Jump to content

Рейтан (живопись)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Рейтан, или Падение Польши
Польский: Рейтан – падение Польши
Художник Ян Матейко
Год 1866  ( 1866 )
Середина Холст, масло
Размеры 282 см × 487 см (111 × 192 дюйма)
Расположение Королевский замок в Варшаве

Рейтан, или Падение Польши ( польск . Rejtan. Upadek Polski ) — маслом польского картина художника Яна Матейко , законченная в 1866 году, изображающая протест Тадеуша Рейтана ( справа внизу ) против Первого раздела Польши во время раздела Сейма. 1773 года. Тадеуш Рейтан был членом Посполитой Сейма Речи , известным своей оппозицией Первому разделу Польши в 1773 году, физически пытаясь помешать делегатам покинуть палату , чтобы остановить ратификацию раздела. Сейм находился под сильным влиянием иностранных держав: делегатов подкупали или угрожали, в то время как Россия , Пруссия и Австрия оправдывали аннексию польской территории ответом на внутренние конфликты Барской конфедерации .

Композиция Яна Матейко изображает сцену в манере академической исторической живописи , ставя Рейтана в центральное положение с драматическим жестом в окружении фигур, которые кажутся соучастниками иностранных требований, включая членов будущей Тарговицкой конфедерации и российского посла Николая Репнина . Несмотря на разногласия и неоднозначные отзывы во время своего первого показа публике в 1866 году, работы Матейко позже были признаны за свое культурное значение в Польше, изображая темы политического сопротивления и критики. Император Австрии Франц Иосиф I впоследствии приобрел картину, которая выставлялась в Вене до 1920 года.

Польское правительство купило работу в 1920 году, а с 1931 года, за исключением короткого периода во время Второй мировой войны, когда она была разграблена нацистами, она выставлялась на всеобщее обозрение в Королевском замке в Варшаве . Картина является одновременно изображением исторического момента и аллегорией окружающего периода польской истории . Это одна из самых известных работ Матейко и знаковое изображение эмоционального протеста. [ 1 ] [ 2 ]

Исторический контекст

[ редактировать ]

Тадеуш Рейтан был депутатом Сейма Речи Посполитой в 1773 году, печально известного как Разделительный Сейм . [ 3 ] Сейм собрался для рассмотрения требований трех соседей Речи Посполитой ( Российской империи , Пруссии и Австрийского эрцгерцогства ) с целью легализации их территориальных требований, известных как Первый раздел Польши . [ 4 ] [ 5 ] Сейм действовал под давлением, с непосредственной угрозой иностранных сил, присутствующих в Содружестве, и со значительным количеством депутатов, которых либо подкупили, либо угрожали иностранные дипломаты. [ 4 ] [ 5 ] Три державы официально оправдали свои действия компенсацией за общение с проблемным соседом и восстановлением порядка посредством военного вмешательства в гражданскую войну ( Войну Барской Конфедерации ); на самом деле все трое были заинтересованы в территориальных завоеваниях. [ 6 ]

Сообщается, что 21 апреля того же года Рейтан, сделав драматический жест в Сейме, обнажил грудь и лег в дверном проеме, преграждая путь своим телом в драматической попытке помешать другим членам покинуть сейм. палата, где проходили дебаты. Выход из палаты означал бы прекращение дискуссии и принятие обсуждаемого предложения, т. е. принятие иностранных территориальных требований. [ 3 ] [ 7 ]

Описание

[ редактировать ]

Картина изображает эту сцену, хотя, как это обычно бывает с творчеством Матейко, она жертвует некоторой исторической реальностью ради более драматичного представления. [ 8 ] [ 9 ] Он служит аллегорией всех трех разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) и изображает ряд крупных исторических личностей этой эпохи. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Рейтан наиболее заметен, занимая всю правую часть картины, в своей драматической позе, которую сравнивают со «Свободой, ведущей народ» . [ 9 ] [ 10 ] Его позиция на этой картине иллюстрирует золотое сечение . [ 9 ]

Слева от него, в центре, находятся «предатели», многие из которых получают российскую зарплату, и будущие члены Тарговицкой конфедерации . Адам Понинский , маршал Сейма , указывая на красное придворное платье, либо требует, чтобы Рейтан ушел, либо указывает на вооруженную российскую охрану за дверью; он держит простую деревянную трость вместо более сложного маршальского посоха, который Рейтан украл днем ​​ранее. [ 9 ] [ 10 ] За ним стоят епископ Игнаций Массальский и князь Антоний Станислав Четвертыньский-Святопелк . [ 10 ] Справа от него гетман Францишек Ксаверий Браницкий закрывает лицо руками; что, вероятно, было решением Матейко прозаической проблемы - у него, вероятно, не было доступа к подобию Браницкого. Щенсный Потоцкий с синим кушаком смущенно смотрит в землю. За перевернутым стулом его отец, Францишек Салези Потоцкий , тоже смущенный, роняет перо и смотрит в сторону. [ 10 ] Между двумя Потоцкими Яцек Малаховский ведет дискуссию с Самуэлем Корсаком . [ 11 ] а Кароль Радзивилл просто с удивлением наблюдает за ситуацией. [ 10 ] На земле, перевернутое, лежит кресло со шляпой Браницкого и кошельком для монет, из которого монеты сыпятся в сторону Понинского, намекая на настоящую причину, по которой он намерен завершить дебаты. [ 10 ] [ 12 ]

Слева от Потоцкого-старшего сидит предстоятель Польши беседует Михал Ежи Понятовский с канцлером Михаилом Фридериком Чарторыйским , оба игнорируют помехи. [ 10 ] За ними в синем жилете король Станислав Август Понятовский раздраженно встает с трона, желая уйти, и смотрит на карманные часы. [ 10 ]

Из галереи за сценой наблюдает один из главных архитекторов перегородки, российский посол Николай Репнин . [ 10 ] Он сидит между двумя женщинами, вероятно, Изабелой Любомирской и Эльжбетой Грабовской или Изабелой Чарторыйской . [ 9 ] [ 10 ] Справа от него на картине русской царицы Екатерины изображен еще один важный символ . [ 10 ] Наконец, в открытых дверях, за спиной Рейтана, стоит русский солдат (хотя на самом деле сейм «охраняли» не русские, а прусские войска). [ 10 ]

Единственный человек, явно симпатизирующий Рейтану, — это молодой человек в центре комнаты, держащий в руках саблю и рогативку , символизирующие сторонников антироссийской Конфедерации адвокатов , и будущих повстанцев из Польского восстания в российском разделе. . [ 10 ]

Прием и анализ

[ редактировать ]

Матейко начал работу над этой картиной в августе 1864 года и закончил ее в ноябре 1866 года. [ 13 ] Это была одна из многих картин, изображающих ключевые исторические моменты истории Польши , которые он создал за свою жизнь. [ 9 ] [ 10 ] Однако Матейко не просто иллюстрировал историю, он хотел, чтобы его картины имели мощное образовательное и эмоциональное значение. [ 9 ] [ 14 ]

Работа вызвала скандал в современной, все еще разделенной Польше; его обсуждали еще до его открытия. [ 10 ] Это оскорбило ряд общественных деятелей, многие из которых ведут прямое происхождение от крупных магнатских семей, члены которых изображены на картине как предатели польского дела. [ 10 ] В современной прессе был опубликован ряд критических рецензий на работу, Матейко получал анонимные угрозы, а некоторые аристократы, как говорят, подумывали о покупке картины только для того, чтобы уничтожить ее. [ 10 ] Некоторые обвиняли его в пораженчестве, пессимизме, эксплуатации общественного мнения по поводу исторического скандала для современной рекламы; таким образом, он подвергся критике со стороны таких известных художников, как Юзеф Игнаций Крашевский и Киприан Норвид . [ 9 ] [ 15 ] В Париже французско-польский аристократ граф Александр Жозеф Колонна-Валевский выступал против включения его в выставку. [ 10 ] Картина, однако, быстро завоевала сторонников, которые, в свою очередь, воспроизвели ее модифицированные копии, заменив исторических фигур крупными современными критиками. [ 10 ] Отвечая на общественный резонанс, Матейко нарисовал ответ — картину под названием «Суд над Матейко» ( Wyrok na Matejkę , 1867), в которой он изобразил казнь, совершенную некоторыми из его самых ярых критиков. [ 10 ] [ 15 ]

Серьезные искусствоведы высказали менее эмоциональные, но тоже неоднозначные мнения о произведении. [ 10 ] Он был принят менее благосклонно Юзефом Шуйским и Станиславом Тарновским , но высоко оценен художниками Генриком Семирадским и Артуром Гроттгером . [ 10 ] Комментарии Войцеха Корнели Штаттлера разными авторами интерпретируются либо как похвала, либо как похвала. [ 10 ] критическое золото. [ 9 ] В Париже, выставленная на Всемирной выставке 1867 года, картина получила золотую медаль. [ 15 ] В то время как в Польше контекст и послание картины были четко поняты, работа, выставленная в Париже, оказалась слишком неясной для тамошней публики, и мало кто понимал сложный исторический контекст; некоторые французские критики интерпретировали это как изображение игорного зала. [ 10 ] Однако говорят, что это было хорошо понято русскими посетителями французской галереи, некоторые из которых, как говорят, были заинтересованы в приобретении картины, которую поляки хвалили, поскольку «они купили настоящие, могли бы с тем же успехом купи и раскрашенные». [ 10 ] Однако в конце концов картина была приобретена австрийским императором Францем Иосифом I за 50 000 франков. [ 10 ] [ 13 ] Она была показана в галерее в Вене и в итоге оказалась в Хофмузеуме . [ 13 ] Благодаря усилиям министра Юлиуша Твардовского в 1920 году его приобрело правительство Второй Польской Республики . [ 13 ] [ 16 ] Как часть Национальной художественной коллекции Вавельского королевского замка, она выставлялась на всеобщее обозрение в Королевском замке в Варшаве с 1931 года, за исключением периода Второй мировой войны , когда она была ненадолго разграблена нацистами . [ 13 ] [ 17 ]

Картина обычно интерпретируется как критика российского вмешательства в польские политические дела и сотрудничества предательских польских аристократов. [ 18 ] К концу Первой мировой войны его уже считали бесценным артефактом польской культуры. [ 16 ] Картина была положительно интерпретирована в коммунистической Польше как символ критики польского дворянства, которого обвиняли в эгоизме, приведшем к разделам. [ 9 ] Совсем недавно картину стали интерпретировать как символ одиночного протеста и моральное оправдание инакомыслия, даже когда известно, что такой протест бесполезен и игнорируется большинством. [ 9 ] Его также называют культовой картиной эмоционального протеста. [ 2 ] и символ отчаянного патриотического протеста. [ 19 ] В 1980-х годах картина вдохновила на песню протеста Яцека Качмарского . [ 20 ] Со временем картина стала известна в Польше; Уолтер М. Камминс отмечает, что сцена из этой работы «стала знакома каждому польскому ребенку благодаря [этой] часто воспроизводимой картине». [ 3 ]

  1. ^ Фонд Костюшко; Владислава Яворская (1995). Польские мастера из коллекции Фонда Костюшко . Фонд. ISBN  9780917004247 . Матейко – величайший исторический художник Польши. Среди его самых известных панорамных композиций — «Проповедь Скарги» , «Рейтан» , «Люблинская уния» , «Баторий в Пскове» , «Грюнвальдская битва », «Прусское почтение » и «Ян Собеский в Вене» .
  2. ^ Jump up to: а б Ежи Луковский; Хьюберт Завадски (2006). Краткая история Польши . Издательство Кембриджского университета. стр. 121. ISBN  978-0-521-85332-3 .
  3. ^ Jump up to: а б с Уолтер М. Камминс (1993). Сдвигая границы: восточноевропейская поэзия восьмидесятых . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 319. ИСБН  978-0-8386-3497-4 .
  4. ^ Jump up to: а б Левински Корвин, Эдвард Генри (1917). Политическая история Польши . Гуглпринт. стр. 310–315 .
  5. ^ Jump up to: а б Владислав Смоленский (1919). ( История польского народа на польском языке). Гебетнер и Вольф. стр. 295–305 . Проверено 5 сентября 2011 г.
  6. ^ Шэрон Корман (1996). Право завоевания: приобретение территории силой в международном праве и практике: Приобретение территории силой в международном праве и практике . Кларендон Пресс. п. 75. ИСБН  978-0-19-158380-3 .
  7. ^ Михальский, Ежи (1988). «Тадеуш Рейтан». Польский биографический словарь (на польском языке). Том XXXI/2. ПЛ. стр. 231–37. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Jump up to: а б «Prawdziwa historia Rejtana» [Реальная история Рейтана] (на польском языке). odkrywcy.pl. 21 августа 2012 г. Проверено 27 апреля 2014 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ева Хойецка (2000). "Яна Матейко "Рейтан" - возвращение или прощание?" «Рейтан» Яна Матейко – возвращение или реквием? Альма-матер (на польском языке) (3). Архивировано из оригинала 27 мая 2010 года.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Марек Резлер. «С Матейко через историю: Рейтан» (на польском языке). Interklasa: Польский образовательный портал . Проверено 27 апреля 2014 г.
  11. ^ Ян Матейко (1993). Матейко: картины маслом : каталог [ Матейко: картины маслом: каталог ] (на польском языке). Аркады. стр. 1962. ISBN.  978-83-213-3652-7 .
  12. ^ Яцек Ендрух (1982). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493-1977: путеводитель по их истории . Университетское издательство Америки. п. 463. ИСБН  9780819125095 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и Ян Матейко (1993). Матейко: картины маслом : каталог [ Матейко: картины маслом: каталог ] (на польском языке). Аркады. стр. 1963. ISBN.  978-83-213-3652-7 .
  14. ^ Агнешка Моравиньска (1984). Польская живопись XV-XX веков . Аурига. стр. 29. ISBN  978-83-221-0250-3 .
  15. ^ Jump up to: а б с Анна Баранова (1993). « Матейко помилован» (на польском языке). Литературное десятилетие . Проверено 27 апреля 2014 г.
  16. ^ Jump up to: а б Марек Бартелик (2005). Раннее польское современное искусство: единство во множественности . Издательство Манчестерского университета. п. 42. ИСБН  978-0-7190-6352-7 .
  17. ^ Кинга Шаблвска. «Ян Матейко – уважаемый краковец, выдающийся художник, педагог, защитник краковских памятников» (на польском языке) . Проверено 6 октября 2013 г.
  18. ^ Эзра Мендельсон (2002). Рисуя народ: Мауриций Готлиб и еврейское искусство . УПНЕ. п. 31. ISBN  978-1-58465-179-6 .
  19. ^ Анна Улиг (1989). В кругу символов: о польской политической культуре (на польском языке 80-х годов ). Варшавский университет, Институт политических наук. стр. 61.
  20. ^ «Рейтан , или Доклад посла». Качмарский.art.pl. 23 апреля 1989 г. Проверено 27 апреля 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11e2d59a724c557f4f710c76f1fda677__1705329780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/77/11e2d59a724c557f4f710c76f1fda677.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rejtan (painting) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)