Рейтан (живопись)
Рейтан, или Падение Польши | |
---|---|
Польский: Рейтан – падение Польши | |
Художник | Ян Матейко |
Год | 1866 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 282 см × 487 см (111 × 192 дюйма) |
Расположение | Королевский замок в Варшаве |
Рейтан, или Падение Польши ( польск . Rejtan. Upadek Polski ) — маслом польского картина художника Яна Матейко , законченная в 1866 году, изображающая протест Тадеуша Рейтана ( справа внизу ) против Первого раздела Польши во время раздела Сейма. 1773 года. Тадеуш Рейтан был членом Посполитой Сейма Речи , известным своей оппозицией Первому разделу Польши в 1773 году, физически пытаясь помешать делегатам покинуть палату , чтобы остановить ратификацию раздела. Сейм находился под сильным влиянием иностранных держав: делегатов подкупали или угрожали, в то время как Россия , Пруссия и Австрия оправдывали аннексию польской территории ответом на внутренние конфликты Барской конфедерации .
Композиция Яна Матейко изображает сцену в манере академической исторической живописи , ставя Рейтана в центральное положение с драматическим жестом в окружении фигур, которые кажутся соучастниками иностранных требований, включая членов будущей Тарговицкой конфедерации и российского посла Николая Репнина . Несмотря на разногласия и неоднозначные отзывы во время своего первого показа публике в 1866 году, работы Матейко позже были признаны за свое культурное значение в Польше, изображая темы политического сопротивления и критики. Император Австрии Франц Иосиф I впоследствии приобрел картину, которая выставлялась в Вене до 1920 года.
Польское правительство купило работу в 1920 году, а с 1931 года, за исключением короткого периода во время Второй мировой войны, когда она была разграблена нацистами, она выставлялась на всеобщее обозрение в Королевском замке в Варшаве . Картина является одновременно изображением исторического момента и аллегорией окружающего периода польской истории . Это одна из самых известных работ Матейко и знаковое изображение эмоционального протеста. [ 1 ] [ 2 ]
Исторический контекст
[ редактировать ]Тадеуш Рейтан был депутатом Сейма Речи Посполитой в 1773 году, печально известного как Разделительный Сейм . [ 3 ] Сейм собрался для рассмотрения требований трех соседей Речи Посполитой ( Российской империи , Пруссии и Австрийского эрцгерцогства ) с целью легализации их территориальных требований, известных как Первый раздел Польши . [ 4 ] [ 5 ] Сейм действовал под давлением, с непосредственной угрозой иностранных сил, присутствующих в Содружестве, и со значительным количеством депутатов, которых либо подкупили, либо угрожали иностранные дипломаты. [ 4 ] [ 5 ] Три державы официально оправдали свои действия компенсацией за общение с проблемным соседом и восстановлением порядка посредством военного вмешательства в гражданскую войну ( Войну Барской Конфедерации ); на самом деле все трое были заинтересованы в территориальных завоеваниях. [ 6 ]
Сообщается, что 21 апреля того же года Рейтан, сделав драматический жест в Сейме, обнажил грудь и лег в дверном проеме, преграждая путь своим телом в драматической попытке помешать другим членам покинуть сейм. палата, где проходили дебаты. Выход из палаты означал бы прекращение дискуссии и принятие обсуждаемого предложения, т. е. принятие иностранных территориальных требований. [ 3 ] [ 7 ]
Описание
[ редактировать ]Картина изображает эту сцену, хотя, как это обычно бывает с творчеством Матейко, она жертвует некоторой исторической реальностью ради более драматичного представления. [ 8 ] [ 9 ] Он служит аллегорией всех трех разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) и изображает ряд крупных исторических личностей этой эпохи. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Рейтан наиболее заметен, занимая всю правую часть картины, в своей драматической позе, которую сравнивают со «Свободой, ведущей народ» . [ 9 ] [ 10 ] Его позиция на этой картине иллюстрирует золотое сечение . [ 9 ]
Слева от него, в центре, находятся «предатели», многие из которых получают российскую зарплату, и будущие члены Тарговицкой конфедерации . Адам Понинский , маршал Сейма , указывая на красное придворное платье, либо требует, чтобы Рейтан ушел, либо указывает на вооруженную российскую охрану за дверью; он держит простую деревянную трость вместо более сложного маршальского посоха, который Рейтан украл днем ранее. [ 9 ] [ 10 ] За ним стоят епископ Игнаций Массальский и князь Антоний Станислав Четвертыньский-Святопелк . [ 10 ] Справа от него гетман Францишек Ксаверий Браницкий закрывает лицо руками; что, вероятно, было решением Матейко прозаической проблемы - у него, вероятно, не было доступа к подобию Браницкого. Щенсный Потоцкий с синим кушаком смущенно смотрит в землю. За перевернутым стулом его отец, Францишек Салези Потоцкий , тоже смущенный, роняет перо и смотрит в сторону. [ 10 ] Между двумя Потоцкими Яцек Малаховский ведет дискуссию с Самуэлем Корсаком . [ 11 ] а Кароль Радзивилл просто с удивлением наблюдает за ситуацией. [ 10 ] На земле, перевернутое, лежит кресло со шляпой Браницкого и кошельком для монет, из которого монеты сыпятся в сторону Понинского, намекая на настоящую причину, по которой он намерен завершить дебаты. [ 10 ] [ 12 ]
Слева от Потоцкого-старшего сидит предстоятель Польши беседует Михал Ежи Понятовский с канцлером Михаилом Фридериком Чарторыйским , оба игнорируют помехи. [ 10 ] За ними в синем жилете король Станислав Август Понятовский раздраженно встает с трона, желая уйти, и смотрит на карманные часы. [ 10 ]
Из галереи за сценой наблюдает один из главных архитекторов перегородки, российский посол Николай Репнин . [ 10 ] Он сидит между двумя женщинами, вероятно, Изабелой Любомирской и Эльжбетой Грабовской или Изабелой Чарторыйской . [ 9 ] [ 10 ] Справа от него на картине русской царицы Екатерины изображен еще один важный символ . [ 10 ] Наконец, в открытых дверях, за спиной Рейтана, стоит русский солдат (хотя на самом деле сейм «охраняли» не русские, а прусские войска). [ 10 ]
Единственный человек, явно симпатизирующий Рейтану, — это молодой человек в центре комнаты, держащий в руках саблю и рогативку , символизирующие сторонников антироссийской Конфедерации адвокатов , и будущих повстанцев из Польского восстания в российском разделе. . [ 10 ]
Прием и анализ
[ редактировать ]Матейко начал работу над этой картиной в августе 1864 года и закончил ее в ноябре 1866 года. [ 13 ] Это была одна из многих картин, изображающих ключевые исторические моменты истории Польши , которые он создал за свою жизнь. [ 9 ] [ 10 ] Однако Матейко не просто иллюстрировал историю, он хотел, чтобы его картины имели мощное образовательное и эмоциональное значение. [ 9 ] [ 14 ]
Работа вызвала скандал в современной, все еще разделенной Польше; его обсуждали еще до его открытия. [ 10 ] Это оскорбило ряд общественных деятелей, многие из которых ведут прямое происхождение от крупных магнатских семей, члены которых изображены на картине как предатели польского дела. [ 10 ] В современной прессе был опубликован ряд критических рецензий на работу, Матейко получал анонимные угрозы, а некоторые аристократы, как говорят, подумывали о покупке картины только для того, чтобы уничтожить ее. [ 10 ] Некоторые обвиняли его в пораженчестве, пессимизме, эксплуатации общественного мнения по поводу исторического скандала для современной рекламы; таким образом, он подвергся критике со стороны таких известных художников, как Юзеф Игнаций Крашевский и Киприан Норвид . [ 9 ] [ 15 ] В Париже французско-польский аристократ граф Александр Жозеф Колонна-Валевский выступал против включения его в выставку. [ 10 ] Картина, однако, быстро завоевала сторонников, которые, в свою очередь, воспроизвели ее модифицированные копии, заменив исторических фигур крупными современными критиками. [ 10 ] Отвечая на общественный резонанс, Матейко нарисовал ответ — картину под названием «Суд над Матейко» ( Wyrok na Matejkę , 1867), в которой он изобразил казнь, совершенную некоторыми из его самых ярых критиков. [ 10 ] [ 15 ]
Серьезные искусствоведы высказали менее эмоциональные, но тоже неоднозначные мнения о произведении. [ 10 ] Он был принят менее благосклонно Юзефом Шуйским и Станиславом Тарновским , но высоко оценен художниками Генриком Семирадским и Артуром Гроттгером . [ 10 ] Комментарии Войцеха Корнели Штаттлера разными авторами интерпретируются либо как похвала, либо как похвала. [ 10 ] критическое золото. [ 9 ] В Париже, выставленная на Всемирной выставке 1867 года, картина получила золотую медаль. [ 15 ] В то время как в Польше контекст и послание картины были четко поняты, работа, выставленная в Париже, оказалась слишком неясной для тамошней публики, и мало кто понимал сложный исторический контекст; некоторые французские критики интерпретировали это как изображение игорного зала. [ 10 ] Однако говорят, что это было хорошо понято русскими посетителями французской галереи, некоторые из которых, как говорят, были заинтересованы в приобретении картины, которую поляки хвалили, поскольку «они купили настоящие, могли бы с тем же успехом купи и раскрашенные». [ 10 ] Однако в конце концов картина была приобретена австрийским императором Францем Иосифом I за 50 000 франков. [ 10 ] [ 13 ] Она была показана в галерее в Вене и в итоге оказалась в Хофмузеуме . [ 13 ] Благодаря усилиям министра Юлиуша Твардовского в 1920 году его приобрело правительство Второй Польской Республики . [ 13 ] [ 16 ] Как часть Национальной художественной коллекции Вавельского королевского замка, она выставлялась на всеобщее обозрение в Королевском замке в Варшаве с 1931 года, за исключением периода Второй мировой войны , когда она была ненадолго разграблена нацистами . [ 13 ] [ 17 ]
Картина обычно интерпретируется как критика российского вмешательства в польские политические дела и сотрудничества предательских польских аристократов. [ 18 ] К концу Первой мировой войны его уже считали бесценным артефактом польской культуры. [ 16 ] Картина была положительно интерпретирована в коммунистической Польше как символ критики польского дворянства, которого обвиняли в эгоизме, приведшем к разделам. [ 9 ] Совсем недавно картину стали интерпретировать как символ одиночного протеста и моральное оправдание инакомыслия, даже когда известно, что такой протест бесполезен и игнорируется большинством. [ 9 ] Его также называют культовой картиной эмоционального протеста. [ 2 ] и символ отчаянного патриотического протеста. [ 19 ] В 1980-х годах картина вдохновила на песню протеста Яцека Качмарского . [ 20 ] Со временем картина стала известна в Польше; Уолтер М. Камминс отмечает, что сцена из этой работы «стала знакома каждому польскому ребенку благодаря [этой] часто воспроизводимой картине». [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фонд Костюшко; Владислава Яворская (1995). Польские мастера из коллекции Фонда Костюшко . Фонд. ISBN 9780917004247 .
Матейко – величайший исторический художник Польши. Среди его самых известных панорамных композиций — «Проповедь Скарги» , «Рейтан» , «Люблинская уния» , «Баторий в Пскове» , «Грюнвальдская битва », «Прусское почтение » и «Ян Собеский в Вене» .
- ^ Jump up to: а б Ежи Луковский; Хьюберт Завадски (2006). Краткая история Польши . Издательство Кембриджского университета. стр. 121. ISBN 978-0-521-85332-3 .
- ^ Jump up to: а б с Уолтер М. Камминс (1993). Сдвигая границы: восточноевропейская поэзия восьмидесятых . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 319. ИСБН 978-0-8386-3497-4 .
- ^ Jump up to: а б Левински Корвин, Эдвард Генри (1917). Политическая история Польши . Гуглпринт. стр. 310–315 .
- ^ Jump up to: а б Владислав Смоленский (1919). ( История польского народа на польском языке). Гебетнер и Вольф. стр. 295–305 . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ Шэрон Корман (1996). Право завоевания: приобретение территории силой в международном праве и практике: Приобретение территории силой в международном праве и практике . Кларендон Пресс. п. 75. ИСБН 978-0-19-158380-3 .
- ^ Михальский, Ежи (1988). «Тадеуш Рейтан». Польский биографический словарь (на польском языке). Том XXXI/2. ПЛ. стр. 231–37.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Prawdziwa historia Rejtana» [Реальная история Рейтана] (на польском языке). odkrywcy.pl. 21 августа 2012 г. Проверено 27 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ева Хойецка (2000). "Яна Матейко "Рейтан" - возвращение или прощание?" «Рейтан» Яна Матейко – возвращение или реквием? Альма-матер (на польском языке) (3). Архивировано из оригинала 27 мая 2010 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Марек Резлер. «С Матейко через историю: Рейтан» (на польском языке). Interklasa: Польский образовательный портал . Проверено 27 апреля 2014 г.
- ^ Ян Матейко (1993). Матейко: картины маслом : каталог [ Матейко: картины маслом: каталог ] (на польском языке). Аркады. стр. 1962. ISBN. 978-83-213-3652-7 .
- ^ Яцек Ендрух (1982). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493-1977: путеводитель по их истории . Университетское издательство Америки. п. 463. ИСБН 9780819125095 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ян Матейко (1993). Матейко: картины маслом : каталог [ Матейко: картины маслом: каталог ] (на польском языке). Аркады. стр. 1963. ISBN. 978-83-213-3652-7 .
- ^ Агнешка Моравиньска (1984). Польская живопись XV-XX веков . Аурига. стр. 29. ISBN 978-83-221-0250-3 .
- ^ Jump up to: а б с Анна Баранова (1993). « Матейко помилован» (на польском языке). Литературное десятилетие . Проверено 27 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Марек Бартелик (2005). Раннее польское современное искусство: единство во множественности . Издательство Манчестерского университета. п. 42. ИСБН 978-0-7190-6352-7 .
- ^ Кинга Шаблвска. «Ян Матейко – уважаемый краковец, выдающийся художник, педагог, защитник краковских памятников» (на польском языке) . Проверено 6 октября 2013 г.
- ^ Эзра Мендельсон (2002). Рисуя народ: Мауриций Готлиб и еврейское искусство . УПНЕ. п. 31. ISBN 978-1-58465-179-6 .
- ^ Анна Улиг (1989). В кругу символов: о польской политической культуре (на польском языке 80-х годов ). Варшавский университет, Институт политических наук. стр. 61.
- ^ «Рейтан , или Доклад посла». Качмарский.art.pl. 23 апреля 1989 г. Проверено 27 апреля 2014 г.