Jump to content

Триканди

(Перенаправлено с Вакьяпадии )

Триканди («Три книги») — санскритский трактат по философии языка и грамматики ( вьякарана ), написанный индийским грамматистом и философом V века Бхартрихари . В некоторых печатных изданиях XIX-XX веков он упоминается под названием «Вакьяпадия» , которое на самом деле является названием его части. Работа Бхартрихари важна тем, что в ней всесторонне рассматриваются отношения между языком, мышлением и реальностью.

Триканди , что буквально означает «три книги», — это название произведений. [ 1 ] Однако в ранних печатных изданиях произведения, например, 1888 и 1905 годов, Вакьяпадия неверно представлялась как название всего сборника, содержащего три книги. Первоначально Вакьяпадия относилась только ко второй книге сборника, а позже стала относиться к первым двум книгам. [ 2 ]

Структура и содержание

[ редактировать ]

Триканди , также известная как Вакьяпадия, содержит три канды (раздела): Брахмаканда (Книга Брахмана), Вакьяканда (Книга предложений) и Падаканда (Книга слов). [ 1 ] Бхартрихари Триканди представляет Веды как организующий принцип мира, служащий не просто руководством ( upadestr ) для правильного поведения и знания, но и основной сущностью ( пракрити ) вселенной, предполагая, что Веды являются одновременно источником знания и основа существования мира. [ 3 ]

Первые две части делятся на карика (стихи) и вритти (комментарии). [ 2 ] С древнейших времен традиция приписывает авторство вритти самому Бхартрихари, хотя в некоторых рукописях в качестве их автора упоминается Харивришабха, псевдоним Вришабха. [ 2 ]

Структура текста дает целостное представление о языке, охватывая его философские основы, структуратор предложений и словообразование. [ 1 ]

Брахмаканда

[ редактировать ]

Брахмаканда , заявляя , обсуждает концепцию Брахмана что она «создает разнообразие мира из языка». [ 4 ] В нем кратко обсуждаются ведические ветви и Веды как источник обрядов, смрити , школ философии и традиционных знаний. Автор подчеркивает важность грамматики ( вьякараны ), называя ее «дверью к освобождению», и описывая ее как первую среди шести вспомогательных наук , поскольку только через нее можно понять другие науки. [ 5 ]

Затем в тексте обсуждаются различные темы, включая слова, значения и отношения между ними; объем грамматики; языковые формы; сфота ; восприятие звука и т. д. [ 6 ] Автор утверждает, что дети понимают язык благодаря «диспозиционным тенденциям», присущим их предыдущим рождениям; они пытаются говорить интуитивно, а не потому, что их научили говорить. В вритти автор объясняет, что то, что существует, равносильно несуществующему, если об этом не говорится с помощью языка; Точно так же несуществующие вещи становятся почти реальными, когда язык напоминает о них. [ 7 ]

Автор описывает язык как основу всех отраслей знания, всех искусств и ремесел. Он обсуждает взаимосвязь между языком и другими понятиями, такими как познание, сознание, заслуги, духовность и Священные Писания. Он также обсуждает употребление неправильных языковых форм ( апабхрамша ). [ 8 ]

Вакьяканда

[ редактировать ]

Автор перечисляет различные определения предложения, данные разными авторитетами, такими как Катьяяна, школа Мимамса и разными логиками ( ньяя-вадинами ). [ 9 ] Затем он обсуждает концепцию сфоты и различные взгляды на делимость и неделимость предложения и его значение. [ 10 ]

Автор рассматривает 12 взглядов на значение языковых форм. Он перечисляет шесть разновидностей интуиции и обсуждает роль интуиции в понимании смысла предложения. Затем он обсуждает составные части слов (такие как префикс, суффикс, основа и корни); языковые формы (существительные, глаголы, предлоги, частицы и послелоги); фонемы; сложные слова; омофоны; соединения слов. [ 11 ]

Автор утверждает, что необходимо различать возможные и предполагаемые значения языковых форм, и обсуждает различные факторы, определяющие значение. Он также обсуждает различные взгляды на взаимосвязь между языком и значением. Например, некоторые люди думают, что язык только производит память, но не устанавливает значение: обожженный человек понимает значение горения, когда он вступает в контакт с огнем, в отличие от изучения значения слова «горение» через язык. . Автор также обсуждает другие смежные темы, такие как полнота предложения, ударение и сопутствующие темы. [ 12 ]

В эпилоге автор рассказывает о различных грамматических традициях Индии, утверждая, что его учитель освоил все из них. Он упоминает нескольких более ранних ученых, в том числе Панини , Патанджали , Чандру, Байджи, Саубхаву и Харьяску. Он утверждает, что важно узнавать о различных традициях и работах более ранних ученых. [ 13 ]

Падаканда

[ редактировать ]

Последняя книга посвящена отдельным словам, их образованию и значениям. Здесь также обсуждаются правила образования и толкования слов. [ 1 ]

Книга 3 состоит из 14 глав ( самуддешас ): [ 14 ]

  1. Об всеобщей собственности ( Джати-самуддеша )
  2. О субстанции ( Дравья-самуддеша )
  3. Об отношениях ( Самбандха-парикша )
  4. Подробнее о субстанции ( Бхуйодравья-самуддеша )
  5. О качестве ( Гуна-самуддеша )
  6. О пространственном направлении ( Дик-самуддеша )
  7. О средствах действия ( Садхана-самуддея )
  8. О действии ( Крия-самуддеша )
  9. Вовремя ( Кала-самуддеша )
  10. О личности ( Пуруша-самуддеша )
  11. О числе ( Самкхья-самуддеша )
  12. Аспект ( Упа-граха-самуддеша )
  13. О поле ( Линга-самуддеша )
  14. О языковых образованиях ( Вритти-самуддеша )

Комментарии

[ редактировать ]

Известны следующие комментарии к произведению:

Книга 1

  • Паддхати или Спутакшара , тика Вришабхадева. [ 15 ] Харивришабха, псевдоним Вришабха (ок. 650 г. н.э.), был сыном Деваяшаса и протеже царя Вишну-гупты; его Вакьяпадия-паддхати - самый ранний известный комментарий к работе Бхартрихари, написанный кем-то другим, а не Бхартрихари. [ 16 ]

Книга 2

  • Оригинальное вритти Бхартрихари или Харивришабхи. [ 17 ]
  • Вакьяпрадипатика Бхартрихари дает объяснение карикам . [ 17 ] [ 18 ]
  • Краткое изложение в стихах тики Пунья -раджи или Раджанака-шура-вармана; вероятно, это было краткое изложение ныне утерянного комментария Хелараджи. [ 17 ]
  • Вакья-падия-прамея-самграха , краткое изложение тики , написанное неизвестным редактором. [ 17 ]

Книга 3

  • Пракирна-вритти учителя Йогачары Дхрама-палы (6-7 века); эта работа сейчас утеряна и известна из китайской традиции и И-цзин. Титул Пракирна-вритти известен из «Дхармоттара-прадипы» Дурвеки Мишры . [ 19 ]
  • Пракирна[ка]-пракаша Хела-раджи, с двумя пробелами, заполненными Пхулла-раджем (вероятно, тем же, что и Пунья-раджа); эта работа содержит объяснение карик [ 17 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Поттер, Карл Х., изд. (1977). Энциклопедия индийской философии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-07281-4 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Бхате, Сароджа; Бронкхорст, Джон; Бхартрихари; Международная конференция по Бхарти, ред. (1997). Бхартрихари: философ и грамматик; материалы Первой международной конференции по Бхартрихари (Университет Пуны, 6–8 января 1992 г.) (перепечатка Aufl. 1994 г., изд.). Дели: Motilal Banarsidass Publ. стр. 100-1 23–24. ISBN  978-81-208-1198-0 .
  3. ^ Ллевеллин, Джон Эрл, изд. (2018). Определение индуизма: читатель . Критические категории в изучении религии (впервые выпущено в мягкой обложке в 2018 г.). Лондон Нью-Йорк: Рутледж. стр. 19–20. ISBN  978-1-904768-73-9 .
  4. ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. стр. 126–127. ISBN  978-0-691-07331-6 .
  5. ^ Кауард, Гарольд Г.; Кунджунни Раджа, Кумарапурам (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийской философии. Принстон (Нью-Джерси): Издательство Принстонского университета. п. 128. ИСБН  978-0-691-07331-6 .
  6. ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. стр. 128–134. ISBN  978-0-691-07331-6 .
  7. ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. п. 135. ИСБН  978-0-691-07331-6 .
  8. ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. стр. 135–138. ISBN  978-0-691-07331-6 .
  9. ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. п. 138. ИСБН  978-0-691-07331-6 .
  10. ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. стр. 139–142. ISBN  978-0-691-07331-6 .
  11. ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. стр. 143–147. ISBN  978-0-691-07331-6 .
  12. ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. стр. 147–152. ISBN  978-0-691-07331-6 .
  13. ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. п. 153. ИСБН  978-0-691-07331-6 .
  14. ^ Бхате, Сароджа; Бронкхорст, Джон; Бхартрихари; Международная конференция по Бхарти, ред. (1997). Бхартрихари: философ и грамматик; материалы Первой международной конференции по Бхартрихари (Университет Пуны, 6–8 января 1992 г.) (перепечатка Aufl. 1994 г., изд.). Дели: Motilal Banarsidass Publ. стр. 100-1 14, 153–172. ISBN  978-81-208-1198-0 .
  15. ^ Бхате, Сароджа; Бронкхорст, Йоханнес, ред. (1994). Бхартрихари, философ и грамматист: материалы Первой международной конференции по Бхартрихари (Университет Пуны, 6-8 января 1992 г.) (1-е изд.). Дели: Издательство Motilal Banarsidas. п. 33. ISBN  978-81-208-1198-0 .
  16. ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. п. 179. ИСБН  978-0-691-07331-6 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Бхате, Сароджа; Бронкхорст, Джон; Бхартрихари; Международная конференция по Бхарти, ред. (1997). Бхартрихари: философ и грамматик; материалы Первой международной конференции по Бхартрихари (Университет Пуны, 6–8 января 1992 г.) (перепечатка Aufl. 1994 г., изд.). Дели: Motilal Banarsidass Publ. п. 33. ISBN  978-81-208-1198-0 .
  18. ^ «Бхартрихари | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 03 июля 2024 г.
  19. ^ Кауард, Гарольд Г., изд. (1990). Философия грамматиков . Энциклопедия индийских философий / общ. ред.: Карл Поттер. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пр. п. 177. ИСБН  978-0-691-07331-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52a1764af75d0b68f4e812651a839a0f__1724403180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/0f/52a1764af75d0b68f4e812651a839a0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trikāṇḍī - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)