Jump to content

Конституция от 3 мая 1791 г. (живопись)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Конституция от 3 мая 1791 г.
Художник Ян Матейко
Год 1891
Середина Холст, масло
Размеры 247 см × 446 см (97 × 176 дюймов)
Расположение Королевский замок , Варшава

Конституция от 3 мая 1791 г. [а] ( Польский : Konstytucja 3 Maja 1791 roku ) — романтическая картина 1891 года, написанная маслом на холсте польского художника Яна Матейко . Это большое произведение, одно из самых известных произведений Матейко. Он увековечивает память Конституции Польши от 3 мая 1791 года , важной вехи в истории Речи Посполитой и высшей точки польского Просвещения .

Как и многие работы Матейко, картина представляет собой грандиозную сцену, населенную многочисленными историческими личностями, в том числе последним королем Польши Станиславом Августом Понятовским ; маршалы Великого сейма Станислав Малаховский и Казимеж Нестор Сапега ; соавторы Конституции, такие как Гуго Коллонтай и Игнаций Потоцкий ; и другие крупные современные деятели, такие как Тадеуш Костюшко . Современные историки идентифицировали около двадцати человек; еще около десяти человек, о присутствии которых сообщалось в более старых источниках, ожидают окончательной идентификации.

Картина была написана в период с января по октябрь 1891 года в ознаменование столетия Конституции. Это была одна из последних работ Матейко, который умер в ноябре 1893 года. Картина экспонировалась во Львове (ныне Львов, Украина ) до 1920 года, когда ее перевезли в Краков . Он был спрятан во время Второй мировой войны , а затем перевезен в Варшаву , где сейчас висит в Королевском замке .

Конституция от 3 мая 1791 г.

[ редактировать ]
Большее разрешение

Конституция от 3 мая 1791 года «Правительственный акт» (польский: Ustawa rządowa была принята в этот день Сеймом ( парламентом) Речи Посполитой как ) . Ее назвали «первой конституцией такого типа в Европе» и второй старейшей конституцией в мире. [1] [2]

Он был разработан, чтобы исправить давние политические недостатки Речи Посполитой. » Содружества Система « Золотой свободы , которая давала непропорциональные права дворянству , все больше развращала политику Содружества. [3] страны Конституция была направлена ​​на замену существующей анархии, поощряемой некоторыми магнатами , более демократической конституционной монархией . [4] Оно ввело политическое равенство между горожанами и дворянством ( шляхтой ) и поставило крестьян под защиту правительства, смягчив тем самым худшие злоупотребления крепостным правом . [4] Конституция отменила пагубные парламентские институты, такие как liberum veto , которое в свое время поставило Сейм во власть любого депутата, который мог выбрать или быть подкупленным интересом или иностранной силой отменить законы, принятые этим Сеймом. [4]

Принятие Конституции 3 мая встретило враждебную политическую и военную реакцию со стороны соседей Содружества. Во время польско-русской войны 1792 года (иногда называемой «Войной в защиту конституции») Речь Посполитая подверглась нападению со стороны Великой Екатерины Императорской России в ​​союзе с Тарговицкой конфедерацией , коалицией польских магнатов и безземельной знати, которая выступала против реформы, которые могут ослабить их влияние. Союзница Речи Посполитой Пруссия под руководством Фридриха Вильгельма II разорвала союз, и Речь Посполитая потерпела поражение. [5] В итоге Конституция 3 мая оставалась в силе немногим более года. [6] Несмотря на поражение Речи Посполитой в польско-российской войне и последовавшие за этим разделы , которые уничтожили Речь Посполитую, Конституция от 3 мая на протяжении более 123 лет оставалась маяком в борьбе за восстановление польского суверенитета. [6] [7] По словам двух ее соавторов, Игнация Потоцкого и Уго Коллонтая , это была «последняя воля и завещание умирающей Страны». [8]

Эскиз произведения был представлен в цикле « История цивилизации в Польше» .

Матейко начал работу над картиной в середине января 1891 года, что совпало со столетием Конституции. [9] Хотя картина была закончена только в октябре, к 3 мая она была уже достаточно готова, чтобы ее можно было показать на юбилейной выставке Краковских в Сукенницах . [9] 7 апреля 1892 года Матейко передал картину князю Евстахию Станиславу Сангушко , маршалу Галицкого сейма во Львове , и она была выставлена ​​в здании сейма (ныне главное здание Львовского университета ). [10] Картина была одной из последних работ Матейко, умершего в ноябре 1893 года. [11]

В 1920 году, через два года после восстановления независимости Польши , картина была перевезена в Краков , где с 1923 года экспонировалась в здании польского сейма . [10] Картина была спрятана польским сопротивлением во время Второй мировой войны , когда Польша была оккупирована немцами . [10] После войны картина была передана в Национальный музей в Варшаве и время от времени выставлялась в здании Сейма. [10] С 1984 года картина находится в коллекции Королевского замка в Варшаве , где сам Матейко заявил, что хотел бы, чтобы картина была показана. [9] [11] Картина выставлена ​​в вестибюле Палаты сенаторов, где принималась Конституция. [9] Картина была отреставрирована в 2007 году. [12]

Значение и историография

[ редактировать ]

Картина является одной из самых известных работ Матейко. [13] и сегодня это обычно рассматривается как один из его шедевров, «образование в области национальной истории». [11] [14] Однако современники приняли его не так хорошо: в обзорах начала века он критиковался за «слишком многолюдность» и нечеткую композицию; Сторонники предыдущих работ Матейко были гораздо более осторожны в похвалах этой картины. [15] [16]

Техника Матейко в этой картине слегка, но заметно отличалась от других его картин; авторы Wrede et al . приписывают это исследованию Матейко новых техник, но учтите, что современные критики увидели в этом отходе от его старого стиля слабеющую форму умирающего мастера и не приветствовали изменения. [9] Они также отмечают, что Матейко обычно посвящал картинам такого размера два года; этот был завершен менее чем за год, в то время как Матейко работал над другими проектами и страдал от стресса и депрессии. [16] Сам Матейко не любил XVIII век и польское Просвещение , отмечая, что «предпочел бы рисовать любой другой век». [17] Однако к годовщине Конституции он почувствовал себя обязанным создать произведение искусства, посвященное этому событию, которое он признал исторически значимым. [17]

Матейко обычно отождествлял персонажей своих картин с письменной легендой, но не создавал ее для Конституции . [15] Следовательно, некоторые персонажи картины не были идентифицированы. [15] Частичная легенда была написана секретарем Матейко Марианом Горжковски , и хотя в ней содержится список из 39 персонажей, Вреде и др . пишут, что его "хаотичное описание" не очень помогает. [15] Современный анализ был проведен польскими историками Ярославом Кравчиком и Эмануэлем М. Ростворовским . [15]

Содержание

[ редактировать ]
Идентифицированные лица (условные обозначения см. в тексте)

На картине, действие которой происходит ближе к вечеру 3 мая 1791 года, изображена процессия депутатов от Королевского замка ( на заднем плане только что была принята конституция ), где Великим сеймом , к Соборной церкви Св. Иоанна ( слева , ныне архикафедральный собор). ), где Te Deum . будет исполнено [11] Процессия движется по улице Св. Иоанна ( ulica Świętojanska ), окруженная восторженными жителями и гостями Варшавы. [11] Депутатов охраняют солдаты. [11]

Хотя шествие было настоящим историческим событием, Матейко позволил себе много творческих вольностей, например, включив в него людей, которые на самом деле не присутствовали или умерли ранее. [11] Он сделал это, потому что хотел, чтобы картина стала синтезом последних лет Содружества. [18] Он также чувствовал, что не существует реального исторического момента или места, которое полностью отражало бы дух Конституции, и поэтому ему, художнику, необходимо было создать такой момент. [19]

В центре картины изображен маршал Сейма Станислав Малаховский (1), одетый в белый костюм во французском стиле. [11] Малаховский держит в левой руке маршальский жезл, а в правой торжествующе поднимает текст Конституции. [11] Хотя исторический документ назывался Ustawa rządowa (Постановление правительства), Матейко решил сделать титульный лист документа, изображенный на его картине, более явным — и в то же время поместил название картины прямо в его центр. [11] Его несут депутаты Александр Линовский от Кракова (2) (справа) и Игнаций Закшевский от Познани (3) (слева). [20] Их значение состоит в том, что Краков и Познань являются главными городами двух крупных регионов Польши: Малой Польши и Великой Польши соответственно. Под правой рукой Малаховского фигура с забинтованной головой, держащая знамя; это Тадеуш Костюшко (4), и его рана на голове является отсылкой к битве при Мацеёвицах , которая произошла во время восстания Костюшко в 1794 году, через три года после события, изображенного на картине. [18] [20] Слева от Костюшко находится фигура, опознанная Вроной и др . как князь Адам Казимир Чарторыйский , хотя это оспаривается другими источниками. [20]

Несут еще одну фигуру, справа от Малаховского; это Казимеж Нестор Сапега (5), маршал Литовской конфедерации и маршал второго сейма. [11] Он одет в более традиционную польскую одежду. [11] Между Малаховским и Сапегой видна голова Юлиана Урсина Немцевича известного писателя (6). Кажется, он несет Сапегу. [20] Другая фигура, несущая Сапегу справа от него, — Михал Забелло (7). [20]

В нижнем центре картины Матейко показывает сцену, произошедшую в Королевском замке. [11] Ян Сухоржевский (8), депутат от Калиша и противник Конституции, упал на землю, держа одной рукой своего маленького сына; другую руку с ножом держит Станислав Кублицкий (9), стоящий справа от него. [11] [20] [21] Кублицкий был депутатом от Инфлантов , сторонником горожан и крестьян, а также Конституции. [11] [20] [21] Здесь художник намекает на неудачную попытку Сухожевского помешать королю подписать Конституцию, во время которой он угрожал убить собственного сына, чтобы спасти его от «рабства Конституции». Колода карт выпала из кармана Сухожевского, что является отсылкой к тому, как его подкупили антиконституционный российский посол Отто Магнус фон Штакельберг и гетман Браницкий ; Сухожевский внезапно начал выигрывать в играх крупные суммы денег, несмотря на свои плохие навыки игрока. [11] Браницкого (10) можно увидеть стоящим между королем и Сухожевским, одетым в русскую форму, предвещающую звание генерала , которое он получил несколько лет спустя в русской армии . На самом деле Сухожевский, как и большинство противников Конституции, отказался участвовать в шествии. [11]

Среди примечательных фигур в центре картины, слева от Малаховского, есть и другие сторонники Конституции. Священник Гуго Коллонтай (11 лет) - самый известный из них, презрительно жестикулирующий в сторону Сухожевского. [11] [21] В источниках описаны еще несколько фигур, находящихся поблизости, но их точное местонахождение неясно, либо источники противоречат друг другу. Священником, держащим Библию (12), вероятно, является Феликс Турский , хотя некоторые идентифицируют его как Тимотеуша Горженского . [11] [21] Фигуры справа от Коллонтая представляют Великого литовского маршала Игнация Потоцкого (13) и, возможно, Адама Казимира Чарторыйского (14) (хотя некоторые источники идентифицируют Чарторыйского в другом месте картины, в окрестностях Костюшко). [11] Окружают Коллонтай, вероятно, священник Сципионе Пьяттоли (15 лет) и Тадеуш Матушевич или Матусевич (16 лет). [21]

По лестнице костела король Станислав Август Понятовский (17). поднимается [11] [20] Матейко не очень любил Понятовского и изображал его в довольно напыщенной позе, с протянутой для поцелуя рукой и в компании многочисленных хорошеньких дам, поддерживая его репутацию «ловеласа». [11] Включение Понятовского в процессию — одна из творческих вольностей Матейко, поскольку он прибыл в церковь до крестного хода. [11] Женщина вручает ему лавровый венок (18); источники идентифицировали ее как курляндскую принцессу Доротею фон Медем (Доротея Бирон) или Ружу з Мартынковских, жену бывшего мэра Варшавы Яна Декерта . [20] Позади нее (крайняя слева в группе из двух женщин, видно только ее лицо) стоит Эльжбета Грабовская (19 лет), любовница короля и мать его детей. [20] У дверей церкви кланяется бывший мэр Варшавы Ян Декерт (20). [11] [20] Его сопровождает дочь Марианна (в желтом платье, лицом от зрителя), занимающая видное положение возле короля (38). [20] [22] Включение Декерта в картину является еще одним примером того, как Матейко вольно обращается с историей, поскольку он умер в октябре 1790 года; он был важной фигурой среди горожан , связанной с Законом о вольных королевских городах , который был включен в Конституцию. [23] [24]

За королем, прижав руки к голове, стоит князь Антоний Станислав Четвертыньский-Святопелк (21 год), еще один противник Конституции, известный тем, что находится на российской зарплате. [21] Ниже него находится еще один противник Конституции, Антоний Злотницкий (22). [21] Анонимный французский роялист в черном (23 года) смотрит на эту сцену в ужасе и видит, как готовится еще одна революция. Он поднимает руку над головой короля. [20]

В группе людей, собравшихся под королем, еще одним подтверждением значимости бюргерства является мещанин Ян Килиньский (24 года), один из лидеров восстания Костюшко. [20] Справа от него, на краю толпы, находится священник Клеменс Мария Хофбауэр (25 лет), который руководил приютом и школой в Варшаве и канонизирован в лике святых в католической церкви. [11]

Справа от Сапеги - реформатор Станислав Сташич (26 лет) и, обнимающий Сташича, Анджей Замойский (27 лет), автор Кодекса Замойского , более ранней попытки реформировать государство. [11] Слева от Сташича глава смоленского епископа Тимотеуша Гоженского (28 лет). в толпе виднеется [20] Под Сташичем и Замойским с протянутой рукой стоит Казимеж Конопка (29 лет), секретарь Коллонтая и один из польских якобинцев ; французский сине-бело-красный У Конопки в шляпе чекан — оружие, похожее на топор и молот. цветок, а в руке [22] Над ними — неназванный православный священник (30 лет); фигура справа (31) — либо Павел Ксаверий Бжостовский , пионер сельскохозяйственных реформ, либо Юзеф Стемпковский , менее прогрессивная фигура. [20] Завершает этот ряд фигур Антоний Тызенгауз (32 года), литовский чиновник и реформатор. [20] Справа от Замойского — безымянный крестьянин (33). Его пассивное отношение рассматривается как отражение равнодушного отношения польского крестьянства к реформам. [20]

Справа от них - племянник короля, князь Юзеф Понятовский (34 года) в форме легкой кавалерии Варшавского герцогства верхом на сером коне. [11] Униформа — еще один пример предзнаменования; Понятовский стал главнокомандующим армией герцогства и погиб во время битвы под Лейпцигом . Во время принятия Конституции он был командиром Варшавского гарнизона, и показано, как он наблюдает за процессией, а его солдаты выстроились в ряд и охраняют улицу. [11] Справа от него, частично скрытый конской головой Понятовского, стоит Станислав Мокроновский (35 лет), депутат, генерал и будущий лидер восстания Костюшко в Литве. [20]

В самом нижнем правом углу два польских еврея на краю сцены ; Младший (36 лет) обычно описывается как очарованный событиями, наблюдающий за ними с надеждой, но большая часть анализа сосредоточена на старшем мужчине (37 лет), чья рука делает жест Sy, git («это хорошо»). [11] [20] [21] [25] Интерпретация этой цифры различается; хотя некоторые предлагают ему выразить свой интерес и поддержку Конституции, которую он рассматривает как обещание дальнейших реформ, которые улучшат положение евреев, Конституция не затрагивала их каким-либо существенным образом. [11] [20] - другие помещали его или обоих евреев в число противников конституции, описывая их как нахмуренных и встревоженных, ликующе ожидающих конца Речи Посполитой или, по крайней мере, обеспокоенных либеральными реформами. [21] [25] Последняя интерпретация может быть подтверждена и тем фактом, что Матейко имел тенденцию изображать евреев в своих картинах в отрицательных ролях. [25]

Список персонажей

[ редактировать ]

Историки положительно идентифицировали ряд персонажей. Это список персонажей, изображенных на картине и обозначенных цифрами на соответствующей картинке-путеводителе:

  1. Станислав Малаховский (1736–1809), коронный маршал Великого сейма, держит в руках Конституцию. [11]
  2. Александр Линовский , депутат Кракова и сторонник Конституции [20]
  3. Игнаций Закшевский (1745–1802), президент города (мэр) Варшавы. [20]
  4. Тадеуш Костюшко (1746–1817), генерал королевской армии [18]
  5. Казимеж Нестор Сапега (1754–1798), литовский генерал артиллерии. [11]
  6. Юлиан Урсин Немцевич , депутат Инфланти , сторонник Конституции [20]
  7. Михал Забелло , депутат Ливонии, генерал литовской армии [20]
  8. Ян Сухожевский (ум. 1809), Войский из Всховы, противник конституции. [11]
  9. Станислав Кублицкий (или Ян Кублицкий), депутат Инфланты, активный сторонник Конституции и интересов горожан и крестьян (источники различаются относительно его имени) [11] [20] [21]
  10. Францишек Браницкий (ок. 1730–1819), Великий гетман Короны, выступал против Конституции. [11]
  11. Гуго Коллонтай (1750–1812), заместитель канцлера короны, соавтор Конституции. [11]
  12. Feliks Turski , bishop of Kraków [21]
  13. Игнаций Потоцкий (1750–1809), великий маршал Литовский, соавтор Конституции (местоположение указано на рисунке могло быть неточным) [21]
  14. Адам Казимеж Чарторыйский (1734–1832), генеральный префект Подолья , сторонник Конституции (местоположение этой фигуры оспаривается некоторыми источниками) [20] [21]
  15. Сципион Пьяттоли , священник, секретарь короля Понятовского, сторонник Конституции [21]
  16. Тадеуш Матушевич (Матусевич), депутат, сторонник Конституции [21]
  17. Станислав Август Понятовский (1732–1798), король Польши и великий князь литовский 1764–1795, соавтор Конституции. [11]
  18. Доротея фон Медем (Доротея Бирон), курляндская принцесса (также известная как Ружа з Мартынковских, жена Декерта) [20]
  19. Эльжбета Грабовская (1748–1810), любовница короля. [20]
  20. Ян Декерт (1738–1790), бывший городской президент (мэр) Варшавы. [11]
  21. Антоний Станислав Четвертыньский-Святопелк (1748–1794), кастелян Пшемысля, выступал против конституции. [21]
  22. Антоний Злотницкий , депутат Подолья , противник Конституции [21]
  23. Неназванный французский роялист
  24. Ян Килиньский (1760–1819), сапожник, член Варшавской городской думы. [20]
  25. Клеменс Мария Хофбауэр (1751–1820), редемпторист (священник) [11]
  26. Станислав Сташич (1755–1826), ученый и политический писатель. [11]
  27. Анджей Замойский (1716–1792), великий канцлер короны [11]
  28. Тимотеуш Горженский , епископ Смоленский [21]
  29. Казимеж Конопка (1769–1805), секретарь Гуго Коллонтая. [22]
  30. Безымянный православный священник
  31. Павел Ксаверий Бжостовский , католический священник, пионер сельскохозяйственных реформ. [20]
  32. Антоний Тизенгауз , литовский чиновник и реформатор. [20]
  33. Безымянный крестьянин
  34. Юзеф Понятовский (1763–1813), генерал-майор. [11]
  35. Станислав Мокроновский , депутат, генерал, лидер восстания Костюшко в Литве. [20]
  36. Безымянный молодой еврей [11] [20] [25]
  37. Безымянный старый еврей [11] [20] [25]

Историки идентифицировали еще несколько фигур как вероятных присутствующих на картине, но их точное местонахождение неизвестно, и их также нет на изображении-путеводителе:

  1. Марианна Декерт, дочь Декерта [20] [22]
  2. Антони Барнаба Яблоновский , кастелян Кракова, сторонник Конституции и дела горожан - его местонахождение на фотографии описано Вроной и др. как неизвестный; вероятно, возле Малаховского [20]
  3. Станислав Бадени , секретарь короля — как и Яблонковский, его точное местонахождение неизвестно, вероятно, недалеко от Малаховского. [20]
  4. Благочестивый Килиньский , королевский секретарь, его точное местонахождение неизвестно, вероятно, недалеко от Гоженского. [20]
  5. Иоахим Хрептович , министр иностранных дел и канцлер [20]
  6. Антони Юзеф Ланкороньский , чиновник казначейства и член Комиссии народного образования [20]

Примечания

[ редактировать ]
  1. У картины нет единого доминирующего названия ни на польском, ни на английском языке. Его называют по-разному, используя разные варианты перевода названия Конституции от 3 мая 1791 г. (например, «Конституция 3 мая», [26] «Конституция Третьего мая», [27] и «Конституция от 3 мая 1791 г.» [28] ); и более детально, например, «Король Станислав Август входит в Варшавский собор после принятия реформированной Конституции 1791 года» Реддавея. [14]
  1. ^ Альберт П. Блаустейн (1993). Конституции мира . Вм. Издательство С. Хейна. п. 15. ISBN  978-0-8377-0362-6 . Проверено 30 мая 2011 г.
  2. ^ Дэвис, Норман (1996). Европа: История . Издательство Оксфордского университета. п. 699 . ISBN  0-19-820171-0 .
  3. ^ Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права Варшава: Приходское издательство, 1987, стр. 297–298.
  4. ^ Jump up to: а б с Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История польского государства и права , Варшава, Państwowe Wydawnictwo Naukowe , 1987, стр. 304–8.
  5. ^ Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. стр. 184–185. ISBN  978-0-7818-0637-4 . Проверено 13 августа 2011 г.
  6. ^ Jump up to: а б Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. стр. 188–189. ISBN  978-0-7818-0637-4 . Проверено 13 августа 2011 г.
  7. ^ Джордж Сэнфорд (2002). Демократическое правительство в Польше: конституционная политика с 1989 года . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 11–12. ISBN  978-0-333-77475-5 . Проверено 5 июля 2011 г.
  8. ^ Махниковский (1 декабря 2010 г.). Договорное право в Польше . Клювер Лоу Интернэшнл. п. 20. ISBN  978-90-411-3396-0 . Проверено 12 июля 2011 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Марек Вреде; Ханна Малахович; Павел Садлей (2007). Конституция от 3 мая. История. Картина. Обслуживание . Королевский замок в Варшаве. стр. 22. ISBN  978-83-7022-172-0 .
  10. ^ Jump up to: а б с д Марек Вреде; Ханна Малахович; Павел Садлей (2007). Конституция от 3 мая. История. Картина. Обслуживание . Королевский замок в Варшаве. стр. 21. ISBN  978-83-7022-172-0 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с (на польском языке) Марек Резлер, С Матейко через историю Польши: Конституция от 3 мая . Interklasa: Польский образовательный портал. Последний доступ: 23 мая 2012 г.
  12. ^ Марек Вреде; Ханна Малахович; Павел Садлей (2007). Конституция от 3 мая. История. Картина. Обслуживание . Королевский замок в Варшаве. стр. 49. ISBN  978-83-7022-172-0 .
  13. ^ «Ян Матейко» (на польском языке). польша.gov.pl. Архивировано из оригинала 25 мая 2013 года . Проверено 9 апреля 2012 г.
  14. ^ Jump up to: а б Уильям Фиддиан Реддэуэй (1971). Кембриджская история Польши . Архив Кубка. п. 546. GGKEY:2G7C1LPZ3RN . Проверено 14 августа 2011 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Марек Вреде; Ханна Малахович; Павел Садлей (2007). Конституция от 3 мая. История. Картина. Обслуживание . Королевский замок в Варшаве. стр. 25. ISBN  978-83-7022-172-0 .
  16. ^ Jump up to: а б Марек Вреде; Ханна Малахович; Павел Садлей (2007). Конституция от 3 мая. История. Картина. Обслуживание . Королевский замок в Варшаве. стр. 40–41. ISBN  978-83-7022-172-0 .
  17. ^ Jump up to: а б Марек Вреде; Ханна Малахович; Павел Садлей (2007). Конституция от 3 мая. История. Картина. Обслуживание . Королевский замок в Варшаве. стр. 23. ISBN  978-83-7022-172-0 .
  18. ^ Jump up to: а б с Славомир Суходольский, Дариуш Остапович. Развенчание мифов и стереотипов. От Яна III Собеского до Тадеуша Костюшко . Беллона. стр. 137–. GGKEY:Y8EFTRG2LL1 . Проверено 14 августа 2011 г.
  19. ^ Марек Вреде; Ханна Малахович; Павел Садлей (2007). Конституция от 3 мая. История. Картина. Обслуживание . Королевский замок в Варшаве. стр. 24. ISBN  978-83-7022-172-0 .
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к Марек Вреде; Ханна Малахович; Павел Садлей (2007). Конституция от 3 мая. История. Картина. Обслуживание . Королевский замок в Варшаве. стр. 26–31. ISBN  978-83-7022-172-0 .
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Государственный институт искусств (Польша); Варшавский технологический университет. Отдел польской архитектуры; Ассоциация искусствоведов (1985). Вестник истории искусств . стр. 260 . Проверено 14 августа 2011 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д Ян Матейко (1993). Матейко: картины маслом: каталог . Аркады. ISBN  978-83-213-3652-7 . Проверено 14 августа 2011 г. [ нужна страница ]
  23. ^ Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. п. 193. ИСБН  978-0-7818-0637-4 . Проверено 13 августа 2011 г.
  24. ^ Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. стр. 177–178. ISBN  978-0-7818-0637-4 . Проверено 13 августа 2011 г.
  25. ^ Jump up to: а б с д и Еврейский исторический институт — Научно-исследовательский институт (1 января 2007 г.). Ежеквартальный журнал еврейской истории . Институт. стр. 191–192 . Проверено 8 апреля 2012 г.
  26. ^ Стэнли С. Сокол; Шэрон Ф. Мротек Киссан; Альфред Л. Абрамович (1992). Польский биографический словарь: биографии почти 900 поляков, внесших значительный вклад в мировую цивилизацию . Издательство Больчази-Кардуччи. п. 251 . ISBN  978-0-86516-245-7 . Проверено 14 августа 2011 г.
  27. ^ Марк Солтер; Джонатан Боусфилд (июль 2002 г.). Приблизительный путеводитель по Польше . Грубые гиды. п. 91. ИСБН  978-1-85828-849-9 . Проверено 14 августа 2011 г.
  28. ^ Филип Уорд (сентябрь 1989 г.). Польские города: путешествия по Кракову и югу, Гданьску, Мальборку и Варшаве . Пеликан Паблишинг. п. 118. ИСБН  978-0-88289-739-4 . Проверено 14 августа 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9182709b239f945835a4fa6e80933481__1710976140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/81/9182709b239f945835a4fa6e80933481.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitution of 3 May 1791 (painting) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)