Лемма (психолингвистика)
Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( Апрель 2017 г. ) |
В психологии лемма .: ( мн.ч . леммы или лемматы ) — это абстрактная концептуальная форма слова, мысленно выбранная до ранних стадий речевого производства Это понятие используется для объяснения того, как происходит процесс порождения речи. В частности, леммы рассматриваются как мысленные представления слов, которые организуются и извлекаются из памяти до того, как они в конечном итоге будут произнесены. [1] Лемма представляет собой определенное значение , но не имеет каких-либо определенных звуков, связанных с ней.
Когда человек произносит слово, он, по сути, превращает свои мысли в звуки — процесс, известный как лексикализация . Во многих психолингвистических моделях это считается как минимум двухэтапным процессом. Первый этап касается семантики и синтаксиса ; Результатом первого этапа является абстрактное представление о слове, которое представляет собой значение и содержит информацию о том, как слово может использоваться в предложении. Однако он не содержит информации о том, как произносится это слово. Второй этап занимается фонологией слова ; он присоединяет информацию о звуках, которые придется произнести. Результатом первого этапа является лемма в этой модели; результат второго этапа называется лексемой .
Эта двухэтапная модель является наиболее широко поддерживаемой теорией производства речи в психолингвистике. [2] хотя это было оспорено. [3] Например, есть некоторые свидетельства того, что грамматический род существительного извлекается из фонологической формы слова (лексемы), а не из леммы. [4] Это можно объяснить моделями, которые не предполагают четкого уровня между семантическим и фонологическим этапами (и поэтому не имеют представления в лемме). [3]
В процессе активации языка поиск лемм является первым шагом к лексическому доступу. На этом этапе значение и синтаксические элементы лексической единицы реализуются как лемма. Поиск леммы, как объясняется в рамках теории активации распространения , является частью сети отдельных элементов, состоящих из абстрактного понятия, леммы и лексемы. Поиску леммы способствует уровень активации концепции, которую еще предстоит вербализовать. Когда активация происходит на уровне леммы, выбирается самый высокий активированный элемент леммы. [5]
Эксперименты по лексическому отбору доказали, что на поиск леммы влияет частота слова . [6] Это указывает на то, что частота слов важна не только для извлечения лексических элементов, но и для доступа к семантическим и синтаксическим элементам для кодирования лемм во фразу. [7]
Эксперименты по изучению феномена кончика языка (ТОТ) доказали, что менее прочные связи фонологических элементов (лексем) и лексических и синтаксических представлений (лемм) приводят к невозможности восстановить лексический элемент. [8] Высказывания ТОТ свидетельствуют о том, что леммы и лексемы представляют собой отдельные процессы языковой активации. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уоррен, Пол (2012). Знакомство с психолингвистикой . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 243. ИСБН 978-0521130561 . Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ Харли, Т. (2005). Психология языка . Хов; Нью-Йорк: Psychology Press. п. 359.
- ^ Jump up to: а б Карамацца, А. (1997). «Сколько уровней обработки существует при лексическом доступе?». Когнитивная нейропсихология . 14 : 177–208. CiteSeerX 10.1.1.455.4266 . дои : 10.1080/026432997381664 .
- ^ Старревельд, Пенсильвания; Ла Хей, В. (2004). «Фонологическое облегчение грамматического поиска рода» (PDF) . Язык и когнитивные процессы . 19 (6): 677–711. дои : 10.1080/01690960444000061 . hdl : 1871/17124 . S2CID 51826019 .
- ^ Рулофс, Арди (1 января 1992 г.). «Теория распространения-активации поиска лемм в разговорной речи». Познание . 42 (1–3): 107–142. дои : 10.1016/0010-0277(92)90041-F . ПМИД 1582154 . S2CID 25237845 .
- ^ «Краткая статья Влияет ли частота слов на лексический выбор при производстве речи? (Доступна загрузка в формате PDF)» . Исследовательские ворота . Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ Кормос, Юдит. (1998). МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В L2-КОММУНИКАЦИИ. Исследования по овладению вторым языком. 20. 349 – 385.
- ^ Хофферберт-Зауэр, Нью-Джерси (2014). «Разрешение состояний кончика языка с помощью слоговых подсказок». В. Торренс и Л. Эскобар (ред.), Обработка лексики и морфосинтаксиса : (стр. 43–68).
- ^ Абрамс, Лиз; Дэвис, Даниэль К. (2016). Познание, язык и старение . стр. 13–53. дои : 10.1075/z.200.02абр . ISBN 978-90-272-1232-0 .