Прем Рават
Прем Рават | |
---|---|
Рожденный | Прем Пал Сингх Рават 10 декабря 1957 г. |
Национальность | Индийская, Американская |
Другие имена | (Гуру) Махараджи |
Занятие | Спикер |
Годы активности | 1966 – настоящее время |
Организация(и) | Фонд Прем Рават Слова мира Элан Виталь Миссия Божественного Света |
Известный | Программа мирного образования Миллениум '73 Адрес «бомбы мира» |
Супруг | Маролин Рават |
Дети | 4 |
Родители |
|
Родственники | Сатпал Рават (брат) Амрита Рават (невестка) Нави Рават (племянница) |
Награды | Премия Фонда азиатско-тихоокеанских брендов за выдающиеся заслуги |
Веб-сайт | Премрават |
Прем Пал Сингх Рават (родился 10 декабря 1957 года), ранее известный как Махараджи , — индийский международный оратор и писатель. Его учение включает практику медитации, которую он называет «Знание» . [1] и образование мира, основанное на раскрытии личных ресурсов, таких как внутренняя сила, выбор, признание и надежда. [2]
Прем Рават — младший сын Ханса Рам Сингха Равата , индийского гуру и основателя Дивья Сандеш Паришад , позже известной как Миссия Божественного Света (DLM). После смерти отца его роль взял на себя восьмилетний Прем Рават. В 13 лет он отправился на Запад и поселился в США. Когда молодые люди заинтересовались его посланием, движение выросло на десятки тысяч. Многие в средствах массовой информации были озадачены его молодостью и заявлениями о божественном статусе; его также критиковали за отсутствие интеллектуального содержания в его публичных выступлениях, [3] [4] и за ведение роскошного образа жизни. [5] [6]
Брак Прем Равата в возрасте 16 лет с неиндийцем разорвал его отношения с матерью. В этот момент индийское отделение DLM, контролируемое его матерью, отделилось от DLM повсюду; на тот момент он был создан в 55 странах. В начале 1980-х годов он начал отказываться от упоминаний о религии в своих выступлениях и закрыл ашрамы . Название DLM было изменено на Elan Vital . С тех пор Прем Рават продолжает много путешествовать, рассказывая о мире широкой и избранной аудитории по всему миру. Несколько раз он получал признание за свою работу и послание мира.
В 2001 году он основал Фонд Прем Рават (TPRF) для поддержки своей работы и гуманитарных усилий. Ее программа мирного образования лицензирована и используется исправительными учреждениями и другими обслуживающими организациями по всему миру.
История
1957-1970
Прем Пал Сингх Рават родился в Харидваре , Уттаракханд на севере Индии, 10 декабря 1957 года и был четвертым и младшим сыном гуру Ханса Рама Сингха Равата и его второй жены Джагат Джанани Мата Шри Раджешвари Деви. Прем Рават учился в начальной школе Академии Святого Иосифа в своем родном городе Дехра Дун . [7] В четыре года он начал выступать на собраниях своего отца, а в шесть отец научил его « техникам Знания ». Его отец умер в 1966 году, и в течение обычных 13 дней траура его мать и высшие должностные лица организации обсуждали вопрос о преемственности. И его мать, Мата Джи, и старший брат Сатпал Сингх Рават (известный тогда как Бал Бхагван Джи, а в настоящее время как Сатпал Махарадж ) были предложены в качестве преемников. Однако прежде чем кто-либо из них был номинирован, Прем Рават обратился к толпе скорбящих, напомнив им, что их учитель бессмертен и все еще среди них. [7] В ответ его мать, брат и старшие ученики приняли Прем Равата своим Сатгуру, поклонились ему в ноги и получили его благословение. [7] Ранее известный последователям своего отца как Сант Джи, Прем Рават теперь принял титул «Гуру Махарадж Джи», а другие называли его «Бальогешвар» (примерно «рожденный святой» или «рожденный господин йогов») из-за его молодости и духовности. скороспелость. [7] [8] [9] [10] С этого времени Прем Рават проводил выходные и школьные каникулы, путешествуя, как и его отец, обращаясь к аудитории на тему Знания и внутреннего мира. Из-за его молодости эффективный контроль над DLM разделяла вся семья. [3] [11]
В 1960-е годы жители Запада в Индии, ищущие духовного руководства, встречали членов DLM, и некоторые из них становились посвященными или премьерами (от хинди прем , что означает «любовь»). Британские посвященные пригласили его посетить Запад, и в 1969 году он послал Махатму , близкий индийский студент, приехавший в Лондон от его имени. [12] В 1970 году многие из его новых западных последователей прилетели в Индию, чтобы увидеться с ним. Они присутствовали у Ворот Индии в Дели, когда, когда ему было всего двенадцать лет, он произнес речь, известную как «Бомба мира», которая ознаменовала начало его международной деятельности. [13] [14]
1971–1975
В 1971 году Прем Рават отправился на Запад вопреки желанию матери. [15] [16] Его первая западная речь была произнесена в июне 1971 года в Glastonbury Fayre . [17] Автор Рон Гивз предполагает, что «сближение Прем Равата, ранее известного как Гуру Махарадж Джи, и Гластонбери Фэйра в 1971 году было ключевым событием в понимании мозаики, которая стала известна как духовность «Нью-Эйдж» . [18]
Затем он побывал в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Вашингтоне, Канаде и Южной Африке. Его приезд в Соединенные Штаты был встречен некоторыми насмешками, поскольку Рават-подросток считался слишком незрелым, чтобы быть религиозным лидером. [3] [19] Однако он вызвал большой интерес среди молодых людей, которые были готовы проверить его заявленную способность давать прямой опыт Бога. [3] Многих привлекло чувство радости, мира и преданности делу, проявленное последователями Прем Равата. [20] Один свидетель сказал, что Прем Рават «играл все время, пока был там… он играл со водяными пистолетами, показывал свои фотографии на всеобщее обозрение и снимал всех на видео… Между ним и его преданными текла любовь. ." [21] Новые члены с энтузиазмом распространяют информацию о том, что 13-летний Прем Рават может открыть Бога. [22] миссии Позже в том же году он вернулся в Индию с 300 жителями Запада и остановился в ашрамах . [12]
Прем Рават начал брать уроки пилотирования, когда ему было 13 лет. [23] и обучение реактивному самолету в 15 лет. [24] В 1972 году в его пользование были переданы два самолета Cessna. [25] [26] Сообщается, что он почти постоянно путешествовал и проживал в Великобритании, США, Индии и Австралии. [25] [27]
1972 года Ханс Джаянти , ежегодный фестиваль, посвященный дню рождения гуру Равата, посетило более 500 000 человек. [28] Шесть самолетов Jumbo были зафрахтованы американскими последователями, которые доплачивали, чтобы жители Южной Америки могли бесплатно летать из Нью-Йорка в Индию. Другие страны приняли аналогичные меры, чтобы помочь менее финансово обеспеченным. [29]
Репортер, посетивший мероприятие в Бостоне в августе 1973 года, которое собрало 9000 человек, написал, что Прем Рават выглядел скромным и человечным и, казалось, намеренно подрывал утверждения последователей о божественности. [30] Социолог Джеймс Даунтон сказал, что с самого начала Прем Рават призывал своих последователей отказаться от концепций и убеждений, которые могут помешать им полностью ощутить Знание (или жизненную силу). Это, однако, не помешало им принять довольно жесткий набор идей о его божественности и проецировать на него и на движение тысячелетние предубеждения. [31]
Последователи подчеркивали в своей жизни «любовь, мир и счастье», но отношение общественности часто было несимпатичным. [32] Социолог Стивен А. Кент писал, что, будучи 22-летним хиппи, он нашел послание Прем Равата банальным и плохо донесенным, хотя его товарищи говорили о нем восторженно. [33]
В августе 1973 года, когда Прем Рават находился в Детройте, чтобы получить награду, радикальный журналист Пэт Хэлли ударил его по лицу кремом для бритья. Прем Рават сказал, что он не хотел, чтобы нападавший был арестован или ранен, но через несколько дней на Хэлли напали и он был ранен. [34] [35] [36] [37] Когда местные члены узнали об инциденте, они уведомили Прем Равата, который потребовал от DLM провести полное расследование. Двое последователей были опознаны как нападавшие, о чем была немедленно уведомлена полиция. Полиция Детройта отказалась инициировать процедуру экстрадиции. Было предположение, что бездействие могло быть связано с радикальной политикой Галлея. [38]
Рекламная кампания Прем Равата не имела себе равных. Один журналист сообщил,
Куда бы он ни пошел, за ним следуют тысячи людей; плакаты с его круглым жизнерадостным лицом украшают стены зданий каждого крупного западного города; газетные репортеры и телекамеры освещают каждое его публичное выступление, особенно его массовые митинги, каждый из которых привлекает сотни тысяч последователей. [39]
Тур по городам США был прерван в начале сентября 1973 года, когда Прем Рават был госпитализирован с язвой кишечника . Его врач сказал, что его тело, ослабленное постоянными поездками, свидетельствует о стрессе руководителя среднего возраста. [40]
Ханс Джаянти 1973 года, названный « Миллениум '73 », проводился в Хьюстонском астродоме . В пресс-релизах говорилось, что это событие ознаменует начало «тысячи лет мира для людей, которые хотят мира». [34] [41] Основными организаторами были старший брат Према Равата Сатпал Рават и активист Ренни Дэвис , которые прогнозировали посещаемость в 100 000 и более человек; Мероприятие собрало около 20 000 человек. Хотя это событие не освещалось в новостях национального телевидения, оно получило широкое освещение в печатных СМИ и было показано в отмеченном наградами американском документальном фильме «Повелитель Вселенной» . [42] Премии были описаны как «веселые, дружелюбные и невозмутимые… питаемые своей верой». Для 400 присутствовавших недоношенных родителей Прем Рават был «реабилитатором блудных сыновей и дочерей». Некоторые репортеры, однако, обнаружили «беспорядочную мешанину невнятно выраженных идей». [27] [43] Мероприятие было названо «молодежным культурным событием года». [44]
Неспособность мероприятия оправдать ожидания нанесла ущерб Миссии Божественного Света и оставила ее по уши в долгах, что вызвало изменения внутри движения. К 1976 году DLM удалось сократить долг до 80 000 долларов. [45] По словам Томаса Пиларзика, экономический дефицит «Миллениума» был отчасти результатом плохого управления «святой семьей» (матерью Прем Равата и тремя старшими братьями), а отчасти гораздо более низкой, чем ожидалось, посещаемостью. [46]
Поскольку Прем Рават был молод, его мать Мата Джи и старший брат Сатпал Рават управляли делами всемирной DLM. Когда Прем Равату исполнилось шестнадцать лет, он захотел принять более активное участие в руководстве движением. По словам социолога Джеймса В. Даунтона , это означало, что ему «пришлось вторгнуться на территорию своей матери, а, учитывая тот факт, что она привыкла контролировать ситуацию, драка была неизбежна». [12] [47] В декабре 1973 года Прем Рават взял на себя административный контроль над американским отделением миссии; его мать и Сатпал вернулись в Индию. [48]
К концу 1973 года DLM действовала в 55 странах. [49] Были инициированы десятки тысяч человек, сформировано несколько сотен центров и десятков ашрамов. 1973 год называют «пиком успеха Миссии». [8]
Высококлассный образ жизни Равата был источником споров в начале 1970-х годов. [50] В некоторых сообщениях СМИ говорилось, что он «жил скорее как царь, чем как Мессия». [19] Критики утверждали, что его образ жизни поддерживался пожертвованиями последователей и что движение, по-видимому, существовало только для того, чтобы поддерживать его «богатое существование». [6] [51] Сторонники заявили, что нет конфликта между мирским и духовным богатством, и что Рават никому не советовал «отказаться от материального мира», но сказал, что неправильной является наша привязанность к нему. [52] В сообщениях прессы перечислялись дорогие автомобили, такие как Rolls-Royce, лимузины Mercedes-Benz. [27] и спортивные автомобили, некоторые из них – подарки. [53] [54] Рават сказал: «Я могу дать им кое-что гораздо более ценное, чем деньги и материальные блага — я даю мир». [55] «Роскошь Махараджа Джи — это дар западной культуры, плодами которой являются часы и кадиллаки», — сказал представитель. [52] Некоторые премьеры говорили, что он не хотел подарков, но люди дарили их из любви к нему. [56] Они рассматривали образ жизни Равата как пример лилы , или божественной игры , которая являлась зеркалом «помешанного на деньгах и собирающего всякие хитрости общества» Запада. [44]
В мае 1974 года судья дал Прем Равату согласие на брак без разрешения родителей. [57] Его брак с Маролин Джонсон, 24-летней последовательницей из Сан-Диего, Калифорния , праздновался в внеконфессиональной церкви в Голдене, Колорадо . [58] Мать Прем Равата, Мата Джи, не была приглашена. [59]
Брак Прем Равата с неиндийцем окончательно разорвал его отношения с матерью. [6] [48] Она сохранила контроль над индийским DLM и назначила Сатпала его лидером. [48] Мата Джи сказала, что отстранила Прем Равата от должности Совершенного Мастера из-за его «бездуховного» образа жизни и неуважения к ее желаниям. [48] [60] [61] Рават сохранил поддержку западных учеников. Большинство махатм либо вернулись в Индию, либо были уволены. [47] Прем Рават разбогател благодаря пожертвованиям своих западных преданных и вел жизнь американского миллионера. Он вел домашнее хозяйство своей жены, брата (Раджа Джи) и невестки (Клаудия), а также финансировал поездки приближенных чиновников и махатм, которые сопровождали его в его частых поездках по всему миру для участия в фестивалях Миссии. [47] [62] К началу 1974 года число штатных сотрудников DLM увеличилось с шести до более чем одной тысячи. [29]
В ноябре 1974 года, стремясь к большему уединению для себя, своей жены и своего окружения из соображений безопасности, Прем Рават переехал на территорию площадью 4 акра (16 000 м2). 2 ) недвижимость в Малибу, Калифорния . [63] [64] Купленный DLM за 400 000 долларов, этот объект служил штаб-квартирой DLM на Западном побережье. [63] [64] [65] Споры вокруг вертолетной площадки на территории [66] была решена путем установки аварийного хранилища воды для пожарной службы округа Лос-Анджелес и ограничения количества разрешенных рейсов. [67]
1976–2000
К 1976 году большинство студентов рассматривали Прем Равата прежде всего как духовного учителя, наставника и вдохновителя. [68] В январе 1976 года Прем Рават призвал их покинуть ашрамы и отказаться от индийских обычаев и терминологии. [69] Он сказал, что организация встала между его преданными и им самим. [70] Он децентрализовал принятие некоторых решений местным премьер-сообществам, сохраняя при этом свой статус высшей власти в духовных и светских вопросах. Штат штаб-квартиры в Денвере был сокращен с 250 до 80 человек. [69] Он описал управленческий менталитет, сформировавшийся в Миссии, как «только косметический и совершенно ненужный. Это все равно, что пытаться взять корову и накрасить ее помадой. Это можно сделать, но с практической точки зрения в этом нет необходимости». [71]
Его появление 20 декабря 1976 года в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси , в традиционном костюме Кришны впервые с 1975 года, сигнализировало о возрождении индийского влияния и преданности. [72] В 1977 году многие вернулись к жизни в ашраме , и произошел сдвиг от светских тенденций к ритуальным и мессианским верованиям. [69] В 1977 году Рават стал гражданином США. [73]
В октябре 1978 года склоны холмов, окружающие поместье Равата в Малибу, были сожжены лесным пожаром . [64] Его семья и штаб-квартира DLM впоследствии переехали в Майами-Бич, Флорида . [28] Семья, в которой уже было четверо детей, вернулась в Малибу в 1984 году. [28]
В 70-е и 80-е годы это движение привлекло значительную негативную огласку. [74] В январе 1979 года газета Los Angeles Times сообщила, что Рават сохранил своих последователей в Малибу, несмотря на растущее недоверие к культам. [64] Боб Мишлер и Роберт Хэнд, бывший вице-президент движения, жаловались, что деньги все чаще направляются на личные нужды Прем Равата и что идеалы группы стало невозможно реализовать. Обвинения не нашли поддержки и не повлияли на ход работы Миссии. [3]
В 1980 году Рават удалил все «религиозные» аспекты движения и заявил, что теперь он «не желает никакого движения». [75] Отсылки к индуизму и религиозные притчи, занимавшие видное место в его учениях, уступили место сосредоточению внимания на техниках медитации. Однажды названный «Совершенным Мастером», Рават отказался от своего «почти божественного статуса гуру». [3] [6] но подтвердил свой статус мастера. Такие ученые, как Краненборг и Криссайдс, описывают отход от божественных коннотаций. [76] [77] В 1983 году Миссия Божественного Света была переименована в Элан Виталь , и Рават закрыл последние западные ашрамы , ознаменовав конец использования им индийских методов для международных целей. [78]
На протяжении всего этого периода Рават много гастролировал. За один двухлетний период он выступил на более чем 100 программах в 37 городах мира, включая Нью-Йорк, Лондон, Париж, Куала-Лумпур, Рим, Дели, Сидней, Токио, Каракас и Лос-Анджелес. [75] [79]
Сообщалось, что в 1990 году во всем мире было 1,2 миллиона последователей, из них 50 000 - в Соединенных Штатах. [77] В 1999 году началось регулярное спутниковое вещание на Северную Америку и другие страны. [80]
2001 – настоящее время
В 2001 году Прем Рават основал Фонд Прем Рават (TPRF). [81] Общественная благотворительная организация для поддержки его послания и всемирных гуманитарных усилий.
В своей статье в 2006 году профессор Рон Гивз, давний сторонник Равата, отметил, как Элан Витал объяснил, что единственным эффективным способом охватить более чем 80 стран, где продвигалась идея Равата, был арендованный частный самолет, который сам Рават -пилотируемый, пролетающий около четверти миллиона миль в год. [12]
Биография Равата « Мир возможен », написанная Андреа Каган , была опубликована в 2006 году с предисловием Эмилио Коломбо , бывшего президента Европейского парламента и премьер-министра Италии . [82] В 2007 году Рават запустил Программу мирного образования для заключенных, которая по состоянию на 2012 год действует в 25 тюрьмах в 10 странах. Майкл Гилберт, доцент кафедры уголовного правосудия UTSA , заявил, что «в нашей местной тюрьме Домингес были замечены конструктивные изменения в поведении участников». [83]
В 2006 году Пьер Вейль, ректор UNIPAZ во Флорианополисе, Бразилия, кампусе некоммерческой организации «Международный университет мира», присвоил Прему Равату почетное звание «Посла мира». [84] В 2009 году Прем Рават был назначен послом мира региона Базиликата в Италии. В 2010 году он выступил на конференции «Слова мира для Европы» в Брюсселе по приглашению вице-президента Европейского парламента Джанни Питтеллы . [85] [86]
В 2011 году он снова выступил на брюссельской конференции «Мир и процветание. Основополагающие ценности Европейского Союза». [87] На этой конференции он был назначен послом Брюссельской декларации «Обещание миру», подписанной в Европейском парламенте. «Обещание миру» было вдохновлено принципами свободы, равенства и солидарности, закрепленными в преамбуле Хартии основных прав Европейского Союза. Декларация о намерениях призывает подписавшие ее правительства, организации и компании действовать независимо при разработке и развитии мирных проектов. [88]
В 2012 году в Малайзии Прем Рават был награжден премией Фонда азиатско-тихоокеанских брендов за выдающиеся достижения «за вклад в защиту и продвижение глобального мира». [89] [90] [91] [92]
В 2016 году Прем Рават выступил с программной речью на форуме, организованном TPRF и Tutu Foundation UK в Британском институте кино в Лондоне. Правительственные чиновники и лидеры НПО встретились, чтобы обсудить образование в области мира, примирение, альтернативы насилию, тюремную реформу и разрыв порочного круга преступности. [93] [ нужен сторонний источник ]
В марте 2021 года Департамент пенитенциарной администрации Министерства юстиции Италии подписал Меморандум о взаимопонимании по реализации Программы мирного образования для реабилитации заключенных. [94] В апреле 2021 года аналогичное соглашение было подписано с правительством ЮАР о реализации этой программы во всех исправительных центрах страны. [95]
17 июня 2022 года, через 51 год после выступления на музыкальном фестивале в Гластонбери в июне 1971 года. [96] Прем Рават получил первую награду «Ключ Авалона» от Совета Гластонбери, Великобритания, в знак признания пятидесяти лет работы во имя мира во всем мире и его заслуг перед человечеством. [97]
Рават упоминается в Книге рекордов Гиннеса: «Самая большая аудитория при чтении книги для одного автора составляет 114 704 человека и была достигнута Прем Раватом (США) в Лакхнау, Уттар-Прадеш, Индия, 2 апреля 2023 года. Автор прочитал главу 3 своей последней книги «Услышьте себя» на хинди аудитории, заплатившей за билеты. Покушение было совершено на Майдане Мата Рамабай Амбедкар в Лакхнау». [98] [99] Еще один мировой рекорд Гиннеса: самая большая посещаемость лекции - 375 603 человека - была достигнута Премом Раватом (США) в Гайе, штат Бихар, Индия, 26 ноября 2023 года. [100] [101]
Учения
Суть учения Прем Равата заключается в том, что потребность человека в самореализации может быть удовлетворена путем обращения внутрь себя и контакта с постоянным источником мира и радости. Вместо догмы он подчеркивает прямой опыт трансцендентности, который, по его словам, доступен через методы медитации, которым он обучает.
Ряд ученых заявили, что учение Прем Равата зародилось в североиндийской традиции Сант Мат или Радхасоами . [3] который отвергает ритуалы и утверждает, что истинная религия — это вопрос любви и подчинения Богу, обитающему в сердце. [102] [103] Дживс утверждает, что это не совсем правильно; ссылаясь на собственные заявления Равата о его происхождении, [104] [105] он относит Равата и его отца к традиции, установленной Тотапури, которая также дала начало движению Адвайт Мат . [105] Гивз утверждает, что, хотя учения линии Тотапури имеют сходство с учениями традиции Радхасоами и развивались в той же географической области, [106] тем не менее они различны. Он добавляет, что Рават «уникален тем, что не считает свою родословную значимой и не считает, что его авторитет основан на традиции». [104]
Равата критиковали за отсутствие интеллектуального содержания в его публичных выступлениях. [3] [4] [33]
Техники познания
Прем Рават утверждает, что свет, любовь, мудрость и ясность существуют внутри каждого человека и что техники медитации, которым он учит и которым он научился у своего учителя, являются способом доступа к ним. Эти методы известны как «Знание». В своих публичных выступлениях он цитирует индуистские, мусульманские и христианские писания, но полагается на этот внутренний опыт для вдохновения и руководства. [107] [108] [109] [6]
Прежде чем они получат «Знания», Рават просит практикующих пообещать дать им шанс и поддерживать с ним связь. Он также просит, чтобы они никому не раскрывали эти техники, а позволяли другим подготовиться к получению опыта самостоятельно. [110]
Практикующие описывают «Знание» как внутреннее и в высшей степени индивидуальное, не имеющее связанной с ним социальной структуры, литургии, этических практик или догматов веры. [6] По словам социолога Алана Э. Олдриджа, Прем Рават говорит, что предлагает практические способы достижения духовного спокойствия, которыми может воспользоваться каждый. Олдридж пишет, что Рават изначально стремился к установлению мира во всем мире, но теперь он сосредоточивает свое внимание на помощи отдельным людям, а не обществу. [111]
Джордж Криссайдс описывает то, что Прем Рават называет «Знанием», как основанное на самопонимании и внутреннем «я», тождественном божественному. [112]
Библиография
- «Услышь себя – Как обрести покой в шумном мире» Аудиокнига. HarperAudio, сентябрь 2021 г., ISBN 978-0063070776
- «Услышьте себя – обретение внутреннего покоя в шумном мире» Пайпер, 30 июня 2022 г., EAN 978-3-492-07102-4
- «Услышьте себя – Как обрести покой в шумном мире» Harper One, 30 сентября 2021 г., ISBN 978-0-06-307074-5
- «Учимся слушать себя – Как найти покой в шуме мира» Hrsg. ОЧКИ, 1 апреля 2021 г., ISBN 978-2757886670
- «Прислушайся к себе – найди покой в шумном мире» Агилар, 13 февраля 2020 г., ISBN 978-84-03-52166-7
- «Научитесь слушать – понимание, если вы нервничаете из-за шума мира» Риццоли, 5 сентября. 2020, EAN 9788817146494
- «Когда цветет пустыня – Книга, которая раскрывает ваш внутренний звук» Penguin Random House 31. Июль 2018 г., ISBN 978-8403516205
- «Попугай, который знал все и ничего не мог сделать – мудрость, которая делает вас счастливыми» Gütersloher Verlagshaus, 5 марта 2018 г. ISBN 978-3579087030
- «Мир возможен: мысли о счастье, успехе и отношениях для более глубокого понимания жизни» Пингвин, 6 июня 2019 г., ISBN 978-0-241-38544-9
- «Когда цветет пустыня – Книга, которая заставит расцвести вашу внутреннюю улыбку» Варя, 16 июля 2019 г., ISBN 978-8817105392
- «Расщепление стрелы – понимание дела жизни» Hrsg. ООО "БУНЯ" 2015г., ISBN 978-4907298012
- «Величайшая истина из всех» Независимая издательская платформа CreateSpace, 2012 г., ISBN 9781481028875
15 ноября 2007 года Mighty River Press опубликовала биографию Према Равата, написанную Андреа Кейган : «Мир возможен. Жизнь и послание Прем Равата». ISBN 9780978869496
Организации
Рават унаследовал первую организацию, с которой он был связан ( Миссия Божественного Света ), от своего отца. Отойдя от атрибутов индийской культуры и религии, он позже основал Elan Vital и Words of Peace International, независимые от культуры, верований и образа жизни и не привязанные к традициям Индии. Фонд Прем Рават (TPRF), основанный в 2001 году, уделил больше внимания гуманитарным усилиям.
Миссия Божественного Света
Миссия Божественного Света ( Дивья Сандеш Паришад ; DLM) — организация, основанная в 1960 году гуру Хансом Раватом для своих последователей в северной Индии. В 1970-е годы DLM приобрела известность на Западе под руководством его четвертого и младшего сына Прем Равата. Некоторые ученые отмечали влияние Бхагавад -гиты и традиции Сант Мат , но западное движение широко рассматривалось как новое религиозное движение , культ , харизматическая религиозная секта или альтернативная религия. [113] Представители DLM заявили, что движение представляет собой церковь, а не религию. [114]
Элан Виталь и Words of Peace International
DLM была расформирована, когда Прем Рават отказался от атрибутов индийской культуры и религии, сделав свое учение независимым от культуры, верований и образа жизни. [115] DLM в США изменила свое название на Elan Vital в 1983 году, заявив об изменении названия организации. [116] Элан Виталь стал именем нескольких организаций, поддерживающих работу Равата. Независимые организации Elan Vital в нескольких странах занимались сбором средств, организацией выступлений Равата и в некоторых случаях транслировали его публичные выступления. В настоящее время Элан Виталь больше не связан со своей первоначальной индуистской или сикхской религиозной принадлежностью. Elan Vital, Inc. в США зарегистрирована как 501(c)(3) некоммерческая организация . Ее назвали «церковью» в связи с ее налоговым статусом. [117] В учредительном договоре 2005 года его цель описывалась как осуществление «религиозной, благотворительной и образовательной деятельности». На веб-сайте Elan Vital указано, что Elan Vital прекратила свою деятельность в 2010 году, и на смену ей пришли новые организации, такие как Words of Peace International, Inc. [118]
Фонд Прем Рават и другие.
В 2001 году Прем Рават основал Фонд Прем Рават (TPRF). [81] Общественная благотворительная организация для производства и распространения материалов, пропагандирующих его послание, а также для финансирования всемирных гуманитарных усилий. TPRF предоставил продовольствие, воду и медицинскую помощь пострадавшим от войны и бедным районам. [119]
Программа мирного образования (PEP), основанная TPRF, представляет собой образовательную программу, основанную на средствах массовой информации, которая помогает участникам изучить возможность личного мира и открыть личные ресурсы – инструменты для жизни, такие как внутренняя сила, выбор, признательность и надежда. Программа, успешная не только в некоторых учебных заведениях, к 2012 году была принята в 28 тюрьмах в 10 странах, включая США, Южную Африку, Индию, Испанию, Ирландию, Великобританию и Австралию. [120] Добровольная программа выводит заключенных на уникальный путь реабилитации, включающий в себя самопознание и надежду на полноценную жизнь в тюремных стенах или за их пределами. [2]
Прием
СМИ
С первых же путешествий Прем Равата по Западу он и его последователи привлекли внимание средств массовой информации. В интервью Der Spiegel в 1973 году Прем Рават сказал: «Я потерял доверие к газетам. Я говорю с ними [об этом], а на следующий день печатается что-то совершенно другое». [121] В 1973 году команда по связям с общественностью Миссии Божественного Света, состоящая из 50 человек, пришла к выводу, что авторитет Према Равата был подорван его молодостью, внешностью и автомобилем «Роллс-Ройс», а также инцидентом с «пирогом» в Детройте и обвинением в контрабанде ( который так и не был привлечен к ответственности). Глава группы сказал, что им нужно убедить общественность не обращать внимания на эти факторы, чтобы судить о достоверности Прем Равата. [122]
Рават прокомментировал критику во время интервью каналу новостей Тайваня в июне 2014 года: [123] «Что касается меня, то моя цель в жизни — не умиротворять критиков, а донести до людей послание мира… Когда вы делаете то, что я делаю уже более пяти десятилетий, да, вы будут критики... Люди говорили: «Он исчезнет». Ну, как насчет пятидесяти двух лет, и я все еще силен, потому что это мое убеждение, и мое убеждение - «мир». возможно». И я сделаю все, что должен сделать, потому что для меня важно, чтобы люди обрели этот покой в своей жизни». [124]
Биограф Андреа Кейган описала Равата как человека, который любит жизнь и сосредоточен «на распространении послания мира». [82]
В 2014 году независимый кинорежиссер Синтия Фитцпатрик спродюсировала документальный фильм «Внутри мира » о нескольких заключенных, которые участвовали в программе TPRF по мирному образованию, находясь в тюрьме штата Домингес, штат Техас. , состоявшаяся в 2015 году в США и Великобритании и получившая положительный отклик критиков, Премьера фильма «Внутренний мир» получила несколько наград. PBS транслировала фильм по Соединенным Штатам в 2018 году. [125] [126]
В 2019 году издательство Penguin Random House опубликовало книгу Према Равата « Мир возможен — мысли о счастье, успехе и отношениях для более глубокого понимания жизни» . [127] В 2020 году Penguin Random House также выпустила книгу Према Равата Escúchate , испаноязычное издание Hear Yourself. [128] Английская версия была выпущена Harper-Collins 14 сентября 2021 года. [129]
Взгляды социологов: тип лидерства
Некоторые ученые ссылались на Макса Вебера , классификацию власти когда описывали Равата как харизматического лидера . [4] [130] [131]
Дж. Гордон Мелтон сказал, что личная харизма Према Равата была одной из причин быстрого распространения его послания среди представителей контркультуры 1960-х годов . [132]
Социолог Томас Пиларзик написал в статье 1978 года, что распределение власти и авторитета в DLM официально основывалось на харизматической привлекательности Махараджа Джи, которую он описал как несколько двусмысленную, и что многие последователи не были уверены в его позиции. в организационной схеме движения или в утверждении, что он был единственным истинным духовным учителем. [133]
К началу 1980-х годов Мередит МакГуайр, профессор социологии и антропологии, увидела процесс формализации (перехода харизматического управления к рациональному), возникшего в результате желания Равата консолидировать свою власть и авторитет над движением в Соединенных Штатах. [134]
Примерно в то же время Пол Шнабель социолог описал Равата как чистый пример харизматического лидера. Он охарактеризовал Равата как материалистичного, изнеженного и интеллектуально ничем не примечательного по сравнению с Ошо , но не менее харизматичного. [4]
Люси ДюПертюи, социолог и бывшая последовательница, которая помогала Джеймсу В. Даунтону с его книгой о Миссии Божественного Света , описала роль Равата как Мастера как возникшую из трех взаимосвязанных явлений: традиционных или теологических определений Сатгуру ; личный опыт последователей Учителя; а также общие отчеты и обсуждения Учителя среди преданных. [135]
Дэвид Дж. Бромли описал Према Равата и других основателей новых религий как людей, которых трепетали их первые последователи, которые приписывали им необычайные силы, которые отличали их от других людей. [136] Описывая, как трудно харизматическим лидерам доказать, что они выше обычных человеческих недостатков, например, не страдать от плохого здоровья или заниматься мирскими занятиями, он использовал брак Равата в качестве примера. [137]
Стивен Дж. Хант описал, что основное внимание Прем Равата уделяется тишине, миру и удовлетворению внутри человека, а его «Знание» состоит из техник их достижения. [138] По словам Ханта, в случае Равата понятие духовного роста вытекает не из его личной харизмы, как это традиционно бывает с другими гуру, а из природы его учения и пользы для людей, применяющих их. [139]
Рон Гивз , профессор в различных областях религии и давний приверженец Равата, писал, что Рават не является отшельником , и что он приложил большие усилия, чтобы утвердить свою человечность и разобрать агиографию , сложившуюся вокруг него. [12] По словам Гивса Равата, вместо того, чтобы считать себя харизматическим лидером, он преуменьшает значение закрепления отношений мастера-ученика и сосредотачивается на правильной практике и поддержании связи посредством участия или слушания. [140] [141]
Следующий
Оценки числа приверженцев Прем Равата с течением времени сильно различались. Петерсен заявил, что в 1973 году у Равата было 7 миллионов учеников по всему миру, из них 60 000 в США. [142] В 1974 году у Рудина и Рудина по всему миру было 6 миллионов последователей, из которых 50 000 проживали в США. По данным этих авторов, после 1980 года число приверженцев Прем Равата во всем мире упало до 1,2 миллиона, из них в США - 15 000. [143] Спенсер Дж. Палмер и Роджер Р. Келлер опубликовали данные об общем количестве членов DLM в 1,2 миллиона человек по всему миру, из них 50 000 в США, в 1990 и 1997 годах. [144]
Джеймс В. Даунтон , который изучал последователей Прем Равата в течение пяти лет в 70-х годах, сказал, что «эти молодые люди получили духовный опыт, который глубоко повлиял на них и изменил ход их жизни. Это был опыт, который тронул многих до слез радости». ибо они нашли ответ, который искали». [145] Даунтон сказал, что к 1976 году подавляющее большинство студентов считали Равата «своим духовным учителем, наставником и вдохновителем». Цитируя студента, у которого он учился, Даунтон сказал, что типичная точка зрения заключалась в том, что «единственное, чего он (Рават) хочет, - это видеть людей, живущих вместе счастливо и гармонично». [146] Даунтон пришел к выводу, что студенты изменились в положительную сторону, «более миролюбивые, любящие, уверенные в себе и ценящие жизнь». [147]
Пол Шнабель сослался на профессора психологии религии Ван дер Ланса, который сказал, что среди его западных студентов Рават, по-видимому, стимулировал некритическое отношение, что давало им возможность проецировать свои фантазии о божественности на его личность. По мнению Шнабеля, божественная природа гуру является стандартным элементом восточной религии, но вырвана из ее культурного контекста и смешана с западным пониманием Бога как отца. символизирует гуру, что приводит к тому, что было описано как безграничное поклонение личности. [148] Стивен Хант писал, что западные последователи считают себя не членами какой-либо религии, а, скорее, приверженцами системы учений, ориентированной на цель получения полного наслаждения жизнью. [6]
Бывших последователей стали называть «экс-премьерами». [79] [149] [150] [151]
Ссылки
- ^ Дживс, Рон (2004). «Элан Виталь». Кристофер Хью Партридж (ред.). Новые религии: Путеводитель: Новые религиозные движения, секты и альтернативные духовные течения . Издательство Оксфордского университета. стр. 201–202. ISBN 978-0-19-522042-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Шанти Аядурай. « Открытие дверей мира в тюрьме. Архивировано 6 октября 2014 г. в Wayback Machine » в The Malaysian Times (29 октября 2012 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Мелтон (1986), с. 141–2
- ^ Перейти обратно: а б с д Шнабель (1982), с. 99
- ^ Рудин и Рудин (1980), с. 65
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хант, Стивен Дж. Альтернативные религии: социологическое введение (2003), стр. 116–7, Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 0-7546-3410-8
«Основное внимание Махараджи сосредоточено на спокойствии, мире и удовлетворенности внутри человека, а его «Знание» состоит из техник их достижения. Знание, в грубом переводе, означает счастье истинного самопонимания. Каждый человек должен стремиться Постижение своего истинного «я», в свою очередь, приносит чувство благополучия, радости и гармонии, когда человек вступает в контакт со своей «собственной природой». Знание включает в себя четыре процедуры медитации: Свет, Музыка, Нектар и Слово. Процесс достижения истинного себя внутри может быть достигнут только человеком, но под руководством и помощью учителя. Следовательно, движение, кажется, охватывает аспекты отвержения мира и утверждения мира. Десятки тысяч последователей. на Западе считают себя не членами религии, а приверженцами системы учений, превозносящими цель наслаждения жизнью в полной мере». - ^ Перейти обратно: а б с д Мангалвади (1992), стр. 135–136
- ^ Перейти обратно: а б Агаард (1980)
- ^ Фальбуш и др. (1998), стр.861
- ^ Гивз (2006b), стр. 64
- ^ Фальбуш и др. (1998), с. 861
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дживс (2006a), стр. 44–62.
- ^ Краненборг (1982), с. 64
- ^ Даунтон (1979), с. 3
- ^ Льюис (1998a), с. 83
- ^ «Прем Рават @ Гластонбери 1971 (YouTube)» . ООО Гугл. 5 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Рон Гивз (12 декабря 2019 г.). Прем Рават и контркультура . Издательство Блумсбери. ISBN 9781350090873 . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Даунтон (1979), с. 5 и 7
- ^ Деркс, Франс и Ян М. ван дер Ланс. 1983. «Подгруппы в членстве в миссии Божественного Света: комментарий о Даунтоне» в книге « Боги и люди: новые религиозные движения на Западе» . Мейкон под редакцией Эйлин Баркер, Джорджия: издательство Mercer University Press, (1984), ISBN 0-86554-095-0 страницы 303-308
- ^ Даунтон (1979), с. 132
- ^ Даунтон (1979), с. 4 и 146
- ↑ «Довольно далекий маленький чувак» Генри Аллен, The Washington Post , 14 сентября 1971 г.
- ^ Кэмерон (1973)
- ^ Перейти обратно: а б Мориц, (1974)
- ↑ «Подарки для гуру» в журнале Stars and Stripes , 15 ноября 1972 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Морган (1973)
- ^ Перейти обратно: а б с Галантер (1999), с. 22
- ^ Перейти обратно: а б Мессер, Жанна. «Гуру Махарадж Джи и Миссия Божественного Света» в книге «Новое религиозное сознание» Чарльза Ю. Глока и Роберта Н. Беллы, ред. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1976, ISBN 0-520-03472-4 , стр. 52-72.
- ↑ EastWest Journal «Скорая автомагистраль над горой Блисс», Фил Леви, стр. 29.
- ^ Даунтон, Джеймс В. (1979). Священные путешествия: обращение молодых американцев в легкую миссию дивизии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-04198-5 .
- ^ Даунтон (1979), стр. 5 и 7.
- ^ Перейти обратно: а б Кент (2001)
- ^ Перейти обратно: а б Мориц 1974 г.
- ^ Даунтон (1979), стр. 187-8.
- ^ «Гуру получает рекомендацию и пирог в лицо» в The New York Times . 8 августа 1973 г., с. 43. На веб-сайте NYT. Архивировано 12 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Бартель, Деннис (ноябрь 1983 г.). «Кто есть кто в Гуру». Харпер . п. 55.
- ^ «Гуру хочет помочь». Солнечные новости . Лас-Крусес, Нью-Мексико. 22 августа 1973 г. с. Б2.
- ^ Джереми 1974
- ^ «У «Совершенного мастера» из Индии язва», AP, ЗВЕЗДЫ И ПОЛОСЫ, 4 сентября 1973 г., стр. 6
- ^ Левин 1974
- ^ «Исследователи видеозаписей по следам гуру» Дика Адлера, Los Angeles Times , 23 февраля 1974 г., стр. Б2
- ^ Коллиер (1978), с. 176
- ^ Перейти обратно: а б Фосс и Ларкин (1978)
- ^ Все дети богов: опыт культа - спасение или рабство? Кэррол Стоунер и Джо Энн Парк Новые религии... Почему сейчас? п. 36
- ^ Пиларжик (1978)
- ^ Перейти обратно: а б с Даунтон (1979), гл. 12
- ^ Перейти обратно: а б с д Даунтон (1979), с. 192.
- ^ Даунтон (1979), с. 5
- ^ Бромли и Шупе (1981), с. 137
- ^ «ВРЕМЯ, 7 апреля 1975 года» . Время . 7 апреля 1975 года. Архивировано из оригинала 26 августа 2013 года . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ты идеальный мастер», Newsweek, 19 ноября 1973 г.
- ^ «Гуру, который заботится о своей матери», МАЛКОЛЬМ Н. КАРТЕР, AP. 04.11.73 Звезды и полосы
- ^ «Мальчик-гуру женится на женщине из Калифорнии, 24 года» . Ассошиэйтед Пресс, Лонг-Бич, Калифорния, Независимый , 22 мая 1974 г.
- ↑ San Francisco Examiner, 21 июля 1973 г., цитата из «Что стоит за 15-летним Гуру Махараджем Джи?» Гейл Уиндер и Кэрол Горовиц, «Реалист», 12/73
- ^ «Через «третий глаз» приходит божественный свет», ФИЛ ХАСЛАНГЕР (сотрудник Capital Times), Capital Times, 16 февраля 2073 г.
- ^ «16-летний Гуру женится на секретарше» AP, вторник. 21 мая 1974 г. Грили Трибьюн
- ^ «Жена гуру - еще одна преданная», Роберт П. Далтон, штатный обозреватель AP, Oakland Tribune . 23 мая 1974 года.
- ^ Даунтон (1979), с. 191.
- ^ «Гуру пытается взять под контроль миссию» в The Ruston Daily Leader, 9 апреля 1975 г.:
- ^ «МАТЕРЬ ВЫГНЫВАЕТ ГУРУ «PLAYBOY»» в Los Angeles Times . Среда, 2 апреля 1975 г., ЧАСТЬ II, с. 6А
- ^ Прайс (1979), стр. 279–96.
- ^ Перейти обратно: а б «Махарадж Джи покупает базу за 400 000 долларов в районе Малибу», ДЖОН ДАРТ, Los Angeles Times , 27 ноября 1974 г.; п. Б2
- ^ Перейти обратно: а б с д «Гуру Малибу сохраняет последователей, несмотря на растущее недоверие к культам» Марк Фостер, Los Angeles Times, 12 января 1979 г., с. 3
- ^ Финке, Никки . «Метаморфоза МАЛИБУ: Голливудский рай превращается в еще один Майами-Бич?» в Лос-Анджелес Таймс . 3 сентября 1989 г. В архиве LA Times. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ «Одобрен однолетний испытательный срок для вертолетной площадки секты» в Los Angeles Times . 22 мая 1981 г., с. Ф6. В архивах LA Times, заархивировано 11 ноября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Пастернак, Джуди. «Махараджи отказал в предложении тройного использования вертолета» в Los Angeles Times . 7 июля 1985 г., с. 1. В архивах L.A. Times, архивировано 11 ноября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Даунтон (1979), с. 199
- ^ Перейти обратно: а б с Даунтон (1979)
- ^ Бьоркквист, К. (1990): «Отрицание мира, утверждение мира и смещение целей: некоторые аспекты изменений в трех новых религиозных движениях индуистского происхождения». В Н. Холме (ред.), Встреча с Индией: исследования неоиндуизма (стр. 79-99) - Турку, Финляндия. Издательство Або Академи Университета - «В 1976 году Махарадж Джи заявил, что, по его мнению, организация встала между его преданными и им самим, и он полностью избавился от штаб-квартиры».
- ^ Даунтон (1979), с. 196
- ^ Даунтон (1979), с. 201
- ^ «Гуру Махарадж Джи становится гражданином США» Rocky Mountain News , среда, 19 октября 1977 г., Денвер, Колорадо, США.
- ^ Лиминг, Дэвид Адамс; Вуд Мэдден, Кэтрин; Марлан, Стэнтон (сентябрь 2009 г.). Энциклопедия психологии и религии . Спрингер. п. 274. ИСБН 9780387718019 .
- ^ Перейти обратно: а б Бьоркквист, К. (1990): «Отрицание мира, утверждение мира и смещение целей: некоторые аспекты изменений в трех новых религиозных движениях индуистского происхождения». В Н. Холме (ред.), Встреча с Индией: исследования неоиндуизма (стр. 79-99) - Турку, Финляндия. Издательство Университета Або Академи
- ^ Краненборг (2002), с. 178
- ^ Перейти обратно: а б Криссайдс (2001), стр. 210–211.
- ^ Миллер (1995), с. 474
- ^ Перейти обратно: а б Индуизм сегодня, 1983 г.
- ^ «Вещания» . Контактная информация. Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 года . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б « О Прем Равате. Архивировано 9 мая 2008 г. в Wayback Machine » на веб-сайте Фонда Прем Рават. Архивировано 24 июня 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Андреа Кейган: Мир возможен, Жизнь и послание Прем Равата . Майти Ривер Пресс, ISBN 0-9788694-9-4
- ^ «Техасский университет в Сан-Антонио» . Январь 2012 г. Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 г.
- ^ Вейль, Пьер (2006). «Всемирный фестиваль мира». Diario do Paz Caderno I (на португальском языке). Кампус Ассоциации UNIPAZ на острове Санта-Катарина.
- ^ «СЛОВА МИРА ДЛЯ ЕВРОПЫ: ГЛАВНЫЙ ГРАЖДАН БАЗИЛИКАТЫ В МИРНОМ ПРОЦЕССЕ» . Международное агентство зарубежной прессы. 2 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2012 г.
- ^ «Domani a Bruxelles la conferencia «Слова мира для Европы» . basilicatanet.eu. Архивировано из оригинала 2 марта 2012 года . Проверено 3 октября 2011 года .
- ^ «Информационный бюллетень провинции Потенца» . Provincia.potenza.it. 5 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г. Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ «Обещание миру» .
- ^ «Посол мира удостоен чести на Форуме мира» . БритваТВ. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ «Открытие дверей мира в тюрьме ⋆ The Malaysian Times» . www.themalaysiantimes.com.my . 29 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 11 июня 2017 года . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ Звезда Онлайн (28 сентября 2012 г.). «Посол мира Прем Рават удостоен чести на Форуме мира» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2016 года . Проверено 8 мая 2018 г. - через YouTube.
- ^ "Диалог, визит в Капитолий Према Равата, посла мира - RomaDailyNews" . romadailynews.it . 19 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2018 г. Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «Фонд Прем Рават и Фонд Туту в Великобритании являются партнерами форума по изучению мирного образования, примирения, тюремной реформы и разрыва порочного круга преступности» . ПРВеб. 9 июня 2016 г.
- ^ «Тюрьма Потенца «инновационная и передовая в сфере исполнения наказаний»! Вот такие проекты» . Potenza News (на итальянском языке). 16 марта 2021 г. Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Программа воспитания в духе мира, которая будет использоваться для реабилитации заключенных , архивировано с оригинала 21 декабря 2021 года , получено 9 мая 2021 года.
- ^ // https://www.bloomsbury.com/uk/prem-rawat-and-countercultural-9781350090873/
- ^ «Прем Рават удостоен награды Совета Гластонбери за гуманитарную деятельность» . ★ Индийская звезда . 20 июня 2022 г. Проверено 7 июля 2022 г.
- ^ «Самая большая аудитория на чтении книги одного автора» .
- ^ «Презентация книги известного автора Према Равата внесена в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейшее собрание» .
- ^ «Прем Рават установил еще один новый мировой рекорд Гиннеса как «Самая большая посещаемость лекции» » .
- ^ https://www.guinnessworldrecords.de/world-records/104097-largest-attendance-at-a-lecture
- ^ Липнер (1994), стр. 120-1.
- ^ Шомер (1987)
- ^ Перейти обратно: а б Гивз (2006b), с. 66
- ^ Перейти обратно: а б Дживс (2007), стр. 267.
- ^ Гивз (2007), с. 280
- ^ Гивз, Рон, Глобализация, харизма, инновации и традиции: исследование трансформаций в организационных средствах передачи учения Прем Равата (Махараджи), 2006, Журнал альтернативной духовности и исследований Нью-Эйдж, 2 44– 6. Хотя Рават не считает себя частью традиции или человеком, обязанным соответствовать поведению какого-либо предшественника, на мой взгляд, лучший способ отождествить его с определением санта в водевиле.
- ^ Друри, Майкл, Эзотерический словарь: 3000 статей о мистических и оккультных традициях , стр. 75–6, (2002), Sterling Publishing Company, ISBN 1-84293-108-3
Махарадж Джи [учит] медитации на жизненной силе. Эта медитация фокусируется на четырех типах мистической энергии, известных как переживания Света, Гармонии, Нектара и Слова. Это позволяет практикующему развить глубокое и духовное самопознание. - ^ Криссайдс, Исторический словарь новых религиозных движений Джорджа Д. , стр. 210-1, Scarecrow Press (2001) ISBN 0-8108-4095-2
«Это Знание было самопониманием, приносящим спокойствие, мир и удовлетворение, поскольку сокровенное «я» идентично божественному. Знание достигается посредством инициации, которая предоставляет четыре техники, позволяющие практикующему проникнуть внутрь себя». - ^ «Три обещания» . thekeys.maharaji.net. Архивировано из оригинала 17 мая 2008 года . Проверено 16 мая 2008 г.
- ^ Олдридж, Алан - Религия в современном мире (2007) - стр.59
- ^ Криссайдс, Исторический словарь новых религиозных движений Джорджа Д. , стр. 210-1, Scarecrow Press (2001) ISBN 0-8108-4095-2
«Махараджи постепенно распустил Миссию Божественного Света, закрыв ашрамы, подтвердив свой собственный статус мастера, а не божественного лидера, и подчеркнув, что Знание универсально, неиндийско по своей природе»... «Это Знание было самостоятельным. понимание, приносящее спокойствие, мир и удовлетворение, поскольку сокровенное «я» идентично божественному. Знание достигается через посвящение, которое предоставляет четыре техники, позволяющие практикующему проникнуть внутрь себя. - ^ ван Дрил и Ричардсон (1988)
- ^ «Пораженная элита Майами желает гуру, короче говоря, приятного пребывания», Барри Беарак, Служба Найт-Риддер, 30 июля 1977 г. НЕЗАВИСИМАЯ ПРЕСС-ТЕЛЕГРАММА (Лонг-Бич, Калифорния) A-11 «ПО СОГЛАШЕНИЮ Анктила и президента миссии Билла Паттерсон, они представляют церковь, а не религию».
- ^ Мелтон, Гордон, Энциклопедия американских религий, 7-е издание. Томсон (2003) стр.2328 ISBN 0-7876-6384-0
«В начале 1980-х годов Махарадж Джи решил распустить Миссию Божественного Света и лично отказался от атрибутов индийской культуры и религии. Распустив миссию, он основал Elan Vital, организацию для поддержки своей будущей роли учителя». ... Махараджи приложил все усилия, чтобы отказаться от традиционных индийских религиозных атрибутов, из которых возникли эти техники, и сделать свое представление приемлемым для всех различных культурных условий, в которых живут последователи. Он считает, что его учение не зависит от культуры, религии, убеждений или образа жизни, и регулярно обращается к аудитории в таких культурно разнообразных местах, как Индия, Япония, Тайвань, Кот-д’Ивуар, Словения, Маврикий и Венесуэла, а также в Северной Америке, Европе и других странах. южной части Тихого океана. - ^ «Госсекретарь Колорадо, Бизнес-центр» . штат.co.us. Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 года . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «GuideStar: Отчет организации Amex» . www.guidestar.org . Архивировано из оригинала 8 февраля 2012 года . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «www.elanvital.org» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2010 года.
- ^ «Благотворительный отчет» . Альянс мудрых пожертвований BBB. Архивировано из оригинала 6 мая 2007 года . Проверено 6 марта 2007 г.
- ^ Эллисон, Эрик (15 декабря 2015 г.). «Есть несколько способов управлять тюрьмой | Эрик Эллисон» . Хранитель . Архивировано из оригинала 1 декабря 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г. .
- ↑ Зеркало - 8 октября 1973 г.
- ^ «Гуру, который заботится о своей матери», МАЛКОЛЬМ Н. КАРТЕР. Associated Press ЗВЕЗДЫ И ПОЛОСЫ , 4 ноября 1973 г. Страница A6
- ^ «Тайваньский прогноз» . Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года.
- ^ «Просмотр Тайваня из OCAC: Добро пожаловать на Тайвань Macroview TV» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2014 года . Проверено 22 февраля 2015 г. , (с 21:00)
- ^ Сайт «Внутри мира» . : трейлер, создание, пресса и награды.
- ^ «Мир за колючей проволокой» . 26 февраля 2015 г. Huffpost , 2015.
- ^ Рават, Прем (2019). Мир возможен - Мысли о счастье, успехе и отношениях для более глубокого понимания жизни . Великобритания: Жизнь пингвинов. ISBN 9780241385449 .
- ^ Рават, Прем (2020). Послушай тебя . Испания: Случайный дом пингвинов. ISBN 9788403521919 .
- ^ «Услышь себя» . ХарперКоллинз . Проверено 29 сентября 2021 г.
- ^ Макгуайр (2002), гл. 5, с. 175
- ^ ДюПертюи (1986)
- ^ Партридж, Кристофер Х. (2004). Новые религии: путеводитель: новые религиозные движения, секты и альтернативные духовности . Оксфорд [Оксфордшир]: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-522042-0 .
- ^ Пиларжик, Томас. «Происхождение, развитие и упадок молодежной культуры религии: применение теории сектантства», Обзор религиозных исследований , Vol. 20, № 1. (Осень 1978 г.), стр. 23-43.
- ^ Макгуайр, Мередит Б. Религия: социальный контекст . Бельмонт, Калифорния: Wadsworth Publishing, пятое издание, 2002 г., ISBN 0-534-54126-7 , Гл. 5 «Динамика религиозных коллективов», раздел «Как развиваются и изменяются религиозные коллективы», подраздел «Организационные трансформации», с. 175 – первое издание этой книги вышло в 1981 году, ISBN 0-534-00951-4
- ^ Дюпертюи, Люси, «Как люди распознают харизму: случай даршана в Радхасоами и миссии Божественного света», Университет Гуама, Социологический анализ 1986, 47, 2.111-124
- ^ Бромли, Дэвид Г. (2007). Преподавание новых религиозных движений (серия AAR Teaching Religious Studies) . Книга Американской академии религии. п. 156. ИСБН 978-0-19-517729-9 .
- ^ Хаммонд, Филипп Э.; Бромли, Дэвид Г. (1987). Будущее новых религиозных движений . Мейкон, Джорджия: Издательство Университета Мерсера. п. 36. ISBN 0-86554-238-4 .
- ^ Стивен Дж. Хант Альтернативные религии: социологическое введение (2003), стр. 116–7, Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 0-7546-3410-8
- ^ Хант, Стивен Дж. Альтернативные религии: социологическое введение (2003), стр. 116–7, Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 0-7546-3410-8
- ^ Каган, Андреа (2007). Мир возможен: жизнь и послание Прем Равата . Могучая река. стр. 115–116. ISBN 978-0-978869-49-6 .
- ^ Гивз, Рон, Глобализация, харизма, инновации и традиции: исследование трансформаций в организационных средствах передачи учения Прем Равата (Махараджи), 2006, Журнал альтернативной духовности и исследований Нью-Эйдж, 2 44- 62
- ^ Петерсен, Уильям Дж. Эти любопытные новые культы 80-х . Нью-Ханаан, Коннектикут: Keats Publishing (1982); п. 146. Цитируется на «Adherents.com» [1] [узурпировал]
- ^ Рудин и Рудин (1980), с. 63
- ^ Спенсер Дж. Палмер и Роджер Р. Келлер , Религии мира , с. 95. Издание 1990 г., цитируется по: Adherents.com. [узурпировал] , запись Миссия Божественного Света [узурпировал]
- ^ Даунтон, Джеймс В., Священные путешествия: обращение молодых американцев в миссию Божественного Света , (1979) издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-04198-5 «Встречи с Богом», страница 156.
- ^ Даунтон (1979), с. 198
- ^ Даунтон (1979), с. 210
- ^ Шнабель , Туссен Stigma en Charisma («Между стигмой и харизмой»), 1982. Гл. В, с. 142. Архивировано 26 июля 2008 г. в Wayback Machine.
Справочные тексты Ван дер Ланса, цитируемые Шнабелем в этой главе:- Ланс, Ян ван дер. «Религиозный опыт: аргумент в пользу междисциплинарного подхода» в Annual Review of the Social Sciences of Religion 1 , 1977, стр. 133–143.
- Ланс, Ян ван дер. Последователи Гуру: современные религиозные движения в Нидерландах . Амбо, Баарн, 1981 г., ISBN 90-263-0521-4
- ^ ;Кейм, Тони. «Полиция блокирует протест против гуру», Courier Mail , Австралия , 4 сентября 2002 г.
- ^ «Ослепленные светом», Good Weekend , Сидней (Австралия), 31 августа 2002 г.
- ^ «Бывший гуру в другой миссии», Rocky Mountain News , 30 января 1998 г.
Источники
- Огард, Йоханнес (1980). «Кто есть кто в гуруизме?» . Обновление: Ежеквартальный журнал о новых религиозных движениях . Том. IV, нет. 3. Диалогцентр . Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 7 июля 2008 г.
- Барбур, Джон Д. (1994). Версии деконверсии: автобиография и потеря веры . Шарлоттсвилл: Университетское издательство Вирджинии. ISBN 978-0-8139-1546-3 .
- Барретт, Дэвид В. (2001). Новые верующие: обзор сект, культов и альтернативных религий . Лондон; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Касселл; Распространяется в США компанией Sterling Pub. ISBN 978-0-304-35592-1 .
- Бекфорд, Джеймс; Международная социологическая ассоциация. (1986). Новые религиозные движения и быстрые социальные перемены . Лондон; Беверли-Хиллз, Калифорния; Париж, Франция: Публикации Sage; ЮНЕСКО. ISBN 978-0-8039-8003-7 .
- Бейт-Халлахми, Бенджамин (1993). Иллюстрированная энциклопедия действующих новых религий, сект и культов . Нью-Йорк: Паб Rosen. Группа. ISBN 978-0-8239-1505-7 .
- Бьоркквист, К. (1990): «Отрицание мира, утверждение мира и смещение целей: некоторые аспекты изменений в трех новых религиозных движениях индуистского происхождения». В Холм, Нильс Г. (1990). Встреча с Индией: исследования неоиндуизма . Сочинения по религиоведению, № 20. Турку: Академия Турку. стр. 79–99. ISBN 978-951-649-731-3 .
- Боукер, Джон (ред.), Оксфордский словарь мировых религий , Oxford University Press, Нью-Йорк (1997) ISBN 0-19-213965-7
- Бромли, Дэвид Г. и Энсон Д. Шуп-младший. Странные боги: Великий американский культ Scare Beacon Press, Бостон, 1981 г. ISBN 080-703-256-5
- Бромли, Дэвид; Новая экуменическая исследовательская ассоциация (Богословская семинария Объединения); Филип Э. Хаммонд (1987). Будущее новых религиозных движений . Мейкон, Джорджия: Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-86554-237-2 .
- Бромли, Дэвид Г. (2007). Преподавание новых религиозных движений (серия AAR Teaching Religious Studies) . Книга Американской академии религии. п. 156. ИСБН 978-0-19-517729-9 .
- Каган, Андреа (2007). Мир возможен, Жизнь и послание Прем Равата . Могучая река. ISBN 978-0-9788694-9-6 .
- Кэмерон, Чарльз (1973). Кто такой Гуру Махарадж Джи? . Нью-Йорк: Bantam Books.
- Кэррол, Питер Н. Ничего не произошло: трагедия и обещания Америки в 1970-х годах , Холт, Райнхарт и Уинстон (1982), ISBN 0-03-058319-5
- Криссайдс, Джордж Д. (2001). Исторический словарь новых религиозных движений . Исторические словари религий, философий и движений, нет. 42. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-4095-9 .
- Кларк, Питер Б.; Королевский колледж (Лондонский университет). Кафедра истории и философии религии. (1987). Новые евангелисты: методы вербовки и цели новых религиозных движений . Лондон: Этнографика. ISBN 978-0-905788-60-9 .
- Кольер, София (1978). Душевный порыв: одиссея молодой женщины 70-х (1-е изд.). Нью-Йорк: Морроу. ISBN 978-0-688-03276-0 .
- Даунтон, Джеймс В. (1979). Священные путешествия: обращение молодых американцев в легкую миссию дивизии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-04198-0 .
- Коллектив ДУО (2000 г.). «Ханс Джаянти». Нью-Дели: Объединенная божественная организация: 24–37.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ДюПертюи, Люси (1986). «Как люди узнают харизму: случай даршана в Радхасоами и миссии Божественного Света». Социологический анализ . 47 (2). Издательство Оксфордского университета: 111–124. дои : 10.2307/3711456 . ISSN 0038-0210 . JSTOR 3711456 .
- Фальбуш, Эрвин; Джеффри Уильям. Бромили (1998). Энциклопедия христианства Эрдмана . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Паб Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2413-4 .
- Фрэнкиэль, Сандра С. в Липпи, Чарльз Х. и Уильямс. Питер В. (ред.) Энциклопедия американского религиозного опыта , стр. 1521, Сыновья Чарльза Скрибнера (1988), ISBN 0-684-18863-5 (Том III)
- Галантер, Марк (1999). Культы: Вера, Исцеление и Принуждение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-512369-2 .
- Дживс, Рон (март 2004 г.). «От миссии Божественного Света до Элан Витал и далее: исследование изменений и адаптации». Нова Религио . 7 (3): 45–62. дои : 10.1525/номер.2004.7.3.45 .
- Дживс, Рон (2006a). «Глобализация, харизма, инновации и традиции: исследование трансформаций в организационных средствах передачи учения Прем Равата (Махараджи)» в журнале «Альтернативная духовность и исследования Нью-Эйдж», том 2 , 2006 г., ISBN 978-1-4196-2696-8 , стр. 44–62. «Онлайн-версия на веб-сайте Ассоциации исследований альтернативной духовности и нового века» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июня 2008 года . Проверено 14 июня 2008 г.
- Дживс, Рон (2006b). «От Гуру Махараджа Джи до Прем Равата: смена парадигмы за 40 лет работы в качестве« Мастера »». В: Галлахер, Юджин В.; Эшкрафт, В. Майкл (ред.) (2006). Введение в новые и альтернативные религии в Америке . Том. 4. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 63–84. ISBN 0-275-98712-4 .
{{cite book}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) - Дживс, Рон . «От Тотапури до Махараджи: размышления о линии передачи (парампара)» в журнале «Индийские религии: Возрождение и возрождение», изд. Анна Кинг. Лондон: Равноденствие, 2007 г.
- Дживс, Рон . «Забудьте переданную память: детрадиционализированная «религия» Прем Равата» в журнале Journal of Contemporary Religion , Vol. 24/1, 2009
- Геринг, Розмари (1995). Словарь верований и религий Вордсворта . Справочник Вордсворта. Уэр, Хартфордшир [Англия]: Вордсворт. ISBN 978-1-85326-354-5 .
- Грей, Франсин дю Плесси (13 декабря 1973 г.). «Блаженство в Хьюстоне» . Нью-Йоркское обозрение книг .
- (на голландском языке) Хаан, Вим, Миссия Божественного света гуру Махараджа Джи: субъективная интерпретация из серии «Религиозные движения в Нидерландах. Факты и видения», № 3, осень 1981 г. (голландский язык). ISBN 90-242-2341-5 . Доступно онлайн на веб-страницах Вима Хаана на веб-сайте Vrije Universiteit Amsterdam.
- Хадден, Джеффри К. и Эллиот III, Юджин М., Миссия Божественного Света/Элан Виталь в Мелтон, Дж. Гордон; Мартин. Бауманн (2002). Религии мира: всеобъемлющая энциклопедия верований и практик . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-57607-223-3 .
- Хиннеллс, Джон Р. (1997). Религиозный словарь Penguin . Справочники по пингвинам. Лондон, Англия; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Penguin Books. ISBN 978-0-14-051261-8 .
- Хант, Стивен (2003). Альтернативные религии: социологическое введение . Олдершот, Хэмпшир, Англия; Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-3409-6 .
- Джереми, Кэтлин (февраль 1974 г.), «Jet Set God», Pageant , стр. 30–34, том 20, номер 20.
- Кан, Эшли; Джордж-Уоррен, Холли; Даль, Шон, ред. (1998). Роллинг Стоун: Семидесятые . Бостон: ISBN Little, Brown and Co. 978-0-316-75914-4 .
- Кент, Стивен А. (2001). От лозунгов к мантрам: социальный протест и религиозное обращение в эпоху конца войны во Вьетнаме . Религия и политика. Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-2923-8 .
- (на голландском языке) Краненборг, Reender Dr. (1982) Восточные религиозные движения на Западе («Восточные религиозные движения на Западе») (голландский язык) ISBN 90-210-4965-1
- (на голландском языке) Краненборг, Рендер, неоиндуистские движения в Нидерландах: энциклопедический обзор , Кампен Кок, коп. (2002)
- (на голландском языке) Ламмерс, Джос. «Забота Гуру Махараджа джи: пять лет бизнесмена на службе просветления» в Haagse Post 68/7, 14 февраля 1981 г., стр. 48–53.
- Ланс, Ян ван дер и доктор Франс Деркс, « Premies Versus Sanyasins » в Update: Ежеквартальный журнал о новых религиозных движениях , X/2 (июнь 1986 г.)
- (на голландском языке) Ланс, Ян ван дер доктор. Последователи Гуру: современные религиозные движения в Нидерландах (голландский язык), Амбо, Баарн, 1981 г. ISBN 90-263-0521-4
- Ли, Раймонд; Сьюзан Эллен Акерман (1997). Священная напряженность: современность и религиозная трансформация в Малайзии . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-1-57003-167-0 .
- Лич, Кеннет. (2001). Друг души: духовное направление в современном мире . Гаррисберг, Пенсильвания: Паб Morehouse. ISBN 978-0-8192-1888-9 .
- Левин, Ричард (14 марта 1974 г.). «Когда Повелитель всей Вселенной играл в Хьюстоне: многих зовут, но мало кто появляется». Роллинг Стоун . стр. 36–50. Также в Кан, Эшли; Джордж-Уоррен, Холли; Даль, Шон, ред. (1998). Роллинг Стоун: Семидесятые . Бостон: ISBN Little, Brown and Co. 978-0-316-75914-4 .
- Левин, Сол В. в Галантер, Марк (1989). Культы и новые религиозные движения: отчет Американской психиатрической ассоциации . Американский психиатрический паб., Inc. ISBN 0-89042-212-5 .
- Льюис, Джеймс; NetLibrary, Inc. (1998a). Культы в Америке: справочник . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-0-585-05843-6 .
- Льюис, Джеймс Р. (1998b). Энциклопедия культов, сект и новых религий . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 978-1-57392-222-7 .
- Липнер, Джулиус Дж. (1994). Индусы: их религиозные верования и обычаи . Библиотека религиозных верований и практик. Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-05181-1 .
- Липпи, Чарльз Х. (2002). Плюрализм достигает совершеннолетия: американская религиозная культура в двадцатом веке . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. ISBN 978-0-7656-0151-3 .
- МакДугалл, Кертис Дэниел (1983). Суеверия и пресса . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 978-0-87975-211-8 .
- Макгрегор, Джон. «Ослепленный светом» в Good Weekend , Сидней (Австралия), 31 августа 2002 г.
- Мангалвади, Вишал (1992). Мир гуру . Чикаго, Иллинойс: Краеугольный камень. ISBN 978-0-940895-03-4 .
- Макгуайр, Мередит Б. (2002). Религия, социальный контекст . Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта Томсона. ISBN 978-0-534-54126-2 .
- Маккин, Лиз. Божественное предприятие. Гуру и индуистское националистическое движение , University of Chicago Press, 1996. ISBN 978-0-226-56009-0
- Мелтон, Дж. Гордон ; Роберт Л. Мур (1982). Культовый опыт: ответ на новый религиозный плюрализм . Нью-Йорк: Пилигрим Пресс. ISBN 978-0-8298-0619-9 .
- Мелтон, Дж. Гордон. (1986). Энциклопедический справочник культов Америки . Справочная библиотека социальных наук Гарленд, т. 213. Нью-Йорк: Паб Гарленд. ISBN 978-0-8240-9036-4 .
- Мелтон, Дж. Гордон. (2003). Энциклопедия американских религий . Детройт: Гейл. ISBN 978-0-7876-6384-1 .
- Мец, Кейд (6 февраля 2008 г.). «Arc.Ask3.Ru управляется «Повелителем Вселенной» » . Регистр . Проверено 14 октября 2008 г.
- Миллер, Тимоти (1995). Альтернативные религии Америки . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0-7914-2397-4 .
- Морган, Тед (9 декабря 1973 г.). «Оз в Астрокуполе; Гуру на троне» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 октября 2008 г.
- Мориц, Чарльз, изд. (1974). Ежегодник текущей биографии, 1974 год . Нью-Йорк: Компания HW Wilson. ISBN 9780824205515 .
- Палмер, Спенсер Дж. и Келлер, Р.Р. , Религии мира: взгляд святых последних дней , Университет Бригама Янга (1997) ISBN 0-8425-2350-2
- Петерсен, Уильям Дж. (декабрь 1982 г.). Эти любопытные новые культы 80-х (пересмотренная редакция). Китс Паб. п. 307 . ISBN 0-87983-317-3 .
- Пиларжик, Томас (1978). «Происхождение, развитие и упадок религии молодежной культуры: применение теории сектантства». Обзор религиозных исследований . 20 (1). Ассоциация религиозных исследований, Inc.: 23–43. дои : 10.2307/3509939 . ISSN 0034-673X . JSTOR 3509939 .
- Прайс, Мейв (1979). «Миссия Божественного Света как общественная организация». Социологическое обозрение . 27 (2): 279–296. дои : 10.1111/j.1467-954X.1979.tb00335.x . S2CID 144659402 .
- Прайор, Уильям, «Выживание самых крутых: смертельное путешествие Дарвина во внутреннюю часть зависимости» (2004), Clear Press, ISBN 1-904555-13-6
- Рават, Прем и Вольф, Берт. Внутреннее путешествие: энергичный разговор о самопознании (DVD). ISBN 0-9740627-0-7
- Рават, Прем, Махараджи в Университете Гриффита (2004) ISBN 0-9740627-2-3
- (на голландском языке) Шнабель, Пол . Между стигмой и харизмой: новые религиозные движения и психическое здоровье . Роттердамский университет Эразма, медицинский факультет, докторская диссертация, 1982 г. Девентер, Ван Логум Слатерус, ISBN 90-6001-746-3 . Доступно онлайн на сайте DBNL.
- Шомер, Карин; WH Маклеод (1987). Санты: исследования религиозной традиции Индии (1-е изд.). Беркли, Калифорния; Дели: Серия религиоведения Беркли; Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-961220-80-8 .
- Сиберс, Тобин (1993). Религия и авторитет прошлого . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-10489-5 .
- Фонд Прем Рават представляет: Махараджи в Театре Сандерса Гарвардского университета (2005). ISBN 0-9740627-3-1
- Соединенные Штаты.;Kirschner Associates.;Институт изучения американской религии. (2001). Религиозные требования и обычаи некоторых избранных групп: справочник для капелланов . Гонолулу, Гавайи: Тихоокеанское университетское издательство [для] Министерства обороны США, Управления начальника капелланов армии. ISBN 978-0-89875-607-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - «Что случилось с Гуру Махараджем Джи? Когда-то провозглашенного аватаром века, в наши дни трудно найти руководителя Миссии Божественного Света» . Индуизм сегодня . Гималайская академия. Октябрь 1983 г. ISSN 0896-0801 . Архивировано из оригинала 23 июня 2010 года.