Дженни МакЛеод
Дженни МакЛеод | |
---|---|
![]() Маклеод в 2009 году | |
Рожденный | Веллингтон , Новая Зеландия | 12 ноября 1941 г.
Умер | 28 ноября 2022 г. Пальмерстон-Норт , Новая Зеландия | (81 год)
Занятие | Композитор |
Альма-матер | Университет Виктории в Веллингтоне |
Известные работы |
|
Дженнифер Хелен Маклеод ОНЗМ (12 ноября 1941 — 28 ноября 2022) — новозеландский композитор и профессор музыки в Веллингтонском университете Виктории . Она написала несколько крупных произведений для больших групп, в том числе « Под солнцем» для четырех оркестров и 450 детей , а также оперу « Хохепа» .
Биография
[ редактировать ]МакЛеод родился в Веллингтоне 12 ноября 1941 года в семье Лорны Белл МакЛеод (урожденной Перрин) и Рональда Д'Арси МакЛеода, и вырос в Тимару и Левине . [1] [2] [3] В детстве она была музыкальной и умела читать ноты в пять лет. [2] В 1961 году Маклеод начала изучать музыку в Университете Виктории в Веллингтоне, где среди ее учителей были Фредерик Пейдж , Дэвид Фаркуар и Дуглас Лилберн , и окончила его со степенью бакалавра музыки в 1964 году. [2]
В 1964 году стипендия правительства Новой Зеландии позволила ей два года учиться в Европе у Мессиана , Штокхаузена и Берио . В 1967 году она стала преподавателем музыки в Университете Виктории. В 1971 году она была назначена профессором в молодом возрасте и занимала эту должность до 1976 года. [2] [4] Во время своей профессорской деятельности она находилась под влиянием Гуру Махараджи , Миссии Божественного Света что привело к ее досрочному выходу на пенсию. [5]
В 1997 году на церемонии чествования дня рождения королевы Маклеод был назначен кавалером Новозеландского ордена за заслуги перед музыкой. [6]
Маклеод наиболее известен благодаря двум крупным произведениям: «Земля и небо» и «Под солнцем» о больших силах. Она также сочинила множество песен и гимнов . Она была большой поклонницей музыки Мессиана и находилась под ее сильным влиянием . Ее «Семь тональных часов» впервые исполнил новозеландский пианист Джеффри Грайс . [7]
Перед своей смертью в Пальмерстон-Норт 28 ноября 2022 года в возрасте 81 года [8] Маклеод жил в заливе Пукеруа , работая над теорией музыки, особенно над взаимоотношениями между нотами и гаммами .
Теория тональных часов
[ редактировать ]В середине 1980-х годов Маклеод познакомился с творчеством голландского композитора Питера Шата , который разработал посттональную композиционную технику, названную Tone Clock . В этой технике упор делается на формирование хроматической совокупности посредством транспозиции и инверсии трехнотных наборов звуков (трихордов). МакЛеод расширил эту технику, чтобы охватить все 223 возможных класса множеств (если использовать терминологию теории множеств тон-классов Аллана Форте ), а также разработал последовательную маркировку, категоризацию и аналитический подход к вселенной хроматических возможностей. Ее неопубликованная рукопись «Расширенная теория тональных часов: хроматические карты I и II» объясняет теоретическую и философскую основу ее теории и включает строгий список всех классов множеств (так называемых интервальных простых форм) с подробными примечаниями и наблюдениями над их свойствами. [9]
Основные работы
[ редактировать ]Избранные композиции:

Земля и Небо
[ редактировать ]«Земля и небо» — большое произведение для хоров и оркестров, преимущественно детских. В нем рассказывается история мифа о творении маори , в частности, отделения Матери-Земли Папа-Ту-а-Нуку от Небесного Отца Рангинуи. В нем используется множество отрывков, в которых голоса двигаются независимо. Впервые он был исполнен в Мастертоне в 1968 году, а в Тауранге - в 1970 году. Несмотря на немногочисленность исполнений, он считается вехой в новозеландской музыке из-за его большого масштаба, местного содержания и экспериментального характера. Спектакль Royal Command был записан в Театре Меркьюри в Окленде в 1971 году.
Под солнцем
[ редактировать ]«Под солнцем» был заказан городом Пальмерстон-Норт в ознаменование его столетия. Он проводился шесть раз в течение недели с 24 по 30 мая 1971 года. Он рассказывает историю Солнца , от формирования Земли на протяжении всего периода жизни на Земле до остывания Солнца. (цитата: ...И звезда... гаснет!) Он написан для четырех оркестров в каждом углу зала, рок-группы из пяти человек, двух взрослых хоров на полпути по обе стороны большого открытого зала. и четыре «хора», в общей сложности 440 детей, которые не только поют, но и играют, танцуют. У каждого есть свой дирижер, работа которого координируется путем прослушивания через наушники записи самой Маклеод, считающей доли и такты. (Другой фрагмент ленты несет повествование.) В конце четвертого акта, который переносит зрителей в настоящее (в эпоху хиппи), в который включена поп-песня «Shadow People», зрителям предлагается присоединиться к танцы. В постановке участвовало 1000 человек, и на ее доведение до спектакля ушло два года. Дети из 16 школ предоставили 2000 картин, из которых 70 были выбраны для показа на серебряных экранах в каждом конце зала. Шоу было продюсером (США: режиссером) Питер Таллох . Была опубликована запись всего выступления, а также сингл включенной в него песни четвертого акта в популярном стиле Shadow People в исполнении Гранта Бриджера и местной группы из трех человек «The Forgiving».
Император и Соловей
[ редактировать ]По заказу Веллингтонского регионального оркестра (ныне Веллингтонский оркестр ) в 1985 году для семейного концерта под управлением сэра Уильяма Саутгейта в рамках Новозеландского международного фестиваля искусств в Веллингтоне в 1986 году «Император и соловей» впоследствии исполнялись рядом музыкантов. Региональные и молодежные оркестры Новой Зеландии. Записанная здесь версия была отредактирована композитором в 2010 году. Текст был адаптирован композитором из сказки Ганса Христиана Андерсена «Соловей» в английской версии, найденной в «Желтой книге сказок» (1894 г.) под редакцией Эндрю Ланга (1844–1912). и переведен Леонорой Бланш Аллейн Лэнг (1851–1933). [10]
Рок-концерт
[ редактировать ]Рок -концерт начал свою жизнь в 1986 году как (первая) Рок-соната для фортепиано, произведение с сильными классическими корнями и местами трудных для Листа, написанное по заказу новозеландского пианиста Брюса Гринфилда для его одаренного ученика-виртуоза, семнадцатилетнего Юджина. Альбулеску. (Частично благодаря этой партитуре композитор был приглашен в 1987 году в качестве международного приглашенного композитора на десятидневный фестиваль современной музыки в Кентукки, организованный Оркестром Луисвилля по случаю его сорокалетия.) По просьбе Альбулеску в 2009 году она написала музыку и переработал рок-сонату как фортепианный концерт, которым он также мог управлять с клавишных инструментов.
Первые две части выполнены в форме сонаты, каждая из которых дополнена первой темой, переходной темой и контрастирующей второй группой, с разделом развития классического типа, в конце которого также есть возможность для импровизированной каденции (идея Альбулеску и необычная черта его выступлений (однако по его собственному желанию, в данной записи она тщательно сдерживается). Хотя музыка написана недавно и ее ритмический язык во многом соответствует нашему времени (в популярном смысле), она также сильно вдохновлена духом Бетховена (Моцарта, Шуберта, Листа, Дебюсси, Гершвина...) — «дальние друзья», упомянутые в первой части. Другим другом был Чарли Френч, которому посвящена вторая, довольно мрачная часть (написанная только для фортепиано соло, струнных и флейты). Чарли была активисткой из числа австралийских аборигенов, которая какое-то время жила вместе с ней в доме в Веллингтоне, а затем, увы, скончалась, став ранней жертвой СПИДа . Безудержная последняя часть выполнена в форме рондо-сонаты, с повторяющимся рондо латиноамериканским ритмом, второй темой детского типа и развитием-эпизодом, который начинается в квази-иберийском ключе. Каждая часть имеет коду (в первом и последнем случаях весьма расширенную), и каждую можно играть и самостоятельно. [11]

Джозеф
[ редактировать ]На Международном фестивале искусств Новой Зеландии в 2012 году состоялась премьера оперы Маклеода «Хохепа». Опера основана на реальной истории вождя маори Хохепы Те Умуроа и британского поселенца Томаса Мэйсона во время сухопутных войн 1800-х годов. [12] [13] [14] Он разрабатывался МакЛеодом более 15 лет по заказу Матиу Марейкуры из племени Нгати Ранги . [15] [16]
Песни и гимны
[ редактировать ]Несколько песен Маклеода были написаны для 1000 детей и хора Баха, который был исполнен на фестивале Солнца в Ориентал-Бэй , Веллингтон-Харбор, в декабре 1983 года. [4] в составе Летнего города . [17] На написание музыки, репетиций и исполнения на эту работу ушло три месяца, и она стала крупнейшим хоровым событием МакЛеода. [4] Каждая песня основана на своем цвете. До сих пор исполняется «Индиго II» («Свет огней»). [ нужна ссылка ]
Маклеод написал множество гимнов на языке маори для ежегодных хоровых конкурсов «Каторика Хуэй Аранга», проводимых в регионе Уонгануи на Пасху. [16]
Публикации
[ редактировать ]- Музыка Новой Зеландии, весна 1992 г. / номер 18
- Музыка в Новой Зеландии, лето 1998–99 / номер 34.
- Расширенная теория тональных часов: хроматические карты I и II
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ламберт, Макс (1991). Кто есть кто в Новой Зеландии (12-е изд.). Веллингтон: Рид. п. 404. ИСБН 0790001306 .
- ^ Jump up to: а б с д «Дженни Маклеод» . СОУНЗ . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ «Рождения» . Вечерняя почта . Том. 132, нет. 116. 12 ноября 1941. с. 1 . Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «1000 детей фестиваля зажигают ей глаза». Вечерняя почта . 8 декабря 1983 года.
- ^ Джули Энн Сэди, Риан Сэмюэл, Словарь женщин-композиторов Нортона/Гроува , WW Norton & Company, 1995.
- ^ «Список почестей ко Дню рождения королевы 1997 года» . Департамент премьер-министра и кабинета министров. 2 июня 1997 года . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ «СОУНЗ Джеффри Грайс» . sounz.org.nz . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ «Дженнифер Хелен Маклеод 1941–2022» . Соунз. 30 ноября 2022 г. Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ Маклеод, Дженни. «Расширенная теория тональных часов: хроматические карты I и II» . Центр новозеландской музыки (SOUNZ) . Проверено 16 июля 2014 г.
- ^ МакЛеод, Дженни (2011), Примечания к «Императору и Соловью».
- ^ МакЛеод, Дженни (2011), Примечания к рок-концерту .
- ^ «Опера рассказывает историю трагической личности» . Вестник Новой Зеландии . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ Фицсаймонс, Том (14 марта 2012 г.). «Киви-опера Хохепа в центре внимания» . Вещи . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ «Хогепа — великая, но ущербная опера» . НБР . 19 марта 2012 года . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ Даддинг, Адам (4 февраля 2012 г.). «Маклеод танцует под свою дудку» . Вещи . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Дженни Маклеод в 80 лет: «Для меня я всегда я…» » . Пять линий . Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ «РУКОПИСЬ «Песни шествия Фестиваля Солнца» . Национальная библиотека Новой Зеландии . Проверено 29 ноября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1941 года рождения
- 2022 смертей
- Женщины-композиторы Новой Зеландии
- Новозеландские классические композиторы
- Офицеры Новозеландского ордена за заслуги
- Выпускники Университета Виктории в Веллингтоне
- Академический состав Университета Виктории в Веллингтоне
- Ученики Карлхайнца Штокхаузена
- Новозеландские женщины-композиторы-классики
- Музыкальные преподаватели Новой Зеландии
- Женщины-преподаватели музыки Новой Зеландии
- Люди из залива Пукеруа
- Музыканты из Веллингтона