Самскара (индийская философия)
В индийской философии и некоторых индийских религиях самскары или санскары ( санскрит : संस्कार) представляют собой мысленные впечатления, воспоминания или психологические отпечатки. В индуистской философии самскары являются основой для развития теории кармы . [1] [2]
В буддизме санскритский термин самскара используется для описания «умственных образований», «воли» и многих других понятий; на Пали это называется санкхара . [3] [4]
Согласно различным школам индийской философии, каждое действие, намерение или подготовка человека оставляет самскару ( впечатление, воздействие, отпечаток) в более глубоких структурах ума человека. [2] Эти впечатления затем ждут волевого воплощения в будущем этого человека в форме скрытых ожиданий, обстоятельств или подсознательного чувства собственного достоинства. Эти самскары проявляются как тенденции, кармические импульсы, подсознательные впечатления, привычные силы или врожденные предрасположенности. [2] [5] В древнеиндийских текстах теория самскары объясняет, как и почему люди запоминают вещи, а также влияние воспоминаний на страдания, счастье и удовлетворенность людей. [2] [6]
Этимология и значение
[ редактировать ]Санскритское . слово самскара (संस्कार) имеет различные контекстно-зависимые значения, которые в широком смысле относятся к «сборке, достижению хороших результатов, доведению до совершенства, форме торжественного признания и подготовки» и «мысленному впечатлению, воспоминанию» [1] Первое использование этого термина, основанное главным образом на его первом определении, относится к индуистским обрядам посвящения . [7]
Во втором определении самскара представлена как форма склонности, впечатления или поведенческой склонности. В этом смысле оно используется как психологическая концепция в некоторых индийских философиях, таких как йога. [2] Концепция самскары также обсуждается как Васана (санскрит: वासना vasana), особенно в Вайшешика школе индуизма . Васана также означает «впечатление, склонность чего-либо бессознательно оставаться в уме». [8] [9]
Контекст
[ редактировать ]Самскара , или Санкхара, является важной концепцией в основных школах индуистской философии , а также в буддизме и джайнизме. [10] Школы индийской философии расходятся во мнениях относительно конкретных механизмов действия самскары на подсознательном уровне. Например, буддизм рассматривает самскару как «каузальные континуумы», хотя это соответствует его предпосылке «нет ни личности, ни души», тогда как ведические традиции в индуизме рассматривают самскару как «свойства отношений» (впечатление, знак, импульс, тенденция или форма психологической потенциальной энергии внутри), которая покоится внутри «я, души» каждого человека. [10] В йоги , веданты и ньяи школах индуизма самскара представляет собой аффективное и мотивационное поле, которое вносит вклад в структуру ценностей внутри человека. Они подсознательно или сознательно поддерживают основные внутренние побуждения, которые побуждают человека совершать будущие действия, будущие предпосылки, будущие мысли или будущие суждения. [10] [11]
Дас утверждает, что обряды посвящения Самскары - это разновидность действий в жизни человека, при которых прохождение обряда в рамках традиций индуизма влияет на человека как внутри, так и снаружи, на то, как общество воспринимает его. [12] Это происходит в форме впечатлений и отпечатков внутри, то есть самскары .
индуизм
[ редактировать ]Индуистские школы различаются в деталях, но все они утверждают, что самскара формируется в каждом человеке разными способами. Сюда входят восприятия (то, что человек видит, слышит, осязает, пробует на вкус, обоняет), читта -познание (то, что он чувствует и думает), волевые действия, а также намерения до и во время действия. [10] Обучение и обучение в этих школах являются формой изложения, интроспективной реализации и во многих случаях практики или повторения, чтобы сделать «впечатление, отпечаток» частью своей природы, где практика усиливает предрасположенности ( самскара ), а предрасположенности усиливают практику. , в круговой обратной связи. [6] Ученые утверждают, что теория «впечатлений» Дэвида Юма аналогична теории самскары в индуизме. [10] [13] [14] Индуистские школы полагаются на теорию самскары как на один из столпов своей эпистемологии ( прамана ), в которой они объясняют, как и почему человек что-либо знает, что-то помнит, чего-то ожидает, чувствует удовлетворение, чувствует разочарование, чувствует свободу и радость или чувствует страдание и боль. [6] Самскара — это впечатления и склонности, которые развиваются и накапливаются глубоко внутри человека, согласно этим школам, в результате восприятия, умозаключений, выбора, подготовки, практики, взаимодействия с другими, мыслей, намерений, волевых действий и подобной кармы. Они проявляются, как утверждают индуистские философии, как привычки, поведение, тенденции, психологические предрасположенности и предрасположенности. [6] [10]
Действия, учеба, усердная подготовка и внутренние решения вызывают самскары – скрытые впечатления или предрасположенности – в психике человека, и они влияют на то, как человек действует, воспринимает себя и то, как человек реагирует или принимает кармические обстоятельства и будущее. . [6] Ян Уичер объясняет, что в философских теориях индуизма каждая карма (действие, намерение) оставляет самскару (впечатление, воздействие, отпечаток) в более глубокой структуре человеческого разума. [2] Это впечатление затем ожидает волевого осуществления в виде скрытых ожиданий, обстоятельств или бессознательного чувства собственного достоинства. Оно проявляется как склонность, кармический импульс, подсознательное впечатление, привычная сила или врожденные предрасположенности. [2] [5] [15]
Санкхья-йога
[ редактировать ](поведенческие качества) человека В школах санкхьи и йоги санкхара, также называемая самскара, представляет собой впечатления или остатки, которые влияют на гуны . [10] Эти впечатления составляют часть механистической основы объяснений древнеиндийских ученых того, как теория кармы работает на практике. Самскара объясняется как склонность, характер или черты поведения либо по умолчанию с рождения, либо самскара - это поведенческие черты, усовершенствованные с течением времени посредством йоги , посредством сознательного формирования внутреннего «я», своих желаний, чувства моральной ответственности и посредством практики. [2] [10]
В школе йоги индуизма все действия и намерения приводят к впечатлениям и воспоминаниям, независимо от того, активны они или скрыты, сознательны или бессознательны. Человек может не помнить своей прошлой кармы, однако впечатления формируют его характер, привычки, обстоятельства, сущность этого человека из-за впечатлений, оставленных кармой. [2] Эти тенденции, тонкие следы и врожденные характеристики, как утверждает школа йоги, продолжают влиять на нынешние действия человека, его предположения, отношения ( бхава ), ум ( буддхи ), моральные реакции и взаимодействие со всеми, со всем и с самим собой. [2] [16] Вьяса, Патанджали и другие древнеиндийские учёные называют их кармическими остатками ( кармасая ). Личность, утверждает Патанджали, представляет собой совокупность всех этих впечатлений и тонких следов ( самскар ). По мнению ученых йоги , люди склонны делать то, что они делали в прошлом, человек формирует привычки и часто возвращается к этим привычкам, а поведение имеет тенденцию повторяться из-за этих самскар . [2] [6]
Веданта
[ редактировать ]Они рассматриваются как следы или темперамент, который развивается посредством утончения индивидуального внутреннего сознания и выраженной личности и является формой «готовности бытия» в ведантической психологии. [10] Вся физическая, речевая и умственная деятельность, согласно школе индуизма Веданта, создает самскару , или следы внутри человека. Эти самскары вместе затем проявляются как внутренняя личность и внешние обстоятельства, и в зависимости от реакции человека на них они затем приносят пхала (плод). В состоянии, когда человек осознает «Я» и достигает дживанмукти ( мокши ), Шанкара , Мандана , Сарваджнатман и другие ученые Веданты предполагают, что причины впечатлений, такие как невежество, исчезают, человек достигает внутреннего разрешения и полного принятия себя, становясь таким образом свободным от самскары и последующее блаженное состояние существования. [17]
Ньяя и Вайшешика
[ редактировать ]В школе индуизма ньяя бхавана (санскрит: भावना) является синонимом самскары , свойства, которое проявляется в виде впечатлений или следов на душе. [18] Это ключевая концепция философии ньяя, которая применима как к живому, так и к неживому миру. Например, в литературе ньяя вега (скорость) вайю (ветра) является его самскарой. [18] Эта концепция тесно связана с поиском Ньяи и обоснованным объяснением причин того, что происходит в живом и неживом мире, и почему. Все волевые действия, утверждают ньяяики, имеют причину, и они направляются самскарой. Например, новорожденный ребенок добровольно и инстинктивно тянется к материнской груди. [19] Это действие, как объясняют тексты ньяи, должно иметь причину, но новорожденному не было дано ни этого знания, ни ценность материнской груди не была объяснена кем-то другим, и новорожденный не сформировал никакой самскары в новой жизни. Новорожденный обладает этим знанием, этим инстинктом, возникшим в результате какого-то впечатления, какого-то внутреннего следа «из предшествующего опыта». [20] Это пример самскары , утверждают ученые ньяи и вайшешики. [19] [20]
В школе индуизма ньяя существование самскары нельзя воспринимать напрямую, а только предполагать. [18] Более того, не все самскары являются психологическими. [6] Некоторые просто проявляются как воспоминания, предпосылки или убеждения, сформированные «на основе предыдущего опыта». [19] [21]
буддизм
[ редактировать ]Самскара или Санкхара в буддизме относится к умственным «предрасположенностям». [22] Они возникают в результате прошлых волеизъявлений и являются причинами будущих волеизъявлений. Санкхара также относится к той способности человека, в которой формируются эти предрасположенности. [23] Буддизм подчеркивает необходимость очищения склонностей ( санкхара ), а не устранения их. [24]
Джайнизм
[ редактировать ]Деятельность ума, речи и тела, согласно джайнской философии, приводит к Ашраве , то есть притоку и отпечатку кармических остатков в дживе (душе) живого существа. [25] Эти остатки связываются ( бандха ), образуя карма шариру , [26] которое можно остановить ( самвара ) и освободить ( нирджара ). [25] Действующим механизмом, согласующимся с предпосылкой дуализма джайнизма, является не самскара как скрытый умственный след, [27] скорее карма бандха для души. [25] Ритуалы и обряды перехода, называемые в джайнизме самскара, являются частью процесса посвящения самвары и нирджары , призванного освободить душу от корки кармических остатков. [28] [29]
См. также
[ редактировать ]- Санкхара (буддийская концепция)
- Самскара (индуистские обряды посвящения)
- Самскара (аюрведический) (аюрведический лечебный процесс)
- Мехер Баба – это санскарас.
- Инграмма (нейропсихология)
- Энграмма (Саентология)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б saMskAra Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса, Кёльнский цифровой санскритский лексикон, Германия
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ян Уичер (1999), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги, SUNY Press, ISBN 978-0791438152 , страницы 99-102.
- ^ «Самсара» . webspace.ship.edu . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ https://www.facebook.com/learn.religions . «Исследование значения самскары или санкхары в буддийском учении» . Изучайте религии . Проверено 19 августа 2023 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет родовое имя ( помощь ) ; Внешняя ссылка в
( помощь )|last=
- ^ Jump up to: а б Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN 978-1898723943 , стр. 105.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стивен Филипс (2014), Эпистемология в классической Индии: источники знаний школы ньяя, Routledge, ISBN 978-1138008816 , страницы 7–46, 134, 163–170.
- ^ «Обряды перехода – сердце индуизма» . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ vAsanA Cologne, Германия Цифровой санскритский словарь
- ^ Стивен Филипс (2014), Эпистемология в классической Индии: источники знаний школы ньяя, Routledge, ISBN 978-1138008816 , стр. 134.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Стивен Филипс (2009), Йога, карма и возрождение: краткая история и философия, издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0231144858 , Глава 3: Карма
- ^ Говард Кауард (1983), Психология и карма, Философия Востока и Запада, Том. 33, № 1, стр. 49-60
- ^ L Das (2005), Культура как дизайнер, Проблемы дизайна, MIT Press, Vol. 21, № 4, стр. 41-53
- ^ Дэвид Дилворт и Хью Сильверман (1978), Межкультурный подход к деонтологической парадигме самости, Монист, Том 61, Выпуск 1, страницы 82-95, дои : 10.5840/monist197861110
- ^ Клэр Карлайл (2005), Существа привычки: проблема и практика освобождения, Continental Philosophy Review, Vol. 38, выпуск 1–2, стр. 19–39.
- ^ Ларсон и Поттер (2011), Энциклопедия индийской философии, Том 12, Йога: индийская философия медитации, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120833494 , стр. 83.
- ^ Джеральд Ларсон (2011), Классическая санкхья: интерпретация ее истории и значения, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120805033 , стр. 244.
- ^ Эндрю Форт (1998), Дживанмукти в трансформации: воплощенное освобождение в Адвайте и Нео-Веданте, State University of New York Press, ISBN 978-0791439036 , страницы 10–82.
- ^ Jump up to: а б с П. Б. Шукла (2000), Метафизика: индийская философия (редактор: Рой Перретт), Routledge, ISBN 978-0815336082 , стр. 16.
- ^ Jump up to: а б с Стивен Х. Филлипс (2009), Йога, карма и возрождение: краткая история и философия, издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0231144858 , Глава 4
- ^ Jump up to: а б Джон Дерретт (1977), Очерки классического и современного индуистского права, BRILL Academic, ISBN 978-9004048089 , страницы 106-107.
- ^ Эдвард Крейг, Энциклопедия философии Routledge, Routledge, ISBN 978-0415073103 , стр. 690.
- ^ Дэвид Калупахана , «История буддийской философии». Гавайский университет Press, 1992, стр. 71.
- ^ См., например, Бодхи, Бхиккху (пер.) (2000). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи. Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-331-1 , с. 45
- ^ Дэвид Калупахана, Муламадхьямакакарика Нагарджуны: Философия Срединного Пути. Мотилал Банарсидасс, 2005, стр. 48.
- ^ Jump up to: а б с Энн Валлели (2014), Оксфордский справочник по атеизму (редакторы: Стивен Булливант, Майкл Руз), Oxford University Press, ISBN 978-0199644650 , страницы 358-364.
- ^ С. Дасгупта (2004), История индийской философии, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120804128 , страницы 73-74.
- ^ Радж Прути (2004), Джайнизм и индийская цивилизация, Том. 4, ISBN 978-8171417964 , стр. 205.
- ^ Правин К. Шах, Джайнские ритуалы , Центр джайнских исследований Северной Каролины, Архив Гарвардского университета, страницы 62-75
- ^ Кэролайн Хамфри и Джеймс Лэйдлоу (1994), Архетипические действия ритуала - теория ритуала, иллюстрированная джайнским обрядом поклонения, Oxford University Press, ISBN 978-0198279471 , страницы 193-208.