Мудрый дурак
Мудрый дурак или мудрость дурака — это форма литературного парадокса , в которой через повествование персонаж, признанный дураком, рассматривается как носитель мудрости. [ 2 ] Узнаваемый образ, встречающийся в рассказах и произведениях искусства от древности до XXI века, мудрость дурака часто отражает то, что интеллектуализму не удается пролить свет на смысл или значение вещи; таким образом, мудрый дурак часто ассоциируется с мудростью, обретенной посредством слепой веры, безрассудного желания, безнадежной романтики и дикой самоотверженности, а также с традицией без понимания и народной мудростью.
В свою очередь, мудрый дурак часто выступает против учёных или элитных знаний. [ 2 ] Хотя примеры парадокса можно найти в широком спектре ранней мировой литературы, от греко-римских произведений до устных традиций народной культуры парадокс привлек беспрецедентное внимание со стороны авторов и художников , в эпоху Возрождения . [ 2 ] Ученому шестнадцатого века Эразму часто приписывают больше, чем Шекспиру за его клоунских мудрецов или Сервантесу за его безумного гения Дон Кихота , ученому шестнадцатого века Эразму часто приписывают создание окончательного мудрого дурака и самого известного парадокса в западной литературе. [ 3 ] через его изображение Стультиции, богини безумия. Оказав влияние на всех последующих дураков, она показывает глупые пути мудрых и мудрость дураков, произнося свой панегирик « Похвала глупости» . [ 4 ]
Характеристики
[ редактировать ]В своей статье «Мудрость дурака» Уолтер Кайзер показывает, что различные имена и слова, которые люди приписывают настоящим дуракам в разных обществах, если их объединить, раскрывают общие характеристики мудрого дурака как литературной конструкции: «пустоголовый (пустоголовый) μάταιος , inanis, дурак), тупой ( μῶρος , stultus, олух, клоун), слабоумный ( imbécile, dotard), не понимающий (ἄνοος, ἄφρων in-sipiens ), что он отличается от нормальных людей (идиот); что он либо косноязычен ( Тор ), либо бессвязно лепечет ( fatuus ) и склонен к бурному веселью ( buffone ), что не признает кодексов приличия ( ineptus ) и любит посмеяться над другими ( Narr ); ребенок (νήπιος); и что он обладает природной простотой и невинностью сердца (εὐήθης, природный, простак). [ 2 ]
В то время как общество осуждает жестоких маньяков, которым суждено быть запертыми в тюрьмах или приютах, безобидный дурак часто получает милости и льготы от социальной элиты. [ 6 ] По-видимому, руководствуясь ничем иным, как естественным инстинктом, дурак не должен понимать социальные условности и, таким образом, ему предоставляется возможность наслаждаться относительной свободой, особенно в своей свободе слова. [ 2 ] Эта необычная динамика власти хорошо продемонстрирована через шута в шекспировском « Короле Лире» . [ 7 ] который работает при королевском дворе и остается единственным персонажем, которого Лир не наказывает строго за высказывание своего мнения о короле и его опасном положении. Эта способность быть безрассудным, честным и свободным в языке во многом способствовала популярности мудрого дурака в литературном воображении.
История
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Занятие и занятие дурака играли значительную роль в древнем мире. Древнегреческие авторы Ксенофонт и Афиней писали о нормальных людях, нанятых для того, чтобы вести себя как безумные дураки и шуты, а римские авторы Лукиан и Плавт оставили записи о могущественных римлянах, которые содержали уродливых шутов, известных своей дерзостью и наглым безумием. [ 2 ] Платон под видом Сократа представляет собой ранний пример мудрости дурака в «Государстве» через фигуру сбежавшего узника в «Аллегории пещеры» . [ 8 ] Сбежавший заключенный, входящий в группу, заключенную в тюрьму с рождения, возвращается, чтобы освободить своих сокамерников, но считается сумасшедшим в своих попытках убедить своих скованных друзей в существовании большего мира за пределами пещеры.
Многие ученые уже давно считают Сократа величайшим мудрым дураком классической античности . [ 2 ] Благодаря тому, что впоследствии было названо сократовской иронией , философ, как известно, выставлял дураками людей, которые утверждали, что они мудры, притворяясь самим невежественным дураком. [ 10 ] Его имя также тесно связано с сократовским парадоксом : «Я знаю, что я ничего не знаю» — утверждением, которое превратило его в оксюморон невежественного знающего. Платона В «Апологии » это самопризнание своего невежества в конечном итоге приводит к тому, что оракул в Дельфах заявляет, что нет человека более мудрого, чем Сократ. [ 11 ]
Средневековый
[ редактировать ]Мудрый дурак чаще всего проявлялся в средние века как религиозный деятель в рассказах и поэзии. Во время Золотого века ислама (ок. 750 – 1280 гг. н. э.) вокруг сообщений об «разумных безумцах» сформировался целый литературный жанр. [ 6 ] В частности, одна книга, «Китаб Угала аль-Маджанин» , написанная ан-Найсабури, мусульманским писателем периода Аббасидов , рассказывает о жизни множества мужчин и женщин, признанных при жизни «мудрыми дураками». [ 6 ] Фольклорные вариации безумцев, теряющихся между мудростью и безумием, также появляются в самой бессмертной классике того периода, «Тысяче и одной ночи» . Бухлил Безумец, также известный как Сумасшедший из Куфы и Мудрый Бухлил, часто считается прототипом мудрого дурака на Ближнем Востоке. [ 12 ] Насреддин был еще одним известным «мудрым дураком» исламского мира . [ 13 ]
Ради бога, дурак был фигурой, которая появлялась как в мусульманском, так и в христианском мире. Этот вариант юродивого, часто почти не одетый или вообще без одежды, отказывался от всех социальных обычаев и условностей и симулировал безумие, чтобы овладеть духом своего создателя. [ 6 ] [ 14 ] К двенадцатому веку во Франции такое притворство привело к Fête des Fous (Праздник дураков), празднику, на котором духовенству разрешалось вести себя как дураки без каких-либо ограничений и ограничений. [ 2 ] Во время крестовых походов Христос был признан «мудрым дураком» благодаря своим детским учениям, которые, тем не менее, сбивали с толку могущественную и интеллектуальную элиту. Многие другие писатели того периода исследовали этот богословский парадокс мудрого юродивого во Христе, поддерживая этот троп в эпоху Возрождения.
Ренессанс
[ редактировать ]Мудрый дурак получил огромную популярность в литературном воображении в эпоху итальянского и английского Возрождения . Эразма В восхвалении Мории Стультицию «Похвала глупости», написанном в 1509 году и впервые опубликованном в 1511 году, автор изображает , богиню глупости и саму мудрую дуру, которая спрашивает, что значит быть дураком, и выдвигает наглый аргумент, восхваляющий глупость и утверждающий, что все люди в той или иной степени дураки. [ 15 ] По мнению ученого Вальтера Кайзера, Стультиция — «глупое творение самого ученого человека своего времени, она — буквальное воплощение слова оксюморон, и в своей идиотской мудрости она представляет собой лучший расцвет этого слияния итальянской гуманистической мысли и северной мысли». благочестие, которое было названо христианским гуманизмом ». [ 2 ]
В то же время Шекспир во многом способствовал популяризации мудрого дурака в английском театре, используя этот троп в различных персонажах во многих своих пьесах. [ 16 ] В то время как ранние пьесы Шекспира в основном изображают мудрого дурака в комическом смысле как шута, более поздние пьесы характеризуют дурака в гораздо более меланхоличном и созерцательном свете. [ 16 ] Например, в «Короле Лире » [ 7 ] Шут становится единственным, кто способен говорить правду Королю, и часто берет на себя роль раскрытия трагической природы жизни окружающим. Для Шекспира этот образ стал настолько известен, что, когда Виола говорит о клоуне Фесте в «Двенадцатой ночи» : «Этот парень достаточно умен, чтобы валять дурака» (III.i.60), его публика признала это популярным условностью. [ 2 ]
Многие другие авторы давали интерпретации мудрого дурака на протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков, от Ганса Сакса до Монтеня . Образ мудрого дурака также встречается в многочисленных произведениях искусства эпохи Возрождения ряда художников, включая Брейгеля , Босха и Гольбейна Младшего . [ 2 ] В Испании роман Сервантеса « Дон Кихот » иллюстрирует мир мудрого дурака как через главного героя, так и через его товарища Санчо Пансу. [ 17 ]
Примеры в современной литературе и кино.
[ редактировать ]- Patchface из романов Джорджа Р. Р. Мартина « Песнь льда и пламени» : дурак короля Станниса Баратеона , который был единственным выжившим после кораблекрушения, в результате которого погибли родители Станниса. В результате он, очевидно, сошел с ума и делает, казалось бы, бессмысленные заявления. Однако его слова, кажется, предсказывают важные события в сериале, такие как Красная свадьба . [ 18 ]
- Гастон Бонапарт из романа японского писателя Сюсаку Эндо 1959 года «Чудесный дурак» : главный герой Бонапарт изображается как родственник Наполеона Бонапарта, который посещает Японию. Он преодолевает трудности, наивно игнорируя или не понимая ряд проблем и нападок, но оставляет своих японских друзей просвещенными. [ 19 ]
Хеймир-дурак в фильме «Северянин» говорит: «Достаточно мудр, чтобы быть дураком».
См. также
[ редактировать ]- комик
- синдром Саванта
- Придворный шут
- Праздник дураков
- Дурак (стандартный персонаж)
- Герой (комический герой)
- Шекспировский дурак
- Соломон и Маркольф
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Идиоты, сумасшедшие и другие узники в Диккенсе Натали Макнайт [ 20 ]
- Зузана Профантова «Мудрый шут в славянской устной и литературной традиции». [ 21 ]
- Диалогическое воображение: четыре эссе [ 22 ] Михаил Бахтин
- Мудрые дураки в Шекспире Роберта Голдсмита [ 23 ]
- «Мудрость юродивых в постмодерне», Питер К. Фан. [ 24 ]
- «Много добродетели в том, если» (Shakespeare Quarterly) Мауры Слэттери Кун [ 25 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Коул, Томас Б. (21 октября 2009 г.). « Придворный шут Станчик (1480-1560) получает известие о потере Смоленска (1514) во время бала при дворе королевы Боны ». ДЖАМА . 302 (15): 1627. doi : 10.1001/jama.2009.1372 . ISSN 0098-7484 . ПМИД 19843889 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кайзер, Уолтер (2005). «Мудрость дурака». В Горовице, Мэриэнн Клайн (ред.). Новый словарь истории идей . Том. 4. Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 515–520. ISBN 978-0684313771 . ОСЛК 55800981 .
- ^ Белер, Э.Х. (2012). "Парадокс". В Грине, Роланд; и др. (ред.). Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики (4-е изд.). Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691133348 . OCLC 778636649 .
- ^ «Похвала Мории, то есть восхваление глупости», The Praise of Folly , Princeton University Press, 31 января 2015 г., стр. 7–128, doi : 10.1515/9781400866083-005 , ISBN 9781400866083
- ^ «CalmView: Обзор (Шведское агентство исполнительских искусств)» . «Спокойный вид.statensmusikverk.se ». Проверено 29 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Долс, Майкл Уолтерс (1992). Иммиш, Диана Э. (ред.). Меджнун: сумасшедший в средневековом исламском обществе . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0198202219 . ОСЛК 25707836 .
- ^ Jump up to: а б Шекспир, Уильям (20 октября 2015 г.). Трагедия короля Лира . Саймон и Шустер. ISBN 9781501118111 . OCLC 931813845 .
- ^ Платон. (2015). Республика . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674996502 . OCLC 908430812 .
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr (на французском языке) . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ Оксфордский словарь английского языка под иронией.
- ^ Платон. (18 сентября 2018 г.). Извинение . Открытые дорожные медиа. ISBN 978-1504052139 . OCLC 1050649303 .
- ^ Отто, Беатрис К. (2001). Дураки есть везде: придворные шуты по всему миру . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226640921 . OCLC 148646349 .
- ^ Джавади, Хасан. «МОЛЛА НАСРЕДДИН и. ЧЕЛОВЕК» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Тилье, Матье (2018). «Мусульманский Алкестид»: безумец Сибавай и Ихшидиды» (PDF) . Bulletin d'Etudes Orientales (на французском языке) (66): 117–139. дои : 10.4000/beo.5575 . ISSN 0253-1623 . S2CID 187611672 .
- ^ Левин, Питер (1998). Жизнь без философии: о повествовании, риторике и морали . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0585062389 . OCLC 42855542 .
- ^ Jump up to: а б «Шекспировские дураки» . Британская библиотека . Проверено 9 октября 2018 г.
- ^ Клоуз, Эй Джей (1973). «Санчо Панса: Мудрый дурак». Обзор современного языка . 68 (2): 344–357. дои : 10.2307/3725864 . JSTOR 3725864 .
- ^ Мартин, Джордж Р.Р. (2011). Песня льда и огня . Харпер Вояджер. ISBN 9780007447862 . OCLC 816446630 .
- ^ Эндо, Сусако (1959), Обака сан (Чудесный дурак) , Чудесный дурак (Харперс, 1974, перевод Фрэнсиса Мэти, Тюо
- ^ Натали., Макнайт (1993). Идиоты, сумасшедшие и прочие заключенные у Диккенса . Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0312085964 . ОСЛК 26809921 .
- ^ Профантова, Зузана (19 октября 2009 г.). «Мудрый шут в словацкой устной и литературной традиции » Исследования Mythologica Славика . 12 : 387–399. дои : 10.3986/sms.v12i0.1681 . ISSN 1581-128Х .
- ^ Бахтин, Михаил Михайлович (2011). Холквист, Майкл (ред.). Диалогическое воображение: четыре очерка . Издательство Техасского университета. ISBN 9780292715349 . OCLC 900153702 .
- ^ Голдсмит, Роберт Хиллис (1974). Мудрые дураки у Шекспира . Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-0853232636 . OCLC 489984679 .
- ^ Фан, Питер К. (1 декабря 2001 г.). «Мудрость юродивых в постмодерне». Богословские исследования . 62 (4): 730–752. дои : 10.1177/004056390106200403 . ISSN 0040-5639 . S2CID 73527317 .
- ^ Кун, Маура Слэттери (1977). «Много добродетели в если». Шекспир Ежеквартально . 28 (1): 40–50. дои : 10.2307/2869630 . ISSN 0037-3222 . JSTOR 2869630 .