Сант Мат
Сант Мат — духовное движение на Индийском субконтиненте, существовавшее в 13–17 веках нашей эры . Название буквально означает «учение святых», то есть мистических индуистских святых. Благодаря общению и поиску истины, следуя святым и их учениям, было сформировано движение. С теологической точки зрения учение отличается внутренней любовной преданностью индивидуальной души ( атмы ) Божественному Главному Богу ( Парматме ). В социальном плане они в основном аскеты, за исключением немногих домохозяев. [1] [2] Сант Мат не следует путать с Радха Соами XIX века , также известным как современное « движение Сант Мат ». [3]
Линию сантов можно разделить на две основные группы: северную группу из провинций Пенджаб , Раджастхан и Уттар-Прадеш , которые выражались преимущественно на народном языке хинди; и южная группа, языком которой является маратхи , представленная Намдевом и другими святыми Махараштры . [1]
Этимология [ править ]
Выражение Сант Мат буквально означает «Учение Святых» – «Путь Сантов (Святых)», «Путь Истины», «Правильный или Позитивный Путь». В качестве «точки зрения Сантов» термин Сант имеет решающее значение. Произошло от санскритского сат ( सत ) и имеет пересекающиеся значения (правда, настоящий, честный, правильный). Его коренное значение — «тот, кто знает (есть) истину» или «тот, кто испытал (слился) с Высшей Реальностью». Термин сант принял общее значение «хороший человек», но по праву относится к поэтам-сантам средневековой Индии. [4] [ нужна страница ]
Святые [ править ]
Движение Сант Мат было неоднородным и состояло в основном из сантов собственных социально-религиозных взглядов , которые были основаны на бхакти (преданности), как описано в Бхагавад-гите . [5] Разделяя так же мало условностей друг с другом, как и с последователями традиций, которым они бросили вызов, санты представляют собой скорее разнообразную совокупность духовных личностей, чем конкретную религиозную традицию, хотя они и признавали общий духовный корень. [6]
Поэты-санты выражали свое учение в народных стихах, обращаясь к простому народу устно на хинди и других диалектах и других языках, таких как маратхи , гуджарати и пенджаби . Они называли «Божественное имя» обладающим спасительной силой и отвергали религиозные ритуалы как не имеющие никакой ценности. Они представили идею, что истинная религия — это подчинение Богу, «живущему в сердце». [5]
Первое поколение североиндийских сантов (в которое входили Кабир и Равидас ) появилось в районе Бенареса в середине 15 века. Предшественниками их были две выдающиеся личности 13 и 14 веков, Намдев и Рамананда . Последний, согласно традиции Сант Мат, был аскетом- вайшнавом, инициировавшим Кабира, Равидаса и других сантов. История Рамананда по-разному рассказана его линией монахов «Рамананди», другими предшествовавшими ему святыми , а затем и сикхами . Практикующие Сант Мат признают, что ученики Рамананды сформировали первое поколение сантов . [7]
Сантс развил культуру заботы об маргинализированных слоях общества. Среди наиболее известных сантов - Намдев (ум. 1350), Кабир (ум. 1518), Нанак (ум. 1539), Мира Бай (ум. 1545), Сурдас (ум. 1573), Даду Даял (ум. 1603). , Тулсидас (ум. 1623) и Тукарам (ум. 1650).
Традиция сантов ( сант - парампара ) оставалась несектантской, хотя ряд поэтов- сантов считались основателями сект. Некоторые из них могут носить имя санта , но были разработаны после них более поздними последователями, такими как Кабир Пантх , Даду Пантх , Дария Пантх, Адвайт Мат , Наука Духовности и Радхасоами . [8]
Лишь небольшое меньшинство религиозных индуистов формально следовало Сант Мату, но эта традиция оказала значительное влияние на индуистов разных сект и каст. Бхаджаны (религиозные песни), приписываемые святым прошлого , таким как Мира Бай, широко слушаются в Индии и в индуистских общинах по всему миру. Традиция сант — единственная в средневековой и современной Индии, которая успешно преодолела некоторые барьеры между индуистской и мусульманской конфессиями. Юлиус Дж. Липнер утверждает, что жизнь многих индусов была заквашена религиозными учениями святых , которые он описывает как освобождающие. [5]
Традиция Сант Мат учит необходимости живого человека-учителя, которого называют почетными титулами, такими как садгуру , или совершенный мастер. [9]
Похожие движения [ править ]
Классические гностики , [10] Считается, что средневековые суфийские поэты, такие как Шамс Тебризи , Джалал ад-Дин Мухаммад Руми или Хафез , а также поэты синдхи , имеют много общего с поэтами-сантами Сант Мат. [11]
Движение Радха Соами в Северной Индии, также известное как « движение Сант Мат ». [3] рассматривается как хранилище традиций сантов и их учений, а также их подхода к религиозной деятельности и представляет собой живое воплощение традиции сант. Самым известным из них является Радхасоами Сатсанг Беас , расположенный на берегу реки Беас, нынешним Живым Мастером которого является Баба Гуриндер Сингх . По словам Марка Юргенсмейера , это утверждение также делают Кабир-панти , Сатпанти , сикхи и другие движения, которые продолжают находить идеи традиции Сант актуальными и сегодня. [12]
Прем Рават и Миссия Божественного Света ( Элан Витал ) считаются частью традиции Сант Мат Дж. Гордоном Мелтоном , Люси ДюПертюи и Вишалом Мангалвади , но эта характеристика оспаривается Роном Гивзом . [13] [14] [15] [16] Религиозное движение 20-го века Эканкар также рассматривается Дэвидом К. Лейном как ответвление традиции Сант-Мат. [17] Джеймс Р. Льюис называет эти движения «выражениями старой веры в новом контексте». [18]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линда Вудхед; и др., ред. (2001). Религии в современном мире: традиции и трансформации (Перепечатка. Под ред.). Лондон: Рутледж. стр. 71–2 . ISBN 0-415-21784-9 .
- ^ Джонс, Констанс А.; Райан, Джеймс Д. (2007). «Сант Мат» . Энциклопедия индуизма . Энциклопедия мировых религий. Дж. Гордон Мелтон , редактор серии. Нью-Йорк: факты в архиве. п. 383. ИСБН 978-0-8160-5458-9 . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонс, Констанс А.; Райан, Джеймс Д. (2007). «Движение Сант Мат» . Энциклопедия индуизма . Энциклопедия мировых религий. Дж. Гордон Мелтон , редактор серии. Нью-Йорк: факты в архиве. стр. 383–384. ISBN 978-0-8160-5458-9 . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 г.
- ^ Шомер, Карин, Сант-традиция в перспективе , в Сант-Мат: Исследования религиозной традиции Индии в Шомере К. и Маклеоде WH (ред.) ISBN 0-9612208-0-5
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Липнер, Джулиус Дж. Индусы: их религиозные верования и обычаи (1994). Рутледж (Великобритания), стр. 120-1. ISBN 0-415-05181-9
- ^ Золото, Даниил, клан и родословная среди святых: семя, субстанция, служение , в Sant Mat: Исследования религиозной традиции Индии в Шомере К. и Маклеоде WH (ред.). стр. 305, ISBN 0-9612208-0-5
- ^ Хис, Питер, Индийские религии: исторический читатель духовного выражения и опыта , (2002) стр. 359. Нью-Йоркский университет Пресс, ISBN 0-8147-3650-5
- ^ Водевиль, Шарлотта. «Сант Мат: сантизм как универсальный путь к святости» в книге «Сант Мат: исследования религиозной традиции Индии» Шомера К. и Маклеода WH (ред.) ISBN 0-9612208-0-5
- ^ Льюис, Джеймс П. (1998). В поисках света: раскрытие правды о движении духовного внутреннего осознания и его основателе Джоне-Роджере . Хитчин: Мандевиль Пресс. п. 62. ИСБН 0-914829-42-4 .
- ↑ О сходстве Сант-Мата с классическим гностицизмом см.: Дэвидсон, Джон, 1995, Евангелие от Иисуса . Дэвидсон, Риза славы . Дьем, Андреа Грейс, Гностическая тайна . Тесслер, Нил, «Страсти Софии» , онлайн.
- ^ Алсани, Али. Литературная культура синдхи , Поллок, Шелдон I (ред.) Литературная культура в истории (2003), стр. 637–8, Калифорнийский университет Press, ISBN 0-520-22821-9
- ^ Юргенсмейер, Марк. Возрождение Радхасоами, стр. 329–55 в Sant Mat: Исследования религиозной традиции Индии в Шомере К. и МакЛеоде WH (ред.) ISBN 0-9612208-0-5
- ^ Мелтон, Дж. Гордон, Энциклопедия американских религий
- ^ ДюПертюи, Люси. «Как люди распознают харизму: случай даршана в Радхасоами и миссии Божественного света» в журнале «Социологический анализ: журнал по социологии религии» , том. 47 № 2 Ассоциации социологии религии. Чикаго, лето 1986 г., ISSN 0038-0210, стр. 111-124.
- ^ Мангалвади, Вишал (1977). Мир Гуру . Нью-Дели: Издательство Vikas Publishing House Pvt. ООО с. 218. ИСБН 0-7069-0523-7 .
- ^ Дживс, Рон . «От миссии Божественного Света к Elan Vital и за его пределами: исследование изменений и адаптации» в Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions Vol. 7 № 3. Март 2004 г., стр. 45–62. Первоначально представлено на Международной конференции по религиям меньшинств, социальным изменениям и свободе совести 2002 года (Университет Юты в Солт-Лейк-Сити). В Калибре (Журналы Калифорнийского университета Press)
- ^ Лейн, Дэвид К., «Создание духовного движения», Del Mar Press; Ред. издание (1 декабря 1993 г.), ISBN 0-9611124-6-8
- ^ Льюис, Джеймс Р. Оксфордский справочник новых религиозных движений, с. 23, Издательство Оксфордского университета (2003), ISBN 0-19-514986-6
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бартвал , Питамбар Датт. Школа поэзии хинди Ниргуна: изложение мистицизма Санты , Банарас: Индийский книжный магазин, 1936.
- Боксер Каравелла, Мириам. Святое Имя , Беас: Радха Соами Сатсанг Беас, 2003. ISBN 978-81-8256-029-1
- Боксер Каравелла, Мириам. Мистическое сердце иудаизма , Беас: Радха Соами Сатсанг Беас, 2011. ISBN 978-93-8007-716-1
- Дэвидсон, Джон (1995). Евангелие Иисуса , Шефтсбери, Дорсет: Элемент, 1995. ISBN 1-904555-14-4
- Дэвидсон, Джон. Риза славы: Древняя притча о душе , «Элемент», 1992. ISBN 1-85230-356-5
- Голд, Дэниел (1987). Господь как гуру: Хинди Сантс в североиндийской традиции , Нью-Йорк: Oxford University Press, 1987. ISBN 0-19-504339-1
- Инайят Хан. Мистика музыки, звука и слова , Дели: Мотилал Банарсидасс, 1988. ISBN 81-208-0578-Х
- Юргенсмейер, Марк (1991). Реальность Радхасоами: логика современной веры , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-07378-3
- Кирпал Сингх . Наам или Слово . Блейн, Вашингтон: Книги Рухани Сатсанг. ISBN 0-942735-94-3
- Лоренцен, Дэвид Н. (1995). Религия бхакти в Северной Индии: общинная идентичность и политические действия . Нью-Йорк: SUNY Press . ISBN 978-0-7914-2025-6 .
- РССБ. Сурат Шабад Йог или Радхасоами .
- Малеки, Фарида. Шамс-э Тебризи: идеальный учитель Руми , Нью-Дели: Исследовательский центр науки о душе, 2011. ISBN 978-93-8007-717-8
- Пури, Лекх Радж, Мистика: духовный путь , Беас: Радха Соами Сатсанг Беас, 1964, 2009. ISBN 978-81-8256-840-2
- Шомер, Карин и Уильям Хьюат МакЛеод, редакторы (1987). Санты: Исследования религиозной традиции Индии , Дели: Мотилал Банарсидасс, 1987. Научные статьи с конференции в Беркли 1978 года, посвященной Сантам, организованной Высшим богословским союзом и Центром исследований Южной Азии Калифорнийского университета. ISBN 81-208-0277-2
- Сокровищница мистических терминов, Нью-Дели: Исследовательский центр науки о душе. ISBN 81-901731-0-3
- Баба Джайгурудев [1]
- Дера Сач Кханд Баллан [2]