Грустный парадокс клоуна
Грустный парадокс клоуна — это противоречивая ассоциация у исполнителей между комедией и психическими расстройствами , такими как депрессия и тревога . [1] [2] Для тех, кто пострадал, ранний период жизни характеризуется чувством лишений и изоляции, когда комедия развивается как снятие напряжения, устраняя чувство подавленной физической ярости через словесный выход. [3]
Серия психологических экспериментов, впервые опубликованная в 1981 году психологом Сеймуром Фишером, выявила определенные поведенческие черты, присущие исключительно комикам и не встречающиеся у обычных актеров. [4] Более поздняя работа, проведенная Кауфманом и Козбельтом, по-новому интерпретировала эти результаты, приведя к пониманию того, что, хотя комедия служит механизмом преодоления травмы, она также может побудить комика использовать юмор как способ формирования отношений и получения признания. [5]
Было доказано, что юмор развивается с раннего возраста, чему способствует поведение родителей. [6] Незрелая натура родителя может привести к дополнительным обязанностям, налагаемым на детей, что может вызвать проблемы с самооценкой и потребностью в принятии. [7] Постоянный поиск одобрения может вызвать проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога или депрессия, а при отсутствии лечения в экстремальных ситуациях может привести к самоубийству. [8] Смех может стать средством самосохранения, отвлекая человека от любых невзгод, с которыми он сталкивается, позволяя воспринимать контроль над неудобными ситуациями. [9]
Грустный клоунский парадокс характеризуется циклотимическим темпераментом , который способствует созданию беззаботного юмора в профессиональной обстановке, несмотря на внутренние потрясения. [10] Использование юмора как формы самолечения обеспечивает короткие периоды удовлетворения, и вам приходится неоднократно справляться с внутренними потрясениями. [11] Среди комиков постоянно присутствует тревога, что их популярность может исчезнуть завтра и, следовательно, они могут быть доведены до изнеможения в своей работе. [11]
Влияния
[ редактировать ]Школьный опыт
[ редактировать ]Комедийные исполнители часто проявляют юмористические наклонности в раннем возрасте, и в школе их часто называют «классными клоунами». [12] Комиксы вспоминали, как высмеивали строгий характер школы и получали огромное удовольствие от смеха своих сверстников. [4] Томми Смозерс прокомментировал, что во время своего школьного обучения: «Я получал большое удовольствие от их смеха, но я не знал, что их смешило, но я знал, что могу рассмешить людей». [13] Джонни Карсон также подчеркнул роль школы в жизни комика, заявив, что: [13]
Я думаю, из-за того, что ты обнаруживаешь, что можешь смеяться, когда учишься в школе (а именно с этого начинается большинство парней, когда они растут по соседству), они дергаются, делают глупости, мешают сорт. Это привлекает внимание, и это, по сути, означает: «Эй, посмотрите на меня, ребята, я получаю ваше согласие».
Поскольку комики часто обладали высоким интеллектом, школьную среду ненавидели, и ее часто избегали. [1] Комиксы объяснили, что их учителям не хватало понимания и принятия, назвав их манеры формой личного исключения. [1] Вуди Аллен отметил, что школа «была скучной и пугающей. Все это было ужасно. У меня никогда не было ответов. Я никогда не делал домашнее задание». [13] Несмотря на то, что ориентация школы на порядок и дисциплину противоречит природе комикса, она может служить начальной ареной для реализации человеком своей способности вызывать смех. [14] Это открытие вызывает смешанные чувства, поскольку зачастую смех может быть направлен на самих себя с оттенком насмешки или насмешки. [15] Независимо от неприятностей, комиксов привлекает способность «заставить» кого-то смеяться и сила, которую она несет. [4]
Талант к созданию юмора направляет человека к карьере в индустрии развлечений. Было обнаружено, что комики не пришли в индустрию комиксов напрямую; скорее, большая часть началась с той или иной формы музыкального исполнения. [16] Фишер считал, что тенденция среди комиков иметь музыкальное образование возникла из-за их стремления создать для публики более веселый и гостеприимный мир. [16]
Семейные отношения
[ редактировать ]Отношения, сформированные с членами семьи, имеют ключевое значение для развития подростков, особенно для будущей удовлетворенности жизнью. [17] Исследования показали, что комедийные исполнители, как правило, воспитываются в отдаленных, несколько разрозненных семьях, характеризующихся семейной враждой. [6] Прасинос и Титтлер интерпретировали, что эта «семейная дистанция» заставляет людей идентифицировать себя как жертв пренебрежения и, следовательно, объединяться в отчужденную группу. [18] Грустный парадокс клоуна может развиться из этой бессвязной среды с раннего возраста, когда ребенок желает социального контакта, используя юмор, чтобы добиться близости и в некоторой степени общаться с другими на расстоянии. [19] Норман Лир прокомментировал свое болезненное детство из-за постоянных конфликтов со стороны его родителей, заявив об этом; «Единственной защитой от этого было посмеяться над этим и выяснить, что в этом смешного». [20]
Исследование, проведенное Фишером, показало, что люди, ориентированные на юмор, склонны идентифицировать своих матерей как требовательных, несимпатичных и отстраненных. Считалось, что они избегают роли воспитателя и обычно возлагают на отца выполнение этой роли в семье. [21] Тест чернильных пятен для родителей комиков выявил их склонность к детскому взгляду на мир, описывая протоколы с юношескими образами. [21] Фишер пришел к выводу, что эти взгляды были связаны с нежеланием родителей брать на себя ответственность, связанным с общим тоном о том, что «счастье преобладает». [22] Было обнаружено, что родители комиксов избегают торжественных идей, выявляя негативные образы в тестах Роршаха, а затем отрицая их отрицательные элементы, например: «Это волк. Я думал, что он свирепый. Но я слышал, что это не так». [23] Этот детский взгляд на мир и отказ от семейных обязательств могут заставить комиков воплощать большее чувство ответственности и чувство обязанности защищать других, что является компенсацией за бессознательный отказ родителей от взрослых обязанностей. [23] Было показано, что это бремя ответственности вызывает проблемы, связанные с самооценкой, которые способствуют развитию парадокса грустного клоуна. [7]
Было также высказано предположение, что юмор может служить попыткой общения с людьми на расстоянии, вызванной детским стремлением к социальному контакту. [6] Обычно юмор описывается как эмоциональное и когнитивное состояние , и было обнаружено, что его отсутствие вызывает депрессию и тревогу. [24]
Было обнаружено, что комики осознают важность компетентного опекуна и часто беспокоятся о том, что сами являются неадекватными родителями или опекунами. [25] Исследование, проведенное Сэмюэлем Янусом, показало, что выбранные комедийные исполнители были более склонны хотеть иметь большую семью. [25] Это было связано с потребностью комика обеспечивать и формировать связи, которые можно реализовать в семейной обстановке.
Социальный контекст
[ редактировать ]Ранняя жизнь комиков характеризуется страданиями, изоляцией и чувством лишений, где юмор используется как выход или защита от переживаемой тревоги. [11] Немецкий философ Ницше однажды описал это как; «Один только человек так мучительно страдает в мире, что вынужден был изобрести смех». [26] Неспособность проявлять прямую агрессию приводит к ее выражению посредством социально приемлемого юмора. [27]
Юмор дает возможность утвердить контроль и непобедимость в ситуации. [9] Примером может служить британский комик Спайк Миллиган , страдавший длительным циклом маниакально-депрессивных состояний, начинавшихся с тяжелых психических расстройств . [28] Миллиган был способен создавать беззаботный юмор и возмутительные идеи, несмотря на свое маниакальное состояние. Обнаружение смеха послужило мотивацией для исправления депрессивного психического состояния и эффективного самолечения. [10] Этот процесс был описан как защита от формирования безнадежности и последующей депрессии. [29] Кроме того, дружелюбный и самоподдерживающий юмор можно использовать для прогнозирования симптомов депрессии, при этом более высокие уровни коррелируют с более низкими уровнями депрессии. [30]
Отчеты о психиатрическом лечении показали, что некоторые пациенты были подавлены негативными аспектами своей жизни. Однако, когда эти проблемы столкнулись, психиатр был встречен смехом, после чего пациент отказался от серьезности проблемы. [27] Смех может скрывать чувство разочарования, разочарования, горя, раскаяния или даже радости, пытаясь защититься от невзгод и обеспечить самосохранение. [31]
Научные исследования
[ редактировать ]тест Роршаха
[ редактировать ]Использование изображений чернильных пятен выявляет определенные характеристики и переживания комедийных исполнителей, которые не свойственны обычным актерам. [32] Фишер выделил четыре ключевые тенденции, общие для тестов Роршаха комиков;
- Выявление « неплохих» образов. Это связано с традиционной негативной идеей, которая была неправильно понята и стала жертвой предвзятых взглядов. Будут включать такие ответы, как «Два дьявола. Забавные дьяволы. Не следует воспринимать всерьез». или «Похожий на свинью… Уродливый, но в то же время милый». [33]
- Ассоциация комика с идеями чистоты и зла приводит к выявлению вещей, имеющих моральное значение. Фишер пришел к выводу, что это значение связано с необходимостью комиков высмеивать социальные стандарты и, следовательно, стирать грань между хорошим и плохим. [34]
- Важность масштаба . Описание предметов по их величине. Эта разница в размерах служит надежным источником юмора. [35] Чарли Чаплин использовал культовый костюм: большие мешковатые штаны, маленький котелок, огромные туфли и маленькие усы. Комедийные дуэты, такие как Эбботт и Костелло или Лорел и Харди, использовали разницу в росте и весе для создания комедийного эффекта.
- Важность вверх по сравнению с падением , при этом большее внимание уделяется тому, кто или что находится внизу. Использование изображений вверх-вниз часто применялось Бастером Китоном , где его персонажи падали с большой высоты или свисали с балконов. Повторяющееся сообщение о неудаче было связано с надвигающейся угрозой падения, которая была сведена на нет побегом и триумфом в последнюю минуту. [36]
Фишер предположил, что эти черты напрямую связаны с самовосприятием комика, поскольку он считает, что ему необходимо убедить других в своей ценности. [37] Обычно было показано, что комики не высоко ценят себя, делая больше самоуничижительных замечаний, чем обычные актеры в контролируемом контексте. [38] В сознании комика эти чувства недостойности защищаются их ролью в обществе, заключающейся в помощи людям и обеспечении смеха. Это намерение помочь людям лишь на мгновение удовлетворяется признанием и одобрением аудитории. [39] Это контрастирует с обычными актерами, которые, как считалось, находили подтверждение в отождествлении себя с фигурами и концепциями, более крупными, чем они сами. [38]
Тесты способностей/личностных качеств
[ редактировать ]Исследование, проведенное Янусом, показало, что комики работали до изнеможения, чтобы оставаться актуальными и забавными. Он обнаружил, что из его выборки комедийных исполнителей восемьдесят процентов были вовлечены в психотерапию и опасались ее влияния на их способность к юмору. [40] Было показано, что комики критически относятся к мотивам других и опасаются долговечности своей популярности как знаменитостей. [40] Большинство участников исследования Януса выявили неизбежное чувство депрессии, с которым они сталкивались во время работы. [11] То, как комедия на мгновение облегчает их депрессию и тревогу, позволяет им функционировать. Однако комики работают недолго, постоянно требуя восхищения и признания своей работы. [11]
Также было показано, что комики демонстрируют высокий уровень психотических черт личности, с высокими показателями интровертной ангедонии и импульсивного нонконформизма. [10] Нестабильность между депрессивными чертами и более экстравертными, маниакальными состояниями традиционно описывается как циклотимический темперамент . [10] Британский комик Стивен Фрай признался в обычном психическом состоянии, которое он испытывает во время выступления; «Бывают моменты, когда я делаю ЦИ и говорю: «Ха-ха, да, да», а внутри я думаю: «Я хочу, черт возьми, умереть. Я… хочу… черт возьми». ... умри». [41] Комментарии Фрая указывают на идею маниакальной защиты , когда противоположные эмоции используются, чтобы отвлечься и справиться с неприятными чувствами. [42]
Клоуны шутка
[ редактировать ]Шутка, датируемая, по крайней мере, XIX веком, иллюстрирует печальный парадокс клоуна. В шутке врач рекомендует своему пациенту, находящемуся в депрессии, посетить великого городского клоуна (обычно его зовут «Паяцы»), но оказывается, что пациент на самом деле является клоуном без костюма.
В книге 1814 года о публичных выступлениях эту историю приписывают Карлине, «забавному шуту итальянской сцены в Париже». [43] Шутка также появляется в испанском стихотворении «Рейр Льорандо». [44] («Смех и плач») мексиканского поэта конца XIX века Хуана де Диоса Песа. [45] В стихотворении рассказывается об английском актере по имени Гаррик, которого врач рекомендует своему пациенту как единственное лекарство от потери интереса к жизни, после чего пациент обнаруживает, что он действительно Гаррик. Было высказано предположение, что этим Гарриком был артист Джозеф Гримальди . [46] Шутка также появляется в заключительных строках эссе Ральфа Уолдо Эмерсона «Комикс», собранного в книге «Письма и социальные цели » (1875); [47] Комика Эмерсона зовут Карлини.
Затем стихотворение рассматривалось как рассказ 1910-х годов, опять же с исполнителем по имени Гримальди. [48] и снова из 1930-х годов, [49] с участием клоуна по имени Грок, предположительно швейцарского клоуна Чарльза Адриена Веттаха .
В графическом романе 1987 года « Хранители» персонаж Роршаха рассказывает историю и называет клоуна Паяччи. [50]
Говорит, что жизнь кажется суровой и жестокой. Говорит, что чувствует себя совершенно одиноким в угрожающем мире, где будущее туманно и неопределенно. Доктор говорит: «Лечение простое. Великий клоун Паяччи». сегодня вечером в городе. Сходите к нему. Это вас заберет. Мужчина плачет. Говорит: «Но доктор… я Паяччи». Хорошая шутка. Все смеются. Крутите на барабане.
Это воплощение шутки стало интернет-мемом , отличающимся лаконичным языком Роршаха и широко используемой кульминацией «Но доктор… я Паяччи ». [51]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Янус, Сэмюэл С. (1975). «Великие комики: личность и другие факторы». Американский журнал психоанализа . 35 (2): 169–174. дои : 10.1007/bf01358189 . ISSN 0002-9548 . ПМИД 1190350 . S2CID 20762581 .
- ^ Янус, Сэмюэл С.; Бесс, Барбара Э.; Янус, Бет Р. (1978). «Великие комедийные актрисы: личность и другие факторы». Американский журнал психоанализа . 38 (4): 367–372. дои : 10.1007/bf01253595 . ISSN 0002-9548 . ПМИД 736178 . S2CID 33561259 .
- ^ Кауфман, Скотт Бэрри; Козбелт, Аарон (2009), «Слезы клоуна: понимание авторов комедий», Психология творческого письма , Cambridge University Press, стр. 94, номер домена : 10.1017/cbo9780511627101.007 , ISBN 9780511627101 , S2CID 1280968
- ^ Jump up to: а б с Фишер, Сеймур (1981). Притворись, что мир забавен и навсегда: психологический анализ комиков, клоунов и актеров . Лоуренса Эрлбаума Associates, Inc. ISBN 9781317770053 . OCLC 868490423 .
- ^ Кауфман и Козбелт 2009 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с Прасинос, Стивен; Титтлер, Беннетт И. (1981). «Семейные отношения юмороориентированных подростков1». Журнал личности . 49 (3): 295–304. дои : 10.1111/j.1467-6494.1981.tb00938.x . ISSN 0022-3506 .
- ^ Jump up to: а б Фишер, Рода Л. (1980). Дети Шлемеля . PT Partners LP OCLC 926645893 .
- ^ Крид, Майкл; Уитли, Роб (6 сентября 2016 г.). «Оценка соблюдения правил сообщения о самоубийствах в канадских средствах массовой информации: смерть Робина Уильямса» . Канадский журнал психиатрии . 62 (5): 313–317. дои : 10.1177/0706743715621255 . ISSN 0706-7437 . ПМЦ 5459225 . ПМИД 27600531 .
- ^ Jump up to: а б Мартин, Род А.; Пулик-Дорис, Патрисия; Ларсен, Гвен; Грей, Жанетт; Вейр, Келли (2003). «Индивидуальные различия в использовании юмора и их связь с психологическим благополучием: разработка анкеты по стилям юмора». Журнал исследований личности . 37 (1): 48–75. дои : 10.1016/s0092-6566(02)00534-2 . ISSN 0092-6566 . S2CID 143841188 .
- ^ Jump up to: а б с д Андо, Виктория; Кларидж, Гордон; Кларк, Кен (15 мая 2018 г.), «Психотические черты комиков», Психопатология и аспекты личности , том. 204, Рутледж, стр. 205–213, номер документа : 10.4324/9781315268217-16 , ISBN. 9781315268217 , PMID 24434072
- ^ Jump up to: а б с д и Янус 1975 , с. 174.
- ^ Фишер 1981 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Фишер 1981 , с. 3.
- ^ Фишер 1981 , с. 4.
- ^ Фишер 1981 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Фишер 1981 , с. 198.
- ^ Люн, Джин-Панг; Люнг, Квок (1992). «Удовлетворенность жизнью, самооценка и отношения с родителями в подростковом возрасте». Журнал молодежи и подросткового возраста . 21 (6): 653–665. дои : 10.1007/bf01538737 . ISSN 0047-2891 . ПМИД 24264168 . S2CID 21063708 .
- ^ Прасинос и Титтлер 1981 , с. 302.
- ^ Прасинос и Титтлер 1981 , с. 303.
- ^ Чепмен, Энтони Дж.; Фут, Хью К., ред. (05.07.2017). Юмор и смех: теория, исследования и приложения . Рутледж. стр. 245–258. ISBN 9781351514217 . OCLC 994145305 .
- ^ Jump up to: а б Фишер 1981 , с. 67.
- ^ Фишер 1981 , с. 67-68.
- ^ Jump up to: а б Фишер 1981 , с. 68.
- ^ Энджелл, Джимми Делл (1971). Влияние социального успеха и социальной неудачи на юмористическое развитие остроумия . Университет Невады. OCLC 3276478 .
- ^ Jump up to: а б Янус 1975 , с. 171.
- ^ Кейт-Шпигель, Патрисия (1972), «Ранние концепции юмора: разновидности и проблемы», Психология юмора , Elsevier, стр. 3–39, doi : 10.1016/b978-0-12-288950-9.50007-9 , ISBN 9780122889509
- ^ Jump up to: а б Броуди, Моррис (1950). «Значение смеха». Психоаналитический ежеквартальный журнал . 19 (2): 192–201. дои : 10.1080/21674086.1950.11925797 . ПМИД 15424308 .
- ^ Спайк Миллиган и Энтони Клер, Депрессия и как ее пережить , первое издание, 1994 г.
- ^ Хугельсхофер, Даниэла С.; Квон, Пол; Рефф, Роберт С.; Олсон, Меган Л. (2006). «Роль юмора во взаимосвязи между стилем атрибуции и дисфорией». Европейский журнал личности . 20 (4): 325–336. дои : 10.1002/пер.586 . ISSN 0890-2070 . S2CID 145264762 .
- ^ Хугельсхофер и др. 2006 , с. 335.
- ^ Броуди 1950 , с. 201.
- ^ Фишер 1981 , с. 20.
- ^ Фишер 1981 , с. 42.
- ^ Фишер 1981 , с. 216.
- ^ Фишер 1981 , с. 90.
- ^ Фишер 1981 , с. 108.
- ^ Фишер 1981 , с. 41-42.
- ^ Jump up to: а б Фишер 1981 , с. 168.
- ^ Фишер 1981 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б Янус 1975 , с. 172.
- ^ Шервин, Адам (6 июня 2013 г.). « Жертва собственного настроения»: Стивен Фрай рассказал о попытке самоубийства в 2012 году, добавив, что телепродюсер спас ему жизнь» . Независимый . Проверено 25 мая 2019 г.
- ^ Кляйн, Мелани (1940). «Траур и его отношение к маниакально-депрессивным состояниям». Международный журнал психоанализа . 21 : 125–153.
- ^ Риппингем, Джон (1814). Искусство публичного выступления ex-tempore, включая курс дисциплины для развития способностей различения, организации и устного обсуждения... Второе издание . Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун. п. 77.
- ^ «СМЕХ ПЛАЧ: Стихотворение Хуана де Диоса Песы на испанском языке для чтения - Классические стихи» . Стихи (на испанском языке) . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ TheBiography.us; TheBiography.us. «Жизнеописание Хуана де Диоса Песа (1852-1910)» . thebiography.us . Архивировано из оригинала 4 мая 2016 г. Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ «Пациент» . ИсторияДополнительно . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Эмерсон, Ральф Уолдо (1875). Письма и социальные цели . Джеймс Р. Осгуд. ISBN 9780790537283 . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Уиллер, Эдвард Джуитт; Крейн, Фрэнк (1910). Текущее мнение . Издательство современной литературы.
- ^ Новый учёный . Деловая информация Рида. 24 мая 1979 г.
- ^ Мур, Алан (1987). Хранители . Лондон: Титан. ISBN 9781852860240 .
- ^ «Но доктор, я Паяччи» . Знай свой мем . 2019-02-25 . Проверено 1 октября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Андо, Виктория; Кларидж, Гордон; Кларк, Кен (15 мая 2018 г.), «Психотические черты комиков», Психопатология и аспекты личности , том. 204, Рутледж, стр. 205–213, номер документа : 10.4324/9781315268217-16 , ISBN. 9781315268217 , PMID 24434072
- Энджелл, Джимми Делл (1971), Влияние социального успеха и социальной неудачи на юмористическое развитие остроумия , Университет Невады, OCLC 3276478
- Броуди, Моррис (1950), «Значение смеха», The Psychoanalytic Quarterly , 19 (2): 192–201, doi : 10.1080/21674086.1950.11925797 , PMID 15424308
- Чепмен, Энтони Дж.; Фут, Хью К., ред. (05.07.2017). Юмор и смех: теория, исследования и приложения . Рутледж. стр. 245–258. ISBN 9781351514217 . OCLC 994145305 .
- Крид, Майкл; Уитли, Роб (06 сентября 2016 г.), «Оценка верности рекомендациям по сообщению о самоубийствах в канадских средствах массовой информации: смерть Робина Уильямса», The Canadian Journal of Psychiatry , 62 (5): 313–317, doi : 10.1177/0706743715621255 , ISSN 0706-7437 , PMC 5459225 , PMID 27600531
- Фишер, Рода Л. (1980), дети Шлемеля , PT Partners LP, OCLC 926645893
- Фишер, Сеймур (1981), «Представь, что мир смешной и навсегда: психологический анализ комиков, клоунов и актеров» , Lawrence Erlbaum Associates, Inc., стр. 2, ISBN 9781317770053 , OCLC 868490423
- Хугельсхофер, Даниэла С.; Квон, Пол; Рефф, Роберт С.; Олсон, Меган Л. (2006). «Роль юмора во взаимосвязи между стилем атрибуции и дисфорией». Европейский журнал личности . 20 (4): 325–336. дои : 10.1002/пер.586 . ISSN 0890-2070 . S2CID 145264762 .
- Янус, Сэмюэл С. (1975), «Великие комики: личность и другие факторы», Американский журнал психоанализа , 35 (2): 169–174, doi : 10.1007/bf01358189 , ISSN 0002-9548 , PMID 1190350 , S2CID 20762581
- Янус, Сэмюэл С.; Бесс, Барбара Э.; Янус, Бет Р. (1978), «Великие комедийные фильмы: личность и другие факторы», Американский журнал психоанализа , 38 (4): 367–372, doi : 10.1007/bf01253595 , ISSN 0002-9548 , PMID 736178 , S2CID 33561259
- Кауфман, Скотт Бэрри; Козбелт, Аарон (2009), «Слезы клоуна: понимание авторов комедий», Психология творческого письма , Cambridge University Press, стр. 94, номер домена : 10.1017/cbo9780511627101.007 , ISBN 9780511627101 , S2CID 1280968
- Кейт-Шпигель, Патрисия (1972), «Ранние концепции юмора: разновидности и проблемы», Психология юмора , Elsevier, стр. 3–39, doi : 10.1016/b978-0-12-288950-9.50007-9 , ISBN 9780122889509
- Люн, Джин-Панг; Люнг, Квок (1992), «Удовлетворенность жизнью, самооценка и отношения с родителями в подростковом возрасте», Journal of Youth and Adolescent , 21 (6): 653–665, doi : 10.1007/bf01538737 , ISSN 0047-2891 , PMID 24264168 , S2CID 21063708
- Мартин, Род А.; Пулик-Дорис, Патрисия; Ларсен, Гвен; Грей, Жанетт; Вейр, Келли (2003), «Индивидуальные различия в использовании юмора и их связь с психологическим благополучием: разработка анкеты по стилям юмора», Journal of Research in Personality , 37 (1): 48–75, doi : 10.1016/ s0092-6566(02)00534-2 , ISSN 0092-6566 , S2CID 143841188
- Прасинос, Стивен; Титтлер, Беннетт И. (1981), «Семейные отношения подростков, ориентированных на юмор1», Journal of Personality , 49 (3): 295–304, doi : 10.1111/j.1467-6494.1981.tb00938.x , ISSN 0022- 3506