Станьчик (живопись)
Станьчик | |
---|---|
![]() | |
Художник | Ян Матейко |
Год | 1862 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 120 см × 88 см (47 × 35 дюймов) |
Расположение | Варшавский национальный музей , Варшава |
Станьчик (Полное название: Станьчик во время бала при дворе королевы Боны перед лицом потери Смоленска , польский : Stańczyk w czasie balu na dworze królowej Bony wobec straconego Smolenska ) — картина законченная Яна Матейко, в 1862 году. Эта картина был приобретен Варшавским национальным музеем в 1924. Во время Второй мировой войны он был разграблен нацистами , но позже захвачен Советским Союзом и возвращен Польше примерно в 1956 году.
Это одна из самых известных работ Матейко, которая принесла ему известность. Варшавский национальный музей назвал ее одной из самых узнаваемых картин в своей коллекции и флагманской картиной «Коллекции польских картин до 1914 года». Его основная составляющая – контраст между торжественным шутом (титульным Станьчиком) и оживленным балом, происходящим на заднем плане. Картина представляет Станьчика с чувством изоляции и безнадежности, что отражает политическую ситуацию в Польше в XIX веке. [ 1 ]
Станьчик остается важным символом польской культуры. Станьчик воплощал сатиру, критикуя социальные проблемы, а также предлагая мудрость простым людям. Его характер помнят и являются гордой частью польского национального характера. [ 2 ] Картина создала образ Станьчика, ставший культовым и широко узнаваемым в Польше.
Станьчик
[ редактировать ]Станьчик , мужская фигура, изображенная на картине, был придворным шутом , когда Польша находилась на пике своего политического, экономического и культурного могущества, в эпоху Возрождения в Польше , во время правления короля Сигизмунда I Старого (правил в 1506–1506 гг.). 1548). [ 3 ] [ 4 ] Он был популярной фигурой; Помимо его славы шута, его описывали как красноречивого, остроумного и умного человека, использующего сатиру , чтобы комментировать прошлое, настоящее и будущее нации. [ 3 ] [ 4 ] В отличие от шутов других европейских дворов, Станьчика всегда считали чем-то большим, чем просто артистом. [ 5 ] Слава и легенда Станчика были сильны в его время и возродились в 19 веке, и он остается хорошо известным и по сей день. [ 6 ]
Нехватка источников породила четыре различные гипотезы о Станчике в XIX веке: что он был полностью выдуман Яном Кохановским и его коллегами, что он был «возможно, типичным шутом, одетым своими современниками в эзопов костюм, возможно, шекспировское видение Писатели XIX века или, возможно, даже серые кардиналы societatis ioculatorum ». [ 7 ] [ а ] В любом случае современные ученые сходятся во мнении, что такой человек действительно существовал, а даже если и не существовал, эта фигура имела огромное значение для польской культуры последующих веков, появляясь в произведениях многих художников 19 и 20 веков. [ 7 ] [ 4 ] Он появляется, в частности, в произведениях Юлиана Урсина Немцевича (в « Яне Тенчне. Исторический роман» , 1825). [ 8 ] и несколько работ Юзефа Игнация Крашевского (1839, 1841). [ 9 ]
Содержание
[ редактировать ]название картины — во время бала при Смоленска Станьчик дворе королевы Боны в связи с потерей Полное . [ 10 ] [ б ]
Основная композиция картины представляет собой контраст между торжественным шутом (Станчиком) – центром картины – и оживленным балом, происходящим на заднем плане. [ 3 ] Станьчик сидит один в темной комнате, а в соседнем зале полным ходом идет бал, устроенный королевской семьей. [ 3 ] Его внешность не похожа на ту, которую можно было бы ожидать от шута – мрачная, задумчивая. [ 3 ] Его серьезность подкрепляется аксессуарами: маротта лежит на полу, а священный медальон Черной Мадонны Ченстоховской . на его туловище можно увидеть [ 3 ] Морщинистый ковер у ног Станчика мог образоваться из-за того, что он тяжело рухнул в кресло после прочтения письма, или из-за того, что после этого он нервно передвигал ноги. На столе лежит письмо, вероятно, объявляющее, что Великое Княжество Литовское уступило Смоленск (ныне в России) Великому Княжеству Московскому , что вызывает печаль Станьчика и размышления о судьбе его отечества. [ 3 ] Письмо, кажется, было выброшено каким-то чиновником, и только шут осознает его значение – в то время как правители празднуют, празднуя недавнюю победу в Оршенской битве , не обращая внимания на плохие новости о Смоленске . [ 3 ] [ 4 ] На письме указан 1533 год (Ad MDXXXIII) и название « Жемайтия », провинции Речи Посполитой. Записка не соответствует фактической дате падения Смоленска в 1514 году и является предметом продолжающихся споров, хотя явная ошибка дотошного Матейко, известного использованием символики и иконографии, маловероятна. Другой символ, лютню , символ славы, несет придворный карлик , которого во времена Матейко стереотипно воспринимали как человека низкого роста и морального духа; это предполагает упадок состояния династии Ягеллонов . [ 3 ] Окно распахнуто (или его взорвали), взъерошив скатерть и намекая на нарушение существующего порядка. В открытое окно виден затемненный профиль Вавельского собора в Кракове – места коронации польских королей. Рядом виднеется комета – предвестие несчастья. [ 3 ] [ 4 ] Образ падения дополняется тремя звездами Пояса Ориона, видимыми выше и слева от шпиля собора. [ 13 ] В греческой мифологии Орион был могущественным охотником, ослепленным эго и собственным величием, но в конечном итоге был сражен уколом скорпиона.
Парадокс грустного клоуна
[ редактировать ]Парадокс грустного клоуна — это концепция, согласно которой тот, кто выглядит счастливым снаружи, на самом деле грустен внутри. С этим парадоксом обычно ассоциируется клоун, поскольку клоуны обычно рассматриваются как счастливая фигура, но эта картина также является его изображением, поскольку Станьчик - шут, чья работа - развлекать, но он показан в момент безнадежности. Темные цвета картины передают эту тему контрастом ярких цветов шара. [ 14 ]
История, значение и историография
[ редактировать ]Матейко был очарован Станчиком со времен своей юности и изобразил его в нескольких своих работах (особенно, помимо обсуждаемой здесь картины, в « Освящении колокола короля Сигизмунда» , 1874 г. и «Прусское почтение» , 1882 г. ). [ 3 ] [ 4 ] Работая над этой картиной, Матейко также вдохновлялся книгой Кроль замчиски» « Северина Гощинского , главный герой которой – одиночка, живущий в руинах замка, пытающийся примирить прошлое и настоящее и сам вдохновленный Станьчиком – вероятно, повлиял на эту картину. [ 3 ] [ 4 ] Завершенная в 1862 году, когда Матейко было двадцать четыре года, это одна из его самых известных работ, которая принесла ему славу. [ 3 ] [ 4 ] Ее считают ключевой картиной для понимания стиля и намерений Матейко в его искусстве. [ 3 ] [ 4 ] Матейко использовал свое лицо для Станьчика, и с этой работы началась серия картин, анализирующих и интерпретирующих историю Польши через фигуру Станчика. [ 3 ] [ 4 ]
Картина также считается очень значимой для культуры Польши в целом. [ 4 ] По данным Варшавского национального музея , Станьчик — одна из самых узнаваемых картин в его коллекции и флагманская картина «Коллекции польских картин до 1914 года». [ 4 ] Картина создала образ Станьчика, который стал культовым и был повторен в других произведениях, таких как пьеса «Везеле» (1901) Станислава Выспяньского . [ 3 ] Самые известные картины Матейко обычно представляют собой большие групповые сцены; отдельные сцены в его творчестве встречаются реже. [ 15 ]
После создания картина не привлекла особого внимания и была приобретена Краковским обществом друзей изящных искусств в целях подарочной лотереи. [ 16 ] Впоследствии его выиграл некий Корытко, у которого он был слегка поврежден. [ 16 ] Когда Матейко стал известен, картина была вновь открыта и признана шедевром, а в 1924 году приобретена Варшавским национальным музеем. [ 4 ] [ 16 ] Во время Второй мировой войны он разграблен нацистами был . [ 10 ] Впоследствии он был захвачен Советским Союзом и возвращен Польше примерно в 1956 году. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Латынь означает «общество шутов».
- ↑ Название ошибочно предполагает, что Польшей в то время управляла королева Бона Сфорца , хотя на самом деле, 30 июля 1514 года, когда Смоленск был отдан России, Польшей правил король Сигизмунд Старый и его первая жена, королева Барбара Заполя . [ 4 ] Заполя была королевой Польши с 1512 по 1515 год; Бона Сфорца вышла замуж за Сигизмунда только в 1518 году. [ 11 ] Смоленск был захвачен в 1514 году, во время второй московско-литовской войны . [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арцапиен, команда (4 марта 2023 г.). «Плач придворного шута: анализ Станчика Матейко» . Арцапиен . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Арцапиен, команда (4 марта 2023 г.). «Плач придворного шута: анализ Станчика Матейко» . Арцапиен . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п (на польском языке) Марек Резлер, С Матейко через польскую историю: Станьчик . Interklasa: Польский образовательный портал. Последний доступ: 23 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н (на польском языке) Рената Хигерсбергер, Ян Матейко (1838–1893). Станьчик, 1862 г. , Национальный музей в Варшаве. [ мертвая ссылка ]
- ^ Разница между польскими и зарубежными традициями в этом контексте обсуждается в: Хилари Мечишевски (1 мая 1844 г.). "Юмористика". Раз в две недели Literacki (на польском языке) (3). Краков: 68–74.
- ^ Ян Зигмунт Якубовский, изд. (1959). Гуманитарное обозрение (на польском языке). 3 . Варшава: Национальное научное издательство : 200.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Януш Пелц; Паулина Бухвальд-Пелцова; Барбара Отвиновска (1989). Ян Кохановский 1584-1984: эпоха, творчество, рецепция [ Ян Кохановский 1584-1984, эпоха - творчество - рецепция: работа Международной и междисциплинарной научной конференции, проходившей в Варшаве с 15 по 19 октября 1984 года ] (на польском языке). Люблин: Wydawnictwo Lubelskie. стр. 425–438. ISBN 978-83-222-0473-3 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Юлиан Кшижановский (1958). «Станьчик в «Яне из Тенчина» Немцевича». В эпоху Рея и Станьчика: очерки из истории Возрождения в Польше . Государственное издательство Научный. стр. 371 . Проверено 21 апреля 2013 г.
- ^ Анджей Стофф (2006). «Заглоба сом!»: исследование литературного персонажа . Издательство Университета Николая Коперника. стр. 111. ISBN 978-83-231-1996-8 . Проверено 21 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Лодзинский университет (1955). Научные тетради. Лодзинский университет: Гуманитарные и социальные науки . Паньстоу Видау. Научный. стр. 131 . Проверено 24 мая 2012 г.
- ^ Энн Маркхэм Шульц; Джаммария Моска (1998). Джаммария Моска по прозвищу Падовано: скульптор эпохи Возрождения в Италии и Польше . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 305. ИСБН 978-0-271-01674-0 . Проверено 24 мая 2012 г.
- ^ Тони Жак (2007). Словарь сражений и осад: ПЗ . Издательская группа Гринвуд. п. 953. ИСБН 978-0-313-33539-6 . Проверено 24 мая 2012 г.
- ^ Модаббер, Ашкан (22 августа 2022 г.). «Это не история происхождения злодея, а просто автопортрет несчастного художника» . Середина . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Арцапиен, команда (4 марта 2023 г.). «Плач придворного шута: анализ Станчика Матейко» . Арцапиен . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Янина Мазуркевич (27 мая 2010 г.). «Астроном Коперник, или Разговор с Богом» . Университетская библиотека в Торуни . Районный музей: 3 . Проверено 26 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Мария Шиповская (1996). Известный всем Ян Матейко (на польском языке). Фонд Артибуса-Вурлитцера и Видон. Дом польского слова. стр. 85.
- ^ Историческое общество (Львов, Польша); Польское историческое общество; Институт истории (Польская академия наук) (1987). Исторический ежеквартальный журнал . Историческое общество. стр. 1045 . Проверено 24 мая 2012 г.