Сурья Сиддханта

Сурья Сиддханта ( IAST : Сурья Сиддханта ; букв. « Солнечный трактат » ) — санскритский трактат по индийской астрономии , датируемый 4-5 веками. [1] [2] [ не удалось пройти проверку ] в четырнадцати главах. [3] [4] [5] Сурья Сиддханта описывает правила расчета движения различных планет и Луны относительно различных созвездий , диаметров различных планет, а также вычисляет орбиты различных астрономических тел . [6] [7] Текст известен из XV века нашей эры рукописи на пальмовых листьях и нескольких более новых рукописей . [8] Он был составлен или переработан, вероятно, ок. 800 г. н.э. из более раннего текста, также называемого Сурья Сиддханта . [5] Текст Сурья-Сиддханты состоит из стихов, состоящих из двух строк, каждая из которых разбита на две половины, или пада , по восемь слогов в каждой. [3]
По словам аль-Бируни персидского ученого и эрудита XI века, текст под названием « Сурья Сиддханта» был написан Латадевой , учеником Арьябхатты I. , [8] [9] Второй стих первой главы « Сурья-Сиддханты» приписывает эти слова эмиссару солнечного божества индуистской мифологии Сурье , рассказанному асуру по имени Майя в конце Сатья-юги , первого золотого века индуистских текстов, около два миллиона лет назад. [8] [10]
Согласно Маркандаю и Шриватсаве, в тексте утверждается, что Земля имеет сферическую форму. [4] Он рассматривает Землю как неподвижный шар, вокруг которого вращается Солнце, и не упоминает Уран, Нептун и Плутон. [11] По его расчетам, диаметр Земли составляет 8000 миль (современный: 7928 миль). [6] диаметр Луны — 2400 миль (фактическое ~ 2160) [6] а расстояние между Луной и Землей составит 258 000 миль. [6] (теперь известно, что они варьируются: 221 500–252 700 миль (356 500–406 700 километров). [12] В тексте содержатся некоторые из самых ранних известных обсуждений дробей и тригонометрических функций . [1] [2] [13]
Сурья Сиддханта — один из нескольких индуистских текстов, связанных с астрономией. Он представляет собой функциональную систему, которая делает достаточно точные прогнозы. [14] [15] [16] Текст оказал влияние на расчеты солнечных лет по лунно-солнечному индуистскому календарю . [17] Текст был переведен на арабский язык и оказал влияние на средневековую исламскую географию . [18] «Сурья Сиддханта» имеет самое большое количество комментаторов среди всех астрономических текстов, написанных в Индии. Он включает информацию о средних параметрах орбит планет, таких как количество средних оборотов за Махаюгу , долготные изменения орбит, а также включает подтверждающие доказательства и методы расчета. [3]
Текстовая история [ править ]
В работе под названием « Панча-сиддханта», написанной в шестом веке Варахамихирой , названы и кратко изложены пять астрономических трактатов: Паулиша-сиддханта , Ромака-сиддханта , Васиштха-сиддханта , Сурья-сиддханта и Пайтамаха-сиддханта . : 50 Большинство ученых относят сохранившуюся версию текста к 4-5 векам нашей эры. [19] [20] хотя Маркандая и Шривастава датируют его примерно VI веком до нашей эры. [21]
По словам Джона Боумена, версия текста существовала между 350 и 400 годами нашей эры и в ней упоминались дроби и тригонометрические функции, но текст был живым документом и пересматривался примерно в 10 веке. [19] Одним из доказательств того, что Сурья Сиддханта является живым текстом, является работа средневекового индийского учёного Утпалы , который цитирует, а затем цитирует десять стихов из версии Сурья Сиддханты , однако эти десять стихов не встречаются ни в одной сохранившейся рукописи текста. [22] По словам Кима Плофкера , большие части более древней Сурья-сиддханты были включены в текст Панча-сиддхантики , а новая версия Сурья -сиддханты, вероятно, была переработана и, вероятно, составлена около 800 г. н.э. [5] Некоторые ученые называют Панча-сиддхантику старой Сурья-сиддхантой и датируют ее 505 годом нашей эры. [23]
На основании изучения данных об изменении долготы в тексте индийский ученый Анил Нараянан (2010) приходит к выводу, что текст в прошлом обновлялся несколько раз, последнее обновление около 580 г. н.э. Нараян получил соответствие данным о широте накшатры в период 7300-7800 гг. до н. э. на основе компьютерного моделирования. [24]
Ведическое влияние [ править ]
Сурья Сиддханта — это текст по астрономии и измерению времени, идея, которая появилась гораздо раньше, как область Джйотиши ( Веданги ) ведического периода. Область Джйотиши связана с определением времени, в частности с прогнозированием благоприятных дат и времени для ведических ритуалов. [25] Ведические жертвоприношения утверждают, что древние ведические тексты описывают четыре меры времени – саванную , солнечную, лунную и сидерическую, а также двадцать семь созвездий с использованием Тарас (звезд). [26] По словам математика и классика Дэвида Пингри , в индуистском тексте Атхарваведа (~ 1000 г. до н. э. или старше) уже появляется идея двадцати восьми созвездий и движения астрономических тел. [14]
По мнению Пингри, влияние, возможно, сначала шло в другом направлении, а затем перетекло в Индию после прибытия Дария и завоевания Ахеменидами долины Инда около 500 г. до н.э. Математика и устройства для измерения времени, упомянутые в этих древних санскритских текстах, позволяют предположить, что Пингри, например, водяные часы, возможно, также впоследствии прибыли в Индию из Месопотамии. Однако Юкио Охаси считает это предложение неверным. [27] вместо этого предполагая, что ведические усилия по хронометрированию с целью прогнозирования подходящего времени для ритуалов должны были начаться гораздо раньше, и их влияние могло распространиться из Индии в Месопотамию. [28] Охаши утверждает, что неверно предполагать, что количество гражданских дней в году равно 365 как в индийском (индуистском), так и в египетско-персидском году. [29] Кроме того, добавляет Охаши, месопотамская формула отличается от индийской формулы расчета времени: каждая из них может работать только для своей широты, и любая из них приведет к серьезным ошибкам при предсказании времени и календаря в другом регионе. [30]
Ким Плофкер утверждает, что, хотя поток идей хронометрирования с обеих сторон правдоподобен, вместо этого каждая из них могла развиваться независимо, потому что заимствованные слова, которые обычно наблюдаются при миграции идей, отсутствуют с обеих сторон, как и слова для различных временных интервалов и техник. [31] [32]
Греческое влияние [ править ]
Предполагается, что контакты между древней индийской научной традицией и эллинистической Грецией через Индо-греческое царство после индийской кампании Александра Великого , особенно в отношении работ Гиппарха (II век до н.э.), объясняют некоторые сходства между Сурья-Сиддхантой и греческим языком. астрономия в эллинистический период . Например, Сурья Сиддханта предоставляет таблицу функций синусов , которая параллельна таблице аккордов Гиппарха , хотя индийские расчеты более точны и подробны. [33] По мнению Алана Кромера, греческое влияние, скорее всего, прибыло в Индию примерно к 100 г. до н.э. [34] По словам Кромера, индийцы приняли систему Гиппарха, и она осталась более простой системой, чем системы, созданные Птолемеем во II веке. [35]
Влияние греческих идей на индийские астрономические теории раннего средневековья, особенно на зодиакальные символы ( астрологию ), широко признается западными учеными. [33] II века нашей эры По словам Пингри, в пещерных надписях Насика солнце, луна и пять планет упоминаются в том же порядке, что и в Вавилоне , но «однако нет никаких намеков на то, что индейцы изучили метод вычисления положения планет в этот период». [36] Во II веке нашей эры ученый по имени Яванесвара перевел греческий астрологический текст, а другой неизвестный перевел второй греческий текст на санскрит. После этого началось распространение греческих и вавилонских идей астрономии и астрологии в Индию. [36] Другим свидетельством европейского влияния на индийскую мысль является Ромака Сиддханта , название одного из текстов Сиддханты, современников Сурьи Сиддханты , имя, которое выдает его происхождение и, вероятно, было получено из перевода европейского текста, сделанного индийскими учеными в Удджайне . тогда столица влиятельного центрального индийского королевства. [36]
По словам математика и историка измерений Джона Роша, астрономические и математические методы, разработанные греками, связывали дуги с хордами сферической тригонометрии. [37] Индийские астрономы-математики в своих текстах, таких как « Сурья Сиддханта», разработали другие линейные меры углов, по-другому произвели свои расчеты, «ввели версину, которая представляет собой разницу между радиусом и косинусом, и открыли различные тригонометрические тождества». [37] Например, «там, где греки приняли 60 относительных единиц для радиуса и 360 для длины окружности», индийцы выбрали 3438 единиц и 60x360 для длины окружности, тем самым рассчитав «отношение длины окружности к диаметру [пи, π] примерно 3,1414». [37] Сурья Сиддханта была одной из двух книг на санскрите, которые были переведены на арабский язык во второй половине восьмого века во время правления аббасидского халифа Аль-Мансура . [ нужна ссылка ]
науки Значение истории в
Планета | Сурья Сиддханта | Птолемей | 20 век |
Марс | 686 дней, 23 часа, 56 минут, 23,5 секунды | 686 дней, 23 часа, 31 минута, 56,1 секунды | 686 дней, 23 часа, 30 минут, 41,4 секунды |
Будха (Меркурий) | 87 дней, 23 часа, 16 минут, 22,3 секунды | 87 дней, 23 часа, 16 минут, 42,9 секунды | 87 дней, 23 часа, 15 минут, 43,9 секунды |
Брихаспати (Юпитер) | 4332 дня, 7 часов, 41 минута, 44,4 секунды | 4332 дня, 18 часов, 9 минут, 10,5 секунд | 4332 дня, 14 часов, 2 минуты, 8,6 секунды |
Шукра (Венера) | 224 дня, 16 часов, 45 минут, 56,2 секунды. | 224 дня, 16 часов, 51 минута, 56,8 секунды. | 224 дня, 16 часов, 49 минут, 8,0 секунд |
Шани (Сатурн) | 10765 дней, 18 часов, 33 минуты, 13,6 секунды | 10758 дней, 17 часов, 48 минут, 14,9 секунд | 10759 дней, 5 часов, 16 минут, 32,2 секунды |
Традиция эллинистической астрономии закончилась на Западе после поздней античности . По мнению Кромера, Сурья Сиддханта и другие индийские тексты отражают примитивное состояние греческой науки, тем не менее, сыгравшие важную роль в истории науки благодаря своему переводу на арабский язык и стимулированию развития арабских наук. [38] [39] Согласно исследованию Денниса Дьюка, в котором греческие модели сравниваются с индийскими моделями, основанными на древнейших индийских рукописях, таких как « Сурья Сиддханта» , с полностью описанными моделями, греческое влияние на индийскую астрономию, скорее всего, будет доптолемеевским . [15]
Сурья Сиддханта была одной из двух книг на санскрите, переведенных на арабский язык во второй половине восьмого века во время правления аббасидского халифа Аль-Мансура . По словам Музаффара Икбала, этот перевод и перевод Арьябхатты оказали значительное влияние на географическую, астрономическую и связанную с ними исламскую науку. [40]
Содержание [ править ]
Содержание « Сурья-Сиддханты» написано в классической индийской поэтической традиции, где сложные идеи выражаются лирически с помощью рифмованного размера в виде краткой шлоки . [41] Этот метод выражения и обмена знаниями облегчил запоминание, воспроизведение, передачу и сохранение знаний. Однако этот метод подразумевал и второстепенные правила интерпретации, поскольку числа не имеют рифмующихся синонимов. Творческий подход, принятый в Сурья Сиддханте, заключался в использовании символического языка с двойным значением. Например, вместо одного в тексте используется слово, означающее луну, потому что луна одна. Для опытного читателя слово луна означает число один. [41] Вся таблица тригонометрических функций, таблицы синусов, шаги по вычислению сложных орбит, предсказанию затмений и хранению времени представлены текстом в поэтической форме. Этот загадочный подход обеспечивает большую гибкость поэтического построения. [41] [42]
Таким образом, Сурья Сиддханта состоит из загадочных правил в санскритских стихах. Это сборник астрономических данных, который легче запомнить, передать и использовать в качестве справочного материала или помощи опытным людям, но он не преследует цели предоставления комментариев, объяснений или доказательств. [20] В тексте 14 глав и 500 шлок. Это один из восемнадцати астрономических сиддхант (трактатов), но считается, что тринадцать из восемнадцати утеряны для истории. Текст Сурья-Сиддханты сохранился с древних времен и является самым известным и наиболее часто упоминаемым астрономическим текстом в индийской традиции. [7]
четырнадцать глав Сурья- Сиддханты выглядят следующим образом: Согласно часто цитируемому переводу Бёрджесса, [4] [43]
- О средних движениях планет [3]
- Об истинных местах планет [3] : 53
- О направлении, месте и времени [3] : 108
- О затмениях, и особенно о лунных затмениях [3] : 143
- Параллакса во время солнечного затмения [3] : 161
- Проекция затмений [3] : 178
- О планетарных соединениях [3] : 187
- Об астеризмах [3] : 202
- О гелиакических (Солнце) восходах и заходах [3] : 255
- Восходы и заходы Луны, ее куспиды [3] : 262
- О некоторых злокачественных аспектах Солнца и Луны [3] : 273
- Космогония, география и измерения творения [3] : 281
- Об армиллярной сфере и других инструментах [3] : 298
- О различных способах отсчета времени [3] : 310
Методы вычисления времени по тени, отбрасываемой гномоном, обсуждаются в главах 3 и 13.
Описание Времени [ править ]
Автор «Сурья-Сиддханты» определяет время как два типа: первое — непрерывное и бесконечное, уничтожающее все одушевленные и неодушевленные объекты, и второе — время, которое можно познать. Этот последний тип далее определяется как имеющий два типа: первый — Мурта (Измеримый) и Амурта (неизмеримый, потому что он слишком мал или слишком велик). Время Амурта — это время, которое начинается с бесконечно малой части времени ( Трути ), а Мурта — это время, которое начинается с 4-секундных временных импульсов, называемых Праной, как описано в таблице ниже. Дальнейшее описание времени Амурты можно найти в Пуранах , где Сурья Сиддханта придерживается измеримого времени. [44]
Тип | Сурья Сиддханта Единицы | Описание | Стоимость в современных единицах времени |
---|---|---|---|
Америка | Трути | 1/33750 секунды | 29,6296 микросекунд |
Мирт | Прана | - | 4 секунды |
Мирт | Кстати | 6 Прана | 24 секунды |
Мирт | Гатика | 60 Палас | 24 минуты |
Мирт | Накшатра Ахотра | 60 гхатик | Один звездный день |
Текст измеряет день саваны от восхода до восхода солнца. Тридцать таких дней саваны составляют месяц саваны . Солнечный ( саура ) месяц начинается с входом Солнца в знак зодиака , таким образом, двенадцать месяцев составляют год. [44]
Далее в тексте говорится, что существует девять способов измерения времени. «Четыре режима времени, а именно солнечное, лунное, звездное и гражданское время, используются людьми на практике; по модулю Юпитера следует определять год шестидесятилетнего цикла; остальные никогда не используются» . [45]
Звезда Северного полюса и Звезда Южного полюса [ править ]
Сурья Сиддханта утверждает, что есть две полярные звезды, по одной на северном и южном полюсах мира . Описание 43-го стиха главы 12 Сурья Сиддханты следующее:
Полярная звезда расположена на небе посередине с обеих сторон горы Меру.Они располагались в местах без осей, как на горизонте.
Это переводится как «По обе стороны Меру (т.е. северного и южного полюсов земли) две полярные звезды расположены на небе в зените. Эти две звезды находятся на горизонте городов, расположенных в областях равноденствия». . [46]
Таблица синуса [ править ]
В главе 2 « Сурья -сиддханты» представлены методы расчета значений синуса. Он делит квадрант круга радиусом 3438 на 24 равных сегмента или синуса, как описано в таблице. Говоря современным языком, каждый из этих 24 сегментов имеет угол 3,75°. [47]
Нет. | Его | 1-й заказ различия | 2-й порядок различия | Нет. | Его | 1-й заказ различия | 2-й порядок различия |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 0 | - | - | 13 | 2585 | 154 | 10 |
1 | 225 | 225 | 1 | 14 | 2728 | 143 | 11 |
2 | 449 | 224 | 2 | 15 | 2859 | 131 | 12 |
3 | 671 | 222 | 3 | 16 | 2978 | 119 | 12 |
4 | 890 | 219 | 4 | 17 | 3084 | 106 | 13 |
5 | 1105 | 215 | 5 | 18 | 3177 | 93 | 13 |
6 | 1315 | 210 | 5 | 19 | 3256 | 79 | 14 |
7 | 1520 | 205 | 6 | 20 | 3321 | 65 | 14 |
8 | 1719 | 199 | 8 | 21 | 3372 | 51 | 14 |
9 | 1910 | 191 | 8 | 22 | 3409 | 37 | 14 |
10 | 2093 | 183 | 9 | 23 | 3431 | 22 | 15 |
11 | 2267 | 174 | 10 | 24 | 3438 | 7 | 15 |
12 | 2431 | 164 | 10 |
Разность 1-го порядка — это значение, на которое каждый последующий синус увеличивается по сравнению с предыдущим, и аналогично разность 2-го порядка — это приращение значений разности 1-го порядка. Берджесс говорит, что замечательно видеть, что разности 2-го порядка увеличиваются по мере увеличения синусов, и каждая из них фактически составляет примерно 1/225 части соответствующего синуса. [3]
Расчет наклона земной оси (Наклон) [ править ]
Наклон эклиптики варьируется от 22,1° до 24,5° и в настоящее время составляет 23,5°. [48] Следуя таблицам синусов и методам расчета синусов, Сурья Сиддханта также пытается вычислить наклон Земли в наше время, как описано в главе 2 и стихе 28, наклон оси Земли , в стихе говорится: «Синус наибольшего склонения равен 1397». ; умножьте на это любой синус и разделите на радиус; дуга, соответствующая результату, называется склонением». [3] : 65 Наибольшее склонение – это наклон плоскости эклиптики. При радиусе 3438 и синусе 1397 соответствующий угол равен 23,975° или 23°58’30,65″, что приблизительно равно 24°. [3] : 118
Планеты и их характеристики [ править ]
Вопрос: Как Земля может быть сферой?
Так повсюду на земном шаре (бхугола)
люди полагают свое место выше,
однако этот шар (гола) находится в пространстве, где нет ни верха, ни низа.
- Сурья Сиддханта, XII.53
Переводчик: Скотт Л. Монтгомери, Алок Кумар [7] [3] : 289, стих 53
В тексте Земля рассматривается как неподвижный шар, вокруг которого вращаются Солнце, Луна и пять планет. В нем не упоминаются Уран, Нептун и Плутон. [49] В нем представлены математические формулы для расчета орбит, диаметров, прогнозирования их будущего местоположения и предупреждается, что с течением времени в формулы для различных астрономических тел необходимы незначительные поправки. [3]
В тексте описываются некоторые ее формулы с использованием очень больших чисел для « дивья-юги », утверждая, что в конце этой юги Земля и все астрономические тела возвращаются в одну и ту же исходную точку и цикл существования повторяется снова. [50] Эти очень большие числа, основанные на дивья-юге , разделенные и преобразованные в десятичные числа для каждой планеты, дают достаточно точные сидерические периоды по сравнению с современными западными расчетами. [50]
Сурья Сиддханта | Современные ценности | |
---|---|---|
Луна | 27,322 дня | 27,32166 дней |
Меркурий | 87,97 дней | 87,969 дней |
Марс | 687 дней | 686,98 дней |
Венера | 224,7 дней | 224,701 дней |
Юпитер | 4332,3 дня | 4332,587 дней |
Сатурн | 10 765,77 дней | 10 759 202 дня |
Календарь [ править ]
Солнечная часть лунно-солнечного индуистского календаря основана на Сурья Сиддханте . [51] Различные старые и новые версии рукописей Сурья Сиддханты содержат один и тот же солнечный календарь. [52] По мнению Дж. Гордона Мелтона, как индуистский, так и буддийский календари, используемые в Южной и Юго-Восточной Азии, основаны на этом тексте, но региональные календари со временем адаптировали и модифицировали их. [53] [54]
Сурья Сиддханта вычисляет солнечный год равным 365 дням 6 часов 12 минут 36,56 секунды. [55] [56] В среднем, согласно тексту, лунный месяц равен 27 дням 7 часов 39 минут 12,63 секунды. В нем говорится, что лунный месяц меняется со временем, и это необходимо учитывать для точного учета времени. [57]
По словам Уитни, расчеты Сурьи Сиддханты были достаточно точными и имели прогностическую ценность. В главе 1 « Сурья Сиддханта» говорится, что «индуистский год слишком длинный почти на три с половиной минуты; но обращение Луны совершается точно в течение секунды; у Меркурия, Венеры и Марса - в течение нескольких минут; у Юпитера - в течение шести или шести минут. семь часов; время Сатурна — шесть с половиной дней». [58]
Сурья Сиддханта была одной из двух книг на санскрите, переведенных на арабский язык во время правления Аббасидского халифа аль-Мансура ( годы правления 754–775 гг. Н. Э. ). По словам Музаффара Икбала , этот перевод и перевод Арьябхаты оказали значительное влияние на географическую, астрономическую и связанную с ними исламскую науку. [40]
Издания [ править ]
- Сурья-Сиддханта, древняя система индуистской астрономии под ред. ФитцЭдвард Холл и Бапу Дева Шастрин (1859 г.).
- Перевод Сурья-Сиддханты: учебник индуистской астрономии с примечаниями и приложением Эбенезера Берджесса. Первоначально опубликовано: Journal of the American Oriental Society 6 (1860) 141–498. Комментарий Бёрджесса намного обширнее его перевода.
- Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии в переводе Эбенезера Берджесса, изд. Фаниндралал Гангули (1989/1997) с 45-страничным комментарием П. К. Сенгупты (1935).
- Перевод Сурья Сиддханты Бапу Дева Шастри (1861 г.) ISBN 3-7648-1334-2 , ISBN 978-3-7648-1334-5 . Всего несколько замечаний. Перевод Сурья Сиддханты занимает первые 100 страниц; Остальное — перевод « Сиддханты Сиромани» Ланселота Уилкинсона .
Комментарии [ править ]
Историческая популярность Сурьи Сиддханты подтверждается наличием как минимум 26 комментариев, а также еще 8 анонимных комментариев. [59] Некоторые из комментариев на санскрите включают следующее; почти все комментаторы переставили и изменили текст: [60]
- Сурья-сиддханта-тика (1178) Малликарджуны Сури
- Сурья-сиддханта-бхашья (1185 г.) Чандешвары, Майтхила-брахмана
- Васананарва (ок. 1375–1400) Махараджадхираджа Маданапала из семьи Така.
- Сурья-сиддханта-виварана (1432 г.) Парамешвары из Кералы
- Кальпа-валли (1472 г.) Яллаи Андхра-деши
- Субодхини (1472 г.) Рамакришны Арадхьи
- Сурья-сиддханта-виварана (1572 г.) Бхудхары из Кампили
- Камадогдри (1599 г.) Таммы Яджвана из Парагипури
- Гудхартха-пракашака (1603 г.) Ранганатхи из Каши
- Саура-бхашья (1611 г.) Нрисимхи из Каши
- Гаханартха-пракаша ( IAST : Гудхартхапракашака, 1628 г.) Вишванатхи из Каши
- Саура-васана (после 1658 г.) Камалакары из Каши
- Киранавали (1719 г.) Дадабхая, читтпаванского брахмана.
- Сурья-сиддханта-тика (дата неизвестна) Кама-бхатты из южной Индии.
- Ганакопакарини (дата неизвестна) работы Чола Випашита из южной Индии.
- Гурукатакша (дата неизвестна) работы Бхути-Вишну из южной Индии.
Малликарджуна Сури написал комментарий к тексту на телугу перед тем, как в 1178 году составить санскритскую « Сурья-сиддханта-тику» . [60] Калпакурти Алланарья-сури написал еще один комментарий к тексту на телугу, известный по рукописи, скопированной в 1869 году. [61]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Менсо Фолкертс, Крейг Г. Фрейзер, Джереми Джон Грей, Джон Л. Берггрен, Уилбур Р. Норр (2017), Математика , Британская энциклопедия, Цитата: «(...) ее индуистские изобретатели как открыватели вещей более гениальных, чем у Ранее, в конце 4-го или начале 5-го века, анонимный индусский автор астрономического справочника Сурья Сиддханта составил таблицу синусоидальной функции (...)».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Боуман (2000). Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Издательство Колумбийского университета. п. 596. ИСБН 978-0-231-50004-3 . , Цитата: «ок. 350-400: Сурья Сиддханта, индийский труд по астрономии, теперь использует шестидесятеричные дроби. Он включает ссылки на тригонометрические функции. Работа пересматривалась в течение последующих столетий, приняв свою окончательную форму в десятом веке».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Берджесс, Эбенезер (1935). Гангули, Фаниндралал (ред.). Перевод Сурья Сиддханты . Университет Калькутты. п. 1 . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маркандай, Сухарит; Шривастава, П.С. (1980). «Физическая океанография в Индии: исторический очерк». Океанография: прошлое . Спрингер Нью-Йорк. стр. 551–561. дои : 10.1007/978-1-4613-8090-0_50 . ISBN 978-1-4613-8092-4 . , Цитата: «Согласно Сурье Сиддханте, земля представляет собой сферу».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Плофкер, стр. 71–72 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ричард Л. Томпсон (2007). Космология Бхагавата Пураны . Мотилал Банарсидасс. стр. 16, 76–77, 285–294. ISBN 978-81-208-1919-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Скотт Л. Монтгомери; Алок Кумар (2015). История науки в мировых культурах: голоса знаний . Рутледж. стр. 104–105. ISBN 978-1-317-43906-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Томпсон, Ричард Л. (2007). Космология Бхагавата Пураны: Тайны Священной Вселенной . Мотилал Банарсидасс. стр. 15–18. ISBN 978-81-208-1919-1 .
- ^ Хоккей, Томас (2014). «Латадева». В хоккее Томас; Тримбл, Вирджиния; Уильямс, Томас Р.; Брейчер, Кэтрин; Джаррелл, Ричард А.; Марше, Джордан Д.; Палмери, Джоанн; Грин, Дэниел МЫ (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer New York. п. 1283. Бибкод : 2014bea..book.....H . дои : 10.1007/978-1-4419-9917-7 . ISBN 978-1-4419-9916-0 . S2CID 242158697 .
- ^ Гангули 1935 , с. ix (Введение): Расчетная дата 2163102 г. до н. э., означающая «конец Золотого века (Крта юга)», упомянутого в Сурья Сиддханта 1.57.
- ^ Ричард Л. Томпсон (2004). Ведическая космография и астрономия . Мотилал Банарсидасс. п. 10 . ISBN 978-81-208-1954-2 .
- ^ Мерфи, ТВ (1 июля 2013 г.). «Лазерная локация Луны: проблема миллиметров» (PDF) . Отчеты о прогрессе в физике . 76 (7): 2. arXiv : 1309,6294 . Бибкод : 2013РПФ...76г6901М . дои : 10.1088/0034-4885/76/7/076901 . ПМИД 23764926 . S2CID 15744316 .
- ^ Брайан Эванс (2014). Развитие математики на протяжении веков: краткая история в культурном контексте . Уайли. п. 60. ИСБН 978-1-118-85397-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвид Пингри (1963), Астрономия и астрология в Индии и Иране, Исида, Том 54, Часть 2, № 176, страницы 229–235 со сносками.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герцог, Деннис (2005). «Эквант в Индии: математическая основа древних индийских планетарных моделей». Архив истории точных наук . 59 (6). Спрингер Природа: 563–576. Бибкод : 2005AHES...59..563D . дои : 10.1007/s00407-005-0096-y . S2CID 120416134 .
- ^ Пингри, Дэвид (1971). «О греческом происхождении индийской планетарной модели, использующей двойной эпицикл». Журнал истории астрономии . 2 (2). Публикации SAGE: 80–85. Бибкод : 1971JHA.....2...80P . дои : 10.1177/002182867100200202 . S2CID 118053453 .
- ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. п. 89 . ISBN 978-0-14-341421-6 . , Цитата: «Солнечный календарь основан на Сурья Сиддханте, тексте, написанном около 400 г. н.э.».
- ^ Канавас, Константин (2014), «География и картография» (PDF) , Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref:oiso/9780199812578.001.0001 , ISBN 978-0-19-981257-8 , получено 19 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Боуман (2005). Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Издательство Колумбийского университета. п. 596. ИСБН 978-0-231-50004-3 . , Цитата: «ок. 350-400: Сурья Сиддханта, индийский труд по астрономии, теперь использует шестидесятеричные дроби. Он включает ссылки на тригонометрические функции. Работа пересматривалась в течение последующих столетий, приняв свою окончательную форму в десятом веке».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карл Б. Бойер; Ута К. Мерцбах (2011). История математики . Джон Уайли и сыновья. п. 188. ИСБН 978-0-470-63056-3 .
- ^ Маркандай, Сухарит; Шривастава, П.С. (1980). «Физическая океанография в Индии: исторический очерк». Океанография: прошлое . Спрингер Нью-Йорк. стр. 551–561. дои : 10.1007/978-1-4613-8090-0_50 . ISBN 978-1-4613-8092-4 . , Цитата: «Согласно Сурье Сиддханте, земля представляет собой сферу».
- ^ Ромеш Чундер Датт, История цивилизации в Древней Индии, основанная на санскритской литературе , том. 3, ISBN 0-543-92939-6 стр. 208.
- ^ Джордж Абрахам (2008). Хелейн Селин (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер Наука. стр. 1035–1037, 1806, 1937–1938. ISBN 978-1-4020-4559-2 .
- ^ Нараянан, Анил, Датирование Сурья-Сиддханты с использованием компьютерного моделирования собственных движений и эклиптических вариаций (PDF) , Индийский журнал истории науки .
- ^ Джеймс Лохтефельд (2002), «Джйотиша» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, Vol. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , страницы 326–327.
- ^ Фридрих Макс Мюллер (1862 г.). О древней индуистской астрономии и хронологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 37–60 со сносками. Бибкод : 1862ahac.book.....M .
- ^ Юкио Охаси 1999 , стр. 719–721.
- ^ Юкио Охаси 1993 , стр. 185–251.
- ^ Юкио Охаси 1999 , стр. 719–720.
- ^ Юкио Охаси (2013). С. М. Ансари (ред.). История восточной астрономии . Спрингер Наука. стр. 75–82. ISBN 978-94-015-9862-0 .
- ^ Плофкер 2009 , стр. 41–42 .
- ^ Сарма, Натараджа (2000). «Распространение астрономии в древнем мире». Стараться . 24 (4). Эльзевир: 157–164. дои : 10.1016/s0160-9327(00)01327-2 . ПМИД 11196987 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Существует множество очевидных признаков прямого контакта индуистской астрономии с эллинистической традицией, например, использование эпициклов или использование таблиц хорд, которые индусы превратили в таблицы синусов. Та же самая смесь эллиптических дуг и кругов склонения представляет собой найден у Гиппарха и в ранних Сиддхантах (примечание: [...] В Сурья Сиддханте знаки зодиака используются аналогичным образом для обозначения дуг любого большого круга». Отто Нойгебауэр, Точные науки в древности , т. 9 Acta Historicala Scientiarum Naturalium et Medicineium, Courier Dover Publications, 1969, стр. 186 .
- ^ «Таблица должна быть греческого происхождения, хотя и написана в индийской системе счисления и в индийских единицах измерения. Вероятно, она была рассчитана около 100 г. до н.э. индийским математиком, знакомым с работами Гиппарха». Алан Кромер, Необычный смысл: еретическая природа науки , Oxford University Press, 1993, стр. 111 .
- ^ «Эпициклическая модель в Сидднахта Сурье намного проще, чем модель Птолемея, и поддерживает гипотезу о том, что индийцы изучили первоначальную систему Гиппарха, когда они вступили в контакт с Западом». Алан Кромер, Необычный смысл: еретическая природа науки , Oxford University Press, 1993, стр. 111 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвид Пингри (1963), Астрономия и астрология в Индии и Иране, Исида, Том 54, Часть 2, № 176, страницы 233–238 со сносками.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джон Дж. Рош (1998). Математика измерения: критическая история . Спрингер Наука. п. 48. ИСБН 978-0-387-91581-4 .
- ^ «Сурья Сиддханта — основа космических исследований, — говорит губернатор» . Индус . 24 января 2020 г. ISSN 0971-751X . Проверено 02 сентября 2021 г.
- ^ Алан Кромер (1993), Необычный смысл: еретическая природа науки , Oxford University Press, стр. 111-112.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Музаффар Икбал (2007). Наука и ислам . Издательство Гринвуд. стр. 36–38. ISBN 978-0-313-33576-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Артур Гиттлман (1975). История математики . Меррилл. стр. 104–105. ISBN 978-0-675-08784-1 .
- ^ Раймонд Мерсье (2004). Исследования по передаче средневековой математической астрономии . Эшгейт. п. 53. ИСБН 978-0-86078-949-9 .
- ^ Энрике А. Гонсалес-Веласко (2011). Путешествие по математике: творческие эпизоды в ее истории . Спрингер Наука. стр. 27–28, сноска 24. ISBN. 978-0-387-92154-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дева Шастри, Пандит Бапу. Перевод Сурья Сиддханты . стр. 2–3.
- ^ Берджесс, Эбенезер (1860). ПЕРЕВОД СУРЬЯ-СИДДХАНТЫ (изд. 1935 г.). УНИВЕРСИТЕТ КАЛЬКУТТЫ. п. 310.
- ^ Дева Шастри, Пандит Бапу (1861 г.). Перевод Сурьи Сиддханты (PDF) . Калькутта: Издательство баптистской миссии. стр. 80–81.
- ^ Дева Шастри, Пандит Бапу (1861 г.). Перевод Сурья Сиддханты . стр. 15–16.
- ^ «Милутин Миланкович» . Earthobservatory.nasa.gov . 24 марта 2000 г. Проверено 15 августа 2020 г.
- ^ Ричард Л. Томпсон (2004). Ведическая космография и астрономия . Мотилал Банарсидасс. стр. 10–11. ISBN 978-81-208-1954-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ричард Л. Томпсон (2004). Ведическая космография и астрономия . Мотилал Банарсидасс. стр. 12–14 с таблицей 3. ISBN. 978-81-208-1954-2 .
- ^ Рошен Далал (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги о пингвинах. п. 145. ИСБН 978-0-14-341517-6 .
- ^ Роберт Сьюэлл; Шанкара Балакришна Дикшита (1896). Индийский календарь . С. Зонненшайн и компания. стр. 53–54.
- ^ Дж. Гордон Мелтон (2011). Религиозные праздники: энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминовений . АВС-КЛИО. стр. 161–162. ISBN 978-1-59884-205-0 .
- ^ Юкио Охаси (2008). Хелейн Селин (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер Наука. стр. 354–356. ISBN 978-1-4020-4559-2 .
- ^ Лайонел Д. Барнетт (1999). Древности Индии . Атлантика. п. 193. ИСБН 978-81-7156-442-2 .
- ^ В. Лакшмикантам; С. Лила; Дж. Васундхара Деви (2005). Происхождение и история математики . Кембриджское научное издательство. стр. 41–42. ISBN 978-1-904868-47-7 .
- ^ Роберт Сьюэлл; Цвет Балакришны Дикшита (1995). Индийский календарь . Мотилал Банарсидасс. пп. 21 со сноской, cxii–cxv. ISBN 9788120812079 .
- ^ Уильям Дуайт Уитни (1874 г.). Востоковедение и лингвистика . Скрибнер, Армстронг. п. 368.
- ^ Амия К. Чакраварти (2001). Сурьясиддханта: астрономические принципы текста . Азиатское общество. п. viii. ISBN 9788172361129 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвид Пингри (1981). Джйотихшастра: Астральная и математическая литература . История индийской литературы. Отто Харрасовиц. стр. 23–24. ISBN 3-447-02165-9 .
- ^ Дэвид Пингри , изд. (1970). Перепись точных наук на санскрите . Серия А. Том. 1. Американское философское общество. п. 47.
Библиография [ править ]
- Пингри, Дэвид (1973). «Месопотамское происхождение ранней индийской математической астрономии». Журнал истории астрономии . 4 (1). МУДРЕЦ: 1–12. Бибкод : 1973JHA.....4....1P . дои : 10.1177/002182867300400102 . S2CID 125228353 .
- Плофкер, Ким (2009). Математика в Индии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-12067-6 .
- Пингри, Дэвид (1981). Джьотихшастра: астральная и математическая литература Отто Харрасовиц. ISBN 978-3447021654 .
- К.В. Сарма (1997), «Сурьясиддханта», Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах под редакцией Хелейн Селин , Спрингера, ISBN 978-0-7923-4066-9
- Юкио Охаси (1999). «Легенды о Васиштхе - Заметки по астрономии Веданги». В Йоханнесе Андерсене (ред.). Основные моменты астрономии, том 11B . Спрингер Наука. ISBN 978-0-7923-5556-4 .
- Юкио Охаси (1993). «Развитие астрономических наблюдений в ведической и постведической Индии». Индийский журнал истории науки . 28 (3).
- Морис Винтерниц (1963). История индийской литературы, Том 1 . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0056-4 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Виктор Дж. Кац. История математики: Введение , 1998.
Внешние ссылки [ править ]

- Ахаргана - Астрономия индуистского календаря Объясняет различные календарные элементы индуистского календаря посредством астрономического моделирования, созданного с помощью Stellarium . Определения различных календарных элементов взяты из Сурьи Сиддханты.
- Сурья Сиддханты Планетарная модель Геометрическая модель, иллюстрирующая модель Сурья Сиддханты орбитального движения планет. В этой модели астеризмы не стационарны, а демонстрируют высокую скорость, превышающую скорость планет. В результате планеты словно «отстают», создавая орбитальное движение.
- Сурья Сиддханта на языке деванагари Санскритский текст
- «Заметки об астрономии брахманов» , Джон Плейфэр.
- Онлайн Сурья Сиддханта Панчанга
( Архив )