Шакатаяна
Шакатаяна | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 814 г. до н. э. |
Умер | 760 г. до н. э. |
Религия | индуизм |
Основной интерес(и) | Санскрит , Грамматика , Лингвистика |
Шакатаяна ( 814–760 до н. э.) [ 1 ] был санскритским грамматистом , лингвистом и знатоком Вед. [ 2 ] [ 3 ] Он известен своей теорией о том, что все существительные произошли от глагольного корня, который отличался от грамматика Панини . Он также утверждал, что предлоги имеют значение только тогда, когда они присоединены к существительным или другим словам. Его теории представлены в его работе «Шакатаяна-шабданушасана», которая не найдена полностью, но на которую ссылаются другие ученые, такие как Яска и Панини.
Ранняя жизнь и предыстория
[ редактировать ]Подробностей мало, однако считается, что он жил примерно в 7 или 8 веке до нашей эры, в тот же период, что и грамматист Панини . [ 4 ] Его часто путают с другими учеными с таким же именем, однако он известен своим грамматическим трактатом Шакатаяна -шабданушасана. [ 5 ] Судя по доступной информации, он был известен как ведический ученый, лингвист и грамматик. [ 6 ]
Вклад в лингвистику
[ редактировать ]Самая известная работа Шакатаяны - это его теория о том, что все существительные произошли от глагольного корня ( нирукта ), теория, которую Панини не утверждал. [ 7 ] Шакатаяна также предположил, что функциональные морфемы, такие как предлоги, не имеют никакого значения сами по себе, а вносят вклад в значение только тогда, когда они присоединены к существительным или другим содержательным словам. [ 8 ] Его теории описаны и представлены в систематической форме в его работе «Шакатаяна-шабданушасана» и более поздних ученых, таких как Яска. [ 9 ] Эта работа не сохранилась полностью, но фрагменты и ссылки в более поздних текстах дают представление о его грамматических теориях. [ 10 ]
Бимал Кришна Матилал в своей книге «Слово и мир» называет дебаты о ниркуте и вьякаране интересной философской дискуссией между найруктами , или этимологами, и паниниями, или грамматистами.
По мнению этимологов, все существительные (существительные) происходят от того или иного глагольного корня. Яска в своей «Нирукте» ссылается на эту точку зрения (фактически защищает ее) и приписывает ее более раннему ученому Шакатаяне. Это потребует, чтобы все слова можно было разложить на атомарные элементы, «корни» или «основы», а также «аффиксы» или «изгибы» - более известные на санскрите как дхату и пратьяя [...] Яска изложил точку зрения Гаргьи, который выступал против Шакатаяны (оба предшествовали Панини, который упоминает их по имени) и считал, что не все существенные слова или существительные ( nāma ) должны были происходить от корней, поскольку некоторые именные основы были «атомарными». [ 11 ]
Его теория была предметом споров среди древнеиндийских грамматистов, таких как Яска и Панини. [ 9 ] Акцент Шакатаяны на этимологии и происхождении слов от корней повлиял на последующую лингвистическую мысль и сформировал способы анализа и понимания языка. [ 9 ] Принятие и критика его теорий демонстрируют динамичный характер индийской интеллектуальной традиции; дебаты и дискуссии поощрялись и ценились. [ 12 ]
Философское воздействие
[ редактировать ]Идеи Шакатаяны были интерпретированы как соответствующие философской школе Мимансы, которая подчеркивает вечную природу слов и их значений. [ 13 ] Наследие мысли Шакатаяны выходит за пределы Индии, поскольку его идеи изучались учеными сравнительной лингвистики и философии. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джайни 1991 , с. 111.
- ^ Глазенапп 1999 , с. 130.
- ^ Сайни, Ранджит Сингх (1999). «один+сакатаяна» Постпанинские системы санскритской грамматики . Публикации Паримала. ISBN 978-817110161-0 .
- ^ Кардона, Джордж (1997). Панини: обзор исследований (Reprint d. Aufl., 1976, изд.). Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1494-3 .
- ^ Дешпанде, Мадхав (1993). Санскрит и пракрит, социолингвистические проблемы . Серия MLBD по лингвистике (1-е изд.). Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 978-81-208-1136-2 .
- ^ Бронкхорст, Йоханнес, изд. (2019). Читатель шабды: язык в классической индийской мысли . Исторические справочники по классической индийской мысли. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-18940-8 .
- ^ Стаал, Фриц, изд. (2003). Читатель санскритских грамматиков . Серия исследований по лингвистике (переиздание 1972 г.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-51549-8 .
- ^ Монье Уильямс , Индийская мудрость или примеры религиозных, философских и этических доктрин индусов , 1876 г. (цитата из перевода Гольдштукера « Яски » Нирукты )
- ^ Jump up to: а б с Катре, Сумитра (2015). Астадхьяи из Панини (2-е изд.). Мотилал Банарсидас. ISBN 9788120805217 .
- ^ Хубен, ДЖЕМ (1995). «Ведическая основа индуистского шабда». Журнал Американского восточного общества : 276–287.
- ^ Бимал Кришна Матилал (2001) [1990]. Слово и мир: вклад Индии в изучение языка . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-565512-5 .
- ^ Поллок, Шелдон И. (2009). Язык богов в мире людей: санскрит, культура и власть в досовременной Индии (1. Печатное издание в мягкой обложке). Беркли, Калифорния: Univ. из Калифорнии Пресс. ISBN 978-0-520-26003-0 .
- ^ Оливель, Патрик, изд. (1998). Ранние Упанишады: аннотированный текст и перевод . Исследования Южной Азии. Нью-Йорк Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512435-4 .
- ^ Поллок, Шелдон И. (2009). Язык богов в мире людей: санскрит, культура и власть в досовременной Индии (1. Печатное издание в мягкой обложке). Беркли, Калифорния: Univ. из Калифорнии Пресс. ISBN 978-0-520-26003-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шакатаяна. Стринирванакевалибхуктипракаране , изд. Муни Джамбувиджая, Бхавнагар, 1974 г.