Варахамихира
Варахамихира | |
---|---|
Рожденный | возможно, 20–21 марта 505 г. н.э. (оспаривается; см. раздел «Дата» ) возможно, Капиттака (отождествляется с Каятхой или Санкиссой ) |
Умер | возможно, 587 г. н.э. (оспаривается; см. раздел «Дата» ) |
Занятие | астролог-астроном |
Известные работы | Панча-сиддхантика , Брихат-самхита , Брихаджатака |
Варахамихира (6 век н.э., возможно, ок. 505 – ок. 587), также называемый Вараха или Михира , был астрологом-астрономом или его окрестностях , который жил в Удджайне на территории современного Мадхья-Прадеша , Индия.
Дата
[ редактировать ]В отличие от других выдающихся древнеиндийских астрономов , Варахамихира не называет свою дату. [1] Однако, основываясь на намеках в его работах, современные ученые датируют его VI веком нашей эры; возможно, он также жил в последние годы V века. [2]
В своей Панча-сиддхантике Варахамихира упоминает 427 год Шака -калы (также Шакендра-кала или Шака-бхупа-кала ). Отождествление этой календарной эры с эрой Шака относит Варахамихиру к 505 году нашей эры. Альтернативные теории отождествляют эту календарную эпоху с другими эрами, помещая его до V века нашей эры. Однако эти теории неточны, поскольку Варахамихира, должно быть, жил после Арьябхаты (родившегося в 476 г. н.э.), на работы которого он ссылается. Подробности даты, упомянутой Варахамихирой - Шукла пратипада месяца Чайтра 427 года Шака - точно совпадают с 20-21 марта 505 года нашей эры. Аль-Бируни также относит Варахамихиру к 505 году нашей эры. [3]
В соответствии с современной традицией, 505 г. н. э., скорее всего, был годом, когда Варахамихира составил Панча-Сиддхантаку или начал ее планировать. [1] Однако некоторые ученые полагают, что это был год рождения Варахамихиры или другого важного события в его жизни. Это связано с тем, что, согласно Амарадже, автору комментария к Брахмагупты » «Кханда-кхьяке , Варахамихира умер в 587 году нашей эры (509 год Шака). Если Варахамихира написал свою работу в 505 году нашей эры, даже в молодом возрасте 25 лет, на момент его смерти ему должно было быть более 105 лет, что кажется этим ученым исключительно высоким. [4] Следовательно, эти ученые считают, что продолжительность жизни Варахамихиры приходится на 505–587 годы нашей эры. [5] Другие ученые сомневаются в точности утверждения Амараджи, поскольку он жил через тысячу лет после Варахамихиры. [4]
Согласно исторически неточной традиции, Варахамихира был связан с легендарным императором первого века до нашей эры Викрамадитьей . [6] [7] Эта традиция основана на «Джйотирвид-абхаране» , работе, приписываемой Калидасе , в которой говорится, что Варахамихира (вместе с Калидасом) был одним из наваратн («девяти драгоценностей») при дворе Викрамадитьи. Однако этот текст является литературной подделкой и датируется по-разному — XII-XVIII веками. [1] [8] Варахамихира определенно не жил в том же веке, что и некоторые из предполагаемых «Наваратн», такие как гораздо более старый Калидаса . [9]
Ранний период жизни
[ редактировать ]

Большая часть бесспорных сведений о жизни Варахамихиры взята из строф его «Брихадж-джатаки» . Согласно этой строфе, он был жителем Аванти , был сыном Адитья-даса и учился в Капиттхаке по милости бога Солнца. [10]
Родословная
[ редактировать ]Отец Варахамихиры Адитья-дас, вероятно, обучил его джйотише (индийской астрологии и астрономии ), как предполагает строфа «Брихаджатака» и вступительная строфа «Панча-сиддхантики» . [10]
Комментатор Варахамихиры Утпала называет его «Магадха-двиджа». По одной из интерпретаций, это означает, что Варахамихира был брахманом ( двиджа ), предки которого принадлежали к региону Магадха . [11] [12]
Согласно другой теории, слово «Магадха» в этом контексте относится к культу поклоняющихся солнцу магов , частью которого был Варахамихира. В своей «Брихат-самхите» Варахамихира упоминает, что маги были единственным народом, подходящим для освящения изображения бога Солнца. Маги, как их стали называть в Индии, произошли от жрецов - волхвов империи Ахеменидов . Историк Аджай Митра Шастри цитирует отрывок из Бхавишья Пураны , согласно которому термин «Магадха» является синонимом слова «Мага» и относится к «тех, кто размышляет о Маге». По словам Шастри, Утпала использовала слово «Магадха» для обозначения магов, которые были приняты в индийском обществе как шака-двипи (мага) брахманы. [13]
Шастри предполагает, что «Вараха-михира» может быть санскритской формой иранского имени «Вараза-Михр» и может относиться к легенде, упомянутой Михр Яште Авесты в . Согласно этой легенде, бог Веретрагна в образе вепря ( вараза ) предшествует Михру в его походе. V века Шастри отмечает, что сасанидский монарх Бахрам V носил имя Мирвараза, которое очень похоже на Варахамихру. Академик Дж. Э. Санджана предполагает, что Варахамихира произошел от иранского жреца-волхва. [14]
Некоторые ученые, такие как М.Т. Патвардхан и А.Н. Упадхье, отождествляли Варахамихиру с Базурджмехром, упомянутым в трудах Фиришты как министр сасанидского царя Хосрова Нуширвана (годы правления 531-578). Однако А.М. Шастри отвергает эту теорию как неубедительную. [15]
Существует несколько исторически неточных легенд о происхождении Варахамихиры:
- Джайнские писатели Мерутунга (14 век) и Раджашекхара-Сури утверждают, что его настоящее имя было Вараха, и он был братом джайнского патриарха Бхадрабаху . Он получил знания благодаря милости Солнца, из-за чего к его имени был добавлен суффикс «Михира» («Солнце»). [16] Авторы-джайны, похоже, сфабриковали эту историю, чтобы доказать превосходство джайнской астрологии над брахманской астрологией. [17]
- Другая легенда 20-го века, предположительно основанная на «каком-то старом гуджаратском тексте», утверждает, что жену Адитья-даса звали Сатья-вати, псевдоним Инду-мати: Варахамихира родился у них, когда им было за пятьдесят, по милости Солнца. Первоначально он был известен как Михира, и царь Викрамадитья дал ему приставку «Вараха», когда он правильно предсказал, что вепрь ( вараха на санскрите) убьет царского сына. [18]
- Традиция связывает Варахамихиру с Берачампой в Западной Бенгалии , где расположен курган под названием «Дом Варахамихиры». Судя по всему, это результат попытки связать местность с известной личностью. Легенда из Бенгальского региона утверждает, что Вараха и Михира были дуэтом отца и сына при дворе Викрамадитьи, а поэтесса Хана была женой Михиры. Эта легенда не имеет исторической ценности. [19] «Вараха» и «Михира» были альтернативными именами одного и того же человека — Варахамихиры, о чем свидетельствуют более поздние астрономические работы. [10]
- Другая легенда утверждает, что мимамсы у учителя Шабара-свамина было четыре жены, по одной от каждой варны , а Варахамихира был его сыном от жены-брахманки. Некоторые ученые, такие как С.К. Дикшит, предположили, что Адитья-дас (или Адитья-дева) было еще одним именем Шабара-свамина, но никакие исторические свидетельства не подтверждают эту традицию. [17]
Место рождения
[ редактировать ]Капиттака, где учился Варахамихира, вероятно, была местом его рождения. [12] [10] Хотя «Капиттака» является наиболее популярным прочтением названия места, несколько вариантов этого названия встречаются в различных рукописях, включая Кампильяку, [а] Kapilaka, Kapishthala, and Kapishkala. [10] Утпала предполагает, что в этой деревне был храм Солнца. По одной из теорий, Капиттака — это современная Каята , археологический памятник недалеко от Удджайна. статуи солнечного божества Сурьи Здесь были найдены капитхи (которому поклонялся Варахамихира), датированные 600-900 гг. н.э., а в Каятхе и вокруг нее много деревьев . Однако ни один исторический источник не предполагает, что Капиттака было другим именем Каяты. По другой теории, Капиттака — это то же самое, что Санкисса (древняя Санкашья) в современном Уттар-Прадеше: по словам китайского путешественника VII века Сюаньцзана , этот город также был известен как Ках-пи-та. Историк Аджай Митра Шастри отмечает, что Ках-пи-та фонетически похож на Капитху или Капиттхаку. [21]
Основываясь на термине «Магадха-двиджа» (см. выше), Судхакара Двиведи предполагает, что Варахамихира родился и вырос в Магадхе, а затем мигрировал в Удджайн. [22] Аджай Митра Шастри оспаривает это, отмечая, что Утпала описывает его как «Авантикачарья» ( Ачарья Аванти (Брахман ) ) и «Магадха-двиджа»: эти два термина не могут быть согласованы, если «Магадха-двиджа» интерпретируется как « Двиджа Магадхи». ; вместо этого «Магадха» здесь означает Мага , о чем свидетельствует Бхавишья Пурана . [11]
Резиденция
[ редактировать ]Помимо вышеупомянутой строфы, связь Варахамихиры с Аванти подтверждается и другими свидетельствами: в Панча-сиддхантике он называет себя Авантьякой («Аванти»), а более поздние комментаторы, такие как Утпала и Махидхара, описывают его как Авантикачарья (« ачарья Аванти ») . Аванти»). [10] Утпала также описывает сына Варахамихиры Притху-яшаса как Авантикачарью в своем комментарии к Шат-панчашике . [23]
Историк Аджай Митра Шастри , опираясь на Утпалу, считает, что «Аванти» здесь относится к городу Уджайини в регионе Аванти в центральной Индии. [10] Ученый Даниэль Балог, однако, отмечает, что Аванти здесь может относиться к городу Уджайини или региону Аванти в целом: нет никаких конкретных доказательств того, что Варахамихира жил в городе; возможно, он жил где-то в Аванти. [24]
Королевский покровитель
[ редактировать ]Варахамихира, вероятно, жил в королевстве Ауликара , поскольку Ауликары правили Аванти в VI веке нашей эры. [25] [26] Варахамихиры В «Брихат-самхите» говорится, что по теме предзнаменований ( шакуна ) одним из трудов, к которым он обращался, была работа Дравья-вардханы, царя Аванти. [27] Дравья-вардхана, вероятно, принадлежал к династии Ауликара, некоторые из членов которой носили имена, оканчивающиеся на -вардхана . [25]
Историк Аджай Митра Шастри отмечает, что Дравья-вардхана - единственный человек, для которого Варахамихира использует почетное обращение Шри , хотя он упоминает несколько других известных людей. Более того, он упоминает работу Дравья-вардхана раньше, чем упоминает таких известных авторитетов, как Саптариши и Гарга . По мнению Шастри, это, в сочетании с тем фактом, что и Дравья-вардхана, и Варахамихира жили в Аванти, позволяет предположить, что Дравья-вардхана был царским покровителем Варахамихиры. [27] Шастри предполагает, что Дравья-вардхана был преемником Яшодхармана по прозвищу Вишну-вардхана, который, возможно, также был покровителем Варахамихиры. [28]
Некоторые другие историки отождествляют Дравья-вардхану с более ранним правителем Ауликара Драпа-вардханой . Шастри оспаривает это, утверждая, что Варахамихира описывает Дравья-вардхану как махараджадхираджа (императора), в то время как надпись Риштала описывает Драпа-вардхану как сенапати (полководца). Балог не согласен с Шастри, отмечая, что Варахамихира на самом деле использует термин нрпо махараджадхираджа-ках ( нрипа или правитель, «связанный с императором») для обозначения короля, который Шастри неправильно понял как махараджадхираджа (император). Только в одной рукописи написано «Махараджадхираджа» , которую можно выбросить, поскольку она не соответствует размеру; у троих других есть махараджхираджа-джа . Таким образом, настоящий титул Драпа-вардхана был нрипа , что по статусу гораздо ближе к сенапати . Утпала также интерпретирует термин махараджадхираджа-ках как означающий «рожденный в династии (или) императора». [29] Ханс Баккер интерпретирует этот термин как махараджадхираджа-ках как губернатора, назначенного в Уджайини современным императором Гупта. [26] Балог считает, что Дравья-вардхана, вероятно, была тем же, что и Драпа-вардхана: «Дравья» может быть вариантом, возникшим в результате ошибки в средневековом манускрипте, который является источником более поздних рукописей. [26]
Балог оспаривает утверждение Шастри о том, что Варахамихира проявляет особенно почтительное отношение к королю, и даже если он это сделал, это не является доказательством того, что эти двое были современниками. Варахамихира сверился с работой короля, а не с оригинальной работой Бхарадваджи, на которой она была основана; по мнению Балога, это на самом деле делает более вероятным, что король жил в эпоху раньше, чем Варахамихира, у которого не было доступа к более старым работам Бхарадваджи. [30]
По словам Балога, Варахамихира, вероятно, жил во время правления царей Ауликара Пракаша-дхармана, Яшодхармана или неизвестного преемника Яшодхармана. Однако, в отличие от Шастри, Балог считает, что у Варахамихиры не было царского покровителя. [26]
Религия
[ редактировать ]Некоторые ученые предполагают, что Варахамихира происходил из брахманизированной , поклонявшихся солнцу семьи жрецов- волхвов (см. «Происхождение» выше). [31] [13] Он был поклонником бога Солнца Савитура и заявлял, что все свои знания получил по милости этого бога. [32] Например, в «Брихадж-джатаке » он утверждает, что смог составить текст благодаря милости Солнца. [28] Хотя он упоминает и других божеств, Солнцу он посвящает гораздо большее количество стихов. [11] Его комментатор Утпала приписывает его острый интеллект дару Солнца. [28] Некоторые более поздние писатели описывают его как воплощение бога Солнца. [18] Утпала, например, утверждает, что Солнце снизошло на землю в образе Варахамихиры, чтобы спасти джйотиша-шастру от разрушения. [33] Субхашита -ратна-коша цитирует строфы, восхваляющие Варахамихиру как воплощение Вишну и Солнца, предположительно из-за двух частей его имени ( вараха относится к аватару Вишну, а михира означает солнце). [23]
Поклонение Солнцу, похоже, было религией его семьи, поскольку имя его отца Адитья-даса буквально означает «раб (или слуга) Солнца». [28] [34] Кутухула-манджари , более поздний текст, предполагает, что Варахамихира родился у Адитья-даса по благословению Солнца. Сын Варахамихиры Притху-яшас также взывает к Солнцу во вступительной строфе своего произведения «Шатпанчашиха» . [28]
Варахамихира хорошо знал ведическую традицию . [35] Он рекомендует выполнять несколько древних индуистских ритуалов, таких как Пуньяхама и пение ведических гимнов . [36]
Варахамихира восхваляет Вишну в главах 42 и 104 «Брихат-самхиты», что заставляет ANS Айянгар и KVR Айянгар предположить, что он вступил в контакт со святыми Шриваишнавами (Альварами); однако А. М. Шастри отвергает эту теорию, назвав восхваление Вишну примером религиозного эклектизма. [37]
В «Брихат-самхите » Варахамихира обсуждает иконографию нескольких брахманических божеств, среди которых Вишну , Баладева , Эканамша , Шамба , Прадьюмна , супруги Шамбы и Прадьюмны, Брахма , Сканда , Индра , Шива , Сурья, божественные матери ( Матрики ), Реванта , Яма , Варуна и Кубера . [38] Вероятно, это были популярные боги, которым поклонялись в его период. Он также описывает иконографию двух небрахманических вер: Будды и Джинов . Похоже, он был религиозно либералом, поскольку почитал Будду как «отца мира» и посвящал целую строфу иконологии Будды (по сравнению с более короткими описаниями нескольких брахманических божеств). [39] Стих в «Брихат-самхите» описывает иконографию Ганеши , но этот стих появляется только в одной или двух рукописях и, вероятно, является более поздней интерполяцией. Точно так же стих Тиканика-ятры , в котором автор почитает Ганешу (среди других божеств), вероятно, является поддельным; этот стих встречается только в одной рукописи. [40]
Работает
[ редактировать ]Варахамихире приписывают написание нескольких авторитетных текстов по астрономии и астрологии . Он также был известен своими поэтическими способностями, а писатель XI века Кшемендра описывает его как великого поэта. [2]
Судя по всему, он написал комплекс из двух работ — подробного и краткого — по следующим направлениям: [41]
Область | Детальная работа | Короткая работа |
---|---|---|
Математическая астрономия ( тантра ) | Панча-сиддхантика | Сейчас утерян, известно из комментария Утпалы. |
Гороскоп ( хора ): Рождество | Брихадж-джатака | Лагху-джатака |
Гороскопия: брак | Брихад-виваха-патала | Свалпа-виваха-патала |
Гороскопия: путешествия | Брихад-ятра и Йога-ятра | Свалпа-ятра |
Общая астрология ( самхита ) | Брихат-самхита | Самаса-самхита |
Хронологический порядок некоторых из этих работ можно определить на основе внутренних свидетельств и комментариев Утпалы. В порядке убывания или от самого позднего это следующие работы: [42]
- Панча-сиддхантика
- Брихадж-джатака
- Брихад-Ятра
- Йога-ятра (по мнению Утпалы, Вараха-михира написал это, потому что был недоволен Брихад-ятрой )
- Брихад-виваха-патала
- Брихат-самхита
Лагху-джатака утверждает, что она была написана после «Брихадж-джатаки» , а комментарий Утпалы утверждает, что она была написана после сокращенной версии «Панча-сиддхантики» . Однако его порядок относительно других произведений не определен. [42]
Более поздние авторы также упоминают или цитируют некоторые другие произведения Вараха-михиры. Рукописи некоторых других произведений, приписываемых Вараха-михире, существуют, но их авторство носит сомнительный характер. [42]
Влияния
[ редактировать ]« Ромака Сиддханта» («Учение римлян») и «Паулиса Сиддханта» были двумя произведениями западного происхождения, которые повлияли на мысль Варахамихиры. « Паулиша Сиддханту» часто ошибочно считают единым произведением и приписывают Павлу Александрийскому (ок. 378 г. н.э.). [43] Однако это представление было отвергнуто другими учеными в этой области, в частности Дэвидом Пингри , который заявил, что «... отождествление Паулюса Александрина с автором Паулиша Сиддханты совершенно ложно». [44] Ряд его сочинений имеют сходство с более ранними текстами, такими как Веданга Джйотиша . [45]
Некоторые ученые считают Варахамихиру сильным кандидатом на роль того, кто понял и представил знаки зодиака, предсказания благоприятных церемоний и астрологические вычисления в Индии. [46] [47] [48]
Работы Варахамихиры содержат 35 санскритских греческих астрономических терминов, и он демонстрирует хорошее понимание греческой астрономии. [49] Он хвалил греков ( яванов ) за то, что они «хорошо обучены наукам», хотя и нечисты в ритуальном порядке. [50]
Наследие
[ редактировать ]Варахамихира после своей смерти приобрел репутацию самого выдающегося писателя о джйотише , и его работы затмили почти все более ранние индийские тексты в этой области. Несколько более поздних индийских астрологов-астрономов высоко отзываются о нем и признают его работы одними из своих основных источников. [51] Писатель XI века Аль-Бируни также очень восхищается им, называя его превосходным астрономом. [52]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с А. М. Шастри 1991 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. М. Шастри 1991 , с. 1.
- ^ AM Шастри 1991 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. М. Шастри 1991 , с. 4.
- ^ Эванс, Брайан (24 февраля 2014 г.). Развитие математики на протяжении веков: краткая история в культурном контексте . Джон Уайли и сыновья. п. 61. ИСБН 978-1118853979 .
Варахамихира, математик, родившийся около 505 г. н.э. и умерший в 587 г. н.э., который также был известен своими инновациями в области треугольника Паскаля.
- ^ История индийской литературы . Публикации Мотилала Банарсидасса. 2008. с. 46.
- ^ Гопал, Рам (1984). Калидаса: его искусство и культура . Концептуальное издательство. п. 15.
- ^ М. Шринивасачариар (1974). История классической санскритской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 94–111. ISBN 9788120802841 .
- ^ Винтерниц, Мориц (1985). История индийской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 45–47. ISBN 978-81-208-0056-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г А. М. Шастри 1991 , с. 5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с А. М. Шастри 1991 , с. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Т. К. Путтасвами (2012). Математические достижения досовременных индийских математиков . п. 141. ИСБН 9780123979131 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. М. Шастри, 1991 , стр. 10–11.
- ^ AM Шастри 1991 , с. 13.
- ^ AM Шастри 1991 , стр. 17–18.
- ^ AM Шастри 1991 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. М. Шастри 1991 , с. 17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. М. Шастри 1991 , с. 9.
- ^ AM Шастри 1991 , с. 248.
- ^ AM Шастри 1969 , с. 15.
- ^ AM Шастри 1991 , с. 6.
- ^ AM Шастри 1991 , с. 27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. М. Шастри 1991 , с. 24.
- ^ Даниэль Балог 2019 , с. 142-143.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. М. Шастри 1991 , с. 51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Даниэль Балог 2019 , с. 143.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. М. Шастри, 1991 , стр. 43–45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и А. М. Шастри 1991 , с. 8.
- ^ Дэниел Балог 2019 , стр. 141–142.
- ^ Даниэль Балог 2019 , с. 142.
- ^ Авраам Эрали (2014). «Жемчуг и камешки» . Первая весна. Часть 2: Культура Золотого века Индии . Пингвин. ISBN 9789351186465 .
Он принадлежал, как указывает его имя, к брахманизированной семье волхвов, зороастрийских жрецов, поклонявшихся солнцу, и в более поздние времена его самого стали считать воплощением бога Солнца.
- ^ Б. Сурьянараян Рао, изд. (1986). Брихат Джатака Шри Вараха Михиры . Мотилал Банарсидасс. п. 612. ИСБН 9788120813953 .
- ^ AM Шастри 1969 , с. 1.
- ^ М-Р Бхатт 1996 , стр. 572.
- ^ М.Р. Бхатт 1996 , с. 638.
- ^ М.Р. Бхатт 1996 , с. 570.
- ^ AM Шастри 1969 , с. 21.
- ^ AM Шастри 1991 , стр. 100–120.
- ^ AM Шастри 1991 , стр. 120–121.
- ^ AM Шастри 1991 , с. 121.
- ^ AM Шастри 1991 , стр. 19–20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с А. М. Шастри 1991 , с. 20.
- ^ МакЭвилли, Томас (ноябрь 2001 г.). Форма древней мысли: сравнительные исследования греческой и индийской философии . Олворт Пресс. п. 385. ИСБН 978-1-58115-203-6 .
- ^ Пингри, Дэвид (1978). Яванаджатака Схуджидхваджи . Гарвардская восточная серия . Том. 2. С. 437–438.
Пингри, Дэвид (1969). Поздняя Паулиша Сиддханта . Центавр 14. стр. 172–241. - ^ Веландай Гопала Айер. Хронология древней Индии: начало Сат-юги, Двапера, Треты и Кали-юги с датой Махабхараты . Санджай Пракашан. п. 63.
- ^ Винтерниц, Мориц (1985). История индийской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 685–697. ISBN 978-81-208-0056-4 .
- ^ Пингри, Дэвид (1963). «Астрономия и астрология в Индии и Иране». Исида . 54 (2). Издательство Чикагского университета: 229–246. дои : 10.1086/349703 . JSTOR 228540 . S2CID 128083594 .
- ^ Сарма, КВ (2008). «Варахамихира» . В Хелейн Селин (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Дордрехт: Springer Нидерланды. стр. 2184–2185 . дои : 10.1007/978-1-4020-4425-0_9604 . ISBN 978-1-4020-4559-2 .
- ^ А.М. Шастри 1991 , с. 18.
- ^ Чаудхури, Кирти Нараян (1990). Азия до Европы Экономика и цивилизация Индийского океана от возникновения ислама до 1750 года . Издательство Кембриджского университета. п. 54. ИСБН 0521316812 .
- ^ AM Шастри 1969 , стр. 1–3.
- ^ AM Шастри 1969 , с. 4.
Библиография
[ редактировать ]- А. М. Шастри (1991). Варахамихира и его времена . Кусуманджали. OCLC 28644897 .
- А. М. Шастри (1969). Индия в «Брихатсамхите» Варахамихиры Мотилал Банарсидасс. ISBN 9780896842212 .
- Дэниел Балог (2019). Надписи Ауликаров и их сподвижников . Де Грютер. ISBN 9783110649789 .
- М. Рамакришна Бхатт, изд. (1996) [1982]. Брихат Самхита Варахамихиры (второе изд.). Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120810600 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Брихат-самхита; полный перевод Н. Чидамбарама Айера Интернет-издание с глоссарием
- Панчасиддхантика, Брихат Джатака, Брихат Самхита и Хора Шастра . Различные издания на английском и санскрите. (PDF)
- Брихат Джатака (1905) (PDF) - из архива Wayback Machine