Рупа
Переводы рупа | |
---|---|
Английский | форма, материальный объект |
санскрит | форма (рупа) |
Есть | форма (рупа) |
китайский | цвет ( Пиньинь : сестра ) |
японский | цвет ( Ромаджи : сики ) |
корейский | цвет ( RR : сак ) |
сингальский | рупа |
тибетский | Тело (гзуги) |
тайский | фото |
Глоссарий буддизма |
Рупа ( деванагари : रूप ) означает «форма». Поскольку оно относится к любому основному объекту , оно имеет более конкретные значения в контексте индийских религий .
Определение
[ редактировать ]Согласно словарю Монье-Вильямса (2006), рупа определяется как:
индуизм
[ редактировать ]В индуизме многие сложные слова состоят из рупы для описания тонких и духовных реалий, таких как сварупа , что означает форму личности. Его можно использовать для выражения материи или материальных явлений, особенно тех, которые связаны с силой видения в санкхье . [ 2 ] В Бхагавад-Гите, форме Вишварупы , описана эзотерическая концепция Абсолюта.
буддизм
[ редактировать ] Рисунок 1: Пять совокупностей ( панча кхандха ) согласно Палийскому канону . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
→ ← ← |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: MN 109 (Таниссаро, 2001 г.) | Детали диаграммы |
Рисунок 2: Палийского канона секстетов Шесть : | |||||||||||||||
смысловые основы | → |
ж и и л я н г |
→ |
с р а v я н г |
|||||||||||
"внутренний" смысл органы |
<–> | "внешний" смысл объекты |
|||||||||||||
↓ | ↓ | ||||||||||||||
↓ | контакт | ||||||||||||||
↓ | ↑ | ||||||||||||||
сознание |
|||||||||||||||
| |||||||||||||||
Источник: MN 148 (Таниссаро, 1998). Детали диаграммы |
В целом, рупа — это буддийская концепция материальной формы, включающей как тело, так и внешнюю материю.
Более конкретно, в каноне Палийском рупа контекстуализируется в трех важных рамках: [ 3 ]
- рупа-кхандха – «материальные формы», одна из пяти совокупностей ( кхандха ), по которым можно классифицировать все явления (см. рис. 1).
- рупа-айатана – «видимые объекты», внешние объекты чувств глаза, одна из шести внешних чувственных основ ( аятана ), с помощью которых познается мир (см. рис. 2).
- нама-рупа – «имя и форма» или «ум и тело», которое в причинной цепочке взаимозависимого происхождения ( патичча-самуппада ) возникает из сознания и приводит к возникновению чувственных основ.
Кроме того, в более общем смысле рупа используется для описания статуи, в которой ее иногда называют Буддхарупой .
В буддизме Рупа — это одна из Скандх , она воспринимается посредством цветов и образов.
Рупа-кхандха
[ редактировать ]Согласно школе Йогачара, рупа не является материей, как в метафизической субстанции материализма . Вместо этого оно означает и материальность, и чувственность, обозначая, например, тактильный объект как в той мере, в какой этот объект сделан из материи, так и в том, что этот объект можно тактически ощутить. Фактически, рупа в большей степени определяется своей способностью чувствоваться, чем тем, что она является материей: точно так же, как и все остальное, она определяется с точки зрения своей функции; что оно делает, а не то, что оно есть. [ 4 ] По сути, рупа традиционно анализируется двумя способами: как четыре первоэлемента (пали, махабхута ); и как десять или двадцать четыре вторичных или производных элемента.
Четыре первоэлемента
[ редактировать ]Существующая рупа состоит из четырех первичных или низших ( но-упада ) элементов:
Производная материя
[ редактировать ]В Абхидхамма Питаке , а затем и в палийской литературе , [ 5 ] Рупа далее анализируется с точки зрения десяти, двадцати трех или двадцати четырех типов вторичной или производной ( упада ) материи. В списке десяти видов вторичной материи выделяются следующие:
Если перечисляются двадцать четыре второстепенных типа, то к первым девяти из вышеуказанных десяти добавляются следующие пятнадцать:
- женственность
- мужественность или мужественность
- жизнь или жизненная сила
- сердце или сердце-основа [ 8 ]
- физические признаки (движения, указывающие на намерения)
- голосовые указания
- космический элемент
- физическая легкость или плавучесть
- физическая податливость или пластичность
- физическая ловкость или ловкость
- физическая группировка или интеграция
- физическое расширение или обслуживание
- физическое старение или распад
- физическое непостоянство
- еда [ 9 ]
Список из 23 производных типов можно найти, например, в « Дхаммасангани » Абхидхаммы Питаки (например, Dhs. 596), где опущен список «сердце-основы» из 24 производных типов. [ 10 ]
Рупа -джханы
[ редактировать ]В сутрах в джхану входят, когда человек «садится, скрестив ноги, и устанавливает осознанность». Согласно буддийской традиции, это может быть подкреплено анапанасати , осознанностью дыхания, основной медитативной практикой, которую можно найти почти во всех школах буддизма. Суттапитака рупа - и Агамы описывают четыре стадии джханы . Рупа нейтрально относится к материальному царству, в отличие от царства кама (вожделение, желание) и царства арупа (нематериального царства). [ 11 ] Хотя в традиции Тхеравады джханы интерпретируются как описание углубляющейся концентрации и однонаправленности, первоначально джханы , похоже, описывают развитие от исследования тела и ума и отказа от нездоровых состояний к совершенному невозмутимости и бдительности. [ 12 ] понимание, которое сохраняется в Дзэн и Дзогчен. [ 13 ] [ 12 ] Стандартное описание джхан с традиционными и альтернативными интерпретациями следующее: [ 12 ] [ примечание 1 ]
- Первая джхана :
- Отделенный ( вивиччева ) от стремления к чувственным удовольствиям, отделенный ( вивичча ) от [других] нездоровых состояний ( акусалехи дхаммехи , нездоровые дхаммы) [ 14 ] ), монах вступает и пребывает в первой джхане , которая есть [умственное] пити («восторг», «радость») и [телесное] сукха («удовольствие»; также: «длительное», в отличие от «преходящего» ( дуккха )) «рожденный вивекой » (традиционно «уединение»; альтернативно «дискриминация» (дхаммы) [ 15 ] [ примечание 2 ] ), сопровождаемый витарка-вичара (традиционно первоначальное и устойчивое внимание к медитативному объекту; альтернативно, первоначальное исследование и последующее исследование). [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] дхамм ( осквернений [ 21 ] и здоровые мысли [ 22 ] [ примечание 3 ] ); также: «дискурсивная мысль» [ примечание 4 ] ).
- Вторая джхана :
- Опять же, с успокоением витарка-вичара , монах входит и пребывает во второй джхане , которая представляет собой [умственное] пити и [телесное] сукху, «рожденное самадхи » ( самадхи-джи ; трад. рожденное «концентрацией»); альтернатива «знающее, но недискурсивное [...] осознание», [ 30 ] «выведение скрытых скрытых состояний или самскар на полное обозрение» [ 31 ] [ примечание 5 ] ), и имеет сампасадану («неподвижность», [ 33 ] «внутреннее спокойствие» [ 28 ] [ примечание 6 ] ) и экаггата (объединение ума, [ 33 ] осознанность) без витарка-вичара ;
- Третья джхана :
- С угасанием пити монах пребывает в упеккхе (невозмутимости, «аффективной отстраненности»). [ 28 ] [ примечание 7 ] ), сато (внимательный) и [с] сампаджання («полное знание», [ 34 ] «проницательное осознание» [ 35 ] ). [Все еще] испытывая сукху телом, он вступает и пребывает в третьей джхане , из-за чего благородные провозглашают: «Пребывая в [телесном] наслаждении, человек становится невозмутимым и внимательным».
- Четвертая джхана :
- С отказом от [стремления к] сукхе («удовольствию») и [отвращению к] дуккхе («боли» [ 36 ] [ 35 ] ) и с предшествующим исчезновением [внутреннего движения между] соманасса («радость», [ 37 ] ) и доманасса («недовольство» [ 37 ] ), монах вступает и пребывает в четвертой джхане , которая называется адуккхам асухам («ни-болезненно-ни-приятно», [ 36 ] «свобода от удовольствия и боли» [ 38 ] ) и имеет упеккха - сати - парисуддхи (полную чистоту невозмутимости и внимательности). [ примечание 8 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Керен Арбель ссылается на Маджхима Никая 26, Арияпариесана Сутта, Благородный поиск.
См. также:
* Маджхима Никая 111, Ануппада Сутта.
* AN 05.028, Самадханга Сутта: Факторы концентрации .
См. Йоханссон (1981), Палийские буддийские тексты, объясненные начинающим, для дословного перевода. - ↑ Арбель объясняет, что «вивека» обычно переводится как «отстраненность», «отделение» или «уединение», но основное значение — «дискриминация». По мнению Арбеля, использование вивичча/вивиччева и вивека в описании первой дхьяны «играет с обоими значениями глагола, а именно, с его значением как проницательности и последующим «уединением» и отпусканием», в соответствии с « распознавание природы опыта», развитое четырьмя сатипаттханами . [ 15 ] Сравните Догэна: «Находиться в стороне от всех беспокойств и жить одному в тихом месте называется «наслаждаться безмятежностью и спокойствием».» [ 16 ]
Арбель далее утверждает, что вивека напоминает дхамма-вичайю , которая упоминается в боджханге , альтернативном описании дхьян , но является единственным термином боджханга, не упомянутым в стандартном описании дхьяны . [ 17 ] Сравните Сутта Нипатха 5.14 Удайаманавапучча (Вопросы Удая): «Чистая невозмутимость и внимательность, которым предшествует исследование принципов – это, я заявляю, и есть освобождение через просветление, разрушение невежества». (Перевод: Суджато) - ^ Стта Нипатха 5:13 Вопросы Удая (перевод Таниссаро): «С восторгом мир скован. Направленной мыслью он исследуется».
Чэнь 2017 : «Самадхи с общим исследованием и конкретным углубленным исследованием означает избавление от недобродетельных дхарм , таких как жадное желание и ненависть, оставаться в радости и удовольствии, вызванных невозникновением, и войти в первую медитацию и полностью пребывать в ней. это."
Арбель 2016 , с. 73: «Таким образом, я предлагаю интерпретировать существование витакки и вичара в первой джхане как благотворные «остатки» предыдущего развития благотворных мыслей. Они обозначают «эхо» этих благотворных мыслей, которое отражается в одном кто входит в первую джхану как благотворное отношение к переживаемому». - ^ В каноне палийском витакка-вичара образуют одно выражение, которое относится к направлению мысли или внимания на объект ( витарка ) и исследованию его ( вичара ). [ 20 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] По мнению Дэна Люстхауса , витарка-вичара — это аналитическое исследование, форма праджни . Он «предполагает сосредоточение внимания на [чем-то] и последующее разложение этого на функциональные компоненты», чтобы понять это, «различение множества обуславливающих факторов, вовлеченных в феноменальное событие». [ 27 ] Комментаторская традиция Тхеравады, представленная Буддхагхоши » «Висуддхимаггой , интерпретирует витарку и вичару как начальное и устойчивое приложение внимания к объекту медитации, кульминацией которого является успокоение ума при переходе ко второй дхьяне. [ 28 ] [ 29 ] По мнению Фокса и Бакнелла, это может также относиться к «нормальному процессу дискурсивного мышления», который успокаивается посредством погружения во вторую джхану . [ 29 ] [ 28 ]
- ^ Стандартный перевод самадхи — «концентрация»; тем не менее, этот перевод/интерпретация основана на комментаторских интерпретациях, как поясняет ряд современных авторов. [ 12 ] Тилманн Веттер отмечает, что самадхи имеет широкий спектр значений, и «концентрация» — лишь одно из них. Веттер утверждает, что вторая, третья и четвертая дхьяны — это самма-самадхи , «правильное самадхи», основанное на «спонтанном осознании» (сати) и невозмутимости, которые совершенствуются в четвертой дхьяне . [ 32 ]
- ^ Общий перевод, основанный на комментаторской интерпретации дхьяны как расширяющегося состояния погружения, переводит сампасадану как «внутреннюю уверенность». Однако, как объясняет Бакнелл, это также означает «успокоение», что более уместно в данном контексте. [ 28 ] См. также Пассаддхи .
- ^ Упеккха — один из Брахмавихар .
- ^ С четвертой джханой приходит достижение высшего знания ( абхиджня ), то есть исчезновение всех психических одурманивающих веществ ( асава ), а также психических сил. [ 39 ] Например, в AN 5.28 Будда утверждает (Таниссаро, 1997):
«Когда монах таким образом развил и преследовал пятифакторную благородную правильную концентрацию, тогда какое бы из шести высших знаний он ни направил на познание и осознание, он сможет засвидетельствовать их сам, когда бы ни появилась возможность... "
«Если он захочет, он обладает множеством сверхъестественных способностей. Будучи одним, он становится многими; будучи многими, он становится одним. Он появляется. Он исчезает. Он беспрепятственно проходит сквозь стены, валы и горы, как будто сквозь пространство. из земли, как если бы это была вода. Он ходит по воде, не погружаясь, как если бы это была суша. Сидя, скрестив ноги, он летит по воздуху, как крылатая птица, он касается и гладит даже солнце. и луна, такая могущественная и могущественная, Он оказывает влияние своим телом даже на миры Брахмы. Он может убедиться в этом сам, когда есть возможность...»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь Монье-Вильямса, стр. 885-6, статья «Рупа», получено 6 марта 2008 г. из «Кёльнского университета» по адресу http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/monier/ (с использованием «rUpa» в качестве ключевого слова) и http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/serveimg.pl?file=/scans/MWScan/MWScanjpg/mw0886-rUpakartR.jpg .
- ^ Йога-сутры Патанджали, I.3. «Тада драштух сварупе 'вастханам» (Эдвин Ф. Брайант. «Йога-сутры Патанджали», стр. 95)
- ^ Например, см. Hamilton (2001), p. 3 и пассим .
- ^ Дэн Лустхаус, Буддийская феноменология: философское исследование буддизма йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь. Рутледж, 2002, стр. 183.
- ^ Гамильтон (2001), с. 6.
- ^ Здесь «тело» ( кая ) относится к тому, что ощущает «прикосновение» ( фо ṭṭ хабба ). В Упанишадах вместо слова «тело» используется «кожа» (Рис Дэвидс, 1900, стр. 172 , п . 3).
- ^ Первые десять вторичных элементов такие же, как первые пять (физических) чувственных основ и их чувственных объектов (например, см. Hamilton, 2001, стр. 6-7).
- ^ По данным VSM . XIV, 60 (Буддхагхоша, 1999, стр. 447), сердечная основа обеспечивает материальную поддержку ума ( мано ) и сознания ума. В Сутта Питаке материальная основа сферы ума ( аятана ). никогда не определяется
- ^ Список из 24 можно найти, например, в Висуддхимагге (Vsm. XIV, 36 и далее) (Buddhaghosa, 1999, стр. 443 и далее; и Hamilton, 2001, стр. 7).
- ^ Сравните DHS . 596 (Рис Дэвидс, 2000, стр. 172) и Vsm . XIV, 36 (Буддхагхоша, 1999, стр. 443).
- ^ Фуллер-Сасаки (2008) .
- ^ Перейти обратно: а б с д Доска 2016 .
- ^ Поляк 2011 .
- ^ Йоханссон 1981 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б Арбель 2016 , с. 50-51.
- ^ Маэдзуми и Кук (2007) , с. 63.
- ^ Арбель 2016 , с. 106.
- ^ Уэйман 1997 , с. 48.
- ^ Сангпо и Дхаммаджоти 2012 , стр. 2413.
- ^ Перейти обратно: а б Люстхаус 2002 , с. 89.
- ^ Чен 2017 , с. «самадхи: спокойное, стабильное и сосредоточенное состояние ума».
- ^ Арбель 2016 , с. 73.
- ^ Рис-Дэвидс и Стед 1921–25 .
- ^ Гюнтер и Кавамура 1975 , с. Адреса Kindle: 1030–1033.
- ^ Кунсанг 2004 , стр. 30.
- ^ Берзин 2006 .
- ^ Люстхаус 2002 , с. 116.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бакнелл 1993 , с. 375-376.
- ^ Перейти обратно: а б Стюарт-Фокс 1989 , с. 82.
- ^ Арбель 2016 , стр. 94.
- ^ Люстхаус 2002 , с. 113.
- ^ Веттер 1988 , с. XXVI, примечание 9.
- ^ Перейти обратно: а б Арбель 2016 , с. 86.
- ^ Арбель 2016 , с. 115
- ^ Перейти обратно: а б Люстхаус 2002 , с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Арбель 2016 , с. 124
- ^ Перейти обратно: а б Арбель 2016 , с. 125
- ^ Йоханссон 1981 , с. 98.
- ^ Сарбакер 2021 , с. запись: «абхиджна».
Источники
[ редактировать ]- Арбель, Керен (2016), Ранняя буддийская медитация: четыре джханы как реализация прозрения , Routledge, doi : 10.4324/9781315676043 , ISBN 9781317383994
- Берзин, Александр (2006), Первичные умы и 51 психический фактор
- Бакнелл, Роберт С. (1993), «Переосмысление джхан», Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 16 (2)
- Буддхагхоша , Бхадантачария (перевод с пали Бхиккху Нанамоли ) (1999). Путь очищения: Висуддхимагга . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
- Чен, Найчен (2017), Великая Праджня Парамита Сутра, Том 1 , Wheatmark
- Фуллер-Сасаки, Рут (2008), Записи Лин-Джи , University of Hawaii Press
- Гюнтер, Герберт В.; Кавамура, Лесли С. (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес Гьял-Мтшана «Ожерелье ясного понимания» (изд. Kindle), Dharma Publishing
- Гамильтон, Сью (2001). Идентичность и опыт: конституция человека согласно раннему буддизму . Оксфорд: Лузак Восточный. ISBN 1-898942-23-4
- Йоханссон, Руне Эдвин Андерс (1981), Палийские буддийские тексты: объяснение новичкам , Psychology Press
- Кунсанг, Эрик Пема (2004), «Ворота к знаниям», Vol. 1 , Книги Северной Атлантики
- Люстхаус, Дэн (2002), Буддийская феноменология: философское исследование буддизма Йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь , Routledge
- Маэдзуми, Тайдзан; Кук, Фрэнсис Доджун (2007), «Восемь осознаний просветленного человека»: Хатидаайнингаку Догэна Дзэндзи», в Маэдзуми, Тайдзан; Глассман, Берни (ред.), Туманная луна просветления , Wisdom Publications
- Монье-Вильямс, Монье (1899, 1964). Санскритско-английский словарь . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-864308-X . Получено 6 марта 2008 г. из «Кёльнского университета» по адресу http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/scans/MWScan/index.php?sfx=pdf.
- Полак, Гжегож (2011), Пересмотр Джханы: на пути к критической реконструкции ранней буддийской сотериологии , UMCS
- Рис Дэвидс, Кэролайн А. Ф. ([1900], 2003). Буддийское руководство по психологической этике, четвёртый век до нашей эры, являющееся переводом, теперь сделанным впервые, с палийского оригинала первой книги Абхидхамма-Питака , озаглавленной «Дхамма - Сангани» («Сборник состояний или явлений»). ) . Уайтфиш, Монтана: Издательство Кессинджер. ISBN 0-7661-4702-9
- Рис-Дэвидс, ТВ; Стед, Уильям, ред. (1921–25), Пали-английский словарь Общества палийских текстов , Общество палийских текстов)
- Сангпо, Гелонг Лодро; Дхаммаджоти, Бхиккху К.Л. (2012), Абхидхармакоса-Бхасья Васубандху: Том 3 , Мотилал Банарсидасс
- Сарбакер, Стюарт Рэй (2021), Прослеживая путь йоги: история и философия индийской дисциплины разума и тела , State University of New York Press
- Шенкман, Ричард (2008), Опыт самадхи: углубленное исследование буддийской медитации , Шамбала
- Стюарт-Фокс, Мартин (1989), «Джана и буддийская схоластика», Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 12 (2)
- Веттер, Тилманн (1988), Идеи и медитативные практики раннего буддизма , BRILL
- Уэйман, Алекс (1997), «Введение», « Успокоение ума и распознавание реальности: буддийская медитация и средний взгляд», из книги Лам Рим Чен Мо Цон-кха-па , издательство Motilal Banarsidass Publishers.
- Винн, Александр (2007), Происхождение буддийской медитации , Routledge
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2003). Маха-хаттипадопама сутта: сравнение со следом великого слона ( MN 28). Получено 6 марта 2008 г. из «Access to Insight» по адресу [1] .