Катьяяна
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2008 г. ) |
Катьяяна | |
---|---|
Рожденный | примерно 3 век до н.э. |
Академическая работа | |
Эра | Ведический период |
Основные интересы | Санскритский грамматик , математик и ведический священник. |
Известные работы | Варттикакара , Вьякарана, позже Шулбасутры |
Катьяяна (कात्यायन) также пишется как Катьяяна ( ок. III век до н.э.) [1] [2] [3] был санскритским грамматистом , математиком и ведическим священником , жившим в древней Индии .
Происхождение
[ редактировать ]По некоторым легендам [ нужна ссылка ] , он родился в линии Катья, происходящей от Вишвамитры , таким образом [ нужна ссылка ] называется Катьяяна.
Катхасарицагара или упоминает Катьяяну как другое имя Вараручи , реинкарнации ганы Господа Шивы последователя Пушпаданты. В истории также упоминается, что он изучал грамматику у сына Шивы Картикеи , что подтверждается в Гаруда-пуране , где Картикея (также называемый Кумара) обучает Катьяяну правилам грамматики таким образом, чтобы их могли понять даже дети. [4] Возможно, на самом деле его полное имя было Вараручи Катьяяна. [5]
Отношения с богиней Катьяини
[ редактировать ]В таких текстах, как Калика Пурана , упоминается, что он поклонялся Богине-Матери, чтобы она родилась как его дочь, поэтому она стала известна как Катьяяни или «дочь Катьяяна», которой поклоняются в шестой день фестиваля Наваратри . [6] Согласно Вамана Пуране, однажды боги собрались вместе, чтобы обсудить злодеяния демона Махишасуры , и их гнев проявился в виде энергетических лучей. Лучи кристаллизовались в обители Катьяяны Риши , который придал ей правильную форму, поэтому ее еще называют Катьяяни. [7]
Работает
[ редактировать ]Он известен двумя работами:
- Варттикакара . , разработка Панини грамматики Наряду с Махабхашьей Патанджали , этот текст стал основной частью канона Вьякараны ( грамматики ). Это была одна из шести Веданг , которая составляла обязательное образование для студентов в последующие двенадцать столетий.
- Он также составил одну из более поздних Шулбасутр , серию из девяти текстов по геометрии алтарных конструкций, посвященных прямоугольникам, прямосторонним треугольникам, ромбам и т. д. [8]
Просмотры
[ редактировать ]Взгляды Катьяяны на связь предложения и значения имели тенденцию к натурализму. Катьяяна считала, что взаимосвязь значений слов не является результатом человеческих условностей. Для Катьяяны словесные отношения были сиддхами , данными нам, вечными. Хотя объект, к которому относится слово, невечен, суть его значения, подобно куску золота, используемому для изготовления различных украшений, остается неискаженной и, следовательно, постоянной. [ нужна ссылка ]
Понимая, что каждое слово представляет собой категоризацию, он придумал следующую загадку (вслед за Бималом Кришной Матилалом ):
- «Если «основанием» использования слова «корова» является коровье (универсальное), что будет «основанием» для использования слова «коровье»? [ нужна ссылка ] ?
Очевидно, что это ведет к бесконечному регрессу. Решением Катьяяны было ограничить универсальную категорию категорией самого слова — основой для использования любого слова должно быть то же самое слово-универсальное».
Эта точка зрения, возможно, была ядром доктрины Спхаты , изложенной Бхартрихари в V веке, в которой он подробно развиваетслово-универсальное как суперпозиция двух структур — смысл-универсального или семантической структуры ( артха-джати ) накладывается на звуково-универсальную или фонологическую структуру ( шабда-джати ).
Следуя традиции таких учёных, как Пингала , Катьяяна также интересовалась математикой. Здесь его текст о сульвасутрах имел дело с геометрией и расширил трактовку теоремы Пифагора , впервые представленной в 800 г. до н.э. Баудхаяной . [9]
Катьяяна принадлежала к грамматической школе Аиндра. [ нужна ссылка ] .
Примечания
[ редактировать ]- ^ www.wisdomlib.org (05.06.2013). «Катьяяна, Катьяяна: 24 определения» . www.wisdomlib.org . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ «Приблизительная хронология индийских философов» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ «Катьяяна» . Оксфордский справочник . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ «Тема 101» .
- ^ Винтерниц, Мориц (1920). История индийской литературы. Том 3: Художественная поэзия. Научная литература. Новая индийская литература. Дополнения ко всем трем томам . Лейпциг: Амеланг. п. 391.
- ^ Формы Дурги
- ^ «Тема 1» .
- ^ Джозеф (2000), с. 328
- ^ Пингри (1981), с. 6
Ссылки
[ редактировать ]- Джозеф, Джордж Гевергез: Герб павлина: неевропейские корни математики
- Пингри, Дэвид. Джьотихшастра: Астральная и математическая литература . Отто Харрасовиц. Висбаден, 1981 год. ISBN 3-447-02165-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Катьяна» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс