Jump to content

Натараджа

Натараджа
Лорд танца
Другие имена Адалваллан, Кутан, Сабесан, Амбалаванан [1]
Принадлежность Шива
Символы Агни
Тексты Амшумадагама
Религия Уттаракамика

Натараджа ( санскрит : नटराज , IAST : Naṭarāja ; тамильский : नाताराजर , Naṭarājar ), также известный как Адалваллан ( Adalvallan , Ādalvalllāṉ ), [2] представляет собой изображение Шивы , одного из божеств индуизма главных , как божественного космического танцора. Его танец называется тандава . [3] [4] Поза и изображение описаны во многих индуистских текстах, таких как Теварам и Тирувасагам на тамильском языке , агама Амшумадагама и Уттаракамика на санскрите и текстах Грантхи. Танец мурти представлен во всех основных храмах шиваизма индуистских . [5] и является известным скульптурным символом в Индии и широко используется как символ индийской культуры. [6] [7] как одна из лучших иллюстраций индуистского искусства . [8] [9] упоминается Куттан , в и тамильских Амбалаванан Сабесан форма . Эта также различных как текстах [10] [11] [12]

Скульптура символизирует Шиву как повелителя танца и драматического искусства. [13] его стиль и пропорции выполнены в соответствии с индуистскими текстами по искусству. Тамильские религиозные тексты, такие как « Тирумурай» («Двенадцать книг южного шиваизма»), утверждают, что Натараджа — это форма Шивы, в которой он выполняет свои функции созидания, разрушения, сохранения, а также ему приписывают майю и акт благословения своих преданных. Таким образом, Натараджа считается одной из высших форм Шивы в Тамил Наду, а скульптуре или бронзовому идолу Натараджи поклоняются почти во всех храмах Шивы по всему Тамил Наду. [14] Обычно на нем изображен Шива, танцующий в одной из поз Натья Шастры , с различными символами в руках. [14] которые различаются в зависимости от исторического периода и региона, [3] [15] попирание демона, изображенного в образе карлика ( Апасмара или Муялака [4] ), который символизирует духовное невежество. [14] [16]

Классическая форма изображения проявляется в столбе высеченного в скале храма в Сиямангаламе - храме Аванибхаджана Паллавешварам, построенном королем Паллава Махендраварманом I в 6 веке нашей эры, который известен Археологической службой Индии и Археологической службой Тамил Наду как самый старый из известных. Скульптура Натараджи в Индии. Каменные рельефы в пещерах Эллора и Бадами , датированные примерно VI веком, также являются одними из старейших скульптур Натараджи в Индии. [17] [18] Древние тамильские песни времен движения Бхакти, написанные четырьмя шиваитскими святыми Самбандаром , Аппаром , Маниккавачакаром и Сундараром , широко известными как «Налвар» (Четвёрка), превозносят Натараджу и описывают храм Натараджи, Чидамбарам, как дом Натараджи как главного храма. божество , датирующее поклонение Натарадже задолго до VII века нашей эры. Примерно в 8-10 веках в Тамил Наду появились статуи в своем зрелом и наиболее известном виде из бронзы Чола различной высоты, обычно менее четырех футов. [14] некоторые закончились. [19] Рельефы Натараджи были найдены во многих частях Юго-Восточной Азии, таких как Ангкор-Ват , а также на Бали , в Камбодже и Центральной Азии. [13] [20] [21]

Этимология [ править ]

Бронза Чола , Тамил Наду , 10 или 11 век.

Слово Натараджа - это санскритский термин, образованный от नट Ната, означающего «действие, драма, танец», и राज Раджа, означающего «король, господин»; его можно примерно перевести как «Повелитель танца» или «Король танца» . [22] [23] По словам Ананды Кумарасвами , это имя связано со славой Шивы как «Повелителя танцоров» или «Короля актеров». [24]

Эта форма известна как Натараджа в Тамил Наду и как Нартешвара (также пишется Натешвар). [25] ) или Нритьешвара в Северной Индии , где все три термина означают «Повелитель танца». [26] Нартешвара происходит от Нритта, того же, что и Ната , что означает «действие, драма, танец», и Ишвара, что означает «господин». [27] Натеса (IAST: Naṭeśa ) — еще один альтернативный эквивалент Натараджи, встречающийся в скульптурах и археологических памятниках первого тысячелетия на Индийском субконтиненте. [28]

На тамильском языке он также известен как « Сабесан » ( тамильский : சபேசன் ), что разделяется на « Сабайил адум эсан » ( тамильский : சபையில் ஆடும் ஈசன் ), что означает «Господь, который танцует». на возвышении ». Эта форма присутствует в большинстве храмов Шивы и является главным божеством в храме Натараджи в Чидамбараме (Тиллаи). [29] Танец Шивы в Чидамбараме составляет мотив всех изображений Шивы как Натараджи. Кутан (та: Кашмири , латинизированный: Куттхан ), Сабесан (та: Чхатра , латинизированный: Сабесан ), Амбалаванан (та: Амбалавана , латинизированный: Амбалаван ) — еще одно распространенное имя Натараджи в тамильских текстах. [30] [31]

Изображение [ править ]

Продолжительность: 39 секунд.
(Shiva) Nataraja (Lord of the Dance)

Скульптура символизирует Шиву как повелителя танца и драматического искусства. [13] его стиль и пропорции выполнены в соответствии с индуистскими текстами по искусству. [14] Двумя наиболее распространенными формами танца Шивы являются Ласья ( нежная форма танца), связанная с сотворением мира, и Ананда Тандава (танец блаженства, энергичная форма танца), связанная с разрушением утомленных мировоззрений. — утомительные взгляды и образ жизни. По сути, Ласья и Тандава — это всего лишь два аспекта природы Шивы; ибо он разрушает, чтобы созидать, разрушает, чтобы построить снова. [32]

По словам Алисы Бонер , исторические произведения искусства Натараджи, найденные в разных частях Индии, имеют геометрические узоры и симметричные линии, в частности мандалу саткона ( гексаграмму ), которая в индийской традиции означает взаимозависимость и слияние мужского и женского начала. [33]

Обычно на нем изображен Шива, танцующий в одной из поз Натья Шастры , держащий Агни (огонь) в левой задней руке, переднюю руку в мудре гаджахаста (рука слона) или дандахаста (рука-палка) , переднюю правую руку с обернутой змеей, которая находится в мудре абхая («не бойся»), указывая на текст Сутры , а задней рукой держит музыкальный инструмент, обычно удукай ( тамильский : உடுக்கை ). [14] Его тело, пальцы, лодыжки, шея, лицо, голова, мочки ушей и одежда украшены символическими предметами, которые различаются в зависимости от исторического периода и региона. [3] [15] Он окружен огненным кольцом, стоит на пьедестале лотоса, поднимает левую ногу (или в редких случаях правую ногу) и балансирует/попирает демона, изображенного в виде карлика ( Апасмара или Муялака). [4] ), который символизирует духовное невежество. [14] [16] Динамизм энергичного танца изображен с помощью вьющихся волос, которые расходятся тонкими прядями веером за головой. [34] [35] Детали произведений искусства Натараджи по-разному интерпретировались индийскими учеными, начиная с XII века, из-за их символического значения и теологической сущности. [19] [24] Натараджа - хорошо известный скульптурный символ в Индии и широко используемый как символ индийской культуры. [6] [7] в частности, как одна из лучших иллюстраций индуистского искусства . [8] [9]

Символизм [ править ]

Танец Натараджи раскрыт в истории, упомянутой в Койил Пуранам . [29] Символизм был интерпретирован в классических индийских текстах Шайва-сиддханты , таких как Унмаи Вилаккам , Муммани Коваи , Тирукутту Даршана и Тируватавурар Пуранам , датируемых 12 веком нашей эры ( империя Чола ) и позже, и включают: [14] [24] [36]

  • Он танцует внутри круговой или циклически замкнутой огненной арки ( прабха мандала ), которая символически представляет космический огонь, который в индуистской космологии создает все и все поглощает в циклическом существовании или цикле жизни. Огонь также представляет зло, опасности, жару, тепло, свет и радости повседневной жизни. Огненная арка исходит из двух макар (мифических водных зверей) на каждом конце.
  • Он выглядит спокойным, даже несмотря на непрерывную цепь творения и разрушения, поддерживающую вселенную, которая показывает высшее спокойствие Атмы . [37]
  • Его ноги согнуты, что предполагает энергичный танец. Его длинные спутанные локоны показаны распущенными и развевающимися тонкими прядями во время танца, распущенными веером за его головой из-за дикости и экстаза танца.
  • На его правой стороне, сплетенной с одной из развевающихся прядей волос возле лба, обычно изображена река Ганг, олицетворенная в виде богини, из индуистской мифологии, где опасность могучей реки творчески связана со спокойной рекой для возрождение жизни.
Деталь бронзы Чола
  • На его головном уборе часто изображен человеческий череп (символ смертности), полумесяц и цветок, идентифицированный как цветок энтеогенного растения Datura metel .
  • Наиболее типичны четырехрукие фигуры, но встречаются и десятирукие формы из разных мест и периодов, например пещеры Бадами и Анкор-Ват .
  • Верхняя правая рука держит небольшой барабан в форме песочных часов, который на санскрите называется Дамару . [38] [39] особый жест рукой ( мудра ), называемый Дамару-хаста (санскритское слово « Дамару -рука»). Для удержания барабана используется [40] Он символизирует ритм творения и времени.
  • Верхняя левая рука содержит Агни или огонь, который означает разрушение.
  • Кобра высвобождается из его нижней части правого предплечья, в то время как его рука находится в жесте абхая мудры в знак того, что нельзя бояться.
  • Нижняя левая рука согнута вниз в запястье ладонью внутрь; мы также отмечаем, что эта рука пересекает грудь Натараджи, скрывая его сердце от глаз. Он представляет собой тиродхану, что означает «закупорка, сокрытие».
  • символизирует триединство На лице изображены два глаза плюс слегка открытый третий на лбу, что в шиваизме . Глаза представляют солнце, луну, а третий интерпретируется как внутренний глаз или символ знания ( джняна ), призывающий зрителя искать внутреннюю мудрость, самореализацию. Три глаза альтернативно символизируют равновесие трех Гун : Саттвы, Раджаса и Тамаса.
  • Карлик под его ногой — демон Апасмара Пуруша или Муялака, который символизирует невежество, которое Натараджа уничтожает.
  • Слегка улыбающееся лицо Шивы олицетворяет его спокойствие, несмотря на то, что он погружен в контрастирующие силы вселенной и его энергичный танец. [19]
Натараджа VI/VII веков в пещере 1 пещерных храмов Бадами.

Падма Каймал подвергает сомнению некоторые из этих интерпретаций, ссылаясь на текст X века и иконы Натараджи, предполагая, что статуя Натараджи могла символизировать разные вещи для разных людей или в разных контекстах, например, Шива был повелителем кремации или являлся эмблемой Династия Чола. [41] Напротив, Шарада Шринивасан подвергает сомнению связь с Чолой и представил археологические свидетельства, свидетельствующие о том, что бронзовые изделия Натараджи и произведения искусства танцующего Шивы в Южной Индии были инновацией Паллавы , восходящей к 7-9 векам, и их символизм должен быть отодвинут назад несколько столетий. [42]

Интерпретация [ править ]

Натараджа во дворце Танджавур

Кумарасвами обобщает значение всего танца Шивы как образа его ритмической или музыкальной игры, которая является источником всего движения во вселенной, представленной аркой, окружающей Шиву. Во-вторых, цель его танца – освободить души всех людей от иллюзий. И в-третьих, место танца Чидамбарам , которое изображается как центр вселенной, на самом деле находится в сердце. [29]

Джеймс Лохтефельд утверждает, что Натараджа символизирует «связь между религией и искусством» и представляет Шиву как повелителя танца, охватывающего все «созидание, разрушение и все, что между ними». [43] Иконография Натараджи включает в себя контрастные элементы. [6] бесстрашное празднование радости танца в окружении огня, нетронутое силами невежества и зла, что означает духовность, превосходящую всю двойственность . [44] Кроме того, Кэрол и Паскуале отмечают, что божество демонстрирует вечный цикл жизни ( Джива ) от смерти до возрождения и то, как человек должен победить духовное невежество и достичь самореализации . [37]

В гимне Маниккавачакара » « Тирувасагам он свидетельствует, что в храме Натараджи Чидамбарам имел к периоду до Чола абстрактный или «космический» символизм, связанный с пятью элементами (Панча Бхута) . Натараджа — это значительная визуальная интерпретация Брахмана и танцевальная поза Шивы. Детали произведений искусства Натараджи привлекли внимание комментариев и вторичной литературы, такой как стихи, подробно описывающие их богословское значение. [19] [24] Это одна из широко изученных и выдающихся иллюстраций индуистского искусства средневековья. [45] [46]

Шринивасан отмечает, что Натараджа описывается как Сатчитананда или «Бытие, Сознание и Блаженство» в Шайва-Сиддханты тексте «Кунчитангрим Бхадже» , что напоминает доктрину Адвайты, или «абстрактный монизм» Ади Шанкары , «который удерживает индивидуальное Я ( Дживатман ) и высшую «Я» ( Параматма ) должно быть единым», в то время как «более ранний гимн Натарадже Маниккавачакара отождествляет его с единым высшим сознанием, используя тамильское слово Ор Унарве , а не санскритское Чит ». Это может указывать на «осмос» идей в средневековой Индии. [47]

По словам Яна Кроуфорда , профессора планетологии , Лондонского университета космический танец Шивы в образе Натараджи символизирует физику элементарных частиц , энтропию и растворение Вселенной. [48]

История [ править ]

Скульптура Натараджи из средневекового Ассама

Каменные рельефы, изображающие классическую форму Натараджи, встречаются в многочисленных пещерных храмах Индии, например, в пещерах Эллора (Махараштра), пещерах Элефанта и пещерах Бадами (Карнатака) примерно в VI веке. [17] [18] Одно из самых ранних известных произведений искусства Натараджи было найдено на археологических раскопках в деревне Асанапат в Одише и включает в себя надпись, датируемую примерно VI веком нашей эры. [49] В надписи Асанапат также упоминается храм Шивы в царстве Шайвачарьев.

Литературные свидетельства показывают, что бронзовое изображение ананда- тандава Шивы впервые появилось в период Паллавы между 7-м и серединой 9-го веков нашей эры. [50] Натарадже поклонялись в Чидамбараме в период Паллавы, опираясь на основные философские концепции космических циклов созидания и разрушения, которые также можно найти в « тамильского святого Маниккавачакара » Тирувасагаме . [51]

Археологические открытия позволили обнаружить статую Натараджи из красного песчаника, датируемую 9-10 веками, из Удджайна , Мадхья-Прадеш , которая сейчас хранится в Археологическом музее Гвалиора. [52] [53] Точно так же произведения искусства Натараджи были найдены в археологических памятниках в Гималайском регионе, таких как Кашмир , хотя и с несколько другой танцевальной позой и иконографией, например, с двумя руками или с восемью руками. [54]

Примерно в 10 веке он появился в Тамилнаде в своем зрелом и наиболее известном выражении в бронзовых изделиях Чола различной высоты, обычно менее четырех футов. [14] [19] Рельефы Натараджи встречаются в исторических местах во многих частях Юго-Восточной Азии, таких как Анкор-Ват , а также на Бали , в Камбодже и в Центральной Азии. [13] [20] [21] Самые старые отдельно стоящие каменные скульптуры Натараджи были построены Чола царицей Сембиян Махадеви . [50] Натараджа приобрела особое значение и стала символом королевской власти в Тамилнаде . Танцующий Шива стал частью шествий и религиозных праздников эпохи Чола, и эта практика продолжалась и после этого. [55]

Изображение имело космический или метафизический подтекст, что также подтверждается свидетельствами гимнов тамильских святых. [56]

В произведениях искусства и текстах средневековой эпохи о танцующем Шиве, найденных в Непале , Ассаме и Бенгалии , он иногда изображается танцующим на своей вахане (транспортном средстве для животных) Нанди , быке; кроме того, он известен в регионе как Нартешвара . [57] Произведения искусства Натараджи также были обнаружены в Гуджарате , Керале и Андхра-Прадеше . [58]

В современной индуистской культуре Бали в Индонезии Сива (Шива) Натараджа — бог, создавший танец. [59] Сива и его танец в образе Натараджи также прославлялись в искусстве Явы, Индонезии, когда там процветал индуизм, а в Камбодже его называли Нриттесварой . [60]

Современная статуя, подаренная Индией ЦЕРН в Женеве , Швейцария.

В 2004 году 2-метровая статуя танцующего Шивы была открыта в ЦЕРН , Европейском центре исследований в области физики элементарных частиц в Женеве . Статуя, символизирующая космический танец созидания и разрушения Шивы, была подарена ЦЕРН правительством Индии в ознаменование долгой связи исследовательского центра с Индией. [61] Специальная мемориальная доска рядом со статуей Шивы поясняет метафору космического танца Шивы цитатами физика Фритьофа Капры :

Сотни лет назад индийские художники создали визуальные образы танцующих Шив в красивой серии бронз. В наше время физики использовали самые передовые технологии, чтобы изобразить закономерности космического танца. Таким образом, метафора космического танца объединяет древнюю мифологию, религиозное искусство и современную физику. [62]

Хотя в западной литературе произведения искусства Чола Натараджи называются «бронзовыми изделиями Натараджи», они в основном выполнены из меди, а некоторые из них выполнены из латуни, обычно отлитой методом cire-perdue ( литье по выплавляемым моделям ). [34]

Натараджа празднуется в 108 позах Бхаратанатьям , с санскритскими надписями из Натья Шастры , в храме Натараджи в Чидамбараме , Тамил Наду , Индия. [3] [5]

В танцах и йоге [ править ]

В современной йоге как упражнение Натараджасана это поза, напоминающая Натараджу и названная в его честь в 20 веке. [63] Похожая поза встречается в классической индийской танцевальной форме Бхаратанатьям . [64]

Галерея [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Фонд Кутан Сабесан Амбалаванан Натараджан Сагарва Бхарат» . Фонд Сагарва Бхарата . 20 июля 2020 г.
  2. ^ Раджараджан, РКК (январь 2018 г.). «Если это Читамбарам-Натараджа, то где Тиллай-Куттах? Интроспективное чтение гимнов Теварам» . В Педарапу Ченна Редди, изд. История, культура и археологические исследования. Последние тенденции, Памятный том профессору М.Л.К. Мурти, Том. II, Дели: BR Publishing Corporation, стр. 613-634, пожалуйста. 54.1-6 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Арчана Верма (2011). Представление и культура: повествование, имидж и постановление в Индии . Издательство Кембриджских ученых. стр. 19–26. ISBN  978-1-4438-2832-1 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Британская энциклопедия (2015)
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Т. А. Гопинатха Рао (1997). Элементы индуистской иконографии Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 223–224. ISBN  978-81-208-0877-5 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гомати Нараянан (1986), ШИВА НАТАРАДЖА КАК СИМВОЛ ПАРАДОКСА , Журнал южноазиатской литературы, Том. 21, № 2, стр. 208-216.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Анна Либера Даллапиккола (2007). Индийское искусство в деталях . Издательство Гарвардского университета . п. 28. ISBN  978-0-674-02691-9 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвид Смит (2003). Танец Шивы: религия, искусство и поэзия в Южной Индии . Издательство Кембриджского университета . стр. 1–2. ISBN  978-0-521-52865-8 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрэнк Берч Браун (2014). Оксфордский справочник по религии и искусству . Издательство Оксфордского университета. стр. 489–490. ISBN  978-0-19-517667-4 .
  10. ^ ВалайТамильский. «அம்பலவாணன், Амбалаванан, Имя ребенка для мальчика (тамильское имя), полная коллекция имен ребенка для мальчика, имени девочки, тамильского имени» . Валай, тамильский . Проверено 31 октября 2022 г.
  11. ^ «Общий сборник-5 — GKToday» . www.gktoday.in . Проверено 31 октября 2022 г.
  12. ^ «Повелитель (или король) танца» . www.speakingtree.in . Проверено 31 октября 2022 г.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сародж Панти (1987). Иконография Шивы в картинах Пахари . Публикации Миттала. стр. 59–60, 88. ISBN.  978-81-7099-016-1 .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Т. А. Гопинатха Рао (1997). Элементы индуистской иконографии Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 стр. 223–229, 237. ISBN.  978-81-208-0877-5 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Т. А. Гопинатха Рао (1997). Элементы индуистской иконографии Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 236–238, 247–258. ISBN  978-81-208-0877-5 .
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шива как Повелитель танца (Натараджа), период Чола, ок. X/XI века Чикагский институт искусств , США
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. п. 126 . ISBN  978-0-300-06217-5 .
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арчана Верма (2012). Изображения храмов из раннесредневековой полуостровной Индии . Издательство Эшгейт. стр. 150–151. ISBN  978-1-4094-3029-2 .
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 309–310 . ISBN  978-0-300-06217-5 .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Банерджи, П. (1969). «Икона Шивы из Пянджикента». Искусство Азии 31 (1): 73–80. дои : 10.2307/3249451 . JSTOR   3249451 .
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Махадев Чакраварти (1986). Концепция Рудра-Шивы на протяжении веков . Мотилал Банарсидасс . п. 178 со сносками. ISBN  978-81-208-0053-3 .
  22. ^ Кумарасвами, Ананда К. (2013). Танец Шивы . Рупа. п. 56. ИСБН  978-8129120908 .
  23. ^ Стромер, Ричард. «Шива Натараджа: исследование мифов, иконографии и значения священного символа» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 10 марта 2016 г.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Танец Шивы» , Ананда Кумарасвами.
  25. ^ «Путешествие в прошлое с танцующим Шивой» . Дейли Стар . 27 сентября 2019 года . Проверено 8 ноября 2020 г. в храме Старой Дакки... каменная статуя Натешвара, изображение танцующего Шивы на спине своего быковоза Нанди.
  26. ^ Музей искусств округа Лос-Анджелес; Пал, Пратападитья (1986). Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э. Издательство Калифорнийского университета. стр. 34–36 , 138. ISBN.  978-0520064775 .
  27. ^ Бруннер-Лашо, Элен; Гудолл, Доминик; Паду, Андре (2007). Тантрические смеси памяти Элен Бруннер . Французский институт Пондичерри. п. 245. ИСБН  978-2-85539-666-8 .
  28. ^ Стелла Крамриш (1981). Проявления Шивы . Художественный музей Филадельфии. стр. 43–45 . ISBN  0-87633-039-1 .
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кумарасвами, Ананда Кентиш (1918). Танец Шивы; четырнадцать индийских эссе . Робартс – Университет Торонто. Нью-Йорк Санвайз Тёрн. стр. 57–58, 65.
  30. ^ «Фонд Хутана Сабесана Амбалаванана Натараджана Сагарвы Бхарата» . ФОНД САГАРВА БХАРАТА . 20 июля 2020 г. Проверено 9 октября 2022 г.
  31. ^ "::ТВУ::" . www.tamilvu.org . Проверено 9 октября 2022 г.
  32. ^ Кармел Берксон, Венди Донигер, Джордж Мичелл, Элефанта: Пещера Шивы (Принстон: Princeton University Press, 1983). ISBN   0691040095
  33. ^ Элис Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма . Мотилал Банарсидасс. стр. 163–164, 257. ISBN.  978-81-208-0705-1 .
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ананда Кумарасвами (1922), Скульптуры Шайвы: недавние приобретения , Бюллетень Музея изящных искусств , Том. 20, № 118 (апрель 1922 г.), стр. 18-19.
  35. ^ Гомати Нараянан (1986), ШИВА НАТАРАДЖА КАК СИМВОЛ ПАРАДОКСА , Журнал южноазиатской литературы , Vol. 21, № 2, стр. 215
  36. ^ Шива Натараджа, повелитель танца Энциклопедия древней истории (2013)
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б ДеВито, Кэрол; ДеВито, Паскуале (1994). Индия – Махабхарата. Летний семинар Фулбрайта-Хейса за рубежом, 1994 г. (Индия) . Образовательный фонд США в Индии. п. 5.
  38. ^ Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (1966). Силпа Пракаса Средневековый ориссанский санскритский текст о храмовой архитектуре . Архив Брилла. стр. xxxvi, 144.
  39. О барабане дамару как одном из атрибутов Шивы в его танцевальном изображении см.: Янсен, стр. 44.
  40. ^ Янсен, страница 25.
  41. ^ Падма Каймал (1999), Шива Натараджа: изменение значения иконы , The Art Bulletin, том 81, выпуск 3, страницы 390-419
  42. ^ Шринивасан 2004 , стр. 432–450.
  43. ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. стр. 147, запись о Чидамбараме. ISBN  978-0-8239-3179-8 .
  44. ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 464–466 . ISBN  978-0-8239-3180-4 .
  45. ^ Дэвид Смит (2003). Танец Шивы: религия, искусство и поэзия в Южной Индии . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–4. ISBN  978-0-521-52865-8 .
  46. ^ Рой К. Крэйвен (1976). Краткая история индийского искусства . Прегер. стр. 144–147, 160–161. ISBN  978-0-275-22950-4 .
  47. ^ Шринивасан 2004 , стр. 447.
  48. ^ Ян Кроуфорд (декабрь 2019 г.). «Расширение мировоззрения: космические перспективы» . Астрономия и геофизика . 60 (6). Королевское астрономическое общество , Издательство Оксфордского университета : 6.38. doi : 10.1093/astrogeo/atz195 .
  49. ^ Рупендра Чаттопадхья и др. (2013), Королевство шайвачарьев , Берлинские индологические исследования, том 21, стр. 200; Архив
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 642. ИСБН  9788131711200 .
  51. ^ Шринивасан 2004 , стр. 444–445.
  52. ^ Ямамото, Томонори (1971). Азии в художественных музеях США, Европы и Индии (5)» . Эзотерическая культура буддизма . 1971. «Каталог древностей Восточной doi : 10.11168/jeb1947.1971.96_L74 .
  53. ^ Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 156–157 . ISBN  978-0-300-06217-5 .
  54. ^ Анн-Мари Гастон (1982). Шива в танце, мифах и иконографии . Издательство Оксфордского университета. стр. 56, 47, 101. ISBN.  9780195613544 .
  55. ^ Агхорашивачарья; Ричард Х. Дэвис (2010). Руководство для священника на Великом празднике . Издательство Оксфордского университета. стр. 15–20, 24–25. ISBN  978-0-19-537852-8 .
  56. ^ Шарада Шринивасан, «Шива как« космический танцор »: о происхождении Паллавы для бронзы Натараджи» , World Archeology (2004) 36 (3), страницы 432–450.
  57. ^ Анн-Мари Гастон (1982). Шива в танце, мифах и иконографии . Издательство Оксфордского университета. стр. 130, 57. ISBN.  9780195613544 .
  58. ^ Анн-Мари Гастон (1982). Шива в танце, мифах и иконографии . Издательство Оксфордского университета. стр. 48–50. ISBN  9780195613544 .
  59. ^ Фредрик Юджин ДеБоер; Я сделал Бандема (1995). Балийский танец в переходный период: Кая и Келод . Издательство Оксфордского университета. стр. ii–iii. ISBN  978-967-65-3071-4 .
  60. ^ Алессандра Айер (1998). Прамбанан: скульптура и танец на древней Яве: исследование танцевальной иконографии . Белый Лотос. стр. 69–70. ISBN  978-974-8434-12-4 .
  61. ^ «Лица и места (стр. 3)» . ЦЕРН Курьер . Архивировано из оригинала 6 июня 2018 года . Проверено 30 января 2017 г.
  62. ^ «Космический танец Шивы в ЦЕРНе | Фритьоф Капра» . fritjofcapra.net . Проверено 30 января 2017 г.
  63. ^ Айенгар, БКС (1979) [1966]. Свет на йогу: Йога Дипика . Торсоны. стр. 419–422. ISBN  978-1855381667 .
  64. ^ Бхаванани, Ананда Балайоги; Бхаванани, Девасена (2001). «БХАРАТАНАТЬЯМ И ЙОГА» . Архивировано из оригинала 23 октября 2006 года . Проверено 26 января 2019 г. Он также отмечает, что эти позиции [танца Бхаратанатьям] очень похожи на асаны йоги, а на стенах Гопурам в Чидамбараме танцоры изображают по меньшей мере двадцать различных классических асан йоги, включая Дханурасану, Чакрасану, Врикшасану, Натараджасану, Тривикрамасану и Ананда Тандавасана, Падмасана, Сиддхасана, Кака Асана, Вришчикасана и другие.
  65. ^ Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. п. 123 . ISBN  978-0-300-06217-5 .
  66. ^ Коллекция Британского музея

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a0640795d97a67044ffe3a88c7d94f0__1719423360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/f0/3a0640795d97a67044ffe3a88c7d94f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nataraja - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)