Проблема зла в индуизме
Стандартная проблема зла, встречающаяся в монотеистических религиях, не применима почти ко всем традициям индуизма, поскольку она не постулирует всеведущего, всемогущего и всеблагого творца. [ 1 ] [ 2 ]
Ученые предложили альтернативные формы проблемы зла, основанные на индуистских доктринах кармы и переселения людей. По словам Артура Германа, теория переселения кармы решает все три исторические формулировки проблемы зла, признавая при этом теодицее идеи Ади Шанкары и Рамануджи . [ 3 ]
Применимость
[ редактировать ]Индуизм — сложная религия, имеющая множество различных течений и школ. [ 4 ] Его нетеистические традиции, такие как санкхья, ранняя ньяя, мимамса и многие другие традиции веданты, не предполагают существование всемогущего, всемогущего, всеведущего и всеблагого бога (монотеистического бога), а классические формулировки проблемы зла и теодицеи не утверждают применимы к большинству индуистских традиций. Более того, божества в индуизме не являются ни вечными, ни всемогущими, ни всеведущими, ни всеблагими. Дэвы смертны и подвержены сансаре . Зло, как и добро, наряду со страданием считается реальным и вызванным свободной волей человека, его источник и последствия объясняются через учение о карме в индуизме, как и в других индийских религиях. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
И зло ( агха , अघ), и страдание ( дуккха , दुःख) широко обсуждаются в древних и средневековых индуистских текстах. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Однако ни добро, ни зло, ни блаженство, ни страдание не связаны с богами или богом, а считаются частью врожденной природы жизни в Сансары . цикле перерождений [ 11 ] Согласно индуистской мысли, некоторые страдания вызваны вами самими (карма в этой или прошлой жизни, намеренно или по незнанию), некоторые вызваны злом других, некоторые естественны (старение, болезни, стихийные бедствия). [ 8 ] [ 10 ] [ 12 ] Некоторые тексты включают действия или влияние сверхъестественных сил на зло, испытываемое человеком. один текст древней индуистской школы санкхья Например, описывает три вида страданий: во-первых, страдания тела и ума, вызванные болезнями или личным поведением, таким как гнев, жадность, заблуждение и т. д.; во-вторых, страдания, причиняемые другими существами, такими как люди, животные, рептилии и т. д.; в-третьих, страдания, вызванные влиянием якш, планет и подобных сил. [ 12 ] Индуистские тексты описывают и обсуждают страдания, вызванные как моральным, так и естественным злом. [ 12 ]
Индуизм и другие индийские религии не сосредотачивают внимание на проблеме зла , сформулированной в монотеистических религиях, пытаясь примирить природу одного всемогущего, всевидящего и всеблагого бога с существованием зла. [ 11 ] Скорее, они сосредотачиваются на пути к духовному освобождению, называемому мокшей , который дарует блаженство в настоящей жизни, так что зло и страдания не влияют на состояние внутреннего мира и счастья освобожденного человека, а достижение мокши также означает конец цикла. возрождения. [ 9 ] [ 13 ] [ 14 ] В теистических религиозных субтрадициях индуизма индуисты верят, что личный бог, такой как Кришна , Шива или Деви, стоит рядом как форма духовной поддержки и освободителя, когда человек сталкивается со злом и страдает. [ 12 ]
Проблема несправедливости в Брахма-сутрах
[ редактировать ]Версия проблемы зла появляется в древних Брахма-сутрах , составленных, вероятно, между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э. [ 15 ] основополагающий текст традиции Веданты в индуизме. [ 16 ] Его стихи с 2.1.34 по 2.1.36 афористически упоминают версию проблемы страдания и зла в контексте абстрактной метафизической индуистской концепции Брахмана . [ 17 ] [ 18 ] Стих 2.1.34 Брахма-сутр утверждает, что неравенство и жестокость в мире не могут быть отнесены к понятию Брахмана , и это есть в Ведах и Упанишадах. В своей интерпретации и комментарии к Брахма -сутрам ученый VIII века Ади Шанкара утверждает, что только потому, что некоторые люди счастливее других, и только потому, что в мире так много злобы, жестокости и боли, некоторые утверждают, что Брахман не может быть причина мира. [ 17 ] Шанкара приписывает зло и жестокость в мире своей карме и карме других, а также невежеству, заблуждениям и ложным знаниям. [ 18 ] но не абстрактному Брахману. [ 17 ] Шанкара развивает аргумент о том, что Бог не является Брахманом и что «любящий и добрый Бог не мог создать вселенную» - позиция, которой придерживается школа индуизма Адвайта Веданта. [ 19 ]
Ибо это привело бы к возможности предвзятости и жестокости. Ибо можно разумно заключить, что у Бога есть страсть и ненависть, как у некоторых неблагородных людей... Следовательно, произойдет сведение на нет чрезвычайной чистоты Божьей природы (неизменности) и т. д. [...] И вследствие причинения страданий и истребление всех тварей, Бог будет обвинен в безжалостности и крайней жестокости, ненавистной даже злодею. Таким образом, из-за возможности пристрастности и жестокости Бог не является посредником.
- Ади Шанкара , перевод Арвинда Шармы [ 19 ]
Другими словами, в Брахма-сутрах формулировка проблемы зла считается метафизической конструкцией, а не моральной проблемой. [ 18 ] Рамануджа из теистической школы шри-вайшнавизма – основной традиции вайшнавизма – интерпретирует тот же стих в контексте Вишну и утверждает, что Вишну только создает возможности. [ 17 ]
По словам Свами Гамбхирананды, комментарий Шанкары объясняет, что Бога нельзя обвинить в пристрастии или жестокости (т.е. несправедливости) из-за того, что Он принял факторы добродетельных и порочных действий (кармы), совершенных человеком в предыдущих жизнях. Если человек испытывает удовольствие или боль в этой жизни, это происходит из-за добродетельного или порочного действия (кармы), совершенного этим человеком в прошлой жизни. [ 20 ] [ нужна страница ]
Рамануджа из теистической школы шри-вайшнавизма интерпретирует тот же стих в контексте Вишну и утверждает, что Вишну только создает возможности. [ 17 ] Шанкары По мнению Арвинда Шармы, школа Адвайта Веданты приписывает зло и страдания не абстрактной концепции Брахмана, а невежеству, заблуждениям и ложным знаниям. [ 18 ] Вселенная и все существование не имеют ни начала, ни конца, а Брахман — это все до и после этого начала, до и после конца. [ 17 ] Более того, согласно индуистской мысли, ни зло, ни ошибка не являются окончательными, все счастье и страдания непостоянны, и в конечном итоге истина торжествует. [ 18 ]
Учение о карме и проблема зла
[ редактировать ]Теория кармы относится к духовному принципу причины и следствия, согласно которому намерения и действия человека (причина) влияют на будущее этого человека (следствие). [ 21 ] Проблема зла в контексте кармы уже давно обсуждается в индийских религиях, таких как буддизм, индуизм и джайнизм, как в теистических, так и в нетеистических школах; например, в Уттара Миманса Сутрах, Книга 2, Глава 1; [ 22 ] [ 23 ] аргументы Ади Шанкары 8-го века в «Брахмасутрабхасье» , где он утверждает, что Бог не может разумно быть причиной мира, потому что в мире существует моральное зло, неравенство, жестокость и страдания; [ 24 ] [ 25 ] и обсуждение теодицеи XI века Рамануджи в Шрибхашье . [ 26 ]
Многие индийские религии уделяют больше внимания развитию принципа кармы для первопричины и врожденной справедливости с упором на Человека, а не развитию религиозных принципов с упором на природу и силы Бога и божественный суд. [ 27 ] Теория кармы в буддизме, индуизме и джайнизме не статична, а динамична: живые существа с намерением или без намерения, но словами и действиями постоянно создают новую карму, и именно ее они считают отчасти источником добра или зла. в мире. [ 28 ] Эти религии также верят, что прошлые жизни или прошлые действия в текущей жизни создают текущие обстоятельства, что также способствует тому и другому. Другие ученые [ 29 ] предполагают, что нетеистические индийские религиозные традиции не предполагают всеблагого творца, а некоторые [ 30 ] теистические школы не определяют и не характеризуют своего Бога(ов), как это делают монотеистические западные религии, а божества обладают яркими и сложными личностями; Платона Индийские божества являются личными и космическими помощниками, и в некоторых школах их концептуализируют как Демиурга . [ 26 ] Поэтому проблема теодицеи во многих школах основных индийских религий не значительна или, по крайней мере, носит иной характер, чем в западных религиях. [ 31 ]
Двайта традиция вайшнавизма
[ редактировать ]Исключением является дуалистическая Двайта , основанная Мадхвачарьей в 13 веке. [ 32 ] Индуистские ученые бросили вызов Мадхвачарье по проблеме зла, учитывая его дуалистическую теорию Двайта Веданты ( Таттвавада ), согласно которой Бог (Вишну, высшая душа) и индивидуальные души ( дживатман ) существуют как независимые реальности, и они различны. Мадхвачарья утверждал, Ятекчхаси татха куру , что Шарма переводит и объясняет как «человек имеет право выбирать между добром и злом, выбор, который каждый человек делает под свою ответственность и на свой риск». [ 33 ] [ 34 ] По словам Шармы, «трехсторонняя классификация душ Мадхвы делает ненужным ответ на проблему зла». [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Бухта (1879). Мэтью Р. Дасти и Эдвин Ф. Брайант (ред.). Свободная воля, свобода действий и индивидуальность в индийской философии . Издательство Оксфордского университета. стр. 270–276. ISBN 978-0199922758 .
- ^ Сабапати Куландран и Хендрик Кремер (2004), Благодать в христианстве и индуизме, Джеймс Кларк, ISBN 978-0227172360 , страницы 177-179.
- ^ Артур Герман, Проблема зла и индийская мысль, 2-е издание, Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-20807537 , стр. 5 с частями II и III книги.
- ^ Джон Боукер (1975). Проблемы страдания в религиях мира . Издательство Кембриджского университета. стр. 194, 206–220. ISBN 978-0-521-09903-5 .
- ^ Кауфман, Уитли Р.П. (2005). «Карма, перерождение и проблема зла». Философия Востока и Запада . 55 (1): 15–32. дои : 10.1353/pew.2004.0044 . S2CID 159781530 .
- ^ Фрэнсис Клуни (2005), в «Блэквеллском спутнике индуизма» (ред.: Гэвин Флуд), Уайли-Блэквелл, ISBN 0631215352 , страницы 454–455;
Джон Боукер (1975). Проблемы страдания в религиях мира . Издательство Кембриджского университета. стр. 194, 206–220. ISBN 978-0-521-09903-5 . ;
Чад В. Мейстер (2010). Оксфордский справочник по религиозному разнообразию . Издательство Оксфордского университета. стр. 163–164. ISBN 978-0-19-534013-6 . - ^ Фрэнсис X. Клуни (1989), Зло, Божественное всемогущество и человеческая свобода: Теология кармы Веданты , Журнал религии, Vol. 69, № 4, стр. 530-548
- ^ Перейти обратно: а б Чад В. Мейстер (2010). Оксфордский справочник по религиозному разнообразию . Издательство Оксфордского университета. стр. 163–166. ISBN 978-0-19-534013-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Джон Боукер (1975). Проблемы страдания в религиях мира . Издательство Кембриджского университета. стр. 207–225. ISBN 978-0-521-09903-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Эмили Т. Хадсон (2013). Дезориентирующая Дхарма: этика и эстетика страдания в Махабхарате . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–9, 27–46. ISBN 978-0-19-986078-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Артур Л. Герман (1993). Проблема зла и индийская мысль . Мотилал Банарсидасс. стр. 235–241. ISBN 978-81-208-0753-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Отмар Гехтер (1998). «Зло и страдание в индуизме». Антропос . Бд. 93, Х. 4./6. (4/6): 393–403. JSTOR 40464839 .
- ^ Артур Л. Герман (1993). Проблема зла и индийская мысль . Мотилал Банарсидасс. стр. 235–241, 252–257. ISBN 978-81-208-0753-2 .
- ^ Гарольд Кауард (2008). Совершенство человеческой природы в восточной и западной мысли: основная история . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 102–103. ISBN 978-0-7914-7336-8 .
- ^ Н. В. Исаева (1992), Шанкара и индийская философия, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-1281-7 , стр. 36
- ^ Джеймс Лохтефельд, Брахман, Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Том. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN 978-0823931798 , стр. 124.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж С. Радхакришнан (1960), Брахмасутры: философия духовной жизни , Джордж Аллен, страницы 363-365.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Арвинд Шарма (2008). Философия религии и Адвайта Веданта: сравнительное исследование религии и разума . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 30–32. ISBN 978-0-271-03946-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Арвинд Шарма (2008). Философия религии и Адвайта Веданта: сравнительное исследование религии и разума . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 23–24. ISBN 978-0-271-03946-6 .
- ^ Свами Гамбхирананда (1965). Брахма Сутра Бхасья Шанкарачарьи . Веданта Пресс и книжный магазин. ISBN 978-8175051058 .
- ^ кармы (2012) Британская энциклопедия
- ^ Фрэнсис Клуни (2005), в «Блэквеллском спутнике индуизма» (редактор: Гэвин Флуд ), Уайли-Блэквелл, ISBN 0631215352 , стр. 454–455.
- ^ Фрэнсис Клуни (1989), «Зло, божественное всемогущество и человеческая свобода: теология кармы Веданты», Journal of Religion, Vol. 69, стр. 530-548.
- ^ П. Билимория (2007), Страдания кармы: решение проблемы зла мимамсой, в «Индийской этике» (редакторы: Билимория и др.), Том 1, Ashgate Publishing, ISBN 978-0754633013 , стр. 171-189
- ^ См. «Слокаварттика» Кумарилы; для английского перевода частей и дискуссий: П. Билимория (1990), «Индуистские сомнения в Боге – к деконструкции мимамсы», International Philosophical Quarterly, 30(4), стр. 481-499.
- ^ Перейти обратно: а б П. Билимория (2013), К индийской теодицее, в «Блэквеллском спутнике проблемы зла» (редакторы: Макбрайер и Ховард-Снайдер), 1-е издание, John Wiley & Sons, ISBN 978-0470671849 , Глава 19
- ^ Б. Райхенбах (1998), Карма и проблема зла, в книге «Философия религии в глобальной перспективе» (редактор: Г. Е. Кесслер), Уодсворт, ISBN 978-0534505493 , стр. 248–255
- ^ Юврадж Кришан (1997). Учение о карме: ее происхождение и развитие в брахманической, буддийской и джайнской традициях . Бхаратия Видья Бхаван. стр. 17–20. ISBN 978-81-208-1233-8 .
- ^ Урсула Шарма (1973), Теодицея и учение о карме, «Человек», Vol. 8, № 3, стр. 347-364.
- ^ Школа индуизма Ньяя-Вайшешика - одно из исключений, предпосылка которой аналогична христианской концепции всеблагого и всемогущего творца.
- ^ Г. Обейсекере (I968), Теодицея, грех и спасение в социологии буддизма, в «Практической религии» (ред. Эдмунд Лич), Cambridge University Press, ISBN 978-0521055253
- ^ Сарма 2000 , стр. 19–21.
- ^ Шарма 1962 , с. 361.
- ^ Шарма 1962 , с. 270, 370-371.
- ^ Шарма 1962 , с. 270,370-371, Цитата: Проблема зла и страданий в мире является самой сложной в теизме. Мы объяснили отношение Мадхвы к смежной проблеме свободы и свободной воли на основе доктрины естественного отбора хороших и плохих и трехсторонней классификации душ. Поэтому Мадхве нет необходимости отвечать на вопрос о соответствии зла Божественной доброте.
Библиография
[ редактировать ]- Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006), Энциклопедия индуизма , информационная база, ISBN 9780816075645
- Шарма, Б. Н. Кришнамурти (1962). Философия Шри Мадхвачарьи . Мотилал Банарсидасс (перепечатка 2014 г.). ISBN 978-8120800687 .
- Сарма, Дипак (2000). «Является ли Иисус индуистом? С.Ч. Васу и многочисленные искажения фактов о Мадхве» . Журнал индуистско-христианских исследований . 13 . дои : 10.7825/2164-6279.1228 .