Jump to content

Миссия Божественного Света

Миссия Божественного Света ( Дивья Сандеш Паришад ; DLM ) — организация, основанная в 1960 году гуру Хансом Джи Махараджем для своих последователей в северной Индии. В 1970-е годы DLM приобрела известность на Западе под руководством его четвертого и младшего сына ( Прем Рават ). Некоторые ученые отмечали влияние Бхагавад -гиты и традиции Радха Соами , также известной как движение Сант Мат , но западное движение широко рассматривалось как новое религиозное движение , культ , харизматическая религиозная секта или альтернативная религия. Представители DLM заявили, что движение представляет собой церковь, а не религию. [ 1 ]

Когда Шри Ханс Джи Махарадж умер в 1966 году, на посту гуру его сменил Прем Рават, которому тогда было всего восемь лет, несмотря на конкурирующие претензии со стороны других членов семьи. Хотя Прем Рават был принят в качестве преемника своего отца, из-за его возраста его семья сохранила эффективный контроль над DLM. В 1971 году Рават бросил вызов своей матери, отправившись в Великобританию и США, где были созданы и быстро расширились местные отделения DLM. К 1973 году у DLM было более миллиона последователей в Индии и десятки тысяч последователей на Западе, а также десятки ашрамов и сотни центров. [ 2 ]

Когда Рават подрос, он начал играть более активную роль в движении и, когда ему исполнилось шестнадцать, после финансово катастрофического фестиваля «Миллениум-73» , он взял на себя административный контроль над американским отделением. Его растущая независимость и его брак с неиндийцем в 1974 году вызвали постоянный разлад с его матерью и двумя его братьями, Сатпалом Джи Махараджем и Бхоле Джи Махараджем. Они вернулись в Индию, где его старший брат Сатпал Махарадж взял на себя управление индийским DLM.

В начале 1980-х Рават начал расформирование западного DLM. Он закрыл ашрамы и устранил оставшиеся индийские влияния из своей презентации, чтобы сделать ее независимой от какой-либо конкретной культуры или религии. В США, Великобритании, Франции и Австралии была создана компания Elan Vital , которая заменила DLM в поддержке Равата в его роли учителя.

Основание и первые годы в Индии

[ редактировать ]

Шри Ханс Махарадж Джи , инициированный гуру Сант Мат Шри Сварупанандом Джи , начал преподавать в Синд и Лахор индийских провинциях в 1930-х годах. В 1950 году он начал инициировать Махатм , последователей, которые сами могли инициировать преданных, и основал журнал под названием «Хансадеш», который действует до сих пор в 2017 году. [ 3 ]

В 1960 году в городе Патна он основал Миссию Божественного Света ( Дивья Сандеш Паришад ) для организации последователей по всей Северной Индии. На момент его смерти 19 июля 1966 года Миссия Божественного Света насчитывала шесть миллионов членов в Индии. [ 4 ]

В течение традиционных 13 дней траура его мать и высокопоставленные представители организации обсуждали вопрос о преемственности. Прем Рават, которому в то время было 8 лет, обратился к толпе и был принят ими как их учитель и « Совершенный Мастер » и назван Бал Бхагваном. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Из-за его возраста эффективный контроль над DLM принадлежал всей семье. [ 8 ]

Международные следы

[ редактировать ]

В 1971 году Рават, тогда известный как Гуру Махараджи Джи, отправился на Запад вопреки желанию и желанию своей матери. [ 9 ] DLM была основана в США и Великобритании. Штаб-квартира американского филиала находилась в Денвере, штат Колорадо . Она была зарегистрирована там как некоммерческая корпорация и в 1974 году была признана церковью Налоговой службой США в соответствии с разделом 501(c)(3). [ 10 ] [ 11 ]

К 1972 году DLM работала в Северной и Южной Америке, Европе и Австралии. К 1973 году DLM действовала в 37 странах, десятки тысяч людей получили инициацию (стали премьерами), а в США и Великобритании сформировалось несколько сотен центров и десятков ашрамов. В DLM заявили, что на тот момент у них было 8000 преданных и сорок ашрамов. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

В США штат штаб-квартиры вырос до 125 человек, а телексы связывали штаб-квартиру с ашрамами. [ 15 ] Были открыты учреждения социального обслуживания, в том числе медицинская клиника в Нью-Йорке. Была организована Женская духовно-правовая организация, занимающаяся оказанием помощи лицам, находящимся в тюрьмах, психиатрических учреждениях и больницах. [ 13 ] [ 16 ] DLM США издавало два периодических издания: And It Is Divine ( AIID ), ежемесячный журнал тиражом 90 000 экземпляров; и Divine Times , газета, выходящая раз в две недели, тиражом 60 000 экземпляров. [ 17 ] Стартовая цена AIID составляла 1 доллар, но большая часть из них, как и реклама, раздавалась бесплатно. [ 18 ] Всемирный корпус мира (WPC) был создан как сила безопасности для обеспечения защиты Равата. После того, как Боб Мишлер, президент DLM, был отстранен от власти, он сказал, что Равату пришла в голову идея создать отряд телохранителей после просмотра «Крестного отца» . [ 19 ] WPC стал организатором встреч и деловых встреч. [ 14 ] Под эгидой DLM США было основано множество предприятий, включая прачечные самообслуживания, магазины подержанной одежды, агентство по чартерным рейсам («Divine Travel Services»), ремонтную службу и службу уборки «Чистота-это-рядом с благочестием». [ 15 ] [ 20 ]

Детройтский инцидент

[ редактировать ]

8 августа 1973 года, когда Рават находился в мэрии Детройта, чтобы получить памятную резолюцию, восхваляющую его работу, Пэт Хэлли, который в то время был репортером подпольного периодического издания Детройта « Пятое сословие» , ударил его по лицу пирогом с кремом для бритья. [ 21 ] [ 22 ] В ответ Рават заявил, что не хочет, чтобы нападавший был арестован или ранен, но через несколько дней на репортера напали двое мужчин, и он серьезно пострадал. [ 23 ] [ 24 ] Когда местные члены узнали об инциденте, они уведомили Равата в Лос-Анджелесе, который выразил свои сожаления и соболезнования семье Пэта Хэлли и потребовал, чтобы DLM провело полное расследование. Личности нападавших, один из них - индиец, установлены. Они признали свою причастность к инциденту и предложили сдаться. Полиция Чикаго была немедленно уведомлена. [ 25 ] Полиция Детройта отказалась инициировать процедуру экстрадиции, утверждая, что они не смогли найти нападавших или что стоимость их экстрадиции из Чикаго в Детройт делает ее непрактичной. Ордер на арест остался невыполненным. [ 26 ] Некоторые объясняют это бездействие полиции Детройта радикальной политикой Хэлли. Позже представитель заявил, что гражданина Индии «отправили в Европу». [ 27 ]

Фестивали

[ редактировать ]

Фестивали были регулярной частью деятельности Миссии Божественного Света и источником дохода. Члены платили от 50 до 100 долларов за участие, а мероприятия даршана приносили значительные пожертвования. [ 28 ] DLM отметила три основных фестиваля: Холи, который отмечается в конце марта или начале апреля; Гуру Пуджа, которая прошла в июле; и Ханс Джаянти, который выпадает на ноябрь. [ 29 ] Ханс Джаянти отмечает день рождения основателя DLM. [ 30 ] По словам Марка Галантера , участники фестиваля в Орландо, штат Флорида, «выглядели так, как будто их пригласили из аспирантуры большого университета — яркие, не слишком тщательно ухоженные, небрежно одетые. Они были живые, добродушные и веселые. привержены своим совместным усилиям. Не было праздности, дерзости, марихуаны, пива, громкой музыки или флирта - всех отличительных черт более типичного собрания людей в возрасте двадцати лет». [ 31 ] Другие фестивали проводились на национальном и местном уровне и иногда организовывались без предварительного уведомления. Посещение до десяти фестивалей в год означало, что многие члены не могли регулярно работать полный рабочий день, и им приходилось жертвовать досугом и общественной деятельностью, чтобы посвятить время зарабатыванию денег, необходимых для участия. [ 32 ]

В 1972 году семь авиалайнеров были зафрахтованы, чтобы доставить членов из США и других стран на фестиваль Ханса Джаянти, проходивший в главном ашраме недалеко от Нью-Дели . 2500 иностранных членов разбили лагерь в «городе любви» миссии на месяц. [ 33 ] Сообщается, что мероприятие собрало в общей сложности 500 000 посетителей. [ 34 ] Когда Рават прилетел в Индию для участия в мероприятии, его обвинили в попытке переправить в страну наличные деньги и драгоценности на сумму 65 000 долларов, но никаких обвинений предъявлено не было. [ 35 ] а позже правительство Индии принесло извинения. [ 36 ] [ 37 ] Обвинение привело к негативному освещению в индийской прессе и обидам между Раватом и его матерью, которая убедила его вернуться в Индию на фестиваль. [ 33 ]

В июне 1973 года британское DLM под руководством матери Према Равата, действовавшей от имени своего сына, организовало «Фестиваль любви» в Александра Палас в Лондоне. Несмотря на то, что мероприятие привлекло тысячи посетителей, Рават начал подвергаться враждебному освещению в прессе, отчасти из-за того, что он опаздывал или вообще не появлялся на запланированных выступлениях. Членство росло очень быстро, но у организаторов не было четкого представления, куда вести последователей, и у них не было финансовых ресурсов, чтобы содержать такое количество штатных сотрудников. [ 14 ]

Миллениум '73

[ редактировать ]

Фестиваль Ханса Джаянти 1973 года проводился в Astrodome в Хьюстоне, штат Техас , и был известен как «Миллениум '73». [ 38 ] Бесплатное трехдневное мероприятие было объявлено «самым значительным событием в истории человечества», которое ознаменует «тысячу лет мира для людей, которые хотят мира», причем идея заключалась в том, что мир придет в мир, когда люди почувствуют внутренний мир. [ 39 ] В целях продвижения мероприятия 20-летний брат Према Равата, Бхоле Джи Рават, в течение двух недель гастролировал с группой Blue Aquarius из 60 человек, давая бесплатные концерты. [ 40 ] Тур с участием 500 участников получил название «Soul Rush» и по пути в Хьюстон посетил семь городов. [ 41 ]

Ренни Дэвис , хорошо известный как один из обвиняемых по делу «Чикагской семерки» , привлек широкое внимание средств массовой информации в качестве представителя Равата. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] На мероприятии Дэвис заявил: «Все, что я могу сказать, честно говоря, очень скоро каждый человек узнает, что тот, кого ждали все религии всех времен, действительно пришел». [ 45 ] На пресс-конференции в «Миллениуме» Рават отрицал, что он Мессия, а когда журналисты спросили его о противоречиях между тем, что он говорил о себе, и тем, что говорили о нем его последователи, Рават ответил: «Почему бы вам не оказать мне услугу… .. почему бы тебе не пойти к преданным и не спросить их объяснений по этому поводу?» [ 46 ] В то время как брат Равата Сатпал номинально отвечал за фестиваль, Дэвис был «генеральным координатором» и занимался деталями. [ 47 ]

Ожидания от мероприятия были очень высокими: прогнозировалось, что оно соберет более 100 000 человек. [ 48 ] или даже целых 400 000 человек из Satpal. Дэвис в частном порядке сказал, что, по его мнению, 22 000 — более реалистичная оценка, и зарезервировал 22 000 мест в отеле. [ 49 ] Ходили даже разговоры о месте на стоянке, отведенном для приземления летающей тарелки. [ 50 ] Когда Сатпал услышал о летающей тарелке, он сказал: «Если вы ее увидите, просто дайте им немного нашей литературы». [ 12 ] Фактическая посещаемость оценивалась в 35 000 человек, а полиция - в 10 000 человек. [ 39 ] [ 51 ]

Мероприятие включало впечатляющую постановку, рок-группу из 56 человек и огромный видеоэкран, на котором было показано множество кадров бурных 1960-х годов. [ 13 ] [ 39 ] [ 52 ] Хотя это не было освещено в новостях национального телевидения, оно получило широкое освещение в печатных СМИ. Сообщалось, что премьеры были «веселыми, дружелюбными и невозмутимыми и, казалось, питались своей верой». Для 400 первоклассных родителей, присутствовавших на мероприятии, Рават «был реабилитатором блудных сыновей и дочерей». [ 53 ] Представители СМИ обнаружили «смятенную мешанину невнятно выраженных идей». [ 54 ] Он был изображен в отмеченном наградами американском документальном фильме «Повелитель Вселенной», показанном телеканалом PBS в 1974 году. [ 42 ] [ 55 ] Мероприятие было названо «молодежным культурным событием года». [ 56 ] Певец и автор песен Лаудон Уэйнрайт III посетил фестиваль и позже заметил, что, хотя премьеры внутри выглядели счастливыми, те, кто снаружи, спорили с Иисусом Уродами и Кришнаитами . Песня Уэйнрайта «I am the Way» была частично вдохновлена ​​Премом Раватом. [ 57 ]

На фестивале Ларри Бернштейн, лауреат премии, 41-летний архитектор, описал «Божественный город», который будет построен с нуля, начиная со следующего года. Он должен был представлять собой полупрозрачные шестиугольные пластиковые дома, поставленные на бетонные колонны и соединенные монорельсовыми дорогами. Загрязняющие окружающую среду транспортные средства будут заменены электромобилями, а для производства энергии будет использоваться солнечная энергия. Карты заменят наличные. Использование передовых технологий для обеспечения чистоты воздуха, сказал Ренни Дэвис журналисту, станет практической демонстрацией того, что значит иметь рай на Земле. [ 58 ] Было предложено два места: либо горы Блу-Ридж , либо где-нибудь недалеко от Санта-Барбары, Калифорния . [ 43 ] [ 50 ] Бывший президент и вице-президент DLM позже сказал, что Прем Рават часто говорил о строительстве такого города. [ 59 ] Планы строительства города были отложены из-за финансового кризиса, последовавшего за фестивалем тысячелетия. [ 60 ] Учредительные документы для создания «Города любви и света без границ, Инк.» были поданы в Колорадо в 1974 году, а в 1975 году была предпринята неудачная попытка построить поселение недалеко от Сан-Антонио, штат Техас. [ 61 ]

Задолженность DLM оценивается от 600 000 до более 1 миллиона долларов, что связано с плохим управлением и низкой посещаемостью. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Долг серьезно подорвал финансы DLM. [ 56 ] [ 65 ] Расходы, связанные с мероприятием, покрывались за счет краткосрочного кредита, исходя из ожидания того, что пожертвования поступят после бесплатного фестиваля. [ 66 ] Финансовые проблемы DLM после тысячелетия вынудили ее закрыть ашрамы, продать свой полиграфический бизнес и недвижимость, а также отказаться от аренды своего компьютера IBM. Ежемесячные пожертвования упали со 100 000 до 70 000 долларов. [ 67 ] По словам Мессера, «чтобы выплатить долги, оставшиеся после мероприятия в Хьюстоне, преданные по всей стране передали свое имущество компании Divine Sales, которая проводила массовые гаражные распродажи, посещала блошиные рынки и изобретала множество способов избавиться от товаров». [ 68 ] К 1976 году долг удалось сократить до 80 000 долларов. [ 69 ] Следовательно, фестиваль потребовал изменений в политике внутри организации движения. [ 64 ]

Брак и раскол

[ редактировать ]

Из-за возраста Прем Равата Джагат Джанни Мата Джи, его мать и ее старший сын Сатпал Рават (позже известный как Сатпал Джи Махарадж) управляли делами всемирной DLM. Когда Прему Равату исполнилось шестнадцать, он захотел принять более активное участие в руководстве движением. По словам Даунтона, «это означало, что ему пришлось вторгнуться на территорию своей матери, а, учитывая тот факт, что она привыкла контролировать ситуацию, драка была неизбежна». [ 70 ] [ 71 ] В декабре 1973 года, когда ему исполнилось 16 лет, Рават взял на себя административный контроль над американским отделением Миссии и начал отстаивать свою независимость от своей матери, которая вернулась в Индию с Сатпалом. [ 13 ]

В мае 1974 года судья дал Равату согласие на брак без разрешения родителей. [ 72 ] Его брак с его секретарем, Мэрилин Джонсон, 24-летней последовательницей из Сан-Диего, штат Калифорния , праздновался в внеконфессиональной церкви в Голдене, штат Колорадо . [ 73 ] Мать Равата, Мата Джи, не была приглашена. [ 74 ] В результате женитьбы Рават стал эмансипированным несовершеннолетним . Он назвал свою жену «Дурга Джи», в честь индуистской богини Дурги . [ 75 ] [ 13 ]

Решение Равата выйти замуж за жителя Запада спровоцировало борьбу за контроль над DLM. [ 76 ] Его мать утверждала, что Рават, женившись, нарушил свою духовную дисциплину и стал «плейбоем». Она назначила Сатпала новым главой DLM India, но премьер-министры западных стран остались верны Равату. [ 13 ] Брак привел к постоянному расколу между Прем Раватом и его матерью, а также вызвал глубокий раскол в движении. Многие последователи покинули ашрамы, чтобы пожениться, и база поддержки неизбежно переместилась из ашрамов в сторону более широкого сообщества премьер-министров. [ 13 ] Другие чувствовали себя «почти преданными», отчасти потому, что он отстаивал безбрачие, одно из требований жизни в ашраме, прежде чем сам женился. [ 14 ] [ 64 ] [ 77 ] [ 78 ] Плохая пресса на фестивалях и раскол, вызванный женитьбой Прем Равата в 1974 году, ознаменовали конец фазы роста движения. [ 14 ] [ 63 ] [ 79 ] [ 80 ]

В 1975 году Прем Рават вернулся в Индию, пытаясь получить контроль над индийской DLM. Мировое соглашение по решению суда привело к тому, что его старший брат Сатпал сохранил контроль над индийской DLM, в то время как Рават сохранил контроль над DLM за пределами Индии. [ 9 ]

вестернизация

[ редактировать ]

После разлада с матерью Рават объявил, что заменяет преимущественно индийский имидж западным, и начал носить деловые костюмы вместо своей полностью белой индийской одежды. [ 13 ] Индийские махатмы были заменены представителями Запада, а индийская терминология вышла из употребления. Рават призвал премьер-министров покинуть ашрамы. [ 70 ] По одной из оценок, к 1976 году число членов во всем мире сократилось с 6 миллионов до 1,2 миллиона. [ 67 ] а в США число заявленных инициаторов с 50 000 сократилось до 15 000 постоянных участников. [ 81 ] В 1976 году представитель Миссии объяснил, что более высокие цифры были завышены из-за плохого ведения учета. [ 82 ] По оценкам, в середине 1970-х годов в ашрамах проживало от 500 до 1200 членов. [ 83 ] К концу 1970-х годов движение потеряло около 80% своих последователей в США. [ 84 ] Бромли и Хаммонд объясняют упадок групп, включая Миссию Божественного Света, внутренними факторами, а также частично «дискредитирующими сообщениями средств массовой информации об их деятельности», сообщениями, которые создали «широко распространенное общественное восприятие «контроля над разумом» и других «культовые» стереотипы». [ 85 ]

Миссия Божественного Света также привлекла внимание антикультового движения . Некоторые члены были насильственно похищены и депрограммированы . [ 86 ] Некоторые бывшие члены стали откровенными критиками организации и напали на группу, выдвигая, как Мелтон, «стандартные антикультовые обвинения в промывании мозгов и контроле над разумом». [ 87 ] Говоря о бывших подписчиках, представитель DLM Джо Анктил сказал: «Многие люди вначале просто путешествовали. Они чувствовали, что их нужно «раскрутить», а некоторые не оставались там достаточно долго, чтобы выйти за рамки этого. Но мы изменились, поскольку изменилось наше понимание». [ 81 ] [ 88 ] Боб Мишлер, президент-основатель DLM в США, был отстранен от должности Раватом в 1977 году и дал интервью в 1979 году вместе с бывшим вице-президентом, в котором он сказал, что обеспокоен тем, что DLM становится «уклонением от уплаты налогов для гуру», и сказал, что боится повторения Джонстауна . Они также обвинили Равата в неподобающем поведении. [ 59 ] [ 89 ] Обвинения Мишлера не нашли поддержки и не повлияли на ход миссии. [ 13 ]

В 1980-е годы Прем Рават убрал из своего послания индийские атрибуты и принял более западный стиль. [ 10 ] [ 90 ] Мелтон сказал, что миссия была расформирована, [когда] Прем Рават лично отказался от атрибутов индийской культуры и религии, чтобы сделать свое учение независимым от культуры, верований и образа жизни. [ 91 ] Прем Равата больше нельзя было почитать как бога или считать Совершенным Мастером. [ 84 ] [ 91 ] [ 92 ] Ашрамы были закрыты вместе со штаб-квартирой в Денвере (1979 г.). На смену организации «Миссия Божественного Света» пришла Элан Виталь ; [ 93 ] [ 94 ] Название американской организации было изменено на Elan Vital в 1983 году после подачи заявления об изменении названия организации. [ 95 ] [ 96 ] Прем Рават попросил называть его «Махараджи» вместо «Гуру Махарадж Джи».

По словам Рона Гивса , религиозного учёного, который был связан с учением Прем Равата последние тридцать лет: [ 97 ]

Махараджи выбрал путь постоянной трансформации, на котором организационные формы создаются, используются, а затем разрушаются, обеспечивая тем самым гибкость, позволяющую справляться с быстро меняющимися социальными отношениями, предлагать прагматичные решения внутренних проблем и, прежде всего, удерживать своих учеников сосредоточенными на сути. сообщение, а не периферийные требования организационных форм. [ 98 ]

С тех пор Elan Vital стал «практически невидимым». Рават перестал давать интервью и публично заявлять о своих визитах. [ 99 ] По состоянию на 2008 год он продолжал писать, читать лекции и гастролировать при поддержке Elan Vital и Prem Rawat Foundation. [ 100 ]

DLM в Индии

[ редактировать ]

В 1975 году Мата Джи взяла под свой контроль DLM в Индии в результате раскола и назначила своего старшего сына Сатпала Равата ее главой . Судебный процесс в Индии привел к тому, что его брат Сатпал получил контроль над Миссией Божественного Света в Индии, а Рават продолжил возглавлять DLM в остальном мире. [ 101 ] [ 102 ] [ 103 ]

Сатпал Рават, ныне известный как Шри Сатпал Джи Махарадж, учит «Манав Дхарам» («Дхарам [религия] человечества»). Он также является политиком и бывшим министром профсоюзов в Индии и основал «Манав Уттан Сева Самити», которую он описывает как «всеиндийскую зарегистрированную добровольную организацию социального обеспечения и благотворительности», которая также «делает свободным доступ к духовным Знаниям, которые являются суть всех религий». [ 104 ] Сторонники Сатпала Равата теперь утверждают, что он является законным преемником своего отца, Ханса Джи Махараджа . [ 105 ] [ 106 ] Ученые, написавшие о преемственности, сообщают, что Сатпал и остальные члены семьи приняли и поддерживали заявление Према о преемственности в течение восьми лет. [ 8 ] [ 107 ] [ 108 ]

Божественная объединенная организация (DUO) была организацией, зарегистрированной в соответствии с Законом о регистрации обществ № 21 1860 года. [ 109 ] с регистратором Дели в 1977 году для распространения учения Прем Равата в Индии. По словам Гивза, DUO оставался в Индии до тех пор, пока его не заменил Радж Видья Бхаван [так в оригинале]. [ 71 ] Радж Видья Кендер (Центр Царя Знаний) заявляет на своем веб-сайте, что он был зарегистрирован в соответствии с Законом о регистрации обществ в 1977 году под регистрационным номером 8845/77 «лицами, желающими помочь в распространении послания Махараджи надежды и мир." [ 110 ]

Верования и практики

[ редактировать ]

По мнению некоторых учёных, на Шри Ханса повлияли как Сант традиция , так и Бхагавад-гита . Рейнхарт Хаммель писал, что из первого произошло сведение индуизма к внутренней реализации божественного и почитанию гуру, а из второго - акцент на практической жизни. Хаммель также отметил, что DLM никогда не разрабатывала систематическую доктрину ни во времена Ганса, ни во времена Према Равата. Хаммель далее утверждал, что влияние североиндийской традиции сант было доминирующим в эклектичном мышлении Ганса и что из традиции сант также возник отказ от внешних ритуалов и церемоний; отказ от аскетизма в пользу жизни домохозяина; отказ от почитания идолов и сосредоточение внимания на гуру как проявлении божественного. Хаммель также отметил, что четыре техники медитации имеют первостепенное значение для Према, как и для Ганса. [ 111 ]

Никаких правил или положений не навязывалось, не преподавалось никаких убеждений или этических практик. [ 76 ] [ 112 ] Фундаментальные практики внутреннего мира были воплощены и испытаны посредством сатсанга , служения и медитации , сумма которых представляет собой опыт, называемый «Знанием». Члены DLM формально медитировали два раза в день и, когда это было возможно, посещали беседы о Знании (известные как сатсанг). По словам Галантера, «сатсанг мог проводиться как для активных участников, так и для тех, у кого был лишь случайный интерес. мифология и западная философия». В исследовании Фло Конвей и Джима Сигельмана бывшие последователи заявили, что они тратили 32,9 часа в неделю на групповые процессы и ритуалы и 19,9 часов на дополнительное обучение или идеологическую обработку (лекции, семинары, мастер-классы и т. д.). [ 113 ] Вегетарианство поощрялось, но не насаждалось, за исключением ашрамов и Божественных центров.

Пять «заповедей» были частью учения Миссии Божественного Света: [ 60 ] [ 114 ]

  1. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.
  2. Постоянно медитируйте и помните Святое Имя.
  3. Не оставляйте места сомнениям в уме.
  4. Никогда не откладывайте посещение сатсанга.
  5. Всегда имейте веру в Бога.

В Соединенных Штатах первые годы Миссии Божественного Света были отмечены быстрым ростом местных ашрамов, связанных между собой, объединенных главным образом общей преданностью Гуру Махараджу Джи. По мере того как DLM становилась все более структурированной и централизованной, руководство и власть стали концентрироваться в штаб-квартире в Денвере. По мнению ученых, желание Прем Равата укрепить свою власть и авторитет над движением в США привело к усилению формализации правил и положений жизни в ашраме, стандартов для набираемых «кандидатов» и давления в сторону сертификации учителей движения. [ 64 ] [ 115 ] По мнению ученых Фосса и ван дер Ланса, учение Ханса Джи Махараджа было сведено к минимуму после 1975 года, и ожидалось, что последователи примут Прем Равата как своего личного спасителя. [ 116 ]

Дэвид В. Барретт отметил, что движение DLM часто критиковали за подчеркивание превосходства субъективного эмоционального опыта над интеллектом. [ 117 ] Социологи Ральф Ларкин и Дэниел А. Фосс сделали аналогичные наблюдения в 1978 году. [ 56 ] В ответ религиовед Рон Гивз , сам член движения, обвинил Фосса и Ларкина в предвзятости. [ 118 ]

В статье 1981 года, основанной на голландском отделении Миссии Божественного Света, говорилось, что DLM не имела особой философской основы и что все ее основные вероучения и принципы были описаны в песне, связанной с индуистским ритуалом под названием аарти . [ 119 ] Арти пели Прем Равату утром и вечером в ашрамах. [ 120 ]

Рават говорит, что он не берет плату за обучение людей техникам Знания. [ 121 ] [ 122 ] Связанные организации, которые поддерживают распространение послания Равата, финансируются за счет пожертвований. [ 123 ] По данным Фонда Прем Рават, его поддерживают люди, которые ценят послание Равата и хотят помочь сделать его доступным для других. [ 124 ]

Сравнивая новые религиозные движения, Гартрелл и Шеннон отметили, что люди, похоже, искали такие религиозные организации, чтобы получить ответы на вопросы об их конечном значении, а также ответы на более прозаические вопросы. Обсуждая различия в тактике вербовки, используемой этими группами, они поставили Миссию Божественного Света на золотую середину между движениями, в которых новобранцы подвергались любовной бомбардировке или охвачены волнами сильных чувств, и движениями, в которых эмоциональные связи не поощрялись. Они сообщили, что тесные связи между новичками и членами DLM развивались постепенно в течение трех-четырех месяцев, между первоначальным контактом и посещением «сессии знаний», и зарождающаяся дружба была важным форумом, на котором новички высказывали сомнения и обсуждали убеждения DLM. . Таким образом, эти отношения дополняли весьма когнитивный процесс преобразования, в котором с самого начала поощрялось активное рассмотрение идей и убеждений движения. Они нашли мало доказательств того, что социальные вознаграждения были организованы движением, ни по степени, ни по времени. [ 125 ]

Социолог Джеймс В. Даунтон , изучавший DLM в течение пяти лет, сообщил, что «идеализм этих премьеров был одной из движущих сил их перехода [в DLM]. Они хотели создать более заботливый мир». [ 126 ] Через пять лет после того, как предметы его исследования стали предметами изучения, он написал:

«У меня нет никаких сомнений в том, что эти премьеры изменились в положительную сторону. Сегодня они кажутся менее отчужденными, бесцельными, обеспокоенными, напуганными и более миролюбивыми, любящими, уверенными в себе и ценящими жизнь. Мы могли бы приписать эти изменения сдача, преданность и их участие в сообществе премьер-министров, несомненно, оказало положительное влияние, но, если принять то, что говорят премьеры, ни один из них не был таким важным, как их опыт вселенского духа. Медитация на жизненную энергию для пятерых. лет они сообщают о более позитивном отношении к себе». [ 127 ]

По словам Кэрролла Стоунера и Джо Энн Парк, когда они посетили ашрам, премьеры «похоже, что они контролируют свою жизнь и, казалось, достигают некоторой степени мира как побочного продукта образа жизни, который они считают конструктивным и здоровым». . Когда неделю спустя те же участники посетили выступление Према Равата, «они потеряли контроль, рыдали, покачивались и преклоняли колени, чтобы поцеловать его ноги». [ 63 ]

По словам Фосса и ван дер Ланса, членами, присоединившимися до 1975 года, как правило, были молодые люди из контркультуры, употреблявшие психоделические наркотики. Они утверждали, что более поздние члены были старше и более ответственно выполняли обычную работу, разочаровавшись в традиционных религиях или других восточных движениях. [ 128 ]

Исследование групповой сплоченности, проведенное Марком Галантером в 1974 году на основе ответов на анкеты, данные 119 членами DLM, случайно выбранными из регистрационных очередей на фестиваль, показало, что после двух лет участия в DLM участники сообщили о значительном снижении психологического стресса и употребления наркотиков по сравнению с к их статусу предварительного членства. Исследование показало, что 45% опрошенных ежедневно употребляли марихуану до того, как присоединились, тогда как на момент исследования это делали только 7%. Семьдесят один процент сообщили о психологическом стрессе перед присоединением по сравнению с 37% на момент исследования. В целом, 38% обращались за профессиональной помощью по поводу психологических проблем, прежде чем присоединиться. Эти наблюдения привели к тому, что Галантер описывает как «очевидное общее улучшение психического состояния, вызванное обращением и его сохранением благодаря продолжению членства», и что участники, независимо от того, были ли они серьезно расстроены или нет до присоединения, сообщили об улучшении эмоционального состояния после присоединения. Галантер сообщает, что 82% опрошенных членов были одиноки, 97% были белыми, а 73% были старше двадцати лет. Процент из них с Католическое или протестантское происхождение отражало население в целом, в то время как членов еврейского происхождения было в десять раз больше, чем среди населения в целом (21% против 2%). Три четверти из них учились в колледже. [ 129 ]

Джеймс В. Даунтон провел сравнительное исследование 41 члена DLM из трех городов США, 29 членов движения Харе Кришна и 40 студентов колледжей. Среди членов DLM средний возраст составлял 23 года и колебался от 19 до 29 лет. Они происходили из среднего класса, все были белыми и учились в колледже в среднем 1,5 года, как и в выборке кришнаитов, хотя члены DLM были менее вероятно, пришли из неполных семей. Шестьдесят пять процентов членов DLM сообщили, что испытали религиозные переживания во время употребления ЛСД . В целом, 95% членов DLM употребляли психоделические наркотики по сравнению с 89% кришнаитов и 67% студентов колледжей. По сравнению со студентами колледжей, меньшее количество членов DLM имели религиозное воспитание и, как правило, имели худший семейный опыт, хотя только 17% были выходцами из «неполных семей». [ 130 ]

Один участник, писавший в 1970-х годах, сказал, что последователей «заставляли жертвовать собственные средства», а некоторые преданные подписали обещания жертвовать по доллару в день, чтобы обеспечить Миссии некоторый надежный доход. [ 68 ] Один из бывших бухгалтеров DLM рассказал, что новых последователей просили отдать все свои сбережения, иногда сотни тысяч долларов, и в некоторых случаях их семьи оспаривали пожертвования. По его словам, «чтобы содержать гуру, нужно много денег». Боб Мишлер, исполнительный директор миссии, уговорил одного человека подписать доверенность вскоре после того, как она присоединилась. Мишлер был уволен Раватом в 1976 году. [ 131 ] [ 132 ]

Миссия Божественного Света начала создавать ашрамы в Индии в 1960-х годах, начиная с небольшого в Раджастане и более крупного под названием Сатлок («Место Истины») между Дели и Харидваром . [ 133 ] Кхушвант Сингх , посетивший штаб-квартиру Миссии в Дели в 1973 году, описал ее как крепость со стенами высотой 8 футов (2,4 м), железными решетчатыми воротами, окружающими внутренний двор, и комплексом зданий, способных вместить 100 человек, и с возможность накормить 50 000 посетителей в особых случаях. Сингх также описал «щедрое использование мрамора, ковров от стены до стены, люстр и современной мебели» как свидетельство богатства. [ 134 ]

На Западе

[ редактировать ]

Лишь небольшая часть членов DLM жила в организованных ашрамах за свою короткую историю, но несколько десятков ашрамов были созданы в США, Великобритании, Европе и Австралии. Ашрамами управляли «генеральные секретари», назначаемые национальным офисом. [ 64 ] [ 135 ] В каждом ашраме была «домохозяйка», которая следила за приготовлением пищи, стиркой, глажкой и питанием, но обычная изоляция домохозяйки и повара превратилась в общий фестиваль, на котором все помогали и помогали. [ 58 ] [ 63 ] [ 71 ] [ 112 ] [ 129 ] Последователи («премии»), жившие в них, часто работали неполный или полный рабочий день на обычной работе и отдавали движению значительную часть, а иногда и весь свой доход. У ашрамов обычно был сопутствующий бизнес, например, точка продаж божественных товаров и компания божественного обслуживания. [ 136 ] Премьер-министры ашрамов стали ядром Миссии в Соединенных Штатах, но сами ашрамы не были источником дохода и никогда не становились более чем самодостаточными. [ 14 ] [ 63 ] [ 64 ] [ 137 ] Последователи, желающие остаться в ашрамах, основанных Раватом, должны были заполнить подробные заявки, в которых основное внимание уделялось их трастовым фондам, страховым полисам и другим активам. [ 138 ]

В Австралии в начале 1970-х годов небольшой процент недоношенных проживал в ашрамах. Некоторые премьеры предпочитают жить в ашраме пару месяцев, чтобы заняться медитацией, а затем переезжают в свои дома или в общие дома. Правила ашрама требовали целомудрия и воздержания от мяса, алкоголя, сигарет и наркотиков. Женатые люди, как и одинокие, жили в ашрамах, и в их случае практика безбрачия означала, что они вступали в сексуальные отношения только со своим супружеским партнером. Около трехсот человек предпочли жить в общественных домах, и почти все семьи были некурящими, непьющими и вегетарианскими, а в некоторых финансы и энергия были объединены на благо всех. Каждое домашнее хозяйство принимало собственные решения относительно образа жизни и часто содержало студентов и супружеские пары. [ 139 ]

Помимо ашрамов, существовало еще много резиденций с меньшими формальностями. «Премьер-центрами» назывались домохозяйства, приверженные деятельности Миссии, которые жертвовали 30% своего дохода и соблюдали правила питания, но допускали семейные пары, не соблюдающие целибат, и детей и на которые не распространялись приказы национальной Миссии. «Премьер-дома» представляли собой неформальные семьи (насчитывавшие до 30 последователей), сплочённые общими обязательствами и ценностями. Ашрамы служили местными координационными центрами для всех местных преданных. [ 136 ]

Кэрролл Стоунер и Джо Энн Парк написали в 1977 году о своих посещениях нескольких ашрамов, что «нас не было ни уговоров, ни уговоров стать частью этой группы. Мы действительно чувствовали спокойствие и мир в ашрамах. [ 140 ] Марк Галантер написал в 1989 году о своем посещении ашрама DLM, что:

«Атмосфера в ашраме действительно была поразительной... Меня встретили дружелюбно, даже интимно люди, которые были совершенно незнакомыми людьми. Сразу бросалась в глаза сильная общность членов, качество, которое явно было важным аспектом среди присутствующих чувствовалась близость и отсутствие незначительной напряженности, которую можно было бы ожидать в обстановке, когда два десятка человек жили в тесноте ... Забота и близость, отражающие сплоченность группы. казалось, приглушал любое выражение враждебности... У меня возникло ощущение, будто я попал в поддерживающую оболочку, защищенную от острых углов отношений во внешнем мире. [ 141 ]

Миссия Божественного Света описывалась в различных, а иногда и противоречивых терминах. Это называлось новым религиозным движением . [ 142 ] культ , [ 143 ] харизматическая религиозная секта , [ 144 ] ответвление Сант Мат , [ 145 ] альтернативная религия или ответвление от других традиционных религий, [ 146 ] молодежная религия, [ 147 ] ответвление Радхасоами , [ 148 ] ортодоксальная сикхская община, [ 149 ] традиция , связанная с Адвайт Мат , [ 150 ] прозелитская религия («гуруизм»), [ 151 ] и несуществующее религиозное движение. [ 152 ] Исследование терминов, используемых в газетах и ​​новостных журналах США, в ходе которого рассматривалось нежелание средств массовой информации использовать более нейтральную терминологию, предпочитаемую социологами, показало, что Миссия Божественного Света упоминалась как «секта» в 10,3% статей, как «культовый» в 24,1%, и как и то и другое в 13,8%. «Секта» упоминалась в 21,4% заголовков, из них 0% - «культ». [ 153 ]

Президент и представитель DLM заявил в 1977 году, что «они представляют церковь, а не религию». [ 154 ]

В некоторых странах DLM подверглась преследованиям и даже запрету. В 1972 году в Аргентине в рамках подавления военной хунтой были арестованы 87 членов ДЛМ небольших религиозных групп в Мар-дель-Плата по обвинению в употреблении наркотиков и исповедании своей веры. DLM, кришнаиты и Свидетели Иеговы были запрещены, как сообщается, по указанию Римско-католической церкви. [ 155 ] [ 156 ] В 1974 году правительственная хунта Чили (1973 г.) арестовала более 200 членов, в том числе 12 иностранцев. [ 157 ] Свидетели Иеговы и DLM также были запрещены властями Сингапура . [ 158 ]

Бромли и Хаммонд описали Миссию Божественного Света как принадлежащую к «категории средней напряженности» среди движений, которые рассматривались общественностью как своеобразные, а не угрожающие, и на которые общество отреагировало настороженностью и остракизмом. [ 85 ] Психиатр Сол В. Левин писал, что DLM, наряду с другими группами, такими как Церковь Объединения , широко пользовалась низким уважением - семьи чувствовали, что их дети подвергаются финансовой эксплуатации, в то время как лидеры групп жили в «показной и оскорбительной роскоши». [ 159 ]

Рон Гивз заявляет, что Миссия Божественного Света «развилась в новое энергичное религиозное движение со своими специфическими чертами, включающими характеристики современного североиндийского Сант Панта (сектантского института), а ниргуна- бхакти сочеталось с интенсивным почтением к живущим садгуру и тысячелетия». ожиданиями западной контркультуры ». [ 71 ]

По мнению социолога Пиларжика, реакция молодежной культуры – в основном с явно левой политической точки зрения – была несколько неоднозначной, сочетая безразличие с некоторыми случаями открытой враждебности. Пиларжик упомянул, что эта критика обычно фокусировалась на воспринимаемой фальши «блаженных премьеров», «фокуспокусных» аспектах медитации, а также «материалистических фиксациях» и физическом состоянии гуру. Эти отчеты описываются Пиларжиком как весьма негативные и полные искажений с точки зрения сторонников DLM и вызывающие у них реакции, варьирующиеся от недоумения и веселья до крайней оборонительной позиции. Положительные комментарии исходили от «народных героев» молодежной культуры, таких как антивоенный активист преподобный Дэниел Берриган , радикальный юрист Уильям Канстлер и певец и автор песен Кэт Стивенс . [ 160 ]

Подводя итог своему обзору 1985 года исследований ряда новых религиозных движений, таких как «Движение Иисуса» , «Церковь Объединения» , группа «Дети Божьи» в Европе и «Миссия Божественного Света», Джеймс Т. Ричардсон заявил, что «жизнь в новых религиях часто лечебные, а не вредные», и предположил, что молодые люди, привлеченные к этим движениям, своим участием подтверждают свой идеализм. Ричардсон утверждал, что в его обзоре было обнаружено мало данных, подтверждающих почти полностью негативную картину этих групп, нарисованную несколькими специалистами в области психического здоровья и другими людьми. [ 161 ]

Известные участники

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Пораженная элита Майами желает гуру, короче говоря, приятного пребывания», Барри Беарак, Служба Найт-Риддер, 30 июля 1977 г. НЕЗАВИСИМАЯ ПРЕСС-ТЕЛЕГРАММА (Лонг-Бич, Калифорния) A-11 «ПО СОГЛАШЕНИЮ Анктила и президента миссии Билла Паттерсон, они представляют церковь, а не религию».
  2. ^ Даунтон (1979), с. 5
  3. ^ Мелтон (1992), стр. 217-218.
  4. ^ «Что случилось с Гуру Махараджем Джи?», Журнал «Индуизм сегодня», октябрь 1983 г., доступен в Интернете (по состоянию на март 2008 г.)
  5. ^ Агаард (1980)
  6. ^ Министерство армии США (2001), стр. 1–5.
  7. ^ Фальбуш и др. (1998), с. 861
  8. ^ Jump up to: а б Мелтон (1986), стр.141-2.
  9. ^ Jump up to: а б Льюис (1998), с. 301
  10. ^ Jump up to: а б Хант (2003), стр.116-7.
  11. ^ «Поиск American Express – ELAN VITAL INC» . ГидСтар . Проверено 17 июля 2014 г.
  12. ^ Jump up to: а б Оз в Астрокуполе; Представители среднего класса находят Гуру. Гуру на троне Теда Моргана, New York Times, 9 декабря 1973 г., стр. 338
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мелтон (1986), стр. 141–145.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Прайс (1979)
  15. ^ Jump up to: а б «Индийская проницательность плюс американский мерчендайзинг равны гуру», БЕТТИ ФЛИНН Chicago Daily News
  16. ^ Мессер в Glock & Bellah (1976), стр. 52-72.
  17. «Нарастающее движение снежного кома сосредотачивается на гуру подросткового возраста из Индии», AP, THE LAWTON CONSTITUTION-MORNING PRESS , воскресенье, 29 июля 1973 г.
  18. ^ Мессер в Glock & Bellah (1976), с. 66
  19. ^ УПИ (25 ноября 1978 г.). «У Махараджа Джи есть черты характера Джонса». Хроника-Телеграмма . Элирия. п. А–3.
  20. ^ «Отмечено 17-летие Гуру», КЕННЕТ Т. УОЛШ Associated Press, GREELEY (Колорадо) TRIBUNE 11 декабря 1974 г., стр. 16
  21. ^ «Гуру получает рекомендацию и пирог в лицо», «New York Times», 8 августа 1973 г., стр. 43
  22. ^ «15-летний гуру получил пощечину от кремового пирога для бритья», UPI, Los Angeles Times , 8 августа 1973 г.; стр. 2
  23. ^ A-6 Independent (AM) Пресс-телеграмма (PM) Лонг-Бич, Калифорния, среда, 8 августа 1973 г.
  24. ^ Мелтон (1992), с. 222
  25. ^ Страница 2 - Раздел B - Sun News - Лас-Крусес, Нью-Мексико - среда, 22 августа 1973 г.
  26. ^ Я вижу свет, Кен Келли, Пентхаус (июль 1974 г.), страницы 98–100, 137–138, 146, 148 и 150–151.
  27. ^ «Получите свою горячую панацею!», Кен Келли, New York Times , 19 января 1974 г.
  28. ^ «Финансирование новых религий: сравнительные и теоретические соображения» ДЖЕЙМС Т. РИЧАРДСОН стр.259
  29. ^ 435 A.2d 1368. Верховный судебный суд штата Мэн. Марк А. ДОТТЕР против КОМИССИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЗАНЯТОСТИ МЭНА . Обсуждено 2 марта 1981 г. Решение принято 19 октября 1981 г. Дело: Доттер против Департамента занятости штата Мэн. Комиссия 435 A.2d 1368
  30. ^ Галантер (1999), стр. 20.
  31. ^ Галантер (1999), стр. 22-28.
  32. ^ ДюПертюи (1986), с. 118
  33. ^ Jump up to: а б «Некоторые считают, что молодежь — это мошенничество» Лонг-Бич, Калифорния, воскресенье, 19 декабря 1972 г. НЕЗАВИСИМО, ПРЕСС-ТЕЛЕГРАММА А-27
  34. ^ "Разговор учеников Гуру", SYRACUSE POST-STANDARD, 3 февраля 1973 г., с. 3
  35. ^ Мориц, (1974)
  36. ^ Даунтон (1979), стр. 187-8.
  37. ^ «Мини-гуру: беседа о Махарадже Джи запланирована в Висбадене» Дж. КИНГ КРЮГЕР, 3 февраля 1973 г. ЗВЕЗДЫ И ПОЛОСЫ Страница 9
  38. ^ «Под астродомом: Махарадж Джи - Продажа гуру», Грегг Килдей, Los Angeles Times, 13 ноября 1973 г.
  39. ^ Jump up to: а б с «Последователи Гуру приветствуют «Миллениум» на празднике в Астродоме», Элеонора Блау, New York Times, 12 ноября 1973 г.
  40. ^ "Вокруг" The Vidville Messenger . Вальпараисо, Индиана, 25 октября 1973 года.
  41. ^ Коллиер (1978), с. 170
  42. ^ Jump up to: а б «ТВ: Медитация о молодом гуру и его последователях», Джон О'Коннор, New York Times, 25 февраля 1974 г.
  43. ^ Jump up to: а б «Оз в астродоме», Тед Морган, New York Times, 9 декабря 1973 г.
  44. ^ «Хьюстонская версия мира в наше время» ГРЕГГ КИЛДЕЙ, Los Angeles Times, 25 ноября 1973 г., стр. С18
  45. ^ Jump up to: а б Кент (2001), с. 52
  46. ^ Журнал Rolling Stone, выпуск № 156 - 14 марта 1974 г. (стр. 36-50)
  47. ^ Jump up to: а б Коллиер (1978)
  48. ^ «ВЗГЛЯД НА 70-Е» ГЕНРИ АЛЛЕН, Los Angeles Times, 16 декабря 1979 г.; п. К30
  49. ^ Коллиер (1978), с. 159
  50. ^ Jump up to: а б Кент (2001), с. 156
  51. ^ Foss & Larkin (1978), стр. 157-164 «фактически присутствовало максимум 35 000 человек.
  52. ^ «Махараджи Джи: Продажа гуру, 1973», Грегг Киллдей, Los Angeles Times, 13 ноября 1973 г., стр. Д1
  53. ^ «Оз в астрокуполе», Тед Морген, New York Times.
  54. ^ Коллиер (1978), с. 176
  55. ^ «Исследователи видеокассет по следам гуру» Дика Адлера, Los Angeles Times, 23 февраля 1974 г., стр. Б2
  56. ^ Jump up to: а б с Фосс и Ларкин (1978)
  57. ^ «Они больше не будут освистывать Лаудон», Грейс Лихтенштейн, New York Times , 3 февраля 1974 г.
  58. ^ Jump up to: а б Копкинд (1995), с. 234
  59. ^ Jump up to: а б «Два бывших офицера культа видят возможное повторение Гайаны», UPI, Newport Rhode Island Daily News, 25 ноября 1978 г., стр. 8
  60. ^ Jump up to: а б Ларсон (2004), с. 151
  61. ^ Рудин и Рудин (1980), с. 62
  62. ^ Хальса (1986)
  63. ^ Jump up to: а б с д и Стоунер и Парк (1977)
  64. ^ Jump up to: а б с д и ж Пиларжик (1978)
  65. ^ Мессер в Glock & Bellah (1976), с. 67
  66. ^ Коллиер (1978), с. 166
  67. ^ Jump up to: а б «Гуру преследует; тактика меняется», UPI, Waterloo Courier, 25 ноября 1976 г.
  68. ^ Jump up to: а б Мессер, 1976 г.
  69. ^ «Растущая куча неоплаченных счетов под духовным блаженством Гуру», Дебора Фрейзер, UPI, 23 марта 1975 г., Линкольн, Небраска, Sunday Journal and Star
  70. ^ Jump up to: а б Даунтон (1979), гл. 12
  71. ^ Jump up to: а б с д Дживс (2006)
  72. ^ «16-летний Гуру женится на секретарше» AP, вторник. 21 мая 1974 г. Грили Трибьюн
  73. ^ «Жена гуру - еще одна преданная», Роберт П. Далтон, штатный обозреватель AP, Oakland Tribune . 23 мая 1974 года.
  74. ^ Даунтон (1979), с. 191.
  75. ^ «Один лорд слишком много» . Время . 28 апреля 1975 г. ISSN   0040-781X . Архивировано из оригинала 14 февраля 2008 года . Проверено 31 мая 2009 г.
    Мангалвади, Вишал (1992). Мир гуру . Чикаго, Иллинойс: Краеугольный камень. ISBN  978-0-940895-03-4 .
    Мелтон, Дж. Гордон. (1986). Энциклопедический справочник культов Америки . Справочная библиотека социальных наук Гарленд, т. 213. Нью-Йорк: Паб Гарленд. ISBN  978-0-8240-9036-4 .
    Льюис, Джеймс; NetLibrary, Inc. (1998a). Культы в Америке: справочник . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN  978-0-585-05843-6 .
  76. ^ Jump up to: а б Гивс в Партридже (2004), стр. 201-202.
  77. ^ Ричардсон в Сватосе (1998), стр.141
  78. ^ Олсон (2007), с. 345
  79. ^ Мелтон (1999)
  80. ^ Мелтон (2001)
  81. ^ Jump up to: а б «Культ Гуру меняет стиль» ДЖОРДЖ КОРНЕЛЛ, обозреватель AP Religion
  82. ^ «Гуру Махарадж Джи собирается начать мировое турне в помощь миссии» UPI, PLAYGROUND DAILY NEWS, 15 апреля 1976 г. - Страница 3E
  83. ^ Бромли и Шупе (1981), с. 43
  84. ^ Jump up to: а б Льюис (1998), с. 83
  85. ^ Jump up to: а б Бромли и Хаммонд (1987), стр. 113–4, 227.
  86. ^ «Культовый депрограммист Патрик приговорен к году тюремного заключения», ДЖЕК ДЖОНС. Лос-Анджелес Таймс, 27 сентября 1980 г., стр. SD_A1
  87. ^ Мелтон (1986), с. 222
  88. ^ Мелтон (1986), с. 219
  89. ^ «ПРОЧНАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ: Секта Гуру: Опасения в Малибу» МАРК ФОРСТЕР Los Angeles Times, 12 января 1979 г.; стр. А1.
  90. ^ Липпи (2002) с. 114
  91. ^ Jump up to: а б Мелтон (2003), стр.2328
  92. ^ Миллер (1995), с. 364
  93. ^ Абгралл (2000), с. 285
  94. ^ Дживс, Рон. «От Гуру Махараджа Джи до Прем Равата: смена парадигмы за 40 лет работы в качестве« Мастера »». В: Галлахер, Юджин В.; Эшкрафт, В. Майкл (ред.) (2006). Введение в новые и альтернативные религии в Америке . Том. 4. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 71–73. ISBN  978-0-275-98712-1 . {{cite book}}: |first2= имеет общее имя ( справка )
  95. ^ «Госсекретарь Колорадо, Бизнес-центр» . Проверено 17 июля 2014 г.
  96. ^ Часто задаваемые вопросы об Elan Vital - О Elan Vital, Inc. Доступно в Интернете (получено в мае 2006 г.)
  97. ^ « Заявление доктора Рона Гивса» 27 сентября 2004 г.» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2007 года . Проверено 17 июля 2014 г.
  98. ^ Дживс (2004), стр. 45-62.
  99. ^ Мелтон (1986), стр. 221, 222.
  100. ^ «Контактная информация – Мероприятия» . contactinfo.net . Проверено 19 апреля 2008 г.
  101. ^ Мелтон в Партридже (2004), стр. 201-202.
  102. ^ Даунтон (1979)
  103. ^ Ресурсный центр биографии . Фармингтон-Хиллз, Мичиган , Томсон Гейл , 2007 г.
  104. ^ «Манав Дхарам» . 2008 год . Проверено 9 марта 2008 г.
  105. ^ Маккин, (1996), с. 54
  106. ^ «Сатпал Джи Махарадж» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2006 года.
  107. ^ Бейт-Халлахами (1997), стр.85
  108. ^ США (2001), стр. 11-5.
  109. ^ "Sant_Mat.pdf | Движение Бхакти | Религиозное сравнение" . Проверено 22 марта 2018 г. - через Scribd.
  110. ^ Страница «О нас» на веб-сайте Раджа Видья Кендера. Архивировано 14 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  111. ^ Хаммель (1980), стр.76-77.
  112. ^ Jump up to: а б Мессер в Glock & Bella (1976)
  113. ^ Конвей и Сигельман (1995), с. 361
  114. ^ Левин, 1974 г.
  115. ^ Мередит (2002), с. 175
  116. ^ Фосс и ван дер Ланс в Баркере (1983), с. 305
  117. ^ Барретт (2003), с. 65
  118. ^ Гивз (2004), с. 45-62
  119. ^ Хаан в Краненборге (1981), стр.55-57.
  120. ^ Салиба, Джон А. «Гуру: восприятие американскими приверженцами миссии Божественного Света», HORIZONS 7/1 (1980), 69-81
  121. ^ Кто такой Гуру Махарадж Джи? , с. 229
  122. ^ «Ключи Махараджи – «Взимается ли плата за просмотр Ключей и получение Знания?» » . Проверено 20 ноября 2008 г.
  123. ^ «Махараджи в Северной Америке» .
  124. ^ "ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ" .
  125. ^ Гартрелл и Шеннон (1985), с. 35
  126. ^ Даунтон (1979), с. 87
  127. ^ Даунтон (1979), с. 210
  128. ^ Фосс и ван дер Ланс в Баркере (1983), стр. 304-306.
  129. ^ Jump up to: а б Галланты (1999)
  130. ^ Даунтон (1979), стр. 228-230.
  131. ^ Фрейзер, Дебора (23 марта 1975 г.). «Растущая куча неоплаченных счетов под духовным блаженством Гуру». Воскресный журнал и звезда . Линкольн, Небраска. Юнайтед Пресс Интернешнл. п. 11А.
  132. ^ Прайс, Мейв (1979): Миссия Божественного Света как социальная организация. (1) Социологическое обозрение, 27, стр. 279-296.
  133. ^ Ханс Джаянти (2000), стр. 24-37. DUO, Нью-Дели, Книга, изданная в ознаменование 100-летия со дня рождения Ханса Джи Махараджа индийской организацией Прем Равата.
  134. ^ Кхушвант Сингх (8 апреля 1973 г.). «Гуру-бизнес» . Нью-Йорк Таймс .
  135. ^ Мессер в Glock & Bellah (1976), с. 64
  136. ^ Jump up to: а б Мессер в Glock & Bellah (1976), с. 65
  137. ^ Мелтон (1986)
  138. ^ Картер, Малкольм Н. (4 ноября 1973 г.). «Гуру, который заботится о своей матери». Звезды и полосы . Ассошиэйтед Пресс. п. А6.
  139. ^ Харпер, Дерек и Майкл Макдональд в Смите и Кроссли (1975)
  140. ^ Стоунер и Паркер (1977)
  141. ^ Галантер (1999), стр. 25.
  142. ^ Хант (2003), с. 116; Деркс и ван дер Ланс (1983), с. 303; Уилсон (1990), с. 209
  143. ^ Бекфорд (1983), с. 195; Лангоне (1995), с. 41
  144. ^ Галантер (1999), стр. 19.
  145. ^ Льюис (2004), с. 24; Эдвардс (2001), с. 227
  146. ^ Гайли (1991), с. 152; Барретт (1996)
  147. ^ Зайверт, Х. (2004), «Немецкая комиссия по Enquete: политические конфликты и компромиссы», в Ричардсон, Джеймс Т. (редактор) (2004), « Регулирование религии: тематические исследования со всего мира» , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Luwer Academic/Plenum, ISBN   978-0-306-47887-1 , с. 86
  148. ^ Миллер (1995), стр. 474, 364; Юргенсмейер (1991), с. 207
  149. ^ Саттон (2005), с. 44
  150. ^ Дживс (2002)
  151. ^ Аксель и Харшав (2004), с. 23
  152. ^ Олсон, Роджер Э., Миллер (1995), стр. 364
  153. ^ ван Дрил и Ричардсон (1988)
  154. ^ «Пораженная элита Майами желает гуру, короче говоря, приятного пребывания», Барри Беарак, Knight-Ridder Service, 30 июля 1977 г. Телеграмма независимой прессы (Лонг-Бич, Калифорния) A-11
  155. ^ Феррара, Грейс, М., Латинская Америка – 1978, Факты в архиве .
  156. ^ Гилл (1998), с. 168
  157. ^ «Пять лидеров сект в Чили отправлены в пустынный лагерь для военнопленных», Джонатан Канделл, New York Times, 24 марта 1974 г.
  158. ^ Мози (2002), с. 132
  159. ^ Левин (1989), стр. 96, 102.
  160. ^ Пиларжик, Томас. «Происхождение, развитие и упадок молодежной культуры религии: применение теории сектантства» в обзоре религиозных исследований . Осень 1978 г., Том. 20, № 1, стр. 23-43. В JSTOR
  161. ^ Ричардсон (1995), с. 147
  162. ^ «Почтальон, Махараджи и взрывающаяся бомба любви: Фрэнсис Уин: Божественное вмешательство в Daily Mail». Фрэнсис Уин, The Guardian , Лондон, Англия, 14 июля 1999 г.
  163. ^ «Интервью Пола Данмолла» . Следите за своей собственной музыкой . Проверено 2 февраля 2009 г.
  164. ^ дю Плесси Грей, Франсин, «Блаженство в Хьюстоне», New York Review of Books , 13 декабря 1973 г.
  165. Гиллмор привносит интеллект и идеализм в музыку кантри», ДЭВИД ФРИКЕ Журнал Rolling Stone , перепечатано в Daily Herald 10 марта 1994 г.
  166. «Шахматы», Ричард Шорман Хейворд Daily Review , 7 октября 1973 г.
  167. ^ «Придорожные плейбои и техасские дамы: сверхъестественная сага о семье Хэнкок». Архивировано 6 июня 2009 г. в Wayback Machine , МАРГАРЕТ МОЗЕР, Austin Chronicle, 31 ДЕКАБРЯ 2004 г.
  168. ^ Сэди и Риан (1995)
  169. ^ «Роджерс следует за гуру», Associated Press , Winnipeg Free Press , пятница, 23 января 1976 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6c7741f9b37a4cdfe5966d86dcbdea81__1718376060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/81/6c7741f9b37a4cdfe5966d86dcbdea81.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Divine Light Mission - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)