Сиддханта
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2014 г. ) |
Сиддханта ( Деванагари : Сиддханта букв. « установленный конец » [1] ) — санскритский термин, обозначающий устоявшуюся и общепринятую точку зрения какой-либо конкретной школы индийской философии ; буквально «устоявшееся мнение или доктрина, догма, аксиома, полученная или признанная истина; любой фиксированный, установленный или канонический учебник по любому предмету» (от siddha , прил. mfn. — совершенный, исполненный; достигший высшей цели, полностью опытный или разбирающийся). [2]
Индуистская философия
[ редактировать ]Этот термин является устоявшимся термином в индуистской философии и обозначает определенную линию развития индуистской религиозной или философской традиции. Основатели традиционных школ индуистской философии установили свои сиддханты в форме сутр (афоризмов). Сутры писаний комментируются крупными философами соответствующих традиций, чтобы развить устоявшуюся доктрину путем цитирования ( шастр ) и использования логики и праманов (признанных источников знаний). Например, в традиции Веданты автором Брахма-сутры был Веда-Вьяса , а комментаторами были Ади Шанкара , Рамануджа и Мадхавачарья (каждый из которых в конечном итоге основал подшколы в рамках Веданты). Кроме того, в традиции Пурва Мимамсы автором сутры был Джаймини , а комментатором — Шабарасвами .
Буддийская философия
[ редактировать ]Сиддханта ( тиб . grub mtha' ) — жанр буддийской литературы , довольно распространенный в тибетском буддизме . [3] Этот жанр имеет своих предшественников в палийских суттах, таких как Тевиджья-сутта и Брахмаджала-сутта . В этих ранних буддийских источниках обсуждаются различные мировоззрения брахманов , шраманов и аскетов во времена Будды. [4] Позже буддийская схоластическая литература расширила обсуждение до множества других буддийских и небуддийских взглядов. Индийские работы, в которых обсуждаются различные конкурирующие доктрины, включают «Катаваттху» , «Махавибхасу» , Бхавивеки «Пылание рассуждений» и » Шантаракшиты «Таттвасамграха . [3]
Тибетские буддисты развили этот жанр дальше, и многочисленные произведения сиддханты были написаны такими фигурами, как Ронгзомпа , Чекава Еше Дордже , Сакья Пандита , Лонгченпа , Джамьянг Шеба и Чангкья Ролпе Дордже . [3] Джамьянга По словам Дэниела Козорта, обширное Великое изложение догматов «является наиболее полным из текстов догматов» (в тибетском буддизме). [5] В XVIII веке Тукен Лосанг Чокьи Ньима (1737–1802), ученик Чангкья, написал « Хрустальное зеркало философских систем». По словам Роджера Р. Джексона, этот текст «возможно, является самым обширным изложением религиозной философии, когда-либо написанным в досовременном Тибете». В этой работе обсуждаются все школы тибетского буддизма, китайского буддизма и китайские религии , а также индийские , монгольские и хотанские религиозные системы. [6]
Джайнские философские исследования
[ редактировать ]В джайнизме Стханакаваси тексты различаются в зависимости от трех основных сект, при этом не верят ни в какой текстовый авторитет. И дигамбара , и шветамбара верят, что «самые чистые» джайнские учения содержались в Пурвавах , которые по большей части были утеряны в древности. Из сохранившихся джайнских писаний дигамбары, как правило, сосредотачиваются на Пракаранах ; в то время как шветамбары сосредотачиваются на ангах .
Астрономия
[ редактировать ]В индийской астрономии и астрологии Сиддханта (или Сиддхантика) относится к жанру текстов, пришедших на смену более ранней традиции, основанной на Веданга Джьотише . Жанр Сиддханта («устоявшаяся теория») возник примерно в начале первого тысячелетия нашей эры. По сравнению с Веданга Джьотишей , тексты Сиддханты обсуждают более широкий круг тем, включая накшатры , знаки зодиака , точные расчеты солнечного года, расчеты движения и положения планет, расчет солнечных и лунных затмений и параллакса. [7]
Ранняя индийская астрономия передается в Сиддхантах : Варахамихира (VI век) в своей Панча-Сиддхантике противопоставляет пять из них: Сурья Сиддханта, помимо Пайтамаха Сиддханты (которые больше похожи на «классическую» Веданга Джйотишу ), Паулиша и Ромака Сиддханты. (непосредственно основанный на эллинистической астрономии) и Васиштха Сиддханта .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонсон, WJ (12 февраля 2009 г.). Словарь индуизма . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-861025-0 .
- ^ «Санскритский словарь Монье-Вильямса св. «сиддханта» » . Архивировано из оригинала 20 мая 2015 г. Проверено 19 января 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чангкья Ролпай Дордже; Лопес, Дональд (переводчик) (2019). Прекрасное украшение горы Меру , Предисловие переводчика. Саймон и Шустер.
- ^ Чангкья Рёлпай Дордже; Лопес, Дональд (переводчик) (2019). Прекрасное украшение горы Меру . Введение. Саймон и Шустер.
- ^ Blo-bzaṅ-dkon-mchog, Дэниел Козорт, Крейг Престон (2003). Буддийская философия: краткий комментарий Лосанга Гончока к коренному тексту Джамьянга Шайбы о принципах, стр. xi-xii. Публикации Снежного Льва.
- ^ Тукен Лосанг Чокьи Ньима, Джексон, Роджер (редактор) (2017). Хрустальное зеркало философских систем: тибетское исследование азиатской религиозной мысли. Саймон и Шустер.
- ^ С. Балачандра Рао (2014). «Классическая астрономия в Индии - обзор» . В Тану Падманабхане (ред.). Астрономия в Индии: историческая перспектива . Спрингер. п. 4. ISBN 9788184899986 .