Jump to content

Лила (индуизм)

(Перенаправлено с Лилы (божественная пьеса) )

Лила ( санскрит : लीला līlā ) или лила ( / ˈ l l ə / ) можно свободно перевести как «божественная игра». Концепция лилы утверждает, что творение не является целью достижения какой-либо цели, а скорее результатом игровой природы божественного. Поскольку божественное совершенно, оно не может иметь никаких потребностей, что означает свободу , а не необходимость, стоящую за творением.

Понятие лилы является общим как для недуалистических , так и для дуалистических философских школ индийской философии , но в каждой из них оно имеет совершенно разное значение. В рамках недуализма лила — это способ описания всей реальности , включая космос , как результат творческой игры божественного Абсолюта ( Брахмана ). В вайшнавизме лила относится к деятельности Бога и преданного , а также к макрокосмическим действиям проявленной вселенной.

Существует множество теорий происхождения лилы . Возможно, оно происходит от санскритского корня «лал» , который предполагает игривость детей или кого-то деликатного. [1]

По мнению Эдвина Брайанта, слово «лила» нельзя перевести как «спорт» или «игра», поскольку это слово предполагает мотивацию соревнования. Напротив, лила — это «чистая игра или спонтанное времяпрепровождение», у которого нет никакой другой цели, кроме переживания радости. [2]

Появление в текстах

[ редактировать ]

Лила впервые появляется в Брахмасутре 2.1.33 как « локават ту лилакайвальям » (Однако [это] всего лишь лила , как [происходит] в повседневном опыте.) Эта сутра отвечает на возражение, что Брахман не является причиной мира, потому что причинность требует мотива. Причина в том, что акт творения Брахмана — это лила , точно так же, как лила происходит в мире. Шанкара в своем комментарии сравнивает Брахмана с царем, чьи потребности были удовлетворены, но занимается развлекательной деятельностью. В другом сравнении он говорит, что природа Брахмана — свободно творить, а наша — вдыхать и выдыхать. Более того, лила не является необходимым атрибутом Брахмана, т.е. Брахман не обязан участвовать в лиле . [1]

Современные интерпретации

[ редактировать ]

Брахман полон всех совершенств. И сказать, что у Брахмана есть некая цель в создании мира, будет означать, что он хочет достичь посредством процесса творения чего-то, чего у него нет. А это невозможно. Следовательно, не может быть никакой цели Брахмана в создании мира. Мир — это просто спонтанное творение Брахмана. Это Лила, или игра Брахмана. Оно создано из Блаженства, Блаженством и для Блаженства. Лила указывает на спонтанную спортивную деятельность Брахмана в отличие от сознательного волевого усилия. Понятие Лилы означает свободу в отличие от необходимости.

- Рам Шанкер Мишра, Интегральный адвайтизм . Шри Ауробиндо

Отношение Пуруши к Пракрити — раскрывающейся силе природы — становится здесь отношением мужчины к женщине. В храме Шивы это выражено в основном образе шивалинги, выражении мужского ( линга ) и женского ( йони ) союза. Основной космогонический мотив разворачивающегося или цветущего космоса выражается здесь именно в отношении мужского и женского, а также в плане сознания и интенциональности (в концепции лилы как божественной игры мужского и женского начала). Таким образом, основной шиваитский образ космогонии — это расцвет сознания и сексуальный союз, а не жертвенный акт. Эта тема перекликается с другими индуистскими доктринами, такими как Тантра и Шакта .

Ведантические йоги никогда не устают утверждать, что кайвалья , «изоляция-интеграция», может быть достигнута, только отвернувшись от отвлекающего очарования мира и поклоняясь с однонаправленным вниманием бесформенному Брахману-Атману; однако для тантрика – как и для нормального ребенка мира – это представление кажется патологическим, ошибочным следствием определенной болезни интеллекта. (...) «Мне нравится есть сахар, — как говорил Рампрасад , — но у меня нет желания стать сахаром». Пусть те, кто страдает от тягот сансары, ищут освобождения: совершенный преданный не страдает; ибо он может как визуализировать, так и переживать жизнь и вселенную как откровение той Высшей Божественной Силы ( шакти ), в которую он влюблен, всеохватывающего Божественного Существа в его космическом аспекте игривого, бесцельного проявления (лила), которое ускоряет как боль, так и радость, но в своем блаженстве превосходит их обоих.

- Рохан Бастин, Область постоянного избытка: множественное поклонение в храмах Муннесварам в Шри-Ланке

Основная повторяющаяся тема в индуистской мифологии — это сотворение мира посредством самопожертвования Бога — «жертвы» в первоначальном смысле «освящения», — посредством которого Бог становится миром, который, в конце концов, снова становится Богом. Эта творческая деятельность Божества называется лилой, игрой Бога, и мир рассматривается как сцена божественной игры. Как и большая часть индуистской мифологии, миф о лиле имеет сильный магический привкус. Брахман — великий маг, который преобразует себя в мир, а затем совершает этот подвиг с помощью своей «магической творческой силы», что является первоначальным значением майи в Ригведе. Слово майя — один из самых важных терминов в индийской философии — на протяжении веков меняло свое значение. Благодаря мощи или силе божественного актера и мага оно стало обозначать психологическое состояние человека, находящегося под чарами магической пьесы. Пока мы путаем мириады форм божественной лилы с реальностью, не осознавая единства Брахмана, лежащего в основе всех этих форм, мы находимся под чарами майи. (...) Таким образом, с индуистской точки зрения на природу все формы относительны, текучи и постоянно меняющиеся, майя, созданная великим магом божественной игры. Мир майи постоянно меняется, потому что божественная лила — это ритмичная, динамичная игра. Динамическая сила пьесы — карма, важная концепция индийской мысли. Карма означает «действие». Это активный принцип пьесы, целостная вселенная в действии, где все динамически связано со всем остальным. По словам Гиты, карма — это сила творения, благодаря которой все вещи имеют жизнь.

Подразумеваемое

[ редактировать ]

Индуистские конфессии расходятся во мнениях о том, как человек должен реагировать на осознание лилы. Карма-йога позволяет радостно охватить все аспекты жизни («намеренное принятие»), сохраняя при этом отличие от Всевышнего, в то время как Бхакти и Джняна-йога выступают за стремление к единству с Всевышним. Лила — важная идея в традиционном поклонении Кришне (как шутнику) и Шиве (как танцору), и ее использовали современные писатели, такие как Стивен Нахманович , Фритьоф Капра и Алан Уоттс . [ нужна ссылка ]

В вайшнавизме лила относится к деятельности Бога и его преданного, а также к макрокосмическим действиям проявленной вселенной. [3] как видно из Шримад Бхагаватам , стих 3.26.4: [4]

са эша пракритим сукшмах
даивим гунамайим вибхух
йадриччаяйвопагатам
Абхьяпадьята лилайа

« В качестве своих игр эта Верховная Божественная Личность, величайший из великих, принял тонкую материальную энергию, наделенную тремя материальными гунами природы ».

Лила также включает пьесы Раслилы , в которых актеры-люди воспроизводят божественную игру Кришны и Рамы, чтобы вспомнить божеств и ощутить их присутствие. [3]

Лилу можно сравнить с западной теологической позицией пандеизма , которая описывает Вселенную как Бога, принимающего физическую форму, чтобы испытать взаимодействие между элементами Вселенной. [5]

«Решение Лилы» — это предлагаемый ответ на проблему зла . Это предполагает, что Бога нельзя винить в страданиях, потому что Бог просто играет без какой-либо мотивации. Липнер утверждает, что, поскольку Бог не «игрив» по ​​своей природе, а действует без усилий, Бог поддерживает закон кармы и перерождения даже во время игры. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Липнер, Юлиус Дж. (01 декабря 2022 г.). «Бог в игре? Пересмотр концепции лилы в индуистской философии и теологии» . Международный журнал индуистских исследований . 26 (3): 283–326. дои : 10.1007/s11407-022-09322-1 . ISSN   1574-9282 .
  2. ^ Ларген, Кристин Джонстон (сентябрь 2011 г.). «Бог в игре: видеть Бога через призму юного Кришны» . Диалог: Теологический журнал . 50 (3): 253–261. дои : 10.1111/j.1540-6385.2011.00618.x . ISSN   0012-2033 .
  3. ^ Jump up to: а б Куш, Дениз; Робинсон, Кэтрин А.; Йорк, Майкл, ред. (2008). Энциклопедия индуизма . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. п. 462. ИСБН  978-0-7007-1267-0 . ОСЛК   62133001 .
  4. ^ Запись в Vedabase SB 3.26.4. Архивировано 1 июля 2015 г. на Wayback Machine.
  5. ^ Джеймс Б. Глаттфельдер, Информация — Сознание — Реальность: как новое понимание Вселенной может помочь ответить на извечные вопросы существования (2019), стр. 534: «Внутри набора идей, связанных с панпсихизмом , можно найти вариации, которые также нашли место в истории человеческой мысли. Например, в индуизме понятие лилы сродни понятию пандеизма».

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Философия Индии , Генрих Циммер и Джозеф Кэмпбелл, Princeton University Press, 1969.
  • Интегральный адвайтизм Шри Ауробиндо , Рам Шанкер Мисра, Motilal Banarsidass Publishers Pvt Ltd, Дели, 1998.
  • Область постоянного избытка: множественное поклонение в храмах Муннесварам в Шри-Ланке , Рохан Бастин, Berghahn Books, 2002.
  • Очищение земного тела Бога: религия и экология в индуистской Индии , Лэнс Э. Нельсон, State University of New York Press, 1998.
  • Боги в игре: Лила в Южной Азии , Уильям Стурман Сакс, редактор, Oxford University Press, 1995, ISBN   0-19-509102-7 .
  • «Игра», Ричард Шехнер, Play & Culture, 1988, Vol. 1, стр. 3–19.
  • Боги в игре: Лила в Южной Азии , Дэвид Мейсон, Пэлгрейв Макмиллан, 2009.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d758c682a18304567794c879cd90e65d__1721759520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/5d/d758c682a18304567794c879cd90e65d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lila (Hinduism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)