Картикея
Картикея | |
---|---|
Бог победы и войны Командир богов [1] | |
Другие имена | Муруган, Субрахманья, Кумара, Сканда, Саравана, Арумуган, Девасенапати, Шанмукха, Катирвелан, Гуха, Сваминатха, Велаюда, Вель [2] [3] |
Принадлежность | Дева , Сиддхар |
Обитель | Анупадай веду (Шесть обителей Муругана) Французские холмы Гора Кайлас |
Планета | Мангала , Марс |
Мантра | Ом Саравана Бхава Ветривел Муруганукку Арогара |
Оружие | Хорошо |
Символ | Петух |
День | Вторник |
Устанавливать | Павлин |
Пол | Мужской |
Фестивали | |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Ганеша (брат) |
Супруга |
|
Часть серии о |
Кумарам |
---|
Картикея ( IAST : Kārtikeya ), также известный как Сканда , Субрахманья , Шанмукха и Муруган , среди других имен, — индуистский бог войны . Его обычно описывают как сына Шивы и Парвати и брата Ганеши .
Картикея была важным божеством на Индийском субконтиненте с древних времен . Было высказано предположение, что тамильское божество Муруган было синкретизировано с ведическим божеством Сканда после эпохи Сангама . Его считают «Богом тамильского народа » и прославляют как повелителя холмов Палани , божества-покровителя региона Куринджи , чей культ приобрел огромную популярность. многочисленные произведения в тамильской сангамской литературе Муругану посвящены , такие как «Тирумурукаштуппатай» и Наккиранара « Тируппукал Арунагиринатара » . Археологические данные первого века нашей эры и ранее показывают связь его иконографии с Агни , индуистским богом огня, что указывает на то, что Картикея был важным божеством в раннем индуизме.
Иконография Картикеи существенно различается. Обычно его изображают вечно молодым человеком, сидящим верхом на индийском павлине (по имени Паравани) или рядом с ним, а иногда и с эмблемой петуха на знамени. Он владеет копьем под названием « вел» , предположительно подаренным ему его матерью Парвати. Хотя на большинстве икон он изображен только с одной головой, на некоторых - с шестью головами, что является отражением легенд о его рождении, когда он произошел от шести мальчиков или родился от шести зачатий. Описано, что он быстро постарел с детства, стал воином, возглавил армию дэвов , и ему приписывают уничтожение ракшасов , включая Таракасуру и Сурападму . Его считают философом , который учил следовать этической жизни и теологии Шайва-сиддханты .
Каумарам — индуистская конфессия , которая в первую очередь почитает Картикею. Помимо значительного поклонения Каумараму и храмов в Южной Индии , ему поклоняются как Махасене и Кумаре в Северной и Восточной Индии . Ему также поклоняются в Шри-Ланке , Юго-Восточной Азии (особенно в Малайзии , Сингапуре , Таиланде и Индонезии ), других странах со значительным населением тамильского происхождения (включая Фиджи , Маврикий , Южную Африку и Канаду ), странах Карибского бассейна (включая Тринидад и Тобаго). , Гайана и Суринам ), а также страны со значительным количеством индийских мигрантов (включая США и Австралию ).
Этимология и номенклатура
[ редактировать ]Эпитет Картикея связан с обстоятельствами рождения божества. [6] Согласно «Сканда-пуране» вышли шесть божественных искр , из Шивы , образовав шесть отдельных мальчиков. Этих мальчиков воспитывали служанки, известные как Криттики . Позже Парвати объединила их в одно, создав шестиглавую Картикею. [7] [8] означает «из Криттик» Картикея на санскрите . [6] [9]
Согласно индуистской литературе, он известен под 108 различными именами, хотя широко используются и другие имена. [10] Наиболее распространенными среди них являются Сканда (от сканд- , «прыгать или атаковать»), Муруган («красивый»), Кумара («молодой»), Субрахманья («прозрачный»), Сентил («победоносный»), Велан ( «обладатель вела »), Сваминатха («правитель богов»), Сараванабхава («рожденный среди тростника»), Арумуга или Шанмукха («шестиликий»), Дханадапани («владелец булавы») и Кандха («облако»). ). [11] [12] [13]
На древних монетах с его изображениями его имя написано как Кумара, Брахманья или Брахманьядева. [14] На некоторых древних индо-скифских монетах его имя написано греческим шрифтом как Сканда, Кумара и Вишака. [15] [16]
Легенды
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]В различных индийских литературных произведениях рассказывается разные истории о рождении Картикеи. В Вальмики » « Рамаяне (седьмой-четвертый века до нашей эры) он описывается как ребенок божеств Рудры и Парвати, рождению которого способствовали Агни и Ганга . [17] Шалья Парва и Анушасана Парва третьего века до нашей эры из индуистского эпоса Махабхарата повествуют легенду о Сканде, представляя его как сына Махешвары (Шивы) и Парвати: Шива и Парвати были потревожены во время секса, в результате чего Шива случайно пролил свое семя. . Затем семя инкубировалось в Ганге , сохранялось теплом бога Агни и в конечном итоге рождалось как ребенок Картикея. [6] [18]
Согласно Шива Пуране , асура Таракасура совершал тапас, чтобы умилостивить бога-творца Брахму . Брахма даровал ему два блага: первое — чтобы никто не был ему равным во всех трех мирах , и второе — чтобы его мог убить только сын Шивы. [19] [20] Поскольку Шива был йогом и поэтому вряд ли мог иметь детей, Таракасура был вооружен почти бессмертием . В своем стремлении править тремя мирами он изгнал дэвов из Сварги . Индра , царь дэвов, разработал план, чтобы прервать медитацию Шивы и обольстить его мыслями о любви, чтобы он мог произвести на свет потомство и тем самым положить конец бессмертию Таракасуры. Шива был занят медитацией и почти не замечал ухаживаний Парвати , дочери Химавана, которая искала его в качестве своего супруга. Индра поручил богу любви Камадеве и его супруге Рати потревожить Шиву. Шива был в ярости из-за этого поступка и сжег Камадеву дотла. Но затем внимание Шивы обратилось на Парвати, которая совершила тапас, чтобы завоевать его расположение, и женилась на ней, а затем зачала Картикею. [20]
Согласно тексту семнадцатого века «Канда-пуранам » ( тамильская интерпретация более старой «Сканда-пураны») , братья-асуры Сурападма , Симхамукха и Таракасура совершили тапас Шиве, который даровал им различное оружие и желание, согласно которому их можно было убить только сын Шивы, который предложил им почти бессмертие. Впоследствии они угнетали других небесных существ, включая дэвов, и положили начало тирании в трех мирах . [8] [21] Когда дэвы обратились к Шиве за помощью, он проявил на своем теле еще пять голов, и из каждой из них возникла божественная искра. Первоначально искры носил бог ветра Вайю , позже из-за невыносимой жары передав их богу огня Агни. Агни бросил искры в реку Ганг. Вода в Ганге начала испаряться из-за сильного жара искр. Ганга отвела их к озеру Саравана, где из искр родились шесть мальчиков. [8] Шесть мальчиков были воспитаны служанками, известными как Криттики , а позже Парвати объединила их в одного. Так родился шестиглавый Картикея, задуманный ответить на мольбы дэвов о помощи и избавить их от асуров. [7] [22]
Кумарасамбхава ( букв. « Рождение Кумары » ) из пятого века нашей эры рассказывает аналогичную историю о своем рождении, в которой Агни несет семя Шивы и откладывает его в реку Бхагиратхи (верховье Ганга). Когда Криттики купаются в реке, они оплодотворяются и рождают Картикею. [23]
Альтернативный рассказ о происхождении Картикеи изложен в Вана Парве Махабхараты сын , где он описан как Агни и Свахи . Рассказывают, что Агни идет на встречу с женами Саптарши ( семи великих мудрецов), и, хотя ни одна из жен не отвечает взаимностью на чувство любви Агни, Сваха присутствует и привлекает Агни. Сваха принимает форму шести жен, одну за другой, и шесть раз занимается сексом с Агни. Она не может принять форму Арундхати, жены Васиштхи , из-за необычайных добродетельных способностей Арундхати. Сваха откладывает семя Агни в тростники реки Ганг, где оно развивается и рождается как шестиглавый Сканда. [24]
Ранний период жизни
[ редактировать ]В «Канда Пуранам » Картикея изображается ребенком, играющим в космосе . В детстве он, среди прочих подвигов, возился с орбитами планет , воздвигал горы Кайлаши на вершину горы Меру и останавливал течение реки Ганг. Он заключает Брахму в тюрьму, так как не смог объяснить значение Аум . [22] Когда Шива спрашивает значение мантры , Картикея учит ей своего отца. [25] [26] Согласно Махабхарате , дэвы и боги дарят ему различные предметы и животных. [27]
Согласно Канда Пуранам , мудрец Нарада однажды посетил Шиву на Кайлаше и подарил ему Гнана Палам (плод знания). [28] Этот фрукт обычно называют манго . [29] Шива выразил намерение разделить плод между двумя своими сыновьями, Ганешей и Картикеей, но Нарада посоветовал, что плод нельзя делить. Итак, было решено наградить фруктом того, кто первым трижды облетит земной шар. Картикея начал свое кругосветное путешествие на своем павлине Приняв вызов , . Однако Ганеша предположил, что мир представляет собой не что иное, как его родителей Шиву и Шакти вместе взятых, обошел их вокруг и получил плод. Когда Картикея вернулся, он пришел в ярость, узнав, что его усилия были напрасны, и почувствовал себя обманутым. Он выбросил все свое материальное имущество и покинул Кайлашу, чтобы поселиться на холмах Палани в качестве отшельника . [30] [31] По словам Фреда Клоти, Картикея сделал это из-за ощущаемой с детства потребности повзрослеть. [32] По словам Камила Звелебила , Картикея представляет для своих преданных настоящий плод мудрости, а не какой-либо физический плод, такой как манго или гранат. [33]
Война с асурами
[ редактировать ]Хотя Картикея обладал силами, полученными от Шивы, он был невинен и игрив. Шива даровал ему небесное оружие и божественное копье Вель , воплощение силы Шакти (Парвати). Получив вел, Картикея получил знание о различении добра и зла. [34] Тексты Канда Пуранам и Кумарасамбхавам повествуют о войне, которую Картикея вел против асуров. Поскольку Картикея родился, чтобы спасти дэвов от тирании асуров, он был назначен командующим дэвами и вступил в конфликт с асурами. [23] Шива даровал ему армию из 30 000 воинов для помощи в войне против деспотических братьев-асур, которых Картикея был рожден, чтобы победить. [35] Картикее помогали девять воинов во главе с Вирабаху , служившими заместителями командующего его армией. Эти девять мужчин были рождены девятью меньшими клонами Шакти, появившимися из ее силамбу (ножного браслета). [25]
Картикея считал, что все асуры и дэвы были потомками Шивы и что, если асуры исправят свой образ жизни, конфликта можно будет избежать. Он послал посланников, чтобы сообщить об этом и дать асурам справедливое предупреждение, которое они проигнорировали. [34] Картикея убил Таракасуру и его лейтенанта Кровчаку своим велом. [25] В то время как Таракасура был сбит с толку, столкнувшись с сыном Шивы, поскольку он думал, что его война велась не с Шивой, Картикея счел необходимым победить его, поскольку его видение было закрыто Майей . [34] Звелебил интерпретирует этот эпизод как совершеннолетие Картикеи. [36]
Картикея убил следующего брата Симхамукху и сразился с Сурападмой в финальной битве. [21] Сурападман принял большую форму с множеством голов, рук и ног, пытаясь запугать Картикею. Когда Картикея бросил свой вел, Сурападман сбежал в море и принял облик большого мангового дерева , распространившегося по трем мирам. Картикея использовал свой вел, чтобы разделить дерево пополам, каждая половина превратилась в павлина и петуха соответственно. После того, как Сурападман был убит, Картикея взял павлина в качестве своей ваханы , а петуха - в качестве своего вымпела . [37]
Семья
[ редактировать ]Индийская религиозная литература описывает Картикею и Ганешу как сыновей Шивы и Парвати. Шавитские пураны, такие как Ганеша-пурана , Шива-пурана и Сканда-пурана, утверждают, что Ганеша является старшим из двух. [38] [39] [40] Махабхарата и Пураны упоминают других братьев и сестер Сканды или Картикеи. [41]
В северных и восточных индийских традициях Картикея обычно считается холостяком, соблюдающим целомудрие . [5] В санскритской литературе Картикея замужем за Девасеной ( букв. « Армия Дэвов » ; поскольку ее мужем был «Девасенапати», букв. « Командир армии Дэвов » ). [42] Девасена описывается как дочь Дакши в Махабхарате , тогда как Сканда Пурана считает ее дочерью Индры и его жены Шачи . [43] В тамильской литературе у него есть две супруги: Деваянаи (отождествляемая с Девасеной) и Валли . [5] В Канда Пуранам Деваянай ( букв. « Божественный слон » ; так как она была воспитана Айраватой , слонихой) [44] ) изображается как дочь Индры, которую выдали замуж за Картикею за помощь в спасении дэвов от асуров. Говорят также, что Картикея женился на Валли, дочери вождя племени . [45] В тамильском фольклоре Девасена и Валли были дочерьми Вишну в предыдущем рождении. [46] Когда они перевоплотились , Девасена была усыновлена дочерью Индры в результате ее покаяния, и на Земле родилась Валли. Однако обоим суждено было выйти замуж за сына Шивы. [47]
Литература
[ редактировать ]Ведические тексты и эпосы
[ редактировать ]есть упоминания В древних Ведах о «Сканде», что можно интерпретировать как относящееся к Картикее. Например, термин Кумара появляется в гимне 5.2 Ригведы . [48] [примечание 2] В стихах упоминается ярко окрашенный мальчик, метающий оружие, что вызывает мотивы, связанные с Картикеей, такие как его яркая сияющая кожа и обладание божественным оружием, включая вел . [49] Эти мотивы также встречаются в других ведических текстах, например, в разделах 6.1-3 Шатапатха -Брахмана : хотя Кумара — одно из имен, используемых для упоминания Картикеи, мифология в более ранних ведических текстах другая. В них Агни описывается как Кумара, чья мать — Ушас (богиня Зари), а отец — Пуруша. [50] В разделе 10.1 Тайттирия Араньяки упоминается Санмукха (шестиликий), в то время как Баудхаяна Дхармасутра упоминает обряд посвящения домохозяина, который включает совместные молитвы Сканде (Картикее) и его брату Ганапати (Ганеше). [51] Глава 7 Чандогья -упанишады (восьмой-шестой век до н.э.) приравнивает Санат-Кумару (вечного сына) и Сканду, поскольку он учит мудреца Нараду открывать свой собственный Атман (душу, «я») как средство достижения окончательного знания, истинного мира, и освобождение. [52] [53] [примечание 3] Самое раннее явное свидетельство важности Картикеи появляется в индуистских эпосах , таких как Рамаяна и Махабхарата , где рассказывается его история. [6] [55]
Санскритская литература
[ редактировать ]Упоминания о Сканде встречаются в трудах Панини (пятый век до н.э.), в Патанджали » « Махабхасье и Каутильи » «Арташастре (третий-второй век до н.э.). [56] Калидасы Эпическая поэма «Кумарасамбхава» пятого века н. э. описывает жизнь и историю Картикеи. [57] Картикея образует главную тему Сканда-пураны , крупнейшей Махапураны , жанра восемнадцати индуистских религиозных текстов. [58] Текст содержит более 81 000 стихов и является частью шиваитской литературы. [59] Хотя текст назван в честь Сканды (Картикеи), он не занимает в тексте более или менее заметное место, чем в других Пуранах, связанных с Шивой. [60] Этот текст стал важным историческим свидетельством и оказал влияние на индуистские традиции, связанные с богом войны Скандой. [60] [61] Самый ранний текст под названием «Сканда-пурана», вероятно, существовал в шестом веке нашей эры, но « Сканда-пурана» , дошедшая до наших дней, существует во многих версиях. [62] [63] [64]
Тамильская литература
[ редактировать ]В древнем тамильском тексте Толкаппиям второго века до нашей эры упоминается Цейон («красный»), отождествляемый с Муруганом, чье имя упоминается как Мурукан («юноша»). [65] Сохранившиеся литературные произведения Сангама, датированные третьим веком до нашей эры и пятым веком нашей эры, прославляют Муругана, «красного бога, сидящего на синем павлине, вечно молодого и великолепного», как «любимого бога тамилов». [66] Корраваи часто называют матерью Муругана. [67] Тирумурукарруппатай , предположительно написанный во втором-четвертом веке нашей эры, представляет собой древний тамильский эпос, посвященный Муругану. Его называют Муругу и описывают как бога красоты и молодости с такими возвышениями, как «его тело сияет, как солнце, поднимающееся из изумрудного моря». Он описывает его с шестью лицами, каждое со своей функцией, и двенадцатью руками, и рассказывает о посвященных ему храмах в холмистых регионах и о его победе над злом. [68] Древний тамильский лексикон Пинкаландай отождествляет имя Вел с убийцей Таракасуры. [примечание 4] Парипатал , литературное произведение Сангама третьего века нашей эры, называет Картикею Севвел («красное копье») и Недувель («большое копье»). [69] [70] [71]
буддист
[ редактировать ]В буддизме Махаяны Махапаринирвана -сутра упоминает Кумару как одного из восьмидесяти богов, которым поклоняются простые люди. В «Арья Каниродхаваджракумарабодхисаттава Садханавидхи Сутра » (Т 1796) есть раздел, посвященный чтению мантры, посвященной божеству, где оно также находится в паре с Ишварой . Комментарий И Сина к Махавайрочана-тантре поясняет, что Кумара — сын Ишвары. [72] В сиамском тексте XVI века Джинакаламали он упоминается как бог-хранитель. [73]
Иконография и изображения
[ редактировать ]На древних монетах периода Яудхейя и Кушан , датируемых первым и вторым веками нашей эры, Картикея изображена с одной или шестью головами, причем более распространены одноголовые изображения. [74] Точно так же скульптуры изображают его либо с одной, либо с шестью головами, причем иконография с шестью головами датируется эпохой после империи Гуптов . [75] На произведениях искусства, найденных в Гандхаре и Матхуре и датированных кушанским периодом, он изображен с одной головой, одетый в дхоти (ткань, обернутая на талии и закрывающая ноги) доспехи , с копьем в правой руке и петухом в левой. [76] [77] На произведениях искусства из Гандхары он изображен в скифской одежде, вероятно, отражающей местную культуру одежды того времени, с птицей, похожей на петуха, которая, возможно, возникла под парфянским влиянием и символизирует ловкость и маневренность Картикеи как бога-воина. [78] Иконография Картикеи изображает его как юного бога, одетого воином с атрибутами охотника и философа. [79]
Он владеет божественным копьем, известным как Вел , подаренным ему Парвати. Вель означает его силу, или шакти , и символизирует доблесть, храбрость и праведность. [80] [10] Иногда его изображают с другим оружием, включая меч, копье, булаву, диск и лук. [81] [82] Его вахана или ездовое животное изображается в виде павлина , известного как Паравани. [83] [84] Хотя в ранней иконографии он изображался со слоном , его иконография шестиликого лорда на павлине прочно закрепилась после шестого века нашей эры, вместе с развитием его роли от роли воина к роли философа. учитель и его растущая известность в шиваитской пушке. [85] Согласно «Сканда-пуране» , когда Картикея столкнулся с асурой Сурападманом, последний превратился в манговое дерево, которое затем Картикея расколол пополам с помощью своего вела. Одна половина дерева стала его ездовым животным, павлином, а другая половина стала петухом, закрепившимся на его флаге. [10]
Богословие и историческое развитие
[ редактировать ]дать (улицу)
Ты, имеющий форму и бесформенный,
ты, одновременно бытие и небытие,
кто есть аромат и цвет,
кто есть драгоценность и ее блеск,
которые являются семенем жизни и самой жизнью,
кто есть средства и само существование,
кто высший гуру, приди
и даруй свою милость, о Гуха [Муруган]
Кантаранупути 51 , Арунагиринатар
(Переводчик: Камиль Звелебиль), [86]
Последовательные элементы повествования Картикеи в разнообразном корпусе легенд, связанных с ним, включают его рождение от суррогатной матери в трудных обстоятельствах, его воспитание множеством матерей и его позднее воссоединение со своей биологической семьей. По мнению Фреда Клоти, Муруга символизирует союз полярностей. [87] Его считают объединителем, отстаивающим качества как шиваизма , так и вайшнавизма (которые почитают Шиву и Вишну как своих верховных божеств соответственно). [88] Богословие Картикеи наиболее развито в тамильских текстах и традиции Шайва-сиддханты . [6] [89] Его описывают как дхейвам (абстрактное среднее божество, ниргуна-брахман ), как кадавул (божественность в природе, во всем), как деван (мужское божество) и как ираивативам (конкретное проявление священного, сагуна-брахман ). [90] По словам Фреда Клоти, как Муруган, он олицетворяет «культурное и религиозное целое, составляющее южноиндийский шиваизм». [87] Он является центральным философом и ключевым представителем теологии Шайва-сиддханты, а также божеством-покровителем тамильского языка . [91] [92]
Первоначально Муругану поклонялись не как богу, а скорее как возвышенному предку, героическому воину и совершенному Сиддхару, рожденному в ландшафте Куринджи . В этой роли его считали стражем, который последовательно защищал тамилов от иностранных вторжений, рассказывая истории о своих удивительных и чудесных деяниях, повышающих его статус в обществе, которое начало рассматривать его как бога. [93] [94] Многие из основных событий в повествовании о жизни Муругана происходят в период его юности, что способствовало поклонению Муругану как ребенку-богу. [17]
По словам Рамана Варадары, Муруган, первоначально считавшийся тамильским божеством, прошел процесс усыновления и включения в пантеон североиндийских божеств. [5] Напротив, Г.С. Гурье утверждает, что, согласно археологическим и эпиграфическим данным, современное божество, которому поклоняются как Муругану, Субрахманье и Картикее, представляет собой смесь двух влияний: Сканды с юга и Махасены с севера. [95] По словам Гурье , как бог-воин-философ, он был божеством-покровителем многих древних северных и западных индуистских королевств, а также Империи Гуптов . После седьмого века значение Сканды уменьшилось, в то время как значение его брата Ганеши возросло на западе и севере, в то время как на юге легенды о Муругане продолжали расти. [95] [96] По словам Нормана Катлера, Картикея-Муруган-Сканда Южной и Северной Индии со временем объединились, но некоторые аспекты южноиндийской иконографии и мифологии Муругана остались уникальными для Тамил Наду. [97]
По словам Фреда Клоти, данные свидетельствуют о том, что мифология, связанная с Картикеей, получила широкое распространение в Северной Индии где-то около 200 г. до н.э. или позже. [98] Помимо текстовых свидетельств, его важность подтверждается археологическими , эпиграфическими и нумизматическими данными этого периода. Например, он встречается в нумизматических свидетельствах, связанных с Яудхеями , конфедерацией воинов в Северной Индии, которые упоминаются древним санскритским грамматистом Панини. [99] В эпоху Кушана , которая включала власть над северо-западным Индийским субконтинентом , было отчеканено больше монет с изображением Картикеи. [99] Встречается он и на древних индо-скифских монетах, где различные его имена отчеканены греческой письменностью . [100] [примечание 5]
Сканда считался философом в роли Субраманхьи, а Муруган также считался учителем тамильской литературы и поэзии. В конце периода Чола, с шестого по тринадцатый века нашей эры, Муруган прочно утвердился в роли учителя и философа, в то время как его милитаристские изображения пошли на убыль. Несмотря на изменения, его изображение было многогранным, со значительными различиями между Скандой и Муруганом до позднего периода Виджаянагара , когда он был принят как единое божество с разнообразными гранями. [102]
Другие религии
[ редактировать ]В буддизме Махаяны он описывается как проявление Махабрахмараджи с пятью локонами волос и красивым лицом, излучающим пурпурно-золотой свет, превосходящий свет других дэвов. В китайском буддизме Сканда ( также иногда известный как Кумара) известен как Вэйтуо, молодой небесный генерал, божество-хранитель местных монастырей и защитник буддийской дхаммы . [104] [105] По словам Хенрика Соренсена, это изображение стало обычным явлением после периода Тан и прочно утвердилось в конце периода Сун . [106] Он также считается одним из двадцати четырех небесных божеств-хранителей , которые представляют собой группу первоначально индуистских и даосских божеств, принятых в китайском буддизме как дхармапалы . [107] Сканда также был принят корейским буддизмом , и он появляется на корейских буддийских гравюрах и картинах на дереве. [106]
По словам Ричарда Гомбрича, Сканда был важным божеством в буддийском пантеоне Тхеравады в таких странах, как Шри-Ланка и Таиланд . Никая Самграха описывает Сканда Кумару как божество-хранитель земли, наряду с Упульваном (Вишну), Саманом и Вибхишаной . [73] В Шри-Ланке Сканда, как Катарагама-девийо , является популярным божеством как среди тамильских индуистов , так и среди сингальских буддистов. Хотя многие буддисты Шри-Ланки считают его бодхисаттвой , он также ассоциируется с чувственностью и возмездием. Антрополог Гананатх Обейсекере предположил, что популярность божества среди буддистов обусловлена его предполагаемой способностью доставлять эмоциональное удовлетворение, что резко контрастирует с чувственной сдержанностью, которая характеризует буддийскую практику в Шри-Ланке. [108]
По словам Аско Парполы, джайнское божество Найгамеса , которое также называют Хари-Найгамесином, изображается в ранних джайнских текстах верхом на павлине и лидером божественной армии - обе характеристики Картикеи. [109]
Поклонение
[ редактировать ]Практики
[ редактировать ]Кавади Ааттам — это церемониальный акт жертвоприношения и подношения Муругану, практикуемый его преданными. [110] Его происхождение связано с мифическим анекдотом об Идумбане . [30] Он символизирует форму долгового рабства через ношение физического бремени, называемого Кавади ( букв. « бремя » ). Кавади — это физическое бремя, состоящее из двух полукруглых кусков дерева или стали, согнутых и прикрепленных к крестообразной конструкции в ее простейшей форме, которая затем уравновешивается на плечах преданного. Неся Кавади, преданные процессией умоляют Муругана о помощи, обычно в качестве средства погашения духовного долга или от имени любимого человека, который нуждается в помощи или исцелении. [111] Прихожане часто несут горшки с коровьим молоком в качестве подношения ( пал кавади ). Самая экстремальная и зрелищная практика — ношение эль-кавади , переносного алтаря высотой до 2 метров (6 футов 7 дюймов) и весом до 30 кг (66 фунтов), украшенного павлиньими перьями, который прикрепляется к телу жертвы. преданный посредством множества шампуров и металлических крючков протыкал кожу на груди и спине. [111]
Однажды все мудрецы и боги собрались на Кайлаше , обители Шивы, что привело к наклону Земли из-за увеличения веса на том полушарии , где стояли собравшиеся. Шива попросил мудреца Агастью двинуться на юг, чтобы восстановить баланс. Агастья нанял асура по имени Идумбан, чтобы тот нес на своих плечах два холма, называемые Шивагири и Шактигири (Горы Шивы и Шакти ), и разместил их на юге, чтобы уравновесить вес. Идумбан пронес холмы и двинулся на юг, останавливаясь по пути, чтобы ненадолго спуститься и отдохнуть. Когда он попытался поднять их снова, ему не удалось сдвинуть один из холмов. Он нашел юношу, стоящего на вершине холма, и сразился с ним, но потерпел поражение. Агастья опознал в юноше Картикею, и они обсудили спор. Холм остался на месте своего упокоения, которое позже стало Палани . Позже Картикея воскресил Идумбана как своего преданного. Мифология Идумбана, несущего холмы на плечах, возможно, повлияла на практику Кавади. [30]
Прихожане также практикуют умерщвление плоти путем бичевания и прокалывания кожи, языка или щек веловыми шампурами. [112] Эта практика подавляется в Индии, где публичное членовредительство запрещено законом. [113] [114] Вибути , разновидность священного пепла, наносится на тело, включая места пирсинга. Игра на барабанах и пение стихов помогают преданным войти в состояние транса . [112] Преданные обычно готовятся к ритуалам, соблюдая чистоту, совершая регулярные молитвы, соблюдая вегетарианскую диету и постясь , сохраняя целомудрие . [115] Они совершают паломничество к храмам Картикеи босиком и танцуют по маршруту, неся это бремя. [116]
Пострижение совершается верующими как ритуальное исполнение обета отказаться от волос в подражание той форме, которую Картикея приняла в детстве. [117] [118] Новорожденные могут пройти ритуал пострижения и прокалывания ушей в храмах, посвященных Картикее. [119] Панчамритам ( букв. « смесь пяти » ) — священная сладкая смесь из банана , меда , топленого масла , пальмового сахара и кардамона , а также фиников и сахарных леденцов , которую предлагают Картикее. Считается, что Ганеша заранее приготовил его, чтобы успокоить своего брата Картикею после их битвы за божественный плод знания. Этой практике следуют и в наше время в храмах, где преданным дают смесь в виде прасада . [30] [120]
Храмы
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]Муруган (Картикея), известный как Бог тамилов, имеет множество храмов, посвященных ему по всему Тамилнаду . Старая тамильская поговорка гласит: где бы ни был холм, там будет храм, посвященный Муругану. [121] Поскольку его почитают как правителя Куриндзи , горного региона, большинство его храмов расположены на холмах. [122] Наиболее известными среди них являются Шесть обителей Муругана , комплекс из шести храмов в Тирупаранкундраме , Тиручендуре , Палани , Свамималае , Тируттани и Пажамудирчолае , которые упоминаются в литературе Сангама. [123] Другие крупные храмы, посвященные Муругану, расположены в Кандакоттаме , Кумаране Кундраме , Кумараккоттаме , Манаваланаллуре , Марудамалее , Пачаималае , Сиккале , Сирувапури , Тирупоруре , Вадапалани , Валлакоттаи , Ваялуре и Виралималаи . [124]
Места поклонения Субраманье в Керале включают храмы в Харипаде , Ниндуре , Кидангуре и Кодумбу . [125] [126] В Андхра-Прадеше и Телангане ему поклоняются под именами Субрахманья, Кумара Свами и Сканда, а главные храмы расположены в Мопидеви . [127] Биккаволу , [128] Скандагири, [129] [130] Сэр, [131] [132] и Индракиеладри, Виджаявада. [133] В Кукке Субраманья и Гхати Субраманья храмах в Карнатаке ему поклоняются как Субраманье и считают повелителем змей . [134] [135] В Западной Бенгалии Картикея ассоциируется с рождением детей, и ей поклоняются в храмах Картика. [136] Храмы также существуют в остальной части Индии в Пехове в Харьяне , в Манали и Чамбе в Химачал-Прадеше и Рудрапраяге в Уттаракханде . [137] [138] [139] [140]
За пределами Индии
[ редактировать ]поклоняются как Кумару Картикее в Непале . [141] В Шри-Ланке Муругану преимущественно поклоняются тамилы как Муругану, а сингальцы - как Катарагама -девийо , божеству-хранителю. По всему острову существуют многочисленные храмы Муруган, в том числе храм Катарагама , храм Наллур Кандасвами и храм Мавиддапурам Кандасвами . [142] [143]
Муруган почитается в регионах со значительным населением тамилов и людей тамильского происхождения, в том числе в Малайзии , Сингапуре , Шри-Ланке , Таиланде , Индонезии и Мьянме , Фиджи , Маврикии , Сейшельских островах , Реюньоне , Южной Африке и Канаде , странах Карибского бассейна , включая Тринидад. и Тобаго , Гайана и Суринам , страны со значительным количеством индийских мигрантов, включая США и Австралию . [112] Храм Шри Субраманьяра в пещерах Бату в Малайзии посвящен Муругану, который изображен в статуе высотой 42,7 метра у входа, одной из крупнейших статуй Муругана в мире. [144] [145] В Малайзии есть и другие храмы, такие как храм Балатандаютапани и храм Наттуккоттай Четтиар , храм Маратандавар и Кандасвами Ковил . [146] [147] [148] [149] Храм Шри Тендаютапани — главный индуистский храм в Сингапуре . [150] Храмы Муруган также существуют в нескольких западных странах, таких как Соединенные Штаты Америки. [151] [152] Канада, [153] Великобритания , [154] [155] [156] [157] [158] Австралия, [159] [160] [161] Новая Зеландия , [162] [163] Германия [164] [165] и Швейцария . [166]
Фестивали
[ редактировать ]Отмечается ряд фестивалей, связанных с Картикеей:
- Тайпусам празднуется в день полнолуния тамильского месяца Тай при слиянии звезды Пусам . [114] Фестиваль отмечается в ознаменование победы Муругана над асурами и включает в себя ритуальные практики Кавади Ааттам. [112]
- Пангуни Утирам происходит в пурниму (день полнолуния) месяца Пангуни , в момент слияния звезды Уттирам. [167] Фестиваль знаменует собой празднование свадьбы Муругана и Девасены. [168]
- Картика Дипам — фестиваль огней, отмечаемый в пурниму месяца Картика . [169]
- Вайкаси Вишакам празднует день рождения Муругана и происходит во время слияния звезды Вишака в месяце Вайкаши . [170]
- Канда Сашти приходится на месяцы Айпаси или Картикай тамильского календаря и отмечает победу Муругана над демоном Сурападманом . [171]
- В Восточной Индии Картикее поклоняются в последний день месяца Картика, когда глиняная модель божества хранится для молодоженов (обычно их друзей) перед дверью их дома. На следующий день вечером божеству поклоняются и предлагают игрушки. [136] Божеству также поклоняются во время фестиваля Дурга Пуджа , на котором Картикея представлен в виде молодого человека, едущего на павлине и вооруженного луком и стрелами. Утверждается, что он Кумара, то есть холостяк, поскольку не женат. [136]
- В Непале Ситхи Накха (Кумар Шашти) празднуется на шестой день растущей луны по лунному календарю , в лунный месяц Джестха . Праздник отмечают очисткой источников воды и угощением. [141]
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Семейное положение Картикеи варьируется в зависимости от региона. В южноиндийских традициях у него две жены — Дейванай (отождествляемая с Девасеной) и Валли, тогда как в некоторых санскритских писаниях в качестве его жены упоминается только Девасена (также известная как Шашти ). его также считают воздержанным В некоторых частях Северной Индии . [4] [5]
- ↑ Молодая мать несет маленького мальчика в пещеру и не отдает его отцу. Люди не видят перед собой этой ничтожной вещи в бессмертных. Кто этот мальчик, которого ты несешь на руках, о царица Джаджан? Ибо бывшая беременность выросла осенью, и я увидел рождение, которое родила мать. С поля я увидел золотозубого человека чистого цвета лица, вооруженного оружием. Почему Индры, дающие нам нектар, отделяются от меня? С поля я увидел красивое стадо животных, бродивших по полям, но они были не очень красивы. Это не молодые женщины Паликнири, которые не рождаются без своих мужей. (...) Гимн 5.2, Wikisource ;
Русский: «Молодая Мать тайно держит Мальчика прижатым к себе и не отдает его Отцу. Но когда он лежит на руке, люди видят перед собой его неувядающее лицо. [5.2.1] Что это за ребенок? ты носишь его как служанку, о Юноша? Царица-супруга родила его. Младенец нерожденный рос в течение многих осеней. яркий, выбрасывая свое оружие из своего жилища, В какой раз я дал ему Амриту, свободную от смеси. Как может Индра, не имеющий гимнов, причинить мне вред [5.2.3] Я видел, как он удалялся от места, в котором он обитает, так же, как и с ним? стадо, блестяще сияющее. Они не схватили его: он уже родился. Они, седые от старости, снова молодеют.
- Перевод Ральфа Т.Х. Гриффита, Wikisource - ^ В стихе 7.26.2 говорится, что Кумара - это Сканда, но между этим стихом и остальной частью главы есть стилистические различия. Возможно, это связано с тем, что этот стих был вставлен в текст позднее. [54]
- ↑ Согласно Пинкаландаю , Вел означает либо убийцу Таракасуры, царей Чалукья , либо бога любви. Королей Чалукья в тамильском лексиконе называли «Велпуларасар», что означает правителей страны Вел. [2] [3]
- ^ Ричард Манн утверждает, что Сканда-Кумара может быть составным божеством, связанным с парой греческих божеств по имени Диоскуры (Кастор и Поллукс), учитывая нумизматическое совпадение в их иконографии и подобных мифологиях богов-воинов. [101]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Звелебил, Камил (1991). Тамильские традиции о Субрахманье-Муругане . Институт азиатских исследований. Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кумар 2008 , с. 179.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пиллаи 2004 , с. 17.
- ^ Страны 2010 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Варадара 1993 , стр. 113–114.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Лохтефельд 2002 , стр. 655–656.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ТКР, Шридхаран (2022 г.). Бог и наука . Идея Пресс. ISBN 979-8-8870-4354-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чивараман, Акила (2006). Шри Кандха Пуранам . Гири Трейдинг. п. 55. ИСБН 978-8-1795-0397-3 .
- ^ Ваман Шиварам Апте (1988). Санскритско-английский словарь: содержащий приложения по санскритской просодии и важным литературным и географическим названиям в древней истории Индии . Мотилал Банарсидасс. п. 146. ИСБН 978-8-120-80045-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Козловски, Фрэнсис; Джексон, Крис (2013). Движимые Божественным: семилетнее путешествие с Шивалингой Свами и Виннуачарьей . Авторские решения. п. 140. ИСБН 978-1-4525-7892-7 .
- ^ «Сканда | Индуистское божество» . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 3 декабря 2018 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Клоти 1978 , стр. 1, 22–25, 35–39, 49–58, 214–216.
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 80.
- ^ Манн 2011 , стр. 104–106.
- ^ Томас, Эдвард (1877). Джайнизм: или Ранняя вера Ашоки . Трюбнер и компания. стр. 60 , 62.
- ^ Манн 2011 , стр. 123–124.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клоти 1978 , с. 51.
- ^ Clothey 1978 , стр. 49–51, 54–55.
- ^ Далал 2010 , с. 67.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ванамали. Шива: истории и учения Шивы Махапураны . Внутренние традиции. п. 72. ИСБН 978-1-62055-249-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хандельман 2013 , с. 33.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хандельман 2013 , с. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Работы Калидаса: Кумарасамбхава . Гарвардский университет. 1901. с. 120-135.
- ^ Клоти 1978 , стр. 51–52.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вадивелла Белль 2018 , с. 178.
- ^ Клоти 1978 , стр. 82.
- ^ Клоти 1978 , стр. 55–56.
- ^ Атиал, Джесудас М. Религия в Юго-Восточной Азии: Энциклопедия верований и культур: Энциклопедия верований и культур . АВС-КЛИО. п. 320. ИСБН 978-1-610-69250-2 . Архивировано из оригинала 24 февраля 2023 года . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Коллинз, Мари Элизабет (1991). Копье Муругана: Сила и Ритуал. Индуистско-тамильский фестиваль Тайпусам на Пенанге, Малайзия . Калифорнийский университет в Беркли. п. 141. Архивировано из оригинала 24 февраля 2023 года . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бхуталингам, Матурам (2016). С., Манджула (ред.). Храмы Индии Мифы и легенды . Нью-Дели: Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. стр. 48–52. ISBN 978-8-123-01661-0 .
- ^ Кришна, Нандита. Индуизм и природа . Penguin Random House India Private Limited. п. 185. ИСБН 978-9-387-32654-5 . Архивировано из оригинала 24 февраля 2023 года . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Клоти 1978 , стр. 86, 118.
- ^ Звелебил 1973 , стр. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хандельман 2013 , с. 32.
- ^ Клоти 1978 , стр. 55.
- ^ Звелебил 1973 , с.
- ^ Хандельман 2013 , с. 34.
- ^ Ганешапурана Кришнакханда Харрасовиц. 2008. с. ix. ISBN 978-3-447-05472-0 .
- ^ Шива-Пурана . Мотилал Банарсидасс. 2022. ISBN 978-9-390-06439-7 .
- ^ Клоти 1978 , стр. 42.
- ^ Асим Кумар Чаттерджи (1970). Культ Сканда-Карттикеи в Древней Индии . Мичиганский университет . п. 91.
- ^ Лохтефельд 2002 , с. 185-186.
- ^ Рао, Мекала С. Садхана: Жизнь с Богом . п. 197.
- ^ Далал 2010 , с. 251.
- ^ МКВ Нараян (2007). Обратная сторона индуистского символизма: социологические и научные связи в индуизме . Корпорация Фултус. п. 149. ИСБН 978-1-596-82117-0 .
- ^ Паттанаик, Девдатт (сентябрь 2000 г.). Богиня в Индии: пять ликов вечной женственности . Внутренние традиции. п. 29. ISBN 978-0-892-81807-5 .
- ^ Хандельман 2013 , с. 56.
- ^ Clothey 1978 , стр. 49–51.
- ^ Clothey 1978 , стр. 46–51.
- ^ Clothey 1978 , стр. 48–51.
- ^ Clothey 1978 , стр. 50–51.
- ^ Clothey 1978 , стр. 49–50.
- ^ Хьюм, Роберт (26 апреля 2024 г.). «Тринадцать основных Упанишад» . Издательство Оксфордского университета. п. 50.
- ^ Тринадцать основных Упанишад. Архивировано 25 мая 2017 года в Wayback Machine , Роберт Хьюм, Oxford University Press, страница 262 со сноской 3.
- ^ Клоти 1978 , стр. 49, 54–55.
- ^ Clothey 1978 , стр. 49–53.
- ^ Хейфец, Хэнк (1990). Происхождение молодого бога: Кумарасамбхава Калидаса . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 1. ISBN 978-8-120-80754-9 . OCLC 29743892 . Архивировано из оригинала 3 июня 2024 года . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Васудео Тагаре, Ганеш (1996). Исследования Сканда Пураны . Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1260-3 .
- ^ Баккер 2014 , стр. 4–6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роше, 1986 , стр. 114, 229–238.
- ^ Куруккал, К.К. (1961). Исследование культа Картикеи, отраженного в эпосе и Пуранах . Цейлонский университет. п. 131.
- ^ Донигер 1993 , стр. 59–83.
- ^ Манн 2011 , с. 187.
- ^ Баккер 2014 , стр. 1–3.
- ^ Журнал тамильских исследований, Том 1 . Международный институт тамильских исследований. 1969. с. 131. Архивировано из оригинала 13 ноября 2017 года.
- ^ Синха, Канчан (1979). Картикея в индийском искусстве и литературе . Дели: Сандип Пракашан.
- ^ «Корравай» . Британника. Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года . Проверено 7 ноября 2017 г.
- ^ Звелебил 1973 , стр. 125–127.
- ^ Рамануджан 2014 , с. 22.
- ^ Баласубрахманьям 1966 , с. 8.
- ^ Субраманиан 1978 , с. 161.
- ^ Чиа, Сианг Ким (2016). «Кумара» . Цифровой словарь буддизма . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Фрэнсис Гомбрич; Обейсекере, Гананатх (1988). Трансформированный буддизм: религиозные изменения в Шри-Ланке . Мотилал Банарсидасс. стр. 176–180. ISBN 978-81-208-0702-0 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 года . Проверено 19 апреля 2017 г.
- ^ Манн 2011 , стр. 111–114.
- ^ Манн 2011 , стр. 113–114, 122–126.
- ^ Манн 2011 , стр. 122–126.
- ^ Шринивасан 2007 , стр. 333–335.
- ^ Манн 2011 , стр. 124–126.
- ^ Ксавье Альфонс, С. (1997). От Кантапуры до Мальгуди: культурные ценности и предположения избранных южноиндийских писателей на английском языке . Престиж. п. 167. ИСБН 978-8-1755-1030-2 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 года . Проверено 19 апреля 2017 г. , Цитата: «Он [Сканда] был охотником, воином, философом. Он учитель и вдохновитель литературы и искусства. Он вечный ребенок, старый, как само время, но такой же молодой, как каждое новое начало. прекрасный герой и возлюбленный, мудрый Изначальный».
- ^ «Победа над демоном» . Индус . 5 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 26 ноября 2023 г. Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ Манн 2011 , стр. 123-126 со сносками.
- ^ Шринивасан 2007 , стр. 333–336, 515–516.
- ^ «Корабль, на котором ездит господин Муруган, — это павлин по имени Паравани» . Центр документации Ганди Лутули. Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Кнапп, Стивен (2005). Сердце индуизма: восточный путь к свободе, расширению возможностей и просветлению . iUniverse. п. 186. ИСБН 978-0-5953-5075-9 .
- ^ Вадивелла Белль 2018 , с. 194.
- ^ Звелебил 1973 , стр. 243.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клоти 1978 , с. 3.
- ^ Клоти 1978 , стр. 3–4.
- ^ Клоти 1978 , стр. 1–2.
- ^ Клоти 1978 , стр. 10–14.
- ^ Лохтефельд 2002 , с. 450 .
- ^ Рамасвами 2007 , с. 152-153.
- ^ Хул Р., Чарльз (1993). Современные санньясины, параллельное общество и индуистские репликации: исследование вклада протестантов в тамильскую культуру в Шри-Ланке девятнадцатого века на историческом фоне (PDF) . Университет Макмастера. п. 96. Архивировано (PDF) из оригинала 11 августа 2017 года . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Чандран, Субраманиам (3 мая 2016 г.). «Преданность как социальная идентичность: история тамильского божества» . ССНН 2773448 . Архивировано из оригинала 18 октября 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Говинд Садашив Гурье (1977). Индийская аккультурация: Агастья и Сканда . Популярный Пракашан. стр. 152–167. Архивировано из оригинала 5 января 2019 года . Проверено 19 апреля 2017 г.
- ^ С. Девадас Пиллаи (1997). Индийская социология через Гурье, словарь . Популярный Пракашан. стр. 159–160. ISBN 978-81-7154-807-1 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 года . Проверено 19 апреля 2017 г.
- ^ Катлер, Норман (2008). Флуд, Гэвин (ред.). Блэквеллский спутник индуизма . Джон Уайли и сыновья. п. 146. ИСБН 978-0-470-99868-7 . Архивировано из оригинала 23 декабря 2019 года . Проверено 21 апреля 2017 г.
- ^ Клоти 1978 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Манн 2011 , стр. 101–105 со сносками.
- ^ Томас, Эдвард (1877). Джайнизм: или Ранняя вера Ашоки . Трюбнер и компания. стр. 60 , 62 (см., например, монету 11). Архивировано из оригинала 10 июня 2017 года . Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Флеминг, Бенджамин; Манн, Ричард (2014). Материальная культура и азиатские религии: текст, образ, объект . Рутледж. стр. 234–246. ISBN 978-1-135-01373-8 . Архивировано из оригинала 22 апреля 2017 года . Проверено 21 апреля 2017 г.
- ^ Вадивелла Белль 2018 , с. 140.
- ^ Роберт Э. Басвелл младший; Дональд С. Лопес младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 452. ИСБН 978-1-4008-4805-8 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ Манн 2011 , с. 32 со сноской 24.
- ^ Анджела Фалько Ховард (2006). Китайская скульптура . Издательство Йельского университета. стр. 373, 380–381. ISBN 0-300-10065-5 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 года . Проверено 19 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Соренсен, Хенрик (2011). Орзех, Чарльз; Соренсен, Хенрик; Пейн, Ричард (ред.). Эзотерический буддизм и тантры в Восточной Азии . БРИЛЛ Академик. стр. 124–125, 654–655 со сносками. ISBN 978-90-04-18491-6 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 года . Проверено 19 апреля 2017 г.
- ^ Льюис Ходус; Уильям Эдвард Сутхилл, ред. (2004). Словарь китайских буддийских терминов: с санскритскими и английскими эквивалентами и санскритско-палийским указателем . Лондон: RoutledgeCurzon. ISBN 0-203-64186-8 . ОСЛК 275253538 . Архивировано из оригинала 31 марта 2024 года . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Трейнор, Кевин, изд. (2001). Буддизм: Иллюстрированное руководство . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 123 . ISBN 0-19-521849-3 .
- ^ Парпола 2015 , с. 285.
- ^ Кент, Александра (2005). Божественность и разнообразие: движение за возрождение индуизма в Малайзии . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-8-7911-1489-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хьюм, Линн (2020). Порталы: открытие дверей в другие реальности посредством чувств . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-0001-8987-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хавьер, АГ (2014). Что они делают: Культурная энциклопедия необычных и экзотических обычаев со всего мира . Издательство Блумсбери. ISBN 979-8-2161-5549-2 .
- ^ Вадламани, Лакшми Нареш; Гауда, Махеш (2019). «Практические последствия Закона о психическом здоровье 2017 года: Самоубийство и попытки самоубийства» . Индийский журнал психиатрии . 61 (Приложение 4). Национальная медицинская библиотека США: S750–S755. doi : 10.4103/psychiatry.IndianJPsychiatry_116_19 . ПМК 6482674 . ПМИД 31040468 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рой, Кристиан (2005). Традиционные фестивали: Мультикультурная энциклопедия . Издательство Блумсбери. п. 462. ИСБН 978-1-8510-9689-3 .
- ^ Уильямс, Виктория (2016). Празднование жизненных обычаев во всем мире: от детского душа до похорон . АВС-КЛИО. п. 334. ИСБН 978-1-440-83659-6 .
- ^ Абрам, Дэвид (2003). Южная Индия . Грубые гиды. п. 517.
- ^ «Ритуал пострига в индуизме» . Роб Путси . Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Клоти, Фред В. (1972). «Паломнические центры тамильского культа Мурукана». Журнал Американской академии религии . 40 (1). Издательство Оксфордского университета: 82. JSTOR 1461919 .
- ^ «Пострижение и прокалывание ушей» . Правительство штата Тамил Наду . Архивировано из оригинала 26 июля 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ СР, Рамануджам (2014). Лорд мести Куропатка Индия. п. 185. ИСБН 978-1-482-83462-8 . Архивировано из оригинала 22 мая 2024 года . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «Кундру Ируккум Идамеллам Кумаран Ируппан» . Маалай Малар (на тамильском языке). Архивировано из оригинала 4 июня 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Рамасвами 2007 , с. 293.
- ^ Айяр, П.В.Джагадиса (1982). Южноиндийские святыни: с иллюстрациями . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. стр. 191–203. ISBN 978-0-4708-2958-5 . Архивировано из оригинала 3 июня 2024 года . Проверено 4 декабря 2016 г.
- ^ «24 знаменитых храма Субраманья Свами» . Тапиока . Архивировано из оригинала 18 мая 2024 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Мэтью, Биджу (сентябрь 2017 г.). Паломничество к Храмовому Наследию . Информация Керала Коммуникейшнз. ISBN 978-8-1921-2844-3 . Архивировано из оригинала 3 июня 2024 года . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «Храм Шри Субраманья Свами» . Керела Туризм. Архивировано из оригинала 17 августа 2018 года . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «Храм сэра Субрахманьешвары Свами» . Официальный сайт храма . Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Шри Субрахманья Девалаям» . Официальный сайт храма . Архивировано из оригинала 22 августа 2018 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ "Официальный сайт храма" . Архивировано из оригинала 6 августа 2018 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Храм Шри Субрахманьясвами, Скандагири, Секундерабад» . Советник по поездке. Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Храм Малламу Субраманьясвами» . Прудви . Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Храм Шри Субраманьешвары Свами, Маллам» . 1неллор . Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Храм Шри Субраманья Свами в Виджаяваде, храм на холме Индракиеладри» . Vijayawadaonline.in . Архивировано из оригинала 19 января 2022 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ «Храм Кукке Субрахманья» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2010 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Храм Кукке Субраманья» . Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Паттанаик, Девдутт (2014). 7 Тайн Богини . Вестленд. ISBN 978-9-384-03058-2 .
- ^ «Храм Картикея» . Харьяна туризм. Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Скрытая жемчужина Гималаев: паломничество в храм Картика Свами» . Индостан Таймс . 1 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2018 года . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ «Кулу Душера» . Правительство штата Химачал-Прадеш . Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Храм Келанг или Картикея» . Вид на Бхармур . Архивировано из оригинала 24 октября 2021 года . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Община Невар отмечает фестиваль Ситхи Накха, поклоняясь источникам воды» . Моя республика . 25 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2024 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Патманатан, С. (сентябрь 1999 г.). «Божества-хранители Шри-Ланки: Сканда-Мурган и Катарагама» . Журнал Института азиатских исследований . Институт азиатских исследований. Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года.
- ^ Бехерт, Хайнц (1970). «Скандакумара и Катарагама: аспект отношений индуизма и буддизма в Шри-Ланке» . Материалы Третьей Международной тамильской конференции-семинара . Париж: Международная ассоциация исследований тамила. Архивировано из оригинала 25 сентября 2010 года.
- ^ Звезда, The. «Открыта самая высокая статуя божества» . Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Пещеры Бату» . Британника . Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Информация о туре» . ИЧСС . Архивировано из оригинала 27 октября 2018 года . Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ А, Джеярадж (16 июля 2016 г.). «Индуистские храмы в Ипохе» . ипохечо . Архивировано из оригинала 2 сентября 2018 года . Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ «Храм Ипох Каллумалай Муруган, Ипох» . Инспирок . Архивировано из оригинала 2 сентября 2018 года . Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ «10 000 человек празднуют фестиваль Маси Магам в храме Саннаяси Андавар в Ченге» . Звезда. Архивировано из оригинала 2 сентября 2018 года . Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ «Домашняя страница храма Шри Тендаютапани» . Официальный сайт храма . Архивировано из оригинала 6 июля 2015 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Храм Шивы Муруган» . Храм Шивы Муруган . Архивировано из оригинала 14 апреля 2008 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Индуистский храм направляется к берегам Глубокой реки» . Чатемские новости + запись . Архивировано из оригинала 3 августа 2020 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ «Объяснение божеств» . Официальный сайт храма . Архивировано из оригинала 22 августа 2018 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Храм на холме Высокие Ворота» . Официальный сайт храма . Архивировано из оригинала 9 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Лондонский Шри Муруган» . Официальный сайт храма . Архивировано из оригинала 9 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Лестерский храм Шри Муруган (индуистский)» . Зарегистрированные благотворительные организации в Англии . Архивировано из оригинала 16 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Храм Шри Муруган» . Официальный сайт для посетителей Лестершира . Архивировано из оригинала 17 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Храм Лорда Муругана» . Официальный сайт храма . Архивировано из оригинала 16 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Храм Сидены Муруган» . Официальный сайт храма . Архивировано из оригинала 16 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Перт Бала Муруган» . Официальный сайт храма . Архивировано из оригинала 16 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Храм Кундрату Кумаран» . Официальный сайт храма . Архивировано из оригинала 16 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Новозеландский храм Тирумуруган» . Официальный сайт храма . Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Ривз, Питер (7 марта 2014 г.). Энциклопедия шри-ланкийской диаспоры . Дидье Милле. ISBN 978-9814260831 . Архивировано из оригинала 3 июня 2024 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «История архитектуры - Храм Шри Маюрапати Муруган в Берлине» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 9 августа 2022 года . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Необычная достопримечательность Берлина: индуистский храм у шоссе» . www.secretcitytravel.com . Архивировано из оригинала 29 ноября 2022 года . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Индуизм :::: Религии в Швейцарии / Религии в Швейцарии :::: Университет Люцерна» . 2 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 г.
- ^ Рамасвами, Виджая (25 августа 2017 г.). Исторический словарь тамилов . Роуман и Литтлфилд. п. 131. ИСБН 978-1-5381-0686-0 . Архивировано из оригинала 3 июня 2024 года . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Печилис, Карен (22 марта 2013 г.). Интерпретация преданности: поэзия и наследие святой женщины-бхакти из Индии . Рутледж. п. 155. ИСБН 978-1-136-50704-5 . Архивировано из оригинала 13 февраля 2024 года . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Спаньоли, Кэти; Саманна, Парамасивам (1999). Жасмин и кокосы: южноиндийские сказки . Библиотеки без ограничений. п. 133. ИСБН 978-1-56308-576-5 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ «Вайкаси Висакам 2023: Дата, время, значение» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 13 февраля 2024 года . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ «Падение демонов» . Индус . 27 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2024 г. Проверено 1 декабря 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Баккер, Ганс (2014). Мир Скандапураны . БРИЛЛ Академик. ISBN 978-90-04-27714-4 .
- Баласубрахманьям, СР (1966). Раннее искусство Чола. Часть 1 . Издательство «Новая Азия».
- Вадивелла Белль, Карл (2018). Тайпусам в Малайзии . ISEAS Институт Юсофа Исхака. ISBN 978-9-814-78666-9 .
- Клоти, Фред В. (1978). Многоликий Мурукан: история и значение южноиндийского бога . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-90-279-7632-1 .
- Далал, Рошен (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-341517-6 .
- Донигер, Венди, изд. (1993). Пурана Переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах . Олбани, Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0-7914-1382-9 .
- Гопинатха Рао, штат Калифорния (1993). Элементы индуистской иконографии Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- Хандельман, Дон (2013). Один Бог, две богини, три исследования южноиндийской космологии . Брилл. ISBN 978-9-004-25739-9 .
- Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. ISBN 978-0-8160-7564-5 . Архивировано из оригинала 20 октября 2022 года . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- Каур, Джагдиш (1979). «Библиографические источники по гималайским паломничествам и исследованиям туризма: Уттаракханд». Туристско-рекреационные исследования . 4 (1): 13–16. дои : 10.1080/02508281.1979.11014968 .
- Кумар, Радж (2008). Энциклопедия неприкасаемых: древнее средневековье и современность . Издательство Гян. ISBN 978-81-7835-664-8 . Архивировано из оригинала 30 июня 2023 года . Проверено 30 октября 2023 г.
- Лал, Мохан (1992). Энциклопедия индийской литературы . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-1221-3 .
- Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. ISBN 978-0-8239-3180-4 .
- Манн, Ричард Д. (2011). Возвышение Махасены: трансформация Сканда-Карттикеи в Северной Индии из империи Кушан в империю Гуптов . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-21886-4 .
- Минакши, К. (1997). Толкаппиям и Астадхьяи . Международный институт тамильских исследований.
- Парпола, Аско (2015). Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-022691-6 . Архивировано из оригинала 4 июня 2024 года . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- Пиллаи, Виктор Джей Тэмби (2004). Происхождение тамильских веллалас (TA- Vol. 1 Pt.10) . Азиатские образовательные услуги.
- Рамануджан, СР (2014). Лорд Венгадама. Историческая перспектива . Издательство Партридж.
- Рамасвами, Виджая (2007). Исторический словарь тамилов . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-6445-0 .
- Роше, Людо (1986). Пураны Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-34-470-2522-5 .
- Шринивасан, Дорис (2007). На пороге эпохи: искусство в мире докушаны . БРИЛЛ Академик. ISBN 978-90-04-15451-3 .
- Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. ISBN 90-04-10758-4 . Архивировано из оригинала 20 января 2023 года . Проверено 19 апреля 2017 г.
- Субраманиан А., изд. (1978). Новые измерения в изучении тамильской культуры .
- Тагаре, Г.В. (2007). Сканда-Пурана . Мотилал Банарсидасс.
- Варадара, Раман (1993). Взгляд на индийское наследие . Популярные публикации. ISBN 978-81-7154-758-6 .
- Веттам, Мани (1975). Пураническая энциклопедия . Нью-Дели : Мотилал Банарсидасс.
- Звелебиль, Камиль (1973). Улыбка Муругана: о тамильской литературе Южной Индии . БРИЛЛ. ISBN 90-04-03591-5 .