Jump to content

Лемма (психолингвистика)

В психологии лемма .: ( мн.ч . леммы или лемматы ) — это абстрактная концептуальная форма слова, мысленно выбранная до ранних стадий речевого производства Это понятие используется для объяснения того, как происходит процесс порождения речи. В частности, леммы рассматриваются как мысленные представления слов, которые организуются и извлекаются из памяти до того, как они в конечном итоге будут произнесены. [1] Лемма представляет собой определенное значение , но не имеет каких-либо определенных звуков, связанных с ней.

Когда человек произносит слово, он, по сути, превращает свои мысли в звуки — процесс, известный как лексикализация . Во многих психолингвистических моделях это считается как минимум двухэтапным процессом. Первый этап касается семантики и синтаксиса ; Результатом первого этапа является абстрактное представление о слове, которое представляет собой значение и содержит информацию о том, как слово может использоваться в предложении. Однако он не содержит информации о том, как произносится это слово. Второй этап занимается фонологией слова ; он присоединяет информацию о звуках, которые придется произнести. Результатом первого этапа является лемма в этой модели; результат второго этапа называется лексемой .

Эта двухэтапная модель является наиболее широко поддерживаемой теорией производства речи в психолингвистике. [2] хотя это было оспорено. [3] Например, есть некоторые свидетельства того, что грамматический род существительного извлекается из фонологической формы слова (лексемы), а не из леммы. [4] Это можно объяснить моделями, которые не предполагают четкого уровня между семантическим и фонологическим этапами (и поэтому не имеют представления в лемме). [3]

В процессе активации языка поиск лемм является первым шагом к лексическому доступу. На этом этапе значение и синтаксические элементы лексической единицы реализуются как лемма. Поиск леммы, как объясняется в рамках теории активации распространения , является частью сети отдельных элементов, состоящих из абстрактного понятия, леммы и лексемы. Поиску леммы способствует уровень активации концепции, которую еще предстоит вербализовать. Когда активация происходит на уровне леммы, выбирается самый высокий активированный элемент леммы. [5]

Эксперименты по лексическому отбору доказали, что на поиск леммы влияет частота слова . [6] Это указывает на то, что частота слов важна не только для извлечения лексических элементов, но и для доступа к семантическим и синтаксическим элементам для кодирования лемм во фразу. [7]

Эксперименты по изучению феномена кончика языка (ТОТ) доказали, что менее прочные связи фонологических элементов (лексем) и лексических и синтаксических представлений (лемм) приводят к невозможности восстановить лексический элемент. [8] Высказывания ТОТ свидетельствуют о том, что леммы и лексемы представляют собой отдельные процессы языковой активации. [9]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уоррен, Пол (2012). Знакомство с психолингвистикой . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 243. ИСБН  978-0521130561 . Проверено 24 марта 2015 г.
  2. ^ Харли, Т. (2005). Психология языка . Хов; Нью-Йорк: Psychology Press. п. 359.
  3. ^ Jump up to: а б Карамацца, А. (1997). «Сколько уровней обработки существует при лексическом доступе?». Когнитивная нейропсихология . 14 : 177–208. CiteSeerX   10.1.1.455.4266 . дои : 10.1080/026432997381664 .
  4. ^ Старревельд, Пенсильвания; Ла Хей, В. (2004). «Фонологическое облегчение грамматического поиска рода» (PDF) . Язык и когнитивные процессы . 19 (6): 677–711. дои : 10.1080/01690960444000061 . hdl : 1871/17124 . S2CID   51826019 .
  5. ^ Рулофс, Арди (1 января 1992 г.). «Теория распространения-активации поиска лемм в разговорной речи». Познание . 42 (1–3): 107–142. дои : 10.1016/0010-0277(92)90041-F . ПМИД   1582154 . S2CID   25237845 .
  6. ^ «Краткая статья Влияет ли частота слов на лексический выбор при производстве речи? (Доступна загрузка в формате PDF)» . Исследовательские ворота . Проверено 2 мая 2017 г.
  7. ^ Кормос, Юдит. (1998). МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В L2-КОММУНИКАЦИИ. Исследования по овладению вторым языком. 20. 349 – 385.
  8. ^ Хофферберт-Зауэр, Нью-Джерси (2014). «Разрешение состояний кончика языка с помощью слоговых подсказок». В. Торренс и Л. Эскобар (ред.), Обработка лексики и морфосинтаксиса : (стр. 43–68).
  9. ^ Абрамс, Лиз; Дэвис, Даниэль К. (2016). Познание, язык и старение . стр. 13–53. дои : 10.1075/z.200.02абр . ISBN  978-90-272-1232-0 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 431862fcc6227774826bd3fdb1d301a9__1718080080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/a9/431862fcc6227774826bd3fdb1d301a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lemma (psycholinguistics) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)