Jump to content

Религиозные ответы на проблему зла

Религиозные ответы на проблему зла связаны с примирением существования зла и страданий со всемогущим , всеблагим и всеведущим Богом . [1] [2] Проблема зла остро стоит для монотеистических религий, таких как христианство , ислам и иудаизм , религия которых основана на таком Боге. [3] [4] Но вопрос «почему существует зло?» также изучался в нетеистических или политеистических религиях, таких как буддизм , индуизм и джайнизм . [5] [6]

Проблема зла формулируется либо как логическая проблема, подчеркивающая несоответствие между некоторыми характеристиками Бога и зла, либо как доказательная проблема, которая пытается показать, что доказательства зла перевешивают доказательства существования всемогущего, всеведущего и полностью доброго Бога. [1] [7] [2] Зло в большинстве богословских дискуссий определяется в широком смысле как любая боль и страдание, но религия также использует узкое определение, в котором говорится, что зло включает в себя ужасающие действия, совершаемые независимым моральным агентом, и не включает все обиды или вред, в том числе причиненные природой. .

Логическая проблема зла

[ редактировать ]

Зародившийся у греческого философа Эпикура , [8] Юм резюмирует версию проблемы Эпикура следующим образом: «Желает ли Бог предотвратить зло, но не может? Тогда он не всемогущ. Он может, но не желает? Тогда он злонамерен. Может ли он и желает? откуда приходит зло?" [9]

Логический аргумент от зла ​​следующий:

П1. Если существует всемогущий , всеблагой и всеведущий бог, то зла нет.

П2. В мире есть зло.

С1. Следовательно, всемогущего, всеблагого и всеведущего бога не существует.

Доказательная проблема зла

[ редактировать ]

Доказательная проблема зла (также называемая вероятностной или индуктивной версией проблемы) стремится показать, что существование зла, хотя и логически согласуется с существованием Бога, противоречит или снижает вероятность истинности теизма. Ниже представлены как абсолютные, так и относительные версии доказательных проблем зла.

Версия Уильяма Л. Роу :

  1. Существуют случаи сильных страданий, которые всемогущее и всеведущее существо могло бы предотвратить, не теряя при этом какого-то большего блага или не допуская какого-либо зла, столь же плохого или худшего.
  2. Всеведущее, всецело доброе существо могло бы предотвратить возникновение любых сильных страданий, если бы оно не могло сделать это, не потеряв тем самым какое-то большее благо или не допустив какое-то зло, столь же плохое или худшее.
  3. (Поэтому) Не существует всемогущего, всеведущего, всецело благого существа. [2]

Еще один от Пола Дрейпера :

  1. Неоправданное зло существует.
  2. Гипотеза безразличия, т.е. что если существуют сверхъестественные существа, они безразличны к неоправданному злу, является лучшим объяснением (1), чем теизм.
  3. Таким образом, данные свидетельствуют о том, что никакого бога, как его обычно понимают теисты, не существует. [10]

христианство

[ редактировать ]

Среди библеистов существует общее мнение, что Библия «не допускает единой точки зрения на зло. ... Вместо этого мы сталкиваемся с множеством точек зрения ... Следовательно, [Библия сосредотачивается на] моральных и духовных средствах защиты, а не рациональных или логических». [обоснования]». [11] : 27  Библия в первую очередь говорит о грехе как о моральном зле, а не как о естественном или метафизическом зле. [11] : 21  Авторы Библии принимают реальность духовного мира за пределами этого мира и сдерживание враждебных духовных сил как нечто само собой разумеющееся. В то время как мир после Просвещения этого не делает, «темные духовные силы» можно рассматривать как «символы самых темных уголков человеческой природы». [11] : 25, 28  Страдания и несчастья иногда изображаются в Библии как зло, однако христианство основано на «спасительной ценности страдания». [12] Богослов Брайан Хан Грегг говорит, что страдания в Библии представлены двенадцатью разными способами. [11] : 28  [13] : 160  [примечание 1]

богословие Павла

[ редактировать ]

Святые Павел и Варнава в Новом Завете учили, что христианам «должно претерпеть многие трудности, чтобы войти в Царство Божие». [14] Павел также учил, что Бог позволил ему переносить страдания, превышающие его силы и выносливость, чтобы научить Павла больше доверять Богу. [15]

Индивидуальные мнения

[ редактировать ]

Элвин Плантинга

[ редактировать ]

Окончательный ответ Элвина Плантинги на проблему зла заключается в том, что это не проблема, которую можно решить. Христиане просто не могут утверждать, что знают ответ на вопрос «Почему?» зла. Плантинга подчеркивает, что именно поэтому он предлагает не теодицею, а лишь защиту теистической веры. [16] : 33  Философ Ричард Суинберн также говорит, что в своей классической форме аргумент зла ​​неопровержим, однако все же могут быть причины не прийти к выводу о том, что Бога нет. [17] Эти причины бывают трех видов: другие веские причины для утверждения существования Бога; общие причины сомневаться в силе самого аргумента; и конкретные причины для сомнений в критериях любой из посылок аргумента. [18] Предполагаемые противоречия проблемы зла зависят от значения, придаваемого задействованным терминам, поэтому «наиболее распространенный способ решить проблему зла - это уточнить, переопределить или дополнить один или несколько основных терминов». [19] По словам Джона Хика , христианство традиционно реагировало на три основные категории: классическую и наиболее распространенную августинианскую (христологическую) теодицею, иринейскую (душотворческую) теодицею и теологию процесса. [20] : 79 

Теодицея Августина четвертого века включает свободу воли , но современную версию лучше всего представляет Элвин Плантинга. Плантинга предлагает защиту свободы воли вместо теодицеи. [16] Плантинга начинает с предположения Лейбница о том, что существовало бесчисленное множество возможных миров, в некоторых из которых было моральное добро, но не было морального зла, доступных Богу до сотворения мира. [16] : 38  Мы живем в реальном мире (мире, который осуществил Бог), но Бог мог решить создать (осуществить) любую из возможностей. Загвоздка, говорит Плантинга, заключается в том, что вполне возможно, что факторы внутри самих возможных миров помешали Богу реализовать любой из этих миров с моральной добротой и без морального зла. Плантинга называет эти факторы природой «человеческой сущности» и «запредельной развращенностью». [21] : 51–53 

В различных возможных мирах (трансмире) существуют все варианты возможных людей, каждый из которых обладает своей собственной «человеческой сущностью» (идентичностью): основными свойствами, важными для каждого человека, которые делают его тем, кто он есть, и отличают его от других. Каждый человек является воплощением такой сущности. Эта «трансмировая идентичность» варьируется в деталях, но не по сути, от мира к миру. [21] : 50–51  Сюда могут входить вариации человека (X), который всегда делает правильный выбор в некоторых мирах. Если где-то, в каком-то мире (X) когда-либо свободно выберет неправильное, то другие возможные миры только добра не смогут быть реализованы и при этом оставлять (X) полностью свободным. [22] : 184  Могут существовать многочисленные возможные миры, в которых (X) совершаются только морально хорошие дела, но это не будут миры, которые Бог мог бы создать, потому что (X) эффективно устранил эти варианты посредством свободных действий в других возможных мирах. Свободный выбор (X) определил мир, который Бог мог создать. [22] : 187–188 

Всезнающий Бог знал бы «заранее», что бывают моменты, когда «независимо от обстоятельств», в которые Бог помещает (X), пока Бог оставляет (X) свободным, (X) сделает хотя бы один плохой выбор. Плантинга называет это «трансмировой развращенностью». [22] : 186  Следовательно, если Бог хочет, чтобы (X) был частью творения и был свободным, то это может означать, что единственный вариант, который будет у такого Бога, - это иметь (X), который хотя бы раз ошибется в мире, где такое ошибка возможна. «Что важно в трансмировой развращенности, так это то, что если человек страдает от нее, то во власти Бога не было возможности реализовать какой-либо мир, в котором этот человек был бы в значительной степени свободен, но не делал бы ничего плохого». [21] : 48  Плантинга распространяет это на всех человеческих агентов, отмечая: «Очевидно, что каждый страдает от трансмировой развращенности». [22] : 186  Это означает, что создание мира с моральным добром, без морального зла и по-настоящему свободными людьми не было вариантом, доступным Богу. Единственный способ создать мир, свободный от морального зла, — это «создать мир без существенно свободных людей». [22] : 189 

Иринейская теодицея

[ редактировать ]

Иренейская (или создающая душу) теодицея названа в честь греческого богослова II века Иринея, идеи которого были приняты в восточном христианстве. [23] В двадцать первом веке он был модифицирован и пропагандирован Джоном Хиком . [23] Ириненская теодицея резко контрастирует с августинианством. По мнению Августина, люди были созданы совершенными, но пали и после этого продолжали выбирать плохо по своей собственной воле. По мнению Иринея, люди не были созданы совершенными, а вместо этого должны постоянно стремиться приближаться к этому. [24]

Ключевые моменты теодицеи создания души начинаются с ее метафизической основы: «(1) Целью Бога при создании мира было создание души для рациональных моральных агентов». [25] (2) Люди выбирают свою реакцию на процесс создания души, тем самым развивая моральный облик. (3) Для этого необходимо, чтобы Бог оставался сокрытым, иначе свобода воли будет поставлена ​​под угрозу. (4) Бог создал эпистемическую дистанцию ​​(такую, что Бог скрыт и не может быть познан непосредственно), отчасти из-за присутствия зла в мире, так что люди должны стремиться познать Его и тем самым стать истинно добрыми. Зло является средством достижения добра по трем основным причинам:

  1. Средства познания . Голод приводит к боли, а знание о боли побуждает людей обращаться за помощью и помогать другим, страдающим от боли.
  2. Формирование характера . Зло дает возможность морально вырасти. «Мы никогда не научились бы искусству добра в мире, задуманном как гедонистический рай» ( Ричард Суинберн )
  3. Предсказуемая окружающая среда . Мир подчиняется ряду естественных законов. Они независимы от любых обитателей вселенной. Естественное зло возникает только тогда, когда эти естественные законы вступают в противоречие с нашими собственными потребностями. Это никоим образом не аморально

(5) Расстояние до Бога делает возможной моральную свободу, а наличие препятствий делает возможной осмысленную борьбу. (6) Результатом существ, завершающих процесс создания души, является «благо такой превосходящей ценности», что оно оправдывает средства. (7) Те, кто завершит процесс, будут допущены в Царство Божие, где зла больше не будет. [25] Хик утверждает, что для того, чтобы страдание имело ценность для создания души, «человеческие усилия и развитие должны присутствовать на каждом этапе существования, включая загробную жизнь». [20] : 132, 138 

Августинианская теодицея

[ редактировать ]

Святой Августин Гиппонский (354–430 гг. н. э.) боролся с проблемой зла до и после своего обращения. После обращения в христианство он стал рассматривать Бога как духовное, а не телесное Существо, которое властвует над другими меньшими существами, основываясь на том, что Бог создал всю материальную реальность ex nihilo . Взгляд Августина на зло основан на причинном принципе, согласно которому каждая причина превосходит ее последствия. [26] : 43  Бог по своей природе превосходит свое творение, и все, что создает Бог, хорошо». [26] : 40–42  Каждое существо хорошо, но «некоторые лучше других (De nat. boni c. Man.14)». [26] : 44  Однако созданные существа также имеют склонность к изменчивости и разложению, поскольку они были созданы из ничего. Они подвержены предрассудкам, исходящим из личной точки зрения: люди заботятся о том, что влияет на них самих, и не видят, как их лишения могут способствовать общему благу. Для Августина зло, когда оно относится к материальному творению Бога, относится к «лишениям, отсутствию добра», где добро могло бы быть » (Конф.3.7.12)». [26] : 44  Это отсутствие добра является актом воли, «преступным отказом от бесконечной щедрости, предлагаемой Богом, в пользу бесконечно худшей пищи», свободно выбранной волей человека. [26] : 46 

Святой Фома Аквинский

[ редактировать ]

Святой Фома Аквинский систематизировал августинианскую концепцию зла, дополнив ее своими размышлениями. Зло, по мнению Св. Фомы, — это лишение или отсутствие какого-либо блага, которое собственно принадлежит природе существа. [27] Следовательно, не существует онтологического источника зла, соответствующего высшему добру, которым является Бог; [28] зло не реально, а разумно, т. е. оно существует не как объективный факт, а как субъективное представление; вещи злы не сами по себе, а из-за их отношения к другим предметам или людям. Все реальности сами по себе функциональны; они лишь случайно дают плохие результаты; и, следовательно, конечной причиной зла является фундаментальное «добро», а также объекты, в которых обнаруживается зло. [29]

Лютер и Кальвин

[ редактировать ]

И Лютер , и Кальвин объясняли зло как следствие грехопадения человека и первородного греха . Кальвин, однако, придерживался веры в предопределение и всемогущество, считая падение частью Божьего плана. Лютер рассматривал зло и первородный грех как наследие Адама и Евы, переданное всему человечеству от их зачатия и связавшее волю человека со служением греху, что справедливая природа Бога допускала как следствие их недоверия, хотя Бог планировал искупление человечества через Иисуса. Христос . [30] В конечном итоге люди, возможно, не смогут понять и объяснить этот план. [31]

Джон Холдейн

[ редактировать ]

взгляд Джона Джозефа Холдейна Витгенстинско-томистический на формирование концепций [32] и наблюдение Мартина Хайдеггера над брошенной природой временности. [33] подразумевают, что Божий акт творения и Божий акт суда - это один и тот же акт. Впоследствии считается, что Божье осуждение зла исполняется и выражается в созданном им мире; суд, который невозможно остановить по всемогущей воле Бога; постоянный и вечный суд, который объявляется и сообщается другим людям в Судный день . В этом объяснении Божье осуждение зла объявляется добрым суждением.

Эволюционная теодицея

[ редактировать ]
Уильяма Л. Роу Пример естественного зла : «В каком-то отдаленном лесу молния ударяет в мертвое дерево, что приводит к лесному пожару. это страдания». [34] Роу также приводит пример человеческого зла, когда невинный ребенок становится жертвой насилия и от этого страдает. [34]

В ответ на аргументы о природном зле и страданиях животных Кристофер Саутгейт разработал «сложную эволюционную теодицею». [35] : 711  Роберт Джон Рассел суммирует это как начало с утверждения о благости творения и всех разумных существ. [36] : 15  Далее Саутгейт утверждает, что дарвиновская эволюция была единственным способом, которым Бог мог создать такое добро. «Вселенная с такой красотой, разнообразием, разумом и утонченностью существ, которые сейчас содержит биосфера», могла возникнуть только в результате естественных процессов эволюции. [35] : 716  По мнению Рассела и Саутгейта, добро творения неразрывно связано с эволюционными процессами, посредством которых такое добро достигается, а эти процессы, в свою очередь, неизбежно сопровождаются болью и страданием, которые им присущи. [35] : 716  В этом сценарии природные бедствия являются неизбежным следствием развития жизни. [35] : 716 

Либеральное христианство

[ редактировать ]

Некоторые современные либеральные христиане , в том числе французский теолог-кальвинист Андре Гунель и пастор Марк Перно из «Оратуары Лувра» , верят, что Бог не всемогущ, и что Библия описывает Бога как «всемогущего» только в отрывках, касающихся Конца Времен . [37] [38]

Современная теодицея после Холокоста

[ редактировать ]

Современная теодицея использует один или некоторую комбинацию из четырех общих подходов к решению проблемы зла (пяти, если считать позицию антитеодицеи теодицеей). [20] : я Первый можно назвать протологическим подходом. Он утверждает, что решения и действия Бога при творении согласуются со всеблаговолением, несмотря на многочисленные и часто ужасающие бедствия, возникшие в результате. [20] : 42–44  У Элвина Плантинги, Ричарда Суинберна и Элеоноры Стамп совершенно разные теодицеи, но все они в первую очередь фокусируются на том, что «Бог как создатель неба и земли» делает самое лучшее и самое любящее дело, создавая людей и мир такими, какие они существуют. Дэвид Рэй Гриффин и Джон Хик также имеют существенные протологические элементы в своих теодицеях. [20] : 44 

Юрген Мольтманн , Рене Жирар , Папа Иоанн Павел II , Мэрилин МакКорд Адамс и Джеймс Коун — все они имеют версии традиционного христологического (так называемого крестообразного) подхода к проблеме зла. [20] : 79  Джон Павел и Адамс говорят об «ужасах» существования, которые становятся «надежными точками отождествления с распятым Богом». [39] Мольтманн говорит, что страдания Иисуса были настолько глубоки, что изменили Бога, точно так же, как глубокие страдания меняют людей, которые их терпят. [40] : 77–78  «Уникальное утверждение Рене Жирара заключается в том, что смерть Христа раз и навсегда разоблачила цикл насилия и виктимизации, который существовал «от основания мира». [41] Черный теолог Джеймс Коун говорит, что благодаря погружению Иисуса в человеческие страдания личность Бога обнаруживается среди страдающих. [42]

Энестологическое и решение основано на теологии процесса подчеркивает постоянное присутствие Бога как милосердного провидения, которое постоянно работает, чтобы убедить людей выбрать добро, но не вмешивается в одностороннем порядке, чтобы принудить их, как это сделал бы деспот. [43] В современный период эта точка зрения стала особенно влиятельной благодаря работам ряда феминистских и женских теологов, таких как Венди Фарли и Шерил Кирк-Дагган , а также большинства тех, кто придерживается «антитеодицеи». такая позиция, как Сара Пиннок. [44] [20] : 107  Марджори Сухоки и Джон Хик используют теологию процесса, чтобы подчеркнуть «здесь и сейчас» Бога, в то же время имея в своих подходах сильные протологические и эсхатологические элементы, но именно Дэвида Гриффина книга «Бог, сила и зло » в 2004 году стала первой «полной» Масштабная трактовка проблемы зла, написанная с точки зрения «процессной» философско-теологической мысли». [20] : 87  Гриффин опирается на точку зрения Уайтхеда о том, что Бог не единственный, кто обладает «силой, творчеством и самоопределением», утверждая, что «у Бога нет рук, кроме наших рук». [45] [43] : 93 

Марджори Сухоцки утверждает необходимость эсхатологического аспекта для создания полноценной христианской теодицеи. [20] : 103, 104  Тем не менее, готовность вообще включить эсхатологию является точкой зрения меньшинства среди авторов современной теодицеи, упомянутых здесь. Большинство согласны с тем, что «эсхатологию следует явно преуменьшить, если не вообще обойти», поскольку загробную жизнь нельзя использовать для оправдания или объяснения страданий в этой жизни. [40] : 251–253  Тем не менее, эсхатологический подход был в центре внимания и в трудах Джона Хика. [46]

Хик утверждает, что «вопрос бессмертия... является важной основой для любой точки зрения, которая может способствовать решению теологической проблемы человеческого страдания». [47] Хик считает, что моральное совершенство достигается лишь постепенно и что, поскольку оно достигается через страдания и борьбу, оно имеет большую ценность, чем заранее запрограммированная добродетель, которую Бог мог бы продемонстрировать при творении. [20] : 90, 121  По мнению Хика, это создание душ должно продолжаться и после смерти, и он непреклонно придерживается доктрины всеобщего спасения. [20] : 132, 138  Всеобщее спасение/примирение долгое время было широко обсуждаемой точкой зрения меньшинства на Западе, но это была общая сотериология до появления конкурирующей теории Августина о вечном проклятии четвертого века. Хик ссылается на более раннюю точку зрения, обнаруженную в трудах Иринея: [48] : 2  и у других восточных писателей, включая Оригена. [49] и Григорий Нисский , [50] утверждая, что «вечная боль [и] нескончаемые мучения» сделают любую «христианскую теодицею невозможной», поскольку она создаст экземпляр зла, способного помешать милосердию и силе Бога. [46] [47] : 201, 243 

А. К. Андерсон выступает за максимальную христианскую теодицею , которая объединяет сильные стороны всех четырех подходов, поскольку он считает их все по отдельности неадекватными. [20] : II, 144–145

«С Плантингой мы имеем Бога-Творца, но не более того, в то время как Хик добавляет к этому отношение Бога к концу времени, но оставляет Божественное далеким, как эпистемически, так и в остальном, от того, что происходит между началом и эсхатоном. Конус и Соэль исправляет эту тенденцию Хика, но имеет свои собственные обратные упущения, поскольку они оба находят Божественное прежде всего в личности Иисуса, а во вторую очередь в продолжающейся борьбе с несправедливостью, которую он вдохновляет, однако они обходят серьезное рассмотрение творения и загробной жизни. Между тем у Гриффина есть эстологическая теодицея с протологическим компонентом, но в его работах христология и эсхатология не могут найти сколько-нибудь значимого места за столом». [20] : 145 

Наконец, Джеймс Ветцель пишет, что Кеннет Сурин является представителем растущей реакции против теодицеи . Для тех, кто пишет теодицею в XXI веке, не существует целостной теории, дающей ответы на все вопросы, и современные богословы не считают, что она должна быть. «Когда кто-то рассматривает человеческие жизни, которые были разрушены до основания, и перед лицом этих трагедий [обращается] к вопросу: «Где Бог?» … нам было бы полезно поддержать [поэтессу и пережившую Холокост] Нелли Сакс , поскольку она говорит: «Мы действительно не знаем». [51] Современные теодицеи, такие как Элвин Плантинга , описывают свои сомнения по поводу теодицеи «в смысле объяснения точных причин, почему в мире существует зло». Вместо этого они пытаются сформулировать защиту теистических убеждений как логичную перед лицом остающихся вопросов. [20] : 29  Например, Сара Пиннок утверждает, что: «Прямой контакт с Богом не отвечает на вопросы Иова, но делает возможным смысл и принятие страданий». [40] : 74 

Ветцель говорит: Сурин отличает теоретическую теодицею от практической теодицеи, которая должна больше заботиться об устранении зла, чем о его объяснении, и заменяет «абстрактного и непроходимого Бога философии [Бога, который не может измениться и, следовательно, не страдает] Богом, который страдает». . [52] Дороти Зёлле , Юрген Мольтманн и П.Т. Форсайт . В эту группу входят [53]

Теологии деноминаций

[ редактировать ]

Христианская наука

[ редактировать ]

Христианская наука рассматривает зло как не имеющее окончательной реальности и возникающее из-за ложных убеждений, сознательно или бессознательно. Зло, такое как болезнь и смерть, может быть изгнано правильным пониманием. Эта точка зрения подвергалась сомнению, помимо общей критики концепции зла как иллюзии, обсуждавшейся ранее, поскольку предположительно правильное понимание членами Христианской науки, включая основателя, не предотвратило болезнь и смерть. [54] Однако христианские ученые полагают, что многочисленные случаи духовного исцеления (о которых рассказывается, например, в периодических изданиях Christian Science и в учебнике «Наука и здоровье с ключом к Священным Писаниям» Мэри Бейкер Эдди) являются неофициальным свидетельством правильности учения о нереальности. зла. [55] По мнению одного автора, отрицание христианскими учёными того, что зло в конечном итоге существует, аккуратно решает проблему зла; однако большинство людей не могут принять это решение [56]

Свидетели Иеговы

[ редактировать ]

Свидетели Иеговы верят, что сатана является первопричиной зла. [57] Хотя когда-то сатана был совершенным ангелом, он развил чувство собственной важности и жаждал поклонения и в конечном итоге бросил вызов праву Бога на власть. Сатана заставил Адама и Еву не повиноваться Богу, и впоследствии человечество стало участником борьбы, связанной с конкурирующими притязаниями Иеговы и Сатаны на вселенскую власть. [58] Другие ангелы, перешедшие на сторону сатаны, стали демонами .

Последующая терпимость Бога ко злу частично объясняется ценностью свободной воли. Но Свидетели Иеговы также считают, что этот период страданий является периодом невмешательства со стороны Бога, что служит для демонстрации того, что «право на управление» Иеговы одновременно правильно и отвечает интересам всех разумных существ, разрешая «вопрос о всеобщий суверенитет». Кроме того, это дает отдельным людям возможность показать свою готовность подчиниться правлению Бога.

В какой-то известный ему момент в будущем Бог будет считать, что его право на всеобщий суверенитет решено на все времена. Примирение «верного» человечества будет осуществлено через Христа , а несогласные люди и демоны будут уничтожены. После этого зло (любое неподчинение Божьему правлению) будет немедленно казнено. [59] [60]

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней

[ редактировать ]

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) вводит концепцию, аналогичную иринейской теодицее , согласно которой переживание зла является необходимой частью развития души. В частности, законы природы не позволяют человеку полностью постичь или испытать добро, не испытав при этом его противоположности. [61] В этом отношении Святые последних дней не рассматривают падение Адама и Евы как трагическое, незапланированное уничтожение вечного рая; скорее они видят в этом существенный элемент Божьего плана. Допустив сопротивление и искушения в земной жизни, Бог создал среду, в которой люди могут учиться, развивать свою свободу выбора, а также ценить и понимать свет в сравнении с тьмой. [62] [63]

Это отход от общепринятого христианского определения всемогущества и всеведения , которое, по мнению Святых последних дней, было изменено постапостольскими богословами спустя столетия после Христа. Сочинения Иустина Мученика , Оригена , Августина и других указывают на слияние христианских принципов с греческими метафизическими философиями, такими как неоплатонизм , которые описывали божественность как совершенно простую , нематериальную, бесформенную субстанцию/сущность ( ousia ), которая была абсолютной причинностью и творческой силой. источник всего существующего. [64] Святые последних дней верят, что через современное откровение Бог восстановил истину о Своей природе, устранив спекулятивные метафизические элементы, которые были включены после апостольской эпохи . [65] Таким образом, всеведение/всемогущество Бога следует понимать не как метафизическое преодоление всех пределов природы, а как совершенное понимание всех вещей в природе. [66] — что дает Богу силу создавать любое состояние или условие в этих границах. [67] Эта реставрация также прояснила, что Бог не создает Ex nihilo (из ничего), а использует существующие материалы, чтобы организовать порядок из хаоса. [68] Поскольку противостояние присуще природе, и Бог действует в пределах природы, поэтому Бог не считается творцом зла, и Он не будет искоренять все зло из жизни смертных. [69] Его главная цель, однако, состоит в том, чтобы помочь Своим детям научиться ценить и выбирать истину, и таким образом достичь вечной радости и жить в Его присутствии, где злу нет места. [70] [71]

Католическая церковь

[ редактировать ]

Католическая церковь верит, что ответ на проблему зла лежит в победителе зла, Иисусе. [72] Поэтому, учит церковь, каждый аспект христианского учения - благость Вселенной, царствование греха, заветы Бога с Израилем, Пасхальная Тайна, сама церковь, таинства исцеления и т. д. - является частью ответ на проблему зла. [73]

Церковь верит, что Бог есть само добро, желает и творит только добро, даже работая на благо тех, кто его любит. [74] Бог мог бы создать мир без возможности зла, но Он пожелал создать мир в «состоянии пути» к своему завершению (времени, когда зла больше не будет). [75] Бог мог бы создать существа без возможности совершения греха, но Он пожелал создать свободных существ, например, существ, которые обладают свободной волей и должны путешествовать к своему завершению (небеса и воскресение мертвых). [76] Бог мог бы предотвратить первородный грех, но Он допустил его в свете благодати, которую Он желал дать людям через Иисуса – благодати большей, чем те, которыми наслаждались в Эдемском саду , поскольку Бог допускает зло ради большего блага. [77]

Церковь считает, что высшим примером того, как Бог допускает зло ради большего блага, является смерть Иисуса. Бог позволяет нам, грешникам, стать виновниками распятия Иисуса из-за наших грехов. [78] и Бог допустил греховные действия Понтия Пилата , фарисеев и других грешников, причастных к распятию Иисуса, [79] ради того, чего Бог желал достичь через самопожертвование Иисуса в еврейском законе : [80] спасение человечества, [81] включая то, что Иисус заменил наше непослушание Своим послушанием, [82] приняв на себя нашу смерть, чтобы даровать нам свою вечную жизнь , [83] избавляющий нас от сатаны и всякого зла и прощающий грехи наши, [84] заслужив для нас оправдание и освящающую благодать , [85] снова открыв для нас небеса, проповедуя Евангелие умершим праведникам и приведя их на небеса, [86] воскресением Своим воскресившим нас от греха и смерти, [87] и приготовил нам место на небесах Своим вознесением на небо. [88]

Церковь осуждает еврейское богоубийство , полагая, что все грешники являются виновниками страданий и казни Иисуса. [89]

Исламские ученые средневековья и современной эпохи пытались примирить проблему зла с теодицеей загробной жизни. [90] [91] [92] По словам Нурси , во временном мире есть много зол, таких как разрушение Османской империи и замена ее секуляризмом, и такое зло невозможно понять, если не существует загробной жизни. [90] Всемогущий, всеведущий и всеблагой Бог в исламской мысли создает все, включая человеческие страдания и их причины (зло). [91] Зло не было плохим и не нуждалось в моральном оправдании со стороны Бога, но награды ждали верующих в загробной жизни. [91] Верующие пострадали в этой короткой жизни, чтобы предстать перед судом Божьим и насладиться раем в бесконечной загробной жизни. [90]

XI века Альтернативные теодицеи в исламской мысли включают отрицание зла Ибн Сины в форме, похожей на теодицею «теории лишений». [93] считает эту попытку теодицеи Ибн Сины Однако Шамс К. Инати неудачной, поскольку она неявно отрицает всемогущество Бога. [93]

По словам Джона Левенсона, авторы еврейской Библии хорошо осознавали зло как богословскую проблему, но нет никаких свидетельств осознания проблемы зла. [94] Напротив, по мнению Яира Хоффмана, древние книги еврейской Библии не демонстрируют осознания богословской проблемы зла, и даже большинство более поздних ученых-библеистов не затрагивали вопрос проблемы зла. [95]

В Библии все характеристики зла и страданий утверждают точку зрения о «Боге, который больше страдания, [который] силен, созидателен и предан Своему творению, [которому] всегда принадлежит последнее слово»; Во всех случаях предполагается приверженность Бога высшему благу. [13] : 162, 168  В еврейской Библии Бытие говорит, что творение Бога «добро», а зло изображено как входящее в творение в результате человеческого выбора. [96] : Глава 4 Книга Иова «стремится расширить понимание божественной справедливости... помимо простого возмездия, включив в нее систему божественного суверенитета, [показывающую], что Царь имеет право проверять лояльность Своего подданного... [Иов] исправляет жесткие и слишком упрощенная доктрина возмездия, приписывающая страдания греху и наказанию». [97] : Глава 3: Работа

Исследователь еврейской Библии Марвин А. Суини говорит: «...единое прочтение [Исайи] ставит вопрос теодицеи на первый план... [с] тремя основными аспектами этого вопроса: отождествление Яхве с победителем, указ Яхве о суде против Израиля без возможности покаяния и провала программы Яхве, которая должна быть реализована к концу книги». [98] : 209  Иезекииль и Иеремия противостоят концепции личной моральной ответственности и пониманию божественной справедливости в мире, находящемся под божественным управлением. [99] : 82  «Теодицея у малых пророков мало чем отличается от таковой у Исайи, Иеремии и Иезекииля». [100] В Псалмах обсуждаются более личные аспекты теодицеи, например, в Псалме 73, который противостоит внутренней борьбе, порожденной страданием. [97] Теодицея в еврейской Библии почти всегда смотрит «за пределы проблем исторического настоящего, чтобы постулировать эсхатологическое спасение» в то будущее время, когда Бог восстановит все сущее. [100] : 137 

Традиции и философия

[ редактировать ]

Самое раннее осознание проблемы зла в еврейской традиции подтверждается вне- и постбиблейскими источниками, такими как ранние апокрифы (секретные тексты неизвестных авторов, которые не считались основным направлением на момент их написания). [101] Первые систематические размышления еврейских философов о проблеме зла прослеживаются лишь в период средневековья. [102]

Раввин X века по имени Саадия Гаон представил теодицею по принципу «сотворения душ, высшего блага и загробной жизни». [103] Страдание предполагает, что Саадию, подобно вавилонскому Талмуду Берахот 5 , следует рассматривать как дар Божий, поскольку он ведет к вечному раю в загробной жизни. [104] XII века Напротив, Моисей Маймонид предложил другую теодицею, утверждая, что вселюбящий Бог не производит ни зла, ни дарует страдания, потому что все, что Бог делает, абсолютно хорошо, а затем представил объяснение «теории лишений». [103] Оба этих ответа, утверждает Дэниел Райнхольд, просто рационализируют и подавляют проблему зла, а не решают ее. [104] Легче рационализировать страдания, вызванные кражей или случайными травмами, но физические, психические и экзистенциальные ужасы постоянных событий повторяющегося насилия в течение длительных периодов времени, таких как Холокост, или невинный ребенок, медленно страдающий от боли рака, не могут быть оправданы. рационализировать односторонним самообвинением и принижением личности. [105] Попытки теологов примирить проблему зла с утверждениями о том, что зло Холокоста было необходимым, преднамеренным и целенаправленным действием Бога, были объявлены непристойными еврейскими мыслителями, такими как Рихард Рубинштейн. [106]

Проблема зла вновь приобрела интерес среди еврейских ученых после морального зла Холокоста ; [107] всемогущий, всесострадательный, всезнающий монотеистический Бог, по-видимому, имел власть предотвратить Холокост, но он этого не сделал. [107] Еврейские мыслители утверждали, что либо Бога не волновали пытки и страдания в созданном Им мире – а это значит, что Он не всеблагожелателен, либо Он не знал, что происходит – а значит, Он не всеведущ. [107] Преследование евреев не было новым явлением, и средневековые еврейские мыслители абстрактно пытались примирить логическую версию проблемы зла. [107] Однако опыт Холокоста и другие эпизоды массового истребления, такие как ГУЛАГ и « Поля смерти» , где миллионы людей подверглись пыткам и погибли, выдвинули на первый план интуитивную природу доказательной версии проблемы зла. [107] [108]

Еврейская теодицея продолжает подвергаться обширному пересмотру, продолжая при этом утверждать разницу между человеческим и божественным взглядом на зло; оно остается укорененным в природе самого творения и ограничении, свойственном способности материи к совершенствованию; а действие свободной воли включает в себя возможность совершенствования благодаря индивидуальным усилиям и оставляет зло в руках человека. [109] : 70 

Другие религии

[ редактировать ]

Древняя Месопотамия и Египет

[ редактировать ]

По мнению Роланда Энмарха, древнеегипетская религия потенциально освобождала своих богов от всякой вины за зло и использовала негативную космологию и негативную концепцию человеческой природы для объяснения зла. [110] Кроме того, фараон считался агентом богов, и его действия как царя были направлены на предотвращение зла и обуздание зла в человеческой природе. [110]

Древнегреческая религия

[ редактировать ]

Боги в древнегреческой религии считались высшими, но имели схожие черты с людьми и часто взаимодействовали с ними. [111] Хотя греки не верили ни в каких «злых» богов, они все же признавали факт присутствия зла в мире. [112] Боги часто вмешивались в дела людей, а иногда их действия заключались в том, чтобы приносить людям страдания, например боги иногда были прямой причиной смерти людей. [111] Однако греки не считали богов злыми в результате их действий, вместо этого ответом на большинство ситуаций в греческой мифологии была сила судьбы . [113] Судьба считается более могущественной, чем сами боги, и по этой причине никто не может избежать ее. [113] По этой причине греки признавали, что несчастные события оправдываются идеей судьбы. [113]

Позже греческие и римские богословы и философы подробно обсуждали проблему зла. Начиная, по крайней мере, с Платона, философы были склонны отвергать или преуменьшать значение буквальных интерпретаций мифологии в пользу более пантеистической , естественной теологии, основанной на аргументированных аргументах. В этой связи истории, которые, казалось, приписывали богам бесчестное поведение, часто просто отвергались как ложные и не что иное, как «воображение поэтов». Однако греческие и римские мыслители продолжали бороться с проблемами естественного зла и зла, которое мы наблюдаем в нашей повседневной жизни. Влиятельные римские писатели, такие как Цицерон ( De Natura Deorum ) и Сенека ( De Providentia ), опираясь на более ранние работы греческих философов, таких как стоики , разработали множество аргументов в защиту праведности богов.

С другой стороны, философ Лукреций в De rerum natura отверг божественность в природе как причину многих зол для человечества. [114]

Буддизм признает, что в мире существует зло, а также дуккха (страдание), вызванное злом или естественными причинами (старение, болезнь, перерождение). Зло выражается в действиях и состоянии ума, таких как жестокость, убийство, воровство и алчность, которые являются результатом трех ядов : жадности , ненависти и заблуждения . Заповеди и практики буддизма, такие как Четыре Благородные Истины и Благородный Восьмеричный Путь, направлены на то, чтобы дать возможность последователю обрести прозрение и освобождение ( нирвану ) от цикла таких страданий, а также перерождения. [115] [116]

Некоторые направления буддизма Махаяны разработали теорию природы Будды в таких текстах, как Сутры Татхагата-гарбха, составленные в Южной Индии в III веке, которая очень похожа на теорию «души, самости», встречающуюся в классическом индуизме. [117] [118] Теория Татхагаты-гарбхи приводит к буддийской версии проблемы зла, утверждает Питер Харви: [5] потому что теория утверждает, что у каждого человека есть внутренне чистый Будда, который добр. Эта предпосылка приводит к вопросу о том, почему кто-то совершает какое-либо зло и почему «исключительно чистый внутренний Будда» не пытается и не побеждает в предотвращении злого деятеля до того, как он или она совершит зло. [5] Один из ответов заключался в том, что природа Будды всеблагой, но не всемогущей. Кроме того, Сутры Татхагатагарбхи являются нетипичными текстами буддизма, поскольку они противоречат доктринам Анатты в подавляющем большинстве буддийских текстов, что заставляет ученых утверждать, что Сутры Татхагатагарбхи были написаны для пропаганды буддизма среди небуддистов и что они не представляют основное течение буддизма. [119] [120]

Основной буддизм с момента своего раннего развития не нуждался в решении теологической проблемы зла, поскольку он не видел необходимости в создателе вселенной и вместо этого утверждал, как и многие индийские традиции, что у Вселенной никогда не было начала и что все существование представляет собой бесконечный цикл перерождений (сансара). [5]

Индуизм — сложная религия со множеством различных течений и религиозных верований. [121] Его нетеистические традиции, такие как санкхья, ранняя ньяя, мимамса и многие другие традиции веданты, не предполагают существование всемогущего, всемогущего, всеведущего и всеблагого Бога (монотеистического Бога), а классические формулировки проблемы зла и теодицеи не утверждают применимы к большинству индуистских традиций. Более того, божества в индуизме не являются ни вечными, ни всемогущими, ни всеведущими, ни всеблагими. Дэвы смертны и подвержены сансаре . Зло, как и добро, наряду со страданием считается реальным и вызванным свободной волей человека. [122] его источник и последствия объясняются доктриной кармы в индуизме, как и в других индийских религиях. [123] [124] [125]

Версия проблемы зла появляется в древних Брахма-сутрах , составленных, вероятно, между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э. [126] основополагающий текст традиции Веданты в индуизме. [127] Его стихи с 2.1.34 по 2.1.36 афористически упоминают версию проблемы страдания и зла в контексте абстрактной метафизической индуистской концепции Брахмана . [128] [129] Стих 2.1.34 Брахма-сутр утверждает, что неравенство и жестокость в мире не могут быть отнесены к понятию Брахмана , и это есть в Ведах и Упанишадах. В своей интерпретации и комментарии к Брахма -сутрам ученый VIII века Ади Шанкара утверждает, что только потому, что некоторые люди счастливее других, и только потому, что в мире так много злобы, жестокости и боли, некоторые утверждают, что Брахман не может быть причина мира. [128]

Ибо это привело бы к возможности предвзятости и жестокости. Ибо можно разумно заключить, что у Бога есть страсть и ненависть, как у некоторых неблагородных людей... Следовательно, произойдет сведение на нет чрезвычайной чистоты Божьей природы (неизменности) и т. д. [...] И вследствие причинения страданий и истребление всех тварей, Бог будет обвинен в безжалостности и крайней жестокости, ненавистной даже злодею. Таким образом, из-за возможности пристрастности и жестокости Бог не является посредником.

- Пурвапакша Ади Шанкары , перевод Арвинда Шармы [130]

Шанкара приписывает зло и жестокость в мире своей карме и карме других, а также невежеству, заблуждениям и ложным знаниям. [129] но не абстрактному Брахману. [128] Сам Брахман находится за пределами добра и зла. Существует зло и страдания из-за кармы. [131] Те, кто борется с этим объяснением, утверждает Шанкара, делают это из-за предполагаемой двойственности между Брахманом и Дживой или из-за линейного взгляда на существование, тогда как в действительности «самсара и карма являются анади» (существование циклично, перерождение и поступки вечны). без начала). [132] Другими словами, в Брахма-сутрах формулировка проблемы зла считается метафизической конструкцией, а не моральной проблемой. [129] Рамануджа из теистической школы шри-вайшнавизма - основной традиции вайшнавизма - интерпретирует тот же стих в контексте Вишну и утверждает, что Вишну только создает возможности. [128]

По словам Свами Гамбхирананды из Миссии Рамакришны, комментарий Шанкары объясняет, что Бога нельзя обвинить в пристрастности или жестокости (т.е. несправедливости) из-за того, что Он принял на себя факторы добродетельных и порочных действий (кармы), совершенных человеком в предыдущих жизнях. Если человек испытывает удовольствие или боль в этой жизни, это происходит из-за добродетельного или порочного действия (кармы), совершенного этим человеком в прошлой жизни. [133] [ нужна страница ]

Исключением является дуалистическая Двайта , основанная Мадхвачарьей в 13 веке. Эта традиция исходит из концепции Бога, настолько похожей на христианство, что христианские миссионеры в колониальной Индии предположили, что Мадхвачарья, вероятно, находился под влиянием первых христиан, мигрировавших в Индию. [134] теория, которая была дискредитирована учеными. [135] : 266  [136] : 19–21  Индуистские ученые бросили вызов Мадхвачарье по проблеме зла, учитывая его дуалистическую теорию Таттвавады , которая предлагала Бога и живые существа вместе со вселенной как отдельные реальности. Мадхвачарья утверждал, Ятекчаси татха куру , что Шарма переводит и объясняет как «человек имеет право выбирать между добром и злом, выбор, который каждый человек делает под свою ответственность и на свой риск». [137] : 361  Ответ Мадхвы не затрагивает проблему зла, заявляют Дасти и Брайант, о том, как зло может существовать вместе с злом Всемогущего, Всеведущего и Всеблагого Бога. [138] [139]

По словам Шармы, «трехсторонняя классификация душ Мадхвы делает ненужным ответ на проблему зла». [140] По словам Дэвида Бухты, это не решает проблему зла, потому что всемогущий Бог «может изменить систему, но предпочитает не делать этого» и, таким образом, поддерживает зло в мире. [138] Этот взгляд на самостоятельную свободу действий Мадхвачарьи, как утверждает Бухта, был выдающимся в школе Веданты и индийской философии в целом. [138]

Предыдущие жизни и карма

[ редактировать ]

Теория кармы относится к духовному принципу причины и следствия, согласно которому намерения и действия человека (причина) влияют на будущее этого человека (следствие). [141] Проблема зла в контексте кармы уже давно обсуждается в индийских религиях, включая буддизм, индуизм и джайнизм, как в теистических, так и в нетеистических школах; например, в Уттара Миманса Сутрах, Книга 2, Глава 1; [142] [143] аргументы Ади Шанкары 8-го века в «Брахмасутрабхасье» , где он утверждает, что Бог не может разумно быть причиной мира, потому что в мире существует моральное зло, неравенство, жестокость и страдания; [144] [145] и дискуссия о теодицее XI века Рамануджи в Шрибхашье . [146]

Многие индийские религии уделяют больше внимания развитию принципа кармы для первопричины и врожденной справедливости с упором на Человека, а не развитию религиозных принципов с упором на природу и силы Бога и божественный суд. [147] Теория кармы в буддизме, индуизме и джайнизме не статична, а динамична: живые существа с намерением или без намерения, но словами и действиями постоянно создают новую карму, и именно ее они считают отчасти источником добра или зла. в мире. [148] Эти религии также верят, что прошлые жизни или прошлые действия в текущей жизни создают текущие обстоятельства, что также способствует тому и другому. Другие ученые [149] предполагают, что нетеистические индийские религиозные традиции не предполагают всеблагого творца, а некоторые [150] теистические школы не определяют и не характеризуют своего бога (богов), как это делают монотеистические западные религии, а божества обладают яркими и сложными личностями; Платона Индийские божества являются личными и космическими помощниками, и в некоторых школах их концептуализируют как Демиурга . [146] Поэтому проблема теодицеи во многих школах основных индийских религий не значительна или, по крайней мере, носит иной характер, чем в западных религиях. [151]

По словам Артура Германа, теория переселения кармы решает все три исторические формулировки проблемы зла, признавая при этом теодицее идеи Шанкары и Рамануджи. [6]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^
    • 30-я глава Второзакония и 12-я глава Послания к Евреям открывают возможность того, что страдания могут исходить от Бога как наказание, естественные последствия или любящее наказание Бога.
    • Бытие 4:1-8 и первое убийство предполагают, что многие страдания являются результатом индивидуального выбора.
    • В 45-й главе Бытия говорится, что искупительная сила Бога сильнее страдания, поэтому страдание можно использовать для достижения добрых целей.
    • В Евангелии от Луки 22:31–34 говорится, что сопротивляйтесь страху и отчаянию, сопровождающим страдания, вместо этого помните/верьте, что у Бога есть сила помочь.
    • В Иове 40 говорится, что Бог не похож на людей, но хочет отношений со всеми из них, что требует некоторой покорности Богу и принятия страданий.
    • Римлянам 8:18–30. Нынешние страдания временны и находятся в контексте вечных Божьих целей.
    • В Послании к Евреям 12:1–6 страдания рассматриваются как понятие «сотворения душ», как и во 2 Петра 1:5–8, Иакова 1 и других.
    • Исход 17:1–7 (и книга Иова) характеризуют страдания как испытание и говорят о праве Бога проверять человеческую преданность.
    • Во 2 Коринфянам 4:7–12 говорится, что человеческая слабость во время страданий раскрывает Божью силу и что принятие страданий в солидарности со Христом является частью призвания верующего.
    • Во 2 Коринфянам 1:3–7 говорится, что Бог — утешитель, и что люди учатся тому, как лучше утешать других, когда у них есть личный опыт страданий.
    • Гимн во 2-й главе Послания к Филиппийцам, а также в Послание к Колоссянам 1:24 вместе заявляют, что Христос искупает сами страдания. Все учения Нового Завета о страданиях основаны на искупительной силе креста и возвращаются к ней. [13] : 160, 161 
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стэнфордская энциклопедия философии, « Проблема зла », Майкл Тули.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Интернет-энциклопедия философии, « Доказательная проблема зла », Ник Тракакис.
  3. ^ Проблема зла , Пол Брайанс, Университет штата Вашингтон.
  4. ^ Стивен Д. О'Лири (1998). Споры об Апокалипсисе . Издательство Оксфордского университета . стр. 34–35. ISBN  978-0-19-535296-2 . , Цитата: «Однако, как отмечает Макс Вебер, именно в монотеистических религиях эта проблема становится острой».
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Питер Харви (2013). Введение в буддизм: учения, история и практики . Издательство Кембриджского университета. стр. 37, 141. ISBN.  978-0-521-85942-4 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Артур Герман, Проблема зла и индийская мысль, 2-е издание, Мотилал Банарсидасс, ISBN   81-20807537 , стр. 5 с частями II и III книги.
  7. ^ Интернет-энциклопедия философии, « Логическая проблема зла », Джеймс Р. Биб.
  8. ^ Эта формулировка, возможно, была ошибочно приписана Эпикуру Лактанцием, который, со своей христианской точки зрения, считал Эпикура атеистом . По словам Марка Джозефа Ларримора (2001), «Проблема зла» , стр. xix–xxi. Уайли-Блэквелл. По мнению Рейнхольда Ф. Глея , установлено, что аргумент теодицеи имеет академический источник, который не только не эпикурейский, но даже антиэпикурейский. Рейнхольд Ф. Глей, Et invidus et inbecillus. Das angebliche Epikurfragment bei Laktanz, De ira dei 13, 20–21 , в: Vigiliae Christianae 42 (1988), стр. 47–58.
  9. ^ Хиксон, Майкл В. (2014). «Краткая история проблем зла» . В Макбрайере, Джастин П.; Ховард-Снайдер, Дэниел (ред.). Блэквеллский спутник проблемы зла . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл. стр. 6–7. ISBN  978-1-118-60797-8 .
  10. ^ Дрейпер, Пол (1989). «Боль и удовольствие: доказательная проблема для теистов». Нус . 23 (3): 331–50. дои : 10.2307/2215486 . JSTOR   2215486 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Скотт, Марк. СМ (2015). Пути в теодицее: введение в проблему зла (иллюстрировано, переиздание под ред.). Издательство Аугсбургской крепости. ISBN  9781451464702 .
  12. ^ Талиаферро, Чарльз. «Философия религии» . Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет. п. 3.1 . Проверено 7 декабря 2020 г.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Грегг, Брайан Хан (2016). Что говорит Библия о страданиях? . Даунерс-Гроув, Иллинойс: IVP Academic. ISBN  978-0-8308-5145-4 .
  14. ^ Biblehub, Деяния 14:22.
  15. ^ Biblehub 2 Кор. 1:8-9.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Плантинга, Элвин (6 декабря 2012 г.). Томберлин, Х.; Томберлин, Джеймс Э.; ван Инваген, П. (ред.). Элвин Плантинга «Автопрофиль» . Спрингер Нидерланды. стр. 33, 38. ISBN.  9789400952232 .
  17. ^ Суинберн, Ричард. (1998). Провидение и проблема зла . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 16.
  18. ^ Суинберн, Ричард. (1998). Провидение и проблема зла . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 28–29.
  19. ^ Рорер, Лоуренс (3 октября 2008 г.). «Бог: Спаситель, мясник или забывчивый художник? Теодицея Альфреда Норта Уайтхеда» (PDF) . Конференция по философии и теологии . Университет Линкольна: 78, 79 . Проверено 27 января 2021 г.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Андерсон, АК (2005). «Зло и Бог повествования: четыре типа современной христианской теодицеи» . Высшее духовное объединение .
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Плантинга, Элвин (1977). Бог, свобода и зло . Издательство Эрдманс. ISBN  9780802817310 .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Плантинга, Элвин (1978). Природа необходимости . Кларендон Пресс. ISBN  9780191037177 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Хик (2016). Зло и Бог Любви . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 201–16. ISBN  978-1-349-18048-6 .
  24. ^ Свендсен, Ларс Фр. Х. (2010). Философия зла . Архивное издательство Далки. п. 51. ИСБН  9781564785718 .
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кейн, Дж. Стэнли (1975). «Провал теодицеи, создающей души» . Международный журнал философии религии . 6 (1): 1–22. дои : 10.1007/BF00136996 . JSTOR   40021034 . S2CID   170214854 .
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Манн, Уильям Э. (2001). «Августин о зле и первородном грехе». В Стампе, Элеонора; Мекони, Дэвид Винсент (ред.). Кембриджский компаньон Августина (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 40–48. ISBN  978-1107025332 .
  27. ^ Сумма против язычников 3 в. 7
  28. ^ «СУММА ТЕОЛОГИЯ: Причина зла (Часть первая, вопрос 49)» . www.newadvent.org
  29. ^ «СУММА ТЕОЛОГИЯ: Причина зла (Часть первая, вопрос 49)» . www.newadvent.org
  30. ^ Лютер, Мартин (1525 г.). О рабстве воли .
  31. ^ Проблема зла в западной традиции: от книги Иова до современной генетики, Джозеф Ф. Келли, с. 94–96
  32. ^ Холдейн, Джей-Джей (2003). Атеизм и теизм (второе изд.). Издательство Блэквелл. стр. 102–05. ISBN  978-0-631-23259-9 .
  33. ^ Хайдеггер, Мартин (2003) [1962]. Бытие и время . Блэквелл. стр. 426–27 (H 374) 458–72 (H 406–21). ISBN  978-0-631-19770-6 .
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роу, Уильям Л. (1979). «Проблема зла и некоторые разновидности атеизма». Американский философский ежеквартальный журнал . 16 : 336–37.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рассел, Роберт Джон (2018). «Составная односторонняя эволюционная теодицея Саутгейта: глубокая оценка и дальнейшие направления» . Зайгонский журнал религии и науки . 53 (3): 711–726. дои : 10.1111/zygo.12438 . S2CID   150123771 .
  36. ^ Саутгейт, Кристофер (2008). Стон творения: Бог, эволюция и проблема зла . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN  9780664230906 .
  37. ^ «Какая сила?» . andregounelle.fr .
  38. ^ Stereoweb (1 июля 2018 г.). «Могущественный – Всемогущий – Оратория Лувра» . Луврская оратория .
  39. ^ Адамс, Мэрилин МакКорд (2000). Ужасное зло и благость Божия (переиздание). Издательство Корнельского университета. стр. 164–168. ISBN  9780801486869 .
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пиннок, Сара К. (2012). За пределами теодицеи Еврейские и христианские мыслители континента реагируют на Холокост . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 251–253. ISBN  9780791487808 .
  41. ^ Жирар, Рене (1989). Козел отпущения . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN  9780801839177 .
  42. ^ Коун, Джеймс (1994). «Афро-американский взгляд на крест и страдания». В Тесфаи, Якоб (ред.). Скандал о распятом мире. Перспективы креста и страданий . Книги Орбис. стр. 48–61. ISBN  9780883449769 .
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уайтхед, Альфред Норт (1967). Приключения идей . Свободная пресса. п. 169. ИСБН  0-02-935170-7 .
  44. ^ Коун, Джеймс (1997). Бог угнетенных (ред. Подред.). Орбис. п. хв. ISBN  978-1570751585 .
  45. ^ Гриффин, Дэвид Рэй (1991). Возвращение к злу: ответы и пересмотры . СУНИ Пресс. стр. 25–27. ISBN  9780791406120 .
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хик, Джон (2001). «Иринейская теодицея». В Дэвисе, Стивен Т. (ред.). Встреча со злыми живыми вариантами в теодицеи (2-е изд.). Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 38. ISBN  9780664222512 .
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Хик, Джон Хик (1994). Смерть и вечная жизнь (иллюстрировано, переиздание под ред.). Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 157. ИСБН  9780664255091 .
  48. ^ АДАМСОН, ДЖЕННИФЕР (июнь 2015 г.). «СВЯТОЙ ИРЕНЕЙ И ПРОТИВОРЕЧНЫЕ ДОКТРИНЫ ПРОКЛЯТИЯ» (PDF) . UCLan Журнал студенческих исследований . 8 (1).
  49. ^ Сицма, Ли В. (2018). «Примирение всеобщего спасения и свободы выбора у Оригена Александрийского» . Обзор документов ProQuest . п. 22 – через ProQuest.
  50. ^ Ладлоу, Морвенна (2000). Всеобщее спасение: эсхатология в мысли Григория Нисского и Карла Ранера . Кларендон Пресс. ISBN  9780198270225 .
  51. ^ Феликс Кристен, Феликс Кристен. «Меланхолическая надежда: Дружба в письмах Пола Целана»: 6. CiteSeerX   10.1.1.546.7054 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  52. ^ Ветцель, Джеймс (март 1989 г.). «Можно ли избежать теодицеи? Утверждение о неискупленном зле» . Религиоведение . 25 (1). Издательство Кембриджского университета: 1–13. дои : 10.1017/S0034412500019685 . JSTOR   20019319 . S2CID   170795900 .
  53. ^ Сурин, Кеннет (2004). Теология и проблема зла . Издатели Wipf & Stock. п. 112. ИСБН  9781592449811 .
  54. ^ Миллард Дж. Эриксон (1998). Христианская теология . Бейкер Академик. стр. 445–446. ISBN  978-0-8010-2182-4 .
  55. ^ Роберт Пил, 1987, Духовное исцеление в эпоху науки, Сан-Франциско, Харпер и Роу, 1987.
  56. ^ Бен Дюпре, «Проблема зла», 50 философских идей, которые вам действительно нужно знать, Лондон, Quercus, 2007, стр. 166: «Отрицание того, что в конечном итоге существует такая вещь, как зло, как утверждают христианские ученые, решает проблему одним махом, но такое лекарство слишком трудно для большинства, чтобы его проглотить».
  57. ^ «Почему всем страданиям скоро придет конец» , «Сторожевая башня» , 15 мая 2007 г., стр. 21: «Для некоторых препятствием [вере в Бога] является то, что часто называют проблемой зла . Они чувствуют, что если Бог существует, всемогущ и любящий, то зло и страдания в мире не могут быть объяснены. Нет Бога, который допускает, что зло может существовать, рассуждают они... Сатана, несомненно, доказал свою способность ослеплять человеческие умы... Бог не несет ответственности за зло, столь распространенное в мире». [курсив добавлен]
  58. ^ Пентон, MJ (1997). Апокалипсис отложен . Университет Торонто Пресс. стр. 189–90. ISBN  9780802079732 .
  59. ^ «Почему Бог допускает зло и страдания?» , Сторожевая башня , 1 мая 2011 г., с. 16
  60. ^ "Почему так много страданий?" , «Пробудитесь» , июль 2011 г., с. 4
  61. Книга Мормона , 2 Нефий 2:11–13.
  62. ^ «Принципы Евангелия, глава 4: Свобода выбора» . Проверено 27 декабря 2015 г.
  63. ^ «Глава 10: Цель земной жизни» . Учения Евангелия, Учебное пособие для студентов . Институты религии , система церковного образования . 2000.
  64. ^ Бикмор, Барри Р. (2001), Есть ли у Бога тело в человеческой форме? (PDF) , FairMormon
  65. ^ Уэбб, Стивен Х. (2011). «Божественное: Дело Святых последних дней» . Исследования УБЯ . 50 (3). Архивировано из оригинала 15 ноября 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
    Также встречается в: Уэбб, Стивен Х. (2011). «Божественное: Дело Святых последних дней». Иисус Христос, Вечный Бог: Небесная Плоть и метафизика материи . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199827954.001.0001 . ISBN  9780199827954 . OCLC   696603512 .
  66. ^ Учение и Заветы 88:6
  67. ^ Робертс, Б.Х. (1911). «Урок 12» . Курс теологии Семидесяти — четвертый год: Искупление . Солт-Лейк-Сити: Новости Дезерета. п. 70 .
  68. Драгоценная Жемчужина , Авраам 3:24.
  69. ^ Максвелл, Нил А. (март 1998 г.), «Богатство реставрации» , Ensign
  70. ^ «Основы Евангелия, глава 47: Возвышение» . https . Проверено 27 декабря 2015 г.
  71. ^ Хейлз, Роберт Д. (апрель 2006 г.), «Действовать самостоятельно: дар и благословение свободы воли» , Ensign
  72. ^ Катехизис Католической Церкви 385
  73. ^ Катехизис Католической Церкви 309
  74. ^ Катехизис Католической Церкви 313
  75. ^ Катехизис Католической Церкви 310
  76. ^ Катехизис Католической Церкви 311
  77. ^ Катехизис Католической Церкви 412
  78. ^ Катехизис Католической Церкви 598 г.
  79. ^ Катехизис Католической Церкви 600 г.
  80. ^ Катехизис Католической Церкви 623 г.
  81. ^ Катехизис Католической Церкви 621 г.
  82. ^ Катехизис Католической Церкви 612
  83. ^ Катехизис Католической Церкви 713 г.
  84. ^ Катехизис Католической Церкви 1708 г.
  85. ^ Катехизис Католической Церкви 1992 г.
  86. ^ Катехизис Католической Церкви 635 г.
  87. ^ Катехизис Католической Церкви 654 г.
  88. ^ Катехизис Католической Церкви 666 г.
  89. ^ Катехизис Католической Церкви 597 г.
  90. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Г-н Ибрагим М. Абу-Раби (2013 г.). Теодицея и справедливость в современной исламской мысли: случай Саида Нурси . Эшгейт. стр. 11–13. ISBN  978-1-4094-8095-2 .
  91. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Айман Шихаде (2006). Йозеф В. Мери и Джер Л. Бахарах (ред.). Средневековая исламская цивилизация: L – Z, индекс . Рутледж. п. 772. ИСБН  978-0-415-96692-4 .
  92. ^ Анна-Тереза ​​Тименецкая; Назиф Мухтароглу (2009). Классические проблемы исламской философии и теологии сегодня . Спрингер. стр. 117, 128–32. ISBN  978-90-481-3573-8 .
  93. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шамс К. Инати (2000). Проблема зла: Теодицея Ибн Сины . Глобальный академик. стр. 67–71, 171–72. ISBN  978-1-58684-006-8 .
  94. ^ Хеннинг Граф Ревентлоу; Яир Хоффман (2004). Проблема зла и его символы в еврейской и христианской традиции . Академик Блумсбери. п. 17. ISBN  978-0-8264-0085-7 .
  95. ^ Хеннинг Граф Ревентлоу; Яир Хоффман (2004). Проблема зла и его символы в еврейской и христианской традиции . Академик Блумсбери. стр. 16–18. ISBN  978-0-8264-0085-7 . ... нигде в этой книге нет всеобъемлющей концепции зла как такового, не говоря уже о осознании богословской проблемы зла.
  96. ^ Фризенхан, Джейкоб Х. (2016). Троица и теодицея: тринитарная теология фон Бальтазара и проблема зла . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-1-409-40801-7 .
  97. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ко, Грейс (2014). Теодицея в Аввакуме . Великобритания: Патерностер.
  98. ^ Линафельт, Тод, изд. (2000). «Исайя и Теодицея после Холокоста». Странный огонь: чтение Библии после Холокоста . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  978-0-8147-5165-7 .
  99. ^ Бленкинсопп, Джозеф (1990). Иезекииль . Луисвилл: Джон Нокс Пресс. ISBN  978-0-8042-3118-3 .
  100. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарт, Аарон (2003). Реддит, Пол Л. (ред.). Тематические темы в «Книге Двенадцати» . Нью-Йорк: Де Грюйтер. ISBN  978-3-11-017594-3 .
  101. ^ Хеннинг Граф Ревентлоу; Яир Хоффман (2004). Проблема зла и его символы в еврейской и христианской традиции . Академик Блумсбери. п. 26. ISBN  978-0-8264-0085-7 .
  102. ^ Николас Роберт Майкл Де Ланге; Мири Фрейд-Кандел (2005). Современный иудаизм: Оксфордский путеводитель . Издательство Оксфордского университета. п. 315. ИСБН  978-0-19-926287-8 .
  103. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Николас Роберт Майкл Де Ланге; Мири Фрейд-Кандел (2005). Современный иудаизм: Оксфордский путеводитель . Издательство Оксфордского университета. стр. 315–16. ISBN  978-0-19-926287-8 .
  104. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэниел Райнхолд (2005). Николас Роберт Майкл Де Ланге и Мири Фрейд-Кандел (ред.). Современный иудаизм: Оксфордский путеводитель . Издательство Оксфордского университета. стр. 315–17. ISBN  978-0-19-926287-8 .
  105. ^ Николас Роберт Майкл Де Ланге; Мири Фрейд-Кандел (2005). Современный иудаизм: Оксфордский путеводитель . Издательство Оксфордского университета. стр. 314–18. ISBN  978-0-19-926287-8 .
  106. ^ Дэниел Райнхолд (2005). Николас Роберт Майкл Де Ланге и Мири Фрейд-Кандел (ред.). Современный иудаизм: Оксфордский путеводитель . Издательство Оксфордского университета. п. 317. ИСБН  978-0-19-926287-8 .
  107. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Николас Роберт Майкл Де Ланге; Мири Фрейд-Кандел (2005). Современный иудаизм: Оксфордский путеводитель . Издательство Оксфордского университета. стр. 314–15. ISBN  978-0-19-926287-8 .
  108. ^ Джозеф Фрэнсис Келли (2002). Проблема зла в западной традиции: от книги Иова до современной генетики . Литургическая пресса. стр. 219–20 . ISBN  978-0-8146-5104-9 .
  109. ^ Лиман, Оливер (1995). Зло и страдание в еврейской философии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-41724-2 .
  110. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роланд Энмарч (2008), Теодицея , Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , Редакторы: Дилеман и Вендрих
  111. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гомер (1990). Илиада . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN  9780140445923 .
  112. ^ Кирби, Джон. «Боги и Богини» . Виртуальная справочная библиотека Гейла . Проверено 12 декабря 2014 г.
  113. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Болле, Кес . "Судьба" . Виртуальная справочная библиотека Гейла . Справочник Macmillan США . Проверено 12 декабря 2014 г.
  114. ^ Лукреций , De rerum natura (V.198 - V.221)
  115. ^ П. Козловски (2001). Происхождение и преодоление зла и страдания в мировых религиях . Спрингер. стр. 10–15. ISBN  978-1-4020-0187-1 .
  116. ^ Пол Уильямс; Энтони Трайб; Александр Винн (2012). «Глава 2» . Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию . Рутледж. стр. 30–52. ISBN  978-1-136-52087-7 .
  117. ^ Пол Уильямс (2008). Буддизм Махаяны: основы доктрины . Рутледж. стр. 103–09. ISBN  978-1-134-25056-1 .
  118. ^ С. К. Хукхэм (1991). Будда внутри: доктрина Татхагатагарбхи согласно интерпретации Шентонга Ратнаготравибхаги Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 100-1 100–04. ISBN  978-0-7914-0357-0 .
  119. ^ Пол Уильямс (2008). Буддизм Махаяны: основы доктрины . Рутледж. стр. 104–05, 108. ISBN.  978-1-134-25056-1 .
  120. ^ Мерв Фаулер (1999). Буддизм: верования и практики . Сассекс Академик Пресс. стр. 101–02. ISBN  978-1-898723-66-0 . Некоторые тексты литературы Татхагатагарбхи , такие как Махапаринирвана Сутра, на самом деле относятся к атману , хотя другие тексты стараются избегать этого термина. Это противоречило бы общему учению буддизма об анатте . Действительно, различия между общей индийской концепцией атмана и популярной буддийской концепцией природы Будды часто размыты до такой степени, что авторы считают их синонимами.
  121. ^ Джон Боукер (1975). Проблемы страдания в религиях мира . Издательство Кембриджского университета. стр. 194, 206–20. ISBN  978-0-521-09903-5 .
  122. ^ Отмар Гехтер (1998). «Зло и страдание в индуизме». Антропос . Бд. 93, Х. 4./6. (4/6): 393–403. JSTOR   40464839 .
  123. ^ Кауфман, Уитли Р.П. (2005). «Карма, перерождение и проблема зла». Философия Востока и Запада . 55 (1): 15–32. дои : 10.1353/pew.2004.0044 . S2CID   159781530 .
  124. ^ Фрэнсис Клуни (2005), в «Блэквеллском спутнике индуизма» (ред.: Гэвин Флуд), Уайли-Блэквелл, ISBN   0631215352 , стр. 454–55;
    Джон Боукер (1975). Проблемы страдания в религиях мира . Издательство Кембриджского университета. стр. 194, 206–20. ISBN  978-0-521-09903-5 . ;
    Чад В. Мейстер (2010). Оксфордский справочник по религиозному разнообразию . Издательство Оксфордского университета. стр. 163–64. ISBN  978-0-19-534013-6 .
  125. ^ Фрэнсис X. Клуни (1989), Зло, Божественное всемогущество и человеческая свобода: Теология кармы Веданты , Журнал религии, Vol. 69, № 4, стр. 530–48.
  126. ^ Н. В. Исаева (1992), Шанкара и индийская философия, State University of New York Press, ISBN   978-0-7914-1281-7 , с. 36
  127. ^ Джеймс Лохтефельд, Брахман, Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Том. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN   978-0823931798 , с. 124
  128. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д С. Радхакришнан (1960), Брахмасутры: философия духовной жизни , Джордж Аллен, стр. 363–65.
  129. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Арвинд Шарма (2008). Философия религии и Адвайта Веданта: сравнительное исследование религии и разума . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 30–32. ISBN  978-0-271-03946-6 .
  130. ^ Арвинд Шарма (2008). Философия религии и Адвайта Веданта: сравнительное исследование религии и разума . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 23–24. ISBN  978-0-271-03946-6 .
  131. ^ Арвинд Шарма (2008). Философия религии и Адвайта Веданта: сравнительное исследование религии и разума . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 25–27. ISBN  978-0-271-03946-6 .
  132. ^ Арвинд Шарма (2008). Философия религии и Адвайта Веданта: сравнительное исследование религии и разума . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 26–32. ISBN  978-0-271-03946-6 .
  133. ^ Свами Гамбхирананда (1965). Брахма Сутра Бхасья Шанкарачарьи . Веданта Пресс и книжный магазин. ISBN  978-8175051058 .
  134. ^ Сабапати Куландран и Хендрик Кремер (2004), Благодать в христианстве и индуизме, Джеймс Кларк, ISBN   978-0227172360 , стр. 177–79
  135. ^ Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006), Энциклопедия индуизма , информационная база, ISBN  9780816075645
  136. ^ Сарма, Дипак (2000). «Является ли Иисус индуистом? С.Ч. Васу и многочисленные искажения фактов о Мадхве» . Журнал индуистско-христианских исследований . 13 :19–21. дои : 10.7825/2164-6279.1228 .
  137. ^ Шарма, Б. Н. Кришнамурти (1962). Философия Шри Мадхвачарьи . Мотилал Банарсидасс (перепечатка 2014 г.). п. 361. ИСБН  978-8120800687 .
  138. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвид Бухта (2014). Мэтью Р. Дасти и Эдвин Ф. Брайант (ред.). Свободная воля, свобода действий и индивидуальность в индийской философии . Издательство Оксфордского университета. стр. 270–76. ISBN  978-0199922758 .
  139. ^ Шарма 1962 , стр. 270, 370–71.
  140. ^ Шарма 1962 , стр. 270, 370–71, Цитата: Проблема зла и страданий в мире — самая сложная в теизме. Мы объяснили отношение Мадхвы к смежной проблеме свободы и свободной воли на основе доктрины естественного отбора хороших и плохих и трехсторонней классификации душ. Поэтому Мадхве нет необходимости отвечать на вопрос о соответствии зла Божественной доброте.
  141. ^ кармы (2012) Британская энциклопедия
  142. ^ Фрэнсис Клуни (2005), в «Блэквеллском спутнике индуизма» (редактор: Гэвин Флуд ), Уайли-Блэквелл, ISBN   0631215352 , стр. 454–55.
  143. ^ Фрэнсис Клуни (1989), «Зло, божественное всемогущество и человеческая свобода: теология кармы Веданты», Journal of Religion, Vol. 69, стр. 530–48.
  144. ^ П. Билимория (2007), Страдания кармы: решение проблемы зла мимамсой, в «Индийской этике» (редакторы: Билимория и др.), Том 1, Ashgate Publishing, ISBN   978-0754633013 , стр. 171–89
  145. ^ См. «Слокаварттика» Кумарилы; для английского перевода частей и дискуссий: П. Билимория (1990), «Индуистские сомнения относительно Бога – на пути к деконструкции мимамсы», International Philosophical Quarterly, 30 (4), стр. 481–99.
  146. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б П. Билимория (2013), К индийской теодицее, в «Блэквеллском спутнике проблемы зла» (редакторы: Макбрайер и Ховард-Снайдер), 1-е издание, John Wiley & Sons, ISBN   978-0470671849 , Глава 19
  147. ^ Б. Райхенбах (1998), Карма и проблема зла, в книге «Философия религии на пути к глобальной перспективе» (редактор: Г. Е. Кесслер), Уодсворт, ISBN   978-0534505493 , стр. 248–55
  148. ^ Юврадж Кришан (1997). Учение о карме: ее происхождение и развитие в брахманической, буддийской и джайнской традициях . Бхаратия Видья Бхаван. стр. 17–20. ISBN  978-81-208-1233-8 .
  149. ^ Урсула Шарма (1973), Теодицея и учение о карме, «Человек», Том. 8, № 3, стр. 347–64.
  150. ^ Школа индуизма Ньяя-Вайшешика - одно из исключений, предпосылка которой аналогична христианской концепции всеблагого и всемогущего творца.
  151. ^ Г. Обейсекере (I968), Теодицея, грех и спасение в социологии буддизма, в «Практической религии» (ред. Эдмунд Лич), Cambridge University Press, ISBN   978-0521055253
[ редактировать ]

Энциклопедии

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 881451207b0d7d83d04926f447bd7cd4__1714293540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/d4/881451207b0d7d83d04926f447bd7cd4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religious responses to the problem of evil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)