Jump to content

Радха

Страница полузащищена
Послушайте эту статью

Радха
Мулапракрити , Изначальная Богиня, [1] [2]
Мать Богиня, [3]
Хладини шакти («энергия блаженства»), [4]
Богиня любви, сострадания и преданности [5]
Верховная богиня в кришнаизме [6] [7]
Член Панч Пракрити [8]
Другие имена Мадхави, Кешави, Шриджи, Шьяма, Кишори, Радхарани
Деванагари Радха
Санскритская транслитерация Радха
Почитается в Радха Валлабх Сампрадая , Нимбарка Сампрадая , Гаудия Вайшнавизм , Пуштимарг , Маханам Сампрадая , Манипури Вайшнавизм , Сваминараян Сампрадая , Вайшнава-Сахаджия , Харидаси Сампрадая [9]
Принадлежность
Обитель Голока , Вриндаван , Баршана , Вайкунтха
Мантра
  • Ом хрим Радхикайе намах
  • Ом Радхайе Сваха
  • Ом шрим шрим Радхикайе сваха
[10]
Символ Золотой Лотос
Тексты Брахма Вайварта Пурана , Деви-Бхагавата Пурана , Нарадия Пурана , Падма Пурана , Сканда Пурана , Шива Пурана , Гита Говинда , Гопала Тапани Упанишад , Гарга Самхита , Брахма Самхита , Чайтанья Чаритамрита
Пол Женский
Храм Храм Радхи Рани , Рангели Махал , Храм Банке Бихари , Храм Радхи Валлабх , Храм Радхи Рамана
Фестивали Радхаштами , Холи , Шарад Пурнима , Картик Пурнима , Гопаштами , Латмар Холи , Джулан Пурнима
Генеалогия
Рождение Аватара Раваль, Барсана (современный Уттар-Прадеш , Индия )
Родители
Супруга Кришна
Династия Ядувамша - Чандравамша
Переводы
Радха ( Радха )
санскрит Радха ( Радха )
Бенгальский রাধা (RādhāРадха
Неа Радха( Радха )
Каннада Радха( Радха )
малаялам Радха( Радха )
Маратхи Радха( Радха )
Одия совет( Радха )
телугу Радха( Радха )
Гуджарати Радха ( Радха )
Глоссарий терминов индуизма

Радха ( санскрит : राधा , IAST : Радха ), также называемая Радхика , — индуистская богиня и главная супруга бога Кришны . Она богиня любви, нежности, сострадания и преданности. В писаниях Радха упоминается как аватар Лакшми . [12] [13] а также как Мулапракрити , Верховная богиня, которая является женским аналогом и внутренней энергией ( хладини шакти ) Кришны. [1] [14] [15] [16] [17] Радха сопровождает Кришну во всех его воплощениях. [18] [19] День рождения Радхи отмечается каждый год по случаю Радхаштами . [20] [21]

В отношениях с Кришной Радха имеет двойное представление: возлюбленную супругу и свою замужнюю супругу. Традиции, подобные Нимбарка-сампрадае, поклоняются Радхе как вечной супруге и замужней жене Кришны. [22] [23] [24] [25] Напротив, такие традиции, как Гаудия-вайшнавизм, почитают ее как возлюбленную Кришны и божественную супругу. [26] [24]

В Радха-Валлабх-сампрадае и Харидаси-сампрадае только Радхе поклоняются как Высшему существу . [27] В других местах ее почитают вместе с Кришной как его главную супругу в движениях Нимбарка-сампрадаи, Пуштимарга , Маханам-сампрадаи , Сваминараян-сампрадаи , вайшнава-сахаджии , манипури-вайшнавизма и Гаудия-вайшнавизма, связанных с Чайтаньей Махапрабху . [28]

Радха описывается как глава Брадж- гопи (доярок Враджа) и царица Голоки и Враджа , включая Вриндаван и Баршану . [24] Она вдохновила на создание множества литературных произведений, а ее танец Раслила с Кришной вдохновил многие виды исполнительского искусства. [29] [30] [26] [31]

Этимология и эпитеты

Фреска XIV века, изображающая Радху (справа) и Кришну (слева, играющих на флейте) в Удайпуре , Раджастхан.

Санскритский термин Радха ( санскрит : राधा ) означает «процветание, успех, совершенство и богатство». [32] [33] [34] Это общее слово и имя, встречающиеся в различных контекстах в древних и средневековых текстах Индии. Это слово встречается в ведической литературе, а также в индуистских эпосах , но оно неуловимо. [34] Это имя также встречается у персонажа эпоса «Махабхарата» . [32] Радхика относится к милой форме Радхи. [32]

В пятой главе санскритского писания Нарада Панчаратра упоминается более 1000 имен Радхи под названием Шри Радха Сахаршнама Стротам . [35] [36] [37] Некоторые из значимых имен -

  • Шри , Шриджи, Шриджи — Богиня сияния, великолепия и богатства; Лакшми
  • Мадхави — женский аналог Мадхавы.
  • Кешави – возлюбленный Кешавы
  • Апараджита – Непобедимая
  • Кишори - Юный
  • Нитья – Она вечна
  • Нитья-гехини – вечная жена Кришны
  • Гопи – девушка-пастушка
  • Шьяма — возлюбленный Шьяма Сундара
  • Гауранги – Шри Радха, чей цвет лица сияет, как блестящее полированное золото.
  • Расешвари и Раса-прия - царица Раслилы и любительница танца раса.
  • Вриндаванешвари – царица Вриндавана.

Литература и символика

Джаядева читает мантру Радхе Кришне через Манаку.

Радха — важная богиня в вайшнавских традициях индуизма. Ее черты, проявления, описания и роли различаются в зависимости от региона. Радха неразрывно связана с Кришной. В ранней индийской литературе упоминания о ней неуловимы. Традиции, почитающие ее, объясняют это тем, что она — тайное сокровище, сокрытое в священных писаниях. В эпоху движения бхакти в шестнадцатом веке она стала более известна, поскольку подчеркивалась ее необыкновенная любовь к Кришне. [38] [39]

XII века Первое крупное появление Радхи в «Гита-Говинде» на санскрите Джаядевы . [40] [41] [42] [43] а также Нимбаркачарьи . философские труды [44] Так, в «Гите Говинда» Кришна говорит Радхе:

О женщина с желанием, поставь на этот участок усыпанного цветами пола свою лотосную стопу,
И пусть твоя нога красотой победит,
Ко мне, Господу Всего, о, будь привязан, теперь всегда твой.
О, следуй за мной, моя маленькая Радха.

- Джаядева, Гита Говинда [41]

Однако происхождение героини Джаядевы в его стихотворении остается загадкой санскритской литературы. Возможное объяснение - дружба Джаядевы с Нимбаркачарьей. [45] первый ачарья, установивший поклонение Радхе-Кришне. [46] Нимбарка, согласно Энциклопедии Сахитья Академии , больше, чем любой другой ачарья, предоставил Радхе место божества. [47]

До «Гита-Говинды» Радха также упоминалась в тексте «Гатха-Саптасати» , который представляет собой сборник из 700 стихов, составленных на языке пракрит царем Халой . [48] Текст был написан примерно в первом или втором веке нашей эры. Гатха Саптасати прямо упомянул Радху в своем стихе. [34] [49] [50] -

Радха также появляется в Пуранах, а именно в Падма-пуране (как аватар Лакшми ), Деви-Бхагавата-пуране (как форма Махадеви ), Брахма-Вайварта-пуране (как верховное божество Радхи-Кришны), Матсья-пуране (как форме Деви Вараха ), Линга Пурана (как форма Лакшми), Пурана (как супруга Кришны), Нарада Пурана (как богиня любви), Сканда Пурана и Шива Пурана . [34] [51] [52] и XVI веков Кришнаитские XV поэты-бхакти Видьяпати , Чандидас , Мира Бай , Сурдас , Свами Харидас , а также Нарсинх Мехта (1350–1450) тоже писали о романе Кришны и Радхи. предшествовавший всем им [53] на бенгальском языке Так, Чандидас в своем стихотворении «Шри Кришна Киртан» , посвященном Бхакти, изображает Радху и Кришну божественными, но в человеческой любви. [54] [55] (ок. 1626–1708) не упоминается в « Бхагавата-пуране» , Хотя Вишванатха Чакраварти он интерпретирует безымянную любимую гопи в писаниях как Радху. [56] [57] Она появляется в «Венисамхаре» Бхатты Нараяны (ок. 800 г. н. э.), «Дхваньялоке ( » Анандавардханы ок. 820–890 н. э.) и в комментариях к нему Дхваньялокалочана» « Абхинавагупты (ок. 950–1016 гг. н. э.), Раджашекхары (конец девятого — начало десятого века). Кавьямимамса, Дашаватара-чарита (1066 г. н. э.) Кшемендры и Сиддхахемасабданушана Хемачандры ( ок. 1088–1172). [58] В большинстве из них Радха изображается как человек, глубоко влюбленный в Кришну и глубоко опечаленный, когда Кришна покидает ее. [59] [51] Но, напротив, Радха из Радхатантрамы изображается как смелая, дерзкая, уверенная в себе, всеведущая и божественная личность, которая всегда полностью контролирует ситуацию. В Радхатантраме Радха не просто супруга, но рассматривается как независимая богиня. Здесь Кришна изображен как ее ученик, а Радха - как его гуру. [58]

Картина Радхи с Кришной работы М. В. Дхурандхара , 1915 год.

Шарлотта Водевиль предполагает, что Радха могла быть вдохновлена ​​соединением богини Эканамши (связанной с Дургой ) с Джаганнатхой (который отождествляется с Кришной) из Пури в Восточной Индии. Хотя Чайтанья Махапрабху (15 век, основатель Гаудия-вайшнавизма ), как известно, не поклонялся паре божеств Радхи-Кришны, его ученики во Вриндаване утверждали Радху как хладини-шакти («энергию блаженства») Кришны, связывая ее с Изначальной Божественной Матерью. В то время как поэзия Джаядевы и Видьяпати из Бенгалии рассматривает Радху как «любовницу Кришны», поэзия Гаудия возводит ее в ранг божественной супруги. [60] В Западной Индии, Валлабхачарьи кришнацентрической сампрадае Пуштимарге , Радха почитается как Свамини Кришны, достойная преданности. [61] [62]

По словам Джаи Чембуркар, в литературе, связанной с ней, есть по крайней мере два важных и различных аспекта Радхи, например, Шри Радхика Намасахасрам . Один аспект - она ​​доярка (гопи), другой - женское божество, подобное тем, которые встречаются в традициях индуистских богинь. [63] Она также появляется в индуистском искусстве как Ардханари с Кришной, то есть в иконографии, где половина изображения — Радха, а другая половина — Кришна. Это можно найти в скульптурах, таких как те, что были обнаружены в Махараштре , и в таких текстах, как Шива Пурана и Брахма Вайварта Пурана . В этих текстах эту Ардха Нари иногда называют Ардхарадхавенудхара мурти , и она символизирует полный союз и нераздельность Радхи и Кришны. [64]

Д. М. Вульф посредством тщательного изучения своих санскритских и бенгальских источников демонстрирует, что Радха является одновременно «супругой» и «победителем» Кришны и что «метафизически Радха понимается как сосущественная и совечная Кришне». Действительно, более популярные народные традиции предпочитают поклоняться паре и часто склоняют баланс сил в сторону Радхи. [65]

Грэм М. Швейг в своей работе « Божественная женская теология Кришны » в контексте Радхи-Кришны заявил, что «Божественная пара, Радха и Кришна, составляют сущность божества. Поэтому чайтаньяитские вайшнавы признают Радху частью очень центр их богословской доктрины. Священные изображения форм Радхи-Кришны, стоящих рядом друг с другом, тщательно поклоняются в индийских храмах. Благодаря ее образу, ее божественному характеру и ее любовным и страстным отношениям с Кришной Радха является постоянной медитацией. практиков. [66]

По мнению Уильяма Арчера и Дэвида Кинсли, профессора религиоведения, известного своими исследованиями индуистских богинь, история любви Радхи и Кришны — это метафора божественно-человеческих отношений, где Радха — это человек-преданный или душа, разочарованная прошлое, обязательства перед социальными ожиданиями и идеи, которые она унаследовала, которая затем жаждет настоящего смысла, истинной любви, божественного (Кришна). Эта метафорическая Радха (душа) находит новое освобождение, узнавая больше о Кришне, объединяясь в преданности и страсти. [67] [68] [51]

Образ Радхи вдохновил множество литературных произведений. [30] Например, « Шри Радхачарита Махакавьям » — эпическая поэма доктора Калика Прасада Шуклы 1980-х годов , в которой основное внимание уделяется преданности Радхи Кришне как всеобщему возлюбленному, — «одно из редких высококачественных произведений на санскрите в двадцатом веке». [69]

Радха и Сита

Пары Радха -Кришна и Сита - Рама представляют две разные группы личностей, два взгляда на дхарму и образ жизни, оба из которых лелеются в образе жизни, называемом индуизмом . [70] Сита традиционно замужем за преданной и добродетельной женой Рамы, интроспективного и умеренного образца серьезного и добродетельного человека. [71] [72] [73] Радха — это могучая энергия Кришны, игривого искателя приключений. [71] [70]

Радха и Сита предлагают два образца в индуистской традиции. Если «Сита — царица, осознающая свою социальную ответственность», утверждает Пауэлс, то «Радха сосредоточена исключительно на своих романтических отношениях с возлюбленным», давая два контрастирующих образца для подражания с двух концов моральной вселенной. Однако у них есть и общие элементы. Оба сталкиваются с жизненными трудностями и преданы своей настоящей любви. Они обе влиятельные, обожаемые и любимые богини в индуистской культуре. [70]

В поклонении Раме Сита изображается как послушная и любящая жена, занимающая положение, полностью подчиненное Раме. Однако в поклонении Радхе -Кришне Радха часто предпочтительнее Кришны, и в некоторых традициях ее имя возводится на более высокое положение по сравнению с именем Кришны. [74]

Иконография

Идолы Радхи-Кришны в храме ИСККОН в Пуне

Радха в индуизме почитается как богиня любви. Чаще всего ее изображают вместе с Кришной или гопи в стране Врадж . Различные формы искусства, основанные на Радхе-Кришне, в основном вдохновлены Гитой Говиндой и Расикаприей . [75] [76] На картинах раджпутов Радха представляет собой идеал красоты, одетая в традиционное сари , богато украшенное узорами и украшенное украшениями, с более светлым оттенком кожи и подчеркнутыми чертами лица. [77] [78] На картинах Кишангарха Радха представлена ​​​​как красиво одетая женщина в гхагра чоли с жемчужными украшениями и темной прозрачной вуалью на голове. Знаменитый портрет Бани Тани , созданный художником Нихалом Чандом, был вдохновлен физическими особенностями Радхи, включая острые брови, лотосоподобные удлиненные глаза, тонкие губы, заостренный нос и подбородок. [79]

Радхи Кришны Ардханаришвары Форма

В формах религиозного искусства Радха также появляется как Ардханари с Кришной, то есть иконография, в которой половина изображения — Радха, а другая половина — Кришна, образуя объединенную мужскую и женскую форму Ардханаришвары . [64]

В храмах Радхи-Кришны Радха стоит слева от Кришны с гирляндой в руке. [80] Она часто одета в традиционное сари или гхагра-чоли вместе с вуалью. Ее украшения сверху вниз выполнены из металлов, жемчуга или цветов. [81]

Санскритское « писание Брахма Вайварта Пурана» описывает Радху как красивую и юную богиню с лито-золотым лицом и носящую гирлянды из драгоценных камней и цветов. [82]

Жизнь и легенды

Радха в своей человеческой форме почитается как доярка ( гопи ) Вриндавана, ставшая возлюбленной Кришны. Одной из основных черт Радхи является ее безусловная любовь к Кришне и ее страдания, которые составляют основу возвышения Радхи как образца преданности. [83]

Рождение и молодость

Статуя Радхи в детстве в храме Раваль.

Радха родилась у Вришбхану , который был Ядавом , правителем Баршаны , и его жены Киртиды. [84] [85] [86] Ее родиной является Раваль, небольшой городок недалеко от Гокула в Уттар-Прадеше , но часто говорят, что это Барсана , где она выросла. [87] Согласно популярной легенде, Радха была обнаружена Вришбхану на сияющем лотосе, плывущем по реке Ямуна . Радха была на девять месяцев старше Кришны. [88] Она не открывала глаз, пока перед ней не появился сам Кришна в детской форме. [89] [90] [91]

« Аштасакхи » (в переводе «восемь друзей») являются неотъемлемой частью детства и юности Радхи. Считается, что все аштасакхи являются близкими друзьями Радхи-Кришны и также произошли от Голоки в регионе Врадж . Из всех восьми сакхи Лалита и Вишакха. наиболее выдающимися являются [92] Согласно «Антья-лиле» Чайтанья Чаритамриты (2:6:116), Радха в детстве также получила дар от мудреца Дурвасы : все, что она готовит, будет лучше, чем нектар. [93]

Молодость

Радхи Кришны Раслила с гопи .

Истории юности Радхи наполнены ее божественными играми с Кришной. [94] Некоторые из популярных игр Радхи Кришны включают в себя: Раслилу , игры Радхи Кунды , Гопаштами лилы , [95] Латмар Холи , Сева Кундж лила , в которой Кришна совершил Шрингару Радхи, [96] Маан лила (особая стадия божественной любви, на которой преданный развивает настолько сильную любовь к Богу, что даже получает право злиться на него), [97] Мор Кутир лила , в которой Кришна исполнил танцевальную лилу, одевшись павлином, чтобы доставить удовольствие Радхе, [98] Гопадеви-лила (Кришна принял облик женщины, чтобы встретиться с Радхой) и Лилахава , в которой Радха-Кришна облачился в одежду друг друга. [99]

Отношения с Кришной

Радху и Кришну разделяют два типа отношений: Паракия (Любовь без каких-либо социальных ограничений) и Свакия (брачные отношения). [а] Радха спросила Кришну, почему он не может на ней жениться, на что последовал ответ: «Брак — это союз двух душ. Мы с тобой — одна душа, как я могу жениться на себе?» [100] Несколько индуистских текстов упоминают об этих обстоятельствах. [51]

Свадьбу Радхи-Кришны совершает Брахма в Бхандирване, Вриндаван.

В санскритских текстах, «Брахма Вайварта Пуране» и «Гарга Самхите» упоминается, что Кришна тайно женился на Радхе в присутствии Брахмы в лесу Бхандирван перед тем, как покинуть Вриндаван . Место, где состоялась свадьба Радхи -Кришны, до сих пор находится на окраине Вриндавана и называется Радха Кришна Вивах Стхали, Бхандирван . [101] История, упомянутая в «Брахма Вайварта Пуране», указывает на то, что Радха всегда была божественной супругой Кришны. Но чтобы придать большее значение отношениям Паракии (любви без какой-либо социальной основы) по сравнению со Свакией (брачными отношениями), брак Радхи-Кришны держался в тайне. [102] [103] [104] [105]

Жизнь после того, как Кришна покинул Вриндаван

Согласно Гарга Самхите и Брахма Вайварта Пуране , Радха также покинула свой дом после ухода Кришны и отправилась в Кадливанн (лес), оставив после себя свою иллюзорную форму (также называемую Чая Радха, ее тень) в Баршане. Радха с Аштасакхи также встретили в этом лесу Уддхаву , который передал им послание Кришны. [106] [107]

Воссоединение с Кришной

Радха и гопи встречают Кришну в лесу.

Это упоминается в Брахма Вайварта Пуране ( Кришнаджанма Кханда, глава 125 ). [108] и Гарга Самхита ( Ашвамедха Кханда, глава 41 ) [109] что после того, как проклятие 100-летней разлуки истекло, [б] Кришна снова посетил Врадж и встретил Радху и гопи. Совершая какое-то время божественные игры, Кришна вызвал огромную божественную колесницу, которая доставила жителей Враджа вместе с Радхой и гопи обратно в их небесную обитель Голоку, где произошло окончательное воссоединение Радхи-Кришны. [110] [111]

Как Верховная Богиня

В «Брахма Вайварта Пуране » Радха (или Радхика), неотделимая от Кришны, предстает главной богиней. Она упоминается как олицетворение Мулапракрити, «Коренной природы», того изначального семени, из которого произошли все материальные формы. в компании Пуруши («Человек», «Дух», «Вселенская душа») Кришны она обитает на Голоке , мире коров и пастухов, который находится намного выше Вишну Вайкунтхи Говорят, что . В этом божественном мире Кришна и Радха относятся друг к другу так же, как тело относится к душе. (4.6.216) [112] [113]

Радха изображена как Верховная богиня, а Кришна смиренно стоит перед ней.

Согласно кришнаизму , Радха является главным женским божеством и связана с майей (материальной энергией) и пракрити (женской энергией) Кришны. Говорят, что на высшем уровне Голоки Радха соединяется с Кришной и пребывает с ним в одном теле. Отношения между Радхой-Кришной - это отношения субстанции и атрибута: они так же неразделимы, как Молоко и его белизна или Земля и ее запах. Этот уровень личности Радхи превосходит ее материальную природу как пракрити и проявляется в форме чистого сознания ( Нарада Пурана , Уттара Кхана – 59.8). Хотя Радха идентична Кришне на этом высшем уровне, это слияние личностей, кажется, заканчивается, когда она отделяется от него. После разлуки она проявляет себя как богиня Изначальной Пракрити (Мулапракрити), которую называют «Создательницей Вселенной» или «Матерью Всего» (Нарада Пурана, Пурва-Кханда, 83.10-11, 83.44, 82.214). [114] [115]

В » Нимбаркачарьи « Веданта Камадхену Дашашлоки (стих 6) ясно сказано:

В сборнике гимнов «Хита-Чаураси» Хит Хариванша Махапрабху , бхакти-поэта и святого XVI века, основателя Радха-Валлабх-сампрадаи , Радхарани вознесена до статуса единственного высшего божества, в то время как ее супруг Кришна — всего лишь ее самый близкий подчиненный. [116] Предшественником этой точки зрения можно считать Джаядеву , в чьей Гита-Говинде (10.9) Кришна находится ниже Радхи. [117]

Радха также считается олицетворением любви Кришны. Согласно доктринам, приписываемым святому-вайшнаву Чайтанье Махапрабху , говорится, что Кришна обладает тремя силами: внутренней, которая представляет собой разум, внешней, которая порождает проявления, и дифференцированной, которая формирует индивидуальную душу. Его главная сила – это то, что вызывает расширение сердца или радость. Кажется, это сила любви. Когда эта любовь поселяется в сердце преданного, она образует Махабхаву , или лучшее чувство. Когда любовь достигает высшей ступени, она превращается в Радху, которая является самой привлекательной из всех и полной всех качеств. Она была объектом высочайшей любви Кришны, и, поскольку ее идеализировали как любовь, некоторые приятные сердечные чувства считались ее украшениями. [118]

В «Нарада-панчаратра-самхите» Радха упоминается как женская форма Кришны. Описано, что один-единственный господин стал двумя: одна женщина, а другой мужчина. Кришна сохранил свою мужскую форму, а женская форма стала Радхой. Говорят, что Радха вышла из изначального тела Кришны, образовав его левую сторону, и вечно связана с ним в его любовных играх в этом мире, а также в мире коров ( Голока ). [74] [17]

Радху часто отождествляют со «сладким» аспектом сущности богини , и поэтому ей также поклоняются как аватаре Лакшми Лакшми . В «Шри Дайвакрита Лакшми Стротам» Лакшми восхваляется и прославляется в своей форме Радхи. [119] -

На Голоке ты — богиня, более дорогая Кришне, чем сама жизнь, Его собственная Радхика.
Глубоко в лесу Вринды вы — хозяйка завораживающего танца раса.

Шри Дайвакрита Лакшми Стротам

Согласно Гарга-самхите (Песнь 2, глава 22, стихи 26–29), во время раса- игр по просьбе гопи Радха и Кришна показали им свои восемь вооруженных форм и превратились в свои формы Лакшми Нараяны . (2.22.26) [120] [121]

Изображение

Как возлюбленная супруга Кришны (Паракия раса)

Радха почитается как идеал идеального любовника. В «Гита-Говинде» неясно, была ли Радха замужем или она была незамужней девушкой. Но отношения между Радхой-Кришной разворачивались в тайне леса Вриндавана , намекая на Паракия-расу. Это можно понять из стиха, где Нанда , отец Кришны, олицетворяющий общественный авторитет и идеал дхармы, приказал Радхе Кришне идти домой, когда шторм приближался к Вриндавану, но пара нарушила этот приказ. Перевод первого стиха Гиты Говинды следующий:

Радха, ты одна должна отвезти его домой. Это приказ Нанды. Но Радха и Мадхава (Кришна) забредают к дереву в роще у тропы, и на берегу Ямуны преобладают их тайные любовные игры.

- Джаядев, Гита Говинда

В «Гита-говинде» Радха выступает по отношению к Кришне как его супруга. Она не жена и не преданный деревенский товарищ по играм. Это энергичная, одинокая и гордая личность, к которой обращаются как Шри, Чанди, Манини, Бхамини и Каамини . Она изображается как партнерша Кришны в зрелой и исключительной любви. [34]

В творчестве Видьяпати Радха изображена молодой девушкой, которой едва исполнилось двенадцать лет, а Кришна изображен немного старше ее и агрессивным любовником. В творчестве поэта Чандидаса Радха изображена смелой женщиной, не боящейся социальных последствий. Радха отказывается от всех социальных норм во имя своей любви к Кришне. Отрывки из работ Чандидаса, показывающие смелость Радхи:

Отбросив всю кастовую этику, мое сердце день и ночь обожает Кришну. Обычаи клана далеки от истины, и теперь я знаю, что любовь полностью подчиняется своим законам.
Я почернела свою золотую кожу от тоски по нему. Когда огонь окружил меня, моя жизнь начала угасать. И мое сердце вечно размышляет о моем темном возлюбленном, Моем Кришне.

Чандидас

Любя Кришну, Радха нарушает кастовые основы, не проявляя заботы о реалиях социальных структур. Любовь поглотила ее до такой степени, что, имея светлый цвет лица, Радха превратилась в темный цвет лица Кришны. Чандидас использовал слово «огонь» как синоним любви Радхи к Кришне. предпочитают Радху Чандидаса Гаудия-вайшнавы . [14]

Как замужняя супруга Кришны (Свакия раса)

Кришна рисует стопы Радхи, художественная форма 1760 года, основанная на тексте Расикаприи Вража.

Расикаприя , поэтический текст Враджа , изображает Радху как замужнюю супругу Кришны. Это часто иллюстрированный текст, повествующий о романах Радхи-Кришны, написанный одним из самых выдающихся авторов традиции Рити кавья Кешавдасом. Изменения в изображении Радхи, сформулированные в Расикаприе, имеют важные последствия для более поздних литературных традиций. В литературе Рити кавья , особенно в «Расикаприе» , Радха изображается как архетипическая героиня и используется для иллюстрации идеальной формы связи с Кришной. Вместо того, чтобы изображать ее как героиню- паракию , Кешавдас в целом представляет ее как героиню- свакию , ту, которой Кришна принадлежит всем сердцем. Если она и отделена от него, то только на время, поскольку как архетипические любовники они связаны навсегда. Предположение о том, что Радха является законной женой Кришны, ясно сформулировано в первой главе образцового стиха, описывающего явную форму союза. Здесь Кешавдас сравнивает союз Радхи и Кришны с союзом Радхи и Кришны. Сита и Рама . Кешавдас сравнивает союз Радхи и Кришны с союзом Ситы и Рамы :

Однажды Кришна с удовольствием сидел с Радхой на одном диване и, глядя в зеркало, смотрел на великолепие ее лица, его глаза наполнились слезами. В ее размышлениях он увидел красный драгоценный камень на ее лбу, который, казалось, светился, как огонь, напоминая ему о Сите, сидящей в огне, украшенной отпуском мужа.

- Кешавдас, Расикаприя (I,22)

В этом стихе Кешавдас связывает Радху с Кришной как свою законную жену не только в этой жизни, но даже в предыдущей. В главе 3 и стихе 34 «Расикаприи » Радха изображена как Мадхья арудхайована найика и описывается как красивая женщина, похожая на небесную девушку, с совершенными чертами лица (лоб, как полумесяц, дуги, как идеальный лук и т. д.), золотое тело. , и прекрасный аромат тела. В главе 3, стих 38, один служитель разговаривает с другим:

Я видел такую ​​удивительно красивую гопи, что задавался вопросом, действительно ли она пастушка! Такое великолепие сияло от ее тела, что мои глаза застыли на ней! Никакие другие красивые женщины больше не привлекают; увидев однажды ее нежную походку, я вижу красоту всех трех миров. Кто мог бы быть мужем такой красавицы, Камадева или Каланидхи [луна]? Нет, сам Кришна.

- Кешавдаса, Расикаприя (III, 38)

В 38-м стихе главы 3 Радха очень конкретно описана как жена Кришны. В большинстве стихов, когда она упоминается по имени, она обычно рассматривается как добродетельная придворная дама, обладающая необычайной красотой и очарованием. Говорят, что ее муж Кришна контролирует ее любовь. Кешавдаса в «Расикаприе» упоминал, что, хотя женщины часто преданы своим мужьям, но не так часто можно увидеть мужа, подобного Кришне, который так предан своей жене Радхе и считает ее богиней (VII, 6). [122] В санскритском писании «Брахма Вайварта Пурана » Радха и Кришна понимаются как вечно связанные друг с другом как муж и жена, подтверждающие их отношения Свакия. [51] Знаменитые поэты Радха-Валлабх-сампрадаи , Дхрува дас и Рупалджи сочинили « Вьяхулау Утсав ке Пад », или «Песни свадебного праздника», в которых с хвалой и лестию описывается вечная свадьба Радхи и Кришны. [123] В индийском штате Махараштра Радху часто называют Рахи , региональной формой Радхи, которой поклоняются как замужней супруге Витхобы , региональной формы Кришны. [124] [125]

Поклонение

Преданность Радхе Кришне
Поклонение Радхе Кришне в храме Банкей Бихари , Вриндаван.
Преданный читает внутри храма Радхи-Кришны Лалджи, Кална , Западная Бенгалия.

Фридхельм Харди выделяет такое ответвление кришнаизма , как радхацентрическое течение радхаизма . [126] Главным представителем которой является Радха-Валлабх-сампрадая (букв. «супруга Радхи»), где богине Радхе поклоняются как верховному божеству, а Кришна находится в подчиненном положении. [127] [24]

В 18 веке в Калькутте существовала община сакхибхаваков, члены которой носили женские платья, чтобы идентифицировать себя с гопи , спутницами Радхи. [126]

В некоторых религиозных ( бхакти ) кришнаитских традициях вайшнавизма , ориентированных на Кришну, Радха представляет собой «чувство любви к Кришне». [30] Для некоторых приверженцев этих традиций ее значение приближается к значению Кришны или даже превосходит его. Радхе поклоняются наряду с Кришной в Непале и многих индийских штатах, включая Западную Бенгалию , Манипур , Ассам , Химачал-Прадеш , Уттаракханд , Харьяну , Дели , Раджастхан , Гуджарат , Уттар-Прадеш , Бихар , Джаркханд , Мадхья-Прадеш и Одишу . В других местах она является почитаемым божеством. [128] В регионе Махараштра Радхе поклоняются в ее региональной форме как Рахи . [129] Радха считается изначальной шакти Кришны , верховной богиней как в Нимбарка-сампрадае , так и после прихода Чайтаньи Махапрабху также в традиции Гаудия-вайшнавов . [30] [130] Нимбарка был первым известным ученым -вайшнавом , чье богословие было сосредоточено на богине Радхе. [44] [131] [132]

С 15 века в Бенгалии и Ассаме процветала тантрическая традиция вайшнавов-сахаджиев с родственными ей баулами , где Кришна — внутренний божественный аспект мужчины, а Радха — аспект женщины, что включено в их специфический сексуальный Майтхуны . ритуал [133] [134]

Связь Радхи с Кришной бывает двух типов: свакия-раса (брачные отношения) и паракия-раса (отношения, символизирующие вечную мысленную «любовь»). Традиция Гаудия фокусируется на паракия-расе как высшей форме любви, в которой Радха и Кришна разделяют мысли, даже несмотря на разлуку. Любовь, которую гопи испытывают к Кришне, также описывается в этой эзотерической манере как высший уровень спонтанной любви к Богу, а не сексуальной природы. [135]

Гимны

Картина Радхи Кришны, вдохновленная Гитой Говиндой.

Список молитв и гимнов, посвященных Радхе:

Радхе Кришна Радхе Кришна
Кришна Кришна Радхе Радхе
Радхе Шьям Радхе Шьям
Шьям Шьям Радхе Радхе

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Фестивали

Радха — одна из главных и знаменитых богинь в индуизме. Ниже приводится список фестивалей, связанных с ней:

Радхаштами

Радха Кришна на Радхаштами

Радхаштами, также называемая Радха Джаянти, отмечается как годовщина явления Радхи. В индуистском календаре Радхаштами отмечается ежегодно в месяце Бхадра , через 15 дней после Кришна Джанмаштами , годовщины рождения Кришны, что предполагает, что Радха во многом является аспектом культурно-религиозной системы веры, управляющей общественной жизнью. [144] Фестиваль отмечается с большим энтузиазмом и рвением, особенно в регионе Враж . Празднества включают пост до полудня (12 часов), абхишек и аарти Радхарани, подношение ей цветов, сладостей и продуктов питания, пение песен, танцы и молитвы, посвященные Радхе. [145] местом рождения Радхи . Этот фестиваль проводится с размахом в храме Радха-Рани в Барсане, поскольку Басана также считается Помимо Барсаны, этот фестиваль отмечается почти во всех храмах Вриндавана и храмах ИСККОН по всему миру, поскольку это один из главных фестивалей для многих секций вайшнавизма . [146]

Холи

Картина с изображением Холи Радхи-Кришны и гопи.

Холи, один из главных индуистских фестивалей, также называемый фестивалем любви и фестивалем красок, также прославляет божественную и вечную любовь Радхи и Кришны . Матхура и Вриндаван известны своими празднованиями Холи. Согласно популярной легенде, связанной с Радхой-Кришной , в детстве Кришна плакал своей матери Яшоде о том, что Радха была красавицей, хотя у него был смуглый цвет лица. Затем его мать посоветовала ему намазать лицо Радхи краской по своему выбору, таким образом родив Врадж ки Холи. Говорят, что каждый год Господь Кришна путешествовал из своей деревни Нандгаон в деревню богини Радхи Баршану, где Радха и гопи игриво избивали его палками. В настоящее время празднование Холи в Барсане начинается за неделю до фактической даты фестиваля, а на следующий день переносится в Нандгаон. В Матхуре и Вриндаване фестиваль отмечается в разных формах, например, Латмар Холи в Барсане и Нандгаоне, где палками создаются игривые ритмы, под которые танцуют молодые мужчины и женщины; Пхулон Вали Холи в Гулаал Кунде недалеко от Холм Говардхан , во время которого Рас Лила и разыгрывается Холи с яркими цветами, а также Холи Вдовы во Вриндаване. исполняется [147]

Шарад Пурнима

Шарад Пурнима относится к полнолунию осеннего сезона. В этот день преданные чествуют Кришну, исполняя прекрасный танец под названием « раса лила » с Радхой и гопи — девушками-пастушками Вриндавана. [148] В этот день Радха-Кришна в храмах облачается в белые одежды и украшается цветочными гирляндами и сверкающими украшениями. [149]

Картик Пурнима

В вайшнавизме Картик Пурнима считается самым благоприятным днем ​​для поклонения богине Радхе. Согласно Брахма Вайварта Пуране , Кришна в этот день также поклонялся Радхе. [82] В храмах Радхи-Кришны священный обет соблюдается в течение всего месяца Картик представления Раслилы . , и в честь этого праздника организуются [150]

Влияние

История Радхи вдохновила на создание множества картин. Вверху: Радха в ожидании Кришны, автор Раджа Рави Варма .

Картины

Радха и Кришна вдохновили многие формы исполнительского искусства и литературные произведения. [29] [26] На протяжении веков их любовь была изображена на тысячах изысканных картин, на которых изображены влюбленные в разлуке и союзе, тоске и покинутости. [29] [151]

Патта читра – одно из типичных региональных искусств прибрежного штата Орисса . На картинах этого типа Кришна изображается в синем или черном цвете и обычно сопровождается своей невестой Радхой. [152] Искусство Раджастана возникло как объединение народного искусства с традиционным и каноническим духом. Кришна и Радха были ключевыми фигурами в миниатюрных картинах Раджастхана. Их любовь эстетично обрисована в этой композиции. [153] В картинах Пахари часто наяка (герой) изображается как Кришна, а найика (героиня) — как Радха. Легенды о Кришне и Радхе и их любви предоставили богатый материал художникам Пахари в целом и художникам Гарвала в частности. [154] Центральной темой живописи Кангры является любовь, вдохновленная Расикаприей, популярным поэтическим произведением Кешавдаса. Близкая тема этого искусства — влюбленный, смотрящий на свою возлюбленную, не подозревающую о его присутствии. Таким образом, Кришна показан наблюдающим за Радхой, которая не подозревает о его присутствии. [155] В Радхе и Кришне художники Кангры открыли высший образец любящей пары. Тема Радхи-Кришны также служила их религиозной цели и придавала им присущий символизм. [77] Картины Мадхубани — харизматическое искусство Бихара. Картины Мадхубани в основном основаны на религии и мифологии. На картинах индуистские боги Радха-Кришна и Шива - Парвати в центре находятся . Кришна и Радха — одни из любимых сюжетов раджпутских картин , поскольку они изображали тему, символизирующую желание души объединиться с богом. На картинах раджпутов Радха всегда одета более элегантно. Она была украшена украшениями и часто изображалась с белой гирляндой, когда восседала на троне рядом с Кришной. [78] Картины Чамбы, изображающие Химачал-Прадеш и Пенджаб, часто изображают романтическую атмосферу сезона дождей с Радхой Кришной в роли главной пары. [77]

Танцевальные формы

Самый известный индийский классический танец Манипури Раас Лила был впервые представлен королем Бхагьячандрой Радхи Кришны примерно в 1779 году. Вдохновленный раслилой , король представил три формы танца раса — Маха раса, Кундж раса и Басант раса. Позже сменявшие друг друга цари в искусстве и культуре Манипура добавили еще две формы расы — Нитья-расу и Деба-расу. В этих танцевальных формах танцовщицы изображают роли Радхи, Кришны и гопи. Танцевальные формы до сих пор распространены в штате Манипур и исполняются на сцене, а также в таких благоприятных случаях, как Картик Пурнима и Шарад Пурнима (ночи полнолуния). [156] [157]

Художники, изображающие историю любви Радхи-Кришны через классический танец Манипури Раслила.

Еще одна форма индийского классического танца, Катхакали, также находилась под влиянием вайшнавизма основанной на Радхе Кришне и традиции Гита-Говинды, , которая, наряду с другими факторами, способствовала развитию этой формы танца. [158] Преобладающая тема североиндийского танца Катхак заключается в мимолетных появлениях и длинных историях Радхи и Кришны . Священная любовь Кришны и его возлюбленной Радхи вплетена во все аспекты танца Катхак и ясно видна во время обсуждения музыки, костюмов и, наконец, роли танцора Катхака. [159]

Аштапади Гиты Говинды также разыгрываются в современной классической танцевальной форме Одисси . [160] Эта танцевальная форма зародилась в храмах. Оно сосредоточено на небесной любви Кришны и Радхи. Когда-то его исполняли девадаси , но теперь он распространился по домам и культурным учреждениям. [161]

Музыка

Расия — популярный жанр индийской народной музыки из региона Врадж , штат Уттар-Прадеш . В него обычно играют и исполняют во время праздников в деревнях и храмах района Врадж. [162] Традиционные песни Расии основаны на божественном изображении и любви Радхи и Кришны. Они часто написаны с женской точки зрения Радхи и изображают Кришну и его флирт с ней. [163] [164]

Культура

Жители региона Врадж до сих пор приветствуют друг друга такими приветствиями, как « Радхе Радхе », «Джай Шри Радхе» и « Радхе Шьям », направляя свой ум к Радхе и высшим отношениям, которые она разделяет с Кришной. Изображение Кришны редко появляется без Радхи рядом с ним в храмах Вриндавана . Поклоняются не Кришне, а Радхе и Кришне вместе. [165]

В культуре Одиши Кришна является культурным героем, а его форма Джаганнатх является символом гордости Ории. Его супруга Радха прославляется как энергия Кришны и символически энергия космоса. Ее считают силой радости, хладини- шакти Кришны, и ее часто отождествляют как с Дургой , так и с Махакали , яркими и темными формами космической энергии. Кришна и Радха вошли в психику ория и во многом вдохновили мифическое воображение поэтов ория. Для сознательных и информированных Кришна и Радха — это Вселенная и ее гармония, Энергия и ее радостная артикуляция, космический танец и ее ритмическое равновесие. [144]

В индийской культуре Радха служит образцовой моделью женско-нейтральной субъективности для всех людей — активного, несущественного, разделяемого и сильного «я», которое рационально принимает свои (религиозные) страсти. [166]

Храмы

Радха-Кришна Прем Мандир (Храм Любви) во Вриндаване, Уттар-Прадеш
Храм Радхи Рани , Барсана

Радха и Кришна находятся в центре внимания храмов Чайтаньи Махапрабху, Валлабхачарьи, Чандидаса и других традиций вайшнавизма. [130] Обычно Радху изображают стоящей рядом с Кришной. [130] Некоторые из важных Радхи-Кришны храмов :

Вне индуизма

Радха встречает Кришну в бурную ночь

Гуру Гобинд Сингх в своей книге «Дасам Грантха » описывает Радху, sukl bhis rika , так: «Радхика вышла в свете белой мягкой луны, одетая в белое одеяние, чтобы встретить своего Господа. Оно было белым повсюду и скрывалось в нем, она появилась как сам свет в поисках Его». [155]

Радха упоминается во многих джайнских комментариях, в том числе в популярных «Венисамхаре» Нараяны Бхатты и «Дхваньялоке написанных » Анандавардханы, в 7 веке. Джайнские ученые, такие как Сомадева Сури и Викрам Бхатта, продолжали упоминать Радху в своих литературных произведениях между 9 и 12 веками. [50] [34]

Примечания

  1. ^ Паракия раса изображает отношения, свободные от каких-либо привилегий, ожиданий, правил и социального признания. Оно основано только на бескорыстной форме любви, и часто говорят, что это высший вид отношений, которые можно иметь с Богом. Свакия-раса описывает супружеские отношения, которые строятся в соответствии с социальными правилами и нормами.
  2. Согласно Гарга Самхите и Брахма Вайварта Пуране, Шридама на Голоке проклял Радху пережить 100 лет разлуки с Кришной, когда они спустились на Землю.

См. также

Ссылки

Цитаты

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Диана Димитрова (2018). Обожествление в южноазиатских традициях . Рутледж. ISBN  978-0-8153-5781-0 . Радха упоминается как олицетворение Мулапракрити, «Коренной природы», того изначального семени, из которого произошли все материальные формы.
  2. ^ Вемсани 2016 , с. 222: «Девибхагвата-пурана и Падма-пурана описывают космологическую роль Радхи как Пракрити и Шакти».
  3. ^ Дэвид Р. Кинсли (1986). Индуистские богини . Мотилала Банарсидасс. п. 91. ИСБН  978-81-208-0394-7 . Радху называют матерью мира, а Кришну — отцом мира.
  4. ^ Прафулла Кумар Моханти (2003). «Маска и творческая символизация в современной литературе ория: Кришна, Радха и Ахалья» . Индийская литература . 2 (214). Сахитья Академия: 182. JSTOR   23341400 . Радха — сила радости, Хладини-шакти Кришны.
  5. ^ Гай Бек (2005). Альтернативные Кришны: региональные и народные вариации индуистского божества . Сани Пресс. стр. 64–81. ISBN  978-0-7914-6415-1 . Радха — богиня любви к Кришне.
  6. ^ Эдвин Фрэнсис Брайант (2007). Кришна: Справочник . Сани Пресс. п. 443. ИСБН  978-0-19-803400-1 . Значительное проявление женского начала в вайшнавизме... верховная богиня Радха, любимая гопи Кришны.
  7. ^ Рой С. Аморе (1976). «Религия в Индии» . Журнал Американской академии религии . 14 (2): 366. Радха как Пракрити достигает высшего положения, принимая эпитеты трансцендентности - Брахмасварупа, Ниргуна...
  8. ^ Людо Роше (1988). «Пураны (История индийской литературы») . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 51 (2): 355.
  9. ^ Вемсани 2016 , стр. 222–223.
  10. ^ Вед Вьяас. Брахма Вайварта Пурана . Гита Пресс, Горакхпур. п. 297.
  11. ^ Мензис 2006 , с. 54.
  12. ^ Джонс, Наамлила Фри (2015). «От богов к геймерам: проявление аватара в истории религии и культуре постмодерна» . Журнал студентов Беркли . 28 (2): 8. дои : 10.5070/B3282028582 .
  13. ^ Гохале, Намита; Лал, Малашри (10 декабря 2018 г.). В поисках Радхи: В поисках любви . Penguin Random House India Private Limited. ISBN  978-93-5305-361-1 . Как и Сита, Радха также является проявлением Лакшми.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стюард, Дэвид С. (1980). «РЕФЕРАТЫ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ ПО РЕЛИГИОЗНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 1978–79». Религиозное образование . 75 (4): 474–494. дои : 10.1080/0034408800750410 . ISSN   0034-4087 .
  15. ^ Брайант, Эдвин Фрэнсис (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. п. 551. ИСБН  978-0-19-514892-3 .
  16. ^ Кар, Нишамани (2001). «Шрирадха: Исследование» . Индийская литература . 45 (2 (202)): 184–192. ISSN   0019-5804 . JSTOR   23344745 .
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бхандаркар, Р.Г. (20 мая 2019 г.). «X. Панчаратра или система Бхагаваты» . Вайшнавизм, Шиваизм и малые религиозные системы . Де Грютер. стр. 38–41. дои : 10.1515/9783111551975-010 . ISBN  978-3-11-155197-5 .
  18. ^ Вьясадева (18 июня 2015 г.). Нарада Панчаратра Часть 2 . п. 448.
  19. ^ Фаркуар, Дж. Н. (1926). «Нарада Панчаратра» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии (3): 492–495. ISSN   0035-869X . JSTOR   25221011 .
  20. ^ Вемсани 2016 , с. 223.
  21. ^ Моханти, Прафулла Кумар (2003). «Маска и творческая символизация в современной литературе ория: Кришна, Радха и Ахалия» . Индийская литература . 47 (2 (214)): 181–189. ISSN   0019-5804 . JSTOR   23341400 .
  22. ^ Фаркуар, Дж. Н. (1926). «Нарада Панчаратра». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии (3): 492–495. ISSN   0035-869X . JSTOR   25221011 .
  23. ^ Бхаттачарья, Сунил Кумар (1996). Культ Кришны в индийском искусстве . MD Publications Pvt. ООО с. 13. ISBN  978-81-7533-001-6 . ...Радха — вечная супруга и замужняя жена Кришны, которая вечно живет с ним на Голоке.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лохтефельд 2002 , с. 542.
  25. ^ Джонс и Райан 2007 , с. 341, Радха.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Радха» . Британская онлайн- энциклопедия . Проверено 13 декабря 2020 г.
  27. ^ Белый 1977 ; Снелл 1991 , глава 1; Розенштейн 1998 ; Бек 2005 ; Вемсани 2016 , с. 222.
  28. ^ Хоули и Вульф 1982 , стр. xiii–xviii; Далал 2010 , стр. 321–322; Хейс 2005 , стр. 19–32; Вемсани 2016 , с. 221.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Арчер 2004 .
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хоули и Вульф 1982 , стр. xii–xviii.
  31. ^ Пинчман 2005 , стр. 46–47.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Монье Монье-Вильямс, Радха , Санскритско-английский словарь с этимологией, Oxford University Press, страница 876
  33. ^ Сукумар Сен (1943), «Этимология имени Радха-Кришана», Индийская лингвистика, Том. 8, стр. 434–435.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Миллер, Барбара Столер (1975). «Радха: супруга весенних страстей Кришны». Журнал Американского восточного общества . 95 (4): 655–671. дои : 10.2307/601022 . ISSN   0003-0279 . JSTOR   601022 .
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Шри Радха-сахасра-нама, Тысяча имен Шри Радхи» . www.stephen-knapp.com . Проверено 28 мая 2021 г.
  36. ^ «Шри Радха Сахасра-нама» . www.vrindavan.de . Проверено 28 мая 2021 г.
  37. ^ Вьясадева (18 июня 2015 г.). Нарада Панчаратра Часть 2 . стр. 447–503.
  38. ^ Паувелс 1996 , стр. 29–43.
  39. ^ Водевиль, Шарлотта в Hawley & Wulff 1982 , с. 2
  40. ^ Любовная песня Темного Лорда: Гитаговинда Джаядевы, 1977 .
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арчер 2004 , Гита Говинда.
  42. ^ Миллер, Барбара Столер в Hawley & Wulff 1982 , стр. 13
  43. ^ Датта 1988 , стр. 1414–1421.
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рамнараче 2014 .
  45. ^ Вемсани 2016 , с. 197.
  46. ^ Харди 1987 , с. 387–392; Рамнараче 2014 .
  47. ^ Датта 1988 , с. 1415.
  48. ^ Джаш, Пранабананда (1979). «Подразделение Радха-Мадхава в Восточной Индии». Труды Индийского исторического конгресса . 40 : 177–184. ISSN   2249-1937 . JSTOR   44141958 .
  49. ^ Шринивасан, Канзас; Рамануджан, АК (1982). «Что такое индийская литература?». Индийская литература . 25 (4): 5–15. ISSN   0019-5804 . JSTOR   24158041 .
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гохале, Намита; Лал, Малашри (10 декабря 2018 г.). В поисках Радхи: В поисках любви . Penguin Random House India Private Limited. ISBN  978-93-5305-361-1 .
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Кинсли, Дэвид (19 июля 1988 г.). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-90883-3 .
  52. ^ Далал, Рошен (14 июля 2017 г.), «Индуизм и его основные тексты», Reading the Sacred Writes , Нью-Йорк: Routledge, стр. 157–170, doi : 10.4324/9781315545936-11 , ISBN  978-1-315-54593-6
  53. ^ Арчер 2004 , 5.3 Поздняя поэзия; Харди 1987 , стр. 387–392; Розенштейн 1997 ; Хоули 2005 .
  54. ^ Стюарт 1986 , стр. 152–154.
  55. ^ Далал 2010 , с. 385, Шрикришна Киртан.
  56. ^ «Онлайн-ведабаза — высший источник духовных знаний» . vedabase.io . Проверено 20 июня 2021 г.
  57. ^ дас, Бхадра Баларам (9 сентября 2016 г.). «Величайшая тайна Шримад Бхагаватам — Шримати Радха» . Маяпурский голос . Проверено 25 апреля 2021 г.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнринг, Ребекка Дж. (1 декабря 2019 г.). «Радхатантрам: Радха как Гуру в служении Великой Богине». Международный журнал индуистских исследований . 23 (3): 259–282. дои : 10.1007/s11407-019-09264-1 . ISSN   1574-9282 . S2CID   213054011 .
  59. ^ Миллер, Барбара Столер в Hawley & Wulff 1982 , стр. 14
  60. ^ Водевиль, Шарлотта в Hawley & Wulff 1982 , стр. 9–12.
  61. ^ Водевиль, Шарлотта в Hawley & Wulff 1982 , стр. 11–2.
  62. ^ Вемсани 2016 , с. 222: «Согласно традиции Валлабхи, она (Радха) — свамини Кришны, достойная преданности».
  63. ^ Чембуркар 1976 , стр. 107–116.
  64. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Прадхан 2008 , стр. 207–213.
  65. ^ Крипал, Джеффри Дж. (1998). «Обзор Деви: Богини Индии». Журнал Американской академии религии . 66 (1): 176–179. дои : 10.1093/jaarel/66.1.176 . ISSN   0002-7189 . JSTOR   1466250 .
  66. ^ Брайант, Эдвин Ф. (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета . стр. 451–473. ISBN  978-0-19-803400-1 .
  67. ^ Арчер 2004 , Триумф Радхи.
  68. ^ Далал 2010 , с. 147.
  69. ^ Далал 2010 , с. 384, Шри Радхачарита Махакавьям.
  70. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Паувелс 2008 , стр. 12–15, 497–517.
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Валмики (1990). Рамаяна Валмики: Балаканда . Перевод Роберта П. Гольдмана. Издательство Принстонского университета. п. 3. ISBN  978-1-4008-8455-1 .
  72. ^ Димок 1963 , стр. 106–127.
  73. ^ Марийке Дж. Клокке (2000). Сюжетная скульптура и литературные традиции Южной и Юго-Восточной Азии . БРИЛЛ. стр. 51–57. ISBN  90-04-11865-9 .
  74. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бхандаркар, Р.Г. (20 мая 2019 г.). Вайшнавизм, Шиваизм и малые религиозные системы . Де Грютер. дои : 10.1515/9783111551975 . ISBN  978-3-11-155197-5 .
  75. ^ Мукерджи, Сричета (25 декабря 2012 г.). Храмы Бенгалии (2-е изд.). Индия: Эстетические медиа-услуги. стр. 34–35.
  76. ^ Кумарасвами, Ананда К. (1930). «Два листа из рукописи Расикаприи семнадцатого века» . Исследования Метрополитен-музея . 3 (1): 14–21. дои : 10.2307/1522765 . ISSN   1556-8725 . JSTOR   1522765 .
  77. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лаванья, Б. (2019). «Женщины в миниатюрной живописи Пахари» (PDF) . Международный журнал прикладных социальных наук . 6 . Архивировано (PDF) из оригинала 25 февраля 2021 года.
  78. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кумарасвами, АК (1926). «Картины Раджпутов» . Вестник Музея изобразительных искусств . 24 (142): 23–26. ISSN   0899-0336 . JSTOR   4169988 .
  79. ^ Гош, Сома (2022). «Искусство Шрингара: возвращение к школе живописи Раджастхани Кишангарх» (PDF) . Журнал Читролеха об искусстве и дизайне . 6 (1). дои : 10.21659/cjad.61.v6n100 . S2CID   250976234 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 октября 2022 года.
  80. ^ Мукерджи, Сричета (25 декабря 2012 г.). Храмы Бенгалии . Эстетические медиа-услуги. стр. 74–75.
  81. ^ Мохан, Урмила (2018). «Одежда как преданность в современном индуизме» . Перспективы исследований Брилла в области религии и искусства . 2 (4): 1–82. дои : 10.1163/24688878-12340006 . S2CID   202530099 .
  82. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шанти Лал Нагар (1 января 2003 г.). Брахма Вайварта Пурана - Английский перевод - Все четыре Канды .
  83. ^ Пауэлс 1996 .
  84. ^ Пракашананд Сарасвати (2001). Истинная история и религия Индии: Краткая энциклопедия подлинного индуизма . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 666–. ISBN  978-81-208-1789-0 .
  85. ^ Паван К. Варма (июль 2009 г.). Книга Кришны . Книги Пингвинов Индия. стр. 46–. ISBN  978-0-14-306763-4 .
  86. ^ Парамахамса Шри Свами Вишвананда (12 января 2017 г.). Шримад Бхагавад Гита: Песня любви . Публикации Бхакти Марги. стр. 1472–. ISBN  978-3-940381-70-5 .
  87. ^ Ананд, Д. (1992). Кришна: Живой Бог Враджа . Публикации Абхинава. п. 66. ИСБН  978-81-7017-280-2 .
  88. ^ Ананд, Д. (1992). Кришна: Живой Бог Враджа . Публикации Абхинава. стр. 35–36. ISBN  978-81-7017-280-2 . Радха была всего на девять месяцев старше Кришны, за которого она была замужем.
  89. ^ Трилочан Дэш. Кришна Лила в «Браджамандале: ретроспектива» . Судамини Дэш. стр. 192–. GGKEY:N5C1YTUK5T3.
  90. ^ Веданта Кесари . Шри Рамакришна Матх. 1970.
  91. ^ РК Дас (1990). Храмы Вриндавана . Публикации Сандипа. ISBN  978-81-85067-47-6 .
  92. ^ «Radhe.net | Общее описание всех гопи» . radhe.net . Проверено 30 мая 2021 г.
  93. ^ «gp-дурвасас» . www.salagram.net . Проверено 30 мая 2021 г.
  94. ^ Фэхи, Джон (23 июля 2018 г.). «Конструктивная двусмысленность ведической культуры в ИСККОН Маяпур». Журнал индуистских исследований . 11 (3): 234–259. дои : 10.1093/jhs/hiy008 . ISSN   1756-4255 .
  95. ^ «Гопаштами – ИСККОН ВРИНДАВАН» . Проверено 30 мая 2021 г.
  96. ^ «Сева Кундж или Никунджа Вана — Божественные игры» . Врадж Рас – Блаженство Враджа Вриндавана . Проверено 30 мая 2021 г.
  97. ^ «Маан Гарх / Мандир, Барсана - (Божественные игры)» . Врадж Рас – Блаженство Враджа Вриндавана . Проверено 30 мая 2021 г.
  98. ^ «Моркути, Барсана» . Врадж Рас – Блаженство Враджа Вриндавана . Проверено 30 мая 2021 г.
  99. ^ «(Радха и Кришна одеты в одежду друг друга - Лилахава» . www.harekrsna.de . Проверено 30 мая 2021 г. ).
  100. ^ Пауэлс 2008 , стр. 13–14.
  101. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ананд, Д. (1992). Кришна: Живой Бог Враджа . Публикации Абхинава. ISBN  978-81-7017-280-2 .
  102. ^ Бек 2005 , стр. 71, 77–78.
  103. ^ Пинчман 2005 , стр. 57–59.
  104. ^ Варма 1993 .
  105. ^ Паувелс 2008 , с. 207.
  106. ^ «Гарга Самхита стр. 347» . hi.krishnakosh.org (на хинди) . Проверено 30 мая 2021 г.
  107. ^ «Брахма Вайварта Пурана, с . hi.krishnakosh.org (на хинди) . Проверено 30 мая 2021 г.
  108. ^ «Брахма Вайварта Пурана, с . hi.krishnakosh.org (на хинди) . Проверено 30 мая 2021 г.
  109. ^ «Гарга Самхита стр. 773» . hi.krishnakosh.org (на хинди) . Проверено 30 мая 2021 г.
  110. ^ «Гарга Самхита стр. 827» . hi.krishnakosh.org (на хинди) . Проверено 30 мая 2021 г.
  111. ^ «Брахма Вайварта Пурана, с . hi.krishnakosh.org (на хинди) . Проверено 30 мая 2021 г.
  112. ^ Димитрова, Диана; Оранская Татьяна (14 июня 2018 г.). Обожествление в южноазиатских традициях . Рутледж. ISBN  978-1-351-12360-0 .
  113. ^ Аморе, Рой С. (1976). «Религия в Индии» . Журнал Американской академии религии . XLIV (2): 366–а–366. дои : 10.1093/jaarel/XLIV.2.366-a . ISSN   0002-7189 .
  114. ^ Пинчман, Трейси (14 июня 2001 г.). В поисках Махадеви: конструирование личности Великой индуистской богини . СУНИ Пресс. ISBN  978-0-7914-9049-5 .
  115. ^ Пинчман, Трейси (8 апреля 2015 г.). Возвышение Богини в индуистской традиции . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 159. ИСБН  978-1-4384-1618-2 . Говорят, что Радха возникла из половины тела Кришны и проявляется как Мулапракрити Ишвари, Изначальная Богиня Пракрити.
  116. ^ Белый 1977 ; Снелл 1991 ; Бек 2005 , с. 76.
  117. ^ Бек 2005 , с. 76.
  118. ^ «XXIII. Чайтанья» , Вайшнавизм, Шиваизм и малые религиозные системы , Де Грюйтер, стр. 82–86, 31 декабря 1913 г., doi : 10.1515/9783111551975-023 , ISBN  978-3-11-155197-5 , получено 13 июня 2021 г.
  119. ^ Монаган, Патрисия (2011). Богини в мировой культуре . Соединенные Штаты Америки: ABC-CLIO. стр. 1–7. ISBN  978-0-313-35465-6 .
  120. ^ «Гарга Самхита 1685» . ru.krishnakosh.org . Проверено 31 мая 2021 г.
  121. ^ «Гарга Самхита 1688» . ru.krishnakosh.org . Проверено 31 мая 2021 г.
  122. ^ Десаи, Вишакха Н. (2000). «Любовь Радхи в стихах и картинах «Расикаприя». Арс Ориенталис . 30 : 83–92. ISSN   0571-1371 . JSTOR   4629572 .
  123. ^ Бек, Гай Л. (2012). Альтернативные Кришны: региональные и народные вариации индуистского божества . Соединенные Штаты Америки: SUNY Press. п. 66. ИСБН  978-0-7914-6415-1 .
  124. ^ Новецке, CL (1 января 2005 г.), Семейное дело: Кришна приезжает в Пандхарпур и чувствует себя как дома , стр. 113–138 , получено 13 января 2022 г.
  125. ^ Панде, доктор Суручи (август 2008 г.). «Витоба из Пандхарпура» (PDF) . Прабудда Бхарата . 113 : 447. Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2008 г. - через Wayback Machine.
  126. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харди 1987 , стр. 387–392.
  127. ^ Белый 1977 ; Снелл 1991 , глава 1; Розенштейн 1998 ; Бек 2005 .
  128. ^ Маджумдар 1955 , стр. 231–257.
  129. ^ Панде, доктор. Суручи (2008). «Витоба Пандхарпура» (PDF ) Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря . Получено 31 мая.
  130. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Далал 2010 , стр. 321–322.
  131. ^ Сингх 2004 , с. 125.
  132. ^ Кинсли, Д. (2010). «Без Кришны нет песни» . История религий . 12 (2): 149. дои : 10.1086/462672 . S2CID   161297914 . Проверено 3 мая 2008 г. «Нимбарка, кажется, был первым известным религиозным лидером, который считал Радху центральным элементом своего поклонения (тринадцатый век)»
  133. ^ МакДэниел 2000 .
  134. ^ Хейс 2005 , стр. 19–32.
  135. ^ Бек 2005 , с. 79.
  136. ^ Датта 1988 , стр. 1419–1420.
  137. ^ «Шри Шри Радха-крипа-катакша-става-раджа» . www.harekrsna.de . Проверено 28 мая 2021 г.
  138. ^ «Радха Крипа Катакша – Господь Шива» . Врадж Рас – Блаженство Враджа Вриндавана . Проверено 28 мая 2021 г.
  139. ^ «Шри Югал Аштакам» . Шринатхам . Проверено 28 мая 2021 г.
  140. ^ «Шри Радха Чалиса – Сорок стихов славы Шри Радхи» . Врадж Рас – Блаженство Враджа Вриндавана . Проверено 28 мая 2021 г.
  141. ^ Джуда, Дж. Стиллсон (8 марта 2015 г.). «Движение Харе Кришна» . Религиозные движения в современной Америке . Издательство Принстонского университета. стр. 463–478. дои : 10.1515/9781400868841-024 . ISBN  978-1-4008-6884-1 .
  142. ^ Бек, Гай Л. (2004). «Харе Кришна Махамантра: практика Гаудия-вайшнавов и индуистская традиция священного звука». В Эдвине Брайанте; Мария Экстранд (ред.). Движение Харе Кришна: постхаризматическая судьба религиозной трансплантации . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 35–44. ISBN  0-231-12256-Х .
  143. ^ Белый 1977 ; Снелл 1991 ; Бек 2005 , с. 67.
  144. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Моханти, Прафулла Кумар (2003). «Маска и творческая символизация в современной литературе ория: Кришна, Радха и Ахалия». Индийская литература . 47 (2 (214)): 181–189. ISSN   0019-5804 . JSTOR   23341400 .
  145. ^ «Радхаштами | Кришна.com» . www.krishna.com . Проверено 29 мая 2021 г.
  146. ^ «Радхаштами – ИСККОН ВРИНДАВАН» . Проверено 29 мая 2021 г.
  147. ^ «Невероятная Индия | Брадж ки Холи» . www.incredibleindia.org . Проверено 29 мая 2021 г.
  148. ^ «Врадж Даршан | МАХАРА: Танец духовности» . www.brajdarshan.in . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 29 мая 2021 г.
  149. ^ Шарма, Аашиш. «ИСККОН-Лондон – Шарад Пурнима – Фестиваль полнолуния Картик» . www.iskcon-london.org . Проверено 29 мая 2021 г.
  150. ^ Мохапатра, Дж. (2013). Оздоровление на индийских фестивалях и ритуалах . Издательство Партридж. п. 164. ИСБН  978-1-4828-1690-7 .
  151. ^ Какар, Судхир (январь 1985 г.). «Эротическая фантазия: Тайная страсть Радхи и Кришны». Вклад в индийскую социологию . 19 (1): 75–94. дои : 10.1177/006996685019001006 . ISSN   0069-9667 . S2CID   144426229 .
  152. ^ Каллир, Джейн (1982). «Традиция народного искусства: наивная живопись в Европе и США». Американский художественный журнал . 14 (4): 88. дои : 10.2307/1594322 . ISSN   0002-7359 . JSTOR   1594322 .
  153. ^ Солтис, Кэрол Итон (22 сентября 2015 г.). Миниатюрная живопись в США . Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t2283851 .
  154. ^ Фам, Сильвия (1 января 2019 г.). «Привлечение чувств для обретения смысла: автоэтнография в избранных стихотворениях двух поэтов/педагогов» . Текстовые повороты . 1 (1): 121–138. дои : 10.21608/ttaip.2019.123734 . ISSN   2735-3451 .
  155. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рандхава, Миссисипи (2017). Картина долины Кангра . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания. ISBN  978-81-230-2478-3 .
  156. ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура . Рутледж. ISBN  978-1-000-29629-7 .
  157. ^ Сингх, Кундж Бихари (2004) [1963]. «Манипурский вайшнавизм: социологическая интерпретация» . В Ровене Робинсон (ред.). Социология религии в Индии . Темы индийской социологии, 3. Нью-Дели: Sage Publ. Индия. п. 128. ИСБН  0-7619-9781-4 .
  158. ^ Вацяян, Капила (1974). ИНДИЙСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания. ISBN  978-81-230-2957-3 .
  159. ^ Лалли, Джина (1 января 2004 г.). «Северо-индийский классический танец: Лакхнау Катхак». Визуальная антропология . 17 (1): 19–43. дои : 10.1080/08949460490273997 . ISSN   0894-9468 . S2CID   145783433 .
  160. ^ Котари, Сунил (1981). «Инсценировка Гиты Говинды в неоклассических танцевальных формах» . Журнал Индийского общества музыковедов . 12:53 – через ProQuest.
  161. ^ Саджнани, Манохар (2001). Энциклопедия туристических ресурсов Индии . Издательство Гян. ISBN  978-81-7835-018-9 .
  162. ^ Мануэль, Питер (1 января 1994 г.). «Синкретизм и адаптация в Расии, жанре народной песни Браджа» . Публикации и исследования .
  163. ^ Ланглуа, Тони (2016). Незападная популярная музыка . Нью-Йорк: Рутледж . п. 318. ИСБН  978-0-7546-2984-9 .
  164. ^ Кумар, Мукеш (2019). «Искусство сопротивления: ответ бардов и менестрелей на антисинкретизм/антилиминальность в северной Индии» . Журнал Королевского азиатского общества . 29 (2): 225. дои : 10.1017/S1356186318000597 . S2CID   165691487 – через издательство Кембриджского университета.
  165. ^ Линч, Оуэн М. (31 декабря 1990 г.), «ОДИН. Социальное построение эмоций в Индии», Divine Passions , University of California Press, стр. 3–34, doi : 10.1525/9780520309753-002 , ISBN  978-0-520-30975-3
  166. ^ Фрейзер, Джессика (2010), Андерсон, Памела Сью (редактор), «Становление богини: женская субъективность и страсть богини Радхи», Новые темы феминистской философии религии: споры и воплощение трансцендентности , Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 199–215, doi : 10.1007/978-1-4020-6833-1_13 , ISBN.  978-1-4020-6833-1
  167. ^ Раджашекхара Дас (2000). Цветной путеводитель по Вриндавану: самому священному городу Индии с более чем 5000 храмами . Публикация Веданты Видения.
  168. ^ «Храмы ИСККОН Азии и Индии» . Радха .
  169. ^ «Красивый храм ИСККОН в Дели (Шри Радха Партхасаратхи Мандир) (4-минутное видео)» . Дандаватс . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
  170. ^ Саймент, Дж. 2001. Энциклопедия американской иммиграции . Мичиган: МЭ Шарп
  171. ^ Хилтон, Х. и Рози, К. 2006. Путеводитель по Остину для инсайдеров . Глобус Пекот Пресс .
  172. ^ Муньо, М. и Рафферти, Р.Р. 1998. Ежемесячный путеводитель по Техасу по Техасу . Галф Паб. Ко.

Источники

Дальнейшее чтение

  • Джаш, Пранабананда. «Подразделение Радха-Мадхава в Восточной Индии». Труды Индийского исторического конгресса , вып. 40, 1979, стр. 177–184, https://www.jstor.org/stable/44141958 .
  • Под влиянием любви: танец в вайшнавском храме. Изображения Бенгалии . Рутледж Индия. 21 августа 2012 г. ISBN   978-0-203-15045-0 , дои : 10.4324/9780203150450 .
  • Бахл, Кали К. «Традиция «Рити» на хинди и «Расикаприя» Кешавдасы: вводный обзор». Журнал южноазиатской литературы , том. 10, нет. 1, 1974, стр. 1–38. https://www.jstor.org/stable/40871705 .
  • Дас, Бисваруп. «Развитие культа Радхи-Кришны в Ориссе». Труды Индийского исторического конгресса , вып. 39, 1978, стр. 539–544. JSTOR , https://www.jstor.org/stable/44139393 .
Послушайте эту статью ( 5 минут )
Продолжительность: 4 минуты 31 секунда.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 13 ноября 2016 г. ( 2016-11-13 ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 572a34fd73a2834f8860f855ca14a2ff__1721288580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/ff/572a34fd73a2834f8860f855ca14a2ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Radha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)