Двайта Веданта
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
православный | |
неортодоксальный | |
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
Часть серии о |
Двайта |
---|
Портал индуизма |
Двайта Веданта ( / ˈ d v aɪ t ə v ɪ ˈ d ɑː n t ə / ) ; (первоначально известная как Таттвавада ; IAST : Таттвавада ), является подшколой в Веданты традиции индуистской философии . Термин Таттвавада буквально означает «аргументы с реалистической точки зрения». Подшкола Таттвавада (Двайта) Веданты была основана индийским философом XIII века — святым Мадхвачарьей . [1] Мадхвачарья верил в три сущности: Бога , дживу (душу) и джаду ( майю , материю). [2] Школа Двайта Веданты верит, что Бог и отдельные души ( дживатман ) существуют как независимые реальности, и они различны, при этом говорится, что Вишну (Нараяна) независим ( сватантра ), а души зависят ( паратантра ) от него.
Школа Двайты контрастирует с двумя другими основными подшколами Веданты: Адвайта Ведантой Ади Шанкары , которая постулирует недвойственность — что высшая реальность ( Брахман ) и человеческая душа ( Атман ) идентичны, и вся реальность взаимосвязана и едина, и Вишиштадвайта Рамануджи . который постулирует ограниченный недвойственность — что высшая реальность ( Брахман ) и человеческая душа различны, но потенциально могут быть идентичными. [3] [4] Саньяси традиции Двайта Веданты принадлежат к ордену Экаданди. [5]
Этимология [ править ]
Двайта (द्वैत) — санскритское слово, означающее «двойственность, двойственность». [6] Этот термин относится к любой предпосылке, особенно в теологии материального и божественного, где предполагается, что два принципа (истины) или реальности существуют одновременно и независимо. [6] [1] Индолог Б. Н. Кришнамурти Шарма говорит: «Английский термин «Дуализм» неадекватен для выражения всего содержания и глубины значения, которое Мадхва вложил в термин «Двайта» , как это следует подразумевать в его системе. Даже санскритское слово «Двайта» не способно буквально выражения большего, чем принятые основополагающие принципы. [7] [8] БНК Шарма предложил использовать термин Сватантра-Адвития-Брахмавада в качестве альтернативного названия системе Мадхвы. Шарма говорит, что Сатьядхьяна Тиртха из Уттаради Матха одобрил это. Б.Н.К. Шарма далее заявляет, что «термин Сватантра-Адвития-Брахмавада способен передавать прямо, а не косвенно или определение, высшие достижения его мысли и его метафизической идеологии, которые часто подчеркиваются Мадхвой и так хорошо излагаются Джаятиртхой ». Можно заметить, что такой термин отдал бы должное обоим аспектам реальности — конечному и бесконечному».
Цитируя термин «Адвитиятва» , Шарма также утверждает, что «термин «Адвитиятва» был истолкован Мадхвой в « Чандогья-бхашье » как «отсутствие равных и превосходящих» Брахмана , подразумевая существование и реальность «меньших реальностей». «подобно материи и душам под эгидой Бога ». Первая часть текста была взята для того, чтобы подчеркнуть единство Бога, исключив внутренние различия субстанции и атрибутов в Брахмане в соответствии с такими текстами, как नेह नेह नानास्ति किंचना , которые понимаются как отрицание некоторых внутренних различий ( nānātva ) только в Брахмане. Единственные внутренние различия, которые логически мыслимы в Брахмане, — это различия атрибутов. Это отрицается путем значимого отрицания. Таким образом, дополнительная Сватантра служит для подчеркивания трансцендентности . превосходит другие реальности и его имманентность в них, и покажите, чем здесь концепция Брахмана отличается от Нирвишешадвайты Ади Шанкары , цитируя термин Сватантра-Адвития-Брахмавада . Шарма также говорит: «Она также будет терминологически сбалансирована с различиями других ведантических систем, таких как Нирвишешадвайта , Шуддхадвайта и Вишиштадвайта . Она также будет делать прямой акцент на главенстве высшего как Пара-Сиддханты мысли Мадхвы, и поместите учения о конечном на их подобающее место, составив Апара-Сиддханту (дополнительные истины)». [7]
Алуру Венката Рао считает, что термин Двайта не подходит для философии Мадхвы, поэтому его не следует использовать. [9] Вместо этого он предлагает использовать термин Пурнабрахмавада . [10]
Философия [ править ]
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
Двайта-веданта — это дуалистическая интерпретация Вед, систематизированная индийским философом 13-го века святым Мадхвачарьей , которая поддерживает дуализм, теоретизируя существование двух отдельных реальностей. Первая и единственная независимая реальность ( сватантра-таттва ), утверждает школа Двайты, — это Вишну как высшая реальность ( Брахман ) и верховный Бог . [11] Вишну — это высшее «Я» , подобно монотеистическому Богу в других основных религиях. [12] Его считают всемогущим, вечным, [13] всегда существующий, вечный, всезнающий и сострадательный. [14] Вторая реальность — это реальность зависимой ( асватантра-таттва или паратантра ), но в равной степени реальной вселенной, существующей со своей отдельной сущностью. Все, что состоит из второй реальности, например, индивидуальная душа, материя и тому подобное, существует в своей отдельной реальности. Отличительным фактором этой философии, в отличие от монистической Адвайта Веданты , является то, что Бог берет на себя личную роль и рассматривается как реальная вечная сущность, которая управляет и контролирует вселенную. [15]
Как и Рамануджа , Мадхвачарья также принял вайшнавизм . Мадхвачарья постулирует Бога как личность и сагуну , то есть наделенную атрибутами и качествами (в человеческих терминах, которые, как полагают, не могут полностью описать Бога). [16] Для Мадхвачарьи метафизической концепцией Брахмана в Ведах был Вишну. Он заявил: « Брахмашабдашка Вишнавева », что Брахман может относиться только к Вишну . Писания, в которых говорится иное, он объявляет неавторитетными. [17] Для него Вишну был не просто каким-то другим дэвом , а скорее единственным Высшим Существом . [18] [2] По его мнению, дэвы — это души умерших людей, которые были вознаграждены за добрые дела тем, что перевоплотились в небесные миры и стали следующими органами воли Бога. [19] то же самое можно сказать и о Ваю и Лакшми . [20] Он также считает, что они смертны и что некоторые из них могут после смерти опуститься на более низкие стадии существования. [19] Поэтому он считает, что через них следует поклоняться только Богу, и что поклонение им от их собственного имени является отступничеством , возникшим в Трета-югу и еще не существовавшим в Сатья-югу . [21] По его словам, это необходимо отметить и в отношении мурти . [22]
Двайта Веданта признает два принципа; однако он считает, что один из них (разумное) вечно зависит от другого. Индивидуальные души ( дживы ) изображаются как отражения, образы или тени божественного, но никогда никоим образом (даже после мокши , или освобождения) не тождественны божественному. Будучи отражением Бога, каждая джива имеет природу с некоторыми характеристиками (истина, сознание, блаженство) Бога в различной степени, которая находится под влиянием кармы в рабстве и расширяется до своей отдельной полной внутренней способности в мокше . Освобожденные дживы не достигают равенства с Брахманом, а также не равны друг другу. [23]
Поэтому мокша (освобождение) описывается как осознание того, что вся конечная реальность существенно зависит от Всевышнего. [11] Считается, что Бог показал путь к достижению мокши через несколько аватаров . [13] Бхакти-йога является неотъемлемой частью Двайта-веданты. Благодаря преданности Богу и Его милости джива достигает мокши . Однако плохая карма приводит к осуждению со стороны Бога. [15]
В школе Двайты описаны пять фундаментальных, вечных и реальных отличий: [11] [2] [24]
- Между индивидуальными душами (или дживатманами) и Богом (Параматмой или Вишну).
- Между материей (неживой, неодушевленной) и Богом.
- Между отдельными душами (дживатман).
- Между материей и дживатманом.
- Между различными видами материи.
Теория пяти отличий заключается в том, что « джива отличается от любой другой сущности, включая все дживы ». [23] Говорят, что эти пять различий объясняют природу Вселенной. называет мир прапанча (« панча По этой причине школа Двайты » «пять»).
Мадхва существенно отличался от традиционных индуистских верований из-за своей концепции вечного проклятия . По его мнению, существует три разных класса душ: один класс, мукти-йоги , которые могут претендовать на освобождение , другой, нитья-самсарины , которые подлежат вечному перерождению или вечному переселению , и третий класс, тамо-йоги. , который будет обречен на вечный ад ( Андхатамисра ). [23]
и освобождение Садхана
Согласно Мадхвачарье, джива не осознает своей истинной природы из-за невежества ( авидья ), вызванного майей , и, таким образом, неспособна реализовать выражение своих внутренних качеств. Освобождение каждой дживы означает реализацию ее внутреннего блаженства путем снятия покрова майи . Освобождение может быть достигнуто только по милости Бога и собственными усилиями дживы . Практика вайрагьи позволяет мукти-йогам ( дживам, способным к освобождению) обрести свободу от мирских привязанностей и развить веру в Бога. Самостоятельные усилия, делающие дживу достойной освобождения, включают в себя карму (добрую работу), гьяна-йогу (знание) и бхакти-йогу (преданность). Садхака посредством выполняет такую садхану шраваны , мананы и нидидхьясаны . Мадхва также придавал большое значение руководству и благословениям Гуру для понимания гьяны из писаний. Согласно Мадхве, шравана и манана — единственные средства нидхиясаны. Эта садхана ведет садхаку к апарокша-гьяне (духовной реализации) и освобождению по милости Бога. [23]
Авидья [ править ]
Философы Двайты бросают вызов точке зрения Адвайта Веданты о том, что восприятие множественности в единой, неизменной реальности возникает из космического невежества ( авидья ), неразрывно связанного с Брахманом. Согласно Адвайте, это невежество объясняет, почему кажется, что существует множественность. Мадхва подвергает сомнению возможность освобождения, если и вселенная, и неведение — всего лишь иллюзии, связанные с Брахманом. Мадхва далее утверждает, что между Брахманом и космосом нет никакого сходства, которое могло бы оправдать такую иллюзию. [25]
Мадхва подвергает сомнению идею о том, что авидья уникальна для отдельных личностей, утверждая, что, если индивидуальность сама по себе является заблуждением, то авидья также должна по своей сути принадлежать Брахману. Он также критикует идею нереальной особенности, налагаемой на Брахман адвайтинами для объяснения индивидуальных различий, считая ее замкнутой: если невежество создает эту особенность, то невежество должно быть частью Брахмана, делая различия и невежество реальными, что противоречит основной цели освобождения. в философии Адвайты. [25]
Влияние [ править ]
- Историческое влияние Двайта Веданты и Мадхвачарьи в индуизме, как утверждают Куландран и Кремер, было благотворным, но не обширным. [26]
- По мнению Шармы, влияние идей Двайта Веданты наиболее заметно на школу Чайтанья бенгальского вайшнавизма . [27] и в Ассаме . [28]
- Теология Мадхвы оказала влияние на более поздних ученых, таких как Нимбарка , Валлабха и Чайтанья Махапрабху . БНК Шарма отмечает, что теология Нимбарки представляет собой вольную переработку теологии Мадхвы в ее наиболее существенных аспектах. [29]
См. также [ править ]
- Мадхвачарья
- Мадхва Брахманы
- Двайта литература
- Мадхавендра Пури
- Гаудия-вайшнавизм
- Ачинтья Бхеда Абхеда
- Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. стр. 340–343. ISBN 978-1-898723-94-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стокер, Валери (2011). «Мадхва (1238-1317)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. стр. 238–243, 288–293, 340–343. ISBN 978-1-898723-94-3 .
- ^ Джеймс Лохтефельд (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма, том 1 и 2, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , страницы 12–13, 213–214, 758–759.
- ^ Шарма 2000 , с. 525.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сэр Монье Монье-Уильямс, Двайта , Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки, Oxford University Press (перепечатано: Motilal Banarsidass ), ISBN 978-8120831056 , стр. 507.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарма 2000 , с. 5.
- ^ Чанг 1991 , с. 36.
- ^ Шивнараян Джоши Шивджи (1 января 1992 г.). Критика индийского дуализма . Научные издательства. ISBN 9788172330224 .
Алур Венкат Рао полагает, что термин Двайта не подходит для философии Мадхвы, поэтому его не следует использовать.
- ^ Чен-чи Чанг (1991). Сокровищница махаянских сутр: отрывки из Махаратнакута-сутры . Мотилал Банарсидасс. п. 36. ISBN 978-8120809369 .
Алур Венкатарао из Дхарвара дал философии Мадхвы название «Пурнабрахмавада».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фаулер 2002 , стр. 340–344.
- ^ Майкл Майерс (2000), Брахман: сравнительное богословие, Routledge, ISBN 978-0700712571 , страницы 124-127.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хельмут фон Глазенапп : Философия веры Вишну Мадхвы, Духовные течения Востока, том. 2, Бонн, 1923 г., введение (стр. *1-2).
- ^ Глазенапп: Философия веры Вишну Мадхвы, с. 32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б После 2006 г. , стр. 59–60.
- ^ Глазенапп: Философия веры Вишну Мадхвы, с. 30-31.
- ^ Глазенапп: Философия веры Вишну Мадхвы, с. 28-29.
- ^ Брайант, Эдвин (2007). Кришна: Справочник (Глава 15, Дипак Сарма) . Издательство Оксфордского университета. п. 358. ИСБН 978-0195148923 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Глазенапп: Философия веры Мадхвы в Вишну, с. 67-68.
- ^ Глазенапп: Философия веры Вишну Мадхвы, с. 75.
- ^ Глазенапп: Философия веры Вишну Мадхвы, с. 71.
- ^ Глазенапп: Философия веры Вишну Мадхвы, с. 85.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Тапасьянанда, Свами. Школы бхакти Веданты стр. 173-187.
- ^ Джеймс Лохтефельд (2002), Мадхва, Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Том. 1: AM, Rosen Publishing. ISBN 978-0823931798 , стр. 396.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартли, CJ (2011). Введение в индийскую философию . Лондон; Нью-Йорк: Континуум. стр. 191–192. ISBN 978-1-84706-448-6 .
- ^ Сабапати Куландран и Хендрик Кремер (2004), Благодать в христианстве и индуизме, Джеймс Кларк, ISBN 978-0227172360 , страницы 177-179.
- ^ Шарма 1962 , стр. 22–23.
- ^ Шарма 2000 , стр. xxxii–xxxiii, 514–516.
- ^ Шарма 2000 , с. 453.
Библиография [ править ]
- Эттер, Кристофер (2006). Исследование качественного неплюрализма . iUniverse. ISBN 978-0-595-39312-1 .
- Фаулер, Джинин Д. (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-898723-93-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Шарма, Б. Н. Кришнамурти (1962). Философия Шри Мадхвачарьи . Мотилал Банарсидасс (перепечатка 2014 г.). ISBN 978-8120800687 .
- Шарма, Б. Н. Кришнамурти (2000). История школы веданты Двайта и ее литературы, 3-е издание . Мотилал Банарсидасс (перепечатка 2008 г.). ISBN 978-8120815759 .
- Чанг, Чен-чи (1991), Сокровищница махаянских сутр: отрывки из Махаратнакута-сутры , Motilal Banarsidass Publ., ISBN 9788120809369