Яска
Яска | |
---|---|
Рожденный | VII – V века до н.э. [1] |
Академическая работа | |
Эра | Поздний ведический период |
Основные интересы | Санскритская грамматика |
Известные работы | Нирукта , Ниханту |
Известные идеи | Грамматика , Лингвистика , Этимология |
Яска была древним индейцем [2] грамматик [3] [4] и лингвист [5] (7–5 века до н.э. [1] ). Предшествующий Панини (7–4 века до н.э.) [6] [7] [8] ), он традиционно считается автором Нирукты , дисциплины « этимологии » (объяснения слов) в рамках санскритской грамматической традиции , и Ниханту , старейшего прототезауруса в Индии. [9] Яска широко считается предшественником дисциплины, которая впоследствии стала этимологией как на Востоке, так и на Западе. [10]
Встречаться
[ редактировать ]Панини цитирует по крайней мере десять грамматистов и лингвистов до него. По словам Сумитры Мангеша Катре, десять имен ведических ученых, которые он цитирует, - это Аписали, Кашьяпа , Гаргья, Галава, Чакравармана, Бхарадваджа , Сакатаяна, Сакалья, Сенака и Сфотаяна. [11]
Определить точный век Яски сложно, и мнения разных ученых разнятся от VII–V веков до нашей эры. [1] Панини упоминает Яску как одного из предыдущих лингвистов, поэтому Яска должен предшествовать Панини. [ нужна ссылка ]
Вклад
[ редактировать ]Яска — автор Нирукты , [12] технический трактат по этимологии , лексическим категориям и семантике санскритских слов. Считается, что он стал преемником Шакатаяны , старого грамматика и толкователя Вед , который упоминается в его тексте.
Нирукта пытается объяснить , как определенные слова обретают свое значение, особенно в контексте интерпретации ведических текстов. Он включает в себя систему правил образования слов из корней и аффиксов, а также словарь неправильных слов и лег в основу более поздних лексиконов и словарей . Он состоит из трех частей, а именно: (i) Найгантука , сборник синонимов ; (ii) Найгама , собрание слов, свойственных Ведам, и (iii) Дайвата , слова, относящиеся к божествам и жертвоприношениям .
Нирукта, или этимология, была одной из шести веданг или обязательных предметов в программе ведической науки в древней Индии.
Лексические категории и части речи
[ редактировать ]Яска определяет четыре основные категории слов: [13]
- нама – существительные или существительные
- ахьята – глагол
- упасарга - предглаголы или префиксы
- нипата – частицы , неизменяемые слова (возможно, предлоги )
Яска выделил две основные онтологические категории: процесс или действие ( бхава ) и сущность или существо или вещь ( саттва ). Затем он сначала определил глагол как глагол, в котором преобладает бхава («процесс»), тогда как существительное — это глагол, в котором преобладает саттва («вещь»). Согласно одной интерпретации, «процесс» имеет раннюю стадию и позднюю стадию, и когда такой «процесс» является доминирующим смыслом, используется ограниченный глагол, например, во враджати , «прогулках», или пачати , повара». [13]
Но такая характеристика существительного / глагола недостаточна, так как некоторые процессы могут иметь и именной формы. Например, Он пошел на прогулку . Поэтому Яска предложил, чтобы, когда процесс упоминается как «окаменевшая» или «сконфигурированная» масса ( мурта ), простирающаяся от начала до конца, следует использовать отглагольное существительное, например , враджйа , прогулка, или пакти , приготовление пищи. Последнее можно рассматривать как случай суммарного сканирования . [14] поскольку элемент последовательности в процессе отсутствует.
Эти концепции связаны с современными представлениями о грамматическом аспекте : мурта представляет собой совершенный вид , а бхава аспект - несовершенный .
Яска также дает тест на существительные , как конкретные, так и абстрактные: существительные — это слова, которые можно обозначить местоимением that .
Слова как носители значения: споры об атомизме и холизме
[ редактировать ]Как и в современной семантической теории , Яска рассматривает слова как основных носителей значения. Эта точка зрения, согласно которой слова имеют первичный или предпочтительный онтологический статус при определении значения, яростно обсуждалась в индийской традиции на протяжении многих столетий. Две стороны дебатов можно назвать Найруктами (основанными на «Нирукте» Яски, атомистами ) и Вайякаранами (грамматиками, следовавшими за Панини, холистами ), и дебаты продолжались в различных формах в течение двенадцати столетий с участием различных философов из ньяи , мимамсы и холистов. Буддийские школы.
В текстах пратишахьи, которые предшествуют Яске, а также, возможно, Сакатаяне, суть спора загадочно изложена в форме сутры как «самхита пада-пракритих». Согласно атомистической точке зрения, слова будут первичными элементами (пракрити), из которых строится предложение, тогда как холистическая точка зрения рассматривает предложение как первичную сущность, изначально данную в контексте произнесения, и слова возникают в результате только посредством анализа и абстракции.
Эти дебаты касаются атомистической и целостной интерпретации лингвистических фрагментов – очень похожие дебаты бушуют сегодня между традиционной семантикой и когнитивной лингвистикой по поводу того, имеют ли слова сами по себе семантические интерпретации, которые можно составить для формирования более крупных цепочек. Взгляд когнитивной лингвистики на семантику заключается в том, что любое определение слова в конечном итоге ограничивает его значения, поскольку фактическое значение слова может быть истолковано только путем рассмотрения большого количества отдельных контекстуальных сигналов.
Этимологически существительные происходят от глаголов.
[ редактировать ]Яска также защищает точку зрения, впервые представленную в утерянном тексте Сакатаяны , о том, что этимологически большинство существительных происходят от глаголов. Примером в английском языке может служить существительное «Происхождение» , происходящее от латинского originalis , которое в конечном итоге основано на глаголе oriri , «подниматься». Эта точка зрения связана с позицией, согласно которой при определении категорий агентов поведение онтологически первично, скажем, по отношению к внешнему виду. Это также было источником серьезных дискуссий на протяжении нескольких столетий ( см. в Сакатаяне подробности ).
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чаттерджи 2020 .
- ^ Витцель 2009 .
- ^ Вергиани 2017 , с. 243, №4.
- ^ Шарфе 1977 , с. 88.
- ^ Сталь 1965 , с. 99.
- ^ Бронкхорст 2016 , с. 171.
- ^ Редакторы Британской энциклопедии (2013). Аштадхьяи, Работа Панини . Британская энциклопедия . Проверено 23 октября 2017 г.
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Будучи 2013 , с. 14–18.
- ^ Джа, Гириш Натх (2 декабря 2010 г.). Санскритская компьютерная лингвистика: 4-й Международный симпозиум, Нью-Дели, Индия, 10-12 декабря 2010 г. Труды . Спрингер. ISBN 978-3-642-17528-2 .
- ^ Саруп, Лакшман (1998). Ниханту и Нирукта: старейший индийский трактат по этимологии, филологии и семантике . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-1381-6 .
- ^ Панини; Сумитра Мангеш Катре (1989). Аштадхьяи из Панини Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 XIX–XXI. ISBN 978-81-208-0521-7 .
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бимал Кришна Матилал (1990). Слово и мир: вклад Индии в изучение языка . Дели; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-562515-8 . LCCN 91174579 . ОСЛК 25096200 . Яска рассматривается в главе 3.
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Лангакер, Рональд В. (1999). Грамматика и концептуализация . Когнитивно-лингвистические исследования, 14. Берлин; Нью-Йорк: Мутон де Грюйтер. ISBN 978-3-11-016604-0 . LCCN 99033328 . OCLC 824647882 .
Источники
[ редактировать ]- Чаттерджи, Манас (2020), «Эволюция яджурведических слов с точки зрения Яски» (PDF) , Международный журнал санскритских исследований .
- Гарольд Г. Кауард (1990). Философия грамматиков, в Энциклопедии индийской философии, том 5 (редактор: Карл Поттер) . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-81-208-0426-5 .
- Бод, Ренс (2013), Новая история гуманитарных наук: поиск принципов и закономерностей от древности до наших дней , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-966521-1
- Бронкхорст, Йоханнес (2016), Как победили брахманы: от Александра до Гуптов , BRILL
- Кардона, Джордж (1997) [1976], Панини: обзор исследований , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1494-3
- Карс, Эйвинд. Об изучении Нирукты Яски. Институт восточных исследований Бхандаркара, Пуна, Индия, 2005 г. LCCN 2006310275. [ постоянная мертвая ссылка ] . OCLC 64771339 .
- Лангакер, Рональд В. Грамматика и концептуализация. Мутон де Грюйер, 1999 год. ISBN 978-3-11-016604-0 .
- Лидова, Наталья (1994), Драма и ритуал раннего индуизма , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1234-5
- Лохтфельд, Джеймс Г. (2002a), Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM , The Rosen Publishing Group, ISBN 978-0-8239-3179-8
- Матилал, Бимал Кришна. Слово и мир: вклад Индии в изучение языка. Оксфорд, 1990. ISBN 978-0-19-562515-8 .
- Мисра, Камаль К. (2000), Учебник антропологической лингвистики , издательство Concept Publishing Company.
- Раджаваде, Нирукта В.К. Яски. Правительственная восточная серия класса А, №7. Бхандаркарский институт восточных исследований, Пуна, Индия, 1993 г. ОСЛК 30703024 .
- Шарфе, Хартмут (1977), Грамматическая литература , Отто Харрасовиц Верлаг, ISBN 978-3-447-01706-0
- Шарма, главный редактор TRS. Древняя индийская литература, Антология. Том 1, Сахитья Академи, Нью-Дели, 2000. ISBN 978-81-260-0794-3 .
- Стаал, Фриц (1965), «Евклид и Панини», Philosophy East and West , 15 (2): 99–116, doi : 10.2307/1397332 , JSTOR 1397332
- Стаал, Фриц (1996), Ритуалы и мантры: правила без значения , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120814127
- Верджани, Винченцо (2017), «Бхартрихари о языке, восприятии и сознании», в Ганери, Джонардоне (ред.), Оксфордский справочник по индийской философии , Oxford University Press
- Витцель, Майкл (2009), «Движущиеся цели? Тексты, язык, археология и история в поздневедический и ранний буддийский периоды» , Indo-Iranian Journal , 52 (2–3): 287–310, doi : 10.1163/001972409X12562030836859