Ангкор-Ват
Ангкор-Ват Нгкорвотт | |
Location | Siem Reap, Cambodia |
---|---|
Coordinates | 13°24′45″N 103°52′0″E / 13.41250°N 103.86667°E |
Altitude | 65 m (213 ft) |
History | |
Builder | Suryavarman II |
Founded | 1150 |
Cultures | Khmer Empire |
Architecture | |
Architectural styles | Khmer |
Official name | Angkor |
Type | Cultural |
Критерии | я, iii, iii, iv |
Назначен | 1992 г. (16-я сессия ) |
Справочный номер. | 668 |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
Ангкор-Ват ( / ˌ æ ŋ k ɔːr ˈ w ɒ t / ; кхмерский : អង្គរវត្ត , «Город/Столица храмов») — индуистско-буддийский храмовый комплекс в Камбодже . Расположен на участке площадью 162,6 га (1 626 000 м²). 2 ; 402 акра) в древней кхмерской столице Ангкоре считается крупнейшим религиозным сооружением в мире согласно Книге рекордов Гиннеса . Первоначально построенный в 1150 году нашей эры как индуистский храм, посвященный божеству Вишну он постепенно превратился в буддийский храм , к концу века .
Ангкор-Ват был построен по приказу кхмерского короля Сурьявармана II в начале 12 века в Яшодхарапуре (современный Ангкор), столице Кхмерской империи, в качестве его государственного храма и, в конечном итоге, мавзолея. Ангкор-Ват сочетает в себе два основных плана кхмерской храмовой архитектуры: храм-гору и более поздний храм-галерею . Он спроектирован как символ горы Меру , дома дэвов в индуистской мифологии , и окружен рвом длиной более 5 км (3,1 мили). Внутри внешней стены длиной 3,6 км (2,2 мили) заключены три прямоугольные галереи, каждая из которых возвышается над другой. В центре храма стоит квинконс башен. В отличие от большинства ангкорских храмов, Ангкор-Ват ориентирован на запад, и ученые разделились во мнениях относительно значения этого.
The temple complex fell into disuse before being restored in the 20th century with various international agencies involved in the project. The temple is admired for the grandeur and harmony of the architecture, its extensive bas-reliefs and devatas adorning its walls. The Angkor area was designated as a UNESCO World Heritage Site in 1992. It is regarded as one of the best examples of Khmer architecture and a symbol of Cambodia, depicted as a part of the Cambodian national flag. The Angkor Wat is a major tourist attraction and attracts more than 2.5 million visitors every year.
Etymology
[edit]Современное название Ангкор-Ват означает «Город храмов» или «Город храмов» на кхмерском языке . [ 1 ] Ангкор ( អង្គរ ângkôr ), что означает «город» или «столица», является разговорной формой слова нокор ( នគរ nôkôr ), которое происходит от санскритского / палийского слова нагара ( деванагари : नगर). [ 2 ] Ват ( វត្ត vôtt ) — слово, обозначающее «храмовую территорию», также происходящее от санскритского/палийского слова vāṭa ( Devanāgarī : वाट), что означает «огороженная территория». [ 3 ] Первоначальное название храма было Врах Вишнулока или Парама Вишнулока, что означает «священное жилище Вишну». [ 4 ] [ 5 ] Этот термин также может означать «Царь, отправившийся в высший мир Вишну», имея в виду Сурьявармана II посмертно и намереваясь почтить его славу и память. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]Ангкор-Ват был построен по заказу кхмерского короля Сурьявармана II (годы правления гг. 1113–1150 ) в начале XII века в Яшодхарапуре (современный Ангкор), столице Кхмерской империи. Строительство храма началось в 1122 году нашей эры и было завершено в 1150 году нашей эры. [ 6 ] Храмовый комплекс был построен по предложению Дивакарапандита (1040–1120 . гг ). [ 7 ] Храм был посвящен индуистскому богу Вишну , а оригинальные религиозные мотивы были заимствованы из индуизма . [ 8 ] Он был построен как государственный храм короля в столице. Хотя не было найдено ни стелы в фундаменте , ни каких-либо современных надписей, относящихся к названию храма, его первоначальное название неизвестно и, возможно, оно было известно как Врах Вишнулока в честь правящего божества. [ 4 ] Работы над храмом прекратились после смерти короля, так что часть барельефного оформления осталась незавершенной. [ 9 ]
Буддийский храм
[ редактировать ]В 1177 году, примерно через 27 лет после смерти Сурьявармана II, Ангкор был разграблен чамами , традиционными врагами кхмеров. [ 10 ] После этого кхмерская империя была восстановлена Джаяварманом VII , который основал новую столицу в Ангкор Томе и Байоне в качестве государственного храма, расположенного на севере. Храм был посвящен буддизму , поскольку жена короля Индратеви была набожной буддисткой Махаяны и поощряла его принять христианство. Таким образом, Ангкор-Ват также постепенно был преобразован в буддийский объект, где многие индуистские скульптуры были заменены буддийским искусством. [ 8 ] [ 11 ] [ 12 ]
После преобразования из индуистского центра поклонения в буддизм в конце XII века Ангкор-Ват продолжает оставаться буддийским центром и по сей день. [ 12 ] Исторические записи свидетельствуют, что китайский посланник Чжоу Дагуань и путешественник Чжэн Хэ посетили Ангкор-Ват в 13-14 веках. Чжэн Хэ изучал храмовую архитектуру, которая позже была включена в храм Дабаоэнь и пагоду Галазед. [ 13 ] Ангкор-Ват необычен среди храмов Ангкора тем, что, хотя после 16 века им практически пренебрегали, он никогда не был полностью заброшен. [ 14 ] В четырнадцати надписях, датированных 17 веком, обнаруженных в районе Ангкора, говорится, что японские буддийские паломники основали небольшие поселения вместе с местными кхмерами. [ 15 ] Надпись также рассказывает об Укондаю Казуфусе , который праздновал кхмерский Новый год в Ангкор-Вате в 1632 году. [ 16 ]
Европейское повторное открытие
[ редактировать ]Первым западным посетителем храма был Антониу да Мадалена , португальский монах, посетивший храм в 1586 году и заявивший, что он «имеет такую необыкновенную конструкцию, что невозможно описать его пером, особенно потому, что он не похож ни на одно другое здание в мир имеет башни, украшения и все изысканности, которые только может вообразить человеческий гений». [ 17 ] [ 18 ] В 1860 году храм был вновь открыт французским натуралистом и исследователем Анри Муо с помощью французского миссионера отца Шарля-Эмиля Буйво. Муо популяризировал сайт на Западе, публикуя путевые заметки, в которых он писал:
Один из этих храмов, соперник храма Соломона и воздвигнутый каким-нибудь древним Микеланджело , мог бы занять почетное место рядом с нашими прекраснейшими зданиями. Оно величественнее всего, что осталось нам от Греции или Рима , и представляет собой печальный контраст с состоянием варварства, в котором сейчас находится нация. [ 19 ]
Работа Муо была опубликована посмертно в 1864 году Королевским географическим обществом с описаниями Ангкора под названием « Путешествия по центральным частям Индокитая, Сиама, Камбоджи и Лаоса» . В 1861 году немецкий антрополог Адольф Бастиан предпринял четырехлетнюю поездку в Юго-Восточную Азию , и его отчет об этой поездке под названием «Люди Восточной Азии» насчитывал шесть томов и был опубликован в 1868 году. В книгах подробно описывались памятники Ангкора, но не было рисунков. Ангкорские памятники. [ 20 ]
Франция приняла Камбоджу в качестве протектората 11 августа 1863 года, отчасти из-за художественного наследия Ангкор-Вата и других кхмерских памятников в регионе Ангкор, и вторглась в Сиам . Это быстро привело к тому, что Камбоджа вернула себе земли в северо-западном углу страны, включая Сиемреап , Баттамбанг и Сисофон, которые находились под властью Сиама с 1795 по 1907 год. [ 21 ] [ 22 ] После раскопок на этом месте не было обнаружено обычных жилищ или домов или других признаков поселения, таких как кухонная утварь, оружие или предметы одежды, обычно встречающиеся на древних стоянках. [ 23 ]
Восстановление и проблемы
[ редактировать ]В 20 веке были предприняты значительные усилия по расчистке зарослей и восстановлению храмового комплекса. Консервация Ангкора (Angkor Conservancy) была основана Французской школой Крайнего Востока (EFEO) в 1908 году. [ 24 ] [ 25 ] Организация Conservation d'Angkor отвечала за исследования, консервацию и реставрацию, проводившуюся в Ангкоре до начала 1970-х годов, а основные реставрационные работы были проведены в 1960-х годах. [ 26 ] [ 27 ] Камбоджа получила независимость от Франции 9 ноября 1953 года и с тех пор контролирует Ангкор-Ват.
Реставрационные работы были прерваны гражданской войной в Камбодже , когда красные кхмеры взяли под свой контроль страну в 1970-х и 1980-х годах. Работы над Ангкором были прекращены в эпоху красных кхмеров , а организация «Сохранение Ангкора» была расформирована в 1975 году. [ 28 ] Силы лагеря красных кхмеров использовали всю древесину, оставшуюся в строительных конструкциях, на дрова, а в результате перестрелки между красными кхмерами и вьетнамскими войсками в барельефах образовалось несколько пулевых отверстий. В конце 1980-х и начале 1990-х годов гораздо больший ущерб рельефам был нанесен ворами произведений искусства, работавшими в Таиланде, которые разрушили множество скульптур и других сооружений, включая более ранние реконструкции. [ 29 ] Как и большинство других древних храмов в Камбодже, Ангкор-Ват также подвергся значительному повреждению и разрушению из-за зарастания растений, грибков, движений земли, военного ущерба и краж, хотя военный ущерб храмам Ангкор-Вата был ограничен по сравнению с остальной частью Камбоджи. руины храма. [ 29 ]
В период с 1986 по 1992 год Археологическая служба Индии проводила реставрационные работы в храме, поскольку в то время Франция не признавала правительство Камбоджи. [ 30 ] Критика была высказана как в отношении ранних попыток реставрации во Франции, так и в отношении более поздних работ в Индии, с опасениями по поводу ущерба, нанесенного каменной поверхности в результате использования различных химикатов и цемента. [ 29 ] [ 31 ] [ 32 ]
В 1992 году это место было объявлено объектом ЮНЕСКО Всемирного наследия . [ 33 ] ЮНЕСКО Одновременно Ангкор-Ват был внесен в список Всемирного наследия , находящегося под угрозой (позже исключен в 2004 году) после призыва Нородома Сианука о помощи , а также обращения ЮНЕСКО к международному сообществу с просьбой спасти Ангкор. [ 34 ] [ 35 ] Зонирование территории было определено для защиты территории Ангкор в 1994 году, Управление по защите и управлению Ангкором и регионом Сием Рип (APSARA) было создано в 1995 году для защиты и управления территорией, а также был принят закон о защите камбоджийского наследия. прошел в 1996 году. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
В 21 веке в проектах по сохранению Ангкор-Вата участвуют команды из нескольких стран, включая Францию, Индию, Японию и Китай. Немецкий проект по сохранению апсары (GACP) был запущен для защиты деватов и других барельефов, украшающих храм, от дальнейшего повреждения, когда исследование организации показало, что около 20% рельефов находились в очень плохом состоянии, главным образом из-за естественной эрозии и ухудшение состояния камня, но частично также из-за более ранних попыток реставрации. [ 39 ] В Ангкор-Вате были обнаружены микробные биопленки, разлагающие песчаник. [ 40 ] Другие работы включают ремонт обрушившихся участков конструкции и предотвращение дальнейшего обрушения. Например, западный фасад верхнего уровня с 2002 года подкрепляется строительными лесами, а в 2005 году японская команда завершила реставрацию северной библиотеки внешнего ограждения. [ 41 ] [ 42 ] Для замены некоторых утраченных или поврежденных скульптур были изготовлены копии. [ 43 ]
В декабре 2015 года было объявлено, что исследовательская группа из Сиднейского университета обнаружила невиданный ранее ансамбль погребенных башен, построенных и снесенных во время строительства Ангкор-Вата, а также массивное сооружение неизвестного назначения на его южной стороне и деревянные укрепления. Результаты включают в себя свидетельства низкой плотности жилой застройки в этом регионе, с дорожной сеткой, прудами и насыпями. Это указывает на то, что территория храма, ограниченная рвом и стеной, возможно, не использовалась исключительно жреческой элитой, как считалось ранее. [ 44 ]
Архитектура
[ редактировать ]Ангкор-Ват — индуистско-буддийский храмовый комплекс. Расположен на участке площадью 162,6 га (1 626 000 м²). 2 ; 402 акра) в древней кхмерской столице Ангкоре , оно считается крупнейшим религиозным сооружением в мире , занесенным в Книгу рекордов Гиннеса . [ 45 ]
Сайт и план
[ редактировать ]Ангкор-Ват представляет собой уникальное сочетание храмовой горы (стандартный проект государственных храмов империи) и более позднего плана концентрических галерей , большинство из которых изначально были заимствованы из религиозных верований индуизма . [ 8 ] Строительство Ангкор-Вата предполагает, что определенные особенности храма имели небесное значение. Это наблюдается в ориентации храма с востока на запад и в прямой видимости с террас внутри храма, которые показывают, что определенные башни находятся в точном месте солнцестояния на восходе солнца. [ 46 ] Главная башня храма Ангкор-Ват совпадает с утренним солнцем весеннего равноденствия . [ 47 ] [ 48 ] Храм представляет собой изображение горы Меру , дома богов согласно индуистской мифологии: центральный квинкунс башен символизирует пять вершин горы, а стены и ров символизируют окружающие горные хребты и океан. [ 49 ] Доступ в верхние части храма становился все более закрытым, мирянам допускались только на самый нижний уровень. [ 50 ]
В отличие от большинства кхмерских храмов, Ангкор-Ват ориентирован на запад, а не на восток. Это побудило ученых, в том числе Мориса Глейза и Джорджа Кодеса, выдвинуть гипотезу, что Сурьяварман намеревался использовать его в качестве своего погребального храма. [ 51 ] Дополнительным подтверждением этой точки зрения служат барельефы , которые двигаются против часовой стрелки ( прасавья в индуистской терминологии), поскольку это обратный обычному порядку. Во время брахманических панихид ритуалы происходят в обратном порядке. [ 14 ] Археолог Чарльз Хайэм также описывает контейнер, который, возможно, был погребальным кувшином, найденным в центральной башне. [ 52 ] Некоторые называют это самым большим расходом энергии на избавление от трупа. [ 53 ] Фримен и Жак, однако, отмечают, что несколько других храмов Ангкора отклоняются от типичной восточной ориентации, и предполагают, что такое расположение Ангкор-Вата было связано с его посвящением Вишну , который был связан с западом. [ 49 ]
Опираясь на расположение и размеры храма, а также на содержание и расположение барельефов, исследователь Элеонора Манникка утверждает, что это сооружение представляет собой заявленную новую эпоху мира при короле Сурьявармане II : «поскольку измерения солнечных и лунных временных циклов были Этот божественный мандат на управление, встроенный в священное пространство Ангкор-Вата, был закреплен в освященных покоях и коридорах, предназначенных для увековечивания власти короля, а также для почитания и умиротворения божеств, явленных на небесах». [ 54 ] [ 55 ] Предложения Манникки были встречены в академических кругах со смесью интереса и скептицизма. Она дистанцируется от предположений других, таких как Грэм Хэнкок , о том, что Ангкор-Ват является частью созвездия Дракона . [ 56 ] Самый старый сохранившийся план Ангкор-Вата датируется 1715 годом и приписывается Фудзиваре Тадаёси. План хранится в музее Суйфу Мэйтоку-кай Шококан в Мито , Япония. [ 57 ]
Стиль
[ редактировать ]Ангкор-Ват является ярким примером классического стиля кхмерской архитектуры , стиля Ангкор-Ват, которому он дал свое название. В архитектурном плане элементы, характерные для этого стиля, включают стрельчатые , изогнутые башни в форме лотоса бутонов ; полугалереи ; для расширения проходов осевые галереи, соединяющие ограждения; и крестообразные террасы, расположенные вдоль главной оси храма. Типичными декоративными элементами являются деваты (или апсары) , барельефы , фронтоны , обширные гирлянды и сюжетные сцены. Скульптура Ангкор-Вата считается консервативной, поскольку она более статична и менее изящна, чем более ранние работы. [ 58 ] Другие элементы конструкции были уничтожены в результате разграбления и с течением времени, в том числе позолоченная лепнина на башнях, позолота некоторых фигур на барельефах, деревянные потолочные панели и двери. [ 59 ]
Храм заслужил похвалу за гармонию своего дизайна. По словам Мориса Глеза, храм «достигает классического совершенства благодаря сдержанной монументальности своих тонко сбалансированных элементов и точному расположению пропорций. Это произведение силы, единства и стиля». [ 60 ] Архитектор Жак Дюмарсе считает, что планировка Ангкор-Вата заимствует китайское влияние в его системе галерей, которые соединяются под прямым углом, образуя внутренние дворы. Однако осевой узор, заложенный в план Ангкор-Вата, может быть заимствован из космологии Юго-Восточной Азии в сочетании с мандалой , представленной главным храмом. [ 6 ]
Функции
[ редактировать ]Внешний корпус
[ редактировать ]Храмовый комплекс окружен внешней стеной высотой 1024 м (3360 футов) на 802 м (2631 фут) и высотой 4,5 м (15 футов). Он окружен 30-метровым (98 футов) перроном открытой местности и рвом шириной 190 м (620 футов) и периметром более 5 км (3,1 мили). [ 61 ] Ров простирается на 1,5 км (0,93 мили) с востока на запад и на 1,3 км (0,81 мили) с севера на юг. [ 62 ] Доступ к храму осуществляется по земляному валу на востоке и по дамбе из песчаника на западе; последний, главный вход, является более поздней пристройкой, возможно, заменив деревянный мост. [ 63 ] есть гопуры, На каждой из сторон света причем западная является самой большой и состоит из трех частично разрушенных башен. Глейз отмечает, что эта гопура одновременно скрывает и повторяет форму самого храма. [ 64 ]
Под южной башней находится статуя, известная как Та Рич , первоначально восьмирукая статуя Вишну, которая, возможно, занимала центральное святилище храма. [ 63 ] Между башнями и двумя дополнительными входами по обе стороны от гопуры проходят галереи, которые часто называют «слоновьими воротами», поскольку они достаточно велики, чтобы впускать этих животных. Эти галереи имеют квадратные колонны с внешней (западной) стороны и закрытую стену с внутренней (восточной) стороны. Потолок между колоннами украшен розетками лотосов . Западная сторона стены украшена танцующими фигурами, а восточная сторона стены состоит из окон с балясинами, украшенными танцующими фигурами, животными и дэватами .
Внешняя стена окружает пространство площадью 203 акра (82 га), которое, помимо самого храма, первоначально было занято людьми из города и королевского дворца к северу от храма. Подобно другим светским зданиям Ангкора, они были построены из скоропортящихся материалов, а не из камня, поэтому от них не осталось ничего, кроме очертаний некоторых улиц, большая часть которых теперь покрыта растительностью. [ 65 ] Дорога длиной 350 м (1150 футов) соединяет западную гопуру с самим храмом с балюстрадами в форме наг и шестью ступенями, ведущими наружу с обеих сторон. На каждой стороне также есть библиотека с входами в каждой стороне света, перед третьей лестницей от входа, а также пруд между библиотекой и самим храмом. Пруды являются более поздними дополнениями к проекту, как и крестообразная терраса, охраняемая львами, соединяющая дамбу с центральной структурой. [ 65 ]
Центральная структура
[ редактировать ]Храм стоит на приподнятой террасе внутри обнесенной стеной ограды. Он состоит из трех прямоугольных галерей, поднимающихся к центральной башне, каждый уровень выше предыдущего. Каждая из двух внутренних галерей имеет по четыре большие башни в своих порядковых углах (то есть на северо-западе, северо-востоке, юго-востоке и юго-западе), окружающих более высокую пятую башню. Этот узор иногда называют квинкунсом и, как полагают, символизирует горы Меру. Поскольку храм обращен на запад, его элементы смещены назад к востоку, оставляя больше места для заполнения каждого ограждения и галереи на западной стороне; по той же причине ступеньки, обращенные на запад, мельче, чем на других сторонах.
Манникка интерпретирует галереи как посвященные царю, Брахме , луне и Вишну . [ 9 ] В каждой галерее есть гопура с внешней галереей размером 187 м (614 футов) на 215 м (705 футов) с павильонами по углам. Галерея открыта снаружи храма, ее полугалереи с колоннами расширяют и поддерживают структуру. Внешнюю галерею со вторым ограждением на западной стороне соединяет крестообразный монастырь под названием Преа Поан (что означает галерея «Тысячи Будд»). [ 5 ] Изображения Будды на протяжении веков оставляли в монастыре паломники, хотя большинство из них сейчас убрано. В этой области есть много надписей, касающихся добрых дел паломников, большинство из которых написаны на кхмерском языке , а другие - на бирманском и японском языках . Четыре небольших двора, выделенных монастырем, возможно, изначально были заполнены водой. [ 66 ] К северу и югу от монастыря расположены библиотеки .
Далее вторая и внутренняя галереи соединены с двумя фланговыми библиотеками еще одной крестообразной террасой, опять-таки более поздней пристройкой. Начиная со второго уровня и выше, на стенах изобилуют изображения дэватов , поодиночке или группами до четырех человек. Ограждение второго уровня имеет размеры 100 м (330 футов) на 115 м (377 футов) и, возможно, изначально было затоплено, чтобы символизировать океан вокруг горы Меру . [ 67 ] Три ступени с каждой стороны ведут к угловым башням и гопурам внутренней галереи. Крутые лестницы могут символизировать сложность восхождения в царство богов. [ 68 ] Эта внутренняя галерея, называемая Бакан , представляет собой квадрат площадью 60 м (200 футов) с осевыми галереями, соединяющими каждую гопуру с центральным храмом и вспомогательными святынями, расположенными под угловыми башнями.
Покрытия галерей украшены мотивом тела змеи, оканчивающегося головами львов или гаруд . Резные перемычки и фронтоны украшают входы в галереи и святыни. Башня над центральным храмом возвышается на высоту 43 м (141 фут) и достигает высоты 65 м (213 футов) над землей; в отличие от предыдущих храмовых гор, центральная башня возвышается над четырьмя окружающими башнями. [ 69 ] Сама святыня, первоначально занятая статуей Вишну и открытая с каждой стороны, была обнесена стеной, когда храм был преобразован в буддизм Тхеравады , а на новых стенах были изображены стоящие Будды. В 1934 году реставратор Жорж Труве раскопал яму под центральной святыней: наполненную песком и водой, она уже была лишена своих сокровищ, но он все же нашел священный фундамент из листового золота на два метра над уровнем земли. [ 70 ]
Украшение
[ редактировать ]Одной из причин его известности, интегрированной с архитектурой здания, является обширное убранство Ангкор-Вата, которое преимущественно имеет форму барельефных фризов. На внутренних стенах внешней галереи изображена серия масштабных сцен, изображающих в основном эпизоды из индуистских эпосов « Рамаяна» и « Махабхарата» . Хайэм назвал их «величайшим известным линейным расположением резьбы по камню». [ 71 ] В северо-западном углу против часовой стрелки западная галерея показывает битву на Ланке из Рамаяны, в которой Рама побеждает Равану ; и Война Курукшетра из Махабхараты, изображающая взаимное уничтожение армий Кауравов и Пандавов . На южной галерее, единственной исторической сцене, изображена процессия Сурьявармана II, а также 32 ада и 37 небес индуизма. [ 72 ]
В восточной галерее находится одна из самых знаменитых сцен — « Пахтание Молочного моря» , изображающая 92 асура и 88 дэвов, использующих змея Васуки, чтобы пахтать молочное море под руководством Вишну. Манникка насчитывает только 91 асура и объясняет асимметричные числа как количество дней от зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия и от равноденствия до летнего солнцестояния . [ 73 ] За ним следуют рельефы, изображающие Вишну, побеждающего асуров , что было дополнением 16 века. Северная галерея показывает победу Кришны над Баной . [ 74 ]
Ангкор-Ват украшен изображениями апсар и дэватов. В исследовательском инвентаре насчитывается более 1796 задокументированных изображений дэватов. [ 75 ] Архитекторы также использовали небольшие изображения апсары (30–40 см или 12–16 дюймов) в качестве декоративных мотивов на колоннах и стенах. Они включали более крупные изображения дэват (портреты в полный рост размером примерно 95–110 см или 37–43 дюйма) более заметно на каждом уровне храма, от входного павильона до вершин высоких башен. В 1927 году Сапфо Маршал опубликовала исследование, в котором каталогизировала замечательное разнообразие их волос, головных уборов, одежды, осанки, украшений и декоративных цветов, изображенных на рельефах, которые, по заключению Маршала, были основаны на реальных практиках периода Ангкора. [ 76 ]
Техника строительства
[ редактировать ]К XII веку кхмерские архитекторы научились и уверенно использовали песчаник, а не кирпич или латерит в качестве основного строительного материала . Большая часть видимых участков представляет собой блоки песчаника, а для внешней стены и скрытых частей конструкции использовался латерит. Связующее вещество, используемое для соединения блоков, еще не идентифицировано, хотя природные смолы или гашеную известь . предполагалось использовать [ 77 ] Памятник был сложен из пяти-десяти миллионов блоков песчаника максимальным весом 1,5 тонны каждый. [ 78 ] Песчаник был добыт и перевезен с горы Кулен, карьера примерно в 40 км (25 миль) к северо-востоку. [ 79 ]
Было предложено протянуть 35 км (22 мили) маршрута вдоль канала к озеру Тонлесап , еще 35 км (22 мили) через озеро и, наконец, 15 км (9 миль) против течения вдоль реки Сием Рип , образуя общий путь 90 км (55 миль). В 2011 году Эцуо Учида и Ичита Симода из Университета Васэда в Токио обнаружили более короткий канал длиной 35 км (22 мили), соединяющий гору Кулен и Ангкор-Ват, используя спутниковые снимки, и полагают, что вместо этого кхмеры использовали этот маршрут. [ 80 ]
Большинство поверхностей, колонн, перемычек и крыш украшены рельефами, иллюстрирующими сцены из индийской литературы, включая единорогов, грифонов, крылатых драконов, тянущих колесницы, а также воинов, следующих за лидером верхом на слоне, и небесных танцующих девушек со сложными прическами. Стену галереи украшает почти 1000 м 2 (11 000 кв. футов) барельефов. Отверстия на некоторых стенах Ангкора указывают на то, что они, возможно, были украшены бронзовыми листами, которые высоко ценились в древние времена и были главной мишенью для грабителей. Согласно экспериментам, рабочая сила для добычи, транспортировки, обработки и установки такого большого количества песчаника, вероятно, исчислялась тысячами, включая многих высококвалифицированных ремесленников. [ 81 ] Навыки, необходимые для изготовления этих скульптур, были развиты сотни лет назад, о чем свидетельствуют некоторые артефакты, датированные седьмым веком, до прихода к власти кхмеров. [ 23 ] [ 53 ]
Символизм и популярная культура
[ редактировать ]Благодаря мировому вниманию, которое он получил, и миллионам посетителей, которые он привлекает, Ангкор-Ват стал выдающимся изображением, связанным с Камбоджей, и, таким образом, стал символом самой Камбоджи. Изображение Ангкор-Вата было частью национального флага Камбоджи с момента появления первой версии в 1863 году. [ 82 ]
Однако с исторической и транскультурной точки зрения храм Ангкор-Ват сам по себе не стал символом национальной гордости, а был вписан в более широкий политико-культурный процесс создания произведений французского колониального наследия. Ангкор-Ват привлек внимание и воображение более широкой аудитории в Европе, когда в павильоне французского протектората Камбоджи , как части Французского Индокитая , была воссоздана копия Ангкор-Вата в натуральную величину, представленная на французских колониальных и универсальных выставках в Париже и Марселе в период с 1889 года. и 1937 год. [ 83 ] [ 84 ] Он выставлялся в музее гипсовых слепков Луи Делапорта под названием «Индокитайский музей» , который существовал в парижском дворце Трокадеро с 1880 до середины 1920-х годов. [ 85 ]
Мифы
[ редактировать ]По словам китайского путешественника XIII века Чжоу Дагуаня, некоторые считали, что храм был построен за одну ночь божественным архитектором. [ 86 ] В 1622 году «Поэма об Ангкор-Вате», написанная на кхмерском языке, описывает красоту Ангкор-Вата и распространяет легенду о строительстве комплекса, предположительно божественного замка, построенного для легендарного кхмерского короля Преа Кета Меалеа индуистским богом Преа Писнукаром (или Брахом Биснукаром). , Вишвакарман ). [ 87 ] В 17 веке японцы считали, что храм был местом расположения знаменитого , сада Будды Джетавана который первоначально располагался в королевстве Магадха , Индия. [ 88 ] Согласно другому мифу, строительство Ангкор-Вата было поручено Индре , чтобы он служил дворцом для его сына Преча Кет Меалеа. [ 89 ]
Туризм
[ редактировать ]С 1990-х годов Ангкор-Ват стал крупным туристическим центром. В 1993 году это место посетило всего 7650 человек, а к 2004 году, по данным правительства, в том году в провинцию Сиемреап прибыло 561 000 иностранных посетителей, что составляет примерно 50% всех иностранных туристов в Камбодже. [ 90 ] [ 91 ] Их число превысило миллион в 2007 году и превысило два миллиона к 2012 году. [ 92 ] [ 93 ] Ангкор-Ват принял более двух миллионов иностранных туристов в 2013 году и 2,6 миллиона к 2018 году. [ 94 ] [ 95 ]
В период с 1990 по 2016 год объектом управляла частная группа SOKIMEX , которая арендовала его у правительства Камбоджи . [ 96 ] Наплыв туристов нанес ущерб, например, граффити на стенах. Для защиты барельефов и полов соответственно установлены веревки и деревянные ступени. Туризм также обеспечил некоторые дополнительные средства на техническое обслуживание - по состоянию на 2000 год примерно 28% доходов от продажи билетов по всему Ангкору было потрачено на храмы, - хотя большая часть работ выполняется группами, спонсируемыми иностранными правительствами, а не властями Камбоджи. [ 97 ]
Поскольку на протяжении многих лет в Ангкор-Вате наблюдался значительный рост туризма, ЮНЕСКО и ее Международный координационный комитет по охране и развитию исторического места Ангкор (ICC) в сотрудничестве с представителями Королевского правительства и APSARA организовали семинары для обсудить концепцию «культурного туризма», подчеркнув важность предоставления туристам высококачественного жилья и услуг, а также получения экономической выгоды правительством Камбоджи, а также включения богатства камбоджийской культуры. В 2001 году этот стимул привел к созданию концепции «Туристического города Ангкор», который будет построен на основе традиционной кхмерской архитектуры, будет содержать объекты для отдыха и туризма, а также роскошные отели, способные принять большое количество туристов. [ 98 ]
Перспектива строительства таких крупных туристических объектов вызвала обеспокоенность как со стороны APSARA, так и со стороны ICC, утверждающих, что предыдущие туристические проекты в этом районе игнорировали правила строительства и что большинство этих проектов могут нанести ущерб особенностям ландшафта. Кроме того, крупный масштаб этих проектов начал угрожать качеству систем водоснабжения, канализации и электроснабжения близлежащего города. Также было отмечено, что такая высокая частота туризма и растущий спрос на инфраструктуру оказали прямое влияние на уровень подземных вод, что впоследствии нарушило структурную стабильность храмов Ангкор-Вата. [ 98 ] Местные жители Сиемреапа также выразили обеспокоенность тем, что атмосфера их города была скомпрометирована развлекательным туризмом. Поскольку местная атмосфера является ключевым компонентом таких проектов, как Туристический город Ангкор, местные чиновники продолжают обсуждать, как успешно внедрить будущий туризм, не жертвуя местными ценностями и культурой. [ 98 ] На Туристическом форуме АСЕАН 2012 года было решено, что Боробудур и Ангкор-Ват станут родственными объектами и родственными провинциями провинций. [ 99 ]
В 2020 году пандемия COVID-19 привела к введению ограничений на поездки по всему миру, что оказало серьезное влияние на туристический сектор Камбоджи. В результате количество посетителей Ангкор-Вата резко сократилось, оставив обычно многолюдный комплекс почти пустым. [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ] Камбоджа, включая Ангкор-Ват, вновь открылась для иностранных посетителей в конце 2021 года, но по состоянию на конец 2022 года приняла лишь часть своего допандемического трафика: в 2022 году комплекс посетили в общей сложности 280 000 туристов по сравнению с 2,6 миллионами в 2018 году. [ 103 ] В 2023 году число посетителей храма увеличилось по сравнению с предыдущим годом: к концу июля его посетило более 400 000 туристов. [ 104 ]
См. также
[ редактировать ]- Камбоджа
- Индосфера
- Великая Индия
- Что
- Буддизм в Камбодже
- Буддизм в Юго-Восточной Азии
- Список индуистских храмов
- Список буддийских храмов
- Список самых высоких построек, построенных до 20 века
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кхмерский словарь . Буддийский институт Камбоджи. 2007. с. 1424.
- ^ Нат, Чуон (1966). Кхмерский словарь . Пномпень : Буддийский институт.
- ^ Роберт К. Хедли; Килин Чхор; В реке Лим; Живые права; Чэнь Чун (1977). Камбоджийско-английский словарь . Издательство Католического университета.
- ^ Перейти обратно: а б с Фальзер, Майкл (16 декабря 2019 г.). Ангкор-Ват – Транскультурная история наследия: Том 1: Ангкор во Франции. От гипсовых слепков до выставочных павильонов. Том 2: Ангкор в Камбодже. От «Находки в джунглях» до глобальной иконки . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 12. ISBN 978-3-11033-584-2 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ангкор Ват» . Апсара, правительство Камбоджи . 13 июня 2021 г. Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Микшич, Джон; Ян, Го (14 октября 2016 г.). Древняя Юго-Восточная Азия . Рутледж. п. 378. ИСБН 978-1-31727-904-4 . Архивировано из оригинала 11 апреля 2023 года . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ «Дивакарапандит» . Британская энциклопедия . Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Ангкор-Ват | Описание, местоположение, история, реставрация и факты» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 7 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ангкор-Ват, 1113–1150» . Хантингтонский архив буддийского и родственного искусства . Колледж искусств Университета штата Огайо. Архивировано из оригинала 6 января 2006 года . Проверено 27 апреля 2008 г.
- ^ Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзан Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. п. 164. ИСБН 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Атлас религий мира . Издательство Оксфордского университета. 2007. с. 93. ИСБН 978-0-19533-401-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Эшли М. Рихтер (8 сентября 2009 г.). «Переработка памятников: смена индуизма и буддизма в Ангкоре» . СайАрк . Архивировано из оригинала 30 июня 2019 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- ^ Ваннарит Чхеанг (2018). Камбоджа поддерживает китайскую инициативу «Пояс и путь» (PDF) (Отчет).
- ^ Перейти обратно: а б Глейз 1944 , с. 59.
- ^ Масако Фукава; Стэн Фукава (6 ноября 2014 г.). «Японская диаспора – Камбоджа» . Откройте для себя Никкей Архивировано 15 мая. из оригинала Получено 18 октября.
- ^ «История Камбоджи, пост-Ангкорская эпоха (1431 – настоящее время)» . Камбоджа Путешествие . Архивировано из оригинала 11 сентября 2019 года . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Сотхеавин, Нхим. Соображения относительно падения Лонгвека (Отчет).
- ^ Хайэм 2001 , стр. 1–2.
- ^ Софан Сенг. Краткая презентация Достопочтенного Водано Софана Сенга (PDF) (Отчет) . Проверено 23 августа 2006 г.
- ^ «Тайна Ангкор-Вата» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке). 19 января 2014 г. ISSN 1865-2263 . Архивировано из оригинала 17 марта 2022 года . Проверено 17 марта 2022 г.
- ^ Пенни Эдвардс (2007). Камбодж: Развитие нации, 1860–1945 гг . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2923-0 .
- ^ Карньянатаве, К. (26 ноября 2015 г.). «Достопримечательности Са Кео» . Почта Бангкока . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Серия Time Life Lost Civilizations: Юго-Восточная Азия: Возвращенное прошлое . Время жизни. 1995. стр. 67–99. ISBN 978-0-80949-112-4 .
- ^ «Соображения по сохранению и презентации исторического города Ангкор» (PDF) . Всемирный фонд памятников . п. 65. Архивировано из оригинала (PDF) 16 мая 2011 года.
- ^ «Центр Сием Рип, Камбоджа» . ЭФЕО. Архивировано из оригинала 10 июля 2015 года . Проверено 9 июля 2015 г.
- ^ «Современный период: создание заповедника Ангкор» . Управление АПСАРА . Архивировано из оригинала 12 февраля 2006 года . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ Камбоджа . Одинокая планета. 2010. с. 157. ИСБН 978-1-74179-457-1 .
- ^ Капила Д. Сильва; Нил Камаль Чапагейн, ред. (2013). Управление азиатским наследием: контекст, проблемы и перспективы . Рутледж. стр. 220–221. ISBN 978-0-415-52054-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рассел Чочон и Джейми Джеймс (14 октября 1989 г.). «Битва при Ангкор-Вате» . Новый учёный . стр. 52–57 . Проверено 22 ноября 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Деятельность за рубежом#Камбоджа» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 29 мая 2018 года . Проверено 5 января 2009 г.
- ^ Филипп Шенон (21 июня 1992 г.). «Умывание лица Будды» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 августа 2021 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ Капила Д. Сильва; Нил Камаль Чапагейн, ред. (2013). Управление азиатским наследием: контекст, проблемы и перспективы . Рутледж. п. 223. ИСБН 978-0-415-52054-6 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ «Место Ангкора» . ЮНЕСКО . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Майкл Фальзер, изд. (2015). Культурное наследие как цивилизаторская миссия: от упадка к возрождению . Спрингер Интернэшнл. п. 253. ИСБН 978-3-319-13638-7 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ Альберт Мумма; Сьюзан Смит (2012). Борьба с бедностью и экологическое право . ЭлгарОнлайн. п. 290. ИСБН 978-1-78100-329-9 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ «Королевский указ о создании охраняемых культурных зон» . АПСАРА . Архивировано из оригинала 11 июля 2015 года . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ Йорк М. Роуэн; Узи Барам (2004). Маркетинговое наследие: археология и потребление прошлого . АльтаМира Пресс. п. 123. ИСБН 978-0-7591-0342-9 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ Грудная клетка, Хинг. Достижение «АПСАРА»: проблемы и решения в управлении территорией Ангкор . Архивировано из оригинала 3 марта 2001 года.
- ^ «Сохранение, Карта рисков» . Немецкий проект по сохранению апсары . п. 2. Архивировано из оригинала 5 февраля 2005 года . Проверено 5 февраля 2009 г.
- ^ Гайлард CC; Родригес CH; Наварро-Нойя Ю.Е.; Ортега-Моралес БО (февраль 2012 г.). «Микробные биопленки на памятниках из песчаника комплекса Ангкор-Ват, Камбоджа». Современная микробиология . 64 (2): 85–92. дои : 10.1007/s00284-011-0034-y . ПМИД 22006074 . S2CID 14062354 .
- ^ «Инфраструктура парка Ангкор» . Яшодхара нет. 6: январь – июнь 2002 г. Администрация АПСАРА. Архивировано из оригинала 26 мая 2012 года . Проверено 25 апреля 2008 г.
- ^ «Завершение реставрационных работ Северной библиотеки Ангкор-Вата» . Администрация АПСАРА. 3 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 г. Проверено 25 апреля 2008 г.
- ^ Ги Де Лони (21 августа 2012 г.). «Восстановление древних памятников в камбоджийском Ангкор-Вате» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 10 августа 2021 года . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ «Недавние исследования изменили представление археологов об Ангкор-Вате и его окрестностях» . Университет Сиднея. 9 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 14 декабря 2015 года . Проверено 10 декабря 2015 г.
- ^ «Крупнейшее религиозное сооружение» . Книги рекордов Гиннесса . Архивировано из оригинала 16 октября 2021 года . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Флеминг, Стюарт (1985). «Объем науки: город Ангкор-Ват: Королевская обсерватория жизни?». Археология . 38 (1): 62–72. JSTOR 41731666 .
- ^ «Как страны мира отмечают весеннее равноденствие» . www.msn.com . Архивировано из оригинала 4 октября 2018 года . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ «Анкгор Ват, Камбоджа» . www.art-and-archaeology.com . Архивировано из оригинала 3 июня 2018 года . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фриман и Жак 1999 , с. 48.
- ^ Глейз 1944 , с. 62.
- ^ Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзан Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. п. 162. ИСБН 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Хайэм 2001 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Скарр, Крис, изд. (1999). Семьдесят чудес древнего мира . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 81–85.
- ^ Манникка, Элеонора. «Ангкор-Ват, 1113–1150» . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года. (Имя автора на этой странице не указано.)
- ^ Стенсель, Роберт; Гиффорд, Фред; Морон, Элеонора (1976). «Астрономия и космология в Ангкор-Вате». Наука . 193 (4250): 281–287. Бибкод : 1976Sci...193..281S . дои : 10.1126/science.193.4250.281 . ПМИД 17745714 .
- ^ «Атлантида возрождается» . BBC2 . 4 ноября 1999 года . Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ Исидзава, Ёсиаки (2015). «Самый старый в мире план Ангкор-Вата: японский так называемый Джетавана, иллюстрированный план семнадцатого века». УДАЯ, Журнал кхмерских исследований . 13:50 .
- ^ «Стиль Ангкор-Ват» . орган АПСАРА . Архивировано из оригинала 12 февраля 2006 года.
- ^ Фриман и Жак 1999 , с. 29.
- ^ Глейз 1944 , с. 25.
- ^ Джарус, Оуэн (5 апреля 2018 г.). «Ангкор-Ват: История древнего храма» . Живая наука . Покупка. Архивировано из оригинала 10 июня 2023 года . Проверено 28 июля 2018 г.
- ^ Флетчер, Роланд; Эванс, Дамиан; Поттье, Кристоф; Рахна, Чхай (декабрь 2015 г.). «Ангкор-Ват: Введение» . Античность . 89 (348): 1395. doi : 10.15184/aqy.2015.178 . S2CID 162553313 . Проверено 27 марта 2020 г. - через ResearchGate.
- ^ Перейти обратно: а б Фриман и Жак 1999 , с. 49.
- ^ Глейз 1944 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Фриман и Жак 1999 , с. 50.
- ^ Глейз 1944 , с. 63.
- ^ Рэй 2002 , с. 195.
- ^ Рэй 2002 , с. 199.
- ^ Бриггс 1951 , с. 199.
- ^ Глейз 1944 , с. 65.
- ^ Хайэм 2003 , с. 318.
- ^ Глейз 1944 , с. 68.
- ^ Бакли, Майкл (1998). Справочник по Вьетнаму, Камбодже и Лаосу . Публикации о путешествиях Авалона. Архивировано из оригинала 19 июня 2021 года.
- ^ Глейз 1944 , с. 69.
- ^ «Инвентарь девата Ангкор-Вата» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2010 года . Проверено 1 февраля 2010 г.
- ^ Сафо Маршаль (1927). Кхмерские костюмы и украшения дэватов Ангкор-Вата .
- ^ «Строительная техника» . Немецкий проект по сохранению апсары . п. 5. Архивировано из оригинала 23 марта 2021 года.
- ^ Гоуз, Тиа (31 октября 2012 г.). «Тайна огромных камней храма Ангкор-Ват раскрыта» . www.livscience.com . Архивировано из оригинала 10 февраля 2015 года . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ «Затерянный город Ангкор-Ват» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 3 марта 2014 года . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ Учида, Эцуо; Симода, Ичита (2013). «Карьеры и маршруты транспортировки блоков песчаника памятника Ангкору». Журнал археологической науки . 40 (2): 1158–1164. Бибкод : 2013JArSc..40.1158U . дои : 10.1016/j.jas.2012.09.036 . ISSN 0305-4403 .
- ^ Ленер, Марк (1997). Полные пирамиды . Темза и Гудзон. стр. 202–225. ISBN 0-500-05084-8 .
- ^ «Флаги мира: история флага Камбоджи» . Флагспот . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Фальсер, Майкл (2011). «Кришна и гипсовая повязка. Перевод камбоджийского храма Ангкор-Ват во французский колониальный период» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года . Проверено 10 февраля 2012 г.
- ^ Кастер, Бригитта. «О международной колониальной выставке в Париже 1931 года | поперечные тексты» . поперечный.at . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Фальсер, Майкл (2013). «От Гайона до Санчи, от Везле до Ангкор-Вата. Индокитайский музей в Париже: транскультурный взгляд на архитектурные музеи» . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Дагуань Чжоу (2007). Отчет о Камбодже: земля и ее люди . Перевод Питера Харриса. Книги шелкопряда.
- ^ Ким, Джина (2001). Чтение Ангкор-Вата: история меняющейся идентичности . Калифорнийский университет, Беркли. п. 31. Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Абдул-Кариме Насир. «Au-dela du plan Japonais du XVII siècle d'Angkor Vat (Японская карта Ангкор-Вата XVII века)» (PDF) . Бюллетень де л'АЕФЕК (на французском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2015 года . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Дж. Хакин; Клеймент Уарт; Раймонда Линосье; Х. де Вильман Грабовска; Шарль-Анри Маршаль; Анри Масперо; Серж Елисеев (1932). Азиатская мифология: Подробное описание и объяснение мифологии всех великих народов Азии . Азиатские образовательные услуги. п. 194. ИСБН 978-81-206-0920-4 . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Джастин Смит (25 февраля 2007 г.). «Туристическое вторжение угрожает разрушить славу Ангкор-Вата» . Наблюдатель . Архивировано из оригинала 25 мая 2021 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Резюме за январь – декабрь 2005 г.» . Туризм Камбоджи . Департамент статистики и туристической информации Министерства туризма Камбоджи. Архивировано из оригинала 13 апреля 2008 года . Проверено 25 апреля 2008 г.
- ^ «Статистика туризма: Годовой отчет» (PDF) . Министерство туризма . п. 60. Архивировано (PDF) из оригинала 27 октября 2016 года . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ^ «Годовой отчет по туризму за 2012 год» (PDF) . Министерство туризма . Архивировано (PDF) из оригинала 27 октября 2016 г. Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ «Продажи билетов в Ангкор-Ват превышают 2 миллиона» . Пномпень Пост . 21 января 2015 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2020 г. . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ Ченг Сокорнг (2 января 2019 г.). «Ангкор принимает 2,6 миллиона посетителей» . Пномпень Пост . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Ваннак, Чеа (2 января 2019 г.). «Доходы от продажи билетов в комплексе Ангкор выросли на 8 процентов» . Кхмер Таймс . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 2 мая 2019 г.
- ^ «Сохранение Ангкора: Интервью с Энгом Чулианом» . Сказки Азии . 13 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 17 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Зима, Тим (2007). «Переосмысление туризма в Азии». Анналы туристических исследований . 34 : 27–44. дои : 10.1016/j.annals.2006.06.004 .
- ^ «Боробудур и Ангкор-Ват станут дочерними объектами» . Джакарта Пост . 13 января 2012 года. Архивировано из оригинала 15 января 2012 года . Проверено 13 января 2012 г.
- ^ «Туристы были поражены тем, что увидели Ангкор-Ват без привычной толпы» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 6 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ « Как долго мы сможем продержаться?»: падение посетителей Ангкора, минимальный праздничный удар» . ВОД . 2 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Хант, Люк. «Камбоджийцы возвращают Ангкор-Ват, поскольку глобальные блокировки продолжают действовать» . thediplomat.com . Архивировано из оригинала 2 августа 2021 года . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ «Камбоджа перемещает поселения Ангкор-Ват в ходе спорной реструктуризации туризма» . Скиф . 17 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Бабис, Даниэль (28 июля 2023 г.). «Почему сейчас лучшее время для посещения Ангкор-Вата в Сиемреапе, Камбоджа» . Парень Го . Архивировано из оригинала 28 июля 2023 года . Проверено 28 июля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Альбанезе, Марилия (2006). Сокровища Ангкора (в мягкой обложке). Верчелли: Издательство «Белая звезда». ISBN 978-8-85440-117-4 .
- Бриггс, Лоуренс Роберт (1951). Древняя Кхмерская империя . Компания Белый Лотос. ISBN 978-9-74843-493-3 .
- Фальзер, Майкл (2020). Ангкор-Ват – транскультурная история наследия. Том 1: Ангкор во Франции. От гипсовых слепков до выставочных павильонов. Том 2: Ангкор в Камбодже. От «Находки в джунглях» до глобальной иконки . Берлин-Бостон ДеГрюйтер. ISBN 978-3-11033-584-2 .
- Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (2011). Ангкор, восьмое чудо света . Книги знатоков. ASIN B0085RYW0O .
- Фриман, Майкл; Жак, Клод (1999). Древний Ангкор . Речные книги. ISBN 978-0-83480-426-5 .
- Глейз, Морис (1944). Памятники группы Ангкор . Ж. Мезоннёв. ISBN 978-2-72001-091-0 .
- Хайэм, Чарльз (2001). Цивилизация Ангкора . Феникс. ISBN 978-1-84212-584-7 .
- Хайэм, Чарльз (2003). Ранние культуры материковой Юго-Восточной Азии . Арт-медиа-ресурсы. ISBN 978-1-58886-028-6 .
- Джессап, Хелен Иббитсон; Брукофф, Барри (2011). Храмы Камбоджи – Сердце Ангкора (в твердом переплете). Бангкок: River Books. ISBN 978-6-16733-910-8 .
- Петротченко, Мишель (2011). В центре внимания храмы Ангкора: Путеводитель . Амарин Полиграфия и издательство. ISBN 978-6-16305-096-0 .
- Рэй, Ник (2002). Путеводитель Lonely Planet по Камбодже (4-е изд.). ISBN 978-1-74059-111-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ангкор-Ват: планировка, архитектура и компоненты
- Мультимедийные ресурсы Ангкор-Вата Март 2023 г.
- Ангкор-Ват и фотогалерея Ангкора Ярослава Пончара, май 2010 г.
- Ангкор-Ват
- 1150 заведений в Азии
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 1150 году.
- Индуистские храмы XII века
- Буддийские храмы XII века
- Ангкорские памятники в провинции Сием Рип
- Кхмерская империя
- Археоастрономия
- Археологические памятники в Камбодже
- Буддийские места паломничества в Камбодже
- Буддийские храмы в провинции Сием Рип
- Национальные символы Камбоджи
- Туристические достопримечательности Камбоджи
- Туристические достопримечательности провинции Сием Рип
- Объекты всемирного наследия в Камбодже
- Индуистские храмы в Камбодже
- храмы Вишну