Jump to content

Мудрый дурак

Придворный шут Станчик получает известие о потере Смоленска во время бала при дворе королевы Боны ( Матейко , 1862). Окруженный веселыми придворными, шут, по иронии судьбы, единственный, кого беспокоит то, что русские завоевывают Польшу. [ 1 ]

Мудрый дурак или мудрость дурака — это форма литературного парадокса , в которой через повествование персонаж, признанный дураком, рассматривается как носитель мудрости. [ 2 ] Узнаваемый образ, встречающийся в рассказах и произведениях искусства от древности до XXI века, мудрость дурака часто отражает то, что интеллектуализму не удается пролить свет на смысл или значение вещи; таким образом, мудрый дурак часто ассоциируется с мудростью, обретенной посредством слепой веры, безрассудного желания, безнадежной романтики и дикой самоотверженности, а также с традицией без понимания и народной мудростью.

В свою очередь, мудрый дурак часто выступает против учёных или элитных знаний. [ 2 ] Хотя примеры парадокса можно найти в широком спектре ранней мировой литературы, от греко-римских произведений до устных традиций народной культуры парадокс привлек беспрецедентное внимание со стороны авторов и художников , в эпоху Возрождения . [ 2 ] Ученому шестнадцатого века Эразму часто приписывают больше, чем Шекспиру за его клоунских мудрецов или Сервантесу за его безумного гения Дон Кихота , ученому шестнадцатого века Эразму часто приписывают создание окончательного мудрого дурака и самого известного парадокса в западной литературе. [ 3 ] через его изображение Стультиции, богини безумия. Оказав влияние на всех последующих дураков, она показывает глупые пути мудрых и мудрость дураков, произнося свой панегирик « Похвала глупости» . [ 4 ]

Характеристики

[ редактировать ]
Ивар Нильссон в роли дурака в постановке «Короля Лира» 1908 года в Королевском драматическом театре Швеции. [ 5 ]

В своей статье «Мудрость дурака» Уолтер Кайзер показывает, что различные имена и слова, которые люди приписывают настоящим дуракам в разных обществах, если их объединить, раскрывают общие характеристики мудрого дурака как литературной конструкции: «пустоголовый (пустоголовый) μάταιος , inanis, дурак), тупой ( μῶρος , stultus, олух, клоун), слабоумный ( imbécile, dotard), не понимающий (ἄνοος, ἄφρων in-sipiens ), что он отличается от нормальных людей (идиот); что он либо косноязычен ( Тор ), либо бессвязно лепечет ( fatuus ) и склонен к бурному веселью ( buffone ), что не признает кодексов приличия ( ineptus ) и любит посмеяться над другими ( Narr ); ребенок (νήπιος); и что он обладает природной простотой и невинностью сердца (εὐήθης, природный, простак). [ 2 ]

В то время как общество осуждает жестоких маньяков, которым суждено быть запертыми в тюрьмах или приютах, безобидный дурак часто получает милости и льготы от социальной элиты. [ 6 ] По-видимому, руководствуясь ничем иным, как естественным инстинктом, дурак не должен понимать социальные условности и, таким образом, ему предоставляется возможность наслаждаться относительной свободой, особенно в своей свободе слова. [ 2 ] Эта необычная динамика власти хорошо продемонстрирована через шута в шекспировском « Короле Лире» . [ 7 ] который работает при королевском дворе и остается единственным персонажем, которого Лир не наказывает строго за высказывание своего мнения о короле и его опасном положении. Эта способность быть безрассудным, честным и свободным в языке во многом способствовала популярности мудрого дурака в литературном воображении.

Античность

[ редактировать ]

Занятие и занятие дурака играли значительную роль в древнем мире. Древнегреческие авторы Ксенофонт и Афиней писали о нормальных людях, нанятых для того, чтобы вести себя как безумные дураки и шуты, а римские авторы Лукиан и Плавт оставили записи о могущественных римлянах, которые содержали уродливых шутов, известных своей дерзостью и наглым безумием. [ 2 ] Платон под видом Сократа представляет собой ранний пример мудрости дурака в «Государстве» через фигуру сбежавшего узника в «Аллегории пещеры» . [ 8 ] Сбежавший заключенный, входящий в группу, заключенную в тюрьму с рождения, возвращается, чтобы освободить своих сокамерников, но считается сумасшедшим в своих попытках убедить своих скованных друзей в существовании большего мира за пределами пещеры.

Мудрый дурак Древней Греции. Портрет Сократа ( римское произведение искусства, I век, Лувр). [ 9 ]

Многие ученые уже давно считают Сократа величайшим мудрым дураком классической античности . [ 2 ] Благодаря тому, что впоследствии было названо сократовской иронией , философ, как известно, выставлял дураками людей, которые утверждали, что они мудры, притворяясь самим невежественным дураком. [ 10 ] Его имя также тесно связано с сократовским парадоксом : «Я знаю, что я ничего не знаю» — утверждением, которое превратило его в оксюморон невежественного знающего. Платона В «Апологии » это самопризнание своего невежества в конечном итоге приводит к тому, что оракул в Дельфах заявляет, что нет человека более мудрого, чем Сократ. [ 11 ]

Средневековый

[ редактировать ]

Мудрый дурак чаще всего проявлялся в средние века как религиозный деятель в рассказах и поэзии. Во время Золотого века ислама (ок. 750 – 1280 гг. н. э.) вокруг сообщений об «разумных безумцах» сформировался целый литературный жанр. [ 6 ] В частности, одна книга, «Китаб Угала аль-Маджанин» , написанная ан-Найсабури, мусульманским писателем периода Аббасидов , рассказывает о жизни множества мужчин и женщин, признанных при жизни «мудрыми дураками». [ 6 ] Фольклорные вариации безумцев, теряющихся между мудростью и безумием, также появляются в самой бессмертной классике того периода, «Тысяче и одной ночи» . Бухлил Безумец, также известный как Сумасшедший из Куфы и Мудрый Бухлил, часто считается прототипом мудрого дурака на Ближнем Востоке. [ 12 ] Насреддин был еще одним известным «мудрым дураком» исламского мира . [ 13 ]

Ради бога, дурак был фигурой, которая появлялась как в мусульманском, так и в христианском мире. Этот вариант юродивого, часто почти не одетый или вообще без одежды, отказывался от всех социальных обычаев и условностей и симулировал безумие, чтобы овладеть духом своего создателя. [ 6 ] [ 14 ] К двенадцатому веку во Франции такое притворство привело к Fête des Fous (Праздник дураков), празднику, на котором духовенству разрешалось вести себя как дураки без каких-либо ограничений и ограничений. [ 2 ] Во время крестовых походов Христос был признан «мудрым дураком» благодаря своим детским учениям, которые, тем не менее, сбивали с толку могущественную и интеллектуальную элиту. Многие другие писатели того периода исследовали этот богословский парадокс мудрого юродивого во Христе, поддерживая этот троп в эпоху Возрождения.

Ренессанс

[ редактировать ]
Эразм и Стультиция, богиня глупости, связаны через литературу. Гравюра У. Кеннета, покойного лорда-епископа Питерборо . По эскизам художника Ганса Гольбейна .
Первое немецкое издание о жизни мудрого дурака Тилля Уленшпигеля, Фон Вленшпигеля Эйнс Баурен, 1531 г. н. э., Германия

Мудрый дурак получил огромную популярность в литературном воображении в эпоху итальянского и английского Возрождения . Эразма В восхвалении Мории Стультицию «Похвала глупости», написанном в 1509 году и впервые опубликованном в 1511 году, автор изображает , богиню глупости и саму мудрую дуру, которая спрашивает, что значит быть дураком, и выдвигает наглый аргумент, восхваляющий глупость и утверждающий, что все люди в той или иной степени дураки. [ 15 ] По мнению ученого Вальтера Кайзера, Стультиция — «глупое творение самого ученого человека своего времени, она — буквальное воплощение слова оксюморон, и в своей идиотской мудрости она представляет собой лучший расцвет этого слияния итальянской гуманистической мысли и северной мысли». благочестие, которое было названо христианским гуманизмом ». [ 2 ]

В то же время Шекспир во многом способствовал популяризации мудрого дурака в английском театре, используя этот троп в различных персонажах во многих своих пьесах. [ 16 ] В то время как ранние пьесы Шекспира в основном изображают мудрого дурака в комическом смысле как шута, более поздние пьесы характеризуют дурака в гораздо более меланхоличном и созерцательном свете. [ 16 ] Например, в «Короле Лире » [ 7 ] Шут становится единственным, кто способен говорить правду Королю, и часто берет на себя роль раскрытия трагической природы жизни окружающим. Для Шекспира этот образ стал настолько известен, что, когда Виола говорит о клоуне Фесте в «Двенадцатой ночи» : «Этот парень достаточно умен, чтобы валять дурака» (III.i.60), его публика признала это популярным условностью. [ 2 ]

Многие другие авторы давали интерпретации мудрого дурака на протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков, от Ганса Сакса до Монтеня . Образ мудрого дурака также встречается в многочисленных произведениях искусства эпохи Возрождения ряда художников, включая Брейгеля , Босха и Гольбейна Младшего . [ 2 ] В Испании роман Сервантеса « Дон Кихот » иллюстрирует мир мудрого дурака как через главного героя, так и через его товарища Санчо Пансу. [ 17 ]

Примеры в современной литературе и кино.

[ редактировать ]
  • Patchface из романов Джорджа Р. Р. Мартина « Песнь льда и пламени» : дурак короля Станниса Баратеона , который был единственным выжившим после кораблекрушения, в результате которого погибли родители Станниса. В результате он, очевидно, сошел с ума и делает, казалось бы, бессмысленные заявления. Однако его слова, кажется, предсказывают важные события в сериале, такие как Красная свадьба . [ 18 ]
  • Гастон Бонапарт из романа японского писателя Сюсаку Эндо 1959 года «Чудесный дурак» : главный герой Бонапарт изображается как родственник Наполеона Бонапарта, который посещает Японию. Он преодолевает трудности, наивно игнорируя или не понимая ряд проблем и нападок, но оставляет своих японских друзей просвещенными. [ 19 ]

Хеймир-дурак в фильме «Северянин» говорит: «Достаточно мудр, чтобы быть дураком».

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Идиоты, сумасшедшие и другие узники в Диккенсе Натали Макнайт [ 20 ]
  • Зузана Профантова «Мудрый шут в славянской устной и литературной традиции». [ 21 ]
  • Диалогическое воображение: четыре эссе [ 22 ] Михаил Бахтин
  • Мудрые дураки в Шекспире Роберта Голдсмита [ 23 ]
  • «Мудрость юродивых в постмодерне», Питер К. Фан. [ 24 ]
  • «Много добродетели в том, если» (Shakespeare Quarterly) Мауры Слэттери Кун [ 25 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Коул, Томас Б. (21 октября 2009 г.). « Придворный шут Станчик (1480-1560) получает известие о потере Смоленска (1514) во время бала при дворе королевы Боны ». ДЖАМА . 302 (15): 1627. doi : 10.1001/jama.2009.1372 . ISSN   0098-7484 . ПМИД   19843889 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кайзер, Уолтер (2005). «Мудрость дурака». В Горовице, Мэриэнн Клайн (ред.). Новый словарь истории идей . Том. 4. Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 515–520. ISBN  978-0684313771 . ОСЛК   55800981 .
  3. ^ Белер, Э.Х. (2012). "Парадокс". В Грине, Роланд; и др. (ред.). Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики (4-е изд.). Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691133348 . OCLC   778636649 .
  4. ^ «Похвала Мории, то есть восхваление глупости», The Praise of Folly , Princeton University Press, 31 января 2015 г., стр. 7–128, doi : 10.1515/9781400866083-005 , ISBN  9781400866083
  5. ^ «CalmView: Обзор (Шведское агентство исполнительских искусств)» . «Спокойный вид.statensmusikverk.se ». Проверено 29 ноября 2018 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Долс, Майкл Уолтерс (1992). Иммиш, Диана Э. (ред.). Меджнун: сумасшедший в средневековом исламском обществе . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN  978-0198202219 . ОСЛК   25707836 .
  7. ^ Jump up to: а б Шекспир, Уильям (20 октября 2015 г.). Трагедия короля Лира . Саймон и Шустер. ISBN  9781501118111 . OCLC   931813845 .
  8. ^ Платон. (2015). Республика . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0674996502 . OCLC   908430812 .
  9. ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr (на французском языке) . Проверено 4 ноября 2018 г.
  10. ^ Оксфордский словарь английского языка под иронией.
  11. ^ Платон. (18 сентября 2018 г.). Извинение . Открытые дорожные медиа. ISBN  978-1504052139 . OCLC   1050649303 .
  12. ^ Отто, Беатрис К. (2001). Дураки есть везде: придворные шуты по всему миру . Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226640921 . OCLC   148646349 .
  13. ^ Джавади, Хасан. «МОЛЛА НАСРЕДДИН и. ЧЕЛОВЕК» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
  14. ^ Тилье, Матье (2018). «Мусульманский Алкестид»: безумец Сибавай и Ихшидиды» (PDF) . Bulletin d'Etudes Orientales (на французском языке) (66): 117–139. дои : 10.4000/beo.5575 . ISSN   0253-1623 . S2CID   187611672 .
  15. ^ Левин, Питер (1998). Жизнь без философии: о повествовании, риторике и морали . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0585062389 . OCLC   42855542 .
  16. ^ Jump up to: а б «Шекспировские дураки» . Британская библиотека . Проверено 9 октября 2018 г.
  17. ^ Клоуз, Эй Джей (1973). «Санчо Панса: Мудрый дурак». Обзор современного языка . 68 (2): 344–357. дои : 10.2307/3725864 . JSTOR   3725864 .
  18. ^ Мартин, Джордж Р.Р. (2011). Песня льда и огня . Харпер Вояджер. ISBN  9780007447862 . OCLC   816446630 .
  19. ^ Эндо, Сусако (1959), Обака сан (Чудесный дурак) , Чудесный дурак (Харперс, 1974, перевод Фрэнсиса Мэти, Тюо
  20. ^ Натали., Макнайт (1993). Идиоты, сумасшедшие и прочие заключенные у Диккенса . Пресса Святого Мартина. ISBN  978-0312085964 . ОСЛК   26809921 .
  21. ^ Профантова, Зузана (19 октября 2009 г.). «Мудрый шут в словацкой устной и литературной традиции » Исследования Mythologica Славика . 12 : 387–399. дои : 10.3986/sms.v12i0.1681 . ISSN   1581-128Х .
  22. ^ Бахтин, Михаил Михайлович (2011). Холквист, Майкл (ред.). Диалогическое воображение: четыре очерка . Издательство Техасского университета. ISBN  9780292715349 . OCLC   900153702 .
  23. ^ Голдсмит, Роберт Хиллис (1974). Мудрые дураки у Шекспира . Издательство Ливерпульского университета. ISBN  978-0853232636 . OCLC   489984679 .
  24. ^ Фан, Питер К. (1 декабря 2001 г.). «Мудрость юродивых в постмодерне». Богословские исследования . 62 (4): 730–752. дои : 10.1177/004056390106200403 . ISSN   0040-5639 . S2CID   73527317 .
  25. ^ Кун, Маура Слэттери (1977). «Много добродетели в если». Шекспир Ежеквартально . 28 (1): 40–50. дои : 10.2307/2869630 . ISSN   0037-3222 . JSTOR   2869630 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd106a4c1c1967d7beef1ecda6f7febe__1703300280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/be/fd106a4c1c1967d7beef1ecda6f7febe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wise fool - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)