Интеллектуализм
Интеллектуализм — это ментальная перспектива, которая подчеркивает использование, развитие и упражнение интеллекта и отождествляется с жизнью разума интеллектуала . [1] В области философии термин «интеллектуализм» указывает на один из двух способов критического мышления о характере мира: (i) рационализм , который представляет собой знание, полученное исключительно на основе разума ; и (ii) эмпиризм, то есть знание, полученное исключительно на основе чувственного опыта. Каждый интеллектуальный подход пытается устранить заблуждения, которые игнорируют, ошибочно или искажают данные о том, «чем должно быть», а не о том, «каков» характер мира. [2]
Более того, иерархический интеллектуализм — это теория интеллекта , которая постулирует, что умственные способности, составляющие интеллект, возникают и располагаются в иерархии, от общего к частному, например, тест IQ . [3]
Древний моральный интеллектуализм
[ редактировать ]Греческий философ Сократ (ок. 470–399 до н. э.) сказал, что интеллектуализм позволяет «человеку делать то, что правильно или [что] лучше всего, как только он действительно поймет, что правильно или лучше»; эта добродетель связана с интеллектом, потому что добродетель и Знание — это взаимосвязанные качества, которые человек приобретает, обладает и совершенствует, стремясь использовать Разум . [4] Определение Сократа морального интеллектуализма является основой философии стоицизма , в которой последствия этого определения называются «сократовскими парадоксами», например, «Не существует слабости воли », потому что человек либо сознательно делает зло, либо сознательно стремится сделать зло (моральное зло); что всякий, кто совершает зло или пытается совершить зло, делает это невольно; и что добродетель есть знание, что добродетелей мало, но что все добродетели едины.
Концепции Истины и Познания современной философии отличаются от сократовских концепций Истины, Знания и этического поведения и не могут быть отождествлены с современными посткартезианскими концепциями познания и рационального интеллектуализма. [5] В этом духе, путем детального изучения истории, Мишель Фуко продемонстрировал, что в классической античности (800 г. до н. э. – 1000 г. н. э.) «знание истины» было сродни «духовному знанию», которое является неотъемлемой частью принципа «заботы о себя».
Стремясь стать нравственным человеком, забота о себе реализуется посредством аскетических упражнений, призванных гарантировать, что знание истины будет усвоено и интегрировано в Я. Следовательно, понять истину означало обладать «интеллектуальным знанием», которое объединило бы личность с (универсальной) истиной и прожить подлинную жизнь. Достижение этого этического состояния требовало постоянной заботы о себе, но также означало быть человеком, который воплощает истину и поэтому может легко практиковать классической риторический прием парресии эпохи : «говорить откровенно и просить прощения за такие слова»; и, как следствие, практиковать моральное обязательство говорить правду ради общего блага, даже с личным риском. [6]
Средневековый теологический интеллектуализм
[ редактировать ]Средневековый теологический интеллектуализм — это учение о божественном действии, в котором способность интеллекта и превосходит ее предшествует способности воли ( voluntas intellectum sequitur ). Таким образом, интеллектуализм противопоставляется волюнтаризму , который предполагает, что воля превосходит интеллект и эмоции; отсюда и позиция, согласно которой «согласно интеллектуализму, выбор Воли является результатом того, что интеллект признает хорошим; воля сама по себе детерминирована. Для волюнтаризма, напротив, именно Воля определяет, какие объекты хороши, и Воля сама по себе неопределенна». [7] С этой философской точки зрения и в историческом контексте испанский мусульманский эрудит Аверроэс (1126–1198) XII века, английский богослов Роджер Бэкон , [8] итальянский христианский богослов Фома Аквинский (1225–1274) и немецкий христианский богослов Мейстер Экхарт (1260–1327) в XIII веке являются признанными интеллектуалистами. [7] [9]
См. также
[ редактировать ]- Антиинтеллектуализм
- Китайский интеллектуализм
- Интеллектуальный
- Интеллектуальные движения в Иране
- Интеллигенция
- Знание – сила
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мерриам-Вебстер» . (Определение)
- ^ Некоторые проблемы философии , Уильям Джеймс. Лонгман, Грин и Ко: Нью-Йорк, 1916, с. 221.
- ^ «Психологический словарь АПА» . Американская психологическая ассоциация . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ «ФОЛДОК» . Архивировано из оригинала 15 июля 2007 г. (Определение и примечание к Сократу)
- ^ Хеда Сегвич. «Никто не ошибается по своей воле: значение сократического интеллектуализма» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2011 г.
- ^ Грос, Фредерик (редактор) (2005) Мишель Фуко: Герменевтика предмета , Лекции в Колледж де Франс 1981–1982. Пикадор: Нью-Йорк. п. 000.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Волонтаризм» . Интернет-энциклопедия философии.
- ^ Наследие англоязычных народов и их ответственность: выступления на конференции: сентябрь 1947 года, Кеньон-колледж . Колледж. 1948 год . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ Джеремия Хакетт, Товарищ Мейстера Экхарта , BRILL, 2012, стр. 410.