Jump to content

Станьчик (живопись)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Станьчик
Художник Ян Матейко
Год 1862
Середина Холст, масло
Размеры 120 см × 88 см (47 × 35 дюймов)
Расположение Варшавский национальный музей , Варшава

Станьчик (Полное название: Станьчик во время бала при дворе королевы Боны перед лицом потери Смоленска , польский : Stańczyk w czasie balu na dworze królowej Bony wobec straconego Smolenska ) — картина законченная Яна Матейко, в 1862 году. Эта картина был приобретен Варшавским национальным музеем в 1924. Во время Второй мировой войны он был разграблен нацистами , но позже захвачен Советским Союзом и возвращен Польше примерно в 1956 году.

Это одна из самых известных работ Матейко, которая принесла ему известность. Варшавский национальный музей назвал ее одной из самых узнаваемых картин в своей коллекции и флагманской картиной «Коллекции польских картин до 1914 года». Его основная составляющая – контраст между торжественным шутом (титульным Станьчиком) и оживленным балом, происходящим на заднем плане. Картина представляет Станьчика с чувством изоляции и безнадежности, что отражает политическую ситуацию в Польше в XIX веке. [ 1 ]

Станьчик остается важным символом польской культуры. Станьчик воплощал сатиру, критикуя социальные проблемы, а также предлагая мудрость простым людям. Его характер помнят и являются гордой частью польского национального характера. [ 2 ] Картина создала образ Станьчика, ставший культовым и широко узнаваемым в Польше.

Станьчик

[ редактировать ]

Станьчик , мужская фигура, изображенная на картине, был придворным шутом , когда Польша находилась на пике своего политического, экономического и культурного могущества, в эпоху Возрождения в Польше , во время правления короля Сигизмунда I Старого (правил в 1506–1506 гг.). 1548). [ 3 ] [ 4 ] Он был популярной фигурой; Помимо его славы шута, его описывали как красноречивого, остроумного и умного человека, использующего сатиру , чтобы комментировать прошлое, настоящее и будущее нации. [ 3 ] [ 4 ] В отличие от шутов других европейских дворов, Станьчика всегда считали чем-то большим, чем просто артистом. [ 5 ] Слава и легенда Станчика были сильны в его время и возродились в 19 веке, и он остается хорошо известным и по сей день. [ 6 ]

Нехватка источников породила четыре различные гипотезы о Станчике в XIX веке: что он был полностью выдуман Яном Кохановским и его коллегами, что он был «возможно, типичным шутом, одетым своими современниками в эзопов костюм, возможно, шекспировское видение Писатели XIX века или, возможно, даже серые кардиналы societatis ioculatorum ». [ 7 ] [ а ] В любом случае современные ученые сходятся во мнении, что такой человек действительно существовал, а даже если и не существовал, эта фигура имела огромное значение для польской культуры последующих веков, появляясь в произведениях многих художников 19 и 20 веков. [ 7 ] [ 4 ] Он появляется, в частности, в произведениях Юлиана Урсина Немцевича (в « Яне Тенчне. Исторический роман» , 1825). [ 8 ] и несколько работ Юзефа Игнация Крашевского (1839, 1841). [ 9 ]

Содержание

[ редактировать ]

название картины — во время бала при Смоленска Станьчик дворе королевы Боны в связи с потерей Полное . [ 10 ] [ б ]

Основная композиция картины представляет собой контраст между торжественным шутом (Станчиком) – центром картины – и оживленным балом, происходящим на заднем плане. [ 3 ] Станьчик сидит один в темной комнате, а в соседнем зале полным ходом идет бал, устроенный королевской семьей. [ 3 ] Его внешность не похожа на ту, которую можно было бы ожидать от шута – мрачная, задумчивая. [ 3 ] Его серьезность подкрепляется аксессуарами: маротта лежит на полу, а священный медальон Черной Мадонны Ченстоховской . на его туловище можно увидеть [ 3 ] Морщинистый ковер у ног Станчика мог образоваться из-за того, что он тяжело рухнул в кресло после прочтения письма, или из-за того, что после этого он нервно передвигал ноги. На столе лежит письмо, вероятно, объявляющее, что Великое Княжество Литовское уступило Смоленск (ныне в России) Великому Княжеству Московскому , что вызывает печаль Станьчика и размышления о судьбе его отечества. [ 3 ] Письмо, кажется, было выброшено каким-то чиновником, и только шут осознает его значение – в то время как правители празднуют, празднуя недавнюю победу в Оршенской битве , не обращая внимания на плохие новости о Смоленске . [ 3 ] [ 4 ] На письме указан 1533 год (Ad MDXXXIII) и название « Жемайтия », провинции Речи Посполитой. Записка не соответствует фактической дате падения Смоленска в 1514 году и является предметом продолжающихся споров, хотя явная ошибка дотошного Матейко, известного использованием символики и иконографии, маловероятна. Другой символ, лютню , символ славы, несет придворный карлик , которого во времена Матейко стереотипно воспринимали как человека низкого роста и морального духа; это предполагает упадок состояния династии Ягеллонов . [ 3 ] Окно распахнуто (или его взорвали), взъерошив скатерть и намекая на нарушение существующего порядка. В открытое окно виден затемненный профиль Вавельского собора в Кракове – места коронации польских королей. Рядом виднеется комета – предвестие несчастья. [ 3 ] [ 4 ] Образ падения дополняется тремя звездами Пояса Ориона, видимыми выше и слева от шпиля собора. [ 13 ] В греческой мифологии Орион был могущественным охотником, ослепленным эго и собственным величием, но в конечном итоге был сражен уколом скорпиона.

Парадокс грустного клоуна

[ редактировать ]

Парадокс грустного клоуна — это концепция, согласно которой тот, кто выглядит счастливым снаружи, на самом деле грустен внутри. С этим парадоксом обычно ассоциируется клоун, поскольку клоуны обычно рассматриваются как счастливая фигура, но эта картина также является его изображением, поскольку Станьчик - шут, чья работа - развлекать, но он показан в момент безнадежности. Темные цвета картины передают эту тему контрастом ярких цветов шара. [ 14 ]

История, значение и историография

[ редактировать ]
Станьчик (слева) выставлен в Варшавском национальном музее.

Матейко был очарован Станчиком со времен своей юности и изобразил его в нескольких своих работах (особенно, помимо обсуждаемой здесь картины, в « Освящении колокола короля Сигизмунда» , 1874 г. и «Прусское почтение» , 1882 г. ). [ 3 ] [ 4 ] Работая над этой картиной, Матейко также вдохновлялся книгой Кроль замчиски» « Северина Гощинского , главный герой которой – одиночка, живущий в руинах замка, пытающийся примирить прошлое и настоящее и сам вдохновленный Станьчиком – вероятно, повлиял на эту картину. [ 3 ] [ 4 ] Завершенная в 1862 году, когда Матейко было двадцать четыре года, это одна из его самых известных работ, которая принесла ему славу. [ 3 ] [ 4 ] Ее считают ключевой картиной для понимания стиля и намерений Матейко в его искусстве. [ 3 ] [ 4 ] Матейко использовал свое лицо для Станьчика, и с этой работы началась серия картин, анализирующих и интерпретирующих историю Польши через фигуру Станчика. [ 3 ] [ 4 ]

Картина также считается очень значимой для культуры Польши в целом. [ 4 ] По данным Варшавского национального музея , Станьчик — одна из самых узнаваемых картин в его коллекции и флагманская картина «Коллекции польских картин до 1914 года». [ 4 ] Картина создала образ Станьчика, который стал культовым и был повторен в других произведениях, таких как пьеса «Везеле» (1901) Станислава Выспяньского . [ 3 ] Самые известные картины Матейко обычно представляют собой большие групповые сцены; отдельные сцены в его творчестве встречаются реже. [ 15 ]

После создания картина не привлекла особого внимания и была приобретена Краковским обществом друзей изящных искусств в целях подарочной лотереи. [ 16 ] Впоследствии его выиграл некий Корытко, у которого он был слегка поврежден. [ 16 ] Когда Матейко стал известен, картина была вновь открыта и признана шедевром, а в 1924 году приобретена Варшавским национальным музеем. [ 4 ] [ 16 ] Во время Второй мировой войны он разграблен нацистами был . [ 10 ] Впоследствии он был захвачен Советским Союзом и возвращен Польше примерно в 1956 году. [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Латынь означает «общество шутов».
  2. Название ошибочно предполагает, что Польшей в то время управляла королева Бона Сфорца , хотя на самом деле, 30 июля 1514 года, когда Смоленск был отдан России, Польшей правил король Сигизмунд Старый и его первая жена, королева Барбара Заполя . [ 4 ] Заполя была королевой Польши с 1512 по 1515 год; Бона Сфорца вышла замуж за Сигизмунда только в 1518 году. [ 11 ] Смоленск был захвачен в 1514 году, во время второй московско-литовской войны . [ 12 ]
  1. ^ Арцапиен, команда (4 марта 2023 г.). «Плач придворного шута: анализ Станчика Матейко» . Арцапиен . Проверено 20 мая 2023 г.
  2. ^ Арцапиен, команда (4 марта 2023 г.). «Плач придворного шута: анализ Станчика Матейко» . Арцапиен . Проверено 20 мая 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п (на польском языке) Марек Резлер, С Матейко через польскую историю: Станьчик . Interklasa: Польский образовательный портал. Последний доступ: 23 мая 2012 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н (на польском языке) Рената Хигерсбергер, Ян Матейко (1838–1893). Станьчик, 1862 г. , Национальный музей в Варшаве. [ мертвая ссылка ]
  5. ^ Разница между польскими и зарубежными традициями в этом контексте обсуждается в: Хилари Мечишевски (1 мая 1844 г.). "Юмористика". Раз в две недели Literacki (на польском языке) (3). Краков: 68–74.
  6. ^ Ян Зигмунт Якубовский, изд. (1959). Гуманитарное обозрение (на польском языке). 3 . Варшава: Национальное научное издательство : 200. {{cite journal}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  7. ^ Jump up to: а б Януш Пелц; Паулина Бухвальд-Пелцова; Барбара Отвиновска (1989). Ян Кохановский 1584-1984: эпоха, творчество, рецепция [ Ян Кохановский 1584-1984, эпоха - творчество - рецепция: работа Международной и междисциплинарной научной конференции, проходившей в Варшаве с 15 по 19 октября 1984 года ] (на польском языке). Люблин: Wydawnictwo Lubelskie. стр. 425–438. ISBN  978-83-222-0473-3 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  8. ^ Юлиан Кшижановский (1958). «Станьчик в «Яне из Тенчина» Немцевича». В эпоху Рея и Станьчика: очерки из истории Возрождения в Польше . Государственное издательство Научный. стр. 371 . Проверено 21 апреля 2013 г.
  9. ^ Анджей Стофф (2006). «Заглоба сом!»: исследование литературного персонажа . Издательство Университета Николая Коперника. стр. 111. ISBN  978-83-231-1996-8 . Проверено 21 апреля 2013 г.
  10. ^ Jump up to: а б Лодзинский университет (1955). Научные тетради. Лодзинский университет: Гуманитарные и социальные науки . Паньстоу Видау. Научный. стр. 131 . Проверено 24 мая 2012 г.
  11. ^ Энн Маркхэм Шульц; Джаммария Моска (1998). Джаммария Моска по прозвищу Падовано: скульптор эпохи Возрождения в Италии и Польше . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 305. ИСБН  978-0-271-01674-0 . Проверено 24 мая 2012 г.
  12. ^ Тони Жак (2007). Словарь сражений и осад: ПЗ . Издательская группа Гринвуд. п. 953. ИСБН  978-0-313-33539-6 . Проверено 24 мая 2012 г.
  13. ^ Модаббер, Ашкан (22 августа 2022 г.). «Это не история происхождения злодея, а просто автопортрет несчастного художника» . Середина . Проверено 20 мая 2023 г.
  14. ^ Арцапиен, команда (4 марта 2023 г.). «Плач придворного шута: анализ Станчика Матейко» . Арцапиен . Проверено 20 мая 2023 г.
  15. ^ Янина Мазуркевич (27 мая 2010 г.). «Астроном Коперник, или Разговор с Богом» . Университетская библиотека в Торуни . Районный музей: 3 . Проверено 26 мая 2012 г.
  16. ^ Jump up to: а б с Мария Шиповская (1996). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 85.
  17. ^ Историческое общество (Львов, Польша); Польское историческое общество; Институт истории (Польская академия наук) (1987). Исторический ежеквартальный журнал . Историческое общество. стр. 1045 . Проверено 24 мая 2012 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d19fcc37c6383733fa0180a881e6971__1718326200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/71/9d19fcc37c6383733fa0180a881e6971.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stańczyk (painting) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)