Jump to content

Джайнская литература

Рукопись Йогашастры Хемачандры XII на века санскрите . Текст примечателен использованием миниатюрного шрифта деванагари толщиной 1 мм.

Джайнская литература ( санскрит : जैन साहित्य) относится к литературе джайнской религии . Это обширная и древняя литературная традиция, первоначально передавшаяся устно. Самый древний из сохранившихся материалов содержится в канонических джайнских агамах, написанных на ардхамагадхи , пракритском ( среднеиндоарийском ) языке. были написаны различные комментарии К этим каноническим текстам более поздними джайнскими монахами . Более поздние работы были также написаны на других языках, таких как санскрит и Махараштри Пракрит .

Джайнская литература в основном разделена на каноны орденов Дигамбара и Шветамбара . Эти две основные секты джайнизма не всегда сходятся во мнениях относительно того, какие тексты следует считать авторитетными.

Более поздняя джайнская литература также была написана на других языках, таких как маратхи , тамильский , раджастхани , дхундари , марвари , хинди , гуджарати , каннада , малаялам , а в последнее время и на английском языке .

Убеждения

[ редактировать ]

Джайнская традиция считает, что их религия вечна (अनादि अनंत) , а учение первого Тиртханкара Ришабханатхи существовало миллионы лет назад. [1]

В нем говорится, что тиртханкары преподавали в божественных молитвенных залах, называемых самавасарана , которые слушали боги, аскеты и миряне. Эти божественные беседы назывались Шрут Джнана (или услышанное знание) и всегда включали в себя одиннадцать анг и четырнадцать пурвав . [2] Беседы запоминаются и передаются Ганадхарами ( главными учениками) и состоят из двенадцати анг (частей, конечностей). Символически он представлен деревом с двенадцатью ветвями. [3] Шветамбарские джайны считают, что разговорным библейским языком является ардхамагадхи , а дигамбарские джайны - форма божественного звука или звукового резонанса. [4]

Согласно джайнской традиции, божественная Шрут Джняна тиртханкары сутт затем преобразуется возникают его учениками в сутту (писание), и из таких формальные каноны. [5] Сутты сгруппированы в дувала самгагани пидага (двенадцативетвевые корзины), которые передаются учениками устно. [4] В каждом универсальном цикле джайнской космологии появляются двадцать четыре тиртханкары , как и джайнские писания для этого цикла. [1] [4]

Стела с изображением Шрут Джняны , «слышанного знания» (непосредственно от всеведущих фордовиков)
Статуи, изображающие Бхадрабаху (последнего лидера объединенной джайнской общины) и императора Маурьев Чандрагупты (который в конце жизни стал джайнским монахом).

Первоначально канонические писания передавались устно и состояли из учений исторических лидеров джайнов, таких как Махавира, систематизированных в различные сборники. [6] Говорят, что Гаутама и другие гандхары (главные ученики Махавиры) составили оригинальные священные писания, которые были разделены на двенадцать анг или частей. Их называют одиннадцатью Ангами и четырнадцатью Пурвами , поскольку двенадцатая Анга включает в себя четырнадцать Пурвав . Говорят, что эти писания содержат наиболее полное и точное описание каждой отрасли джайнского учения. [7] Джайнские агамы и комментарии к ним были написаны в основном на Ардхамагадхи Пракрите , а также на Махараштри Пракрите . [8]

Хотя некоторые авторы датируют составление джайнских агам VI веком до нашей эры, [9] некоторые западные ученые, такие как Ян Уичер и Дэвид Карпентер, утверждают, что самые ранние части джайнских канонических произведений были написаны примерно в 4 или 3 веке до нашей эры. [10] [11] Однако, по словам Йоханнеса Бронкхорста , определить возраст джайнских агам чрезвычайно сложно:

В основном по лингвистическим соображениям утверждалось, что Ачаранга-сутра , Сутракританга-сутра и Уттарадхьяяна-сутра являются одними из старейших текстов канона. Это не гарантирует, что они действительно датируются временем Махавиры или даже столетиями, последовавшими сразу за его смертью, а также не гарантирует, что все части этих текстов были составлены одновременно. [12]

В другом месте Бронкхорст утверждает, что Сутракританга «датируется самое раннее II веком до нашей эры», основываясь на том, как она ссылается на буддийскую теорию мгновенности, которая является более поздним схоластическим развитием. [12]

Во время правления Чандрагупты Маурья ( ок. 324 или 321 – ок. 297 до н. э.) Ачарья Бхадрабаху ( ок. 367 – ок. 298 до н. э. ), который, как говорят, был последним знатоком полных джайнских агам , был главой джайнов. сообщество . В это время длительный голод вызвал кризис в обществе, которому было трудно сохранить в памяти весь джайнский канон. Бхадрабаху решил отправиться на юг, в Карнатаку. со своими сторонниками [13] и Стхулабхадра , еще один лидер джайнов, остался. Голод уничтожил джайнскую общину, что привело к потере многих канонических текстов. Согласно традиции Шветамбара («одетой в белое»), агамы были собраны на основе коллективной памяти аскетов на первом совете Паталипутры под руководством Стхулибхадры примерно в 463–367 годах до нашей эры. Во время совета были составлены одиннадцать писаний, называемых Ангас , а остатки четырнадцати пурва были записаны в 12-й Анге. [14] Другой совет был позже организован во 2 веке до нашей эры в пещерах Удаягири и Кхандагири , Калинга (ныне в Одише ) во время правления Харавелы . [15]

Орден Шветамбара считает эти джайнские агамы каноническими произведениями и считает, что они основаны на подлинной устной традиции. [4] [16] Они считают, что их коллекция представляет собой непрерывную традицию, хотя и признают, что их коллекция также неполна из-за утерянного текста Анги и четырех утерянных текстов Пурва. [16]

Однако эти тексты были отвергнуты орденом дигамбаров (букв. «Одетый в небо», то есть обнаженный), который считает, что Ачарья Бхутабали (I век н. э.) был последним аскетом, частично знавшим первоначальный канон. По мнению Дигамбараса, Пурвасы и оригинальные Агамы Гаутамы были утеряны во время кризиса и голода периода Маурьев. [17] Эта позиция дигамбаров по поводу утраты Агам является одним из разногласий, которые привели к главному расколу в джайнизме. Мастера дигамбара приступили к созданию новых писаний, содержащих знания по доктрине, сохранившейся в их сообществе. [18] [19] [20] Таким образом, у дигамбаров другой набор канонических писаний. По словам фон Глазенаппа, тексты дигамбара частично согласуются с перечислениями и произведениями более старых текстов шветамбара, но во многих случаях существуют также серьезные различия между текстами двух основных джайнских традиций. [21]

Шветамбара Сиддханта

[ редактировать ]
[Иллюстрация вверху] Махавира достигает кевала-гьяны (полного знания) ; [Внизу] самосарана (зал божественных проповедей). Фолио 60 из серии «Кальпасутра», рукопись на отдельных листах, Патан, Гуджарат. в. 1472 .
Сурьяпраджняптисутра . , астрономический и математический текст Шветамбара IV или III века до нашей эры [22] На верхней иллюстрации изображен Махавира, а на нижней — его великий ученик Гаутама .

В 453 или 466 году н.э. орден Шветамбара провел еще один совет в Валлабхи . Шветамбары перекомпилировали Агамы и записали их в виде письменных рукописей под руководством Ачарьи Шрамана Девардхигани вместе с другими 500 джайнскими учеными. Существующие каноны Шветамбары основаны на текстах совета Валлабхи . [15] [23] [24]

Начиная с 15 века, различные подразделения Шветамбары начали расходиться во мнениях по поводу состава канона. Муртипуджаки («идолопоклонники») принимают 45 текстов, тогда как Стханакавасины и Терапантины принимают только 32. [25]

Список работ

[ редактировать ]

Каноны ( сиддханта ) шветамбаров обычно состоят из следующих текстов: [23] [26]

  • Двенадцать анг (конечностей)
  • Двенадцать упанг (вспомогательных конечностей)
    • Увавайя-сутта (санскрит: Аупапатика-сутра , «Места перерождения»)
    • Рая-пасенаиджа или Раяпасения ( Раджа-прашния , «Вопросы царя»)
    • Дживадживабхигама ( Jivajivabhigama , «Классификация одушевленных и неодушевленных существ»)
    • Паннавана ( Праджняпана , «Изречение на темы философии и этики»)
    • Сурия-паннатти ( Сурья-праджняпти , «Экспозиция на солнце»)
    • Джамбудвипа-паннатти ( Jambūdvīpa-prajñapti , «Экспозиция о континенте Джамбу и вселенной джайнов»)
    • Чанда-паннатти ( Чандра-праджняпти , «Изложение Луны и джайнской вселенной»)
    • Нираявалиао или Каппия ( Наракавалика , «Серия рассказов о персонажах, переродившихся в аду»)
    • Каппавадамсиао ( Kalpavataṃsikāh , «Серия рассказов о персонажах, переродившихся на небесах кальпы»)
    • Пуппьяо ( Пушпиках , «Цветы» относится к одной из историй)
    • Пупфа-чулиао ( Пушпа-чуликах , «Монахиня Пушпакула»)
    • Ванхи-дасао ( Вришни-даша , «Истории о персонажах легендарной династии, известной как Андхака-Вришни»)
  • Шесть Чедасутр (Тексты, касающиеся поведения монахов и монахинь)
    • Аяра-дасао (санскрит: Ачарадашах , «Десять [глав] о монашеском поведении», глава 8 — знаменитая Кальпа-сутра ).
    • Биха Каппа ( Брихат Кальпа , «[Великий] Религиозный кодекс»)
    • Вавахара (Вьявахара, «Процедура»)
    • Нисиха (Нишита, «Запреты»)
    • Джия-каппа ( Джита-кальпа , Обычные правила), признанная канонической только Мурти-пуджаками.
    • Маха-нисиха ( Маха-нишитха , Большой Нишитха), признанный каноническим только мурти-пуджаками.
  • Четыре Муласутры («Основные тексты», которые являются основополагающими произведениями, изучаемыми новыми монахами)
    • Дасавеялия-сутта (санскрит: Дашавайкалика-сутра ), ее запоминают все новые джайнские нищие.
    • Уттарадджхайана-сутта ( Уттарадхьяяна-сутра )
    • Авасая-сутта ( Авашьяка-сутра )
    • Пинда-ниджджутти и Огха-ниджджутти ( Пинда-нирюкти и Огха-нирюкти ), принятые как канонические только Мурти-пуджаками.
  • Две Куликасутры («приложения»)
    • Нанди-сутра - обсуждает пять типов знания.
    • Ануйогадвара-сутра - технический трактат по аналитическим методам, обсуждает Анекантаваду.

Разные коллекции

[ редактировать ]

Чтобы достичь номера 45, каноны Муртипуджака Шветамбары содержат «Разное» собрание дополнительных текстов, называемое Паинная суттами (санскрит: Пракирнака сутры , «Разное»). Количество этого раздела варьируется в зависимости от отдельного подраздела (от 10 текстов до более 20). Они также часто включали дополнительные работы (часто спорного авторства), называемые «сверхштатными Пракирнаками». [27] Обычно считается, что тексты Паинная не имеют такого же авторитета, как другие произведения канона. Большинство этих работ написаны на джайнском Махараштри Пракрите, в отличие от других писаний Шветамбары, которые, как правило, написаны на Ардхамагадхи. Поэтому они, скорее всего, являются более поздними произведениями, чем «Анги» и «Упанги». [27]

Каноны Муртипуджака Джайн обычно принимают 10 Паинная как канонические, но существуют широко распространенные разногласия по поводу того, какой 10 писаниям придается канонический статус. Наиболее широко распространенный список из десяти Священных Писаний следующий: [27]

  • Чау-сарана (санскрит: Чатухшарана , «четыре прибежища»)
  • Аура-пакчакхана ( Атура-пратьяхьяна , «Отречение больного»)
  • Бхатта-паринна ( Бхакта-париджня , «Отказ от еды»)
  • Самтхарага ( Самстарака , «Соломенная кровать»)
  • Тандула-вейалия ( Tandula-vaicārika , «Размышление о рисовых зернах»)
  • Чанда-веджжхайя ( Чандраведхьяка , «Попадание в цель»)
  • Девинда-ттхая ( Девендра-става , «Похвала царей богов»)
  • Гани-виджа ( Гани-видья , «Знание Гани»)
  • Маха-пакчакхана ( Маха-пратьяхьяна , «Великое отречение»)
  • Вира-тхава ( Вира-става , «Великое отречение»)

Дигамбара Сиддханта

[ редактировать ]
Ачарья Пушпаданта, изображен записывающим Шаткхандагаму.
Ачарья Кундакунда , один из самых важных философов дигамбара.

Согласно дигамбарской традиции, оригинальные писания были утеряны примерно во II веке нашей эры. [28] Ачарья Бхутабали считается последним аскетом, который частично знал первоначальный канон. [29] Дигамбарская традиция гласит, что Ачарья Дхарасена (I век н. э.) руководил Ачарьей Пушпадантой и Ачарьей Бхутабали, чтобы записать то, что осталось от утерянных учений, в писания на пальмовых листьях. Эти два Ачарья написали Шаткхандагаму (Писание из шести частей), которое считается одним из старейших дигамбарских текстов. Они датируются II-III веком нашей эры. [28] Примерно в то же время Ачарья Гунадхар написал «Кашайапахуда» («Трактат о страстях»). [29] [30] Эти два текста представляют собой две основные дигамбарские агамы. [30]

Канон священных писаний Дигамбара включает эти два основных текста, три комментария к основным текстам и четыре (более поздние) ануйоги (экспозиции), состоящие из более чем 20 текстов. [31] [32]

Великий комментатор Вирасена написал два текста комментариев к « Шаткхандагаме» : « Дхавал-тика» к первым пяти томам и «Маха-дхавал-тика» к шестому тому « Шаткхандагамы» около 780 года нашей эры. Вирасена и его ученик Джинасена также написали комментарий к Кашаяпахуде , известный как Джая-дхавала-тика . [30]

Нет единого мнения по поводу канонических Ануйогас («Экспозиций»). Ануйоги были написаны между 2-м и 11-м веками нашей эры либо на джайна- шаурасени -пракрите, либо на санскрите . [28]

Экспозиции ( Ануйоги ) разделены на четыре литературные категории: [31]

  • Категория «Первая» ( Пратхамануйога ) содержит различные произведения, такие как джайнские версии Рамаяны ( VII века например, «Падма-пурана» Равишены ) и «Махабхарата» (например, Джинасены VIII века «Харивамша-пурана» ), а также «Джайнские универсальные истории». Джинасены VIII века (например, Ади-пурана ).
  • Изложения «расчета» ( Каранануйога ) представляют собой в основном работы по джайнской космологии (такие как «Тилоя-паннатти» Яти Вришабхи, датируемые 6-7 веками) и карме (например, «Гоммата-сара » Немичандры ). « Гомматсара Немичандры » ( 10 век) является одним из наиболее важных произведений дигамбара и содержит подробное изложение доктрины дигамбара. [33]
  • Изложения «поведения» ( Каранануйога ) представляют собой тексты о правильном поведении, такие как «Мулачара» Ваттакеры ( о монашеском поведении, 2 век) и « Ратнакарандака-Шравакачара» ( Самантабхадры 5 век), в которой основное внимание уделяется этике мирянина. [34] этой категории также посвящены чистоте души, например, работы Кундакунды, такие как -сара , Панкастикаясара Работы и Самайя Ниямасара . Эти работы Кундакунды (II век н. э. или позже) пользуются большим уважением и оказали историческое влияние. [35] [36] [37]
  • Экспозиция «Субстанция» ( Дравьянуйога ) включает тексты об онтологии вселенной и личности. Умасвамина Всеобъемлющая «Таттвартха-сутра» является стандартным трудом по онтологии, а » Пуджьяпады (464–524 гг. н. э.) «Сарвартхасиддхи является одним из самых влиятельных дигамбарских комментариев к « Таттвартхе» . В этот сборник также входят различные работы по эпистемологии и рассуждениям, такие как «Апта-миманса» Самантабхадры и работы Акаланки (720–780 гг. н.э.), такие как его комментарий к « Апта-мимансе» и его «Ньяя-винишкая».

Постканоническая литература

[ редактировать ]
Таттвартсутра . считается самой авторитетной книгой по джайнизму и единственным текстом, авторитетным как в сектах шветамбара, так и в дигамбарах
Бюст Хемачандры в Университете Хемчандрачарья Северного Гуджарата

Доктринальные и философские труды

[ редактировать ]

Существуют различные более поздние джайнские произведения, которые считаются постканоническими, то есть они были написаны после закрытия джайнских канонов, хотя разные каноны были закрыты в разные исторические эпохи, и поэтому эта категория неоднозначна.

Таким образом, » Умасвати (ок. между 2-м и 5-м веками н.э.) « Таттвартхасутра («О природе реальности») включена в канон Дигамбара, но не в каноны Шветамбары (хотя они считают эту работу авторитетной). . Действительно, Таттвартхасутра считается авторитетным текстом джайнской философии во всех традициях джайнизма. [38] [39] [40] Оно имеет такое же значение в джайнизме, как Веданта-сутры и Йога-сутры в индуизме . [38] [41] [42]

Другие неканонические произведения включают различные тексты, приписываемые Бхадрабаху ( ок. 300 г. до н.э. ), которые называются Нирюкти и Самхиты .

По словам Винтерница, примерно после VIII века писатели-джайнисты Светамбара, ранее работавшие на пракрите, начали использовать санскрит. Дигамбары также несколько раньше переняли санскрит. [8] К самым ранним джайнским работам на санскрите относятся сочинения Сиддхасены Дивакары ( ок. 650 г. н. э. ), который написал « Санматитарка» («Логика истинной доктрины») — первый крупный джайнский труд по логике, написанный на санскрите . [43]

Другие более поздние работы и писатели включают:

  • Джинабхадра (6–7 века) - автор Авашьяксутры (джайнских принципов) Вишесанавати и Вишешавасьякабхасья (Комментариев к основам джайна).
  • Маллавадин (8 век) - автор «Наячакры» и «Двадасаранаячакры» (Философской энциклопедии), в которых обсуждаются школы индийской философии . [44]
  • Харибхадра- сури (ок. 8 века) — выдающийся учёный шветамбара, написавший комментарии к Агамам. Он также написал « Йогадриштисамуччая» , ключевой джайнский текст по йоге, в котором сравниваются системы йоги буддистов, индуистов и джайнов. Гунаратна ( ок. 1400 г. н.э. ) написал комментарий к работе Харибхадры.
  • Прабхачандра (8–9 века) - джайнский философ, составил 106-сутру «Таттвартхасутра» и исчерпывающие комментарии к двум ключевым работам по джайнской ньяе, Прамеякамаламартанде » Маникьянанди , основанным на «Парикшамухам и Ньяякумуудачандре Акаланки на «Лагиястрая» .
  • Абхаядева (1057–1135 гг. Н. Э.) – автор «Вадамахрнавы» («Океана дискуссий»), которая представляет собой тику (комментарий) Санмартики из 2500 стихов и великий трактат по логике. [44]
  • Хемачандра ( ок. 1088 – ок. 1172 н.э. ) написал «Йогашастру» , учебник по йоге и Адхатма-упанишадам . Его небольшая работа «Витрагастути» дает краткое изложение доктрины джайнов в форме гимнов. Позднее это было подробно описано Маллисеной ( ок. 1292 г. ) в его работе «Сьядавадаманджари» .
  • Вадидева (11 век) - он был старшим современником Хемачандры и, как говорят, является автором Парамананаятаттавалокаланкары и ее объемного комментария Сьядвадаратнакара , который устанавливает верховенство доктрины Сьядвады .
  • Есть и другие важные комментаторы Агам, в том числе Абхаядева-сури ( ок. 11 века ) и Малаягири (ок. 12 века).
  • Видьянанди (11 век) – джайнский философ, составивший блестящий комментарий к «Таттвартхасутре» Ачарьи Умасвами, известный как Таттвартхашлокавартика .
  • Девендрасури написал « Кармагрантху» , которая представляет собой изложение джайнской теории кармы .
  • Яшовиджая (1624–1688) был джайнским знатоком Навья-Ньяи и написал Вритти (комментарии) к большинству ранних джайнских произведений Самантабхадры, Акаланки, Маникьянанди, Видьянанди, Прабхачандры и других в преобладающем в то время стиле Навья-Ньяя . Яшовийя имеет в своем активе богатую литературную деятельность – более 100 книг на санскрите , пракрите , гуджарати и раджастхани . Он также известен своими Джнянасарой (сутью знания) и Адхайятмасарой (сущностью духовности).
  • Локапракаша . Винаявиджаи была написана в 17 веке нашей эры
  • Шриварддхаева (он же Тумбулурачарья) написал комментарий на языке каннада к «Таттвартхадигама-сутре» .
  • Атмасиддхи Шастра — это духовный трактат в стихах, составленный на гуджарати святым девятнадцатого века джайнским , поэтом-философом Шримадом Раджчандраджи (1867–1901), который состоит из 142 стихов, объясняющих фундаментальные философские истины о душе и ее освобождении . В нем излагаются шесть фундаментальных истин о душе, которые также известны как Сатапада (шесть шагов).
  • « Саман Суттам» представляет собой сборник древних текстов и доктрин, признанных всеми джайнскими сектами, собранный в первую очередь Джинендрой Варни , а затем исследованный и одобренный монахами различных сект и другими учеными в 1974 году.

Грамматика

[ редактировать ]

«Джайнендра-вьякарана » Ачарьи Пуджьяпады и «Сакатаяна-вьякарана» Сакатаяны обе работы по грамматике, написанные в ок. 9 век нашей эры .

Сиддха-Хем-Шабданушасана» Ачарьи Хемачандры ( ок. XII в. н.э. ) рассматривается Ф. Килхорном как лучшее грамматическое произведение индийского средневековья. Примечательна также книга Хемачандры «Кумарапалачаритра». [ нужна ссылка ]

Повествовательная литература и поэзия

[ редактировать ]

Повествовательная литература джайнов в основном содержит рассказы о шестидесяти трёх выдающихся личностях, известных как Салакапуруса , и людях, которые были с ними связаны. Некоторые из важных работ - Харивамшапурана Джинасены 8 века ( ок. н.э. ), Викрамарджуна-Виджая (также известный как Пампа-Бхарата) поэта каннада по имени Ади Пампа ( ок. 10 века н.э. ), Пандавапурана Шубхачандры . ( ок. 16 века) СЕ ).

Математика

[ редактировать ]

Джайнская литература охватывала множество тем математики около 150 г. н.э., включая теорию чисел, арифметические операции, геометрию, операции с дробями, простые уравнения, кубические уравнения, биквадрические уравнения, перестановки, комбинации и логарифмы. [45]

Джайнская литература существует в основном на джайнском пракрите , санскрите , маратхи , тамильском , раджастхани , дхундари , марвари , хинди , гуджарати , каннада , малаялам , телугу. [46] и в последнее время на английском языке . [ нужна ссылка ]

Джайны внесли свой вклад в развитие классической и популярной литературы Индии . Например, почти вся ранняя литература на каннада и многие произведения на тамильском языке были написаны джайнами. Некоторые из старейших известных книг на хинди и гуджарати были написаны джайнскими учеными. [ нужна ссылка ]

Первая автобиография на родоначальнике хинди, Брадже Бхаше , называется Ардхакатханака и была написана джайном Банарасидасом , ярым последователем Ачарьи Кундакунды, жившим в Агре . Многие тамильские классические произведения написаны джайнами или с учетом джайнских верований и ценностей в качестве основной темы. Практически все известные тексты на языке апабхрамши являются джайнскими произведениями. [ нужна ссылка ]

Древнейшая джайнская литература находится в Шаурасени и джайнском пракрите ( джайнские агамы , агама-туля, тексты сиддханты и др.). Многие классические тексты написаны на санскрите (Таттвартха Сутра, Пураны , Кош, Шравакачара, Математика, Нигхантус и т. д.). «Абхидхана Раджендра Коша», написанная Ачарьей Раджендрасури , является единственной доступной джайнской энциклопедией или джайнским словарем, позволяющей понять джайнский пракрит, ардха-магадхи и другие языки, слова, их использование и ссылки в древнейшей джайнской литературе. [ нужна ссылка ]

Джайнская литература была написана на апабхрамше (кахас, расы и грамматики), стандартном хинди (Чхахадхала, Мокш Марг Пракашак и другие), тамильском ( Налатияр , Чивака Чинтамани , Валаяпати и другие) и каннаде ( Ваддарадхане и различные другие тексты). . Джайнские версии Рамаяны и Махабхараты встречаются на санскрите, пракритах, апабхрамше и каннаде. [ нужна ссылка ]

Джайнский пракрит — это термин, широко используемый для обозначения языка джайнских агам (канонических текстов). Книги джайнизма были написаны на популярных местных диалектах (в отличие от санскрита ) и, следовательно, охватывают ряд родственных диалектов. Главным среди них является Ардха Магадхи , который из-за его широкого использования также стал считаться окончательной формой Пракрита . Другие диалекты включают версии Махараштры и Саурасени . [23]

Влияние на индийскую литературу

[ редактировать ]
Надпись в Мангуламе, датированная II веком до нашей эры.

Часть литературы сангама на тамильском языке приписывается джайнам. Подлинность и интерполяции спорны, поскольку они представляют индуистские идеи. [47] Некоторые ученые утверждают, что джайнские части были добавлены примерно в 8 веке нашей эры или позже и не являются древними. [48] Тамильские джайнские тексты, такие как « Чивака Чинтамани» и «Налатияр», приписываются авторам дигамбара-джайнов. [49] [50] Эти тексты подвергались интерполяциям и изменениям. Например, сейчас общепринято, что джайнская монахиня Канти вставила в «Чивака Чинтамани» стихотворение из 445 стихов. в XII веке [51] [52] Тамильско-джайнская литература, по словам Дандаса, «на протяжении веков с любовью изучалась и комментировалась как индуистами, так и джайнами». [50] Темы двух тамильских эпосов, в том числе « Силападиккарама» , несут в себе влияние джайнизма. [50]

Ученые-джайны также внесли свой вклад в литературу каннада . [53] Тексты дигамбара-джайнов в Карнатаке необычны тем, что были написаны под патронажем королей и региональных аристократов. Они описывают насилие и воинскую доблесть воина как эквивалент «полностью преданного джайнскому аскету», игнорируя абсолютное ненасилие джайнизма. [54]

Библиотеки джайнских рукописей, называемые бхандарами, внутри джайнских храмов — старейшие из сохранившихся в Индии. [55] Джайнские библиотеки, в том числе коллекции Шветамбара в Патане, Гуджарате и Джайселмере, Раджастхан , а также коллекции Дигамбара в храмах Карнатаки, имеют большое количество хорошо сохранившихся рукописей. [55] [56] К ним относятся джайнская литература, а также индуистские и буддийские тексты. Почти все они датируются примерно XI веком нашей эры или позже. [57] Самые большие и ценные библиотеки находятся в пустыне Тар , спрятанные в подземных сводах джайнских храмов. Эти коллекции были повреждены насекомыми, и лишь небольшая часть была опубликована и изучена учеными. [57]

Список джайнских текстов

[ редактировать ]

Изображенные тексты

[ редактировать ]
Ратна Каранда Шравакачара
  1. Шаткхандагама — Ачарья Пушпадант, Ачарья Бхутабали
  2. Самайсар — Ачарья Кундкунд
  3. Ниямасара — Ачарья Кундкунд
  4. Правачансара — Ачарья Кундкунд
  5. Аштапахуд — Ачарья Кундкунд
  6. Панчастикая — Ачарья Кундкунд
  7. Райансара — Ачарья Кундкунд
  8. Даш Бхакти — Ачарья Кундкунд
  9. Варшанувекха — Ачарья Кундкунд
  10. Таттвартха Сутра — Ачарья Умасвами
  11. Аптамиманса — Ачарья Самантабхадра
  12. Сваямбху Стотра — Ачарья Самантабхадра
  13. Ратнакаранда Шравакачар — Ачарья Самантабхадра
  14. Стути Видья — Ачарья Самантабхадра
  15. Юктянушасана — Ачарья Самантабхадра
  16. Таттвасара – Ачарья Девсена
  17. Арадхана Саар — Ачарья Девсен
  18. Аалап Паддхати — Ачарья Девсен
  19. Даршансара - Ачарья Девсена
  20. Бхавасанграх – Ачарья Девсен
  21. Лагху Наячакра — Ачарья Девсен
  22. Иштопадеш — Ачарья Пуджьяпад (Девананди)
  23. Самадхи Тантра — Ачарья Пуджьяпада (Девананди)
  24. Сарвартхасиддхи — Ачарья Пуджьяпад (Девананди)
  25. Вайдьяка Шастра — Ачарья Пуджьяпада (Девананди)
  26. Сиддхиприя Стотра — Ачарья Пуджьяпад (Девананди)
  27. Джайнендра Вьякаран — Ачарья Пуджьяпада (Девананди)
  28. Параматма Пракаш — Ачарья Йогинду Дев
  29. Йогасара – Ачарья Йогинду Дев
  30. Наукар Шравакачарья — Ачарья Йогинду Дев
  31. Таттвартха Тика — Ачарья Йогинду Дев
  32. Амриташити - Ачарья Йогинду Дев
  33. Субхашит Тантра – Ачарья Йогинду Дев
  34. Адхьятма Сандоха — Ачарья Йогинду Дев
  35. Санмати Сутра — Ачарья Сиддхасена Дивакар
  36. Калян Мандир — Ачарья Сиддхасен Дивакар
  37. Ашташати — Ачарья Акаланкадева
  38. Лагиястрая — Ачарья Акаланкадева
  39. Ньяявинищая Савртти — Ачарья Акаланкадева
  40. Сиддхивинищая Савртти — Ачарья Акаланкадева
  41. Праман Санграх Савритти — Ачарья Акаланкдев
  42. Таттвартха Раджавартика — Ачарья Акаланкадева
  43. Хариванш Пурана — Ачарья Джинсен (первый)
  44. Ади Пурана - Ачарья Джинсен
  45. Уттарпуран — Ачарья Гунбхадра
  46. Атманушасан — Ачарья Гунбхадра
  47. Аштасахастри — Ачарья Видьянанда
  48. Шлока Вартика – Ачарья Видьянанда
  49. Аптпарикша — Ачарья Видьянанда
  50. Праманпарикша — Ачарья Видьянанда
  51. Патра Парикша — Ачарья Видьянанд
  52. Кшатриячудамани — Ачарья Вадибхасингх Сури
  53. Гадьячинтамани — Ачарья Вадибхасингх Сури
  54. Картикея Анупрекша — Ачарья Картикея Свами
  55. Таттвартхасара — Ачарья Амритчанд
  56. ПурушартхасиддхиУпайя — Ачарья Амритчандра
  57. Атмахьяти Тика — Ачарья Амритчандра
  58. Лагутатвасфот – Ачарья Амритчандра
  59. Таттвапрадипика Тика — Ачарья Амритчандра
  60. Варанг Чаритра — Шри Джата Сингх Нанди
  61. Чандрапрабха Чаритра — Ачарья Вирананди
  62. Кашай Пахуд — Ачарья Гундхар
  63. Гомматасара — Ачарья Немичандра Сиддханта Чакраварти
  64. Пашаначариу — Мудрец Падмакирти
  65. Трилоксара — Ачарья Немичандран Сиддхант Чакраборти
  66. Лабдисар — Ачарья Немичандран Сиддхант Чакраборти
  67. Кшапанасар — Ачарья Немичандран Сиддхант Чакраборти
  68. Тилояпаннатти — Ачарья Ятивришабха
  69. Джамбудвипа Паннатти — Ачарья Ятивришабха
  70. Дхавала Тика — Ачарья Вирсен
  71. Яшстилак Чампу — Ачарья Сомдев
  72. Нитивакьямрит — Ачарья Сомдев
  73. Адхьятматарангини — Ачарья Сомдев
  74. Сиддхивинищая Тика — Брихад Анантавирья
  75. Праманасамграхабхашья — Брихад Анантавирья
  76. Шактаяна Шабданушасана — Ачарья Шактаяна
  77. Кевали Бхукти — Ачарья Шактаяна
  78. Лагху Дравья Сангра — Ачарья Немичанд
  79. Вихад Дравья Сангра — Ачарья Немичандра
  80. Прамея-Камал-Мартанд — Ачарья Прабхачандра
  81. Ньяй Кумудчандра — Ачарья Прабхачандра
  82. Таттвартха-вриттипада-виваранам — Ачарья Прабхачандра
  83. Шактаян-Ньяс — Ачарья Прабхачандра
  84. Шабдамбходж Бхаскар — Ачарья Прабхачандра
  85. Гадьякатхакош – Ачарья Прабхачандра
  86. Прадьюмначаритра — Ачарья Махасена
  87. Бхактамар Стротра — Ачарья Мантунг
  88. Падмананди Панчавиншатика — Ачарья Падмананди (II)
  89. Мулачара — Свами Ачарьи Ваттакера
  90. Гьянарнав - Шубхачандрачарья джи
  91. Бхагавати Арадхана — Ачарья Шиварья (Шивкоти)
  92. Амитгати Шравакачарья — Ачарья Амитгати
  93. Дхарма Парикша - Ачарья Амитгати
  94. Субхашит Ратна Сандох — Ачарья Амитгати
  95. Таттва Бхавана — Ачарья Амитгати
  96. Панч Сангра – Ачарья Амитгати
  97. Бхавана Дватриншатика — Ачарья Амитгати
  98. Ниямасара Тика — Ачарья Падмапрабхамаладхаридева
  99. Паршвнатх Стотра — Ачарья Падмапрабхамаладхаридева
  100. Дхармаамрита — Ачарья Наясена
  101. Самасаратпарьявриттитика — Ачарья Джаясена (II)
  102. Ниямарататпарьявриттикика — Ачарья Джаясена (II)
  103. Панчастикаятатпарьяврттикика — Ачарья Джаясена (II)
  104. Таттванушасана — Ачарья Рамсен
  105. Прамеяратнамала — Ачарья Лагху Анантавирья
  106. Сиддханцаар – Ачарья Нарендрасен
  107. Опыт [58] — Ачарья Маникьянанди
  108. Ньяядипика — Ачарья Дхармабхушан Йети
  109. Дравья Пракаш Наячакра — Ачарья Майил Дхавал
  110. Падма Пурана — Ачарья Равишена
  111. Мулачара — Свами Ачарья Ваттакер
  112. Ганитасар Сангра — Ачарья Махавир
  113. Шрипал Чаритра — Ачарья Сакалкирти
  114. Шантинатх Чаритра — Ачарья Сакалкирти
  115. Вардхаман Чаритра — Ачарья Сакалкирти
  116. Маллинатх Чаритра — Ачарья Сакалкирти
  117. Яшодхар Чаритра — Ачарья Сакалкирти
  118. Дханьякумар Чаритра — Ачарья Сакалкирти
  119. Сукмал Чаритра — Ачарья Сакалкирти
  120. Сударшан Чаритра — Ачарья Сакалкирти
  121. Джамбусвами Чаритра — Ачарья Сакалкирти
  122. Мулачар Прадип — Ачарья Сакалкирти
  123. Паршнатх Пурана — Ачарья Сакалкирти
  124. Сиддхантасар Дипак — Ачарья Сакалкирти
  125. Таттвартхасара Дипак — Ачарья Сакалкирти
  126. Агамасара — Ачарья Сакалкирти
  127. Меру Мандир Пурана — Шри Вамана Муни Джи
  128. Праман Грантх – Ачарья Ваджрананди
  129. Чаубиши Пурана — Ачарья Шубхачандра
  130. Шреник Чаритра — Ачарья Шубхачандра
  131. Шри Пандава Пурана — Ачарья Шубхачандра
  132. Шри Шреник Чаритра — Ачарья Шубхачандра
  133. Чандрапрабха Чаритра - Ачарья Шубхачандра
  134. Караканду Чаритра — Ачарья Шубхачандра
  135. Чандана Чаритра — Ачарья Шубхандра
  136. Дживандхар Чаритр – Ачарья Шубхачандра
  137. Адхьятматарангини - Ачарья Шубхачандра
  138. Пракрит Лакшан — Ачарья Шубхачандра
  139. Ганитасар Сангра — Ачарья Шридхар
  140. Трилокасаратика — Ачарья Мадхавачанд
  141. Йогасара Праабхрит – Ачарья Амитгати
  142. Брихаткатхакоша – Ачарья Харисена
  143. Арадханасар — Ачарья Равибхадра
  144. Ачарсар — Ачарья Вирананди
  145. Вардхаман Чаритра — Ачарья Асаг
  146. Судансана Чариу — Ачарья Наянанди
  147. Экибхав Стотра — Ачарья Вадирадж
  148. Коллекция Пурансар — Ачарья Шричанд
  149. Васунанди Шравакачарья – Ачарья Васунанди
  150. Бхавана Паддхати — Ачарья Падмананди
  151. Ангар Дхармамрита — Пандит Ашадхар
  152. Сагар Дхармамрит — Пандит Ашадхар
  153. Бхаратеш Вайбхав — Махакави Ратнакар джи
  154. Самайсар Натак — Пандит Банарсидас
  155. Брахма Вилас - Бхайя Бхагватидас
  156. Чхадхала — Пандит Дьянтарай
  157. Крия Кош — Пандит Даулатрам (первый)
  158. Бхав Дипика - Пандит Дипчанд
  159. Чид Вилас — Пандит Дипчанд
  160. Паршва Пурана — Пандит Бхудхардас
  161. Джин Шатак — Пандит Бхудхардас
  162. Мокшамарг Пракашак — Пандит Тодермал
  163. Гомматасара Тика — Пандит Тодармал
  164. Лабдисар Тика — Пандит Тодермал
  165. Кшапанасар Тика — Пандит Тодермал
  166. Трилоксар Тика — Пандит Тодермал
  167. ?
  168. Пурушартсиддхиупаетика — Пандит Тодермал
  169. Джайн Сиддханта Правешика — Пандит Гопалдасджи Барайя
  170. Чхадхала — пт. Даулатрамджи (II)
  171. Ратнакаранда Вачаника — Pt. Садасухдас
  172. Самайсар Вачаника — Pt. Джайчанд Чавда
  173. Чхадхала — Пандит Будхаджан
  174. Махавираштак Стотра — Пандит Бхагчанд
  175. Джайнендра Сиддханта Коша — Кшуллака Джинендра Варн

Тексты Шветамбары

[ редактировать ]

Агамы — это основные писания, которым следуют джайны и проповедуют тиртханкары. Секты Шветамбара и Дигамбара верят в 12 Агам. Оба также считают, что 12-я Агама Дриштивада ( Дриштивада ) была утеряна с течением времени, и осознали необходимость превратить устную традицию в письменную. В то время как Дигамбары считали, что все 12 Агам были потеряны, Шветамбарс считал, что первые 11 Агам не были потеряны. Они собрали их в письменном виде в VI веке нашей эры в Валлабхи, Гуджарат. Список следующий.

Всего существует 45 Агам (11 Анга-агам и 34 Анга-Бахья-агамы).

11 Анга Агам
[ редактировать ]
  1. Аяранга (санскрит: Ачаранга, что означает: «О монашеском поведении»)
  2. Суягада (Сутракританга, «О еретических системах и взглядах»)
  3. Тхананга (Стхананга, «О различных моментах [учения]»)
  4. Самаваянга (Самаваянга, «О возрастании численных групп»)
  5. Вияха-паннатти / Бхагавай (Вьякхья-праджняпти или Бхагавати, «Изложение объяснений» или «Святой»)
  6. Ная-дхамма-кахао (Джната-дхармакатханга, «Притчи и религиозные истории»)
  7. Увасага-дасао (Упасака-дашах, «Десять глав о джайнах-мирянах»)
  8. Ануттаровавайя-дасао (Антакрд-дашах, «Десять глав о тех, кто положил конец перерождению в этой самой жизни»)
  9. Ануттараупапатикадаша (Ануттаропапатика-дашах, «Десять глав о тех, кто переродился на самых верхних небесах»)
  10. Панха-вагарана (Прашна-вьякарана, «Вопросы и объяснения»)
  11. Вивага-суя (Випакашрута, «Плохие или хорошие результаты совершенных поступков»)
34 Анга Бахья Агама
[ редактировать ]

34 Анга Бахья Агамы состоят из 12 Упанга Агам, 6 Чеда-сутр, 6 Мула-сутр и 10 Паинная-сутр.

Упанга Агамы

  1. Увавайя-сутта (санскрит: Аупапатика-сутра, «Места перерождения»)
  2. Рая-пасенаиджа или Раяпасения (Раджа-прашния, «Вопросы царя»)
  3. Дживадживабхигама (Дживадживабхигама, «Классификация одушевленных и неодушевленных существ»)
  4. Паннавана (Праджняпана, «Изречение на темы философии и этики»)
  5. Сурия-паннатти (Сурья-праджняпти, «Экспозиция на солнце»)
  6. Джамбудвипа-паннатти (Джамбудвипа-праджняпти, «Экспозиция о континенте Джамбу и вселенной джайнов»)
  7. Чанда-паннатти (Чандра-праджняпти, «Изложение Луны и джайнской вселенной»)
  8. Нираявалиао или Каппия (Наракавалика, «Серия рассказов о персонажах, переродившихся в аду»)
  9. Каппавадамсиао (Калпаватамсиках, «Серия рассказов о персонажах, переродившихся на небесах кальпы»)
  10. Пупфиао (Пушпиках, «Цветы» относится к одной из историй)
  11. Пупфа-чулиао (Пушпа-чуликах, «Монахиня Пушпакула»)
  12. Ванхи-дасао (Вришни-даша, «Истории о персонажах легендарной династии, известной как Андхака-Вришни»)

Чеда сутры (тексты, касающиеся поведения монахов и монахинь)

  1. Аяра-дасао (санскрит: Ачарадаша, «Десять [глав] о монашеском поведении», глава 8 - знаменитая Кальпа-сутра)
  2. Биха Каппа (Брихат Кальпа, «[Великий] Религиозный кодекс»)
  3. Вавахара (Вьявахара, «Процедура»)
  4. Нисиха (Нишита, «Запреты»)
  5. Джия-каппа (Джита-кальпа, Обычные правила)
  6. Маха-ниситха (Маха-ниситха, Большая Нишитха)

Мула сутры («Основные тексты», которые представляют собой основополагающие труды, изучаемые новыми монахами)

  1. Дасавеялия-сутта (санскрит: Дашавайкалика-сутра), ее запоминают все новые джайнские нищие.
  2. Уттарадджхайана-сутта (Уттарадхьяяна-сутра)
  3. Авасая-сутта ( Авашьяка-сутра )
  4. Пинда-ниджджутти и Огха-ниджджутти (Пинда-нирюкти и Огха-нирюкти), Чуликасутры («приложения»)
  5. Нанди-сутра - обсуждает пять типов знания.
  6. Ануйогадвара-сутра - технический трактат по аналитическим методам, обсуждает Анекантаваду.

Паинная сутры (санскрит: Пракирнака сутры, «Разное»)

  1. Чау-сарана (санскрит: Чатухшарана, «четыре прибежища»)
  2. Аура-пакчакхана (Атура-пратьяхьяна, «Отречение больного»)
  3. Бхатта-паринна (Бхакта-париджня, «Отказ от еды»)
  4. Самтхарага (Самстарака, «Соломенная кровать»)
  5. Тандула-вейалия (Тандула-вайчарика, «Размышление о рисовых зернах»)
  6. Чанда-веджжхайя (Чандраведхьяка, «Попадание в цель»)
  7. Девинда-ттхая (Девендра-става, «Похвала царей богов»)
  8. Гани-виджа (Гани-видья, «Знание Гани»)
  9. Маха-пакакхана (Маха-пратьяхьяна, «Великое отречение»)
  10. Вира-тхава (Вира-става, «Великое отречение»)

Основные писания ачарьев

[ редактировать ]

Основные писания Ачарьи Умасвати (I–II века нашей эры)

  1. Таттвартха Сутра (О природе [артха] реальности [таттва])
  2. Прасамарати (руководство для стремящегося на пути мира и освобождения от кармического рабства)

Основные писания Ачарьи Вималсури (3 век нашей эры)

  1. Паумчария (Джайн Рамаян)

Основные писания Ачарьи Харибхадрасури (8 век нашей эры)

  1. Анекантаджайапатака [Знамя Победы Анекантавады (релятивизм)] - в котором выдвигаются аргументы об Анекантаваде.
  2. Анекантавадаправеша , обсуждает джайнскую философию.
  3. Анекантасиддхи - устанавливает концепцию неабсолютизма (анеканта).
  4. Атмасиддхи (Реализация себя), труд о душе
  5. Упадешапада , сборник рассказов, в которых показано, как трудно обеспечить человеческое рождение.
  6. Дамсанасуддхи , текст посвящен Самьягдаршане (правой вере) и ее чистоте.
  7. Дарисанасаттари , еще одна работа по Самьягдаршане.
  8. Дхаммасангахани , работа над Дхармой
  9. Локататтванирная , работа по сравнительному религиоведению, в которой он говорит об индуистских богах.
  10. Самсарадаваналастути , произведение, восхваляющее Тиртанкара.
  11. Самарайкчакаха , сборник рассказов
  12. Самбохапайарана , труд по философии
  13. Аштакапракарана (Восьмеричное объяснение)
  14. Дхармабинду - в котором излагаются обязанности мирян, излагаются правила для нищих и описывается блаженство мокши.
  15. Дхуртакхьяна (Истории негодяя)
  16. Панчашака - пракритский труд по ритуалам и духовным вопросам.
  17. Ṣaḍdarśanasamuccaya (Сборник шести философий) - который сравнивает джайнизм с другими школами индийской философии.
  18. Самараицкакаха (История Самараики) - повествование, в котором описываются последствия кармы в истории о враждебности ее персонажей, продолжающейся в течение нескольких реинкарнаций.
  19. Шастравартасамукчая (Множество пояснительных учений)
  20. Йогабинду («Семена йоги») – труд по йоге.
  21. Yogadṛṭisamuccaya (Множество взглядов на йогу) - еще один труд по йоге.
  22. Йогашатака – третий труд по йоге. В этих трех томах он сравнивает йогу джайнизма с другими разновидностями йоги, распространенными в Индии того времени.
  23. Санматти Пракаран

Основные писания Каликалсарвангны Ачарьи Хемачандры (12 век нашей эры)

  1. Тришашти-шалака-пуруша-чарита («Деяния 63 прославленных людей»)
  2. Паришиштапарван (Стхавиравали)
  3. Сиддха-Хема-Шабданушашана (грамматика)
  4. Абхидхан-Чинтамани (лексикон)
  5. Арханнити , работа о политике с точки зрения джайнизма.
  6. Кавьянупракаша
  7. Чандонушасана (работа над просодией)
  8. Аланкара Чудамани
  9. Прамана-миманса (логика)
  10. Витарага-Стотра (молитвы)

Основные писания Ачарьи Ратнашехарсури (15 век нашей эры)

  1. Сири-Сиривала-Каха
  2. Шраддх Видхи Пракаран

Основные писания Ачарьи Яшовияясури (17 век нашей эры)

  1. Аштасахасри Татпарьявиварана Тика
  2. Адхьятмасара
  3. Адхьятмопанишатпракарана
  4. Дхармапарикша
  5. Джайна Ньяяхандхахадья
  6. Джайна Таркабхаса
  7. Джнянасара
  8. Комментарий к Джнянарнаве
  9. Шрипал Раджа но Рас

Тексты, на которые претендуют обе секты

[ редактировать ]

Другие тексты

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б фон Глазенапп 1925 , стр. 109–110.
  2. ^ Чампат Рай Джайн 1929b , с. 135.
  3. ^ Чампат Рай Джайн 1929b , с. 136.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дандас 2002 , стр. 60–61.
  5. ^ Дандас 2002 , с. 61.
  6. ^ Натубхай Шах 2004 , стр. 39–40.
  7. ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. xi.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винтерниц 1972 , с. 427.
  9. ^ Нагендра Кр. Сингх. (2001). Энциклопедия джайнизма (под редакцией Нагендры Кр. Сингха). Нью-Дели: Публикации Anmol. ISBN   81-261-0691-3, стр. 4308
  10. ^ Йога: индийская традиция. Под редакцией Яна Уичера и Дэвида Карпентера. Лондон: Рутледжкерзон, 2003. ISBN   0-7007-1288-7 стр. 64
  11. ^ К. Чаппи (1993) Ненасилие по отношению к животным, земле и себе в азиатских традициях. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN   0-7914-1497-3 стр. 5
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бронкхорст, Йоханнес. «Период становления джайнизма (ок. 500 г. до н.э. – 200 г. н.э.)» (PDF) . Интернет-энциклопедия джайнизма Брилла . Университет Денисона, Эдинбургский университет, Бергенский университет, Калифорнийский университет, Беркли Джон Э. Корт, Пол Дандас, Кнут А. Якобсен, Кристи Л. Уайли. дои : 10.1163/2590-2768_BEJO_COM_047082 .
  13. ^ Мелтон и Бауманн 2010 , с. 1553.
  14. ^ Якоби, Герман (1884). Ф. Макс Мюллер (ред.). Ачаранга Сутра . Священные книги Востока т.22, Часть 1 . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN  0-7007-1538-Х . п. XLII
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Натубхай Шах 2004 , с. 40.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б фон Глазенапп 1925 , стр. 112–113.
  17. ^ Упиндер Сингх 2016 , стр. 444.
  18. ^ Виджей К. Джайн, 2016 , с. xii.
  19. ^ Джайни 1998 , с. 78–81.
  20. ^ фон Глазенапп 1925 , с. 124.
  21. ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 121–122.
  22. ^ «Сурьяпраджняпти Сутра» . Коллекция Шойена. Архивировано из оригинала 15 июня 2017 года.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Упиндер Сингх 2016 , с. 26.
  24. ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 110–111.
  25. ^ Бальбир, Налини. «Канон Шветамбары» . ДЖАЙНпедия .
  26. ^ Винтерниц 1972 , стр. 428–430.
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бальбир, Налини. «Пракирнака-сутры» . ДЖАЙНпедия .
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бальбир, Налини. «Дигамбарский канон» . ДЖАЙНпедия .
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Виджай К. Джайн, 2012 г. , с. xii.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сагармал Джайн, Шрипракаш Панди (1998) Джайнизм в глобальной перспективе с. 239. Сборник джайнских документов Парламента мировых религий 1993 года, Чикаго. Пабы Паршванатх Видьяпитх.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дандас 2002 , с. 80
  32. ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. xiiii.
  33. ^ Джайни 1927 , с. 5.
  34. ^ Джайни 1991 , с. 32–33.
  35. ^ Финеган 1989 , с. 221.
  36. ^ Бальцерович 2003 , стр. 25–34.
  37. ^ Чаттерджи 2000 , с. 282–283.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонс и Райан 2007 , стр. 439–440.
  39. ^ Умасвати 1994 , с. xi–xiii, Цитата: «То, что есть, известное джайнам как Таттвартха-сутра , признано всеми четырьмя джайнскими традициями как самое раннее, наиболее авторитетное и всеобъемлющее изложение их религии».
  40. ^ Дандас 2006 , стр. 395–396.
  41. ^ Умасвати 1994 , с. xiii.
  42. ^ Джонсон 1995 , стр. 46–51, 91–96.
  43. ^ Кварнстрем, Олле; Джайнизм и ранний буддизм: очерки в честь Падманаба С. Джайни, стр. 154.
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джайни 1998 , с. 85
  45. ^ Гевергезе 2016 , с. 23.
  46. ^ Банерджи, Сатья Ранджан (2005). Пролегомены к Prakritica et Jainica . Азиатское общество . п. 61.
  47. ^ Куш, Робинсон и Йорк, 2012 , стр. 515, 839.
  48. ^ Звелебил 1992 , стр. 13–16.
  49. ^ Палатка 1998 , стр. 163.
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дандас 2002 , с. 116–117.
  51. ^ Звелебил 1992 , стр. 37–38.
  52. ^ Spuler 1952 , стр. 24–25, контекст: 22–27.
  53. ^ Палатка 1998 , стр. 164.
  54. ^ Дандас 2002 , стр. 118–120.
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дандас 2002 , с. 83.
  56. ^ Гай, Джон (январь 2012 г.), «Джайнская рукописная живопись» , Метрополитен-музей , Хронология истории искусств Хейлбернна, заархивировано из оригинала 2 апреля 2013 г. , получено 25 апреля 2013 г.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дандас 2002 , стр. 83–84.
  58. ^ Джайн, Виджай К. (2021). Парикшамукха-сутра Ачарьи Маникьянанди - Парикшамукха-сутра, составленная Ачарьей Маникьянанди . Дехрадун: Принтеры Викальп. ISBN  978-81-932726-9-5 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Джайнские тексты

[ редактировать ]

Библиография санскритских и пракритских джайнских текстов (первоисточники) из Дандаса (2002):

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 595512dfeeec5fe9db5b8ddbb309688d__1721061660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/8d/595512dfeeec5fe9db5b8ddbb309688d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jain literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)