северной Ирландии , Шотландии и Уэльсу (но не Англии ). Некоторые унитарные государства ( например, Испания ) передают все больше и больше полномочий субнациональным органам власти до тех пор, пока государство не начнет функционировать на практике так же, как федеративное государство.
Федеративное государство имеет центральную структуру с небольшой территорией, в основном содержащей учреждения федерального правительства, и несколькими регионами (называемыми штатами , провинциями и т. д.), которые составляют территорию всего штата. Суверенитет разделен между центром и регионами. Конституции Канады и США устанавливают федеральные штаты, в которых власть разделена между федеральным правительством и провинциями или штатами. Каждый из регионов, в свою очередь, может иметь свою конституцию (унитарного характера).
Конфедеративное государство снова включает в себя несколько регионов, но центральная структура имеет лишь ограниченные координирующие полномочия, а суверенитет сосредоточен в регионах. Конфедеративные конституции редки, и часто возникают споры о том, являются ли так называемые «конфедеративные» штаты на самом деле федеральными.
В некоторой степени группа государств, не образующих федерацию как таковую, может посредством договоров и соглашений передать часть своего суверенитета наднациональному образованию. Например, страны, входящие в Европейский Союз, согласились соблюдать некоторые общесоюзные меры, которые определенным образом ограничивают их абсолютный суверенитет, например, использование метрической системы измерения вместо использовавшихся ранее национальных единиц.
Чрезвычайное положение
Многие конституции допускают объявление в исключительных обстоятельствах чрезвычайного положения той или иной формы, во время которого некоторые права и гарантии приостанавливаются. Этим положением можно и злоупотребляли, чтобы позволить правительству подавлять инакомыслие, не принимая во внимание права человека – см. статью о чрезвычайном положении .
Конституции фасадов
Итальянский политический теоретик Джованни Сартори отметил существование национальных конституций, которые являются фасадом авторитарных источников власти. Хотя такие документы могут выражать уважение к правам человека или устанавливать независимую судебную систему, они могут игнорироваться, когда правительство чувствует угрозу, или никогда не применяться на практике. Крайним примером была Конституция Советского Союза , которая на бумаге поддерживала свободу собраний и свободу слова ; однако граждане, нарушившие неписаные ограничения, подвергались тюремному заключению без суда и следствия . Этот пример демонстрирует, что защита и преимущества конституции в конечном итоге обеспечиваются не через ее письменные положения, а через уважение правительства и общества к ее принципам. Конституция может превратиться из реальной в фасад и обратно по мере того, как демократические и авторитарные правительства сменяют друг друга.
Конституционные суды
Конституции часто, но далеко не всегда, защищены юридическим органом, в обязанности которого входит толкование этих конституций и, где это применимо, объявление недействительными исполнительных и законодательных актов, нарушающих конституцию. В некоторых странах, например в Германии , эту функцию выполняет специальный конституционный суд, который выполняет эту (и только эту) функцию. В других странах, таких как Ирландия , обычные суды могут выполнять эту функцию в дополнение к своим другим обязанностям. В то время как в других странах, например, в Соединенном Королевстве , концепции объявления акта неконституционным не существует.
Конституционное нарушение – это действие или законодательный акт, который признан конституционным судом противоречащим конституции, то есть неконституционным. Примером нарушения конституции со стороны исполнительной власти может быть должностное лицо, действующее за пределами полномочий, предоставленных этой должности конституцией. Примером нарушения конституции со стороны законодательного органа является попытка принять закон, противоречащий конституции, без предварительного прохождения надлежащего процесса внесения поправок в конституцию .
В некоторых странах, в основном с некодифицированными конституциями, таких судов вообще нет. Например, Соединенное Королевство традиционно действовало в соответствии с принципом парламентского суверенитета , согласно которому законы, принятые парламентом Соединенного Королевства, не могли быть оспорены судами.
См. также
- Основной закон , эквивалентный в некоторых странах, часто для временной конституции.
- Апостольская конституция (класс документов католической церкви )
- Согласие управляемых
- Конституция Римской республики
- Конституционная поправка
- Конституционный суд
- Конституционный кризис
- Конституционная экономика
- Конституционализм
- Корпоративные учредительные документы
- Международное конституционное право
- Судебный активизм
- Судебное ограничение
- Судебный пересмотр
- Философия права
- Верховенство закона
- Правило в соответствии с высшим законом
Судебная философия толкования конституции (примечание: в целом специфична для конституционного права США )
- Список национальных конституций
- Оригинализм
- Строгий конструктивизм
- Текстуализм
- Предлагаемая конституция Европейского Союза
- Лиссабонский договор (принимает те же изменения, но без конституционного названия)
- Устав ООН
Дальнейшее чтение
- Закари Элкинс и Том Гинзбург. 2021. « Чему мы можем научиться из письменных конституций? » Ежегодный обзор политической науки .
Ссылки
- ^ Новый Оксфордский американский словарь , второе издание, Эрин МакКин (редактор), 2051 стр., 2005, Oxford University Press, ISBN 0-19-517077-6 .
- ^ R (HS2 Action Alliance Ltd) против государственного секретаря транспорта [2014] UKSC 3. Архивировано 5 марта 2017 г., в Wayback Machine , [207]
- ^ Кинг, Бретт В. «Использование положений сверхквалифицированного большинства в Конституции: создатели, документы федералистов и усиление фундаментального принципа». Сетон Холл Конст. ЖЖ 8 (1997): 363.
- ^ Пили, М.В. (1997). Конституция Индии . С. Чанд и Ко. с. 3. ISBN 978-81-219-0403-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Рейтинг конституций» . Проект «Сравнительные конституции» . Проверено 5 июня 2016 г.
- ^ «Конституция Индии» . Министерство права и юстиции Индии. Июль 2008. Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 17 декабря 2008 г.
- ^ «Монако 1962 (ред. 2002)» . www.constituteproject.org . Проверено 5 июня 2016 г.
- ^ Элкинс, Закари; Гинзбург, Том; Мелтон, Джеймс (2009), «Концептуализация конституций» , «Долговечность национальных конституций » , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 36–64, doi : 10.1017/cbo9780511817595.004 , ISBN 978-0-511-81759-5
- ^ Мусуракис, Джордж (12 декабря 2003 г.). Исторический и институциональный контекст римского права . Эшгейт. ISBN 9780754621140 – через Google Книги.
- ^ Оксфордский справочник по сравнительному конституционному праву . Издательство Оксфордского университета. 17 мая 2012. с. 17. ISBN 978-0-19-957861-0 .
- ^ Гордон, Скотт (1999). Контроль над государством: конституционализм от древних Афин до наших дней . Издательство Гарвардского университета. п. 4 . ISBN 978-0-674-16987-6 .
- ^ Оксфордский справочник по сравнительному конституционному праву . Издательство Оксфордского университета. 17 мая 2012 г. ISBN. 978-0-19-957861-0 .
- ^ ( Джордан, Терри Л. (2013). Конституция США и интересные факты о ней (8-е изд.). Нейпервилл, Иллинойс: Издательская компания Oak Hill. п. 25. )
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с ( Закари, Элкинс; Гинзбург, Том; Мелтон, Джеймс (2009). Долговечность национальных конституций . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. )
- ^ ( «Томас Джефферсон Джеймсу Мэдисону» . Народная основа политической власти . 6 сентября 1789 г., стр. 392–97. Архивировано из оригинала 14 октября 2018 года . Проверено 29 июля 2015 г. )
- ^ ( Гинзбург, Том; Мелтон, Джеймс. «Инновации в конституционных правах» (PDF) . Нью-Йоркский университет . Проект для презентации на семинаре Нью-Йоркского университета по праву, экономике и политике. Архивировано из оригинала 17 июля 2014 года . Проверено 29 июля 2015 г. )
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ( Гинзбург, Том; Закари, Элкинс; Блаунт, Джастин (2009). «Имеет ли значение процесс разработки конституции?» (PDF) . Юридический факультет Чикагского университета . Чикаго, Иллинойс: Анну. Преподобный Соц. права. Наука.5. С. 201–23 [209]. Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 29 июля 2015 г. )
- ^ «Аномальная жизнь японской конституции» . Ниппон.com . 15 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2019 года . Проверено 11 августа 2019 г.
- ^ ( Гинзбург, Том; Закари, Элкинс; Блаунт, Джастин (2009). «Имеет ли значение процесс разработки конституции?» (PDF) . Юридический факультет Чикагского университета . Чикаго, Иллинойс: Анну. Преподобный Соц. права. Наука.5. С. 201–23 [204]. Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 29 июля 2015 г. )
- ^ ( Гинзбург, Том; Закари, Элкинс; Блаунт, Джастин (2009). «Имеет ли значение процесс разработки конституции?» (PDF) . Юридический факультет Чикагского университета . Чикаго, Иллинойс: Анну. Преподобный Соц. права. Науч.5:201–23. п. 203. Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 29 июля 2015 г. )
- ^ ( Чилтон, Адам С.; Верстег, Мила (2014). «Имеют ли конституционные права значение?». Институт права и экономики Коуза-Сандора . Рабочий документ Института права и экономики Коуза-Сандора № 694. SSRN 2477530 . )
- ^ См.:
- Реувен Файерстоун, Джихад: происхождение священной войны в исламе (1999), с. 118;
- «Мухаммед», Энциклопедия ислама онлайн
- ^ Ватт. Мухаммед в Медине и Р.Б. Сержант «Конституция Медины». Исламский Ежеквартальный 8 (1964) стр. 4.
- ^ Р.Б. Сержант, Сунна Джамиа, договоры с евреями Ясриба и Тахрим Ясриба: анализ и перевод документов, включенных в так называемую «Конституцию Медины». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, Vol. 41, № 1. (1978), с. 4.
- ^ Ватт. Мухаммед в Медине . стр. 227–228 Ватт утверждает, что первоначальное соглашение было заключено вскоре после хиджры, а поправки в документ были внесены позже, особенно после битвы при Бадре (АХ [анно хиджра] 2, = 624 г. н.э.). Серджант утверждает, что конституция на самом деле представляет собой 8 различных договоров, которые можно датировать в зависимости от событий, произошедших в Медине, причем первый договор был написан вскоре после прибытия Мухаммеда. РБ сержант. «Сунна Джамиа, договоры с евреями Ясриба и Тахрим Ясриба: анализ и перевод документов, включенных в так называемую «Конституцию Медины». в «Жизни Мухаммеда: Формирование классического исламского мира : Том IV». Эд. Ури Рубин. Брукфилд: Эшгейт, 1998, с. 151 и см. ту же статью в BSOAS 41 (1978): 18 и далее. См. также Каэтани. Аннали дель Ислам, Том I. Милан: Хоепли, 1905, с. 393. Юлиус Велльхаузен. Skizzen und Vorabeiten , IV, Berlin: Reimer, 1889, стр. 82ff, которые утверждают, что документ представляет собой единый договор, согласованный вскоре после хиджры. Вельхаузен утверждает, что это относится к первому году проживания Мухаммеда в Медине, до битвы при Бадре в 2/624 г. Вельхаузен основывает свое суждение на трех соображениях; во-первых, Мухаммад очень неуверен в своей позиции, он принимает языческие племена в состав Уммы и поддерживает еврейские кланы, поскольку клиенты ансаров см. Wellhausen, Excursus, p. 158. Даже Моше Гиль, скептик исламской истории, утверждает, что она была написана в течение 5 месяцев после прибытия Мухаммеда в Медину. Моше Гиль. «Конституция Медины: пересмотр». Израильские востоковедения 4 (1974): с. 45.
- ↑ Позднесредневековые Балканы: критический обзор конца двенадцатого века Джон Ван Антверпен Fine. Архивировано 27 декабря 2022 года в Wayback Machine . Гугл Книги. Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ Метапоисковая поисковая система. Архивировано 10 октября 2017 г. в Wayback Machine . Поиск.com. Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ «Краткосрочные кредиты» (PDF) . Архивировано из оригинала 25 ноября 2011 года.
- ↑ Дусанов Законик. Архивировано 3 августа 2010 года в Wayback Machine . Кодекс Душана. Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ Мангоне Наинг, SAH/D (2006)563 Хартия Курукан Фуга: пример эндогенного механизма управления для предотвращения конфликтов. Архивировано 10 октября 2017 г., на Wayback Machine , Форуме между поколениями по эндогенному управлению в Западной Африке, организованном Сахелем. и Клуб Западной Африки / ОЭСР , Уагадугу (Буркина-Фасо), 26–28 июня 2006 г., стр. 71–82.
- ^ «Соединенные Штаты имеют «самую долгоживущую конституцию» » . PolitiFact.com . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Тукер Э (1990). «Конституция Соединенных Штатов и Лига ирокезов». В Клифтоне Дж. А. (ред.). Изобретенный индеец: культурные вымыслы и государственная политика . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. стр. 107–128 . ISBN 978-1-56000-745-6 .
- ^ Фритце, Рональд Х. и Робисон, Уильям Б. (1996). Исторический словарь Стюарта Англии, 1603–1689 гг. , Издательская группа Greenwood, ISBN 0-313-28391-5 стр. 228. Архивировано 27 декабря 2022 года в Wayback Machine.
- ^ [1] Архивировано 22 мая 2015 г. в Wayback Machine Instrument of Government (Англия [1653]). Британская энциклопедия . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ Фрэнсис Д. Вормут (1949). Истоки современного конституционализма . Харпер и братья.
- ^ Тьяке с. 69
- ↑ Фарр , стр. 80,81. Архивировано 27 декабря 2022 г. в Wayback Machine . См. Декларацию представительства от 14 июня 1647 г.
- ^ Ли, Сидней (1903), Словарь национального биографического указателя и описания, стр. 991 .
- ^ конституция (политика и закон). Архивировано 17 апреля 2015 года в Wayback Machine . Британская энциклопедия . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ Борг, Иван; Норделл, Эрик; Роде, Стоун; Норделл, Эрик (1967). История для средней школы. Год 1 (на шведском языке) (4-е изд.). Стокгольм: А.В. Карлсонс. стр. 410. СЭЛИБР 10259755 .
- ^ Беклин, Мартин, изд. (1965). История для средней школы: общая и скандинавская история после 1000 года (на шведском языке) (3-е изд.). Стокгольм: Альмквист и Викселл. стр. 283–284. СЭЛИБР 1610850 .
- ^ Борг, Иван; Норделл, Эрик; Роде, Стоун; Норделл, Эрик (1967). История для средней школы. Год 1 (на шведском языке) (4-е изд.). Стокгольм: А.В. Карлсонс. стр. 412–413. СЭЛИБР 10259755 .
- ^ «Гудлатт говорит, что в США действует самая старая действующая национальная конституция» . ПолитиФакт .
- ^ Блауштайн, Альберт (январь 1993 г.). Конституции мира . Фред Б. Ротман и компания. ISBN 978-0-8377-0362-6 .
- ^ Исаак Крамник, Введение , Мэдисон, Джеймс (1987). Документы федералиста . Пингвинская классика. п. 13 . ISBN 978-0-14-044495-7 .
Вторая старейшая конституция мая.
- ^ «Первой европейской страной, которая последовала примеру США, была Польша в 1791 году». Джон Маркофф , «Волны демократии» , 1996 г., ISBN 0-8039-9019-7 , с. 121.
- ^ «Конституция Польши от 3 мая – веха в истории права и подъема демократии» . Проверено 14 сентября 2018 г.
- ^ «Конституция от 3 мая (1791 г.)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2017 года . Проверено 14 сентября 2018 г.
- ^ Брисеньо Перозо, Марио. «Мендоса, Кристобаль де» в Словаре истории Венесуэлы , Том 3. Каракас: Fundación Polar, 1999. ISBN 980-6397-37-1
- ^ «1811 Миранда провозглашает независимость Венесуэлы и начинается гражданская война» . Война и нация: идентичность и процесс государственного строительства в Южной Америке (1800-1840) . Проверено 1 февраля 2020 г.
- ^ Пейн, Стэнли Г. (1973). История Испании и Португалии: восемнадцатый век до Франко . Том. 2. Мэдисон: Издательство Висконсинского университета. стр. 432–433 . ISBN 978-0-299-06270-5 .
Испанский образец заговора и восстания либеральных армейских офицеров... был подражан как в Португалии, так и в Италии. После успешного восстания Риего первое и единственное произношение в итальянской истории было проведено либеральными офицерами в королевстве Обеих Сицилий. Военный заговор в испанском стиле также помог вдохновить начало русского революционного движения восстанием офицеров армии декабристов в 1825 году. Итальянский либерализм в 1820–1821 годах опирался на младших офицеров и провинциальные средние классы, по сути ту же социальную базу, что и в Испании. Оно даже использовало латиноамериканский политический словарь, поскольку им руководили гунте (хунты), назначали местных политических руководителей ( jefes politicos ), использовали термины либерали и сервили (подражая испанскому слову serviles, применяемому к сторонникам абсолютизма), и в В конце говорилось о сопротивлении с помощью партизан . Как для португальских, так и для итальянских либералов тех лет стандартным справочным документом оставалась испанская конституция 1812 года.
- ^ Левин, Лейф (1 мая 2007 г.). «Майоритарная и консенсусная демократия: шведский опыт». Скандинавские политические исследования . 21 (3): 195–206. дои : 10.1111/j.1467-9477.1998.tb00012.x .
- ^ «Закон о Конституции 1982 года, статья 60» .
- ^ Группа конституционного права, Конституционное право Канады. 3-е изд. Торонто: Emond Montgomery Publications Ltd., 2003, стр. 5
- ^ Саул, Джон Ралстон. Спутник сомневающегося: словарь агрессивного здравого смысла . Торонто: Пингвин, 1995.
- ^ Аристотель , Франческо Хайес
- ↑ Relectiones . Архивировано 21 декабря 2016 г. в Wayback Machine , Франциск де Виктория (лект. 1532 г., первый паб. 1557 г.).
- ^ Закон войны и мира , Гуго Гроций (1625 г.)
- ↑ Vindiciae Contra Tyrannos (Защита свободы от тиранов). Архивировано 2 февраля 2017 года в Wayback Machine , «Юниус Брут» (ориг. Fr. 1581, англ. tr. 1622, 1688).
- ↑ Американская республика: ее конституция, тенденции и судьба. Архивировано 10 октября 2017 года в Wayback Machine , О. А. Браунсон (1866).
- ^ Принципы конституционного проектирования , Дональд С. Лутц (2006) ISBN 0-521-86168-3
- ↑ Парадокс самоисправления. Архивировано 4 сентября 2006 г., в Wayback Machine . Питер Субер (1990), ISBN 0-8204-1212-0
- ^ Вайнгаст, Барри Р. (лето 2005 г.). «Конституционная дилемма экономической свободы» . Журнал экономических перспектив . 19 (3): 89–108. дои : 10.1257/089533005774357815 .
- ^ Гонсалес де Лара, Ядира; Грейф, Авнер; Джа, Саумитра (май 2008 г.). «Административные основы самодостаточных конституций». Американский экономический обзор . 98 (2): 105–109. CiteSeerX 10.1.1.386.3870 . дои : 10.1257/aer.98.2.105 .
- ^ «Основные законы – Введение» . Кнессет . 2016 . Проверено 7 мая 2017 г. В статье представлена информация о процедурах внесения изменений в каждый из Основных законов Израиля.
- ^ «Конституция Республики Польша» . www.sejm.gov.pl. Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ «Конституция Республики Польша» . www.sejm.gov.pl. Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ «Конституция Федеративной Демократической Республики Эфиопия». Статья 105, 21 августа 1995 г. Федеративная Демократическая Республика Эфиопия. Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Кириаки Топиди и Александр Х. Э. Морава (2010). Конституционная эволюция в Центральной и Восточной Европе (Исследования современного права и политики) . Издательство Эшгейт. п. 105. ИСБН 978-1409403272 .
- ↑ Официальный перевод Конституции Греции на английский язык по состоянию на 27 мая 2008 г. Архивировано 14 ноября 2017 г. в Wayback Machine , статья 110 §1, стр. 124, источник: Парламент Греции: «Положения Конституции подлежат пересмотру, за исключением тех, которые определяют форму правления в качестве парламентской республики, а также положений статей 2, параграф 1, 4, параграфы 1, 4 и 7, 5. абзацы 1 и 3, 13 абзац 1 и 26».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хоэл Колон-Риос (2012). Слабый конституционализм: демократическая легитимность и вопрос учредительной власти (Routledge Research in конституционного права . Routledge. стр. 67. ISBN 978-0415671903 .
- ^ Герхард Робберс (2006). Энциклопедия мировых конституций . Факты в файле, Incorporated. п. 626. ИСБН 978-0816060788 .
- ^ «Основные возможности» . Индус . 26 сентября 2004 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2012 года . Проверено 9 июля 2012 г.
- ^ «Читайте о «Обязанности платить налоги» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Обязанности служить в армии» на Конституте» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Обязанности работать» на Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Прочитайте о «Заявлении о всеобщем избирательном праве» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Свободе собраний» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Свободе объединений» на сайте «Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Свободе слова» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Свободе передвижения» на Конституте» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Почитайте о «Свободе мнения/мысли/совести» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Свободе религии» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Человеческом достоинстве» на Конституте» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «О «Положении о гражданском браке» читайте на Уставе» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Праве на подачу петиции» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Прочитайте о «Праве на академическую свободу» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Прочитайте о «Праве на ношение оружия» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Прочитайте о «Праве на отказ от военной службы по соображениям совести» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Прочитайте о «Праве на справедливое судебное разбирательство» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ «Читайте о «Праве на развитие личности» на Конституте» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Прочитайте о «Праве на создание семьи» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Прочитайте о «Праве на информацию» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Праве на брак» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Праве на свержение правительства» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Прочитайте о «Праве на неприкосновенность частной жизни» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Праве на защиту своей репутации» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Праве на отказ от гражданства» на Конституте» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Правах детей» на Конституте» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Правах должников» на Конституте» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Синхронная сравнительная перспектива была перед отцами-основателями итальянской конституции, когда они столкнулись с вопросом двухпалатности и связанными с ней вопросами доверия и законодательной процедуры, Буономо, Джампьеро (2013). «Двухкамерализм между двумя неудачными моделями» . Интернет-издание «Игла и нить» . Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года . Проверено 10 апреля 2016 г.
- ^ «Читайте о «Центральном банке» на Конституте» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Комиссии по противодействию коррупции» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ "Читайте об "Избирательной комиссии" на Уставе" . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Создании судебного совета» на Уставе» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Комиссии по правам человека» на Конституте» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Медиа-комиссии» на Конституте» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте об «омбудсмене» на сайте Constitute» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Читайте о «Комиссии правды и примирения» на Конституте» . www.constituteproject.org . Проверено 5 мая 2020 г.
Внешние ссылки
- Constitute — индексированная и доступная для поиска база данных всех действующих конституций.
- Проект поправок
- Словарь истории идей конституционализма
- Конституционный Закон , «Конституции, библиография, ссылки»
- Международное конституционное право : английские переводы различных национальных конституций.
- Верховенство закона в Организации Объединенных Наций: разработка конституции , о взаимосвязи между разработкой конституции, верховенством закона и Организацией Объединенных Наций.
- Работы, связанные с Portal:Constitution в Wikisource
- конституция | Теории, особенности, практики и факты | Британника
- Конституционализм | Стэнфордская энциклопедия философии
- Конституции и конституционализм | Энциклопедия.com