Вьякарана
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
Связанные индуистские тексты |
Вьякарана ( санскрит : व्याकराण , букв. «объяснение, анализ», IPA: [ˈʋjaːkɐrɐɳɐ] ) относится к одной из шести древних Веданг , вспомогательной науки, связанной с Ведами , которые являются священными писаниями в индуизме . [1] [2] Вьякарана — это изучение грамматики и лингвистического анализа санскрита. [3] [4] [5]
Панини и Яска — два знаменитых древних учёных Вьякараны; оба датированы несколькими столетиями до начала нашей эры, причем Панини, вероятно, датируется пятым веком до нашей эры. [6] Панини «Аштадхьяи» — самый важный из сохранившихся текстов традиций Вьякараны. Этот текст, как следует из самого названия, состоит из восьми глав, каждая из которых разделена на четыре пады, и в совокупности содержит 4000 сутр. [7] Текст предваряется правилами сокращений, группирующими фонемы санскрита. [8] Панини цитирует десять древних авторитетов, тексты которых не сохранились, но считается, что они были учеными Вьякараны. [8]
Вьякарана связана с четвертой Ведангой, называемой Нирукта . [4] Стипендия Вьякараны занималась лингвистическим анализом, чтобы установить точную форму слов для правильного выражения идей, а стипендия Нирукты сосредоточилась на лингвистическом анализе, чтобы помочь установить правильное значение слов в контексте. [4]
Этимология
[ редактировать ]Вьякарана ( IPA: [ʋjaːkɐrɐɳɐ] ) означает «разделение, различие, различение, анализ, объяснение» чего-либо. [9] [10] [11] Это также относится к одной из шести Веданг, или ведической области анализа языка, в частности, к грамматическому анализу, грамматике, лингвистическим соглашениям, которые создают, полируют, помогают писателю выразить и помогают читателю различать точный язык. [9] [2]
Слово Вьякарана также встречается в сутрах Махаяны первого тысячелетия и буддийских текстах Махаяны , но имеет другое значение. Вьякарана в этих буддийских текстах означает предсказание или пророчество Будды Бодхисаттве , только что вступившему на путь, о том, что он достигнет просветления и станет буддой , другими словами, просветленным. [11]
История
[ редактировать ]Вьякарана возникла как отдельная вспомогательная область ведического изучения в древние времена. [12] [13] [14] Его целью было предотвратить небрежное использование и передачу ведических знаний, утверждает Говард Кауард – почетный профессор Университета Виктории и редактор-основатель Журнала индуистско-христианских исследований . [2] Вьякарана помог гарантировать, что ведические писания индуизма и его послание «Сабда Брахман» (объяснение метафизических истин посредством слов), которое ведические риши осознали своими усилиями, остаются доступными для всех в первозданной форме. [2] В индийских традициях вьякарана была одной из самых важных наук, которая широко изучалась на протяжении всей своей истории, что привело к созданию крупных трактатов по философии языка. [15]
Панини и Яска, два знаменитых древних учёных Вьякараны, оба датируются несколькими столетиями до начала нашей эры, вероятно, V веком до нашей эры. [6] Однако оба они цитируют предшествующих ученых и тексты, которые, хотя и утеряны для истории, подразумевают, что до них область Вьякараны была устоявшейся и развитой наукой о языке. [16] Из этих двух Якша, возможно, старше и более известен благодаря Нирукте (этимологии) — четвертой вспомогательной области ведических исследований, но свидетельства о том, что он предшествовал Панини, скудны и неопределенны. [17] Что касается специального трактата о Вьякаране, Панини является наиболее признанным древним индуистским ученым, а его Аштадхьяи («Восемь глав») является наиболее изученным из сохранившихся древних рукописей по грамматике санскрита. [17] Слава Панини распространилась за пределы Индии, а почитание древнего Панини на северо-западе Индии упоминается в китайских текстах Сюаньцзана - путешественника и ученого VII века. [18] [19]
Изучение грамматики и структуры языка восходит к Ригведе , или 2-му тысячелетию до нашей эры, в гимнах, приписываемых мудрецу Сакалье. [6] [20] [примечание 1] Сакалья признана в работах Панини. [6] Литературные свидетельства того, что наука Вьякарана существовала в ведические времена, изобилуют Брахманами , Араньяками и Упанишадами , утверждает Мориц Винтерниц . [23] Сохранившиеся рукописи Панини и Якши предполагают, что в ведическую эпоху существовали конкурирующие школы грамматики. Одна школа, например, считала, что все существительные имеют глагольные корни, а другая считала, что не все существительные имеют глагольные корни. [6] Однако неясно, как, кто и когда возникли эти древние ведические теории грамматики, поскольку эти тексты не дожили до наших дней. [6]
Препанинские школы
[ редактировать ]В древней Индии существовало множество школ санскритской грамматики, все они были созданы до середины I тысячелетия до нашей эры. [24] Панини В «Аштадхьяи» , затмившей все другие древние школы грамматики, упоминаются имена десяти грамматистов. [8] [25] [26] [27] ). Некоторые из этих допанинских ученых, упомянутых Панини, включают Аписали, Кашьяпу, Гаргью, Галаву, Чакравармана, Бхарадваджу, Сакатаяну, Сакалью, Сенаку и Сфотаяну. [24] [25]
Работы большинства этих авторов утеряны, но мы находим ссылки на их идеи в комментариях и опровержениях более поздних авторов. Яски » « Нирукта - один из самых ранних сохранившихся текстов, в нем среди других он упоминает Шакатаяну, Крауштуки, Гаргью. [ нужна ссылка ]
Постпанинские школы
[ редактировать ]Панини «Аштадхьяи» — самая древняя из сохранившихся рукописей о Вьякаране. Это полный и описательный трактат по грамматике санскрита в формате афористических сутр . [17] [28] Этот текст привлек внимание известного и одного из самых древних комментариев ( бхашья ), называемого Махабхашья . [29] [ не удалось пройти проверку ] Автора « Махабхашьи» зовут Патанджали, который может быть, а может и не быть тем же человеком, что и автор «Йогасутр» . [30] [31] Махабхашья , или «Великий комментарий», — это больше, чем комментарий к Аштадхьяи, это самый ранний известный философский текст индуистских грамматистов. [32] [примечание 2] Неиндуистские тексты и традиции грамматики возникли после Патанджали, некоторые из них включают санскритскую грамматику джайнского автора Джайнендры и грамматику Чандры буддийского Чандрагомина. [34]
«Великий грамматический дискурс» Патанджали [ Вьякрана-Махабхашья ] считается классической моделью академических текстов. Она написана с большим дидактическим мастерством в виде диалога на ясном и простом санскрите и содержит множество поучительных примеров. Обращает на себя внимание, что текст следует традиции наставления, подобной диалогическому стилю западных классиков античности.
— Аннетт Уилк и Оливер Мобус [35]
Позже индийские ученые упростили правила Панини и сократили его сборник сутр до основных 1400 из полных 4000, исключив те, которые, по их мнению, были слишком сложными и сложными или те, которые были узко связаны с ведическим языком. [36] Неиндуистские традиции, такие как джайнизм и буддизм, разработали свою собственную литературу вьякараны, но все они датируются 1-м тысячелетием нашей эры, все они представляют собой сжатое изложение Панини, принятое и расцветшее в основном на его теориях вьякараны. [37] [ не удалось пройти проверку ]
Природа грамматики
Энергия, называемая словом, имеет природу яйца.
Оно развивается в форме действия, а
реализует себя как последовательность частей.
- Бхартрихари , Вакьяпадия 1.52.
Переводчик: Тибор Кисс [38]
Индуистский ученый V века Бхартрихари был следующим по влиятельности мыслителем вьякараны. [ мнение ] , в котором он представил свою философию грамматики и то, как язык влияет на мысли. [примечание 3] Его теории о «философской проблеме значения», содержащиеся в Вакьяпадии , уникальны, утверждает Говард Кауард. [39] Бхартрихари считается главным создателем « теории сфота » значения в индуистских традициях. [39]
Идеи Бхартрихари широко изучались, но также и подвергались сомнению во второй половине первого тысячелетия, особенно со стороны ритуально-ориентированных идей. [ не удалось пройти проверку ] Мимамса школа философии и Дхармакирти буддийский . индуистской [39] Школа индуизма Адвайта Веданта защищала идеи Бхартрихари. [39]
Примерно в седьмом веке следующей важной вехой стали « Кашикавритти», написанные в соавторстве с Джаядитьей и Ваманой, а также исследования Хелараджи о Вьякаране в десятом веке. [39] Эти индуистские тексты не только были прокомментированы в индуистской традиции, но и легли в основу работ буддиста Джинендрабуддхи , известного своими знаниями грамматики в буддийской литературе. [39]
Наиболее изученными учеными-вьякаранами начала и середины второго тысячелетия являются Кширасвамин, Харадатта, Майтрейя Ракшита и Кайята. [43] В число ученых Вьякараны современной эпохи входили Бхаттоджи Дикшита, Конда Бхатта и Нагеша Бхатта. [44]
Между 1250 и 1450 годами Анубхути Сварупачарья создал упрощенную грамматическую систему, названную Сарасватавьякарана .
В 14 веке грамматик Падманабхадатта , основатель школы Супадмы, составил « Супадмавьякарану» . [45] Текст основан на Аштадхьяи Панини , но переработан и дополнен пояснительными примечаниями. Он написан бенгальским алфавитом , что делает его доступным для провинций Бенгалии за счет устранения сложности грамматики санскрита. [46] Основная цель Падманабхадатты заключалась в том, чтобы сделать знание санскритской грамматики ясным и простым, а также санскритизировать новые слова, возникшие в языке.
Расположение
[ редактировать ]Что касается места науки Вьякараны в истории Южной Азии, с древнейших времен до XVI века, Кашмир, Керала, Непал, Андхра-Прадеш, Варанаси и Бенгалия имели влияние, но местонахождение многих ученых Вьякараны неизвестно. [47]
Тексты
[ редактировать ]Текст Панини «Аштадхьяи» представлен в формате сутр, состоит из восьми глав и в общей сложности насчитывает 4000 сутр. [17] Этим правилам предшествует список из четырнадцати групп звуков, состоящий из трех разделов, называемых Шива-сутра, Пратьяхара-сутра и Махешвара-сутра. [17] [48] Аштадхьяи Дхатупатха группирует правила языка для ясного выражения и понимания на две части: словесную ( ) и номинальную основу ( Ганапатха ). [6] [48] Текст состоит из аналитической части, представленной в первых пяти главах, и синтетической части, содержащейся в последних трех главах. [49]
Рукопись Аштадхьяи сохранилась вместе с набором вспомогательных текстов (приложений), даты написания и авторы которых оспариваются. [50] [51] Основной текст примечателен своими деталями и систематическим характером, синтаксическими функциями и алгоритмическим расположением сутр, где грамматические правила обычно применяются в порядке сутр. [52]
широко Сутры Аштадхьяи изучались и являлись предметом традиции бхашья (обзоров и комментариев) индуизма. Самая старая поправка и комментарий к Аштадхьяи приписывается Катьяяне (~ 3 век до н. э.), за которым следует знаменитая Махабхашья Патанджали (~ 2 век до нашей эры), дошедшая до наших дней. [32] Вероятно, существовали и другие комментарии к Аштадхьяи , поскольку они цитируются другими индийскими учеными, но считается, что эти тексты утеряны для истории. [32]
Обсуждение
[ редактировать ]Панини пишет, что Анджна (популярное использование слова) является заменяющим авторитетом, и теоретически полученное значение слова должно быть отброшено и вместо этого заменено тем, которое является популярным использованием. [8] Артха . (значение) шабда ( слова) определяется популярным употреблением во время написания текста, а не этимологической теорией, историческим употреблением или более поздним употреблением [53]
«Предложение — это набор слов, слово — это набор фонем», — утверждает Панини. [54] Смысл ведических отрывков следует понимать через контекст, заявленную цель, учитывая обсуждаемый предмет, что говорится, как, где и когда. [54]
Традиция аштадхьяи санскрита, с некоторыми оговорками, принимает предпосылку, что все слова имеют глагольные корни и что слова создаются путем прикрепления фрагментов к этим корням. [55] Однако Панини утверждает, что невозможно вывести все существительные от глагольных корней. [55]
Аштадхьяи в первую очередь сосредоточена на изучении слов, их формирования и их правильной архитектуры. [55] Однако это не исключает синтаксиса. Панини включает обсуждение структуры предложения. [55] Текст, как утверждают Ховард и Раджа, описывает образование сложных слов на основе синтаксических и семантических соображений, как, например, в сутре 2.1.1. [55]
Что такое правильное предложение?
[ редактировать ]Панини утверждает, что правильное предложение имеет единственную цель и формируется из группы слов, так что при анализе обнаруживается, что отдельные слова взаимно ожидают друг друга. [55] Предложение, утверждает Панини, должно иметь синтаксическое единство, которое включает в себя взаимное ожидание ( аканша ) слов и фонетическую смежность ( саннидхи ) конструкции. Панини добавляет семантическую пригодность ( Йогаята ), но не молчаливо. Он признает, что предложение может быть грамматически правильным, даже если оно семантически неуместно или отклоняется от нормы. [55]
Что означает слово?
[ редактировать ]Аштадхьяи . описывает многократное использование слов и то, как значение слова определяется общим контекстом предложений и композицией, в которой оно находится [56] Популярное использование и значение слова на момент написания текста заменяет исторические или этимологически полученные значения этого слова. [8] Слово имеет общепринятое значение на момент составления текста, но это не так, когда оно цитируется (цитируется или упоминается) из другого текста предшествующего уровня техники. [56] В последнем случае к санскритскому слову добавляется суффикс «ити» (буквально «таким образом»), после чего оно означает то, что имел в виду предыдущий текст. [56]
Яска утверждал, что и значение, и этимология слов всегда зависят от контекста. [57]
Синтаксис, глаголы и слова
[ редактировать ]Вьякарана в индуистских традициях представляет собой исследование как синтаксической структуры предложений, так и архитектуры слова. Например, Панини утверждает, что грамматика — это средства семантического соединения слова с другими словами для выражения и понимания значения, и слова следует анализировать в контексте, в котором они используются. [58] Катьяяна цитируется в «Махабхашье о Вьякаране» Патанджали как утверждающая природу предложения следующим образом: [59]
Предложение состоит из личного глагола вместе с несклоняемыми, караками и определителями. - Махабхашья 1.367.10
В предложении есть один конечный глагол. - Махабхашья 1.367.16— Катьяяна [59]
Точно так же Саяна утверждает, что сфера действия Вьякараны такова: [38]
Грамматика [Вьякарана] — это процесс, посредством которого разделение осуществляется повсюду путем признания:
В этой речи столько всего содержится в одном предложении;
Таким образом, в этом предложении очень многое заключено в одном слове;
В этом слове это основа и это суффикс.— Саяна [38]
Слово, являющееся глаголом, связано с бхавой (становиться), тогда как существительное связано с саттвой (быть, реальностью как она есть). [57] Саттва и бхава — это два аспекта одного и того же существования, рассматриваемые со статической и динамической точек зрения. Глаголы, согласно Вьякаране, указывают на действие во временной последовательности, в то время как существительные являются статическими элементами, утверждает К. Кунджунни Раджа. [60]
Махабхашья Патанджали
[ редактировать ]Патанджали, написанная во II веке до нашей эры, «Махабхашья» является еще одним важным древним текстом в науке Вьякараны. Это не полный комментарий ко всему, что Панини написал в «Аштадхьяи» , а скорее комментарий к тексту Катьяяны по грамматике, называемому «Варттикас» , [61] а также идеи Вьяди. [62] Дополнения Катьяяны сохранились, а Вьяди — нет. [62]
Текст Катьяяны отражает восхищение Панини, анализ его правил, их упрощение и уточнение. [63] Различия между грамматическими правилами Панини и Катьяяны могут быть связаны с историческими изменениями в санскрите на протяжении веков, заявляют Говард Кауард и К. Кунджунни Раджа. [62]
Бхартрихари Вакьяпадия
[ редактировать ]Язык и духовность
Слово входит в состав предложения,
предложение по абзацу,
абзац за главой,
глава за книгой,
и так далее,
до тех пор, пока вся речь не будет отождествлена с Брахманом .
— Бхартрихари [64]
Вакьяпадия Бхартрихари — это трактат по философии языка, основанный на идеях предшествующих исследований Вьякараны. [65] [66]
Согласно Бхартрихари, утверждает Шарфштейн, все мысли и все знания являются «словами», каждое слово имеет внешнее выражение и внутреннее значение. [66] [67] Слово может иметь определение изолированно, но оно имеет значение только в контексте предложения. [66] Грамматика — это фундаментальная наука в индуистских традициях, объясняет Шарфштейн, где она внешне выражается как отношения между словами, но в конечном итоге внутренне понимается как отражение отношений между различными уровнями реальности. [66] В этом индуистском тексте слово считается формой энергии, способной трансформировать скрытый разум и реализовать душу. [68] [66] Язык развивается для выражения сначала преходящего материального мира, а затем для выражения чувств, человеческого стремления к смыслу жизни и духовного внутреннего мира. [66]
Корни слов
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2016 г. ) |
Во времена Яски нирукта «этимология» фактически была школой, которая давала информацию об образовании слов, об этимологическом происхождении слов. По мнению наируктов , или «этимологов», все существительные произошли от глагольного корня. Яска защищает эту точку зрения и приписывает ее Шакатаяне. В то время как другие полагали, что есть некоторые слова, которые являются «Словами Рудхи». «Рудхи» означает обычай. Это означает, что они являются частью языка из-за обычая и соответствия между словом и вещью, если это существительное, или соответствия между действием и словом, если оно является корнем глагола. Такое слово не может происходить от глагольных корней.Яска также сообщает точку зрения Гаргьи, который выступал против Шакатаяны, который считал, что определенные именные основы являются «атомарными» и не должны происходить от глагольных корней. [69]
Влияние
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2016 г. ) |
Тексты Вьякараны оказали большое влияние на индуистскую философию. Концепция предложения ( вакья ), определенная Панини, например, повлияла на Джаймини, позднего основателя школы индуистской философии Миманса, и была похожа на нее . [55] Однако ученые школы Мимамса, ориентированные на ритуалы, в целом были против основных идей индуистских грамматистов, в то время как другие индуистские школы, такие как Веданта, отстаивали их. [39]
назвал работу Панини о Вьякаране Джордж Кардона «одним из величайших памятников человеческого интеллекта». [70]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Помимо явных ссылок на Вьякарану, в Ригведе есть множество встроенных гимнов Риддла, некоторые из которых древние и средневековые индуистские ученые интерпретировали как относящиеся к лингвистике и грамматике. Например, в стихе-загадке 4.58.3 Ригведы говорится: [21]
«Четыре рога, три ноги, две головы и семь рук у него.
Бык трижды связан и рычит.
Велик бог, вошедший в человека». – Ригведа 4.58.3
Патанджали интерпретирует эту загадку следующим образом, утверждают Аннетт Уилк и Оливер Мёбус: «Четыре рога представляют четыре части речи: существительные, глаголы, префиксы и частицы». Три стопы — это три основных времени: настоящее, будущее, прошедшее; две головы — условное и этимологическое значение слова; семь рук — это семь падежей на санскрите; три места, к которым привязан ревущий бык, — это три резонирующих пространства — грудь, шея и голова», а великий бог в загадке — это слово. [22] - ^ Самая ранняя вторичная литература по основному тексту Панини принадлежит Катьяяне (~ 3 век до н.э.) и Патанджали (~ 2 век до н.э.). [33]
- ^ Теперь считается, что Бхартрихари жил не позднее V века нашей эры. [39] [40] [41] но в китайском тексте И-цина есть упоминание о том, что Бхартрихари умер в 651/652 году н.э. [42]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеймс Лохтефельд (2002), «Вьякарана» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма , Vol. 2: Новая Зеландия, издательство Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 769
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 36.
- ^ У. Дж. Джонсон (2009), Словарь индуизма , Oxford University Press, ISBN 978-0198610250 , статья о Вьякаране.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 105.
- ^ Лиза Митчелл (2009). Язык, эмоции и политика в Южной Индии . Издательство Университета Индианы. п. 108. ИСБН 978-0-253-35301-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Гарольд Г. Кауард 1990 , стр. 13–14.
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , стр. 14, 111.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 111.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Монье Монье-Вильямс (1923). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. ви, 978.
- ^ Тибор Кисс 2015 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэмиен Киоун (2004), Словарь буддизма, Oxford University Press, ISBN 978-0198605607 , Статья о Вьякаране.
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 12-14, 36.
- ^ Морис Винтерниц 1963 , с. 458.
- ^ Джоэл Питер Бреретон; Стефани В. Джеймисон ; Мадхав М. Дешпанде (1991). Смысл и синтаксис в Ведах, тома 4–5 . БРИЛЛ Академик. стр. 8–9 (Том 5). ISBN 90-04-09356-7 .
- ^ Морис Винтерниц 1963 , стр. 458–459.
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 14.
- ^ Морис Винтерниц 1963 , с. 462.
- ^ Фриц Стаал (1972), Читатель санскритских грамматиков , Издательство Массачусетского технологического института, переиздание Мотилала Банарсидасса (1985), ISBN 81-208-0029-X .
- ^ Морис Винтерниц 1963 , с. 459.
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 476 со сноской 27.
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 476–477.
- ^ Морис Винтерниц 1963 , стр. 459–460.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж Кардона 1997 , стр. 148–157.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Монье Монье-Вильямс (1876 г.). Индийская мудрость или примеры религиозных, философских и этических доктрин индусов . цитата: «Сам Панини упоминает нескольких грамматистов, предшествовавших ему, таких как Апишали, Кашьяпа, Гаргья, Галава, Чакравармана, Бхарадваджа, Сакатаяна, Сакалья, Сенака и Спхотаяна. Некоторые считают, что Унади-сутры предшествуют Панини. " Также обсуждаются различия во мнениях по интерпретации ведических текстов, данных Аурнабхавой, Аупаманьявой, Аграяной, Каттхакьей, Каутсой и Шакапуни - все они упоминаются как «предшественники Яски» на стр. 169
- ^ Аштадхьяи 6.1.92, 6.1.123-130, 5.4.112, 8.4.51-67 и т. д. (аннотировано в списке)
- ^ Саткари Мукхопадхьяй. Санскритская грамматическая литература . в Энциклопедии индийской литературы т.2, изд. Амареш Дутта, Академия Сахитья . п. 1490.
- ^ Джордж Кардона 1997 , стр. 182–187.
- ^ Джордж Кардона 1997 , стр. 243–259.
- ^ Рену, Луи (1940). «О личности двух Патанджали». В законе, Нарендра Натх (ред.). Мемориальный том Луи де ла Валле Пуссена . Калькутта. стр. 368–373 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 16.
- ^ Тибор Кисс 2015 , стр. 71–72.
- ^ Шарфе, Хартмут (1977). Грамматическая литература . Висбаден: Харрасовиц. стр. главы 9, 10. ISBN 9783447017060 .
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 474.
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 17.
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тибор Кисс 2015 , с. 74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 18.
- ^ Вольфрам Хинцен; Мишель Шиэн (2013). Философия универсальной грамматики . Издательство Оксфордского университета. п. 17. ISBN 978-0-19-965483-3 .
- ^ Джордж Кардона 1997 , стр. 298–299.
- ^ Морис Винтерниц 1963 , с. 474.
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , стр. 19–20.
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 20.
- ^ Гош, Бхаджаговинда. «Изучение грамматики санскрита в Тибете» (PDF) . Вестник тибетологии . VII, 2:22.
- ^ Сайни, Р.С. (1 апреля 1989 г.). Супадма Вьякарана . Бхаратия Видья Пракашан. ISBN 978-8121700344 .
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , стр. 22–24.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж Кардона 1997 , стр. 160–172.
- ^ Морис Винтерниц 1963 , стр. 460–461.
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , стр. 14–15.
- ^ Джордж Кардона 1997 , стр. 179–182.
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 15.
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , стр. 111–112.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 106.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 112.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 113.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 107.
- ^ Тибор Кисс 2015 , стр. 73–77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тибор Кисс 2015 , с. 73.
- ^ Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 108.
- ^ Морис Винтерниц 1963 , с. 465.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гарольд Г. Кауард 1990 , с. 115.
- ^ Морис Винтерниц 1963 , стр. 465–466.
- ^ Стефано Мерканти (2009). Роза и Лотос . Родопи. стр. XLIX – Л. ISBN 978-90-420-2833-3 .
- ^ Морис Винтерниц 1963 , стр. 474–475.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Бен-Ами Шарфштейн (1993). Невыразимость: неудача слов в философии и религии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 69–81 . ISBN 978-0-7914-1347-0 .
- ^ Джордж Кардона 1997 , стр. 300–303.
- ^ Тибор Кисс 2015 , стр. 74–81.
- ^ Матилал, Бимал Кришна (2001) [1990]. Слово и мир: вклад Индии в изучение языка . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-565512-5 .
- ^ Джордж Кардона 1997 , с. 243.
Библиография
[ редактировать ]- Джордж Кардона (1997). Панини: Обзор исследований . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1494-3 .
- Гарольд Г. Кауард (1990). Философия грамматиков, в Энциклопедии индийской философии, том 5 (редактор: Карл Поттер) . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-81-208-0426-5 .
- Тибор Кисс (2015). Синтаксис - Теория и анализ . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-037740-8 .
- Фридрих Макс Мюллер ; Артур Энтони Макдонелл (1886). Грамматика санскрита для начинающих (2-е изд.). Лонгманс, Грин. п. 178 .
- Вебер, Альбрехт (1863). Индийские исследования . Том 8. Лейпциг.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Аннетт Уилке; Оливер Мобус (2011). Звук и коммуникация: эстетическая культурная история санскритского индуизма . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-018159-3 .
- Морис Винтерниц (1963). История индийской литературы . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0056-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гораций Хейман Уилсон (1841). Введение в грамматику санскрита . Мэдден.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Вьякараной, на Викискладе?