Дуализм (индийская философия)
Дуализм в индийской философии — это убеждение или широкий спектр убеждений, которых придерживаются определенные школы индийской философии, о том, что реальность по своей сути состоит из двух частей или двух типов существования. В основном это принимает форму либо дуализма разума и материи, как в некоторых направлениях буддийской философии , либо дуализма сознания-бессознания в санкхьи и йоги школах индуистской философии . Их можно сравнить и противопоставить дуализму разума и тела в западной философии разума и метафизике . [1]
Другая форма дуализма в индуистской философии встречается в Двайта («дуализм») школе Веданты , которая рассматривает Бога и мир как две реальности с различными сущностями; это форма теистического дуализма . Напротив, такие школы, как Адвайта («недвойственность») Веданта, исповедуют недвойственность или абсолютный монизм , рассматривая дуализм как иллюзию ( майю ).
Буддийская философия
[ редактировать ]
В классическую эпоху буддийской философии в Индии такие философы, как Дхармакирти, выступали за дуализм между состояниями сознания и буддийскими атомами (основными строительными блоками, из которых состоит реальность), согласно «стандартной интерпретации» буддийской метафизики Дхармакирти . [2] [ нужна страница ]
Санкхья и философия йоги
[ редактировать ]В то время как западные философские традиции , примером которых является Декарт, приравнивают разум к сознательному «я» и строят теории о сознании на основе дуализма разума и тела, некоторые восточные философии предлагают альтернативную точку зрения, тесно связанную с дуализмом субстанции , проводя метафизическую линию между сознанием и телом. и материя — где материя включает в себя и тело, и разум. [3] [4]
В санкхье и йоге , двух из шести ортодоксальных ( астика ) школ индуистской философии , «есть две нередуцируемые, врожденные и независимые реальности: 1) само сознание ( Пуруша ) и 2) изначальная материальность ( Пракрити )». [ нужна ссылка ] Бессознательная изначальная материальность, Пракрити, содержит 23 компонента, включая интеллект ( буддхи , махат), эго ( ахамкара ) и ум ( манас ). Таким образом, интеллект, разум и эго рассматриваются как формы бессознательной материи. [5] Мыслительные процессы и психические события сознательны лишь в той степени, в которой они получают освещение от Пуруши. Сознание сравнивают со светом, который освещает материальные конфигурации или «формы», принимаемые разумом. Таким образом, интеллект после получения когнитивных структур формирует разум, а озарение от чистого сознания создает мыслительные структуры, которые кажутся сознательными. [6] Ахамкара, эго или феноменальное «я», присваивает себе все ментальные переживания и, таким образом, персонализирует объективную деятельность ума и интеллекта, принимая на себя владение ими. [7] Но сознание само по себе независимо от мыслительных структур, которые оно освещает. [6]
Включив разум в сферу материи, санкхья-йога избегает одной из самых серьезных ловушек картезианского дуализма — нарушения физических законов сохранения путем вовлечения чего-то нематериального (картезианского разума) в человеческие действия. Поскольку в санкхья-йоге ум является развитием материи, ментальным событиям придается причинная эффективность и, следовательно, они могут инициировать телесные движения. [8]
Философия Двайты
[ редактировать ]Школа Двайта Веданта индийской философии поддерживает дуализм между Богом и вселенной, теоретизируя существование двух отдельных реальностей . Первая и самая важная реальность заключается в том, что Вишну или Брахман — это высшее «Я» , Бог, абсолютная истина вселенной, независимая реальность. Вторая реальность — это реальность зависимой, но столь же реальной «вселенной», существующей со своей отдельной сущностью. Все, что состоит из второй реальности, например, индивидуальная душа ( джива ), материя и т. д., существует в своей отдельной реальности. Отличительным фактором этой философии в отличие от Адвайта Веданты ( монистического заключения Вед) является то, что Бог берет на себя личную роль и рассматривается как реальная вечная сущность, которая управляет и контролирует вселенную. [ нужна ссылка ] Поскольку существование индивидов основано на божественном, они изображаются как отражения, образы или даже тени божественного, но никогда никоим образом не тождественны божественному. Поэтому спасение описывается как осознание того, что вся конечная реальность существенно зависит от Всевышнего. [9]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Грейлинг, AC (20 июня 2019 г.). История философии . Пингвин Великобритания. п. 521-9. ISBN 978-0-241-98086-6 .
- ^ Жорж Б. Дж. Дрейфус, Признание реальности , SUNY Press, 1996 ( ISBN 978-0791430989 )
- ^ Хейни, с. 17.
- ^ Исаак, с. 339.
- ^ Хейни, с. 42.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исаак, с. 342.
- ^ Лиман, с. 68.
- ^ Лиман, с. 248.
- ^ Фаулер, Джинин Д. Перспективы реальности: введение в философию индуизма [ постоянная мертвая ссылка ] . Сассекс Академик Пресс. С. 340-344. ISBN 1-898723-93-1 .
Ссылки
[ редактировать ]- Хейни, Уильям С. Культура и сознание: возрожденная литература . Издательство Бакнеллского университета (1 августа 2002 г.). ISBN 1611481724 .
- Исаак-младший; Дангвал, Риту; Чакраборти, К. Слушания. Международная конференция по когнитивным системам (1997) . Эллайд Паблишерс Лтд. ISBN 81-7023-746-7 .
- Лиман, Оливер. Восточная философия: ключевые материалы для чтения . Рутледж, 2000. ISBN 0-415-17357-4 .