Триканди
Триканди («Три книги») — санскритский трактат по философии языка и грамматики ( вьякарана ), написанный индийским грамматистом и философом V века Бхартрихари . В некоторых печатных изданиях XIX-XX веков он упоминается под названием «Вакьяпадия» , которое на самом деле является названием его части. Работа Бхартрихари важна тем, что в ней всесторонне рассматриваются отношения между языком, мышлением и реальностью.
Мы
[ редактировать ]Триканди , что буквально означает «три книги», — это название произведений. [ 1 ] Однако в ранних печатных изданиях произведения, например, 1888 и 1905 годов, Вакьяпадия неверно представлялась как название всего сборника, содержащего три книги. Первоначально Вакьяпадия относилась только ко второй книге сборника, а позже стала относиться к первым двум книгам. [ 2 ]
Структура и содержание
[ редактировать ]Триканди , также известная как Вакьяпадия, содержит три канды (раздела): Брахмаканда (Книга Брахмана), Вакьяканда (Книга предложений) и Падаканда (Книга слов). [ 1 ] Бхартрихари Триканди представляет Веды как организующий принцип мира, служащий не просто руководством ( upadestr ) для правильного поведения и знания, но и основной сущностью ( пракрити ) вселенной, предполагая, что Веды являются одновременно источником знания и основа существования мира. [ 3 ]
Первые две части делятся на карика (стихи) и вритти (комментарии). [ 2 ] С древнейших времен традиция приписывает авторство вритти самому Бхартрихари, хотя в некоторых рукописях в качестве их автора упоминается Харивришабха, псевдоним Вришабха. [ 2 ]
Структура текста дает целостное представление о языке, охватывая его философские основы, структуратор предложений и словообразование. [ 1 ]
Брахмаканда
[ редактировать ]Брахмаканда , заявляя , обсуждает концепцию Брахмана что она «создает разнообразие мира из языка». [ 4 ] В нем кратко обсуждаются ведические ветви и Веды как источник обрядов, смрити , школ философии и традиционных знаний. Автор подчеркивает важность грамматики ( вьякараны ), называя ее «дверью к освобождению», и описывая ее как первую среди шести вспомогательных наук , поскольку только через нее можно понять другие науки. [ 5 ]
Затем в тексте обсуждаются различные темы, включая слова, значения и отношения между ними; объем грамматики; языковые формы; сфота ; восприятие звука и т. д. [ 6 ] Автор утверждает, что дети понимают язык благодаря «диспозиционным тенденциям», присущим их предыдущим рождениям; они пытаются говорить интуитивно, а не потому, что их научили говорить. В вритти автор объясняет, что то, что существует, равносильно несуществующему, если об этом не говорится с помощью языка; Точно так же несуществующие вещи становятся почти реальными, когда язык напоминает о них. [ 7 ]
Автор описывает язык как основу всех отраслей знания, всех искусств и ремесел. Он обсуждает взаимосвязь между языком и другими понятиями, такими как познание, сознание, заслуги, духовность и Священные Писания. Он также обсуждает употребление неправильных языковых форм ( апабхрамша ). [ 8 ]
Вакьяканда
[ редактировать ]Автор перечисляет различные определения предложения, данные разными авторитетами, такими как Катьяяна, школа Мимамса и разными логиками ( ньяя-вадинами ). [ 9 ] Затем он обсуждает концепцию сфоты и различные взгляды на делимость и неделимость предложения и его значение. [ 10 ]
Автор рассматривает 12 взглядов на значение языковых форм. Он перечисляет шесть разновидностей интуиции и обсуждает роль интуиции в понимании смысла предложения. Затем он обсуждает составные части слов (такие как префикс, суффикс, основа и корни); языковые формы (существительные, глаголы, предлоги, частицы и послелоги); фонемы; сложные слова; омофоны; соединения слов. [ 11 ]
Автор утверждает, что необходимо различать возможные и предполагаемые значения языковых форм, и обсуждает различные факторы, определяющие значение. Он также обсуждает различные взгляды на взаимосвязь между языком и значением. Например, некоторые люди думают, что язык только производит память, но не устанавливает значение: обожженный человек понимает значение горения, когда он вступает в контакт с огнем, в отличие от изучения значения слова «горение» через язык. . Автор также обсуждает другие смежные темы, такие как полнота предложения, ударение и сопутствующие темы. [ 12 ]
В эпилоге автор рассказывает о различных грамматических традициях Индии, утверждая, что его учитель освоил все из них. Он упоминает нескольких более ранних ученых, в том числе Панини , Патанджали , Чандру, Байджи, Саубхаву и Харьяску. Он утверждает, что важно узнавать о различных традициях и работах более ранних ученых. [ 13 ]
Падаканда
[ редактировать ]Последняя книга посвящена отдельным словам, их образованию и значениям. Здесь также обсуждаются правила образования и толкования слов. [ 1 ]
Книга 3 состоит из 14 глав ( самуддешас ): [ 14 ]
- Об всеобщей собственности ( Джати-самуддеша )
- О субстанции ( Дравья-самуддеша )
- Об отношениях ( Самбандха-парикша )
- Подробнее о субстанции ( Бхуйодравья-самуддеша )
- О качестве ( Гуна-самуддеша )
- О пространственном направлении ( Дик-самуддеша )
- О средствах действия ( Садхана-самуддея )
- О действии ( Крия-самуддеша )
- Вовремя ( Кала-самуддеша )
- О личности ( Пуруша-самуддеша )
- О числе ( Самкхья-самуддеша )
- Аспект ( Упа-граха-самуддеша )
- О поле ( Линга-самуддеша )
- О языковых образованиях ( Вритти-самуддеша )
Комментарии
[ редактировать ]Известны следующие комментарии к произведению:
Книга 1
- Паддхати или Спутакшара , тика Вришабхадева. [ 15 ] Харивришабха, псевдоним Вришабха (ок. 650 г. н.э.), был сыном Деваяшаса и протеже царя Вишну-гупты; его Вакьяпадия-паддхати - самый ранний известный комментарий к работе Бхартрихари, написанный кем-то другим, а не Бхартрихари. [ 16 ]
Книга 2
- Оригинальное вритти Бхартрихари или Харивришабхи. [ 17 ]
- Вакьяпрадипатика Бхартрихари дает объяснение карикам . [ 17 ] [ 18 ]
- Краткое изложение в стихах тики Пунья -раджи или Раджанака-шура-вармана; вероятно, это было краткое изложение ныне утерянного комментария Хелараджи. [ 17 ]
- Вакья-падия-прамея-самграха , краткое изложение тики , написанное неизвестным редактором. [ 17 ]
Книга 3
- Пракирна-вритти учителя Йогачары Дхрама-палы (6-7 века); эта работа сейчас утеряна и известна из китайской традиции и И-цзин. Титул Пракирна-вритти известен из «Дхармоттара-прадипы» Дурвеки Мишры . [ 19 ]
- Пракирна[ка]-пракаша Хела-раджи, с двумя пробелами, заполненными Пхулла-раджем (вероятно, тем же, что и Пунья-раджа); эта работа содержит объяснение карик [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Поттер, Карл Х., изд. (1977). Энциклопедия индийской философии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-07281-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бхате, Сароджа; Бронкхорст, Джон; Бхартрихари; Международная конференция по Бхарти, ред. (1997). Бхартрихари: философ и грамматик; материалы Первой международной конференции по Бхартрихари (Университет Пуны, 6–8 января 1992 г.) (перепечатка Aufl. 1994 г., изд.). Дели: Motilal Banarsidass Publ. стр. 100-1 23–24. ISBN 978-81-208-1198-0 .
- ^ Ллевеллин, Джон Эрл, изд. (2018). Определение индуизма: читатель . Критические категории в изучении религии (впервые выпущено в мягкой обложке в 2018 г.). Лондон Нью-Йорк: Рутледж. стр. 19–20. ISBN 978-1-904768-73-9 .
- ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. стр. 126–127. ISBN 978-0-691-07331-6 .
- ^ Кауард, Гарольд Г.; Кунджунни Раджа, Кумарапурам (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийской философии. Принстон (Нью-Джерси): Издательство Принстонского университета. п. 128. ИСБН 978-0-691-07331-6 .
- ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. стр. 128–134. ISBN 978-0-691-07331-6 .
- ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. п. 135. ИСБН 978-0-691-07331-6 .
- ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. стр. 135–138. ISBN 978-0-691-07331-6 .
- ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. п. 138. ИСБН 978-0-691-07331-6 .
- ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. стр. 139–142. ISBN 978-0-691-07331-6 .
- ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. стр. 143–147. ISBN 978-0-691-07331-6 .
- ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. стр. 147–152. ISBN 978-0-691-07331-6 .
- ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. п. 153. ИСБН 978-0-691-07331-6 .
- ^ Бхате, Сароджа; Бронкхорст, Джон; Бхартрихари; Международная конференция по Бхарти, ред. (1997). Бхартрихари: философ и грамматик; материалы Первой международной конференции по Бхартрихари (Университет Пуны, 6–8 января 1992 г.) (перепечатка Aufl. 1994 г., изд.). Дели: Motilal Banarsidass Publ. стр. 100-1 14, 153–172. ISBN 978-81-208-1198-0 .
- ^ Бхате, Сароджа; Бронкхорст, Йоханнес, ред. (1994). Бхартрихари, философ и грамматист: материалы Первой международной конференции по Бхартрихари (Университет Пуны, 6-8 января 1992 г.) (1-е изд.). Дели: Издательство Motilal Banarsidas. п. 33. ISBN 978-81-208-1198-0 .
- ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. п. 179. ИСБН 978-0-691-07331-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бхате, Сароджа; Бронкхорст, Джон; Бхартрихари; Международная конференция по Бхарти, ред. (1997). Бхартрихари: философ и грамматик; материалы Первой международной конференции по Бхартрихари (Университет Пуны, 6–8 января 1992 г.) (перепечатка Aufl. 1994 г., изд.). Дели: Motilal Banarsidass Publ. п. 33. ISBN 978-81-208-1198-0 .
- ^ «Бхартрихари | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 03 июля 2024 г.
- ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. п. 177. ИСБН 978-0-691-07331-6 .