Утпаладева
Утпаладева (ок. 900–950 гг. н.э.) был философом и теологом из Кашмира . Он принадлежал к традиции Трика Шайва и является мыслителем Пратьябхиджня школы монистического идеализма . [1] Его «Ишварапратьябхиджня-карика» (IPK, «Стихи о познании Господа ») были важным и центральным трудом школы Пратьябхиджня . [1] Утпаладева оказал большое влияние на экзегета Абхинавагупту , чьи работы позже затмили работы Утпаладевы. [1] Однако, по словам индолога Раффаэле Тореллы, «большинство идей Абхинавагупты являются лишь развитием того, что уже изложил Утпаладева». [2]
Философия
[ редактировать ]Торелла характеризует философию Утпаладевы как «уникальную смесь эпистемологии , метафизики , религиозного опыта , лингвистической философии и эстетических спекуляций». [3]
В главе «Джнанадхикара» Ишварапратьябхиджня -Карики Утпаладева стремится установить существование личности, подчеркивая способность человека быть познающим субъектом. Утпаладева указывает на память, которая представляет собой когнитивное событие, происходящее в течение длительного периода времени. Элемент текущего самосознания присутствует в момент первоначального познания. Элемент в обеих точках является проявлением единого сознания и поэтому имеет одинаковую природу. [4] Утпаладева выступает против буддийского объяснения памяти, отвергающего личность. Буддисты объясняют память без постоянного познания себя, потому что прошлые познания оставляют скрытые впечатления ( самскары ) на более поздних познаниях. Однако Утпаладева возражает, что изначальное познание ограничено самим собой. [4]
Теология
[ редактировать ]Для Утпаладевы высшая реальность, Шива , — это «абсолютное Я», атман , единичный субъект или сознание . [5] Как отмечает Торелла, Утпаладева постоянно работает над тем, чтобы доказать, вопреки буддистам , что существует «единый динамический субъект, который объединяет и оживляет разрывы реальности и составляет основу каждого ограниченного субъекта, а также каждой формы и деятельности повседневной жизни». жизнь." [5]
Взгляд Утпаладевы на Бога изложен в « Ишварапратьябхиджня-Карике» :
Есть только одно Великое Божество, и это само внутреннее Я всех существ. Он воплощает себя как все вещи, полные непрерывного осознания трех видов: «Я», «Это» и «Я есть это». [6]
По мнению Тореллы, еще одним важным и оригинальным вкладом Утпаладевы является его учение об «абхасах» (свете, сиянии, проявлениях), которое рассматривает все как сияющие проявления сознания Шивы, являющегося их необходимой основой. Каждое «проявление» является своего рода универсальным и связано с конкретным санскритским словом. Однако Торелла также отмечает, что термин абхаса не был новым термином, «но широко использовался в ведантических и буддийских школах». [7] Торелла объясняет взгляд Утпаладевы на Бога следующим образом: [8]
Это Я или Сознание на религиозном плане есть Шива. В своей высшей форме высшая божественная личность представляет собой исключительно «Я», состоящее из сознания и блаженства, в котором все принципы содержатся, хотя и в состоянии полного растворения. Он присутствует на протяжении всего IPK как конечная сущность каждой реальности, а также прямо упоминается здесь и там, даже если сцену обычно занимает менее крайняя его форма, которая балансирует между трансцендентностью и имманентностью. Фактически, это разъяснительная работа, требующая объекта обучения и получателя этого учения; оно не может не иметь дело с той формой Бога, которая открыта миру проявления, твердо оставаясь при этом его сувереном. На высшем плане есть только Я, покоящееся во всей своей полноте, и от познаваемого не остается и следа... эта более доступная форма Бога связана со вторым уровнем. В основном он обозначается как Махешвара, Ишвара, Иса, Прабху, тогда как высшей форме часто дают имя Шивы или Парамешвары, но между этими двумя сериями, безусловно, есть обмены, что косвенно указывает на то, что речь идет о единственная реальность и что каждое различие в степени и фигуре чисто инструментально для пояснительных требований.
Эта высшая реальность выражается через шкалу таттв (реальности) аналогично философии Шайвасиддханты (при этом оставаясь при этом полностью монистическим по своему характеру). [9]
Утпаладева также представил аргумент в пользу существования Бога (Ишвары), который, по крайней мере частично, был основан на источниках ньяи. По словам Изабель Рати, этот аргумент утверждает, что «вселенная — это следствие, состоящее из определенного механизма, который должен был быть создан разумным агентом, рассматриваемым как его действующая причина». Более того, для Утпаладевы, учитывая сложность и гармонию вселенной, этот создатель должен быть всеведущим и всемогущим . [10]
Признание
[ редактировать ]Как отмечает Торелла, ключевым элементом теологии освобождения Утпаладевы является идея «признания» ( пратьябхиджня ) и способов его достижения. Это не что иное, как акт признания себя самим верховным Шивой. Как объясняет Торелла, признание – это:
просто запуск в благочестивом акте идентификации, который не открывает ничего нового, а лишь разрывает завесы, скрывавшие Я от него самого; познание не создается, а лишь мгновенно удаляется то пятно, которое мешало его использованию, входу в жизнь. То, каким образом мастер создает предпосылки для этого, может, наоборот, быть постепенным: именно это и делает Утп. занимается своей работой, целью которой является выявление сил «Я» и сил Господа посредством серии аргументов до тех пор, пока не сработает отождествление. Практики такого линейного пути (авакры) достаточно, чтобы войти в природу Шивы и достичь состояния освобождения в жизни, которое также может сопровождаться необычайными силами... Это происходит в повседневной реальности такой, какая она есть. Свет освобождения не заставляет его цвета тускнеть, не затмевает их, а делает их ярче, совершая чудо устранения инаковости, сохраняя при этом богатство индивидуальных вкусов. [11]
Влияние буддизма
[ редактировать ]Философия Утпаладевы опирается на работу буддийской Виджнянавады школы прамана и в то же время критикует ее , особенно работу Дхармакирти . [12] Торелла пишет, что «критика их позиций является для Утпаладевы существенной помощью в построении и совершенствовании философии Пратьябхиджни». [13] Хотя Утпаладева согласен с буддийской критикой категорий ньяи и использует многие из их философских инструментов, он считает, что в их системе отсутствует понимание верховного Господа Шивы, который представляет собой «всепроникающий динамизм свободного и «личного» сознания». [14]
Торелла пишет, что длительное исследование и критика Утпаладевой школы буддизма Дигнага -Дхармакирти «привели или, по крайней мере, сопровождались своеобразным явлением более или менее сознательного поглощения их доктрин и их терминологии, которое должно было оставить существенные следы». в структуре Пратьябхиджны». [15] Возможно, для Утпаладевы это также было способом повысить престиж своей школы, переняв некоторые пути уважаемого оппонента. [15] Некоторые из буддийских идей, заимствованных и развитых Утпаладевой, представляют собой теории анупалабдхи и апохи . [16]
Языковая природа реальности
[ редактировать ]Утпаладева также опирается на лингвистическую метафизику грамматика Бхартрихари , который рассматривает знание и реальность как пронизанные языком. Таким образом, для Утпаладевы высшая реальность — это свободное сознание, которое также имеет языковую природу. [14] Как пишет Торелла, Утпаладева видит «неизбежное присутствие языка в основе любой познавательной деятельности». [17]
Как утверждает Утпаладева в некоторых из самых известных стихов своей «Ишварапратьябхиджня-Карика» : [18]
Сущностная природа света — это отражающее осознание; в противном случае свет, хотя и «окрашенный» объектами, был бы подобен неодушевленной реальности, такой как кристалл и так далее. - IV11
Сознание имеет своей существенной природой рефлексивное осознание; это высшее Слово, которое возникает свободно. Это свобода в абсолютном смысле, суверенитет высшего «Я». - IV13
Другие вклады
[ редактировать ]У Утпаладевы также был универсалистский взгляд на Священные Писания и религию в целом. По словам Тореллы, для Утпаладевы Агама (писание) — это голос Шивы, и «оно включает в себя все существующие Агамы, от вайшнавов до буддистов (включая Шайву)». [19]
Утпаладева также писал об эстетике. По словам Тореллы, «Именно Утпаладеве мы обязаны входом эстетики в философско-религиозные размышления. Его концепция чаматкары (чудесного наслаждения) знаменует собой более высокий уровень опыта, который оставляет реальность и красоту проявленного мира нетронутыми, но на в то же время проецирует его в целостность, центром которой является Высшее Сознание». [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Торелла, Раффаэле (2021), Утпаладева: философ признания , стр. 1-3. ООО «ДК Принтмир (П)»,
- ^ Торелла, Раффаэле (2021), Утпаладева: философ признания , стр. 4. ООО «ДК Принтворд (П)»,
- ^ Перейти обратно: а б Торелла, Раффаэле (2021), Утпаладева: философ признания , с. 10. ООО «ДК Принтворд (П)»,
- ^ Перейти обратно: а б Ферранте, Марко (август 2017 г.). «Исследования Бхартрихари и Пратьябхиджны: случай свасамведаны» . Религии . 8 (8): 145. дои : 10.3390/rel8080145 . ISSN 2077-1444 .
- ^ Перейти обратно: а б Торелла, Рафаэль (1994). Ишвараптьябхиджнякарика Утпаладевы с авторским Вритти: критическое издание и аннотированный перевод. п. XXIX. Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока [Восточная серия Рим LXXI].
- ^ Уоллис, Кристофер (2013). Просветление Тантры , стр. 283-292.
- ^ Торелла, Рафаэль (1994). Ишвараптьябхиджнакарика Утпаладевы с авторским Вритти: критическое издание и аннотированный перевод. п. xxvii. Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока [Восточная серия Рим LXXI].
- ^ Торелла, Рафаэль (1994). Ишвараптьябхиджнакарика Утпаладевы с авторским Вритти: критическое издание и аннотированный перевод. п. хххх-ххх. Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока [Восточная серия Рим LXXI].
- ^ Торелла, Рафаэль (1994). Ишвараптьябхиджнякарика Утпаладевы с авторским Вритти: критическое издание и аннотированный перевод. п. xxxi. Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока [Восточная серия Рим LXXI].
- ^ Изабель Ратье , « Доказательство Бога Утпаладевы : о целях Ишварасиддхи», в книге Б. Боймера и Р. Тореллы (ред.), Утпаладева , философ признания.
- ^ Торелла, Рафаэль (1994). Ишвараптьябхиджнакарика Утпаладевы с авторским Вритти: критическое издание и аннотированный перевод. п. хххв. Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока [Восточная серия Рим LXXI].
- ^ Торелла, Рафаэле. «Пратьябхиджня и логико-эпистемологическая школа буддизма» в изд. Гудриана. (1992) Ритуалы и размышления в раннем тантризме: исследования в честь Андре Паду, стр. 327-346. СУНИ Пресс.
- ^ Торелла, Раффаэле (2021), Утпаладева: философ признания , стр. 5. ООО «ДК Принтворд (П)»,
- ^ Перейти обратно: а б Торелла, Рафаэле (2021), Утпаладева: философ признания , с. 6. ДК Принтворд (П) Лтд.
- ^ Перейти обратно: а б Торелла, Рафаэль (1994). Ишвараптьябхиджнакарика Утпаладевы с авторским Вритти: критическое издание и аннотированный перевод. п. XXII. Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока [Восточная серия Рим LXXI].
- ^ «Исследования по Ишварапратьябхиджна-виврити Утпаладевы. Часть I. Апоха и анупалабдхи в шиваитском облачении». В: К. Прейзенданц (ред.), Расширение и слияние горизонтов. Вклад в южноазиатские и межкультурные исследования в память о Вильгельме Хальбфасе, Вена, 2007 г., стр. 473-490.
- ^ Торелла, Рафаэль (1994). Ишвараптьябхиджнакарика Утпаладевы с авторским Вритти: критическое издание и аннотированный перевод. п. XXVI. Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока [Восточная серия Рим LXXI].
- ^ Торелла, Раффаэле (2021), Утпаладева: философ признания , стр. 7. ДК Принтворд (П) Лтд.
- ^ Торелла, Раффаэле (2021), Утпаладева: философ признания , стр. 9. ДК Принтворд (П) Лтд.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Библиография работ Утпаладевы, объект 472. Архивировано 13 ноября 2021 года в Wayback Machine , Карл Поттер, Вашингтонский университет.
- Шайвские религиозные песни Кашмира: перевод и исследование Утпаладевов Шивастотравали (Серия Suny о процессах человеческого общения) Константина Р. Байи