Jump to content

Августинианская теодицея

Августин Гиппопотамский (354–430 гг. н. э.), картина Сандро Боттичелли ( ок. 1445–1510 ). Августину приписывают разработку первой формы теодицеи, ныне названной в его честь.

Августинианская теодицея , названная в честь теолога и философа IV и V веков Августина Гиппонского , представляет собой тип христианской теодицеи , которая возникла в ответ на доказательную проблему зла . Таким образом, он пытается объяснить вероятность существования всемогущего (всемогущего) и всеблагого (вселюбящего) Бога на фоне свидетельств зла в мире. На протяжении всей истории предлагалось множество вариаций такого рода теодицеи; их сходство было впервые описано философом 20-го века Джоном Хиком , который классифицировал их как «августинианские». Обычно они утверждают, что Бог совершенно (идеально) добр , что он создал мир из ничего и что зло является результатом первородного греха человечества . Приход зла в мир обычно объясняется как следствие первородного греха и его продолжающегося присутствия из-за злоупотребления людьми свободой воли и похоти . Божья благость и благожелательность, согласно теодицее Августина, остаются совершенными и безответственными за зло и страдания.

Августин Гиппопотамский был первым, кто разработал теодицею. Он отверг идею о том, что зло существует само по себе, вместо этого рассматривая его как искажение добра, вызванное злоупотреблением человечеством свободой воли. Августин верил в существование физического ада как наказания за грех, но утверждал, что те, кто решит принять спасение Иисуса Христа , попадут в Рай . В 13 веке Фома Аквинский – под влиянием Августина – предложил аналогичную теодицею, основанную на представлении о том, что Бог есть добро и что в Нем не может быть зла. Он считал, что существование добра позволяет существовать злу по вине человека. Августин также оказал влияние на Жана Кальвина , который поддерживал точку зрения Августина о том, что зло является результатом свободной воли, и утверждал, что грех развращает людей, требуя Божьей благодати для морального руководства.

Теодицея подверглась критике со стороны современника Августина Фортуната, манихея , который утверждал, что Бог все еще каким-то образом замешан во зле, а теолог 18-го века Франческо Антонио Заккариа раскритиковал концепцию зла Августина за то, что она не касается индивидуальных человеческих страданий. Хик считает зло необходимым для морального и духовного развития людей, а теологи процесса утверждают, что Бог не всемогущ и поэтому не может нести ответственность за какое-либо зло. Логика подхода Августина была адаптирована Элвином Плантингой , среди прочего, . Адаптированная августинианская теодицея Плантинги, защита свободы воли , которую он предложил в 1980-х годах, пытается ответить только на логическую проблему зла . Такая защита (не собственно «теодицея») не демонстрирует существование Бога или вероятное существование Бога, но пытается доказать, что существование Бога и присутствие зла (или privatio boni ) в мире не являются доказательствами. логически противоречивы.

Общие формы

[ редактировать ]

Теодицея Августина была впервые выделена как форма теодицеи Джоном Хиком в книге «Зло и Бог любви» , написанной в 1966 году, в которой он классифицировал теодицею Августина и ее последующие разработки как «августинианскую». Хик проводил различие между теодицеей Августина, которая пытается очистить Бога от всей ответственности за зло, основанной на свободной воле человека, и теодицеей Иринея , которая возлагает на Бога ответственность за зло, но оправдана из-за его пользы для человеческого развития. [1]

Теодицея Августина является ответом на проблему очевидности зла . [2] что вызывает обеспокоенность тем, что, если Бог всемогущ и всеблагожелателен , в мире не должно быть зла. Доказательства зла могут поставить под сомнение природу Бога или его существование – он либо не всемогущ, либо не доброжелательен, либо не существует. [3] Теодицея — это попытка примирить существование и природу Бога с очевидными проявлениями зла в мире, предоставив веские объяснения его возникновению. [2] Теодицея Августина утверждает, что Бог создал мир ex nihilo (из ничего), но утверждает, что Бог не создавал зла и не несет ответственности за его возникновение. [4] Злу не приписывается существование само по себе, а описывается как лишение добра – искажение доброго Божьего творения. [5]

Теодицея Августина поддерживает идею первородного греха . Все версии этой теодицеи принимают богословские последствия повествования о сотворении мира , включая веру в то, что Бог создал людей без греха и страданий. Зло считается справедливым наказанием за грехопадение человека : когда Адам и Ева впервые не подчинились Богу и были изгнаны из Эдемского сада . [6] Свободная воля людей предлагается теодицеей Августина как продолжающаяся причина морального зла : люди совершают аморальные поступки, когда их воля зла. [7] Злая природа человеческой воли приписывается первородному греху; Богословы-августинцы утверждают, что грех Адама и Евы исказил волю людей. [8] утверждая, что Бог безупречен и добр, а не сам несет ответственность за зло. [9]

Разработка

[ редактировать ]

Августин

[ редактировать ]

Августин Гиппопотамский (354–430 гг. н. э.) был философом и богословом, родившимся в Римской Африке (современный Алжир ). он следовал манихейской религии В молодости , но обратился в христианство в 386 году. Две его основные работы, «Исповедь» и «Город Божий» , развивают ключевые идеи относительно его реакции на страдания. В «Исповеди » Августин писал, что в его предыдущих работах преобладал материализм и что чтение работ Платона позволило ему задуматься о существовании нефизической субстанции . Это помогло ему разработать ответ на проблему зла с богословской (и немунихейской) точки зрения. [10] основан на его интерпретации первых нескольких глав Книги Бытия и сочинений апостола Павла . [11] В «Городе Бога» Августин развил свою теодицею как часть своей попытки проследить человеческую историю и описать ее завершение. [12]

Августин предположил, что зло не может существовать внутри Бога и быть создано Богом, а является побочным продуктом творчества Бога. [13] Он отверг идею о том, что зло существует само по себе, предположив вместо этого, что оно есть лишение добра (или отпадение от него) и развращение природы. [5] Он писал, что «зло не имеет положительной природы; но утрата добра получила название «зло»». [14] Как нравственное, так и естественное зло возникает, утверждал Августин, вследствие злонамеренного использования свободы воли. [4] что можно отнести к первородному греху Адама и Евы , [7] что для него было необъяснимо, учитывая понимание того, что Адам и Ева были «сотворены с совершенной природой». [15] Он считал, что эта злая воля, присутствующая в человеческой душе , была искажением воли, данной людям Богом, делая страдания справедливым наказанием за грехи людей. [16] Поскольку Августин считал, что все человечество « первоначально присутствовало в чреслах Адама », он утверждал, что все человечество унаследовало грех Адама и его справедливое наказание. [17] Однако, несмотря на свою веру в то, что свободная воля может быть обращена во зло, Августин утверждал, что людям жизненно важно иметь свободную волю, потому что без нее они не смогут хорошо жить. Он утверждал, что зло может исходить от людей, потому что, хотя люди и не содержат в себе зла, они также не являются абсолютно добрыми и, следовательно, могут быть развращены. [18]

Августин считал, что физический ад существует, но физическое наказание вторично по отношению к наказанию за отделение от Бога. Он предложил две причины для этого: во-первых, у людей есть свободная воля, и только те, кто решит следовать за Богом, будут прощены и смогут избежать ада. [19] Во-вторых, он считал, что решение Адама и Евы согрешить повлияло на наш свободный выбор и что люди не могут противостоять греху. [20] Августин предположил, что благодать Иисуса Христа освободила людей от первородного греха, но он утверждал, что люди могут быть спасены только в том случае, если они захотят получить благодать, и что этот выбор формируется характером отдельных людей. Признавая, что даже те, кто будет спасен, продолжают грешить, Августин предположил, что те, кто выбирает Божью благодать, все равно отправятся на какое-то время в ад, чтобы очиститься от греха, прежде чем попасть на Небеса. [20]

Фома Аквинский

[ редактировать ]
работы Джентиле да Фабриано Портрет Фомы Аквинского , развившего теодицею под сильным влиянием Августина.

Фома Аквинский философ и богослов XIII века , схоластический , находившийся под сильным влиянием Августина, [21] предложил форму августинской теодицеи в своей «Сумме теологии» . Фома Аквинский начал с попытки доказать существование Бога. [22] через свои «Пять путей» , а затем засвидетельствовал, что Бог добр и должен иметь морально достаточную причину, чтобы позволить злу существовать. [23] Фома Аквинский предположил, что все добро в мире должно существовать в совершенстве в Боге и что, существуя в совершенстве, Бог должен быть совершенно добрым. Он пришел к выводу, что Бог есть добро и что в Боге нет зла. [9]

Фома Аквинский поддерживал точку зрения Августина о том, что зло - это лишение добра, утверждая, что зло существует как лишение, присущее добру. [24] Существование этого зла, считал Фома Аквинский, вполне можно объяснить свободной волей. Столкнувшись с утверждением, что людям было бы лучше без свободы воли, он утверждал, что возможность греха необходима для идеального мира, и поэтому люди несут ответственность за свои грехи. [7] Добро является причиной зла, но только по вине деятеля . В его теодицее сказать, что что-то является злом, — значит сказать, что ему не хватает добра, а это означает, что оно не может быть частью Божьего творения, потому что в Божьем творении нет недостатка ни в чем. Фома Аквинский отмечал, что хотя добро делает возможным зло, оно не требует зла. Это означает, что Бог (который добр) не считается причиной зла, потому что зло возникает из-за дефекта деятеля, а Бог считается без дефекта. [25] Философ Элеонора Стамп, рассматривая комментарий Фомы Аквинского к Книге Иова , утверждает, что Фома Аквинский имеет позитивный взгляд на страдания: необходимо противопоставить Землю небу и напомнить людям, что у них еще есть склонность совершать зло. [22] Фома Аквинский считал, что зло приемлемо из-за добра, которое из него исходит, и что зло может быть оправдано только тогда, когда оно необходимо для возникновения добра. [26] Пытаясь снять с Бога ответственность за возникновение зла, Фома Аквинский настаивал на том, что Бог просто позволяет злу случиться, а не желает его. [27] Он признавал возникновение того, что кажется злом, но не приписывал ему тот уровень существования, который он приписывал духовности. Как и Августин, Фома Аквинский утверждал, что люди несут ответственность за зло из-за злоупотребления свободой воли. [28]

Джон Кальвин

[ редактировать ]

Жан Кальвин , французский теолог шестнадцатого века и главная фигура в развитии кальвинизма , находился под влиянием работ Августина. [29] В отличие от Августина, Кальвин был готов признать, что Бог несет ответственность за зло и страдания; однако он утверждал, что Бога нельзя обвинить в этом. [30] Кальвин продолжил подход Августина, согласно которому грех является результатом падения человека, и утверждал, что человеческий разум , воля и привязанности испорчены грехом. Он считал, что только благодати Божией достаточно, чтобы обеспечить людям постоянное этическое руководство, утверждая, что разум ослеплен греховной природой человека. [31] Кальвин предположил, что человечество предопределено , разделено на избранных и отверженных : избранные — это те, кого Бог избрал спасти, и единственные, кто будет спасен. [32]

Питер ван Инваген

[ редактировать ]

Философ Питер ван Инваген выдвинул оригинальную формулировку теодицеи Августина в своей книге «Проблема зла» . Здесь он предполагает, что, хотя расширенная формулировка Августина свободной воли теодицеи может ответить на проблемы глобального человеческого и природного зла, она неспособна ответить на то, что он называет локальными аргументами от зла, которые фокусируются на конкретных случаях зла, которое может были удалены из мира к лучшему, не нарушая Божий план - например, простое удаление одной женщины, которая была изнасилована и убита, наверняка ничего не отнимет из Божьего плана для мира, поскольку эта сумма была бы слишком маленькой по сравнению с ней. к остальному злу мира, чтобы отвратить от Божьих намерений зла, выдвинутых Августином. [ нужна ссылка ]

В ответ ван Инваген утверждает, что не существует непроизвольного количества зла, необходимого Богу для выполнения его плана, и он делает это, используя формулировку парадокса Сорита . Он утверждает, что не существует ни малейшего количества зла, необходимого для осуществления Божьего плана, и, таким образом, Бог выбрал произвольное количество зла для этого мира, которое соответствовало бы его целям, например, чтобы показать миру, что существует огромное количество зла и что их невозможно предотвратить. Однако ван Инваген отмечает, что даже если читатели не согласны с ним и верят, что существует необходимая минимальная сумма, его ответ можно легко переформулировать, чтобы приспособиться к ним: теисты могут просто сказать, что Бог действительно выбрал минимальную сумму, и, таким образом, существует не является необоснованным злом, поскольку каждое зло имеет цель в Божьем плане для мира. Он отмечает, что этот ответ будет особенно открыт для молинистов – действительно, многие молинисты, такие как Уильям Лейн Крейг, в ​​результате решили ответить именно таким образом. [33] [34]

Джон Хик раскритиковал августинианскую концепцию ада, ярко изображенную на картине XII века Геррада фон Ландсберга.

удачливый

[ редактировать ]

Августина В книге «Деяния или диспут против Фортуната-манихея» , отчасти затрагивающей проблему зла, зафиксирован публичный спор Августина с учителем-манихеем Фортунатом. Фортунат раскритиковал теодицею Августина, предположив, что, если Бог дал свободу воли человеческой душе, то он должен быть замешан в человеческом грехе (проблема, которую Августин сам рассматривал четырьмя годами ранее, в « Свободной воле» ). Цитируя Новый Завет , Фортунат предположил, что зло существует за пределами злых поступков, совершаемых людьми, и что люди совершают такие действия из-за своей собственной порочной природы. [35] Августин ответил, утверждая, что грех Адама ограничил человеческую свободу подобно формированию привычек . [36] Это было не учение о первородном грехе (точка зрения, которую Августину еще предстояло сформулировать), а об ограничениях человеческой свободы, вызванных грехом. [37] Фортунат предположил, что Августин сводил масштабы зла только к тому, что совершается людьми, хотя Августин пишет, что Фортунат наконец признал спор, когда признал, что не может защитить свои взгляды на происхождение зла. [38]

Ученые-религиоведы Пол Ингрэм и Фредерик Стренг утверждали, что учение буддизма бросает вызов взглядам Августина на добро и зло, предлагая дуализм , в котором добро и зло имеют равную ценность вместо того, чтобы ставить добро над злом, как это сделал Августин. Это похоже на манихейское представление о добре и зле – что они равны и находятся в конфликте – хотя буддизм учит, что эти двое придут к окончательному выводу и преодолеют конфликт. [39] Ингрэм и Стренг утверждали, что теодицея Августина не может объяснить существование зла до греха Адама, который Бытие представляет в форме искушения змея . [39]

Франческо Антонио Заккария

[ редактировать ]

Итальянский богослов Франческо Антонио Заккариа раскритиковал концепцию зла Августина в восемнадцатом веке. Он отметил различие между использованием термина «зло» для обозначения вины (греха) и плача (страдания) и утверждал, что Августин постулировал, что грех произошел до страдания. Это было проблематично для Заккарии, который считал, что Августин из-за этого казался бесцеремонным и незаинтересованным в человеческих страданиях. По мнению Заккарии, восприятие зла Августином как лишения не дало удовлетворительного ответа на вопросы современного общества о том, почему существуют страдания. [40]

Джон Хик

[ редактировать ]

Джон Хик раскритиковал теодицею Августина, когда разработал свою собственную теодицею в 1966 году. Хик поддерживал взгляды немецкого богослова Фридриха Шлейермахера , которых он классифицировал как иринейских, который утверждал, что мир идеально подходит для морального развития людей и что это оправдывает существование зла. Он настаивал на том, что, в то время как августинианская теодицея пыталась оправдать исторические явления зла, иринейская теодицея стремится оправдать Бога в вечности. Хик считал точку зрения Августина о том, что идеальный мир пошёл не так, как бессвязный и противоречивый, и утверждал, что, если бы люди были созданы совершенно хорошими, для них не было бы возможности сделать аморальный выбор. Он поставил под сомнение успех теодицеи, обвинив ее в том, что она не снимает с Бога вины за зло: Августин представил теологию предопределения; Хик утверждал, что если бы Бог знал, какой выбор сделает его творение, он должен был бы нести за него ответственность. [41] Теодицея Хика отвергла идею наследования греховности, и он считал, что вечный ад сделает «христианскую теодицею невозможной». [42] Иринейская теодицея не пытается, в отличие от августинской теодицеи, защитить Бога от ответственности за зло; скорее, он утверждает, что Бог несет ответственность за это, но оправдан из-за преимуществ, которые это приносит для человеческого развития. Обе теодицеи подчеркивают совершенство творения Бога, но расходятся в том, почему мир считается совершенным. Августин также, как и Хик, считал, что извлечение добра из зла предпочтительнее, чем зло, которое вообще не происходит. [43]

Теология процесса

[ редактировать ]

В книге « Бог, сила и зло: процесс теодицеи» , опубликованной в 1976 году, Дэвид Рэй Гриффин раскритиковал опору Августина на свободную волю и заявил, что она несовместима с божественным всеведением и всемогуществом. В более поздних работах Гриффин утверждал, что люди не могут иметь свободной воли, если Бог всеведущ. Он утверждал, что если Бог действительно всеведущ, то он будет безошибочно знать, что будут делать люди, а это означает, что они не могут быть свободными. Гриффин утверждал, что человеческая воля не может противостоять воле Бога, если Бог всемогущ. Он предположил, что первородный грех, как его понимал Августин, сам по себе должен быть вызван Богом, что делает любое наказание, которое он пожелает, несправедливым. [44]

Теология процесса утверждает, что Бог не всемогущ: вместо принуждения Он обладает силой божественного убеждения, но не может навязать свою волю. Гриффин, выдающийся теолог процесса, утверждает, что Бог чувствует боль мира (как физическую, так и эмоциональную) и делает все, что в его силах, чтобы достичь добра, но он не может ни заставить существа быть добрыми, ни предотвратить зло, потому что он не играет принудительная роль в мире. [45] Теология процесса учит, что вместо того, чтобы создавать мир ex nihilo (как предлагал Августин), Бог создал его из ранее существовавшего хаоса. [46]

Элвин Плантинга

[ редактировать ]
Элвин Плантинга , представивший версию защиты свободы воли как альтернативный ответ на проблему зла.

В 1970-х годах Элвин Плантинга представил версию защиты свободы воли , которая, как он утверждал, продемонстрировала, что существование всемогущего доброжелательного Бога и зла не являются несовместимыми. Он считал, что, если не будет показано, что эти два понятия не являются противоречивыми, они обязательно будут противоречивыми. [47] Для этого Плантинга считал, что необходимо предложить «возможное положение дел», которое, если бы оно было реальным, сделало бы существование Бога и существование зла последовательными. [48] Он утверждал, что третье положение – что зло является результатом действий свободных, разумных, склонных к ошибкам людей – позволяет согласовать существование Бога и зла. [49] Плантинга поддержал этот аргумент, заявив, что есть некоторые вещи, которые всемогущий Бог не мог сделать, но при этом оставаться всемогущим - например, если всемогущий Бог обладает необходимым существованием, он не может создать мир, в котором он не существует. По этой причине Плантинга утверждал, что всемогущий Бог не может создать любую вселенную по своему выбору, как предполагал Лейбниц. Он предположил, что даже в мире, где у людей есть свобода воли, их действия могут быть настолько предсказуемыми, что Бог не мог создать мир, в котором они будут делать что-то непредсказуемое. [а] Наконец, он утверждал, что если каждый моральный агент свободно примет хотя бы одно плохое моральное решение в любой возможной вселенной, Бог не сможет создать вселенную, в которой есть человеческая свобода и нет зла. Плантинга утверждал, что существование всемогущего и доброжелательного Бога и существование зла не противоречат друг другу. [51]

Версия защиты Плантинги охватывает точку зрения Августина на свободу воли, но не его естественную теологию . [52] Вместо того, чтобы пытаться показать вероятность существования Бога перед лицом зла, как это делает теодицея, защита свободы воли Плантинги пытается показать, что вера в Бога все еще логически возможна, несмотря на существование зла. [53] Богослов Алистер МакГрат отметил, что, поскольку Плантинга лишь утверждал, что сосуществование Бога и зла логически возможно, он представил не теодицею, а защиту. Плантинга не пытался продемонстрировать, что его предложение истинно или правдоподобно, а лишь то, что оно логически возможно. [49]

Совместимость с эволюцией

[ редактировать ]

Джон Хик раскритиковал теорию Августина за ее неправдоподобность в свете научных представлений об эволюции , поскольку она сделала бы неточной идею Августина о падении от совершенства; [54] это повторяют Нэнси Мерфи и Джордж Ф. Р. Эллис , которые также утверждают, что идея Августина о передаче первородного греха от Адама остальному человечеству требует биологического объяснения. [55] Специалист по сравнительному религиоведению Арвинд Шарма утверждал, что естественное зло не может быть результатом морального зла, как предполагал Августин: научный консенсус состоит в том, что стихийные бедствия и болезни существовали до появления людей и, следовательно, не могут быть результатом человеческого греха. [56]

Философ двадцатого века Рейнхольд Нибур попытался по-новому интерпретировать теодицею Августина в свете эволюционной науки, представив ее основной аргумент без мифологии . Нибур предположил, что Августин отверг манихейскую точку зрения, которая допускает онтологическое существование зла и связывает грех человека с его сотворенным состоянием. По словам Нибура, аргумент Августина продолжился утверждением, что люди имеют склонность грешить из-за биологически унаследованной природы, и отверг пелагианскую точку зрения о том, что человеческая воля может преодолеть грех сама по себе. [57] Нибур считал, что аргумент Августина помещает грех в человеческую волю, испорченную первородным грехом Адама. Он утверждал, что логика теодицеи Августина описывает грех как неизбежный, но ненужный, что, по его мнению, отражает аргумент, не полагаясь на буквальное толкование грехопадения, избегая тем самым критики с научных позиций. [58]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Стив Дункан привел пример рационального человека, которому предлагают пять долларов за картину Рембрандта . Если предположить, что он понимает смысл сделки и не имеет других оснований принять предложение, можно предсказать, что он отклонит это предложение. Дункан считает, что Бог не мог создать мир, в котором человек свободно принимает предложение (не меняя ситуации), иллюстрируя точку зрения Плантинги. [50]
  1. ^ Холл 2003, с. 132
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Свендсен и Пирс, 2010, стр. 48–49.
  3. ^ Тули, Майкл (21 августа 2009 г.) [16 сентября 2002 г.]. «Проблема зла» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 8 февраля 2012 года .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беннетт, Питерс, Хьюлетт и Рассел 2008, с. 126
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мужчины 2002, стр. 170.
  6. ^ Кори 2000, стр. 177–178.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Свендсен и Пирс 2010, стр. 49.
  8. ^ Грин 2011, с. 779
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гейветт 1995, с. 19
  10. ^ Мендельсон, Майкл (12 ноября 2010 г.) [24 марта 2000 г.]. «Святой Августин» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 9 октября 2011 г.
  11. ^ Корсмейер 1995, с. 47
  12. ^ Мендельсон, Майкл (12 ноября 2010 г.) [24 марта 2000 г.]. «Святой Августин» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 9 октября 2011 г.
  13. ^ Мужчины 2002, стр. 168.
  14. Город Божий , Августин Гиппонский, Книга XI, Глава 9.
  15. ^ Локи, Эндрю Тер Эрн (2022). Зло, грех и христианский теизм . Лондон: Рутледж. п. 63.
  16. ^ Мужчины 2002, стр. 174.
  17. ^ Беннетт, Питерс, Хьюлетт и Рассел 2008, стр. 127
  18. ^ Мужчины 2002, стр. 176.
  19. ^ Кавадини 1999, с. 422
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кавадини 1999, с. 423
  21. ^ «Святой Фома Аквинский» . Стэнфордская энциклопедия философии . 30 сентября 2009 г. [12 июля 1999 г.] . Проверено 10 апреля 2012 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Литтл 2005, с. 44
  23. ^ Гейветт 1995, с. 18
  24. ^ Гейветт 1995, стр. 19–20.
  25. ^ Литтл 2005, стр. 42–43.
  26. ^ Ховард-Снайдер 1996, с. 51
  27. ^ Корсмейер 1995, с. 45
  28. ^ Вавриков 2005, с. 53
  29. ^ Кавадини 1999, стр. 116–118
  30. ^ Кейс-Уинтерс 1990, с. 70
  31. ^ МакКим 2004, с. 93
  32. ^ Стил и Томас 1963, стр. 15–17.
  33. ^ ван Инваген, Питер (2003). Проблема зла (1-е изд.).
  34. ^ «# 157 Молинизм против кальвинизма» .
  35. ^ Фредриксен 2010, стр. 146.
  36. ^ Деяния или диспут против Фортуната Манихея , Августина Гиппопотама, гл. XXII
  37. ^ Фредриксен 2010, стр. 146–147.
  38. ^ Фредриксен 2010, стр. 147.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ингрэм и Стренг 1986, с. 148
  40. ^ Заккария 2009, с. 104
  41. ^ Читам 2003, стр. 40–42.
  42. ^ Хик 2010, с. 237
  43. ^ Барбер и Невилл 2005, с. 141
  44. ^ Гриффин 1976, стр. 60–66.
  45. ^ Мелсе 1993, стр. 13–24.
  46. ^ Кобб и Гриффин 1976, с. 65
  47. ^ Плантинга и Сеннетт, 1998, стр. 22–23.
  48. ^ Плантинга и Сеннетт 1998, с. 23
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакГрат 1995, с. 193
  50. ^ Дункан 2007, с. 105
  51. ^ Дункан 2007, стр. 105–106.
  52. ^ Гейветт 1995, с. 59
  53. ^ Гейветт 1995, стр. 60–61.
  54. ^ Дэвис 2001, с. 54
  55. ^ Эллис и Мерфи 1996, с. 244
  56. ^ Шарма 2006, стр. 85–86.
  57. ^ Беннетт, Питерс, Хьюлетт и Рассел 2008, стр. 128
  58. ^ Беннетт, Питерс, Хьюлетт и Рассел 2008, стр. 129

Библиография

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 242b0b9b1a56e08c7ccf656eada9f899__1701650580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/99/242b0b9b1a56e08c7ccf656eada9f899.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Augustinian theodicy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)