Jump to content

Проблема зла в индуизме

Стандартная проблема зла, встречающаяся в монотеистических религиях, не применима почти ко всем традициям индуизма, поскольку она не постулирует всеведущего, всемогущего и всеблагого творца. [ 1 ] [ 2 ]

Ученые предложили альтернативные формы проблемы зла, основанные на индуистских доктринах кармы и переселения людей. По словам Артура Германа, теория переселения кармы решает все три исторические формулировки проблемы зла, признавая при этом теодицее идеи Ади Шанкары и Рамануджи . [ 3 ]

Применимость

[ редактировать ]

Индуизм — сложная религия, имеющая множество различных течений и школ. [ 4 ] Его нетеистические традиции, такие как санкхья, ранняя ньяя, мимамса и многие другие традиции веданты, не предполагают существование всемогущего, всемогущего, всеведущего и всеблагого бога (монотеистического бога), а классические формулировки проблемы зла и теодицеи не утверждают применимы к большинству индуистских традиций. Более того, божества в индуизме не являются ни вечными, ни всемогущими, ни всеведущими, ни всеблагими. Дэвы смертны и подвержены сансаре . Зло, как и добро, наряду со страданием считается реальным и вызванным свободной волей человека, его источник и последствия объясняются через учение о карме в индуизме, как и в других индийских религиях. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

И зло ( агха , अघ), и страдание ( дуккха , दुःख) широко обсуждаются в древних и средневековых индуистских текстах. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Однако ни добро, ни зло, ни блаженство, ни страдание не связаны с богами или богом, а считаются частью врожденной природы жизни в Сансары . цикле перерождений [ 11 ] Согласно индуистской мысли, некоторые страдания вызваны вами самими (карма в этой или прошлой жизни, намеренно или по незнанию), некоторые вызваны злом других, некоторые естественны (старение, болезни, стихийные бедствия). [ 8 ] [ 10 ] [ 12 ] Некоторые тексты включают действия или влияние сверхъестественных сил на зло, испытываемое человеком. один текст древней индуистской школы санкхья Например, описывает три вида страданий: во-первых, страдания тела и ума, вызванные болезнями или личным поведением, таким как гнев, жадность, заблуждение и т. д.; во-вторых, страдания, причиняемые другими существами, такими как люди, животные, рептилии и т. д.; в-третьих, страдания, вызванные влиянием якш, планет и подобных сил. [ 12 ] Индуистские тексты описывают и обсуждают страдания, вызванные как моральным, так и естественным злом. [ 12 ]

Индуизм и другие индийские религии не сосредотачивают внимание на проблеме зла , сформулированной в монотеистических религиях, пытаясь примирить природу одного всемогущего, всевидящего и всеблагого бога с существованием зла. [ 11 ] Скорее, они сосредотачиваются на пути к духовному освобождению, называемому мокшей , который дарует блаженство в настоящей жизни, так что зло и страдания не влияют на состояние внутреннего мира и счастья освобожденного человека, а достижение мокши также означает конец цикла. возрождения. [ 9 ] [ 13 ] [ 14 ] В теистических религиозных субтрадициях индуизма индуисты верят, что личный бог, такой как Кришна , Шива или Деви, стоит рядом как форма духовной поддержки и освободителя, когда человек сталкивается со злом и страдает. [ 12 ]

Проблема несправедливости в Брахма-сутрах

[ редактировать ]

Версия проблемы зла появляется в древних Брахма-сутрах , составленных, вероятно, между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э. [ 15 ] основополагающий текст традиции Веданты в индуизме. [ 16 ] Его стихи с 2.1.34 по 2.1.36 афористически упоминают версию проблемы страдания и зла в контексте абстрактной метафизической индуистской концепции Брахмана . [ 17 ] [ 18 ] Стих 2.1.34 Брахма-сутр утверждает, что неравенство и жестокость в мире не могут быть отнесены к понятию Брахмана , и это есть в Ведах и Упанишадах. В своей интерпретации и комментарии к Брахма -сутрам ученый VIII века Ади Шанкара утверждает, что только потому, что некоторые люди счастливее других, и только потому, что в мире так много злобы, жестокости и боли, некоторые утверждают, что Брахман не может быть причина мира. [ 17 ] Шанкара приписывает зло и жестокость в мире своей карме и карме других, а также невежеству, заблуждениям и ложным знаниям. [ 18 ] но не абстрактному Брахману. [ 17 ] Шанкара развивает аргумент о том, что Бог не является Брахманом и что «любящий и добрый Бог не мог создать вселенную» - позиция, которой придерживается школа индуизма Адвайта Веданта. [ 19 ]

Ибо это привело бы к возможности предвзятости и жестокости. Ибо можно разумно заключить, что у Бога есть страсть и ненависть, как у некоторых неблагородных людей... Следовательно, произойдет сведение на нет чрезвычайной чистоты Божьей природы (неизменности) и т. д. [...] И вследствие причинения страданий и истребление всех тварей, Бог будет обвинен в безжалостности и крайней жестокости, ненавистной даже злодею. Таким образом, из-за возможности пристрастности и жестокости Бог не является посредником.

- Ади Шанкара , перевод Арвинда Шармы [ 19 ]

Другими словами, в Брахма-сутрах формулировка проблемы зла считается метафизической конструкцией, а не моральной проблемой. [ 18 ] Рамануджа из теистической школы шри-вайшнавизма – основной традиции вайшнавизма – интерпретирует тот же стих в контексте Вишну и утверждает, что Вишну только создает возможности. [ 17 ]

По словам Свами Гамбхирананды, комментарий Шанкары объясняет, что Бога нельзя обвинить в пристрастии или жестокости (т.е. несправедливости) из-за того, что Он принял факторы добродетельных и порочных действий (кармы), совершенных человеком в предыдущих жизнях. Если человек испытывает удовольствие или боль в этой жизни, это происходит из-за добродетельного или порочного действия (кармы), совершенного этим человеком в прошлой жизни. [ 20 ] [ нужна страница ]

Рамануджа из теистической школы шри-вайшнавизма интерпретирует тот же стих в контексте Вишну и утверждает, что Вишну только создает возможности. [ 17 ] Шанкары По мнению Арвинда Шармы, школа Адвайта Веданты приписывает зло и страдания не абстрактной концепции Брахмана, а невежеству, заблуждениям и ложным знаниям. [ 18 ] Вселенная и все существование не имеют ни начала, ни конца, а Брахман — это все до и после этого начала, до и после конца. [ 17 ] Более того, согласно индуистской мысли, ни зло, ни ошибка не являются окончательными, все счастье и страдания непостоянны, и в конечном итоге истина торжествует. [ 18 ]

Учение о карме и проблема зла

[ редактировать ]

Теория кармы относится к духовному принципу причины и следствия, согласно которому намерения и действия человека (причина) влияют на будущее этого человека (следствие). [ 21 ] Проблема зла в контексте кармы уже давно обсуждается в индийских религиях, таких как буддизм, индуизм и джайнизм, как в теистических, так и в нетеистических школах; например, в Уттара Миманса Сутрах, Книга 2, Глава 1; [ 22 ] [ 23 ] аргументы Ади Шанкары 8-го века в «Брахмасутрабхасье» , где он утверждает, что Бог не может разумно быть причиной мира, потому что в мире существует моральное зло, неравенство, жестокость и страдания; [ 24 ] [ 25 ] и обсуждение теодицеи XI века Рамануджи в Шрибхашье . [ 26 ]

Многие индийские религии уделяют больше внимания развитию принципа кармы для первопричины и врожденной справедливости с упором на Человека, а не развитию религиозных принципов с упором на природу и силы Бога и божественный суд. [ 27 ] Теория кармы в буддизме, индуизме и джайнизме не статична, а динамична: живые существа с намерением или без намерения, но словами и действиями постоянно создают новую карму, и именно ее они считают отчасти источником добра или зла. в мире. [ 28 ] Эти религии также верят, что прошлые жизни или прошлые действия в текущей жизни создают текущие обстоятельства, что также способствует тому и другому. Другие ученые [ 29 ] предполагают, что нетеистические индийские религиозные традиции не предполагают всеблагого творца, а некоторые [ 30 ] теистические школы не определяют и не характеризуют своего Бога(ов), как это делают монотеистические западные религии, а божества обладают яркими и сложными личностями; Платона Индийские божества являются личными и космическими помощниками, и в некоторых школах их концептуализируют как Демиурга . [ 26 ] Поэтому проблема теодицеи во многих школах основных индийских религий не значительна или, по крайней мере, носит иной характер, чем в западных религиях. [ 31 ]

Двайта традиция вайшнавизма

[ редактировать ]

Исключением является дуалистическая Двайта , основанная Мадхвачарьей в 13 веке. [ 32 ] Индуистские ученые бросили вызов Мадхвачарье по проблеме зла, учитывая его дуалистическую теорию Двайта Веданты ( Таттвавада ), согласно которой Бог (Вишну, высшая душа) и индивидуальные души ( дживатман ) существуют как независимые реальности, и они различны. Мадхвачарья утверждал, Ятекчхаси татха куру , что Шарма переводит и объясняет как «человек имеет право выбирать между добром и злом, выбор, который каждый человек делает под свою ответственность и на свой риск». [ 33 ] [ 34 ] По словам Шармы, «трехсторонняя классификация душ Мадхвы делает ненужным ответ на проблему зла». [ 35 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дэвид Бухта (1879). Мэтью Р. Дасти и Эдвин Ф. Брайант (ред.). Свободная воля, свобода действий и индивидуальность в индийской философии . Издательство Оксфордского университета. стр. 270–276. ISBN  978-0199922758 .
  2. ^ Сабапати Куландран и Хендрик Кремер (2004), Благодать в христианстве и индуизме, Джеймс Кларк, ISBN   978-0227172360 , страницы 177-179.
  3. ^ Артур Герман, Проблема зла и индийская мысль, 2-е издание, Мотилал Банарсидасс, ISBN   81-20807537 , стр. 5 с частями II и III книги.
  4. ^ Джон Боукер (1975). Проблемы страдания в религиях мира . Издательство Кембриджского университета. стр. 194, 206–220. ISBN  978-0-521-09903-5 .
  5. ^ Кауфман, Уитли Р.П. (2005). «Карма, перерождение и проблема зла». Философия Востока и Запада . 55 (1): 15–32. дои : 10.1353/pew.2004.0044 . S2CID   159781530 .
  6. ^ Фрэнсис Клуни (2005), в «Блэквеллском спутнике индуизма» (ред.: Гэвин Флуд), Уайли-Блэквелл, ISBN   0631215352 , страницы 454–455;
    Джон Боукер (1975). Проблемы страдания в религиях мира . Издательство Кембриджского университета. стр. 194, 206–220. ISBN  978-0-521-09903-5 . ;
    Чад В. Мейстер (2010). Оксфордский справочник по религиозному разнообразию . Издательство Оксфордского университета. стр. 163–164. ISBN  978-0-19-534013-6 .
  7. ^ Фрэнсис X. Клуни (1989), Зло, Божественное всемогущество и человеческая свобода: Теология кармы Веданты , Журнал религии, Vol. 69, № 4, стр. 530-548
  8. ^ Перейти обратно: а б Чад В. Мейстер (2010). Оксфордский справочник по религиозному разнообразию . Издательство Оксфордского университета. стр. 163–166. ISBN  978-0-19-534013-6 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Джон Боукер (1975). Проблемы страдания в религиях мира . Издательство Кембриджского университета. стр. 207–225. ISBN  978-0-521-09903-5 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Эмили Т. Хадсон (2013). Дезориентирующая Дхарма: этика и эстетика страдания в Махабхарате . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–9, 27–46. ISBN  978-0-19-986078-4 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Артур Л. Герман (1993). Проблема зла и индийская мысль . Мотилал Банарсидасс. стр. 235–241. ISBN  978-81-208-0753-2 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Отмар Гехтер (1998). «Зло и страдание в индуизме». Антропос . Бд. 93, Х. 4./6. (4/6): 393–403. JSTOR   40464839 .
  13. ^ Артур Л. Герман (1993). Проблема зла и индийская мысль . Мотилал Банарсидасс. стр. 235–241, 252–257. ISBN  978-81-208-0753-2 .
  14. ^ Гарольд Кауард (2008). Совершенство человеческой природы в восточной и западной мысли: основная история . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 102–103. ISBN  978-0-7914-7336-8 .
  15. ^ Н. В. Исаева (1992), Шанкара и индийская философия, State University of New York Press, ISBN   978-0-7914-1281-7 , стр. 36
  16. ^ Джеймс Лохтефельд, Брахман, Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Том. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN   978-0823931798 , стр. 124.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж С. Радхакришнан (1960), Брахмасутры: философия духовной жизни , Джордж Аллен, страницы 363-365.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и Арвинд Шарма (2008). Философия религии и Адвайта Веданта: сравнительное исследование религии и разума . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 30–32. ISBN  978-0-271-03946-6 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Арвинд Шарма (2008). Философия религии и Адвайта Веданта: сравнительное исследование религии и разума . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 23–24. ISBN  978-0-271-03946-6 .
  20. ^ Свами Гамбхирананда (1965). Брахма Сутра Бхасья Шанкарачарьи . Веданта Пресс и книжный магазин. ISBN  978-8175051058 .
  21. ^ кармы (2012) Британская энциклопедия
  22. ^ Фрэнсис Клуни (2005), в «Блэквеллском спутнике индуизма» (редактор: Гэвин Флуд ), Уайли-Блэквелл, ISBN   0631215352 , стр. 454–455.
  23. ^ Фрэнсис Клуни (1989), «Зло, божественное всемогущество и человеческая свобода: теология кармы Веданты», Journal of Religion, Vol. 69, стр. 530-548.
  24. ^ П. Билимория (2007), Страдания кармы: решение проблемы зла мимамсой, в «Индийской этике» (редакторы: Билимория и др.), Том 1, Ashgate Publishing, ISBN   978-0754633013 , стр. 171-189
  25. ^ См. «Слокаварттика» Кумарилы; для английского перевода частей и дискуссий: П. Билимория (1990), «Индуистские сомнения в Боге – к деконструкции мимамсы», International Philosophical Quarterly, 30(4), стр. 481-499.
  26. ^ Перейти обратно: а б П. Билимория (2013), К индийской теодицее, в «Блэквеллском спутнике проблемы зла» (редакторы: Макбрайер и Ховард-Снайдер), 1-е издание, John Wiley & Sons, ISBN   978-0470671849 , Глава 19
  27. ^ Б. Райхенбах (1998), Карма и проблема зла, в книге «Философия религии в глобальной перспективе» (редактор: Г. Е. Кесслер), Уодсворт, ISBN   978-0534505493 , стр. 248–255
  28. ^ Юврадж Кришан (1997). Учение о карме: ее происхождение и развитие в брахманической, буддийской и джайнской традициях . Бхаратия Видья Бхаван. стр. 17–20. ISBN  978-81-208-1233-8 .
  29. ^ Урсула Шарма (1973), Теодицея и учение о карме, «Человек», Vol. 8, № 3, стр. 347-364.
  30. ^ Школа индуизма Ньяя-Вайшешика - одно из исключений, предпосылка которой аналогична христианской концепции всеблагого и всемогущего творца.
  31. ^ Г. Обейсекере (I968), Теодицея, грех и спасение в социологии буддизма, в «Практической религии» (ред. Эдмунд Лич), Cambridge University Press, ISBN   978-0521055253
  32. ^ Сарма 2000 , стр. 19–21.
  33. ^ Шарма 1962 , с. 361.
  34. ^ Шарма 1962 , с. 270, 370-371.
  35. ^ Шарма 1962 , с. 270,370-371, Цитата: Проблема зла и страданий в мире является самой сложной в теизме. Мы объяснили отношение Мадхвы к смежной проблеме свободы и свободной воли на основе доктрины естественного отбора хороших и плохих и трехсторонней классификации душ. Поэтому Мадхве нет необходимости отвечать на вопрос о соответствии зла Божественной доброте.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9cffaff41dc1482599cc56edb1490cfb__1685375760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/fb/9cffaff41dc1482599cc56edb1490cfb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Problem of evil in Hinduism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)