Jump to content

Апастамба Дхармасутра

Апастамба Дхармасутра (санскрит: आपस्तम्ब धर्मसूत्र) — это санскритский текст и один из старейших , связанных с Дхармой текстов индуизма , дошедших до наших дней с 1-го тысячелетия до нашей эры. [1] Это один из трёх дошедших до нас текстов Дхармасутры школы Тайттирия Кришны Яджурведы , два других — Баудхаяна Дхармасутра и Хираньякесин Дхармасутра . [2]

Апастамба Дхармасутра является частью коллекции Апастамба Кальпасутра , наряду с Апастамба Шраутасутра и Апастамба Грихьясутра . [2] Один из наиболее хорошо сохранившихся древних текстов по Дхарме. [3] он также примечателен тем, что упоминает и цитирует взгляды десяти древних экспертов по Дхарме, что привело ученых к выводу, что в древней Индии существовал богатый жанр текста Дхармасутры до того, как этот текст был составлен. [4] [5]

Авторство, место и даты [ править ]

Обязанности учителя

Далее поведение учителя по отношению к ученику.
Любя его как сына и полностью преданный ему,
учитель должен передать ему знания,
ничего не сдерживая,
отношении любого из Законов.
Кроме того, за исключением экстренных случаев,
он не должен нанимать ученика,
в целях, наносящих вред учебе учащегося.

- Апастамба Дхармасутра 1.8.23-25
Переводчик: Патрик Оливель [6]

Дхармасутра приписывается Апастамбе, основателю шакхи ( ведической школы) Яджурведы . [2] Согласно индуистской традиции, Апастамба был учеником Баудхаяны, и у него самого был ученик по имени Хираньякесин. Каждый из троих основал ведическую школу, и каждая из их школ выпустила сборник литературы в рамках традиции Кришна Яджурведы, в который вошли отдельные сборники Кальпасутры . [2] Они были основателями своих традиций, но неясно, были ли они авторами Дхармасутр. Вполне возможно, утверждает Патрик Оливель, что Апастамба Дхармасутра приписывается Апастамбе, но на самом деле она написана другими учениками его школы. [7]

Традиция Апастамбы может происходить из южной Индии, возможно, недалеко от того места, где современный Андхра-Прадеш находится между реками Годавари и Кришна, но это не точно. [8] [9] В стихе 2.17.17 Апастамба Дхармасутры упоминается практика «северян», но неясно, что означает «север» в контексте, в котором оно используется. [8] Более того, древний грамматист Панини тоже ссылается на него, и его обычно помещают на северо-западе Индийского субконтинента. [8] Оливель утверждает, что три Дхармасутры школы Тайттирия упоминают практики севера и юга, но никогда не уточняют, насколько далеко на север или юг они имеют в виду, но размещение Дхармасутр на юге Индийского полуострова подразумевает, что брахманические идеи утвердились или возникли на юге 1 тысячелетие до нашей эры. [8] По мнению Оливелла, школы Яджурведы могли располагаться на территории современной северной Индии, а Апастамба Дхармасутра могла быть составлена ​​на севере Индии, а не на юге. [10] Напротив, Роберт Лингат утверждает, что эпиграфические свидетельства, такие как надписи Паллавы, подтверждают, что традиция апастамбы существовала в Южной Индии, в древние времена, в некоторых частях того, что стало президентством Мадраса в колониальной Британской Индии. [11]

Кейн подсчитал, что Апастамба Дхармасутра датируется примерно 600-300 годами до нашей эры. [11] а позже, в более узком смысле, между 450 и 350 годами до нашей эры. [12] Лингат утверждает, что внутренние свидетельства в тексте намекают на глубокую древность, поскольку, в отличие от более поздних текстов Дхармы, в нем не упоминается буддизм. [11] Другие ученые, такие как Хопкинс, утверждают, что все это можно объяснить результатом его относительно отдаленного географического происхождения в регионе Андхра. [11] Оливель и несколько других ученых, напротив, заявляют, что первая версия Апастамба Дхармасутры, возможно, была составлена ​​позже других, но дошедшая до нас версия текста Апастамбы является старейшим текстом Дхармы из древней Индии. [13] [14]

Независимо от относительной хронологии, древняя Апастамба Дхармасутра, утверждает Оливель, демонстрирует явные признаки зрелой традиции юридических процедур и того, что в древней Индии существовали тексты Дхармы до ее составления. [15] [4] [5]

Организация и содержание [ править ]

Текст представлен в формате сутры и является частью тридцати прашн (प्रश्न, частей, выпусков, вопросов) Апастамбы Кальпасутры. [16] Апастамба Дхармасутра — это 28-я и 29-я прашны этого сборника. [16] в то время как первые 24 прашны посвящены Шраутасутрам (ведическим ритуалам), 25-я - это вспомогательный раздел мантр, 26-я и 27-я - Грихьясутры (обряды посвящения домохозяев), а последняя или 30-я прашна - это Шулбасутра (математика строительства алтаря). [16] [17] Текст систематизирован, перекрестные ссылки на другие разделы сборника Кальпасутры настолько обширны и точны, как будто это работа одного автора. [9]

Из двух книг этой Дхармасутры первая посвящена студенческой традиции, а вторая книга — традиции домохозяина. [18]

Апастамба Дхармасутра
Глава Темы (неполные) Перевод
Комментарии
Книга 1. Студенческая жизнь (Книга 28 Апастамбы Кальпасутры)
1.1.1-3 Происхождение и надежные источники права [19]
1.1.4-1.7.30 Учащийся в школе, одежда и чистота, место проживания, кодекс поведения, питание, социальные занятия, общие правила, поведение по отношению к учителю и семье учителя, окончание школы [20]
1.7.31-1.19.15 Ответственность учителя, изучение Вед, обязанность учить, очищение, правила питания. [21]
1.20.1-1.32-29 Закон, торговля, отверженность как форма наказания за злые деяния, епитимья, самопознание, выпускные церемонии. [22]
Книга 2. Жизнь домохозяина (Книга 29 Апастамбы Кальпасутры)
2.1.1-2.14.20 Свадьба, обряды, секс, еда, уважение к гостям, послешкольное обучение, благотворительность, законные занятия, повторный брак, опека над детьми, обязанности перед дочерьми и сыновьями, наследство [23]
2.15.1-2.20.23 Семейные обычаи, региональные обычаи, смерть в семье, обязанности перед предками, ежемесячные подношения. [24]
2.21.1-2.24.14 Этапы жизни: студент, странствующий монах, отшельник, относительное превосходство. [25]
2.25.1-2.26.17 Король, обязанности короля, правительство, налоги, сбор налогов, судебная система [26]
2.26.18-2.29.15 Сексуальные проступки, наказание за изнасилование, прелюбодеяние, правила левирата, преступление и наказание, права собственности, судебная система, правила свидетелей, заключительные шаги в изучении права [27] [28]

Значение [ править ]

Кто не платит налоги?

От налогов освобождаются:
знатоки Вед, женщины всех сословий,
мальчики допубертатного возраста,
все студенты учатся у гуру,
аскеты, шудры, работающие личными слугами,
люди слепые, немые, глухие и больные,
кто-либо исключен из приобретения собственности.

- Апастамба Дхармасутра 26.2.10-17 [29]

Апастамба Дхармасутра примечательна тем, что ставит важность писаний Вед ​​на второе место, а самаячарика, или взаимно согласованные и принятые обычаи практики, на первое место. [30] Апастамба предполагает, что священные писания сами по себе не могут быть источником Закона (дхармы), а дхарма имеет эмпирическую природу. [30] , трудно найти абсолютные источники права в древних книгах или у современных людей, Апастамба утверждает, что, по словам Патрика Оливелла поскольку «Праведные (дхарма) и неправедные (адхарма) не ходят вокруг, говоря: «Вот и мы!» Ни боги, ни гандхарвы, ни предки не заявляют: «Это праведно, а это несправедливо»; [30]

Большинство законов основано на соглашении между ариями, утверждает Апастамба, о том, что правильно, а что нет. [30] Законы также должны меняться с возрастом, утверждает Апастамба, теория, которая стала известна как Юга-дхарма . в индуистских традициях [31] Апастамба также утверждает в стихах 2.29.11-15 широкую и либеральную точку зрения, утверждает Оливель, что «аспектам дхармы, которым не учат в Дхармасастрах, можно научиться у женщин и людей всех классов». [32] Апастамба Дхармасутра также признает права собственности женщин и ее способность наследовать богатство от своих родителей. [33] Сита Ананта Раман отмечает: «Будучи южанином из Андхры, Апастамба был знаком с южными обычаями, включая матрилинейность. Он придавал большое значение «супружеской паре» (АДС 2.1.7-10), которая вместе выполняла ведические обряды ради процветания семьи. ." [34]

Апастамба использовал герменевтическую стратегию, чтобы утверждать, что Веды когда-то содержали все знания, включая знания идеальной Дхармы, но части Вед были утеряны. [31] Человеческие обычаи развились из оригинальных полных Вед, но, учитывая утерянный текст, нужно использовать обычаи между хорошими людьми в качестве источника, чтобы сделать вывод о том, что в оригинальных Ведах могла бы быть Дхарма. [31] Эта теория, названная теорией «утраченной Веды», сделала изучение обычаев хороших людей источником дхармы и руководством к правильной жизни, утверждает Оливель. [31]

Апастамба дал поразительно точную оценку в его, что верно до пяти десятичных знаков. [35] [36] [37] Апастамба в своих «Сулбасутрах» приводит приблизительное значение квадратного корня из 2 следующим образом:

Комментарии [ править ]

На эту Дхармасутру было написано несколько древних комментариев ( бхашья только один, написанный Харадаттой, под названием « Уджджвала ». ), но до наших дней дожил [17] [38] Харадатта, возможно, из Южной Индии, живший в 12 или 13 веке, комментировал прашны Апастамбы Грихьясутры, а также Дхармасутру Гаутамы. [17]

Комментарий Харадатты к Апастамба Дхармасутре подвергся критике со стороны Бетлингка в 1885 году за отсутствие «европейского критического отношения», взгляда, который современные ученые, такие как Патрик Оливель, назвали неоправданным и ошибочным, поскольку Харадатта был очень осторожным комментатором, гораздо более осторожным, чем Бетлингк и многие другие XIX века. века востоковеды были. [39]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Патрик Оливель 2006 , с. 178 с примечанием 28.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Роберт Лингат 1973 , с. 20.
  3. ^ Патрик Оливель 1999 , стр. xxvi – xxvii с примечанием 5.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роберт Лингат 1973 , стр. 19–22, Цитата: Дхарма-сутра Апастамбы предполагает, что уже существовала богатая литература по дхарме. Он цитирует десять авторов поименно. (...)..
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тимоти Любин, Дональд Р. Дэвис-младший и Джаянт К. Кришнан, 2010 г. , с. 38.
  6. ^ Патрик Оливель 1999 , с. 17.
  7. ^ Патрик Оливель 1999 , с. xxv-xxvi.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Патрик Оливель 1999 , с. xxvii.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роберт Лингат 1973 , стр. 21–22.
  10. ^ Патрик Оливель 1999 , с. xxvii-xxviii
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Роберт Лингат 1973 , с. 22.
  12. ^ Патрик Оливель 1999 , с. xxxi.
  13. ^ Патрик Оливель 1999 , с. xxviii с примечанием 8, xxx-xxxi с примечанием 10.
  14. ^ Патрик Оливель 2006 , стр. 178 с примечанием 28, 186.
  15. ^ Патрик Оливель 2005 , с. 44.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Роберт Лингат 1973 , с. 21.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Патрик Оливель 1999 , с. 3.
  18. ^ Патрик Оливель 1999 , с. 4-6.
  19. ^ Патрик Оливель 1999 , с. 7.
  20. ^ Патрик Оливель 1999 , стр. 7–16.
  21. ^ Патрик Оливель 1999 , стр. 16–31.
  22. ^ Патрик Оливель 1999 , стр. 31–43.
  23. ^ Патрик Оливель 1999 , стр. 43–58.
  24. ^ Патрик Оливель 1999 , стр. 58–65.
  25. ^ Патрик Оливель 1999 , стр. 65–68.
  26. ^ Патрик Оливель 1999 , стр. 68–70.
  27. ^ Патрик Оливель 1999 , стр. 70–73.
  28. ^ Людо Роше, 2014 , стр. 361–386.
  29. ^ Патрик Оливель 1999 , с. 70.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Патрик Оливель 1999 , стр. xl.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Патрик Оливель 1999 , стр. xli.
  32. ^ Патрик Оливель 2006 , с. 180.
  33. ^ Лори Паттон (2002). Драгоценности власти: женщины и текстовая традиция в индуистской Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 39. ИСБН  978-0-19-535064-7 .
  34. ^ Раман, Сита Ананта (28 апреля 2020 г.). Права женщин и кодексы законов в ранней Индии, 600 г. до н.э. – 570 г. н.э. Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-0-429-53568-0 .
  35. ^ Дутта, Бибхутибхусан (1931). «О происхождении индуистских терминов, обозначающих «корень» » . Американский математический ежемесячник . 38 (7): 371–376. дои : 10.2307/2300909 . Проверено 30 марта 2024 г.
  36. ^ Синтия Дж. Хаффман; Скотт В. Туонг (2015). «Древнеиндийская геометрия веревки в классе – приближение квадратного корня из 2» . www.maa.org . Проверено 30 марта 2024 г. Увеличьте меру на треть, а эту треть на свою четверть, за вычетом тридцать четвертой части этой четверти. Это значение с превышением специального количества.
  37. ^ Джей Джей О'Коннор; Э. Ф. Робертсон (ноябрь 2020 г.). «Апастамба» . www.mathshistory.st-andrews.ac.uk . Школа математики и статистики, Университет Сент-Эндрюс, Шотландия . Проверено 30 марта 2024 г.
  38. ^ Сурес Чандра Банерджи (1999). Краткая история Дхармашастры . Публикации Абхинава. стр. 72–75. ISBN  978-81-7017-370-0 .
  39. ^ Оливель, Патрик (1999). «Санскритские комментаторы и передача текстов: Харадатта об Апастамбе Дхармасутре». Журнал индийской философии . 27 (6). Спрингер Наука: 551–574. дои : 10.1023/а:1004636609126 . S2CID   189820541 .

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03a5a24ea8af9520e335662b0c27bf32__1717454520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/32/03a5a24ea8af9520e335662b0c27bf32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Apastamba Dharmasutra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)