Jump to content

Сфота

(Перенаправлено со Сфоты )

Спхота ( санскрит : взрыв , IPA: [ˈspʰoːʈɐ] ; «взрыв, раскрытие», «рывок») — важное понятие в индийской грамматической традиции Вьякараны , касающееся проблемы производства речи, того, как разум упорядочивает языковые единицы в связную речь и смысл .

Теория сфоты связана с Бхартрихари ( ок. V век). [ 1 ] ), ранний деятель индийской лингвистической теории, упомянутый в 670-х годах китайским путешественником Ицзин . Бхартрихари — автор Вакьяпадии ( «[трактат] о словах и предложениях »). Работа разделена на три книги: Брахма-канда (или Агама-самуччая «сборник традиций»), Вакья-канда и Пада-канда (или Пракирнака «разное»).

Он предположил, что акт речи состоит из трех стадий:

  1. Концептуализация говорящим ( Пашьянти « идея »)
  2. Исполнение речи ( Мадхьяма « средний »)
  3. Понимание переводчика ( Вайкхари «полное высказывание»).

Бхартрихари принадлежит к школе шабда-адвайта, « речи монистической », которая отождествляет язык и познание. По словам Джорджа Кардоны , «Вакьяпадия считается крупнейшей индийской работой своего времени по грамматике, семантике и философии».

Этимология

[ редактировать ]

Хотя сфоты собственно теория ( спхотавада ) берет свое начало от Бхартрихари , этот термин имеет более длительную историю использования в техническом словаре санскритских грамматистов, и Бхартрихари, возможно, основывался на идеях своих предшественников, чьи работы частично утеряны.

Санскритское слово sphota этимологически происходит от корня sphuṭ «взрыв». В техническом лингвистическом смысле его использовал Патанджали (2 век до н.э.) по отношению к «вырыву» значения или идеи в разум во время произнесения языка. Патанджали Сфота — это неизменное качество речи. Акустический элемент ( дхвани ) может быть длинным или коротким, громким или тихим, но на сфоту не влияют индивидуальные различия говорящих. Таким образом, одна фонема ( варна ), такая как /k/, /p/ или /a/, представляет собой абстракцию, отличную от вариантов, возникающих при фактическом произнесении. [ 2 ] Вечные качества языка уже постулируются Яской в ​​его «Нирукте» (1.1), где делается ссылка на другого древнего грамматика, Аудумбараяну , о работе которого ничего не известно, но который был предложен в качестве первоначального источника концепции. [ 3 ] Грамматик Вьяди, автор утерянного текста «Самграха» , возможно, развил некоторые идеи теории сфоты ; некоторые различия, относящиеся к дхвани . в частности, Бхартрихари упоминает [ 4 ]

как технический термин не использовался сфота До Патанджали , но Панини (6.1.123) называет грамматиста по имени Сфотаяна одним из своих предшественников. Это побудило средневековых комментаторов Панини (таких как ) приписать первое развитие спхотавады Спхотаяне . Харадатта

Вакьяпадия

[ редактировать ]

В отчете китайского путешественника Ицзин твердая конечная точка ante quem датируется 670 годом нашей эры на Бхартрихари. Раньше ученые считали, что он жил в VI или VII веке; Согласно нынешнему мнению, он относится к V веку. [ 1 ] По некоторым традиционным сведениям, он такой же, как поэт Бхартрихари, написавший Шатакатраю .

В Вакьяпадии термин спхота приобретает более тонкий оттенок, но среди ученых существуют некоторые разногласия относительно того, что намеревался сказать Бхартрихари. Спота сохраняет свой неизменный атрибут, но иногда подчеркивается ее неделимость, а иногда говорят, что она действует на нескольких уровнях. В стихе I.93 Бхартрихари утверждает, что сфота — это универсальный или языковой тип — тип предложения или тип слова, в отличие от их знаков (звуков). [ 2 ]

Бхартрихари развивает эту доктрину в метафизическом контексте, рассматривая сфоту как языковую способность человека, раскрывающую его сознание. [ 5 ] Действительно, высшая реальность также выражается в языке, Шабда-Брахмане , или «Вечном Глаголе». Ранние индологи, такие как А. Б. Кит, Бхартрихари считали, что сфота была мистическим понятием из-за метафизической основы текста Бхартрихари, Вакьяпадия , где она обсуждается. Кроме того, центральное в этой концепции понятие «вспышка или озарение» или « откровение » также соответствует этой точке зрения. Однако современный взгляд [ по мнению кого? ] в том, что это, возможно, более психологическое различие.

Бхартрихари расширяет понятие сфоты в Патанджали и обсуждает три уровня:

  1. варна-спхота , на уровне слогов. Джордж Кардона считает, что это остается абстракцией звука, дальнейшим усовершенствованием концепции фонемы Патанджали — теперь она обозначает единицы звука.
  2. пада-спхота на уровне слов и
  3. вакья-спхота , на уровне предложения.

Он проводит различие между сфотой , которая является целостной и неделимой, и нада , звуком, который последователен и, следовательно, делим. Сфота это причинный корень, намерение, стоящее за высказыванием, по смыслу сходное с понятием леммы в большинстве психолингвистических теорий речевого производства. Однако сфота возникает и у слушателя, что отличается от положения леммы. Произнесение нада вызывает у слушателя то же самое умственное состояние или сфоту — оно приходит целиком, во вспышке узнавания или интуиции ( пратибха , «сияние»). Это особенно верно для вакья-спхота , когда все предложение обдумывается (говорящим) и воспринимается (слушающим) как единое целое.

Бимал К. Матилал (1990) попытался объединить эти взгляды - он считает, что для Бхартрихари сам процесс мышления включает вибрации, поэтому мысль имеет некоторые звуковые свойства. Мысль действует посредством шабданы , или «говорения», так что механизмы мышления такие же, как и механизмы языка. Действительно, Бхартрихари, кажется, говорит, что мысль невозможна без языка. Это приводит к несколько уорфианской позиции относительно взаимоотношений между языком и мышлением. Тогда сфота является носителем этой мысли как изначальная вибрация.

Иногда различие нада-спхота проводится с точки зрения сопоставления означающего и означаемого, но это ошибочное представление. В традиционном санскритском лингвистическом дискурсе (например, в Катьяяне) вачака относится к означающему, а «вачья» — к означаемому. Отношения «вачака-вачья» вечны для Катьяяны и мимансаков , но общеприняты среди ньяя. Однако у Бхартрихари от этой двойственности отказываются в пользу более целостного взгляда - для него не существует независимого значения или означаемого; значение присуще слову или самой сфоте.

Издания Вакьяпадии

[ редактировать ]
  • К. Рагхаван Пиллаи (пер.), Бхартрихари. Вакьяпадия, Критические тексты Песен I и II с английским переводом Дели: Мотилал Банарсидасс, 1971.
  • Вильгельм Рау, Бхартрихарис Вакьяпадия / Мулакарики по рукописям, изд. и снабжен индексом пада , Висбаден: Штайнер, 1977, Трактаты по знаниям Востока 42.4.
  • Вильгельм Рау, Бхартрихарис Вакьяпадия II: Текст рукописи на пальмовом листе Trivandrum SN 532 (= A) , Штутгарт: Штайнер, 1991, Трактаты класса гуманитарных и социальных наук, Академия наук и литературы № 7, ISBN   3-515-06001-4
  • Сароджа Бхате, Указатель слов к Вакьяпадии Бхартрихари вместе с полным текстом Вакьяпадии (Дели: Eastern Book Linkers, 1992). ISBN   81-85133-54-9 Открытая библиотека

Вьякарана

[ редактировать ]

Теория сфоты оставалась широко влиятельной в индийской философии языка и была в центре внимания многочисленных споров на протяжении нескольких столетий. Он был принят большинством ученых вьякараны (грамматики), но школы миманса и ньяя отвергли его, прежде всего, по причине композиционности . Приверженцы доктрины «сфота» были целостными или некомпозиционными ( а-кханда-пакша ), предполагая, что многие более крупные единицы языка понимаются как единое целое, тогда как мимансаки, в частности, предлагали композиционность ( кханда-пакша ). Согласно первому, значения слов, если таковые имеются, определяются после анализа предложений, в которых они встречаются. Эта дискуссия имела многие черты, которые оживляют современные дебаты о языке по поводу семантического холизма , например, .

Мимамсаки считали , что слово составляют только звуковые единицы или буквы. Звуковые единицы произносятся последовательно, но каждая оставляет после себя впечатление, и смысл схватывается только тогда, когда произносится последняя единица. Эту позицию наиболее удачно изложил Кумарила Бхатта (7 век), который утверждал, что «сфоты» на уровне слов и предложений в конечном итоге состоят из более мелких единиц и не могут отличаться от их комбинации. [ 6 ] Однако в конечном итоге она познается как единое целое, и это приводит к неправильному восприятию сфоты как единой неделимой единицы. Каждая звуковая единица в высказывании вечна, а сами звуки различаются в силу различий в проявлении.

Точку зрения ньяя излагает, среди прочего, Джаянта (9 век), который выступает против позиции мимансы , говоря, что произносимые звуковые единицы различны; например, для звука [g] мы делаем вывод о его «г-капоте» на основании его сходства с другими подобными звуками, а не из-за какой-либо вечности, лежащей в его основе. Кроме того, связь вачака-вачья рассматривается как произвольная и условная, а не вечная. Однако он согласен с Кумарилой в плане композиционности высказывания.

обсуждалась в ряде трактатов На протяжении второго тысячелетия доктрина сфоты . » Нагешабхатты Особенно примечательна «Сфотавада (18 век). Нагеша четко определяет сфоту как носителя значения и выделяет восемь уровней, некоторые из которых можно разделить.

Современная лингвистика

[ редактировать ]

В наше время среди исследователей Бхартрихари был Фердинанд де Соссюр , который защитил докторскую работу по родительному падежу на санскрите и читал лекции по санскриту и индоевропейским языкам в Парижском и Женевском университетах в течение почти трех десятилетий. Считается, что на него могли повлиять некоторые идеи Бхартрихари, особенно дебаты о спхотах . В частности, его описание знака , состоящего из означающего и означаемого, где эти сущности неразделимы — все отображение от звука до обозначения составляет знак — кажется, содержит в себе некоторые оттенки сфоты . Многие другие выдающиеся европейские ученые около 1900 года, в том числе лингвисты, такие как Леонард Блумфилд и Роман Якобсон , находились под влиянием Бхартрихари. [ 7 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Долгое время считалось, что Бхартрихари жил в седьмом веке нашей эры, но, согласно свидетельству китайского паломника Ицзин [...] он был известен буддийскому философу Дигнаге , и это отодвинуло его дату назад в пятый век нашей эры. ." Эдвард Крейг, изд. (1998), Философская энциклопедия Рутледжа , Тейлор и Фрэнсис, стр. 764, ISBN  978-0-415-16916-5
  2. ^ Jump up to: а б Бимал Кришна Матилал (1990). Слово и мир: вклад Индии в изучение языка . Оксфорд.
  3. ^ Бро, Дж. (1952). «Теория языка Аудумбараяны». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 14 (1): 73–77. дои : 10.1017/s0041977x00084202 .
  4. ^ Доминик Вуястик (1993). Метаправила панинийской грамматики, Вьядияпарибхаша . Гронинген: Форстен. Вуджастик, однако, отмечает, что нет никаких ранних свидетельств, связывающих кого-то по имени Вьяди с текстом под названием Самграха , который, как говорят, посвящен философии языка, и что связь между ними возникла из-за раннего неправильного прочтения Махабхашьи . Более того, о Самграхе в основном упоминают потому, что у нее есть мнение о связи между словом и его значением ( шабдартхасамбандха ).
  5. ^ Трус, Гарольд Г. (1997). Сфота-теория языка: философский анализ . Мотилал Банарсидасс. ISBN  81-208-0181-4 .
  6. ^ Гауринатх Шастри. Исследование диалектики сфоты , Мотилал Банарсидасс (1981).
  7. ^ Фриц Стаал , глава 16 «Наука о языке» в книге Гэвина Д. Флада (ред.) The Blackwell Companion to Hinduism Blackwell Publishing (2003), ISBN   978-0-631-21535-6 , стр. 357-358

Библиография

[ редактировать ]
  • Сароджа Бхате, Йоханнес Бронкхорст (ред.), Бхартрихари - философ и грамматист: материалы Первой международной конференции по Бхартрихари , Университет Пуны, 6–8 января 1992 г., Motilal Banarsidass Publishers, 1997, 1992; ISBN   81-208-1198-4
  • Мария Пьера Кандотти, Интерпретации металингвистического дискурса: судьба сутры A 1 1 68 в Патанджали и Бхартрихари , Kykéion studi e testi. 1, Наука о религиях, Издательство Флорентийского университета, 2006, Дисс. унив. Лозанна, 2004 г., ISBN   978-88-8453-452-1
  • Э. Х. Клир, «Индуистская философия», в книге Э. Крейга (ред.), Философская энциклопедия Routledge , Лондон: Routledge (1998) [1]
  • Гарольд Кауард , Теория языка Сфота: философский анализ , Дели: Мотилал Банарсидасс, 1980.
  • Алессандро Грахели, Теория Сфоты в шестой Анике Ньяяманджари Джаянтабхатты ( 2003), диссертация Университета «Ла Сапиенца», Рим (2003).
  • Алессандро Грахели, и передача Ньяяманджари История Критическое издание раздела о Сфоте , Вена: Издательство Academie, 2015.
  • Радхика Герцбергер, Бхартрихари и буддисты , Дордрехт: Д. Рейдель/Kluwer Academic Publishers, 1986.
  • Ян Э.М. Хубен, Самбанда Самуддеша и философия языка Бхартрихари , Гронинген: Эгберт Форстен, 1995.
  • Субрамания К.А. Айер, Бхартрихари. Исследование Вакьяпадии в свете древних комментариев , Пуна: Научно-исследовательский институт последипломного образования Деканского колледжа, 1969, переиздание 1997 года.
  • Тандра Патнаик, Шабда: исследование философии языка Бхартрихари , Нью-Дели: DK Printworld, 1994, ISBN   81-246-0028-7 .
  • К. Дж. Шах, «Бхартрихари и Витгенштейн» в книге «Перспективы философии значения» (Том I, № 1. Нью-Дели) 1/1 (1990): 80-95.

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c97825a929d14b60ed7523b29ff6a606__1710976020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/06/c97825a929d14b60ed7523b29ff6a606.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sphoṭa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)