Jump to content

Индрия

Индрия (буквально «принадлежащий Индре или приятный ему ») — это санскритский и палийский термин, обозначающий физическую силу или способности в целом, а также чувства в частности. Этот термин буквально означает «принадлежащий Индре », главному божеству в Ригведе и господину небес Траястримши (также известному как Шакра или Сакка в буддизме), следовательно, он означает превосходство, доминирование и контроль, что подтверждается в общем значении «власти, силы». "из Ригведы . [1] [2] [3] [4]

В буддизме этот термин относится к множеству интрапсихических процессов и обычно переводится как «способность» или, в определенных контекстах, как «духовная способность» или «контролирующий принцип». [5] В буддизме, в зависимости от контекста, индрия традиционно относится к одной из следующих групп способностей:

  • 5 духовных факультетов
  • 5 или 6 сенсорных способностей
  • 22 феноменологических факультета

5 духовных факультетов

[ редактировать ]

В канона индрия Сутта Питаке Палийского часто встречается в контексте «пяти духовных способностей» (пали: pañc' indriyāni ):

  1. вера или убеждение или убеждение ( саддха )
  2. энергия или настойчивость или настойчивость ( вирия )
  3. внимательность или память ( сати )
  4. концентрация/неподвижность ( самадхи )
  5. мудрость, понимание или понимание ( пання ).

Вместе этот набор из пяти способностей является одним из семи наборов качеств, восхваляемых Буддой как способствующих просветлению . [6]

СН 48.10 — один из нескольких дискурсов, которые характеризуют эти духовные способности следующим образом:

В SN 48.51 Будда заявляет, что из этих пяти способностей мудрость является «главной» ( агга ). [11]

Баланс духовных способностей

[ редактировать ]

В AN 6.55 Будда советует обескураженному монаху Соне сбалансировать или «настроить» свои духовные способности, как музыкальный инструмент:

«... как вы думаете: когда струны вашей [лютни] не были ни слишком натянуты, ни слишком свободны, а были настроены так, чтобы иметь правильную высоту звука, была ли ваша [лютня] настроена и на ней можно было играть?»
«Да, господин».
«Точно так же, Сона, чрезмерная настойчивость приводит к беспокойству, слишком слабая настойчивость приводит к лени. Таким образом, ты должен определить правильный тон для своей настойчивости, настроить тон [пяти] способностей [на него], и тогда возьми свою тему». [12] [13]

Соответственно, Висуддхимагга и другие постканонические палийские комментарии. [14] предостерегайте от того, чтобы одна духовная способность подавляла и подавляла другие четыре способности, и поэтому обычно рекомендуется модифицировать подавляющую способность с помощью исследования состояний (см. Дхамма-вичайя ) или развития спокойствия ( саматха ). Более того, эти комментарии особенно рекомендуют развивать пять духовных способностей в уравновешивающих диадах:

Внимательность
 Вера Под-
стоя
 
Энергия Концентрация
терапия
Внимательность
Баланс пяти духовных способностей.
  • «Ибо сильный в вере и слабый в понимании имеет уверенность некритически и безосновательно. Тот, кто силен в понимании и слаб в вере, ошибается на стороне хитрости, и его так же трудно вылечить, как человека, больного болезнью, вызванной лекарством. двоим человек доверяет только тогда, когда для этого есть основания». ( Визм. Гл. IV, §47, ¶1)
  • «...[праздность] одолевает сильного в сосредоточении и слабого в энергии , так как сосредоточение благоприятствует праздности. Волнение одолевает сильного в энергии и слабого в сосредоточении, поскольку энергия благоприятствует волнению. энергия, соединенная с концентрацией, не может перейти в возбуждение, поэтому эти две вещи должны быть сбалансированы, поскольку поглощение происходит вместе с их балансированием». ( Визм. Гл. IV, §47, ¶2)
  • «...Человеку, работающему над концентрацией , нужна сильная вера , так как именно с такой верой и уверенностью он достигает погружения». ( Визм. Гл. IV, §48)
  • «... Затем происходит [балансировка] концентрации и понимания . Тот, кто работает над концентрацией, нуждается в сильном объединении , поскольку именно так он достигает погружения ; а тот, кто работает над прозрением, нуждается в сильном понимании, поскольку именно так он достигает проникновения в характеристики ; но, уравновешивая их, он также достигает погружения». ( Визм. Гл. IV, §48)

Комментатор Буддхагхоша добавляет:

  • «Однако сильная внимательность необходима во всех случаях, поскольку внимательность защищает ум, впадающий в возбуждение из-за веры, энергии и понимания, которые благоприятствуют возбуждению, и от впадения в праздность из-за концентрации, которая благоприятствует праздности». ( Визм. Гл. IV, §49). [15]

Отношение к пяти державам

[ редактировать ]

В SN 48.43 Будда заявляет, что пять духовных способностей — это Пять Сил , и наоборот. Он использует метафору ручья, проходящего мимо острова в середине течения; остров создает два потока, но потоки также можно рассматривать как один и тот же. [16] В палийских комментариях отмечается, что эти пять качеств являются «способностями», когда они используются для контроля своих сфер влияния, и «силами», когда их непоколебимо противостоят противостоящие силы. [17]

5 материальных или 6 сенсорных способностей.

[ редактировать ]

В Сутта Питаке шесть сенсорных способностей упоминаются аналогично шести основам чувств . Эти способности состоят из пяти чувств с добавлением «ума» или «мысли» ( манас ).

  1. vision (cakkh-indriyaвидение
  2. слух ( сот-индрия )
  3. запах ( ган-индрия )
  4. вкус ( чувство вкуса )
  5. прикосновение ( кай-индрия )
  6. мысль ( ман-индрия )

Первые пять из этих способностей иногда называют пятью материальными способностями (например, панчаннам индрийанам аваканти ). [18]

22 феноменологических факультета

[ редактировать ]

В Абхидхамма Питаке понятие индрийи расширено до двадцати двух «феноменологических способностей» или «контролирующих сил» (пали: bāvīsati indriyāni ). [19] которые:

  • шесть сенсорных способностей
  1. глазной/зрительный факультет ( cakkh-indriya )
  2. факультет слуха ( сот-индрия )
  3. способность носа/обоняния ( ган-индрия )
  4. способность языка/вкуса ( дживх-индрия )
  5. способность тела/чувствительности ( кай-индрия )
  6. способность ума ( ман-индрия )
  • три физических факультета
  1. женственность ( итт-индрия )
  2. мужественность ( пурис-индрия )
  3. жизнь или жизненная сила ( дживит-индрия )
  • пять чувственных способностей [20]
  1. физическое удовольствие ( сукх-индрия )
  2. физическая боль ( дуккх-индрия )
  3. ментальная радость ( соманасса-индрия )
  4. душевное горе ( доманасс-индрия )
  5. невозмутимость ( упекха-индрия )
  • пять духовных факультетов
  1. вера ( саддх-индрия )
  2. энергия ( вирий-индрия )
  3. внимательность ( сат-индрия )
  4. концентрация ( самадхи -индрия )
  5. мудрость ( пань -индрия )
  • три факультета выпускных знаний
  1. думая: «Я познаю неизведанное» ( ананьята-нассамит-индрия )
  2. гносис ( аньня-индрия )
  3. тот, кто знает ( аннята-виндрийа )

Согласно постканонической Висуддхимагге , 22 способности наряду с такими конструкциями, как совокупности , чувственные основы , Четыре Благородные Истины и Взаимозависимое Возникновение, являются «почвой» мудрости ( пання ). [21]

Другие группы факультетов

[ редактировать ]

Иногда в Палийском каноне разные дискурсы или отрывки Абхидхаммы относятся к разным подмножествам 22 феноменологических способностей. Так, например, в Абхидхамме есть ссылки на «восьмеричную формальную способность» ( aṭṭhavidhaṃ indriya-rupaṃ ), которая включает в себя первые пять сенсорных способностей (глаза, уши, нос, язык и телесные способности) плюс три физические способности ( женственность, мужественность и жизненная сила). [22]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бодхи (2000), с. 1509
  2. ^ Конзе (1993), н . 1
  3. ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-25), с. 122, запись "индрия"
  4. ^ Таниссаро (1998), Часть II, разд. Е, «Пять факультетов».
  5. ^ Бодхи (2000) переводит индрию как «духовную способность», а иногда (особенно при упоминании абхидхаммических источников) как «способность». Буддхагхоса и Нанамоли (1999) последовательно переводят индрию просто как «способность» как в контексте пяти духовных способностей (например, стр. 128-9), так и 22 феноменологических способностей (гл. XVI). Конзе (1993) упоминает и использует переводы слов «способности», «способности управления» и «духовные способности» и называет пять индрий «основными добродетелями». Таниссаро (1998) использует слово «факультет». Рис Дэвидс и Стид (1921–25), с. 122-123, запись «Индрия» (получена 27 мая 2007 г.) определяет ее так: «Индрия — одна из наиболее всеобъемлющих и важных категорий буддийской психологической философии и этики, что означает «контролирующий принцип, направляющую силу, порыв, dynamis'...: (а) применительно к чувственному восприятию 'способность, функция'..."
  6. ^ Хотя палийские комментарии последовательно используют термин бодхипакхия дхамма («состояния, способствующие просветлению») для обозначения семи наборов качеств просветления (т. е. четырех систем отсчета , четырех правильных усилий , четырех основ силы, пяти способностей, пяти сил). , семь боджханга и Благородный Восьмеричный Путь ) (см., например, Bodhi, 2000, стр. 1937, 235), поиск сингальского типитака SLTP (с использованием поисковой системы Университета Ла Троб по адресу «Университет Ла Троб: Интернет-база данных Палийского канона» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 21 ноября 2007 г. ) обнаруживает, что палийская фраза «бодхипакхия дхамма» встречается только один раз в ранних суттах: в Сала-сутте ( SN 48.51), где этот термин относится исключительно к этим пяти духовным способностям: вере, энергии, внимательности, концентрации и мудрости (Бодхи, 2000, стр. 1695). ).
  7. ^ Альтернативно, SN 48.8 и AN V.15 определяют «веру» как относящуюся к четырехкратной вере входящего в поток, которую Conze (1993), n . 28, а также Ньянапоника и Бодхи (1999), с. 297, н . 9, идентифицируйте себя как веру в Тройную Драгоценность и «совершенную нравственность».
  8. ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-25), с. 685, определяет «самадхи» прежде всего как «концентрацию; сосредоточенное, самособранное, сосредоточенное состояние ума и медитацию…» Шенкман (2008), с. 3, примечания: « Самадхи , обычно переводится как «концентрация»…» (хотя его книга начинается со слов «Термин самадхи в основном означает «неотвлеченность»). Современные переводчики, в том числе Бодхи (2000 г., повсюду) и Таниссаро (1997a), перевели самадхи как «концентрация».
  9. ^ В Шенкмане (2008), с. 169, во время интервью Аджан Брахмавамсо утверждает: «Концентрация» никогда не была очень хорошим переводом самадхи , и я перешел от этого к «внимательной неподвижности». Фельдман (2023), как часть введения в месяц- В длинной онлайн-серии о самадхи пишет: «[Будда] говорил об использовании силы самадхи — силы покоя и связанности — для обращения к развитию понимания и освобождения в прозрении».
  10. ^ Бодхи (2000), стр. 1671-73; и Таниссаро (1997a).
  11. ^ Бодхи (2000), с. 1695.
  12. ^ Таниссаро (1997b). См. также Ньянапоника и Бодхи (1999), стр. 168-70. После Ньянапоники и Бодхи палийское слово vīṇā (которое Таниссаро оставляет непереведенным) здесь переводится как «лютня»; другие фразы в квадратных скобках взяты из Thanissaro (1997b). В «Ньянапонике и Бодхи» (1999) они переводят последнюю строку этого отрывка как: «Поэтому, Сона , сохраняй свою энергию в равновесии, проникни в баланс духовных способностей и там захвати свой объект». В соответствующем заключительном примечании (стр. 301-2, № 31) они дают интерпретацию «объекта» ( нимитта ) в комментарии следующим образом: «Когда существует такой баланс, объект может возникнуть ясно, точно так же, как отражение лица в зеркале, и вам следует схватить этот объект, будь то спокойствие, прозрение, путь или плод».
  13. См. также Агги Сутту («Беседы Огня», SN 46.53), в которой в контексте семи факторов просветления Будда советует развивать энергию (и другие факторы) при вялом уме и развивать концентрацию (и другие факторы) при возбужденном уме (Бодхи, 2000, стр. 1605-7).
  14. ^ Например, в конце примечания, связанного с AN 6.55, Ньянапоника и Бодхи (1999, стр. 301-2, № 31) ссылаются на Ангуттара Атхакатха (комментарий AN).
  15. Прямые цитаты из Висуддхимагги взяты из Buddhaghosa & Ñāṇamoli (1999), стр. 128-9. Также упоминается в Bodhi (2000), с. 1511; и Conze (1993), Часть II, разд. 5, «Баланс способностей».
  16. ^ Бодхи (2000), стр. 1688-89.
  17. ^ Бодхи (2000), с. 1511.
  18. ^ Рис Дэвидс и Стид (1921–25), стр. 122–23.
  19. ^ Бодхи (2000), стр. 1508-1509, называет эти 22 факультета «феноменологическими факультетами»; в то время как Рис Дэвидс и Стид (1921–25), с. 122-3, запись об «индрии» называет эти 22 способности «контролирующими силами».
  20. ^ Пять чувственных способностей, по сути, представляют собой расширенную шкалу трех веданы , где приятные и неприятные чувства/ощущения разделены между физическими и умственными переживаниями (см., например, Бодхи, 2000, стр. 1510).
  21. ^ Буддхагхоса и Нанамоли (1999), стр. 442-443.
  22. ^ См., например, Dhs. 709-717, 971-973 (Рис Дэвидс, 2003, стр. 215-217, 247); и Рис Дэвидс и Стид (1921–25), стр. 122–123.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 34cc3eb3099591f3b727abe4a657afdd__1714839600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/dd/34cc3eb3099591f3b727abe4a657afdd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indriya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)